Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

   Полное или частичное прекращение прав на землю проводится по ряду причин. Такие действия осуществляются добровольно или принудительно.

Если владелец продает участок, то после подписания соответствующего договора, все его права и посягательства теряют законную силу. Есть ряд примеров, когда права собственности лишают принудительно.

Это решение можно оспорить с помощью нашего юриста по земельным отношениям Екатеринбурга, также на консультации узнать свой вопрос, касающийся ограничения или прекращения прав на землю.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по земельным спорам поможет при прекращении и ограничении прав на земельный участок: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Основания для прекращения или ограничения прав на участок земли

   Полное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования – самый распространенный вариант развития событий. Это касается объектов сельхозназначения. Подобные вопросы регулируются ЗК РФ. Статья 45 Кодекса содержит основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком:

   За соблюдением норм и правил эксплуатации земель следят соответствующие уполномоченные органы власти. Если владелец не согласен с их решением, он может подать в суд. Доказать неправомочность действий исполнительного органа власти проблематично.

Для этого нужно использовать услуги нашего земельного юриста, который специализируется на таких вопросах, особенно если дело касается проблемы изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд путем выкупа.

Если вы будете самостоятельно пытаться решить проблему, этот процесс обречен на провал.

Виды ограничений прав на землю

   Существуют различные виды ограничений прав на землю. Не всегда этот процесс связан с ненадлежащим использованием объекта. Права на собственность прекращаются, если владелец продал недвижимость. Нередко процедура запускается, когда у собственника есть долги перед банком или другими официальными структурами, когда имущество конфисковано по решению суда.

   Итак, рассмотрим некоторые виды ограничений на земельный участок, установленные действующим законом:

  1. Ограничение в пользовании участками расположенных в зонах с особыми условиями пользования территорией. В качестве примера такого ограничения можно привести санитарно-защитную зону для котельных на угле и мазуте первого класса опасности. Данная зона составляет 1 000 м.
  2. Ограничения, связанные с условиями окружающей среды. В пределах границ земельного участка может находится зона памятников природы, естественной среды обитания и пути миграции диких животных, объект культурно истерического наследия. В данном случае в качестве примера можно привести расположенный в пределах границ вашего земельного участка памятник.
  3. Земельные участки, изъятые из оборота. Среди примера таких земельных участков можно выделить участки, на которых расположены заповедники, либо же участки, на которых расположены объекты вооруженных сил РФ, кладбища.
  4. Земельные участки, ограниченные в обороте. К таким относятся земли лестного фонда, участки, предназначенные для производства ядовитых и наркотических веществ и так далее.

Порядок ограничения или прекращения прав на участок

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

Срок ограничения прав на участок

   Действующим земельным законодательством предусмотрена возможность установления ограничения как на определённый срок, так и бессрочно.

И в том и в другом случае стоит отметить, что в случае отчуждения земельного участка, то есть его перепродажи или же, например, дарения, установленные ограничения сохраняют свое действия.

В связи с чем, при приобретении любого земельного участка, рекомендуем Вам обращать внимание на наличие действующих ограничений, дабы избежать препятствия в полноценном пользовании участком.

   Законный порядок установления ограничений прав на земельные участки включает множество обязательных этапов, среди которых предварительное оповещение владельца, прохождение многочисленных комиссий для подтверждения факта ненадлежащего использования земли. Если порядок нарушается, собственник имеет возможность оспорить решение исполнительного органа и обратиться в суд.

Регистрация ограничения прав на земельный участок

   Любое ограничение, принятое тем или иным органом государственной власти, а также решения суда, которыми установлены ограничения прав подлежат государственной регистрации.

Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию ограничений в Российской Федерации является Росреестр.

На основании документов и по заявлению заинтересованных лиц, Росреестров в Единый государственные реестр недвижимости вносятся сведения о государственной регистрации ограничения.

   Таким образом выявить наличие действующих ограничений достаточно просто. Для этого Вам необходимо запросит в МФЦ сведения из ЕГРН об объекте недвижимости. В соответствующей графе выписки, вы увидите наличие ограничений.

