Статья 5. союзы (ассоциации) кооперативов

Статья 5. Союзы (ассоциации) кооперативов

Организации, функционирующие в разных сферах деятельности, всегда проявляли стремление к объединению. Не исключением стали и кооперативы, которые создавали национальные объединенные сообщества.

В союзы соединялись кредитные, потребительские, жилищно-строительные кооперативы, сельхозкооперативы и старательские артели.

Одним из таких объединений стало кооперативное сообщество под названием Ассоциация кооперативных организаций РФ (АКОРФ).

Вопрос создания Ассоциации взял на себя Центросоюз. Члены организационного комитета разработали всю необходимую документацию для регистрации АКОРФ. Таким образом, был создан Устав организации, учреждающий договор, разработаны были принципы руководства Ассоциацией и обозначены положения по функционированию Ревизионной комиссии.

Соглашение об учреждении АКОРФ было завизировано на собрании, проведенном в 1998 году, где присутствовали уполномоченные представители девяти кооперативных объединений:

  1. Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюза);
  2. Некоммерческого партнерства объединенных производственных кооперативов (НППК);
  3. Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР);
  4. Союза старателей России (он объединял более 300 артелей, общим составом более 40 тысяч человек);
  5. Союза сельских кредитных кооперативов;
  6. Московского союза жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  7. Агропромышленного союза Российской Федерации;
  8. Лиги кредитных союзов;
  9. Общенациональной ассоциации организаций финансовой взаимопомощи

В область решения задач АКОРФ входили цели повышения влияния кооперативов на становление экономики страны, а также укрепления значимости российского кооперативного сектора на международной арене.

В основе своей деятельности Ассоциация обозначила следующие цели и задачи:

  • представление интересов кооперативов в правительстве РФ, в аппарате Президента, на Федеральном собрании;
  • участие в разработке госпрограмм, направленных на оказание господдержки кооперативам в принятии законов, благоприятствующих деятельности кооперативных товариществ;
  • способствование формированию деятельных структур при правительстве, способных оказать помощь кооперативам в решении возникающих трудностей;
  • проведение исследований по разработке экономической стратегии и социальной политики государства с целью укрепления кооперации в стране;
  • представление российской кооперации в рамках международного Союза Независимых государств;
  • формирование базы данных, отражающую порядок дел в кооперативных союзах страны и на его фоне выстраивать кадровую политику.

Подводя итог, можно сказать следующее: АКОРФ – значимая для кооперативного движения России организация, которая поддерживает деятельность кооперативных объединений и защищает их интересы на правительственном уровне.

Некоммерческие организации (НО): потребительские кооперативы, общественные организации, фонды, учреждения, ассоциации, союзы и др

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. (ФЗ «О НО»).

  • Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
  • Некоммерческие организации могут создаваться в форме:
  • 1. общественных или религиозных организаций (объединений)
  • 2. общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
  • 3. казачьих обществ
  • 4. некоммерческих партнерств, учреждений
  • 5. автономных некоммерческих организаций
  • 6. социальных, благотворительных и иных фондов
  • 7. ассоциаций и союзов

8. а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

  1. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.
  2. Некоммерческая организация:
  3. — юрлицо с момента государственной регистрации
  4. — имеет в собственности или в оперативном управлении имущество
  5. — этим имуществом отвечает по своим обязательствам
  6. — от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права
  7. — может быть истцом и ответчиком в суде
  8. — должна самостоятельный иметь баланс и смету
  9. — создается без ограничения срока деятельности
  10. — вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием

— вправе открывать счета в банках на территории РФ

— имеет печать с полным наименованием на русском языке

— некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

  • Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации.
  • Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
  • Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

  1. Формы НО: пишу кратко про каждую форму, если хочется – по каждой форме есть свой ФЗ.
  2. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
  3. вероисповедание;
  4. совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  5. обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. (ФЗ «О … и религиозных объединениях»)
  6. Общественные и религиозные организации (объединения):
  7. — общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
  8. — вправе осущ.предпринимательскую д-сть, соответствующую целям

— участники/члены организации не сохраняют прав на переданное организации имущество, в т.ч. на членские взносы.

  • — участники не отвечают по обязательствам организации, а организации не отвечают по обязательствам членов!
  • Общины коренных малочисленных народов:
  • — общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
  • — вправе осущ предпринимательскую д-сть для достижения своих целей
  • — члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации
  • Казачьи общества:

— казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

  1. — казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
  2. имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов
  3. Фонды:
  4. — фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели

— имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Читайте также:  Статья 20. обеспечение занятости инвалидов

— фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них

— фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества

— попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Государственная корпорация:

— государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

  • — имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
  • — государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
  • — государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям
  • — государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
  • — для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов. Учредительный документ госкорпорации – Федеральный закон
  • — в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
  • Государственная компания:
  • — государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона
  • — Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.
  • — имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании
  • — государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

— государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям.

Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании

  1. — в федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.
  2. Некоммерческие партнерства:
  3. некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей (социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ)
  4. — имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов
  5. — некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
  6. — члены некоммерческого партнерства вправе:
  7. участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
  8. получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
  9. по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
  10. получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества;
  11. получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества
  12. и проч.
  13. — член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов
  14. — члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами.
  15. Частные учреждения:
  16. частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  17. — имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
  18. Автономная некоммерческая организация:
  19. — автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
  20. — имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации
  21. — учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
  22. — автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
  23. — учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
  24. — надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

7.3. Ассоциации (союзы) сельскохозяйственных кооперативов

  Кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов, могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов (далее — союз (ассоциация), являющихся некоммерческими организациями. Создание и деятельность ассоциаций кооперативов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством, не противоречащим федеральному.  Согласно Федеральному закону РФ «О некоммерческих организациях» под ассоциацией (союзом) следует понимать некоммерческую организацию, созданную коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Объединение осуществляется по договору между членами данной ассоциации (союза).  Если по решению членов союза (ассоциации) на союз (ассоциацию) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такой союз (ассоциация) преобразуется в хозяйственное общество или в товарищество в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или может участвовать в таком обществе. Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. В соответствии с п. 4 ст. 121 ГК союзы (ассоциации) не отвечают по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами союза (ассоциации). Субсидиарная ответственность членов союза (ассоциации) кооперативов наступает в случае, когда союзы (ассоциации) не в состоянии по своим обязательствам в установленные сроки удовлетворить предъявленные к ним требования кредиторов. В этом случае расчет с кредиторами по обязательствам союза (ассоциации) осуществляется членами данного союза (ассоциации) в размере и сроки, предусмотренные в учредительных документах.  Созданию союзов (ассоциаций) кооперативов уделено значительно меньше внимания, хотя организационно-правовая база лучше разработана для кооперативных союзов. В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» им посвящена статья 5-я «Союзы (ассоциации) кооперативов». В соответствии с этой статьей кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами — сельскохозяйственными товаропроизводителями — в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов, являющихся некоммерческими организациями. При этом численность ни кооперативов, ни юридических лиц — некооперативов не оговаривается. Следовательно, союз (ассоциацию) кооперативов могут образовать два и более кооператива, при этом число юридических лиц — некооперативов не ограничено. Однако количество последних определяется инвестиционной и технологической целесообразностью — ими могут быть финансовые, перерабатывающие, сбытовые или торговые организации.  Основной целью создания союзов (ассоциаций) кооперативов является представление и защита в правительственных и иных учреждениях и ведомствах, органах местного самоуправления, хозяйственных и общественных организациях, содействие разработке и реализации программ экономического и социального развития своих членов, создание со стороны государства экономически выгодных условий производства и сбыта продукции и иных экономических, правовых, социальных, политических, общих имущественных интересов своих членов.  Союзы (ассоциации) кооперативов осуществляют координацию действий сельскохозяйственных производителей для предотвращения следующих негативных для них явлений: поставок импортного продовольствия и средств производства, производимых у нас в стране, против предпринимателей- монополистов и иных предприятий, деятельность которых наносит ущерб членам союза (ассоциации), а также в отношении государственных органов, препятствующих нормальному функционированию кооперативов, путем организации в соответствии с действующим законодательством ненасильственных коллективных действий протеста.  Учредительными документами союза (ассоциации) являются учредительный договор (прил. К), подписанный его членами, и утвержденный ими устав. Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет деятельности его членов с включением слов «сельскохозяйственный союз» или «сельскохозяйственная ассоциация», например, «производственный сельскохозяйственный союз».  В соответствии с законодательством союзы (ассоциации) кооперативов могут создаваться на районном, областном (краевом) и республиканском уровнях, отраслевого (по видам деятельности), территориально-отраслевого и иного характера.  Создание агропромышленных объединений в форме ассоциаций (союзов) и других некоммерческих структур осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».  Работа по созданию союза сельскохозяйственных кооперативов начинается с определения предполагаемого перечня его функций. Состав участников, построение союзов сельскохозяйственных кооперативов определяется целью создания союза кооперативов и территориально-отраслевым уровнем их организации. При этом выясняется, какие кооперативы в них заинтересованы, есть ли для этого соответствующие предпосылки и условия, с помощью каких предприятий и организационных структур можно реализовать определенные функции. В качестве потенциальных участников рассматриваются все сельскохозяйственные производственные кооперативы, находящиеся в зоне деятельности предполагаемого объединения.  После установления реальных возможностей, заинтересованности и согласия каждого предварительно обозначенного юридического лица принять участие в деятельности союза определяется будущий состав участников союза.  Учитывая то обстоятельство, что союз является некоммерческой организацией, основные работы и мероприятия здесь выполняются руководителями и специалистами участников союза, из числа которых формируются постоянные или временные группы для практического решения соответствующих вопросов. Их деятельность координируется инициативной группой, создаваемой из наиболее активных и инициативных руководителей производственных кооперативов под руководством специалистов соответствующей администрации и сельскохозяйственных органов. Наибольший успех в работе достигается, когда эту группу возглавляет одно из первых лиц администрации, занимающееся руководством сельского хозяйства в регионе (районе).

