Статья 53. Порядок обжалования решений об увольнении и о переводе сотрудников таможенных органов

Решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд. При этом, если судебное обжалование зачастую воспринимается как крайняя мера, то при применении ведомственной процедуры пересмотра решений и действий в выигрыше остаются и таможенные органы, и заявители.

Для административного органа – это шанс исправить собственные недочеты и предотвратить взыскание бюджетных средств в связи с судебным обжалованием. Для заинтересованных лиц ведомственное обжалование – это возможность в кратчайшие сроки восстановить нарушенные права и сэкономить на государственной пошлине.

Именно поэтому вопросам обжалования таможенные органы уделяют пристальное внимание, стремясь урегулировать спорные вопросы до суда. 

Долгожданный федеральный закон о таможенном регулировании, вступивший в силу 4 сентября этого года, существенно изменил процедуру обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов.

На первый взгляд может показаться, что все осталось прежним: обещанную процедуру обязательного досудебного урегулирования споров с таможенными органами не ввели, жалобы всё также принимают в письменном виде, срок на обжалование остался трехмесячным, да и полномочия представителям по-прежнему необходимо подтверждать. Но, это только на первый взгляд. Вчитываясь в главу 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ), понимаешь, что изменения есть и достаточно серьезные.

Итак, прежде всего, обратите внимание на новый порядок подачи жалобы, прописанный в статье 288 Закона №289-ФЗ. Согласно приведенной норме, жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню. То есть, если вы не согласны с решением, к примеру, Балтийской таможни, то и подать жалобу вы должны именно в эту таможню, а не в Северо-Западное таможенное управление, как могли сделать ранее в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г.

№311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). 

В зависимости от того, в какой таможенный орган была подана жалоба, определяется срок её рассмотрения. Так, согласно статье 297 Закона №289-ФЗ жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Однако, если она подана не через таможенный орган, чье решение (действие, бездействие) обжалуется (за исключением решений, действий, бездействия таможенного поста), то будет рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

При этом срок рассмотрения жалобы может быть продлен на один месяц. 

Таким образом, если вы подадите жалобу на решение, например, Центрального таможенного управления напрямую в ФТС России (без учета требований статьи 288 Закона № 289-ФЗ), то она будет рассматриваться два месяца, а с учетом возможности продления общий срок принятия решения по жалобе может составить три месяца. 

В новом законе, как и в прежнем, прописана возможность восстановления в случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. Вместе с тем в статье 289 Закона № 289-ФЗ теперь указано, что ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме (в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой, либо может содержаться в тексте жалобы).

С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования. Подобных уточнений предыдущий закон не содержал. 

Еще одним интересным моментом, является положение, содержащееся в части 2 статьи 289 Закона №289-ФЗ, о том, что восстановлению подлежит пропущенный срок для обжалования действия (бездействия). Однако о решениях таможенных органов речи не идет.

Что это: пробел в законе, недочёт, упущение или теперь действительно нельзя восстановить срок на обжалование решения – пока не ясно. В соответствии с частью 5 статьи 286 Закона №289-ФЗ ФТС России должна определить порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб.

На момент публикации данной статьи соответствующий порядок не издан.

Что касается формы и содержания жалобы следует отметить появление возможности подачи жалобы в электронном виде. Однако данная норма вступает в силу с 1 января 2022 года. Кроме того увеличились требования к содержанию жалобы. Теперь, согласно части 3 статьи 290 Закона № 289-ФЗ, жалоба должна содержать еще и основания, по которым лицо, её подающее, считает, что его права нарушены.

Наиболее обсуждаемым моментом при принятии нового закона была норма, связанная с подтверждением полномочий лиц, подающих жалобу. Ранее действующий Закон №311-ФЗ содержал отдельную статью из 7 частей, касающуюся полномочий лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов (статья 39).

В свою очередь Закон № 289-ФЗ в статье 291 говорит, что в случае подачи жалобы представителем заявителя, к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Всё.

Иных упоминаний о документах, необходимых для подтверждения полномочий, новый закон не содержит.

Еще одна важная новелла Закона № 289-ФЗ связана с возможностью приостановления исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием.