Обжалование ограничений прав на земельный участок

   Так земельное законодательство предусматривает возможность обжалования установленного ограничения. Такой обжалование производится исключительно в судебном порядке. Рассмотрим порядок обжалования ограничения на примере акта органа местного самоуправления о принятии ограничения:

  1. Ознакомление с актом, устанавливающим ограничения прав на землю.
  2. Анализ и выявление оснований для обжалования акта органа;
  3. Подготовка административного искового заявления;
  4. Подача заявления в суд. Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения органа гос. власти или по месту жительства/нахождения истца.
  5. Рассмотрение дела по существу;
  6. Принятие решения. В случае положительного исхода дела, суд признает незаконным тот или иной акт, которым установлены ограничения. Такое решения будет являться основанием для исключения из ЕГРН сведений об ограничениях на земельный участок.

Оспаривание сервитута на земельный участок

   Как указывалось, выше, сервитут представляет собой некоторое ограничение прав в использовании земельном участке. Среди сервитутов выделяют частные и публичные.

   К публичным относятся сервитут, которые устанавливаются законом или актом государственного органа. Направлен такой сервитут, как правило в отношении неопределённого круга лиц. Среди примера можно выделить ситуацию, когда единственный возможный проход или проезд к пляжу, проходит через Ваш земельный участок.

   Частный сервитут устанавливается по заявлению и обращению конкретного заинтересованного лица. Например, можно взять ситуацию, когда проезд к земельному участку заинтересованного лица, проходит через Ваш земельный участок. Устанавливается такой сервитут по соглашению собственников, или в судебном порядке.

   Среди основных оснований для оспаривания и как следствия прекращения действия сервитута, можно выделить следующее:

  • Отпала необходимость в ограничении права пользования участком. То есть часть земельного участка, в пользование которой было ограничено, не используется заинтересованными на то лицами. В данном случае вполне логично прекращение сервитута земельного участка.
  • В связи с установлением сервитута, земельный участок не может быть использован в соответствии с его назначением. Оспаривание проходит по правилам искового производства, путем подачи заявления в суд.
  • Возмещения убытков правообладателям земельных участков, права которых ограничены.

   Как указывалось, выше существуют различные виды ограничения прав собственников участков. Так, например, по вашему земельному участку может проходить сеть газопровода, или иных линейных объектов. Безусловно данные объекты необходимо обслуживать.

Такие действия со стороны организаций в отношении, которых ограничены ваши права, могут негативно сказаться на земельном участке. Так, например, строительная техника, обслуживающая газовую сеть или же сеть водопровода, может разворотить все насаждения, которые находятся в пределах вашего земельного участка.

В связи с чем у вас возникает право компенсации убытков, вызванных такими действиями.

Основанием для возмещения убытков, могут являться

  • Соглашение о временном занятии участка между собственником или лицом в пользу которого заключено соглашение;
  • Сервитут;
  • Акт органа государственной власти;
  • Решение суда;

   Убытки, о которых идет речь в настоящем подпункте, возмещаются из бюджетов соответствующих органов, или лицами в отношении которых были установлены ограничения. Для определения убытков министерством экономического развития разработаны целые методические рекомендации. С их помощью Вы можете самостоятельно попробовать рассчитать их размер. Помимо всего прочего стоит также учесть, что Вы вправе предъявить требование о взыскании упущенной выгоды, которая сформировалась в результате установления ограничений, а также компенсации расходов на восстановление земельного участка.

Помощь адвоката по земле в Екатеринбурге

   Официальное ограничение прав на земельный участок подтверждается документально. Это решение принимается в течение месяца после запуска соответствующей процедуры.

Помощь и совет нашего адвоката по земельным спорам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам защитить свои права при прекращении и ограничении земельный прав: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок.

   Звоните прямо сегодня и мы начнем вместе решать проблему!!!

Отзыв о работе нашего земельного юриста

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Приостановка права пользования недрами

М.М. Туманова —  ведущий юрисконсульт Highland Gold | Руссдрагмет

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсамиКлючевые слова: Приостановление лицензии на недра, приостановление права пользования недрами, порядок приостановления лицензии, срок приостановки лицензии, причины приостановления права пользования, уплата платежей при приостановке лицензии, экономическая неэффективность освоения месторождения, изменения технологии освоения месторождения.

