Статья 48. предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

1. Предвыборная агитация и политическая реклама  2. Формы предвыборной агитации  3. Виды агитационного воздействия 

  • Публичные выступления во время выборов
  • Реализация листовочной кампании

4. Проведение агитации в СМИ: пресса, телевидение, радио, интернет

  • Наружная (уличная) реклама
  • Технология адресной агитации

5. Организация проведения кампании «От человека к человеку» 6. Предвыборная агитация на улице

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

Предвыборная агитация и политическая реклама 

В избирательном законодательстве много внимания уделяется поддержке информационным элементам избирательного процесса, включая сведения электората и прямую агитационную кампанию.

Агитационную кампанию можно считать, как политическую деятельность. Откровенно говоря, политическая агитация имеет большие сходства с рекламой такого же характера.

Замечание 1

Можно подумать, что предвыборная агитация и политическая реклама являются идентичными понятиями, но это совершенно не так. Естественно, у них довольно много чего общего из характеристик, например, преследуемые цели, методы и формы воздействия, субъекты и объекты

У термина «политическая реклама» нет четкого определения в законодательной терминологии, хотя у нее есть характеристики, присущие агитации, и она преследует такие же цели. Это получение определенного результата на выборах.

Все это находит свое подтверждение в Центральной избирательной комиссии РФ, главным заданием политической рекламы будет формирование мнения социума об определенных кандидатах и партиях. Различительной чертой от остальных жанров информационного воздействия является краткость, преобладание эмоций над смысловой нагрузкой, повторами и «привлекательностью».

Замечание 2

Но, исходя из объяснений Центральной избирательной комиссии РФ, все же есть довольно значительная разница между рекламными материалами и продвижение политических сил на предвыборной кампании

Этим отличием стала финансовый базис или источник финансирования подобных материалов. Избирательная кампания проходит за деньги со счетов разных избирательных фондов, ассоциаций, отдельных кандидатов, а вот политическая реклама совершенно не попадает в такую категорию. Именно из-за этого масштабы и уровень воздействия ее на электорат не регламентируется законодательным контролем.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В качестве политической рекламы можно организовать самостоятельное независимое направление для формирования мнения социума, и размер такого влияния будет зависеть непосредственно от средств кандидата или ассоциации, вложенных в это дело. И здесь не будет никакого равенства кандидатов или партий, потому что у каждого свои возможности.

Формы предвыборной агитации 

В России можно встретить следующие формы предвыборной агитации:

  • призыв отдать голос в поддержку или против определенного кандидата/партии;
  • выражение предпочтения кандидату/партии разными методами, которые разрешены законом;
  • обсуждение возможных результатов при проходе кандидата или не проходе;
  • распространение информационных сведений касательно кандидата, включая положительные и отрицательные отзывы;
  • распространение информации касательно деятельности кандидата, не имеющей отношения к профессиональной или выполнении должностных полномочий;
  • все законные активности, помогающие получить положительный или отрицательный результат для кандидата.

Виды агитационного воздействия 

Публичные выступления во время выборов

Наиболее популярным и эффективным видом агитации с давних времен считалось публичное выступление.

Умение отлично владеть словом и заставлять людей слушать является одним из главных и важнейших инструментов успешного политика, неотъемлемой составляющей его имиджа.

А еще более важной деталью станет тот факт, что кандидату не стоит опускаться до уровня личностных нападений на оппонентов во время проведения публичных дебатов.

Реализация листовочной кампании

В современном мире ни одна предвыборная кампания не обходиться без распространения листовок. Буклет – недорогое и надежное издание, довольно быстрый и эффективный способ добавить активности избирательной агитации, также позволяет автору проявить творческий потенциал.

Проведение агитации в СМИ: пресса, телевидение, радио, интернет

Наиболее важным каналом воздействия на электорат в предвыборной кампании в современном мире становятся медиа. Отлично проведенная политическая агитация в печатных СМИ или по телевидению привлечет больше внимания со стороны избирателей, которые готовы будут поверить в обещания кандидата.

Наружная (уличная) реклама

Использование наружных видов рекламы также один из самых популярных видов агитации, которые передают краткие обращения кандидата или же отображают суть его предвыборной кампании для широких масс. Такая реклама может быть реализована не только на улице, но и в общественных местах и транспорте.