Читайте также:  Статья 121.11 БК РФ. Особенности предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам, возникшим в результате эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг (действующая редакция)

  При наличии в регионе научных и учебных учреждений в состав инициативной группы включаются и ученые.

Работа по созданию союза довольно сложная, как и при создании сельскохозяйственного кооператива, она проводится поэтапно на соответствующей организационно-правовой основе.

Ее схематическое изложение и итоговые результаты работы отражены в предлагаемых проектах Устава и Учредительного договора Союза сельскохозяйственных кооперативов (см. прил. К).

Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой холдинг как интегрированная структура?  2. Что представляет собой организационный проект финансово-промышленной группы?  3. Дайте определение ассоциации (союза) сельскохозяйственных кооперативов.

  4. На основании каких учредительных документов функционируют агропромышленные формирования?

Правовые основы в деятельности организации

Перечень организационно-правовых форм как коммерческих, так и некоммерческих организаций содержится в ГК РФ и имеет закрытый характер.

 Статья 50 ГК РФ перечисляет основные организационно-правовые формы юридических лиц, а отдельные параграфы главы 4 ГК РФ посвящены отдельно коммерческим корпоративным организациям, ГУПам и МУПам, некоммерческим корпоративным и некоммерческим унитарным организациям.

Блок ГК РФ о юридических лицах существенно обновился в 2014 году (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Именно тогда в законодательстве появилась классификация по признаку наличия или отсутствия права участия или членства в организации и соответствующее деление на корпоративные и унитарные компании, исчезли некоторые организационно-правовые формы (общество с дополнительной ответственностью), другие формы претерпели изменения (вместо ЗАО и ОАО появились непубличные и публичные АО, с иными принципами их разграничения).

В 2015 и в 2016 гг. в законодательство неоднократно вносили изменения в части некоммерческих организаций. Например, адвокатские палаты, которые раньше относились к ассоциациям и союзам, стали самостоятельной ОПФ. К ним же по статусу приравнены адвокатские образования, которые являются юридическими лицами (коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации).

Различия в организационно-правовых формах юридических лиц можно проводить по многочисленным критериям, например по способу формирования имущества, внутреннему устройству, составу и организации деятельности органов управления. Организационно-правовая форма, в частности, раскрывает объем и содержание прав учредителей (участников) организации.

Например, участники хозяйственных товариществ, обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов имеют корпоративные права участия (членства) в организации, как правило, пропорционально их участию в уставных капиталах. На имущество государственных и муниципальных предприятий и учреждений их учредитель имеет вещные права (п. 3 ст.

48 ГК РФ).

Наиболее значимой типизацией юридических лиц по форме внутреннего устройства является их деление на корпоративные и унитарные

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Правовое положение ассоциаций и союзов



В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [4] (далее — ФЗ № 7), ассоциация (союз) является одной из форм некоммерческих организаций.

Некоммерческой организацией, в свою очередь, является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.

1 ст. 2 ФЗ № 7).

Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (далее — ГК РФ) не устанавливает различий между ассоциациями и союзами и использует их как синонимы, а также относит их к некоммерческим корпоративным организациям (§ 6 Гл. 4 ГК РФ).

В то же время, согласно общепринятым правилам толкования понятий русского языка «ассоциацией» называют объединение лиц одного рода деятельности [11, c. 30], а «союзом» — объединение для каких-либо совместных целей [11, c. 753].

Обычно ассоциации объединяют юридических лиц, которые занимаются одинаковыми видами деятельности. Например, Ассоциация хирургов, Ассоциация экологов и др. В свою очередь союзы в большей степени объединены по принципу территориальному, отраслевому. Например, Союз кинологов Урала, Союз книгоиздателей Пермского края и иные.