Право пользования недрами может быть приостановлено по основаниям, указанным в ст. 20 Закона РФ «О недрах», в том числе и по желанию владельца лицензии или по инициативе недропользователя по его заявлению.

Читайте также:  Статья 9. Химическая мелиорация земель

В законодательстве приведены обстоятельства, дающие право уполномоченным органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос, в том числе о приостановлении права пользования недрами.

Однако такое приостановление по инициативе недропользователя является правом уполномоченного органа. Случаи, при которых право пользования недрами прекращается в императивном порядке, установлены отдельно — в ч.

1 ст. 20 Закона РФ «О недрах».

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратить внимание на разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в п. 20 своего Постановления от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Пленум ВАС РФ указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса РФ об административных правонарушениях, а представляет собой специальную правовую меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Из приведенных разъяснений следует, что такая мера как приостановление лицензии, имеет иную правовую природу, чем ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Для привлечения к административной ответственности необходимо установить признаки противоправности в действиях (бездействии) лица, а также наличие вины.

В данном случае при приостановлении лицензии на пользование недрами вина пользователя недр отсутствует, причины приостановки не зависят от действий или бездействий недропользователя, а являются, как правило, внешними.

По спорам, связанным с приостановлением лицензий на пользование недрами имеется устоявшаяся судебная практика, суды указывают, что государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о приостановлении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.05.2015 г. по делу № 305-КГ14-6820, А40-800/2014).

Это подтверждает, что законодательством о недрах не предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь при наличии волеизъявления недропользователя.

Для приостановления лицензии предусмотрен специальный порядок действий уполномоченного органа по принятию решения о таком приостановлении, который установлен в Административном регламенте Роснедр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315.

Процедура приостановления права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентированная комплексно, а указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения специальной комиссией (п. 106 Административного регламента) в целях принятия решения.

Так же считают и суды, отмечая, что в соответствующем заявлении недропользователь должен указать причины приостановления права пользования недрами, что является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения заявления в целях принятия решения (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 г. № Ф04-5181/2016 по делу № А4522731/2015).

  • Решение о приостановления права пользования недрами может быть принято лишь на основании анализа причин такого приостановления с приложением необходимой документации по состоянию участка недр и проводимым работам.
  • В случае, если в заявлении не указаны причины приостановления или причины не являются обоснованными, суд при рассмотрении спора по данному вопросу может указать, что недропользователь, используя приостановку лицензии, фактически уклоняется от соблюдения лицензионных требований и условий и ответственности за их нарушение, и, как следствие, примет решение не в пользу недропользователя.
  • Пунктом 107 Административного регламента определено, что при приостановлении права пользования недрами временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии.
  • При этом лицензия на пользование участком недр при приостановлении права пользования недрами с государственного учета не снимается.

В связи с этим с учетом обстоятельств приостановления уполномоченный орган принимает решение не только о разрешении приостановления права пользования недрами, но и о работах, необходимых к выполнению в связи с приостановлением недропользователем в целях охраны недр, а именно мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. В связи с этим к заявлению о приостановлении необходимо приложить пояснительную записку о проведении мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии.

  1. Таким образом, согласно Административному регламенту Роснедр, пользователь недр вправе подать заявление в уполномоченный орган о приостановлении лицензии на пользование недрами с указанием оснований, обстоятельств и сроков для приостановления по лицензии.
  2. Решение по указанному вопросу принимает комиссия Роснедр, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, процесс принятия решения о приостановлении пользования участками недр не должен превышать 150 дней.
  3. Устранение обстоятельств приостановления права пользования недрами является основанием для его возобновления.
  4. При выборе такого решения, как приостановление лицензии, стоит учитывать, что, если у пользователя недр к моменту подачи заявления о приостановлении лицензии имеются нарушения по выполнению обязательств по лицензионному соглашению или сроки обязательств по лицензии и проектам уже нарушены, уполномоченный орган может отказать в приостановлении лицензии, сославшись на уклонение пользователем недр от исполнения лицензионных обязательств.
  5. Какие причины могут быть обоснованными для приостановки лицензии на право пользование недрами?
  6. Одной из основных причин приостановления лицензии может быть экономическая неэффективность освоения месторождения в текущий момент, например, в связи с резким падением курса рубля по отношению к другим валютам.
  7. Как одну из стадий процесса освоения месторождения, лицензия на пользование недрами и лицензионное соглашение устанавливают обязательство, согласование и утверждение технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
  8. Может сложиться ситуация, при которой в момент, когда планировалось обращение в уполномоченную организацию для согласования и утверждения такого проекта, модель освоения месторождения, представленная в проекте, стала экономически невыгодной.
  9. В проектную документацию включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе в отношении технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр.
  10. Уполномоченная организация выполняет функцию утверждения проектов строго в рамках исполнения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы порядка организации работы.

