Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 34Следующая ⇒

Правовыми основами деятельности и прав профсоюзов в Рос­сийской Федерации являются: 1) Конституция РФ, 2) ратифици­рованные конвенции МОТ и другие международные договоры, содержащие права профсоюзов, 3) законы и иные нормативные правовые акты РФ, 4) законы субъектов РФ, 5) коллективные до­говоры, трехсторонние и двухсторонние соглашения.

В развитии правовых основ деятельности профсоюзов повы­шается роль судебных решений. Кроме того, юридическое зна­чение имеют внутрипрофсоюзные нормы, закрепленные в уста­вах профсоюзов.

Конституция РФ — основа деятельности профсоюзов. В качестве правовой основы деятельности профсоюзов на первом месте стоит Конституция РФ. В ст.

6 Закона о профсоюзах записано, что «права профсоюзов в отношениях с органами государствен­ной власти, органами местного самоуправления, работодателя­ми, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими обще­ственными объединениями и гарантии их деятельности опреде­ляются Конституцией Российской Федерации…».

Нормы Конституции закрепляют право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), ра­венство всех перед законом, запрещают дискриминацию граж­дан по признаку членства в общественных объединениях, в число которых входят и профессиональные союзы (ст. 19).

Международно-правовые основы деятельности профсоюзов. Развивая положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ об общепри­знанных принципах и нормах международного права и между­народных договорах РФ как о части ее правовой системы, Закон о профсоюзах (ч. 3 ст.

6) устанавливает: «Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Междуна­родной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, го применяются правила международных договоров и конвенций».

Важнейшими международными договорами, закрепившими права профсоюзов, стали международные пакты о правах чело­века от 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах1 Так, ст. 8 Международ­ного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «1.

Участвующие в настоящем Пакте государства обязу­ются обеспечить: право каждого человека создавать для осуществления и зашиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации.

Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым; право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны.

Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.

Ничто в настоящей статье не дает права государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года относительно свободы ассоциаций и зашиты права на организацию, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям».

Эти же права профсоюзов закреплены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 22).

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

К числу международных договоров, регулирующих права профсоюзов, относятся конвенции и рекомендации МОТ, ра­тифицированные Российской Федерацией. Среди них необхо­димо выделить конвенции № 87 1948 г. «Относительно свободы ассоциаций и зашиты права на организацию» и № 98 1949 г. «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров».

Конвенции и рекомендации МОТ, другие международные правовые акты имеют большое правовое значение для развития законодательства о профсоюзах, обогащения содержания кол­лективных договоров и соглашений.

Законодательство РФ как правовая основа деятельности проф­союзов.

Базовым законом в сфере осуществления профессио­нальными союзами своих прав на представительство и защиту интересов работников является Закон о профсоюзах.

Именно он закрепляет правовые основы осуществления собственно профсоюзной деятельности как на уровне организации, так и на отраслевом, территориальном и общенациональном уровнях.

Права профессиональных союзов как представителей и за­щитников социально-трудовых прав работников закрепляются и в ТК РФ.

Кодексом определены права профсоюза как участ­ника системы социального партнерства, его права при подго­товке проектов, заключении, изменении и контроле за выпол­нением коллективных договоров и соглашений, порядок и спо­собы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации профсоюзами права на за­бастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. При этом ТК РФ определяет роль профессионального союза как представителя работников в процессе выдвижения требова­ний, проведении примирительных процедур и проведении за­конной забастовки.

На профсоюзы распространяется также действие Федераль­ного закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объ­единениях»3, который регулирует содержание права граждан на объединение разных видов, основные государственные гаран­тии этого права, статус общественных объединений, порядок

их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации, в том числе и профсоюзов.

Особое значение для профсоюзов имеет Федеральный закон от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организаци­ях»1, в котором определяются правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации неком­мерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества этих организаций, права и обязанно­сти их учредителей (участников), основы управления неком­мерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного само­управления.

Законодательство субъектов РФ о профсоюзах. Для дальней­шего развития законодательства о профсоюзах немаловажное значение имеет правильное определение круга вопросов, регу­лируемых соответственно федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

В региональном зако­нодательстве могут быть отражены как общие, так и дополни­тельные по сравнению с федеральным законодательством права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объе­динениями, другими общественными объединениями и гаран­тии их деятельности.