Читайте также:  Раздел VII. Ответственность

Такое распределение ничем не обусловлено и нигде не зафиксировано. На сегодняшний день никаких пояснений уполномоченных на то органов и лиц по этому поводу не дается [10]. По мнению М. Ю.

Тихомирова, на практике ассоциации создаются по признакам организационной, профессиональной или отраслевой общности, а союзы — по территориальному и иным признакам [12].

Исходя из содержания п. 1 ст. 123.8 ГК РФ и п. 1 ст.

11 ФЗ № 7, ассоциация (союз) является объединением юридических лиц и/или граждан, основанном на членстве, для представления и защиты общих профессиональных интересов, для достижения общественно полезных некоммерческих целей. Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст.

123.8 ГК РФ, ассоциации и союзы могут быть созданы в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов.

В форме союза (ассоциации) также создаются профессиональные объединения граждан, не ставящих перед собой в качестве основной цели деятельности защиту своих трудовых прав и интересов. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет их деятельности с включением слов «ассоциация» или «союз» [8].

В форме ассоциаций (союзов) создаются некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты (пп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).

  • Создание ассоциации (союза) может обеспечить следующие привилегии:
  • 1) профессиональную защиту интересов определенной профессии или области профессии и др.;
  • 2) обобщение практики и консолидация идей в той или иной сфере деятельности;
  • 3) этические и воспитательные меры для повышения качества работы той или иной профессии;
  • 4) финансовые элементы управления для решения определенных целей некоммерческой организации как ассоциации [9].

В любом случае цели создания ассоциаций и союзов должны носить некоммерческий характер (п. 1 ст. 123.8 ГК РФ).

Такие объединения создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 ФЗ № 7). Например, в соответствии с ч. 4 ст. 24 ФЗ «О саморегулируемых организациях» [5] (далее — ФЗ № 315) членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях — членах ассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, на профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций, на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права саморегулируемых организаций.

В настоящее время абз. 1 п. 1 ст. 123.8 ГК РФ содержит нормы-дефиниции, определяющие основные признаки ассоциаций и союзов как объединений лиц, обладающих правами юридического лица.

Помимо ГК РФ правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества таких организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями определяются ФЗ № 7.

Указанный Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации [13]. Кроме того, согласно п. 5 ст. 123.

8 ГК РФ особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами (например, ФЗ «О банках и банковской деятельности» [2], Закон РФ «О защите прав потребителей» [7], ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [6] и др.).

Пункт 2 ст. 123.8 ГК РФ определяет пределы гражданской правоспособности ассоциаций и союзов как некоммерческих организаций: они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

В отличие от общей правоспособности хозяйственных обществ и большинства других коммерческих организаций, правоспособность некоммерческих организаций является специальной.

Специальная (или целевая, уставная) правоспособность предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Следовательно, такое юридическое лицо вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его уставе и соответствуют установленным в нем предмету и целям деятельности данного юридического лица [12, c. 14].

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ № 7, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности такой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Правило о том, что ассоциации и союзы, являясь некоммерческими организациями, не вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли, в качестве основного вида деятельности, установлено в императивной норме.

Это означает, что учредители (участники) ассоциаций и союзов при их создании не вправе предусмотреть в учредительных документах возможность ведения предпринимательской деятельности в качестве основного вида деятельности.

Финансирование деятельности объединений по реализации делегированных им полномочий осуществляется, главным образом, самими их участниками.

Объектом финансирования являются традиционные расходы на содержание управленческого аппарата — аренда помещений, оплата труда работников, приобретение оргтехники, финансирование НИР и ОКР и т. п. Поэтому уже при создании объединений их участники могут прогнозировать основные направления расходования своих средств в связи с участием в объединениях [12, c. 12].

Однако некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что данная деятельность указана в ее учредительных документах.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.

2 ст. 24 ФЗ № 7).

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации некоторых видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий) (абз. 3, 4 п. 1 ст. 24 ФЗ № 7).

Перечень этих видов деятельности определяется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3].

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность любого юридического лица возникает и прекращается в момент внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст. 16 ФЗ № 7, некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном ГК РФ, ФЗ № 7 и др. федеральными законами (п. 1), а сама реорганизация осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (п. 2).

Реорганизация ассоциаций и союзов в настоящее время возможна только в форме преобразования, ограниченного положением п. 4 ст. 123.8 ГК РФ: ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, ассоциация (союз) является объединением юридических лиц и/или граждан, имеющим некоммерческий характер целей.

Литература:

Ссылка на основную публикацию