В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г.
№ 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон о третейских судах), спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
- Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
- Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.
- Согласно статье 18 Закона о третейских судах третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.
Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в том числе третейским судьей, имеющим особое мнение.
Особое мнение третейского судьи прилагается к решению третейского суда.
Если третейское разбирательство осуществлялось коллегиально, то решение может быть подписано большинством третейских судей, входящих в состав третейского суда, при условии указания уважительной причины отсутствия подписей других третейских судей.
- В решении третейского суда должны быть указаны:
- 1) дата принятия решения, определенная в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона о третейских судах;
- 2) место третейского разбирательства, определенное в соответствии со статьёй 20 Закона о третейских судах;
- 3) состав третейского суда и порядок его формирования;
- 4) наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
- 5) обоснование компетенции третейского суда;
- 6) требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон;
7) обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования.
В резолютивной части указываются сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, распределение указанных расходов между сторонами, а при необходимости — срок и порядок исполнения принятого решения.
Статья 44 Закона о третейских судах устанавливает, что решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении.
Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.
Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о третейских судах оно подлежит принудительному исполнению.
Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в соответствии со статьёй 423 ГПК рассматривается судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
https://youtube.com/watch?v=qrl1CHAIhp4
Доверьте решение своих проблем профессионалам!
Что такое третейский суд (арбитраж) и для чего он нужен?
Третейский суд (далее в т.ч. «ТС») – это аналог государственного суда, однако, чтобы его решение можно было принудительно исполнить, необходимо получить исполнительный лист в государственном суде: арбитражном или районном.
Для реализации права на рассмотрение спора в третейском суде нужно иметь на руках подписанное третейское (арбитражное) соглашение, к которому стороны могут прийти любым способом, подтверждающим их желание его заключить (в том числе обмен бумажными и электронными письмами).
Третейская оговорка может иметь вид как отдельного документа, так и пункта, содержащегося в контракте, договоре или любом ином документе.
Важная отличительная особенность третейского суда от государственного — быстрый срок получения исполнительного листа.
Осведомленные юристы и руководители компаний стараются прописать третейскую оговорку в содержании договоров, заключаемых предприятием, особенно тех, что составляются по основному виду деятельности. Если она предусматривает указание на то, что решение третейского суда является окончательным, то такое решение уже нельзя будет отменить.
ТС имеет полномочия рассматривать практически любой гражданско-правовой спор.
В то же время существует ряд споров, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть рассмотрены в третейском суде.
Так не подлежат рассмотрению дела, связанные с: банкротством; отказом в государственной регистрации, защитой интеллектуальных прав, контрактным законодательством для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установлением фактов, имеющих юридическое значение; некоторыми акционерными, трудовыми, наследственными, семейными (за исключением раздела имущества) спорами; причинением вреда жизни и здоровью; выселением граждан из жилых помещений; законодательством о приватизации и рядом других, имеющих важное значение для обеспечения общественных и государственных интересов.
На практике подавляющее большинство рассматриваемых в ТС дел – споры о взыскании задолженности, о расторжении или изменении договоров. По новым положениям, указанным в Законе об арбитраже, третейские суды на полных правах смогут рассматривать и корпоративные споры.
Участниками третейского разбирательства могут быть и юридические лица, и граждане. Главное при обращении в ТС – это наличие согласованного между сторонами обоюдного волеизъявления о рассмотрении споров в конкретном третейском суде.
Невозможно привлечь к участию в третейском деле того, кто не подписывал упомянутого выше соглашения, за исключением ситуации, когда такое лицо в реальном времени дает согласие на участие.
И напротив, лицо, подписавшее третейскую оговорку, может уклониться от рассмотрения его дела в третейском суде только в том случае, если другая сторона также соглашается рассматривать дело в государственном суде.
Сторонами третейского дела могут быть учредители предприятий и организаций, а также акционеры непубличных акционерных обществ, описавших третейскую оговорку, например, в учредительном документе. Третейское соглашение сторон может касаться как конкретного спора из договора, так и неопределенного круга возможных споров, предусмотренных сторонами.
Исполнительный лист на третейское решение можно получить упрощенным способом в государственном суде. При наличии в арбитражной оговорке слов об окончательности решения третейского суда, законом исключена возможность его проверки государственным судом.
Процессуальным законом определен исключительный перечень случаев, когда исполнительный лист не может быть выдан: — при установлении фактов порочности третейской оговорки (ее недействительности, недееспособности подписанта); — из-за выхода за пределы своего ведения, как это установлено третейской оговоркой; — когда количество и персоналии судей или процедура рассмотрения третейского дела не соответствовали тому, о чем стороны договорились в третейской оговорке или чего требовал закон; — если одну из сторон третейской оговорки не уведомили вовсе или уведомили ненадлежащим образом о рассмотрении дела в третейском суде.
Кроме того, государственный суд откажет в выдаче исполнительного листа в той ситуации, когда законом предусмотрен запрет на такое рассмотрение, а также в случае, если решение противоречит так называемому публичному порядку РФ (нарушение основополагающих принципов российского права).
— ТС позволяет предельно быстро просудить любую задолженность, включая «внутреннюю» задолженность предприятия. При этом от даты обращения в третейский суд до даты выдачи исполнительного листа может пройти от 1 до 2 месяцев.
Это бывает необходимо для скорейшей подачи заявления о банкротстве, блокировки имущества должника.
Новым законом об арбитраже для государственного суда предусмотрен максимальный срок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительных листов – один месяц.
— ТС практически безальтернативен в ситуации, когда вам нужно установить какие-либо обстоятельства: отсутствие/наличие определенного имущества и/или обязанности. Данные обстоятельства можно в дальнейшем использовать в спорах, например с налоговыми органами или контрагентами по договору.
Например, подрядчик нарушил сроки строительства, а из-за этого, в свою очередь, заказчик нарушил условия договора с арендатором о дате передачи объектов в аренду.
Арендатор получил решение третейского суда о взыскании с заказчика-арендодателя максимальной суммы убытков и штрафов за задержку сроков передачи помещений в аренду, а заказчик-арендодатель выставил и взыскал их с подрядчика, нарушившего срок строительства, уже в арбитражном суде.
— третейское судопроизводство дает возможность взыскать дополнительные штрафы с проигравшей стороны, если она в установленный судом срок добровольно не исполнила его решение о взыскании задолженности или выполнении обязанности в натуре. Это обстоятельство является дополнительным стимулом ответчику для добровольного исполнения вынесенного третейским судом решения, а для истца — разумной компенсацией ожидания принудительного исполнения.
Институт третейского разбирательства (арбитража) — эффективный инструмент рассмотрения споров. Использование его в бизнесе дает вам неоценимые конкурентные преимущества, как в отношении сроков, так и в отношении способов реализации своих процессуальных прав.
С учетом проводимой реформы качество третейского судопроизводства уже в этом году существенно возрастет, а количество третейских судов, в том числе «карманных», напротив, сократится до минимума.
Данные изменения позволят оградить добросовестных участников процесса от любых возможных злоупотреблений.
Деятельность третейского суда
Третейский суд
не является государственной инстанцией и по своей специфике, а также манере работы, является альтернативным методом для рассмотрения и дальнейшего решения спорных вопросов.
Спорные вопросы, которые рассматриваются в третейских судах, являются хозяйственными, то есть экономическими.
Стоит отметить, что довольно часто третейские суды называют коммерческим арбитражем, так как они относятся к институту, занимающимся правоприменительной деятельностью.
Сама деятельность третейских судов в своем правовом отношении регулируется на нескольких уровнях:
- Местный уровень. Сегодня существует строгий регламент каждого конкретного суда, где статьи могут разрабатываться самостоятельно. Стоит отметить, что обе стороны подписывают соответствующий ознакомительный лист и дают последующее согласие на принятие дел в процессе разбирательства сторон.
- Федеральный уровень. В соответствии с Федеральным законом № 102 происходит регламентирование процесса деятельности данного судебного заседания.
-
Общеевропейский уровень. Регламент по европейским вопросам был подписан в Женеве в 1961 году на конвенции «О внешнеторговом арбитраже
.
Регулярно функционирующий третейский суд был создан еще торговыми палатами, а также экономическими биржами, которые организованы юридическими лицами.
Организация, которая решила создать и соответственно создала третейский суд, в обязательном порядке должна сообщить о процессе его создания, принятом регламенте, и конечно, о составе организованного третейского суда.
Необходимые соглашения, которые используются в процессе принятого решения, должно быть заключено с третейской оговоркой, или же как отдельный (самостоятельный) документ.
Оговорка может быть трех основных видах, которые активно используют пользователи, которые решили подавать свое исковое заявление в соответствующую инстанцию:
- Во-первых, это конкретизирующая оговорка. Здесь стоит говорить об отельных нарушениях, которые прописаны в ней с целью ознакомления.
- Во-вторых, альтернативная оговорка, где истец самостоятельно может выбрать судебный орган, которому доверить решение конфликтного или спорного процесса. Судебный орган может быть государственным или третейским судом.
- В-третьих, безальтернативная оговорка. Здесь речь может идти обо всех спорах, которые должны рассматриваться исключительно в третейских судах.
Состав третейского суда
Процесс формирования состава третейского суда происходит в результате согласия разных сторон. Стоит отметить, что количество третейских судей не может быть четным.
Третейским судьей может быть избран гражданин Российской Федерации
, который достиг 25 летнего возраста, не имеет судимости и разбирается в юридических вопросах.
Гражданин также должен быть заинтересованным человеком в процессах разбирательствах.
Чаще всего в третейском суде на рассмотрении одного искового заявления отводится три третейских судьи, если не было договоренности о внесение каких – то изменений.
Основные отличительные стороны третейского суда от прочих судебных организаций заключается в его мобильности. Рассмотрения дела никаким образом не зависит от местожительства истца или ответчика. Кроме того, судью также можно выбрать из предложенного списка на сайте судебной организации.
Замечание 1
Примечательно, что судебный процесс может происходить без ведения протокола по обоюдному решению сторон. Третейский суд гарантирует обеим сторонам судебного заседания полную конфиденциальность.
Третейские суды и правовые основы их организации и деятельности
В соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 11 ГК РФ) (1) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел наряду с государственными общими и арбитражными судами и так называемые альтернативные третейские суды.
Третейский суд — это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения возникшего между ними спора.
Сущность третейского разбирательства спора состоит в том, что спорящие стороны избирают третьих лиц, которым доверяют разрешение спора и вынесение решения. При этом стороны заранее обязуются подчиниться решению третейского суда.
Третейские суды по сравнению с арбитражными судами имеют определенные преимущества: большая оперативность и экономичность, доверительность и конфиденциальность, удобства для сторон в отношении времени и места разрешения спора.
Эти преимущества должны бы придавать популярность третейским судам как органам, разрешающим споры в сфере предпринимательских отношений, содействовать росту числа третейских судов. Но этого почему-то не происходит, особенно на периферии.
Представляется, что все положительные качества третейских судов перечеркиваются двумя важными факторами: 1) отсутствие в регионах достаточно квалифицированных специалистов — третейских судей и 2) сложности с исполнением решений третейского суда.
На разрешение третейского суда могут быть переданы споры, вытекающие из гражданских правоотношений и подведомственные арбитражному суду, до принятия им решения и только по соглашению сторон (ст.23 АПК РФ).
В отличие от АПК РФ 1992 г. новый Арбитражный процессуальный закон допускает возможность передачи спора на разрешение третейского суда не до принятия дела к производству арбитражным судом, а на любой стадии процесса вплоть до принятия решения.
Однако законодатель предусматривает, что передаче третейскому суду подлежат только споры, вытекающие из гражданских правоотношений.
Это значит, что подведомственный арбитражному суду экономический спор, возникающий из административных или иных правоотношений, на рассмотрение третейского суда передан быть не может.
Идея третейского судопроизводства для разбирательства экономических споров имеет довольно древнюю историю. Например, уставная грамота церкви Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде (1135 г.
) определяла, что в суд по купеческим делам не могут вмешиваться посадник и бояре, поскольку это компетенция тысяцкого и самих купцов. Весьма развито законодательство о третейских судах было и в Российской империи, и в послереволюционной России.
Достаточно назвать Декрет о третейских судах от 16 февраля 1918 г.. Положение о третейском суде от 16 октября 1924 г. и т.д. (2).
Рассмотрение хозяйственных споров третейскими судами было допущено постановлением СМ СССР от 23 июля 1959 г. «Об улучшении работы государственного арбитража». В соответствии с п.4 этого постановления Госарбитраж при СМ СССР 31 августа 1960 г. утвердил «Временные правила рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами».
В настоящее время организация и деятельность третейских судов в России регулируется отдельными нормами арбитражного процессуального законодательства, а также специальным нормативным правовым актом — Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.
(далее — Временное положение) (3). Этим же Временным положением регулируется в настоящее время порядок выдачи арбитражным судом исполнительных листов по решениям третейских судов. В соответствии со ст.
7 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установленный Временным положением порядок будет применяться впредь до принятия федерального закона о третейских судах.
Данное обстоятельство важно иметь в виду потому, что в новом АПК РФ отсутствует специальная норма, регулирующая условия и порядок выдачи исполнительных листов на решения третейского суда, как это было предусмотрено в ст. 157 АПК РФ 1992 г.
Следует также заметить, что Временное положение применяется при передаче на разрешение третейских судов экономических споров, подведомственных арбитражным судам в соответствии с российским законодательством, межгосударственными соглашениями и международными договорами. Оно не применяется, если иное не установлено соглашением сторон, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства или является организацией с иностранными инвестициями.
В Российской Федерации функционируют и третейские суды, имеющие целью разрешение споров, возникающих в сфере международной торговли.
К ним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, деятельность которых регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993г.
(4) Указанные органы имеют свою специфику, обусловленную международно-правовыми аспектами их деятельности, и на них не распространяется действие Временного положения.
В соответствии со ст. 2 Временного положения в России могут создаваться как третейские суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc), так и постоянно действующие, инсти туциональные.
Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые могут сами установить практически все процессуальные правила, применяемые при рассмотрении и разрешении спора, за исключением правил, определенных законодательством в качестве императивных.
Что же касается институциональных третейских судов, то под ними Временное положение понимает органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора.
Постоянно действующие суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, объединениями, иными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые информируют арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе (ч.4 ст.2 Временного положения).
В городе Воронеже, например, в 1993 г. создан третейский суд при Воронежском отделении Торгово-промышленной палаты. Но за все время существования на его рассмотрение не поступило ни одного спора. О создании других постоянно действующих третейских судов на территории Воронежской области сведений в Арбитражный суд области не поступало.
Порядок организации, деятельности, рассмотрения и разрешения споров постоянно действующими третейскими судами определяется их правилами (положениями, уставами, регламентами и другими документами), утверждаемыми организацией, создавшей их. В случае неурегулирования каких-либо вопросов в собственных документах третейский суд и стороны руководствуются нормами законодательства, в частности Временным положением.
По своей сути, постоянно действующий третейский суд представляет собой орган, который на основе соглашения сторон формирует состав третейских судей для разрешения спора и организует разбирательство дела6.
Стороны, согласившиеся на передачу спора в постоянно действующий третейский суд, уже не имеют той свободы в определенных процессуальных аспектах, как это имеет место в третейском суде ad hoc.
Эти аспекты регулируются правилами соответствующего третейского суда и отступление от этих правил возможно лишь в пределах, допускаемых ими.
Временное положение устанавливает порядок формирования состава третейского суда. Предусмотрено, в частности, что число третейских судей должно быть нечетным.
Несмотря на то что Временное положение не содержит запрета на рассмотрение споров единолично третейским судьей, надо полагать, что споры должны рассматриваться в коллегиальном составе числом судей не менее трех. Третейским судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи.
Положение не устанавливает обязательного наличия у судьи юридического образования, стажа работы по юридической специальности. Думается, это правильно.
В составе суда не обязательно должны быть только специалисты правоведения, в нем могут быть и другие профессионалы, что подтверждается возможностью привлечения арбитражных заседателей из числа специалистов и руководителей народного хозяйства в арбитражных судах. Однако в составе третейского суда обязательно должны быть профессионалы юристы, и возможно в большом числе, чем прочие специалисты.
Стороны могут по своему усмотрению назначить состав третейского суда для рассмотрения конкретного спора. Но если такого согласия нет, то применяется порядок, определенный Временным положением. Суд образуется в составе трех судей, при этом каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом судей назначают третьего.
Если же в течение 15 дней после получения уведомления одной из сторон о назначении третейского судьи другая сторона не назначит другого третейского судью, или если в течение того же срока судьи не достигли соглашения о назначении третьего судьи, либо третейский суд по иным причинам не создан, стороны вправе отказаться от передачи спора на разрешение третейского суда, и в этом случае спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.
Указанная выше процедура применяется для назначения судей третейского суда, создаваемого для разрешения конкретного спора. Если же спор передается на разрешение в постоянно действующий третейский суд, стороны назначают судей в порядке, установленном правилами этого суда.
Полномочия третейского судьи могут быть прекращены лишь по его просьбе или по соглашению сторон. В случае прекращения полномочий судьи новый третейский судья назначается по правилам, которые применялись при назначении замененного судьи.
Место разрешения спора стороны определяют по своему усмотрению. При отсутствии договоренности об этом место разрешения спора определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела. Третейский суд определяет также язык, применяемый при разрешении спора, если стороны не достигли об этом соглашения. (5)
Временное положение содержит довольно жесткие требования к оформлению искового заявления. В нем должно указываться: дата и номер; наименование сторон и их почтовые адреса и расчетные реквизиты; цена иска, если иск подлежит оценке; исковые требования; обстоятельства, на которых исковое требование основано, и подтверждающие их доказательства;
обоснованный расчет искового требования; законодательство, на основании которого предъявляется иск; перечень прилагаемых к заявлению документов и других доказательств, в числе которых обязательны подтверждающие наличие соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.
Третейский суд вправе рассматривать и разрешать споры лишь при наличии соответствующего соглашения сторон.
Соглашение о передаче спора третейскому суду — это соглашение сторон о передаче третейскому суду конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, нашло ли оно договорный характер (ч.1 ст.3 Временного положения).
Соглашение о передаче спора третейскому суду может быть заключено в виде отдельного третейского соглашения или в виде третейской оговорки в договоре. В ч. 4 ст.3 Временных правил предусмотрено, что признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность содержащейся в нем оговорки о передаче спора третейскому суду.
Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности соглашения между сторонами о передаче спора ему на рассмотрение. Если третейский суд признает отсутствие или недействительность соглашения сторон, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда заинтересованной стороной на общих основаниях.
Соглашение о передаче спора третейскому суду обладает свойством безотзывности. Это означает, что стороны могут аннулировать его лишь по взаимному соглашению. Односторонний отказ от соглашения о передаче спора в третейский суд не допускается.
Заключение сторонами соглашения о передаче спора в третейский суд влечет за собой определенные процессуально-правовые последствия. Согласно п.1 ст.
87 АПК РФ арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче спора на разрешение третейского суда и возможность обращения к третейскому суду не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора, заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда.
Из числа постоянно действующих третейских судов значительное распространение получили суды, создаваемые биржами, так называемые биржевые арбитражные комиссии. Биржевая арбитражная комиссия, согласно ч.2 ст.30 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.
(6), создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда. Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения ею споров утверждается в соответствии с законодательством.
Законодательством к ведению биржевой арбитражной комиссии отнесено, в частности, разрешение споров, связанных с заключением биржевых сделок (ч.1 ст. 30 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Следует заметить, что не все биржевые арбитражные комиссии в соответствии с утвержденными положениями о них функционируют как постоянно действующие третейские суды.
В случае, когда биржевая арбитражная комиссия в соответствии с положением функционирует как третейский суд, она вправе рассматривать не только споры, связанные с заключением биржевых сделок, но и имущественные споры по заключенным брокерами на биржах сделкам, т.е.
споры, возникающие при исполнении биржевых сделок. Такой подход к определению компетенции биржевых арбитражных комиссий подтвержден Высшим Арбитражным Судом РФ (7).
Здесь необходимо сделать замечание, касающееся сделок, заключенных на бирже.
В содержание биржевой сделки, заключаемой брокерами от имени и по поручению своих клиентов, может быть внесено условие о рассмотрении споров, связанных с исполнением сделки, в биржевой арбитражной комиссии.
С точки зрения арбитражно-судебной практики действительность подобной оговорки зависит от наличия у брокера в момент заключения сделки полномочий на включение такого условия либо от последующего письменного согласия с ним клиента (8).