Так, согласно статье 292 нового закона, таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее, чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения. Заявитель к ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона № 289-ФЗ. То есть, если вы не согласны с классификационным решением, к примеру, Московской областной таможни, вы можете обратиться с письменным ходатайством в эту же таможню, приложить банковскую гарантию или заявление о зачете денежных средств, и в течение семи рабочих дней таможенный орган либо приостановит действие решения о классификации, либо откажет в его приостановлении.

Ряд нововведений содержится в норме, посвященной отказу в рассмотрении жалобы по существу. В частности, Закон № 289-ФЗ предусматривает семь оснований для отказа, в то время как в прежнем нормативно-правовом акте их было девять. Так, на сегодняшний день из перечня оснований, по которым таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично, исключены следующие:

  • если предметом жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
  • если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела.

Кроме того, согласно части 6 статьи 293 Закона №289-ФЗ, принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением случаев, связанных с несоблюдением заявителем требований к форме и содержанию жалобы, а также с непредставлением документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу.

Следует отметить, что решения таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы, а также об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа могут быть обжалованы в суд. При этом альтернативного варианта обжалования указанных решений Закон № 289-ФЗ не содержит.

Еще одна интересная новелла Закона №289-ФЗ касается отзыва поданной жалобы. Согласно статье 294 нового закона, отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете. Закон №311-ФЗ содержал противоположную норму, согласно которой отозванную жалобу возможно было подать повторно в течение трехмесячного срока.

Помимо описанных нововведений, Закон №289-ФЗ разрешил объединять для совместного рассмотрения несколько жалоб на взаимосвязанные решения, действия (бездействие) таможенного органа или выделять решения, действия (бездействие) таможенного органа из предмета обжалования для отдельного рассмотрения. Прежний закон о таможенном регулировании указанного положения не содержал. Так что не удивляйтесь, если направив три жалобы, получите одно решение. Теперь таможенные органы могут так делать на законных основаниях.

Изменился и порядок направления принятого по жалобе решения. На сегодняшний день копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. Согласно же Закону №311-ФЗ, копия решения направлялась лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков рассмотрения жалобы.

Читайте также:  Статья 13. Преобразование муниципальных образований

Несмотря на большое количество нововведений, разработчики Закона №289-ФЗ все-таки отказались от некоторых институтов таможенного права, имеющихся в предыдущем законе. Так, обжаловать в упрощенном порядке решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа больше нельзя. Новый закон о таможенном регулировании указанной возможности не содержит.

Таким образом, несмотря на то, что соответствующий порядок, касающийся действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб, ФТС России еще не разработан, обжаловать решения, действия (бездействия) таможенных органов уже нужно по-новому. 

В свою очередь, подходить к ведомственному обжалованию следует весьма вдумчиво, так как, с нашей точки зрения, нормы Закона №289-ФЗ, касающиеся процессуальных моментов подачи жалобы, стали более жесткими и конкретными. Все, что ранее можно было исправить, теперь препятствует возврату к досудебному урегулированию споров. Вместе с тем, преимущества подачи жалобы в таможенный орган, на наш взгляд, очевидны. 

Судебные решения.РФ решение восстан. на работе

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва 25 апреля 2011 г.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 мая 2011 г.

Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Мосина С.В.,

при секретаре Смирновой А.В.,

с участием прокурора Гашуниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1048/11 по иску Герасимова И.В. к Центральному таможенному управлению, Федеральной таможенной службе РФ о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Герасимов И.В. обратился в Мещанский районный суд г.

Москвы с иском к Центральному таможенному управлению (ЦТУ), Федеральной таможенной службе РФ (ФТС РФ) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, об отменен п. 4 Приказа ФТС РФ от ДД.ММ.

ГГГГ №, указывая в обоснование исковых требований на незаконность своего увольнения; какого-либо грубого нарушения служебной дисциплины он не совершал, оснований для увольнения не имелось.

В судебном заседании истец Герасимов И.В. и его представитель исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представители ответчика Федеральной таможенной службы РФ и Центрального таможенного управления в судебном заседании иск Герасимова И.В. не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.

58-61, 63-69), указывая, что увольнение Куликова Герасимова И.В. обосновано, поскольку истцом было допущено неисполнение требований п. 3 Приказа ФТС РФ от ДД.ММ.

ГГГГ № «О проведении целевой инспекторской проверки», порядок наложения дисциплинарного взыскания ответчиками соблюден.