Технология адресной агитации

Благодаря прямому политическому стимулированию можно получить прямой доступ к сведениям людей, которым она предназначена. Это тщательно проработанные и целенаправленные политические акции. Здесь предполагается наличие избирательной базы и ее постоянное наполнение. Эта информация нужна для личного обращения кандидата к своему электорату.

Организация проведения кампании «От человека к человеку»

Подобная кампания может проходить везде, где могут находиться потенциальные избиратели, как в зданиях, так и на улицах. Главным заданием такого вида агитации является сделать незнакомого кандидата – знакомым, а если уже знакомый – превратить в единомышленника.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предвыборная агитация на улице

Обеспечение посещения людей к определенному кандидату – дело сложное и практически невыполнимое. А вот организовать встречу кандидата со своими избирателями – это проще и имеет много способов для реализации.

Наиболее результативным станет проведение такой встречи на улице, к примеру, во время посещения:

  • организаций и коммерческих предприятий; 
  • образовательных учреждений; 
  • социальных объектов (дома престарелых, больницы и т.п.); 
  • зон отдыха, дискотеки, клубы; 
  • спортивных мероприятий; 
  • собраний общественных организаций; 
  • агитационные походы или поездки;
  • проведение массовых общественных акций: слушания, демонстрации, забастовки, пикеты. 

Пожалуй, одним из максимально эффективных видов предвыборной агитации станет массовая избирательная кампания. Сюда входят митинги, встречи политиков с электоратом, демонстрации, визиты во время массовых протестов и забастовок и другое.

Замечание 3 

Принимать участие в собраниях – это отличный способ остаться в человеческой памяти и положительно повлиять на их мотивацию к участию в процедуре выборов. Поэтому забастовки часто используются как правительством, так и оппозиционными кандидатами. Они могут перерасти в митинг с голодовкой или другими формами протеста

Под шумок: россиянам запретили "агитацию" в соцсетях

Под занавес уходящего года депутаты Государственной думы из «Единой России» не перестают «радовать» избирателей новыми драконовскими законами. Кажется, что правящее большинство в нижней палате парламента перешло уже не только к запретам, но даже и к прямым угрозам в адрес собственных избирателей. По принципу – попробуйте только выразить несогласие с властью — пожалеете моментально.

На минувшей неделе многие обсуждали скандальные запреты, касающиеся митингов, клеветы в интернете, работы площадок вроде «Ютюба». Но практически незамеченным прошел еще один важный законопроект, который накладывает серьезные ограничения на выражение мнений в соцсетях о партиях и кандидатах на выборах.

Идиотство «неопределенного круга лиц»?

Накануне.RU уже рассказывало о целой серии законопроектов, которые буквально под занавес 2020 года были внесены и часть из них уже и рассмотрена, и одобрена депутатами Госдумы.

Законопроектов, которые в общем и целом направлены, так сказать, на снижение гражданской активности, впрочем, есть мнение, что часть из этих законов попросту порождает правовой нигилизм в государстве.

Помимо того, что исполнить такого рода законы иной раз попросту невозможно, одной из замедленных «мин» является их избирательность, а значит, открывается широкое поле для злоупотреблений.

Просто неполный список новых законодательных новаций буквально декабрьского издания: это и разного рода запреты на финансирование митингов из-за рубежа (с чем, собственно, никто и не спорит, по крайней мере, не спорит в Госдуме), это уточнения по вопросам проведения одиночных пикетов, это законы о клевете в интернете, внесенные депутатом Дмитрием Вяткиным, законы об ответственности владельцев соцсетей и информационных платформ за удаление каких-то материалов, размещенных на них.

Читайте также:  Статья 15. осуществление контроля за финансово - хозяйственной деятельностью народного предприятия

Вот, скажем, норма о клевете, за которую теперь реально предусмотрены и штрафы, и сроки и которая распространяется в интернете «неопределенным кругом лиц», поправки внесены депутатом Вяткиным.

Даже коллеги-парламентарии были возмущены протаскиванием этого законодательного «новшества» в том виде, в котором это было сделано, не говоря уже о методах, то есть скорости внесения и одобрения поправок.

Алексей Куринный из фракции КПРФ прямо назвал нормы закона «идиотскими» и напомнил, что еще восемь лет назад ныне глава профильного комитета по законодательству Павел Крашенинников предложил вернуть статью о клевете в Уголовный кодекс, что и было сделано.