При исполнении указанной функции имеет место экономическая оценка эффективности инвестиций в проектной документации на разработку месторождений. Таким образом, в проектной документации должен присутствовать раздел, показывающий экономическое обоснование эффективности освоения месторождения.

И в случае экономической неэффективности освоения месторождения в определенный период, можно рассмотреть вариант применения процедуры приостановления лицензии на пользование недрами.

Также причиной приостановки лицензии может быть необходимость изменения технологии освоения месторождения, благодаря которой возможна наиболее эффективная, полная и рациональная отработка месторождения. Для чего пользователю недр потребуется время для разработки и утверждения проектной, технической документации и для реализации переоснащения производственных мощностей.

По вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользование недрами можно отметить следующее.

Так, согласно ст. 21 Закона РФ «О недрах», в случае если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

Как следует из вышеизложенного, приостановление права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, соответственно, обязанности держателя этой лицензии уплачивать установленные Законом «О недрах» обязательные платежи, включая регулярные.

В этой связи уплата регулярных платежей за пользование недрами должна производиться недропользователем с даты государственной регистрации, выданной ему лицензии на право пользование недрами и за весь период ее действия независимо от того, проводятся ли фактически соответствующие данной лицензии работы на предоставленном в пользование участке недр или нет.

Обязанность представления налоговой декларации по НДПИ у налогоплательщиков возникает, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (п. 1 ст. 345 НК РФ).

Читайте также:  Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

О приостановлении права пользования недрами по лицензии

Право пользования недрами может быть приостановлено по основаниям, указанным в статье 20 Закона РФ «О недрах», в том числе и по желанию владельца лицензии или по инициативе недропользователя по его заявлению.

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами Туманова Мария Михайловна, ведущий юрисконсульт Highland Gold — УК «Руссдрагмет»

В законодательстве приведены обстоятельства, дающие право уполномоченным органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос в том числе о приостановлении права пользования недрами.

Однако такое приостановление по инициативе недропользователя является правом уполномоченного органа.

Случаи, при которых право пользования недрами прекращается в императивном порядке, установлены отдельно, в части 1 статьи 20 Закона РФ «О недрах».

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратить внимание на разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в п. 20 своего постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Пленум ВАС РФ указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса РФ об административных правонарушениях, а представляет собой специальную правовую меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Из приведенных разъяснений следует, что такая мера, как приостановление лицензии, имеет иную правовую природу, чем ответственность, предусмотренная частью 1 статьей 2.1 КоАП РФ. Для привлечения к административной ответственности необходимо установить признаки противоправности в действиях (бездействии) лица, а также наличие вины.

В данном случае при приостановлении лицензии на пользование недрами вина пользователя недр отсутствует, причины приостановки не зависят от действий или бездействия недропользователя, а являются, как правило, внешними.

По спорам, связанным с приостановлением лицензий на пользование недрами, имеется устоявшаяся судебная практика, суды указывают, что государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о приостановлении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 07.05.2015 по делу № 305-КГ14-6820, А40-800/2014).

Это подтверждает, что законодательством о недрах не предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь при наличии волеизъявления недропользователя.

Для приостановления лицензии предусмотрен специальный порядок действий уполномоченного органа по принятию решения о таком приостановлении, который установлен в административном регламенте Роснедр, утвержденном приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.

Процедура приостановления права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентированная комплексно, а указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения специальной комиссией (пункт 106 административного регламента) в целях принятия решения.

Так же считают и суды, отмечая, что в соответствующем заявлении недропользователь должен указать причины приостановления права пользования недрами, что является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения заявления в целях принятия решения (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 № Ф04-5181/2016 по делу № А45-22731/2015).