При этом «законодательство субъек­тов РФ не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами» (ч. 2 ст. 6 Закона о профсоюзах).

В отличие от федерального закона подавляющее большинст­во субъектов РФ предоставило профсоюзам право законодатель­ной инициативы.

Это обстоятельство является дополнительной гарантией их прав на представительство, охрану и защиту инте­ресов работников и свидетельствует о признании профсоюзов законодателями субъектов Федерации равноправными партне­рами в регулировании социально-трудовых отношений.

Кстати, МОТ неоднократно обращала внимание на то, что за­конодательные положения, подробно регламентирующие внут­ренние дела организаций трудящихся, создают серьезную опас­ность вмешательства со стороны органов государственной вла­сти. Поэтому государственная регламентация деятельности профсоюзов должна иметь определенные пределы.

Место коллективных договоров и соглашений в правовом регу­лировании деятельности профсоюзов. Права профсоюзов и га­рантии их деятельности, закрепленные в законе, могут быть расширены в коллективных договорах и соглашениях. Об этом однозначно заявлено в ст.

9 ТК РФ, которая гласит, что регули­рование трудовых отношений и иных непосредственно связан­ных с ними отношений может осуществляться путем заключе­ния, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

По­нятия коллективного договора и соглашения содержатся, соот­ветственно, в ст. 40 и 45 ТК РФ.

В коллективный договор могут включаться взаимные обяза­тельства работодателя и работников по вопросам социального партнерства, обеспечения нормальных условий функциониро­вания профсоюза, действующего в организации и представляю­щего ее работников. Соглашениями могут предусматриваться положения о развитии социального партнерства с участием профсоюзов и трехстороннего сотрудничества, содействии за­ключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Комментируемая статья устанавливает правовые основы деятельности профсоюзов, что вполне объяснимо, поскольку, как уже отмечалось, деятельность профсоюзов носит многогранный характер и регулируется большим количеством нормативных правовых актов.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие совокупность прав и обязанностей профсоюзов претерпела значительные изменения, правовое положение профсоюзов по-прежнему определяется достаточно большим количеством нормативных правовых актов.

Важно отметить, что комментируемая статья установила, что права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Эта норма означает, что указанные права профсоюзов и гарантии их деятельности не могут ухудшаться нормативными актами, имеющими меньшую юридическую силу, чем названные в статье (речь идет о подзаконных актах, локальных нормативных актах организаций и т. д.).

Права профсоюзов могут иметь не только статутный характер (т. е. определяться законодательными актами), но и договорной (т. е. определяться в актах договорного характера – например, в коллективном договоре, соглашении), а также устанавливаться локальными нормативными актами организации в части, улучшающей правовое положение профсоюзов по сравнению с их правовым статусом.

Так, например, ТК РФ прямо устанавливает, что право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Более того, ч. 3 ст.

8 ТК РФ допускает, что коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников; ч. 4 ст.

82 ТК РФ закрепляет право сторон в коллективном договоре устанавливать иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя и т. д.

В комплексе прав человека, которые закреплены Конституцией РФ, трудовым и профсоюзным законодательством, можно выделить ряд наиболее важных прав человека, реализующихся более полно при условии объединения работников в профессиональные союзы.

К ним относятся: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на содействие занятости и защиту от безработицы; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом уровня; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на охрану труда и безопасность на производстве (работе); право на благоприятную окружающую среду; право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой; право на образование, включая право на обучение и повышение квалификации; право на получение информации от государственных органов, органов местного самоуправления и работодателей по социально-трудовым вопросам; право на отдых, включая право работающего по трудовому договору на установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Принцип, провозглашенный в п. 2 настоящей статьи, носит фундаментальный характер и может быть применен ко всей иерархии нормативных правовых актов, устанавливающих права и гарантии деятельности профсоюзов, а именно: каждый «нижестоящий уровень правотворчества» не может ограничивать указанные права и гарантии деятельности по сравнению с «вышестоящим».

Читайте также:  Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях

К основополагающим законодательным актам, регламентирующим права и гарантии деятельности профсоюзов как одного из видов общественных объединений и некоммерческих организаций, относятся также ФЗ «Об общественных объединениях» № 82 от 19 мая 1995 г. и ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7 от 12 января 1996 г.

Пункт 3 по аналогии с Конституцией РФ закрепляет приоритет международных норм над нормами настоящего Закона и может с успехом использоваться российскими профсоюзами.

Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные акты, признанные мировым сообществом: Устав ООН, Хартия прав человека, включающая в себя Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

, конвенции, рекомендации и декларации МОТ, Европейского Союза, Совета Европы и т. д. (см. постатейные материалы). В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум ВС РФ принял 10 октября 2003 г.

разъясняющее Постановление № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Согласно этому Постановлению российские профсоюзы могут эффективно использовать судебные прецеденты международных судебных органов (см. постатейные материалы к ст. 2).

Существенное значение международное законодательство о правах профсоюзов и практика его применения имеют для двух достаточно острых вопросов современного профсоюзного движения в России – правила «закрытого цеха» (принудительной юнионизации, т. е.

обязательного вступления в действующий в организации профсоюз) и механизма распространения условий коллективного договора на всех работников организации.

По официальному толкованию, принятому в МОТ, ее конвенции и рекомендации не определяют ни запрета принудительной юнионизации, ни ее поощрения.

Вместе с тем Комитет экспертов МОТ полагает, что установление посредством закона того или иного положения противоречит свободе объединения. Поэтому считается, что принцип принудительной юнионизации может быть предметом свободного соглашения между работниками и работодателями[3].

Аналогично может решаться и проблема распространения условий коллективного договора на всех работников организации.

Конвенция МОТ № 87 содержит норму, обязывающую государственные власти воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить право самостоятельной деятельности организаций предпринимателей и представителей работников (п. 2 ст. 3).

Кроме того, Рекомендация МОТ № 91 «О коллективных договорах» предусматривает, что всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (п. 3. 1), а п.

4 этой Рекомендации устанавливает, что «положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного». Следовательно, международные акты в сфере труда не относят право сторон коллективного договора устанавливать механизм его распространения на всех работников к дискриминационным действиям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Правовые основы деятельности профсоюзов

Терлыч, И. А. Правовые основы деятельности профсоюзов / И. А. Терлыч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27497/ (дата обращения: 12.06.2021).



  • Правовые основы деятельности профсоюзов
  • Терлыч Илья Анатольевич, студент
  • Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются правовые основы деятельности профсоюзных организаций. Анализируются положения, вызывающие трудности в правоприменительной практике. Предлагаются варианты по улучшению данных положений.

Ключевые слова: профсоюзная организация, правовые основы деятельности, работник, работодатель.

Под правовыми основами деятельности в доктрине права принято понимать нормативные правовые акты, определяющие правовое положение, права и обязанности, полномочия и порядок деятельности, структуру того или иного института права.

Рассматривая правовую основу деятельности профессиональных союзов, прежде всего необходимо отметить положения Конституции Российской Федерации. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в соответствии со статьей 30 Конституции, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статьей 14 Конституции устанавливается равенство перед законом всех общественных объединений, в том числе профессиональных союзов. Статьей 19 Конституции запрещается дискриминация граждан по признаку членства в общественных объединениях, в том числе профессиональных союзах [1].

Помимо Конституции правовоеположение профессиональных союзов основывается на ряде специальных законов. Назовем основные из них. К ним относятся Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995?., «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996?.

Значение Гражданского кодекса Российской Федерации для профсоюзных организаций заключается в том, что он определяет положение общественных объединений в системе юридических лиц. А так же устанавливает правовой режим имущества общественных организаций, в том числе и профсоюзных организаций.

Гражданский кодекс устанавливает условия и порядок участия этих организаций в гражданском обороте. Следующим в качестве правовой основы деятельности профсоюзов выступает федеральный закон от 19 мая 1995г «Об общественных объединениях». В данном федеральном законе получают развитие основополагающие конституционные положения о праве граждан на объединение.

Закон определяет права и обязанности общественных объединений, порядок их реорганизации и ликвидации, а также, в тех случаях, когда это необходимо- приостановки деятельности общественного объединения. Правовое положение профессиональных союзов, как представительных органов работников, находит свое отражение и в Трудовом кодексе.

Он законодательно закрепляет права профсоюза при подготовке проекта, заключении, изменении и контроле за выполнением коллективного трудового договора. Кроме этого, определяется правовое положение профессиональных союзов в системе социального партнерства.