Анализ материалов дела, пояснений сторон в процессе, заключения прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, представленных сторонами письменных доказательств, приобщенных к материалам дела, приводит суд к убеждению о необходимости частичного удовлетворения иска Герасимова И.В. в силу следующего.

В соответствии с подп.11 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.

Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» увольнение работника за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем, работодателем должен быть соблюден установленный ст. 193 Трудового кодекса РФ порядок применения дисциплинарного взыскания.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

В силу ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Кроме того, в соответствии с п.

53 указанного Постановления, работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарное взыскание, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если увольнение произведено без учета таких обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Приказом Центрального таможенного управления ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-к Герасимов И.В.

был назначен на должность начальника отдела координации и применения системы управления рисками службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления ФТС РФ на основании заключенного Контракта о службе в таможенных органах РФ № от 15 мая 2009 г.

Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ истец Герасимов И.В. был уволен по подп. 11 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (за однократное грубое нарушение служебной дисциплины). Основанием применения взыскания, согласно приказу, явился п. 4 Приказа ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об итогах служебной проверки в отношении должностных лиц Центрального таможенного управления».

Судом установлено, что в соответствии с приказом ФТС РФ от 01 сентября 2010 г. комиссией ФТС РФ была проведена служебная проверка в отношении должностных лиц ЦТУ. По результатам проверки комиссией составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № и издан приказ № от того же числа. Данным приказом на Герасимова И.В.

наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения из таможенных органов РФ за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении п. 3 Приказа ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении целевой инспекторской проверки».

Данным пунктом приказа начальнику ЦТУ поручено определить должностных лиц, ответственных за подготовку срочных профилей рисков по поручению председателя комиссии ФТС РФ по проведению целевой инспекторской проверки.

Согласно служебной записки от 06 августа 2010 г., должностным лицом, ответственным за исполнение п. 3 Приказа, назначен начальник отдела координации и применения системы управления рисками Герасимов И.В.

При этом суд соглашается с доводами истцовой стороны, что приказ не определяет порядок подготовки срочных профилей рисков по поручению председателя комиссии.

Данный порядок регламентируется приказом ФТС РФ от ДД.ММ.

ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» и приказом ФТС РФ № «Об утверждении типового регламента функционирования координирующих подразделений таможенных органов при применении отдельных элементов системы управления рисками». Данными приказами ФТС РФ не определен порядок издания срочных профилей рисков по поручению председателя комиссии, осуществляющей проверку деятельности таможенного органа.

Как следует из представленных материалов, должностными лицами ЦТУ с целью устранения противоречия, было направлено письмо в Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ № о разъяснении порядка исполнения п. 3 приказа.

Читайте также:  Статья 37. сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума

На основании данного письма, Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля на имя руководителя ФТС РФ направлена докладная записка, в которой указано на недопустимость применения инструментов системы управления рисками в порядке, не урегулированном действующими приказами ФТС РФ, и предложен альтернативный вариант реализации полномочий председателя комиссии по проведению целевой инспекторской проверки.

На докладной записке поставлена резолюция руководителя ФТС РФ «Согласен. 18.08.10».

Суд ставит под сомнение и не считает возможным признать допустимым доказательством представленную стороной ответчика докладную записку и резолюцией руководителя ФТС РФ «Не Согласен.18.08.10». Основанием для сомнения в ее достоверности и допустимости являются явные признаки дописки в резолюции.

Так, в частности, в представленном ответчиком экземпляре, в резолюции, после предлога «Не» слово «Согласен» написано с заглавной буквы, подчеркивание резолюции произведено двумя разными направленностями (л.д. 38, 55).

Поскольку стороны не настаивали на производстве судебной почерковедческой экспертизы, таковая не была назначена и проведена, а дело разрешено по имеющимся доказательствам.

Не соответствует действительности утверждение о саботировании Герасимовым И.В.

работы комиссии, аналитических наработок комиссии, наличии достаточных оснований для издания срочных профилей рисков и введении в заблуждение руководства ЦТУ относительно мер по минимизации рисков, предложенных председателем комиссии, поскольку Приказом не регламентирован порядок подготовки срочных профилей рисков по поручению председателя комиссии, а, следовательно, Герасимов И.В. правомерно руководствовался действующими приказами ФТС РФ.