  • Решение о приостановлении права пользования недрами может быть принято лишь на основании анализа причин такого приостановления с приложением необходимой документации по состоянию участка недр и проводимым работам.
  • В случае если в заявлении не указаны причины приостановления или причины не являются обоснованными, суд при рассмотрении спора по данному вопросу может указать, что недропользователь, используя приостановку лицензии, фактически уклоняется от соблюдения лицензионных требований и условий и ответственности за их нарушение, и, как следствие, примет решение не в пользу недропользователя.
  • Пунктом 107 административного регламента определено, что при приостановлении права пользования недрами временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии.
  • При этом лицензия на пользование участком недр при приостановлении права пользования недрами с государственного учета не снимается.

В связи с этим с учетом обстоятельств приостановления уполномоченный орган принимает решение не только о разрешении приостановления права пользования недрами, но и о работах, необходимых к выполнению в связи с приостановлением недропользователем в целях охраны недр, а именно мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. В связи с этим к заявлению о приостановлении необходимо приложить пояснительную записку о проведении мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии.

  1. Таким образом, согласно административному регламенту Роснедр, пользователь недр вправе подать заявление в уполномоченный орган о приостановлении лицензии на пользование недрами с указанием оснований, обстоятельств и сроков для приостановления по лицензии.
  2. Решение по указанному вопросу принимает комиссия Роснедр, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, процесс принятия решения о приостановлении пользования участками недр не должен превышать 150 дней.
  3. Устранение обстоятельств приостановления права пользования недрами является основанием для его возобновления.
  4. При выборе такого решения, как приостановление лицензии, стоит учитывать, что если у пользователя недр к моменту подачи заявления о приостановлении лицензии имеются нарушения по выполнению обязательств по лицензионному соглашению или сроки обязательств по лицензии и проектам уже нарушены, уполномоченный орган может отказать в приостановлении лицензии, сославшись на уклонение пользователем недр от исполнения лицензионных обязательств.
  5. Какие причины могут быть обоснованными для приостановки лицензии на право пользования недрами?
  6. Одной из основных причин приостановления лицензии может быть экономическая неэффективность освоения месторождения в текущий момент, например в связи с резким падением курса рубля по отношению к другим валютам.

Как одну из стадий процесса освоения месторождения лицензия на пользование недрами и лицензионное соглашение устанавливают обязательство, согласование и утверждение технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Может сложиться ситуация, при которой в момент, когда планировалось обращение в уполномоченную организацию для согласования и утверждения такого проекта, модель освоения месторождения, представленная в проекте, стала экономически невыгодной.

В проектную документацию включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе в отношении технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр.

Уполномоченная организация выполняет функцию утверждения проектов строго в рамках исполнения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы порядка организации работы. При исполнении указанной функции имеет место экономическая оценка эффективности инвестиций в проектной документации на разработку месторождений.

Таким образом, в проектной документации должен присутствовать раздел, показывающий экономическое обоснование эффективности освоения месторождения.

И в случае экономической неэффективности освоения месторождения в определенный период можно рассмотреть вариант применения процедуры приостановления лицензии на пользование недрами.

Также причиной приостановки лицензии может быть необходимость изменения технологии освоения месторождения, благодаря которой возможна наиболее эффективная, полная и рациональная отработка месторождения. Для чего пользователю недр потребуется время для разработки и утверждения проектной, технической документации и для реализации переоснащения производственных мощностей.

  • По вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользования недрами можно отметить следующее.
  • Так, согласно статье 21 Закона РФ «О недрах», в случае если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
  • Как следует из вышеизложенного, приостановление права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, соответственно, обязанности держателя этой лицензии уплачивать установленные Законом «О недрах» обязательные платежи, включая регулярные.
  • В этой связи уплата регулярных платежей за пользование недрами должна производиться недропользователем с даты государственной регистрации выданной ему лицензии на право пользования недрами и за весь период ее действия независимо от того, проводятся ли фактически соответствующие данной лицензии работы на предоставленном в пользование участке недр или нет.
  • Обязанность представления налоговой декларации по НДПИ у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (пункт 1 статьи 345 НК РФ).
Читайте также:  Статья 3. карты и перечни географических координат

Прекращение права пользования недрами

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Недропользование » Прекращение права пользования недрами

  • В статье раскрыты такие вопросы как: прекращение права пользования недрами (общие положения); приостановление, ограничение и досрочное прекращение права пользования недрами (понятие и особенности); основания и порядок досрочного прекращения (приостановления или ограничения) права пользования недрами
  • Содержание
  • Ввиду особой значимости предмета правоотношений по недропользованию, законодателем установлен особый механизм их возникновения и прекращения.