В УК появилось понятие «клевета», описаны случаи и ситуации, согласно которым это является предметом уголовного преследования, разумеется, определен круг лиц, которые в случае чего могут быть привлечены. Зачем понадобился вариант 2.

0 того же Вяткина с совершенно расплывчатыми формулировками и позициями?

Куринный считает, что как раз неопределенность «неопределенного круга лиц» в Сети дает широкий простор правоохранителям для применения санкций в отношении недовольных. Внезапно может выясниться, что вы кого-нибудь оклеветали, написав на своей страничке что-нибудь по типу «да они там все жулики и воры!».

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

Теперь это может и будет рассматриваться как «клевета»!

Что характерно – ни один из представленных и частью принятых законодательных актов не проходил общественного обсуждения, более того, тексты многих законопроектов в Госдуме даже большинству депутатов были неизвестны.

Ограничения вносились, можно сказать, тайно и в сугубой спешке, а депутатам от оппозиции на одном из последних пленарных заседаний вообще было предложено время на ознакомление и внесение поправок в… 40 минут! Поправки, даже внесенные в этой дикой спешке, всегда отклонялись большинством «Единой России» и итоговый текст принимался так, как был внесен.

Депутат от КПРФ Ольга Алимова в сердцах при обсуждении очередного законодательного перла в виде запрета напомнила коллегам из правящего большинства, что их часто называют «партией жуликов и воров».

И опять же в сердцах поинтересовалась — мол, а тюрем-то на всех хватит, если вдруг завтра в стране буквально начнут реализовываться и исполняться такие запреты и нормы?! Ей ответил депутат Вяткин — в последнее время-де у нас в стране загруженность пенитенциарных учреждений упала, видимо, по мысли парламентария, мест хватит на всех. Шутка, конечно, та еще…

Котиков — можно, Конституцию — нет

И вот под шумок всего этого в первом чтении был одобрен законопроект «единороссов» №1057336-7, называется он как всегда витиевато и двусмысленно: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Внесен он был депутатами от «ЕР» Александром Хинштейном (он, к слову, руководит в Госдуме еще и комитетом по информационной политике), Ольгой Савастьяновой, Сергеем Боярским и еще четырьмя их коллегами.

Разумеется, мы не станем приводить текст поправок полностью, ограничимся пересказом, но в целом, предупреждаем сразу — для тех, кто привык, как говорится, «резвится» в Сети и писать какие-либо посты на политические темы и в политическом жанре, рекомендуем настоятельно ознакомиться с этой новеллой. Неровен час, угодите под очередной запрет, а можете и в «экстремисты» попасть. Новые времена — новые запреты…

Так вот, согласно тексту закона Хинштейна, Боярского, Савостьяновой и прочих, Роскомнадзор теперь получил право по требованию региональных избирательных комиссий и самого Центризбиркома, цитируем, «временно ограничивать доступ к конкретным материалам и удалять такие материалы, ограничить доступ к целым ресурсам и сайтам, на которых такие материалы размещены».

Понимаете, о чем речь? Никому неизвестная «МарьИванна» из какой-нибудь избирательной комиссии в Урюпинске неожиданно посчитает ваш пост на страничке в интернете что-то нарушающим, эта чуткая женщина просто напишет заявление в Роскомнадзор и финита-ля комедия! Не будет у вас больше доступа на собственную страничку, а может, что еще и похуже последует.

Нечего писать черт-те что о власти!

Агитировать в интернете не по правилам стало сложнее и дороже

Увеличены штрафы для граждан и организаций за нарушения при проведении предвыборной агитации и распространении агитационных материалов. Информационные ресурсы с противоправным контентом будут оперативно блокировать. Политически активным гражданам рекомендуется быть предусмотрительнее

В марте 2021 г. были приняты законы, которыми в законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования предвыборной агитации1.

Нововведения отразятся с большей вероятностью на участниках избирательных кампаний и избирательных штабов, а также на операторах связи и провайдерах, которые должны будут оперативно взаимодействовать с Роскомнадзором и владельцами информационных ресурсов в случае выявления нарушений законодательства о выборах и референдумах.