Так же в заключении комиссии указано, что Герасимову И.В. была предложена мера по минимизации рисков – «109 – досмотр», в то время как в поручении председателя комиссии отсутствуют какие-либо сведения о предложенных мерах по минимизации рисков, что так же свидетельствует о необъективности заключения комиссии.

При таких обстоятельствах суд считает невозможным признать обоснованным и правомерным вывод ФТС РФ о наличии в действиях Герасимова И.В. однократного грубого нарушения служебной дисциплины и, как следствие, приказ об увольнении Герасимова И.В. № не является законным.

Удовлетворяя исковые требования Герасимова И.В., суд так же исходит из того, что приказ об увольнении Герасимова И.В. вправе издать лишь его работодатель, коим является ЦТУ.

Доказательств соблюдения ЦТУ процедуры увольнения Герасимова И.В. суду не представлено, напротив, представитель ЦТУ подтвердил, что увольнение было произведено лишь на основании приказа №, объяснений от Герасимова И.В. работодателем не востребовалось, самостоятельной проверки не проводилось.

Наряду с этим, ответчиками не доказан факт учета тяжести проступка при избрании меры дисциплинарного взыскания.

Так, согласно ст. 29 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

На момент вынесения приказа у Герасимова И.В. отсутствовали действующие дисциплинарные взыскания, ввиду чего суд не может признать избранный работодателем вид дисциплинарного взыскания соразмерным проступку.

В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.

ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

При таких обстоятельствах, иск Герасимова И.В. к ЦТУ о восстановления на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула подлежит удовлетворению.

В тоже время в удовлетворении иска Герасимова И.В. к ФТС РФ суд отказывает, поскольку работодателем истца является ЦТУ, а следовательно ФТС РФ – ненадлежащий ответчик.

Размер заработной платы за время вынужденного прогула судом рассчитывается следующим образом.

Согласно справке ответчика ЦТУ, не оспариваемой истцом, среднедневной заработок Герасимова И.В. составил рублей.

Таким образом, с ответчика ЦТУ в пользу истца Герасимова И.В. подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула в размере рублей рублей х дней вынужденного прогула (с 01 октября 2010 г. по 25 апреля 2011г.)

  • Так же, с ответчика ЦТУ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, поскольку истец освобожден от ее уплаты при подаче иска.
  • На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
  • РЕШИЛ:

Исковые требования Герасимова И.В. к Центральному таможенному управлению, Федеральной таможенной службе РФ о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула – удовлетворить частично.

Восстановить Герасимова И.В. на работе в должности начальника отдела координации и применения системы управления рисками службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления ФТС РФ.

Взыскать с Центрального таможенного управления ФТС РФ в пользу Герасимова И.В. заработную плату за время вынужденного прогула в размере рублей.

Решение в части восстановления на работу Герасимова И.В. на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Центрального таможенного управления государственную пошлину в доход государства в размере рублей.

В удовлетворении исковых требований Герасимова И.В. к Федеральной таможенной службе РФ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Мещанский районный суд г. Москвы.

Председательствующий

Статья 394 ТК РФ. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу

Автор статьи: Лина Смирнова Последнее изменение: Январь 2021 года 14436

В ТК РФ есть основания, по которым работодатель может расторгнуть с сотрудником трудовые взаимоотношения. Перечень таких причин определен в статье 81 ТК.

Однако за некоторые нарушения работодатель вправе уволить работника только по решению суда, т. к. они, требуют уголовного наказания.

В этой статье рассмотрим, за какие нарушения допускается увольнение по решению суда, в чем особенности такого увольнения, и какова сама его процедура.

Почему заявление в суд необходимо?

Те, кто все-таки решает отстаивать свои права, обычно начинают с обращения в инспекцию труда, и это правильное решение. Но оно эффективно лишь тогда, когда вполне очевидно, что увольнение не было законным. Если же это не так – результат непредсказуем.

При этом обратиться в суд можно только в течение месяца со дня получения трудовой книжки или приказа (ст. 392 ТК РФ). После этого суд может принять иск, только если причина просрочки была уважительной. Но обращение в государственную инспекцию не относится к списку уважительных причин.

Так что лучшим решением будет обратиться в обе инстанции одновременно.

Отметка в трудовой книжке

Трудовая книжка отдается на руки увольняемому при любой причине ухода с работы. В ней должны быть сделаны соответствующие записи:

  1. Дата поступления на работу, должность.
  2. Все переводы и смены должностей внутри организации, если они были.
  3. Дата прекращения трудовой деятельности на этом месте и причина.

Запись в трудовой книжке делается начальником отдела кадров и заверяется его подписью. Обязательно указывается Ф. И. О. и должность заполнившего книжку. Порядок заполнения должен быть следующим:

  Сокращённый день в пятницу, основания и правила его введения

  1. В первую графу вносят номер записи.
  2. Во второй графе ставится дата вынесения определения суда.

  3. В третью графу вносятся сведения о расторжении договора с указанием причины.
  4. В четвертую графу вписывается номер приказа и дата, когда он был издан.
Читайте также:  Статья 27. Порядок государственной регистрации заключения брака

После этой записи работник должен поставить свою подпись.

Это значит, что человек был ознакомлен с записью и приказом.

Увольнение по решению суда: дата увольнения

В пункте 6 части 1 статьи 83 ТК РФ оговаривается возможность прекратить трудовой договор, если сотрудник умирает. Увы, люди умирают не только от старости.

Смерть может настичь и молодых – болезни, несчастные случаи, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия и пр. подстерегают человека. И зачастую жертвами становятся люди работоспособного возраста.

Разумеется, оформляя прекращение трудового договора в связи со смертью сотрудника, руководство компании должно учесть ряд нюансов, отличающих этот случай от обычного увольнения. К примеру, по общему правилу при увольнении сотрудник должен ознакомиться с приказом об увольнении под роспись (ст. 84.1 ТК РФ).

Согласно действующему законодательству, любой подозреваемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана и суд не вынесет соответствующий приговор. Именно по этой причине уволить сотрудника, в отношении которого еще ведется уголовное или административное судопроизводство, нельзя до окончания судебных разбирательств, т.е.

  • Ст. 46 УК РФ: штраф.
  • Ст. 49 УК РФ: обязательные работы, т.к. они выполняются в свободное от основной деятельности время.
  • Ст. 48 УК РФ: лишение классного чина, специального звания или наград.

С 15 апреля сотрудница ООО «Выгода» Иванова Т.И. перестала появляться на работе, но работодатель просто проставлял в табеле «N» (неявка), т.к. от нее не было объяснительной. Через месяц ему стало известно, что в отношении нее ведется уголовное делопроизводство. Приговор был вынесен 20 сентября, но руководитель узнал об этом только 10 октября.

Таким образом, даты фактического увольнения и издания приказа могут быть разными, т.к. в данном случае работодатель не имеет права издавать данный документ до момента вступления приговора в законную силу.

Дело в том, что в течение 10 суток после его вынесения судом адвокат осужденного может его обжаловать в апелляционном или кассационном порядке и есть вероятность, что ходатайство будет удовлетворено, а его подзащитный будет признан невиновным.

Даты приказа и заполнения трудовой книжки могут совпадать, если руководитель узнал о вступлении приговора суда в законную силу в этот же день.

Как определить дату увольнения?

В связи с особенностями судебного процесса и возможностью опротестования судебного решения, работодателю иногда бывает сложно определить истинную дату увольнения осужденного сотрудника. Чтобы разобраться в ее установлении, рассмотрим это на примере:

Судебный порядок обжалования решений и действий должностных лиц таможенных органов

Обжалование решений и действий либо бездействия таможенных органов и их должностных лиц может производиться как в административном, так и в судебном порядке.

В первом случае обращаться следует в вышестоящий таможенный орган или к вышестоящему должностному лицу, во втором – в суд: если вы действуете как гражданин – то в суд общей юрисдикции, если как индивидуальный предприниматель или от имени юридического лица – в арбитражный суд.

Сроки подачи заявлений

Если ваши права или законные интересы нарушены должностными лицами таможенных органов, то очень важно действовать быстро: в соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса гражданин вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение трех месяцев с момента нарушения его прав, создания препятствий для их реализации или незаконного наложения обязанности либо привлечения к ответственности. А вот если заявление подается в арбитражный суд, то это надо сделать в течение 10 дней.

 При этом сам по себе пропуск сроков исковой давности не является причиной для отказа в рассмотрении заявления, однако представитель таможенного органа может ходатайствовать об этом (и обязательно сделает), поэтому сроки надо соблюсти: даже если вы не успеваете проанализировать сложившуюся ситуацию и изложить свои претензии к поведению сотрудников таможенных органов, лучше заявление все-таки подать, а потом – изменения и дополнения к нему.

Особых сложностей с подачей такого заявления нет: надо только четко понимать, на кого вы жалуетесь – то есть знать название таможенного органа, либо фамилию и должность его сотрудника, адрес его местонахождения, название и адрес суда.

С арбитражным судом в этом плане все проще – он в Санкт-Петербурге и Ленинградской области один, а с судами общей юрисдикции надо, конечно, разбираться.

Государственная пошлина при подаче подобного заявления в суд не платится, так что все можно сделать быстро и без каких-либо затрат.

Такое заявление подается практически так же, как и обычное исковое: сам текст может быть изложен в произвольной форме, к заявлению прикладываются копии всех необходимых документы, подтверждающих правильность вашей позиции, то есть факты нарушения сотрудниками таможенных органов ваших прав и законных интересов. Конечно, в тексте заявления должны иметься ссылки на законы и нормативно-правовые акты, которые эти права и законные интересы охраняют.

 Кроме того, в само судебное заседание надо будет представить и оригиналы этих документов – протокола о привлечении к административной ответственности, решения о корректировке таможенной стоимости, таможенной декларации и т.д. Для того, чтобы такие документы у вас имелись, надо быть очень внимательным изначально и требовать все нужные бумаги из таможни сразу – случается, что таможенники их просто забывают предоставить.

Сроки рассмотрения заявлений

Заявление об оспаривании действия (бездействия) или решения таможенного органа рассматривается по судебным меркам достаточно быстро: в арбитражном суде оно должно быть рассмотрено в течение двух месяцев (статья 210 Арбитражного процессуального кодекса). Такой же срок для судебного разбирательства для судов общей юрисдикции установлен и статьей 257 ГПК РФ. Разумеется, надо понимать, что на практике эти сроки соблюдаются редко.

Также надо отдавать себе отчет, что решение суда первой инстанции не является окончательным – оно может быть обжаловано и в апелляционной, и в кассационной, и в надзорной инстанции, что таможенные органы всегда и делают, поскольку им «так положено». Поэтому судебный процесс по обжалованию решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов обычно длится около полугода, а то и дольше.

Но если решение не обжаловать никак, то восстановить свои права вряд ли получится – жалобы в вышестоящий таможенный орган не так часто эффективны, как хотелось бы – все-таки определенная взаимозависимость между таможенными органами разных уровней существует, судьи же куда более независимы в принятии решений, в том числе по жалобам на таможенные органы.

Можно подать жалобы одновременно и в суд соответствующей юрисдикции, и в вышестоящий таможенный орган – и посмотреть, что получится быстрее: текст заявления (в суд) и именно жалобы (в таможенный орган) будет практически идентичен. Причем даже ответ по жалобе вышестоящего таможенного органа можно также оспорить в суде, но надо учитывать и сроки обжалования первоначального решения таможенного органа.

Но оспорить решение таможенного органа – это еще не окончательное решение проблемы.

Так как в функции таможенных органов не входит выплата денежных средств на основании судебных решений (они все же имеют именно фискальную функцию), то после вступления решения суда в законную силу придется получать исполнительный лист и идти с ним в территориальный орган Федерального казначейства при Минфине.

Так что судебный процесс с таможней – занятие не самое приятное и легкое: у профессионалов с технической точки зрения оно проблем никаких не вызывает, поскольку механизм работы известен, практика таких споров имеется и т. п.

Но трудности возникают у неспециалистов – надо и заявление грамотно составить, и сам процесс провести так, чтобы он занял меньше времени, и решение суда исполнить. Поэтому обращение к квалифицированным юристам в такой ситуации – лучшее решение из возможных. Во-первых, можно сразу понять перспективы дела: стоит ли игра свеч.

Во-вторых, не тратить время и нервы на подготовку документов и участие в судебных заседаниях. В-третьих, расходы на юридические услуги взыскиваются с проигравшей стороны, даже если это государственный орган.  

Ссылка на основную публикацию