Главой 58 Трудового кодекса РФ закреплены права профсоюзных организаций по защите трудовых прав и законных интересов работников. Помимо названных федеральных законов, отдельно хотелось бы отметить, что существует отдельный федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Данным федеральным законом устанавливаются правовые основы создания профсоюзных организаций, их права и гарантии деятельности. Регулирует порядок взаимодействия профсоюзных организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями [2].

Однако, в законодательстве существуют отдельные положения, вызывающие трудности в деятельности профсоюзов. Рассмотрим их более подробно.

В качестве одной из проблем считаем целесообразным указать отсутствие реального обеспечения свободы профсоюзной деятельности и обеспечения независимости профсоюзов от органов государственной власти и работодателей.

В соответствии со статьей 3 Конвенцией МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» профсоюзные организации трудящихся в праве самостоятельно на свое усмотрение вырабатывать свои уставы и административные регламенты, а также свободно выбирать своих представителей и организовывать свою деятельность. При этом, Конвенцией установлено, что государственные органы обязаны воздерживаться от любого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его осуществлению.

Однако, ранее уже названный федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» фактически закрепил в своих нормах возможные виды профессиональных союзов, их организаций и объединений.

А это напрямую противоречит положениям Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», согласно которым профсоюзные организации могут самостоятельно определять свою структуру, организовывать порядок осуществления деятельности [3].

К подобному выводу пришел и Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 октября 2013г. N 22-П.

«По делу о проверке конституционности абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации». Обусловлено это тем, что положения статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с точки зрения правоприменительной практики рассматриваются, как устанавливающие закрытый, исчерпывающий перечень допустимых видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений. Таким образом, у профсоюзных организаций отсутствует возможность самостоятельно, в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами определять свою внутреннюю структуру и подразделения, не закрепленные в федеральном закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Такова позиция Конституционного суда [4].

Так же хотелось бы обратить внимание на положения статьи 11 федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Данная статья закрепляет, что профсоюзы, а также их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

В области коллективных прав и интересов профсоюзы в рамках своей деятельности защищают права и интересы работников вне зависимости от того, является ли работник членом профсоюзной организации [5].

В свою очередь, статья 30 Трудового кодекса закрепляет, что орган первичной профсоюзной организации защищает интересы работника во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений только на основании заявления работника.

Таким образом, остается не понятной логика законодателя, когда при коллективном трудовом споре профсоюзная организация в праве защищать интересы всех работников, а при индивидуальном — только по заявлению работника.

Хотя, и в первом и во втором случае может иметь место нарушение прав работников со стороны работодателя. При этом, на практике возможны ситуации, когда работник просто побоится обращаться в профсоюзный орган, опасаясь работодателя [6].

Возможно и такая ситуация, когда работник, не обладая юридическим образованиям и знаниями в области трудового права, просто может и не знать, что работодатель своими действиями нарушает его права.

  1. Таким образом, на основании проведенного исследования, считаем целесообразным предложить:
  2. 1) внесение изменений в положения федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляющих, указанная в федеральном законе структура профсоюзных организаций не является обязательной, и предоставить возможность профсоюзным организациям самим устанавливать свою структуру, для наиболее успешного осуществления защиты прав и интересов работников;
  3. 2) дополнительно, хотелось бы предложить внести поправки в Трудовой кодекс, дающий возможность представительному органу работников защищать права работников не только в ходе коллективных трудовых спорах без заявления работника, но и по собственной инициативе в индивидуальных трудовых спорах.
  4. Литература:
  1. Курбацких Мария Сергеевна Организационно-правовые основы и направления деятельности российских профсоюзов // Вестник ЧелГУ. 2012. №19
  2. Хмельницкий Виктор Тихонович Об актуальных вопросах современного профсоюзного права // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2009. №3. С.100–101.
Читайте также:  Статья 41. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации

Правовые основы деятельности российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли как добровольные объе­динения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при зарождении классового об­щества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмуще­ние и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивле­ния молодого рабочего класса стал представлять острую пробле­му.

Сами работники не в состоянии были противостоять работо­дателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появ­ление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и го­сударства.

С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и дру­гое антирабочее законодательство, которым объединение в проф­союз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в.