Вместе с тем с нововведениями необходимо ознакомиться и просто политически активным гражданам, которые могут подпасть под их действие при размещении информации в интернете.

Законодатель дал избирательным комиссиям полномочия на самостоятельное обращение в Роскомнадзор в случае выявления ими нарушений в агитационном процессе при проведении избирательной кампании.

Причем очевидна нацеленность на пресечение нарушений именно в интернете, поскольку в первоначальных редакциях законопроектов не было указания на этот способ распространения информации.

Таким нарушением может считаться распространение в период избирательной кампании агитационных материалов, например размещение информационного баннера или видеоматериалов, финансируемое не из средств предвыборного штаба кандидата или на средства лиц, признанных иностранными агентами.

Здесь уместно вспомнить о позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами2.

Таким образом, если пользователь социальной сети разместит личный комментарий или опубликует пост, содержащий его мнение о кандидате и его предвыборной программе, по новым нормам привлечение его к административной ответственности будет незаконным.

Однако, если будет установлено, что гражданин за вознаграждение от сторонних лиц распространяет агитационные материалы (опубликовал запись, разместил баннер или видеоролик на своем сайте и т.п.

), это уже может послужить поводом для обращения избирательной комиссии в органы Роскомнадзора и наложения административного штрафа.

Прописан порядок действий Роскомнадзора при поступлении в его адрес обращений из избирательных комиссий. В Закон об информации внесена объемная ст. 15.3, регламентирующая взаимодействие Роскомнадзора с операторами связи, провайдерами и владельцами сайтов при выявлении нарушающих законодательство информационных элементов.

5. Протокол заседания ЦИК России от 27.09.2006 N 187-4-4 (Выписка) "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса РФ об административных правонарушениях избирательными комиссиями"

5. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

  • 1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет») —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
  • 2. Непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Читайте также:  Статья 53. Порядок обжалования решений об увольнении и о переводе сотрудников таможенных органов

Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены статьями 45, 50 — 52 Федерального закона. Нарушение этих требований влечет ответственность по статье 5.5 Кодекса.

  1. Нарушения могут выражаться, в частности, в следующем:
  2. нарушение требований к содержанию информационных материалов (пункты 2 и 5 статьи 45 Федерального закона);
  3. публикация (обнародование) результатов опросов общественного мнения с нарушением пунктов 2 и 3 статьи 46 Федерального закона;
  4. отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона, аналогичные нормы других законов о выборах);
  5. нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 3 статьи 51 Федерального закона);
  6. нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 4 статьи 51 Федерального закона);
  7. нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации (пункт 6 статьи 51 Федерального закона, часть 5 статьи 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пункт 7 статьи 53 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»);
  8. публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала (пункт 6 статьи 52 Федерального закона);
  9. выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда;
  10. публикация агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании;
  11. перекрытие передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов (пункт 9 статьи 51 Федерального закона);
  12. публикация агитационных материалов с сопровождением их редакционными ми в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (пункт 5 статьи 52 Федерального закона);
  13. оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (пункт 7 статьи 52 Федерального закона).
  14. Часть 1 статьи 5.5 Кодекса содержит два состава административного правонарушения, различающихся по субъектам:
  15. 1) нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;
  16. 2) нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) таких материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

В первом случае субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.

5 Кодекса, являются главные редакторы как должностные лица средств массовой информации, а также юридические лица — редакции средств массовой информации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение средства массовой информации.

Во втором случае субъектами административного правонарушения является неограниченный круг лиц, нарушивших своими действиями установленный порядок опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети «Интернет».

Так, уполномоченным членом Избирательной комиссии Ленинградской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты, который подписал в печать указанную газету, в которой содержались материалы, нарушающие установленные законодательством Российской Федерации правила проведения предвыборной агитации. В опубликованных газетой статьях распространялась информация об одном из кандидатов на должность губернатора Ленинградской области в сочетании с негативными ми. Указанная информация была опубликована с нарушением норм Федерального закона, предусматривающих опубликование данных о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Кроме того, публикация была осуществлена в период, когда предвыборная агитация в средствах массовой информации запрещена. Протокол об административном правонарушении был направлен в суд.

Пунктом 18 статьи 20 Федерального закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и (или) редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставить комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном указанным Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. Нарушение указанного положения Федерального закона влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 5.5 Кодекса.

