Статья 28. организация деятельности комиссий

Формирование приказа о создании комиссии в организации происходит в случаях, когда для решения каких-либо задач требуется участие сразу нескольких сотрудников.

Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.

В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.

В некоторых случаях к участию в комиссии могут привлекаться и сторонние эксперты, например, если дело касается какого-то высокотехнологичного оборудования, техники, специфических объектов и т.д.

Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.

В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.

Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.

  • По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.
  • Как правило, непосредственное составление приказов на предприятиях входит в обязанности кого-либо из «низовых» сотрудников, имеющих определенные навыки в создании такого рода бумаг. Обычно это:
  • Но, вне зависимости от того, на ком лежит исполнение данной задачи, документ должен быть завизирован директором компании, поскольку без его подписи он не приобретёт законной силы.
  • Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.
  • Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органами – налоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).
  • Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах.

Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.

  1. В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.
  2. С 2013 года обязательные к применению унифицированные формы первичных бухгалтерских и кадровых документов отменены, так что приказ можно писать в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри компании.
  3. Однако, в любом случае рекомендуется соблюдать некоторые нормы, установленные для таких документов правилами делопроизводства, а также стандарты русского языка.
  4. В частности, приказ о создании комиссии должен обязательно иметь:
  • номер;
  • место и дату составления;
  • наименование организации, в которой он создается;
  • обоснование (цель создания комиссии, причины);
  • ссылка на основание;
  • список лиц, включаемых в состав комиссии: их должности, фамилии-имена-отчества;
  • период работы комиссии,
  • ее функции и задачи.
  • Если есть необходимость, в приказ можно добавить и другие сведения, а также отдельным пунктом включить прикладываемые к нему дополнительные документы.
    В завершение в приказе устанавливаются ответственные за его выполнение лица (обычно это кадровые работники или юристы организаций).
    Статья 28. Организация деятельности комиссий

    На что обратить внимание при оформлении документа

    Как к составлению бланка, так и к его оформлению, никаких однозначных критериев нет: допустим как печатный, так и рукописный вариант документа. Приказ можно писать на фирменном бланке компании или на обыкновенном чистом листе любого удобного формата.
    При этом бланк должен быть обязательно подписан директором организации или заместителем, уполномоченным действовать от его имени.
    Проштамповывать документ при помощи штемпельных изделий не обязательно, т.к. юридические лица с 2016 года имеют полное право не использовать для удостоверения своей документации различные печати и штампы (только если такая норма не прописана в локальных актах фирмы).
    Делается приказ обычно в одном экземпляре и обязательно фиксируется в журнале учета внутренних документов.

    Где, как и сколько времени хранить приказ

    Весь период действия данный приказ должен находиться в отдельной папке вместе с другими распорядительными бумагами фирмы.
    После того, как его актуальность истечет, его можно передать на хранение в архив предприятия, где он должен лежать на протяжении установленного законом времени или срок, прописанный во внутренних нормативных актах компании, затем его можно утилизировать (также в строго определенном порядке).

    Приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда

    Комиссия по охране труда (иногда называется комитетом), согласно положениям ст. 218 ТК РФ, формируется из представителей работодателя и органа. Защищающего интересы сотрудников, например, профсоюза. Комиссия по проверке знаний по охране труда – несколько другоая структура, регламентированная п. 3.4 Приложения к постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. В отличие от первой структуры, которая создается по дорой воле работодателя, формирование этой комиссии на предприятии обязательно.
    Инициируется создание такой комиссии приказом руководства предприятия. Приказ пишется по принятой в организации форме. Помимо стандартных элементов («шапка», номер приказа, дата и т.п.), в нем должны быть отражены следующие положения:

    • название документа, отражающее его суть;
    • ссылки на нормативные государственные документы;
    • фамилии и должности назначаемых членов комиссии;
    • указания об ознакомлении с приказом сотрудников;
    • Лицо, осуществляющее контроль над исполнением приказа.

    Скачать пример приказа о создании комиссии по проверке знаний по охране труда .doc

    • ООО «Традесканция»
      ПРИКАЗ № 003 / 4
    • О создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний и
      требований охраны труда персонала организации

    17.05.2017 г., г. Екатеринбург

    Организация работы комиссии по охране труда в организации

    Комиссия по охране труда (также может именоваться комитетом) — один из элементов системы управления в системе охраны труда. О том, насколько необходимо создание комиссии по охране труда, каковы ее функции, правомочия, состав, каков порядок организации ее деятельности, вы узнаете из статьи.

    Является ли создание комитета (комиссии) по охране труда обязательным? Кто его организует, каковы его функции?

    Комиссия по охране труда не всегда имеется на предприятии, т. к. действующее законодательство не обязывает работодателя создавать данную структуру. Согласно ст. 218 Трудового кодекса РФ, это факультативное звено организовывается по желанию и инициативе:

    • руководства;
    • трудящихся;
    • представительного органа сотрудников.

    Комиссия по охране труда в организации выполняет следующие функции:

    1. Принимает и изучает предложения по улучшению условий труда, а также всячески содействует в этом администрации.
    2. Помогает организовывать обучение, инструктажи и проверку знаний по охране труда.
    3. Информирует трудящихся об условиях труда, мерах по их улучшению, правах в области охраны и безопасности труда.
    4. Помогает службе по охране труда.
    5. Дает руководству рекомендации по изданию локальных нормативных источников в сфере охраны труда.

    Структура комитета. Кто входит в его состав?

    Если решение об организации комиссии по охране труда принято, то в ее состав должен входить не только работодатель, но и члены представительного органа работников. Численность представителей зависит от количества рабочего персонала и определяется по договоренности.

    Свои обязанности участники комиссии по охране труда выполняют безвозмездно. Согласно п. 15 приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения…» от 24.06.

    2014 № 412н (далее — приказ № 412н), перед определением состава комиссии по охране труда на предприятии все предполагаемые ее члены проходят за счет работодателя соответствующее обучение в специализированном учебном заведении.

    Структура комиссии по охране труда следующая:

    1. Председатель (им выступает сам работодатель или его представитель);
    2. Заместители (один из них обязательно должен быть от трудящихся);
    3. Секретарь (обычно им становится сотрудник службы по охране труда).

    Приказ о создании комитета на предприятии

    • Создание комиссии по охране труда на предприятии оформляется соответствующим приказом, написанным в произвольной или принятой в организации форме. Например, он может выглядеть так:
    • Публичное акционерное общество «Грузовик»
    • (ПАО «Грузовик»)
    • Приказ № 14-од
    • 5 апреля 2021 года
    • Москва
    • О создании комиссии по охране труда
    • По инициативе Общества, в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса РФ,
    • приказываю:
    • 1. Создать комиссию по охране трудав следующем составе:
    • председатель — акционер Общества Егоров Владимир Игоревич;
    • первый заместитель председателя — начальник отдела кадров Петрова Анна Сергеевна;
    • второй заместитель председателя — механик гаража Шелест Николай Петрович;
    • секретарь — инженер по охране труда Крылов Виктор Степанович.

    2. Членам комиссии ознакомиться с положением о создании комиссии по охране трудав ПАО «Грузовик», утвержденным приказом от 01.04.2021 № 12-од.

    Генеральный директор: (подпись) В. В. Локтионов

    С приказом ознакомлены:

    акционер Общества В. И. Егоров: (подпись)

    Организация деятельности комитетов (комиссий) по охране труда

    Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

    В соответствии со статьей 218 ТК РФкомитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

    В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

    Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда[1].

    Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

    Задачи и функции комитета (комиссии) по охране труда

    Комитет (комиссия) является составной частью СУОТ в организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

    • Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов. Его задачами являются:
    • — разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
    • — организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
    • — информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

    Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей сторон) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комитета (комиссии) утверждают приказом (распоряжением) работодателя.

    Комитет (комиссия) избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря.

    Председателем комитета (комиссии), как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей председателя — представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем — работник службы охраны труда.

    Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.

    Его члены проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированных курсах не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Порядок обеспечения деятельности комитета (комиссии) и его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальными нормативно-правовыми актами организации.

    1. Комитеты (комиссии) в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ в области охраны труда, генеральными, региональными, отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативно-правовыми актами организации.
    2. Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза (далее — уполномоченный) осуществляет профсоюзный контроль соблюдения требований охраны труда в организациях, в которых работают члены профсоюзов. Его задачами являются:
    3. — содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда;
    4. — осуществление в организации (структурном подразделении) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
    5. — подготовка предложений работодателю (руководящему должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;
    6. — представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
    7. — информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

    Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.

    Уполномоченный осуществляет свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), со службой охраны труда, с технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими проведение надзора и контроля.

    Руководство деятельностью уполномоченного осуществляет выборный орган первичной профсоюзной организации.

    Комиссия по трудовым спорам: формирование, состав

    Образование комиссии предусмотрено статьями Трудового кодекса РФ с целью решения конфликтных ситуаций внутри трудового коллектива, а также для рассмотрения жалоб, связанных с рабочим процессом и реализацией условий контракта. Инициатором формирования может быть работодатель или трудоустроенные граждане, а также профсоюз.

    ВНИМАНИЕ! Внутри компаний могут существовать как временные, так и постоянные комиссии, призванные решать трудовые споры.

    Законодательством установлено, что такие комиссии должны быть независимыми, а потому в составе инспекции должны быть представители работников и администрации организации. При этом участников должно быть поровну от каждой стороны конфликта.

    Вам может быть интересно: Материальная ответственность работника в организации

    Основные понятия, характеризующие специальную деятельность комиссий по трудовым конфликтам:

    Термин Пояснение с учетом специфики деятельности
    Работодатель Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, пребывающий на учете в налоговой службе, уполномоченный принимать на работу граждан и официально оплачивать их труд. От имени работодателя действует директор (начальник) всей организации, полномочия которого утверждены документально.
    Служащий Физическое лицо, трудящееся на конкретном предприятии, что подразумевает выплату денежного вознаграждения. Деятельность зафиксирована официально контрактом, приказом о приеме на работу и записью в трудовой книжке.
    Компенсация Денежное или иное возмещение причиненного неправомерным решением или противоправным действием вреда.
    Спорные ситуации Конфликт интересов, возникающий в силу нарушения законодательства или условий договора одним из участников правоотношений, когда ущемляются (ограничиваются) интересы второй стороны.

    Правовое регулирование деятельности

    Существует три категории нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления деятельности КТС:

      Виды Взятие отгула авансом при условии отработки

    • законы, содержащие общие нормы защиты прав и интересов граждан: Конституция Российской Федерации, гражданское и трудовое законодательство, Семейный кодекс РФ, ведомственные законы;
    • нормы, которыми регулируется порядок формирования и правила функционирования КТС: Трудовой кодекс (статьи 381, 382, 385, 389), а также Федеральные законы, которыми внесены правки в действующий ТК РФ;
    • локальные распоряжения, действующие на конкретном предприятии (в обязательном порядке должно быть принято Положение о КТС, которое узаконивает создание и удостоверение комиссий по трудовым спорам).

    При разрешении споров между конфликтующими сторонами в учет принимаются нормы государственных и муниципальных законов, а также внутренние уставы и распоряжения.

    Этапы создания

    Инициатива по созданию может исходить от:

    • Работника.
    • Работодателя.
    • Органа, защищающего интересы работника (например, профсоюз).
    • По согласию обеих сторон.

    Определяется равное количество представителей с обеих сторон.

    Для этого рассылается письменное предложение о создании комиссии работникам и руководителю организации. В течение 10 дней стороны направляют своих выборных представителей.

    Право созвать комиссию имеют также:

    • Бывшие сотрудники. Может отстаивать вопросы, возникшие во время работы на предприятии.
    • Кандидаты в сотрудники. Если человек хотел устроиться на предприятие, но ему отказали по ряду причин. Когда причины кажутся необоснованными, он может попросить созвать КТС.

    Предлагаем ознакомиться: Невыдача трудовой книжки в день увольнения судебная практика

    Шаг 1. Инициатива

    Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ.

    Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ).

    Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

    • место и дату составления;
    • наименование, указание на причину издания;
    • утвержденные решения: о создании, назначении состава, выделении помещения и иных материальных ресурсов;
    • состав поименно с указанием, от кого действует конкретный член;
    • подпись руководителя;
    • отметку о письменном ознакомлении всех членов.
    Общество с ограниченной ответственностью «Статус» (ООО «Статус»)640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7ПРИКАЗ № 11о создании комиссии по трудовым спорам

    В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:

    • заместителя директора по коммерческим вопросам Трунова В.В.;
    • заместителя главного бухгалтера Осину И.И.;
    • начальника отдела делопроизводства Турину И.Н.

    2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

    3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.

    4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

    От работников:

    • Минина Г.И., инженер, зам. председателя профкома;
    • Кирсанов А.Т., кладовщик, член профкома;
    • Тарасюк С.С., продавец, член профкома.

    Директор ООО «Статус» Климов А.А. (подпись)

    С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)

    Предлагаем ознакомиться: Договор долевого участия

    Задачи и состав комиссии

    Решения комиссии должны быть независимыми, поэтому особые требования выдвигаются к формированию состава инспекции. В обязательном порядке должны присутствовать:

    Опубликован перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы о невыполнении правил поведения при ЧС

    Правительство РФ опубликовало Распоряжение от 12 апреля № 975-р, которым утвердило перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая ораны исполнительной власти субъектов Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ.

    Данной нормой Кодекса за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1000 до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

    За действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.

    1, установлены следующие санкции: штраф для граждан в размере от 15 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от года до трех; для ИП и юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.

    или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    В соответствии с поправками, внесенными в Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях 1 апреля 2020 г.

    , неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общепита, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий) влечет штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; для юрлиц – от 200 до 300 тыс. руб.(ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

    Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, в том числе нарушение режима самоизоляции, влекут штраф в размере 4000 руб., а с использованием транспортного средства – 5000 руб.

    В случае повторного нарушения указанных выше требований штраф составит: для граждан – 5000 руб., для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.

    Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧСПравила введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Как ранее писала «АГ», 2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или ЧС. Правила были введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

    Согласно утвержденному перечню правом составлять протоколы о правонарушениях по ст. 20.6.

    1 КоАП наделяются министр РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий и его заместители; руководители структурных подразделений, их заместители, а также должностные лица органов полиции, МЧС России, Росгвардии, федеральной противопожарной службы и органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору.

    Данными полномочиями также наделяются председатели комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также руководители профессиональных аварийно-спасательных формирований госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, в том числе созданных органами местного самоуправления, и иных органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

    По мнению адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Никиты Тарасова, с учетом недавних изменений в КоАП принятие данного распоряжения представляется логичным.

    Так, пояснил он, п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП, введенным в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ, к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.

    1 Кодекса, были отнесены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Указанной нормой также было установлено, что перечень должностных лиц этих органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации, утверждается Правительством РФ.

    Кроме того, п. 6.4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП (также введенным в действие с 1 апреля) к перечню лиц, имеющих право составлять протоколы по ст. 20.6.1 КоАП, были отнесены и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых должен утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации.

    «Как видится, на практике принятие данного распоряжения, учитывая введение на территории России режима повышенной готовности, приведет к тому, что число лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП, значительно возрастет», – отметил Никита Тарасов в комментарии «АГ».

    Управляющий партнер АБ «Беков, Исаев и партнеры» Якуб Беков оценил распоряжение как подзаконный акт, принятый во исполнение требований Закона о ЧС. «Правоприменительную практику по данной статье КоАП мы еще только увидим.

    В то же время, учитывая предыдущий опыт, в том числе свой личный опыт взаимодействия с органами полиции в части применения ими положений КоАП, составления материалов об административных правонарушениях, соблюдения сроков и порядка привлечения к административной ответственности тех или иных лиц, – можно предположить, что в половине случаев будут допускаться такие нарушения, которые не позволят судам, рассматривающим соответствующие дела, привлекать нарушителей к ответственности. То есть либо объективная сторона правонарушения вообще будет отсутствовать, либо будут иметь место дефекты доказательственной базы», – считает он.

    Как отметил руководитель юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов, изначально по ст. 20.6.1 КоАП протоколы могли составлять только сотрудники МЧС и региональные чиновники. Сотрудников полиции в их числе не было.

    «Это привело к тому, что полиция в регионах стала массово оформлять нарушителей режима самоизоляции по более жесткой статье – 6.3 КоАП, а именно ч. 2, предусматривающей наказание от 15 до 40 тыс. руб.

    Тысячи дел по стране были возбуждены необоснованно, сотни из них уже рассмотрены с назначением многотысячных штрафов за поход в магазин, банк и за прочие формальные отступления от региональных ограничений», – пояснил он.

    В то же время, подчеркнул эксперт, применение ст. 6.3 КоАП невозможно без персонального предписания со стороны Роспотребнадзора. «Правоприменительная практика стала меняться лишь с прошлой недели, – добавил он. – Теперь в регионах привлекают по ст. 20.6.

    1 КоАП, и если ранее для составления протокола полицейскому необходимо было ходить вместе с чиновником, то сейчас любой полицейский вправе составить протокол по ст. 20.6.1. Для Москвы эта ситуация менее применима в связи с возможностью назначения штрафа от 4000 до 5000 руб.

    согласно ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы».

    Алексей Глухов также отметил, что власти Москвы ранее заключили соглашение с федеральным правительством и делегировали право на составление протоколов по московской статье полицейским.

    «Из этого можно сделать вывод, что исполнительные органы власти в России оказались неспособны обеспечить конвейерное составление протоколов на нарушителей режима самоизоляции и предпочли отдать эту функцию полиции», – подытожил он.

    Статья 28 ТК РФ. Особенности применения норм настоящего раздела

    Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами .

    Комментарий к статье 28 ТК РФ

    В комментируемой статье предусмотрена возможность установления федеральными законами особенностей применения норм о социальном партнерстве, содержащихся в разд. II ТК, к отдельным категориям работников, занятым в перечисленных в ней организациях.

    В число таких работников ТК включает, например, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, дипломатических представительств и других, перечень которых сформулирован исчерпывающе.

    Принципиальные положения норм о социальном партнерстве в отношении работников, занятых в перечисленных организациях, применяются с учетом дополнительных правил, принятых в установленном порядке. В настоящее время такие нормативные правовые акты пока для многих указанных категорий отсутствуют.

    Вместе с тем в отношении государственных служащих МОТ в Конвенции N 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (1978 г.

    ) предусматривает, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.

    Таким образом, в этой Конвенции определены основы для возможного регулирования трудовых отношений на государственной службе с учетом принципа социального партнерства — право на объединение в профсоюзы и ведение коллективных переговоров. Но эта Конвенция не ратифицирована.

    Другой комментарий к статье 28 ТК РФ

    Комментируемой статьей установлено, что раздел 2 ТК РФ может применяться к отдельным категориям работников с особенностями, предусмотренными соответствующими федеральными законами:
    — к государственным гражданским служащим — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    В соответствии с указанным Федеральным законом государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации;
    — к муниципальным служащим — ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом следует учитывать, что лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не являются муниципальными служащими;
    — к работникам военных и военизированных органов и организаций — ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К указанным органам и организациям следует отнести Вооруженные Силы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России и др.;
    — к сотрудникам органов внутренних дел — Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с положениями ст.10 указанного Федерального закона сотрудником органов внутренних дел является гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном указанным Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава;
    — к работникам Государственной противопожарной службы — Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны; в ее состав входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации;
    — к работникам учреждений и органов безопасности — Федеральным законом от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Полагаем, что законодатель имел в виду органы федеральной службы безопасности, к которым относятся: ФСБ России; управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации; управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления; управления (отделы, службы, отряды) ФСБ России по пограничной службе; другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности;
    — к работникам таможенных органов — Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Следует обратить внимание, что согласно ст.3 указанного Федерального закона должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов;

    • — к работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы и работникам дипломатических представительств Российской Федерации.
    • Однако указанными законами какие-либо особенности применения норм раздела 2 ТК РФ не установлены.
Ссылка на основную публикацию