В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личнос­ти. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридичес­ки запретил деятельность профсоюзов.

По мере развития рабочего движения профсоюзы законо­дательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал опре­деление профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. — начала XX в.

начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее раз­витие профсоюзов проходило неоднозначно.

С созданием пос­ле первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсо­юзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас.

Однако про­исшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уров­ня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы.

Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%, Япо­нии, Германии и Италии — от 30—40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы[22].

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсо­юзы, естественно, утратили роль антипода государственной вла­сти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы — лицом к произ­водству».

Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции — производственную и защитную, но фактически про­изводственная функция возобладала.

Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует пе­реход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов.

Расшире­ние прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необ­ходимость согласования многих решений в сфере труда с проф­союзами не привели к подлинному расширению производствен­ной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушны­ми исполнителями воли государства и администрации. Авто­ритет их неуклонно падал.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую при­верженность защите интересов трудящихся и отказ от выпол­нения производственных функций. В новых условиях профсо­юзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России за­ключается в закреплении права граждан на объединение в проф­союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О професси­ональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в ко­тором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.

До принятия указанного Закона важную роль в определе­нии правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях пе­рехода к рыночной экономике».

В нем органам исполнитель­ной власти, руководителям министерств и ведомств, пред­приятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной при­надлежности предписывалось «обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспече­ние их деятельности в соответствии с действующим законо­дательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-эконо­мическим вопросам проводить предварительные консульта­ции с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений»[23].

Также продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения дея­тельности профсоюзов[24].

В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и №87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948), согласно которым тру­дящиеся имеют право создавать по своему выбору организа­ции и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответ­ственность за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять с учетом новей­шего законодательства.

Если социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их право­вой базе.

Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации.

Она определялась нормативным ак­том — «Положением о правах профсоюзного комитета пред­приятия, учреждения, организации», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г.

с последующими изменениями и дополнениями. Правовой ста­тус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве де­тально не регламентировался.

Правовая регламентация деятельности профсоюзов пред­ставляла и представляет определенные сложности. Не все сто­роны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руково­дящих профсоюзных органов и др.

) государством не регулиру­ются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность проф­союзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст. 5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми сами­ми профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными.

Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпора­тивных норм не подкреплено принудительной силой государ­ства.

Однако если в понимании права выйти за пределы дея­тельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справед­ливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы мо­гут быть отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законода­тельством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с орга­нами государственной власти, органами местного самоуправ­ления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст. 1 Закона от 12 января 1996 г.).

Одновременно с этим Законом были приняты ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.[25], «О порядке раз­решения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.[26], Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г.[27], «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. 20 апреля 1996 г.[28] и ряд других.

Это законодательство отражает новые социально-экономи­ческие условия, сложившиеся в Российском государстве, и зна­чительно изменяет организационно-правовые основы деятель­ности профсоюзов.

§ 1. Правовые основы деятельности российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.
Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников.

Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства.

С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в.

В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.
По мере развития рабочего движения профсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г.

в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. — начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно.

С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако про-исшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы.

Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%, Японии, Германии и Италии — от 30—40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы .

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы — лицом к производству».

Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции — производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др.

Читайте также:  Статья 23. Исключена. - Федеральный закон от 30.12.1999 N 223-ФЗ.

Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации.

Авторитет их неуклонно падал.
В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций.

В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.
Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г.

был принят Федеральный закон «О професси-ональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.
До принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г.

«Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике».

В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось «обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законо-дательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений» .
Также продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов .
В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и №87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948), согласно которым тру-дящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.
С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять с учетом новейшего законодательства.
Если социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе.
Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Она определялась нормативным актом — «Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.
Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст. 5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными. Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Однако если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.
Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст. 1 Закона от 12 января 1996 г.).
Одновременно с этим Законом были приняты ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. , «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. , Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г. , «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. 20 апреля 1996 г. и ряд других.

Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, сложившиеся в Российском государстве, и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов.

§ 2. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции
Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уста-вом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не по-дотчетны и не подконтрольны.

Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.

8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций — защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов — это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция — защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-парт-нерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию — представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.
Защитная функция профсоюзов — это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предус-мотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм — морали, традиции и др.
Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Ссылка на основную публикацию