Дела об административных правонарушениях по данной статье вправе возбуждать должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации; должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; уполномоченные члены избирательных комиссий.

Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на избирательные объединения, на иных юридических лиц — от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.8 Кодекса находится в прямой связи со статьей 5.5 Кодекса, устанавливая ответственность за нарушение порядка и условий проведения агитации другими субъектами — кандидатами, избирательными объединениями порядка и условий проведения предвыборной агитации, установленных статьей 48 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах.

Субъектами данного правонарушения является широкий круг участников избирательного процесса: кандидаты, избирательные объединения, доверенные лица кандидата, уполномоченные избирательных объединений, лица, привлеченные ими для участия в предвыборной агитации, лица, замещающие государственную должность или выборную муниципальную должность.

Применение данной статьи Кодекса должно основываться на содержании понятий «кандидат», «избирательное объединение», закрепленных в статье 2 Федерального закона (пункты 35 и 25 соответственно).

К иным лицам, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения, могут относиться лица, привлеченные кандидатами, избирательными объединениями для ведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях.

Читайте также:  Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов — также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. При этом необходимо учитывать, что в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут участвовать только лично, представители зарегистрированного кандидата для участия в таких совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за исключением случаев, установленных законом (пункт 4 статьи 51 Федерального закона). Исключение из данного правила установлено, например, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которому если зарегистрированный кандидат по вынуждающим к тому обстоятельствам (болезнь, выполнение должностных обязанностей) не может участвовать в совместном агитационном мероприятии, проводимом на канале общероссийской государственной организации телерадиовещания, вместо него в совместном агитационном мероприятии может участвовать его доверенное лицо, в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, вместо зарегистрированного кандидата может участвовать его доверенное лицо (пункты 8 и 9 статьи 52 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Возможность неличного участия кандидата в совместных агитационных мероприятиях, проводимых в рамках бесплатного эфирного времени, может быть предусмотрена и законом субъекта Российской Федерации.

Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Порядок и условия такой предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума устанавливаются законом (статьи 51 и 52 Федерального закона).

При проведении выборов в органы государственной власти данный порядок и условия определяются Федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

При проведении избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации следует также руководствоваться соответствующими нормами законодательства о выборах субъекта Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии, выраженном в нарушении порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Примером такого нарушения может быть использование в агитационных материалах кандидата, размещаемых в средствах массовой информации, положительных высказываний лиц о кандидате, избирательном объединении, без получения согласия на использование такого высказывания либо проведение предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, другие политические партии (пункт 2 статьи 50 Федерального закона).

Таким образом, для привлечения виновного лица к ответственности по данной статье в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия объективной стороны:

в высказываниях указанных в диспозиции статьи лиц должны присутствовать признаки предвыборной агитации, определение которой дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона;

материал должен быть размещен в средствах массовой информации (на каналах телерадиовещания либо в периодических печатных изданиях). Если агитационный материал размещен не в периодическом печатном издании, а в ином агитационном материале (агитационном листке, листовке, каким-либо другим способом), это не образует состава административного правонарушения по статье 5.8 Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий.

Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности

  • Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  • Пунктом 4 статьи 56 Федерального закона, частью 4 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 3 статьи 56 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» закреплены ограничения на осуществление рекламы коммерческой (предпринимательской) и иной деятельности ряда лиц — кандидатов, избирательных объединений, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами или членами которых являются указанные лица или организации.

Статья 5.10 КОАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах

  • Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
  • См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 5.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Объектом правонарушения по ст. 5.10 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, в частности регулируемые соответствующим федеральным законодательством отношения по проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

  1. Статьей 5.10 КоАП РФ установлено 2 альтернативных состава правонарушения:
  2. 1) предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах;
  3. 2) предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
  4. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях по проведению агитации с нарушением установленных законодательством правил: проведение агитации вне агитационного периода либо проведение агитации в местах, где ее проведение запрещено.

Согласно п. 1 — п. 3 ст. 49 Закона N 67-ФЗ агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов.

Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов.

Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном п. 14.3 ст. 35 Закона N 67-ФЗ, — со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанном пункте.

  • Агитационный период при проведении референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Ссылка на основную публикацию