Прекращение права пользования недрами. Общие положения

Прекращение права пользования недрами представляет собой одну из самых действенных государственных мер в сфере недропользования, побуждающих пользователей недр соблюдать условия лицензий и все иные требования закона. Очевидно, что риск потери прибыли или возникновения убытков в связи с прекращением коммерческой деятельности является эффективным способом воздействия на недропользователей.

Одной из особенностей прекращения права недропользования является его внесудебный порядок. В первую очередь, это связано с тем, что пользователи недр «работают» с участком недр, являющимся государственной собственностью, обеспечивающей публичный интерес.

Помимо этого, такая деятельность сопряжена с повышенной экологической опасностью, а также риском возникновения опасности для жизни и здоровья населения.

Поэтому процедура прекращения права пользования участком недр должна быть предельно быстрой, простой и эффективной.

Основания прекращения права пользования недрами (ст. 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»):

  1. Истечение установленного в лицензии срока ее действия.

Лицензия в обязательном порядке содержит срок ее действия (п. 5 ст. 12 Закона «О недрах»). Срок действия лицензии фактически означает срок, на который участок недр предоставляется в пользование.

Как следует из ст. 10 Закона «О недрах», участок может быть предоставлен для недропользования на определенный срок либо бессрочно. Если пользователь не предпринимает меры, направленные на продление указанного в лицензии срока действия, право недропользования прекращается.

  1. Отказ владельца лицензии от права пользования недрами.

Возможность отказаться от права недропользования – безусловное правомочие владельца лицензии. Основания отказа правового значения не имеют. Единственное условие реализации этого права заключается в своевременном — не менее чем за 6 месяцев — уведомлении об этом органа, выдавшего лицензию.

Письменное заявление об отказе от права пользования участком недр составляется владельцем лицензии в произвольной форме и направляется руководителю территориального органа Федерального агентства по недропользованию (далее по тексту – Роснедра).

В рассмотрении такого заявления может быть отказано по формальным основаниям ввиду не предоставления необходимых документов, определенных нормативно-правовыми актами (Административным регламентом Роснедр № 315 от 29.09.2009). В остальных случаях, при выполнении заявителем мероприятий, обеспечивающих сохранность участка недр, право недропользования будет прекращено. 

  1. Возникновение условия, с наступлением которого прекращается право недропользования, если это условие отражено в лицензии.

Законодательно такие условия не закреплены. Исходя из сложившейся судебной практики, под ними понимаются любые обстоятельства, существенно изменяющие изначально определённые условия пользования участком недр и влекущие необходимость прекращения этого права. Для того, чтобы породить такие юридические последствия, соответствующее условие обязательно должно быть обозначено в лицензии.

  1. Переоформление лицензии с нарушением требований закона.

Лицензия подлежит переоформлению при переходе права пользования участком недр. При этом условия, установленные предыдущей лицензией, не пересматриваются (ст. 17.1 Закона «О недрах»). В первую очередь, это положение касается перехода права пользования недрами при реорганизации либо ликвидации юридического лица – недропользователя.

Нарушение требований Закона «О недрах», а также соответствующих ведомственных нормативных актов при переоформлении такой лицензии влечет прекращение права пользования недрами и восстановление этого права первоначального пользователя.

  1. Случаи, предусмотренные законодательством РФ о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Отсылая правоприменителя к законодательству о концессионных соглашениях, положения п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах» касаются участка недр, который предоставлялся концессионеру для возведения и использования подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В реальной жизни положения данной нормы практически не применяются.

Перечень оснований для прекращения права недропользования является закрытым, расширительному толкованию не подлежит. Возникновение любого из этих обстоятельств является безусловным основанием для прекращения права пользования участком недр.

Прекращение права пользования недрами в силу закона (ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах»), необходимо отличать от досрочного прекращения, приостановления или ограничения такого права на основании специального решения уполномоченного органа (ч. 2 ст. 20 Закона «О недрах»).

Приостановление, ограничение и досрочное прекращение права пользования недрами. Понятие и особенности

Анализ положений п. 107 Административного регламента Роснедр № 315 от 29.09.2009 позволяет определить следующее:

  1. Приостановление права пользования недрами – это временное прекращение основной деятельности субъекта и связанных с ней вспомогательных работ, исключая деятельность, направленную на обеспечение сохранения природных ресурсов и безопасности объекта.

Приостановление права недропользования – одна из самых мягких мер, применяемых при возникновении оснований, предусмотренных законом. При такой процедуре лицензия на право пользования участком недр с государственного учета не снимается.

  1. Ограничение права пользования недрами представляет собой временный (либо постоянный) запрет на осуществление определенных видов деятельности, если они создали (либо могут создать) угрозу жизни и здоровью, а также отрицательно повлиять на окружающую среду.

Ограничение права пользования недрами применяется до устранения соответствующих причин, вызвавших такую ситуацию. При ограничении права пользования участком недр лицензия остается в силе в части тех видов деятельности, запрет на которые не наложен.

  1. Досрочное прекращение права пользования недрами влечёт полное прекращение всех видов деятельности на участке (за исключением работ, направленных на консервацию и ликвидацию объекта).

Досрочно прекращённая лицензия, предоставлявшая лицу право пользования недрами, снимается с государственного учета и передаётся на хранение в соответствующий орган.

Приостановление (и ограничение) права пользования участком недр не равнозначно досрочному прекращению такого права, так как, в отличие от последнего, действия лицензии не прекращает.  Более того, если обстоятельства, послужившие причиной приостановления (ограничения) устранены, право недропользования может быть полностью восстановлено (ст. 21 Закона «О недрах»).

Решение вопроса о применении определённой меры воздействия (приостановление, ограничение либо досрочное прекращение деятельности) относится к компетенции органа, выдавшего лицензию.

Основания и порядок досрочного прекращения (приостановления или ограничения) права пользования недрами

Основаниями приостановления, ограничения и досрочного прекращения права пользования недрами являются:

  1. Непосредственная угроза жизни (здоровью) людей, которые работают или проживают возле зоны проведения соответствующих работ.
  2. Возникновение различных чрезвычайных ситуаций.

Поскольку эта группа оснований связана с возможностью возникновения экологической опасности и причинения серьёзного вреда как людям, так и природным ресурсам, законодателем закреплен механизм быстрого реагирования и устранения подобных ситуаций.

 При наличии таких оснований использование участка недр прекращается сразу же после принятия государственным органом соответствующего решения и письменного уведомления недропользователя об этом;

  1. Нарушение недропользователем существенных условий лицензии;
  2. Нарушение (систематическое) недропользователем правил пользования недрами;
  3. Бездействие недропользователя, выражающееся в том, что работы по пользованию недрами в установленные сроки им не начаты;
  4. Нарушение недропользователем норм о предоставлении отчётности и геологической информации.

Эта группа оснований связана с нарушением пользователем недр своих обязанностей. Выявив такие нарушения, компетентный государственный орган может принять решение о прекращении (приостановлении, ограничении) права пользования недрами.

Для этого в адрес недропользователя направляется письменное уведомление о допущенных нарушениях и необходимости их устранения.

Если в течение трёх месяцев со дня получения такого уведомления нарушения не устранены, право пользования недрами может быть досрочно прекращено (приостановлено, ограничено).

  1. Инициатива владельца лицензии либо инициатива недропользователя по его заявлению.

Эти два основания представляют собой форму выражения свободной воли недропользователей и не зависят от вмешательства контролирующего государственного органа.

В отличие от ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах», положения ч.2 этого закона носят не императивный, а альтернативный характер.

Государственному органу, выдавшему лицензию на недропользование, предоставлена возможность выбора – досрочно прекратить (приостановить, ограничить) право пользования недрами либо нет.

Такое решение принимается в каждой конкретной ситуации, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию