Статья 41. консервация объекта культурного наследия

Консервация ценных исторических и культурных памятников– комплекс мероприятий, которые помогают предотвратить ухудшение состояния объекта.

Сюда относятся противоаварийные операции, создание проектной документации, проведение изысканий, научно-исследовательская деятельность, производственные работы. Главная характеристика консервации – неизменность облика исторического памятника, дошедшего до настоящего времени.

Это первоочередная задача, которая стоит перед экспертами в ходе реализации процедур по сохранению значимых объектов истории и культуры. Другие операции относятся к вторичным.

Статья 41. Консервация объекта культурного наследия

Консервация объекта культурного наследия: главные принципы выполнения работ

Консервация любого объекта культурного наследия выполняется с учетом ключевого принципа – любое вмешательство в современное состояние памятников архитектуры должно быть обосновано.

Специалисты обязаны выбрать для работы оптимальную технологию, методику и вещества.

Для этого необходимо оценить текущие характеристики объекта, проанализировать внешние факторы, которые оказывают негативное воздействие на памятник историко-культурного значения.

Методы консервации культурных объектов

Выбрать оптимальные методы консервации культурных объектов экспертам помогает предварительный анализ и учет ряда факторов: тип исторического памятника, его текущее состояние, материал изготовления поврежденных элементов. Вариант должен максимально соответствовать исходным характеристикам, не препятствовать дальнейшему обслуживанию и ремонту, защищать предмет охраны от негативных внешних факторов.

Статья 41. Консервация объекта культурного наследия

Основные подходы к консервации разного типа исторических памятников:

  1. Основной фронт работ при консервации произведений монументальной живописи – укрепления защитного и красочного слоя, грунта и основания. Реставрация допустима только, когда гарантирована прочность подлинной картины.
  2. Для усиления слоев произведений монументальной живописи используют имеющиеся трещины и выпады штукатурки. Новые отверстия допустимо создавать только на второстепенных участках.
  3. Консервация памятников из металла, сплавов и камня начинается с удаления загрязнений.        Для решения задачи выбирают материалы и технологии, которые эффективны и безопасны для материала.
  4. Для поддержания состояния скульптуры из камня проводят обессоливание и укрепление. Агрессивные вещества переводят в водный раствор, а затем выводят естественным или принудительным способом. Для укрепления камня используют компоненты, которые проникает в структуру материала, улучшают его прочностные показатели и когезию.
  5. Консервация изделий из камня направлена на защиту материала от негативного воздействия биологических, физических и химических факторов. Вещества, которые используются в ходе работ, не должны нарушать структуру и цвет скульптуры, обладать термо-, влаго- и светостойкостью.

Консервация любого вида исторического памятника направлена на его укрепление и улучшение устойчивости к воздействию внешних негативных факторов. Задача специалистов – выполнить комплекс мероприятий, которые позволят объекту как можно дольше сохранять первоначальный внешний вид.

Разрешение на консервацию

Памятники историко-культурного наследия федерального, регионального и местного значения находятся под охраной государства. Для оказания услуг по сохранению объектов компания должна получить лицензию (разрешение) на консервацию в Министерстве культуры. Для этого соискателю необходимо выполнить два ключевых условия:

  1. Предоставить полный набор документов и достоверные сведения.
  2. Соответствовать требованиям закона по вопросам квалификации.

Перечень информации, которую необходимо подать в Минкультуры с заявлением, можно уточнить на официальном сайте ведомства. Важно понимать, что за предоставление ложных сведений последует отказ в выдаче лицензии. Но гораздо чаще отрицательный ответ Минкультуры связан с тем, что компания не отвечает требованиям квалификации.

Статья 41. Консервация объекта культурного наследия

К оказанию услуг по сохранению ценных исторических и культурных памятников допускают специалистов с высоким уровнем профессионализма. Для получения лицензии в штате организации должны присутствовать три руководителя, прошедшие аттестацию в Министерстве культуры, с опытом работы 3 года в аналогичной сфере деятельности.

Компания «КАСЛ» предлагает услугу оформления лицензии Минкультуры «под ключ» за 2 месяца. Специалисты возьмут на себя все обязанности по подготовке фирмы к проверке, помогут сэкономить предпринимателям время и нервы.

Вам не придется вникать в нюансы законодательства и бегать по кабинетам чиновников, пытаясь согласовать очередной документ.

Для получения коммерческого предложения и обсуждения индивидуальных условий сотрудничества оставьте заявку на сайте компании «КАСЛ».

Консервация и ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия | Росархеолог

Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Перед началом любого вмешательства на территории охраняемого объекта необходимо выполнить ряд обязательных действий, в числе которых научно-исследовательские, инженерно-технические изыскания, разработка детальной проектной и производственной документации. Причем эти исследования проводятся не только во время подготовительного этапа намеченных действий, но и во время всего процесса их осуществления.

Существующие различия цели охранных мероприятий позволяют определить два основных направления деятельности: консервация, ремонт и реставрация.

Консервация предусматривает действия для сохранения здания или сооружения в том виде и физическом состоянии, в котором он находится к моменту начала работ. В этом случае существующий облик постройки не претерпевает никаких изменений, а только проводятся противоаварийные мероприятия для предупреждения его дальнейшего разрушения.

Ремонт ориентирован на поддержание оптимального состояния сооружения для его безопасной эксплуатации и сохранности памятника без нарушения изначального историко-культурного облика.

Реставрация объекта наследия предполагает восстановление или воссоздание первоначального вида всего здания, а также его отдельных частей, например, оригинальной кровли, фасадного декора и т.п. Чаще всего это делается в едином комплексе с ремонтом памятника, поэтому обычно их объединяют под понятием ремонтно-реставрационные работы.

Если какой-либо особо ценный историко-культурный объект находится в полностью разрушенном состоянии, то может быть принято решение по воссозданию памятника.

Такой вариант действий возможен только при условии наличия достоверных научных данных, без которых воссоздание утраченного памятника невозможно.

Речь идет не о строительстве копии, а о детальном, максимально точном восстановлении утраченного сооружения.

В процессе ремонта или реставрации все применяемые технологии, приемы и методы должны проводиться только в строгом соответствии с существующими нормами и правилами, которые утверждены центральными органами охраны объектов наследия.

Для того, чтобы соблюсти подлинный облик сооружения на всех стадиях выполнения работ, предусматривается осуществление научного руководства на протяжении всего срока реставрационных мероприятий.

Кроме этого, авторы или разработчики проекта ремонта или реставрации обеспечивают постоянный надзор прямо на месте их проведения.

Эти меры необходимы, так как авторский надзор и научное руководство являются обязательным элементом научно-исследовательского обеспечения сохранности исторических оригинальных элементов сооружения и соблюдения требуемого качества реставрационных мероприятий.

Читайте также:  Статья 15. осуществление контроля за финансово - хозяйственной деятельностью народного предприятия

Специфика организации и осуществления консервационных и ремонтно-реставрационных работ требует специальных навыков, поэтому разработка проектной документации, проведение научно-изыскательских исследований на таком объекте и выполнение самих работ разрешено исключительно организациям или предпринимателям, которые получили лицензию на такую деятельность и имеют возможность ведения таких работ. Соответственно научный руководитель тоже должен быть квалифицированным и аттестованным специалистом.

Готовый проект, разработанный с учетом полученных данных проведенных изысканий, должен пройти историко-государственную экспертизу, а затем согласовывается с органами государственной охраны объектов культурного наследия.

По окончанию ремонта или реставрации оформляется научно-реставрационный отчет, где дается оценка проведенных мероприятий, указывается их соответствие с проектными. Если на стадии реализации проекта произошли отступления от первоначального плана, то дается обоснование этих действий.

Последовательность проведения консервации, ремонта или реставрации должна соответствовать установленным правилам. Первый этап включает в себя предварительные действия, во время которых проводятся первичные исследования, начинает разрабатываться необходимая документация.

На втором этапе осуществляется комплекс научных и инженерно-изыскательных исследований с привлечением материалов архивов и специализированной литературы, натурными (полевыми) изысканиями.

На третьем этапе формируется научно-проектная документация запланированных мероприятий, которая проходит государственную экспертизу, корректируется, оформляются необходимые допуски и разрешительные документы.

После чего начинается выполнение работ по утвержденному и согласованному с профильными органами проекту. Завершающим этапом является научно-реставрационный отчет.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов сохранения памятников истории и культуры

19 ноября 2019 14:00

Распоряжение от 16 ноября 2019 года №2712-р. Законопроектом предлагается устранить избыточность требований разрешительных документов при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также выявленного объекта культурного наследия.

Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации»» (далее – законопроект) внесён Минкультуры России.

Законопроектом
предлагается устранить избыточность требований разрешительных документов при
проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в
единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно – объект культурного
наследия, реестр), а также выявленного объекта культурного наследия.

Предусматривается,
что получение от уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия
полного пакета разрешительных документов (задание на работы, согласование
проектной документации на проведение работ по сохранению, разрешение на
проведение работ) потребуется только для проведения работ по реставрации и
приспособлению памятника как фундаментальных работ по сохранению объекта
культурного наследия. В целях сокращения срока проведения работ по консервации
объекта культурного наследия, противоаварийных работ и работ по ремонту
памятника будет необходимо получение только разрешения уполномоченного органа
охраны объектов культурного наследия (далее – орган охраны) на проведение
соответствующих работ.

Государственная
историко-культурная экспертиза будет проводиться только в отношении работ по
реставрации объекта культурного наследия и приспособлению для современного
использования.

Для проведения работ по консервации, ремонту и противоаварийных
работ, в ходе которых не затрагивается предмет охраны объекта, разработка
проектной документации на данные работы, а также проведение государственной
историко-культурной экспертизы не потребуется.

  • Вводится
    разрешение на проведение в границах территории объекта культурного наследия
    работ по благоустройству, установке инженерных сооружений, систем и
    оборудования, предназначенных для обслуживания объектов культурного наследия, а
    также работ по строительству подземных линейных объектов, подземных сетей
    инженерно-технического обеспечения, освоению подземного пространства.
  • Законопроект
    направлен на повышение эффективности государственной охраны объектов
    культурного наследия уполномоченными органами охраны объектов культурного
    наследия, сокращение административных барьеров и оптимизацию требований к
    сохранению объектов культурного наследия, предъявляемых к их собственникам,
    пользователям и арендаторам.
  • Законопроект рассмотрен и одобрен с учётом состоявшегося обсуждения на заседании
    Комиссии Правительства Российской
    Федерации по законопроектной деятельности 28 октября 2019 года.
  • Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
    Российской Федерации 7 ноября 2019 года.

Минкультуры России от 27.05.2014 N 106-01-39/12-ГП
"Разьяснение о ремонтных и противоаварийных работах"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 мая 2014 г. N 106-01-39/12-ГП

РАЗЬЯСНЕНИЕ О РЕМОНТНЫХ И ПРОТИВОАВАРИЙНЫХ РАБОТАХ

В связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также представителей организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения объектов культурного наследия, по вопросу отнесения тех или иных видов работ к ремонтным и противоаварийным работам на объекте культурного наследия Министерство культуры Российской Федерации дает разъяснения.

Аварийным признается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника, в том числе аварийное состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и несущую способность. При этом без принятых мер по укреплению дальнейшая эксплуатация памятника должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г.

N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сохранение объекта культурного наследия — направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Согласно статье 41 Федерального закона консервация объекта культурного наследия — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

В целом, консервация — комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.

Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

В состав научно-проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры.

Читайте также:  Статья 16. Полномочный федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры, искусства и кинематографии

Общие требования» входит, в том числе, раздел «Предварительные работы».

При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийиых и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы.

  • Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается на основании акта технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия) (далее — Акт).
  • Акт составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения.
  • При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.
  • Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
  • В рамках неотложных мер по сохранению памятника необходимо проведение противоаварийных работ для предотвращения полной его утраты параллельно с продолжающейся разработкой научно-проектной документации, предусмотренной заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
  1. После завершения разработки полного объема научно-проектной документации, предусмотренной заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, она подлежит согласованию в установленном порядке.
  2. Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (статья 42 Федерального закона).
  3. Необходимость в ремонте памятника подтверждается Актом (техническим отчетом о состоянии объекта культурного наследия), в котором фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.

В данном случае ремонтом считается, в том числе, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения — оборудование, улучшающее показатели.

Таким образом, проектная документация либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ должны основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, конструкции, цветовое решение, для того, чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника.

Г.У.ПИРУМОВ

Лицензированным организациям

  • Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся на основании задания, получаемого собственником либо пользователем объекта культурного наследия, и разрешения, получаемого подрядной организацией, имеющей лицензию, выдаваемую Минкультуры России, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
  • — проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия; 
  • -проведение работ по реставрации, воссозданию и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования;
  • — проведение консервации и противоаварийных работ на объекте культурного наследия;
  • — проведение работ по ремонту объекта культурного наследия.

Разрешения на работы за пределами объекта культурного наследия (наружные сети, благоустройство территории, ремонтные работы в поздних пристройках и т.п.) оформлять не нужно. Такие работы должны быть согласованы с Государственной инспекций по охране объектов культурного наследия Пермского края в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ и могут выполняться организациями, не имеющими лицензии, выдаваемой Минкультуры России, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

— работы по реставрации и консервации объектов культурного наследия могут выполнять исключительно специалистами, имеющими аттестацию Минкультуры России на выполнение соответствующих видов работ;

— если для проектирования работ по сохранению достаточно визуального либо иного неконтактного обследования объекта культурного наследия — получение разрешения не требуется;

— после завершения работ по сохранению объекта культурного наследия по каждому выданному разрешению авторский надзор ОБЯЗАН в 90-дневный срок обеспечить подготовку, сдачу и утверждение органом охраны объектов культурного наследия научно-реставрационного отчета. За нарушение указанного срока предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП Российской Федерации;

— после утверждения научно-реставрационного отчета правообладатель объекта культурного наследия организует приемку работ по сохранению, выполняемой непосредственно на объекте культурного наследия при участии всех сторон: правообладатель, орган охраны объектов культурного наследия, организация — исполнитель работ, организации, обеспечивавшие ведение авторского надзора и научного руководства, технического надзора.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями статей 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Документы для скачивания

Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия ….Консервация объекта культурного наследия, противоаварийные работы (rtf, 121.2 Кб)

Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019

Просмотреть Скачать

Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия …. Научно-исследовательские и изыскательские работы на объекте культурного наследия (rtf, 118.53 Кб)

Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019

Просмотреть Скачать

  1. Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия… Ремонт объекта культурного наследия (rtf, 120.98 Кб)
  2. Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019
  3. Просмотреть Скачать
  • Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия… Реставрация … приспособление для современного использования (rtf, 124.38 Кб)
  • Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019
  • Просмотреть Скачать
Читайте также:  Статья 3.1. квалификационный экзамен

Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта… федерального значения Консервация … противоаварийные работы на объекте культурного наследия (rtf, 110.37 Кб)

Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019

Просмотреть Скачать

  1. Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения… Научно-исследовательские и изыскательские работы (rtf, 112.7 Кб)
  2. Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019
  3. Просмотреть Скачать
  • Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения… Ремонт объекта культурного наследия (rtf, 107.08 Кб)
  • Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019
  • Просмотреть Скачать
  1. Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения… Реставрация…воссоздание приспособление … для современного использования (rtf, 112 Кб)
  2. Дата публикации 18 октября 2019 Дата изменения 18 октября 2019
  3. Просмотреть Скачать

Приказ Минкультуры России «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия….» от 21 октября 2015 г. № 2625 (docx, 42.89 Кб)

Дата публикации 16 октября 2019 Дата изменения 16 октября 2019

Просмотреть Скачать

Приказ Минкультуры России «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия…» от 30 июля 2012 г. № 811 (docx, 120.7 Кб)

Дата публикации 16 октября 2019 Дата изменения 16 октября 2019

Просмотреть Скачать

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. (rtf, 609.97 Кб)

Дата публикации 08 октября 2019 Дата изменения 08 октября 2019

Просмотреть Скачать

Приказ СЭД-55-01-05-522 от 29.10.2018 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче задания, разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия…» (pdf, 433.61 Кб)

Дата публикации 31 октября 2018 Дата изменения 31 октября 2018

Просмотреть Скачать

Консервация памятников культуры

Ремонт, реставрация и консервация памятников архитектуры имеют общие черты — они служат сохранению объекта культурного наследия, проводятся под контролем со стороны уполномоченных органов Минкульта и каждому мероприятию предшествует серьезная подготовка. Чтобы не утратить памятник в ожидании его полноценной реставрации, часто объекты подвергают консервации и периодически проводят ремонт, не затрагивая основной структуры и особенностей, которые и придают ему историческую и культурную ценность.

Консервация — это работы по сохранению памятника истории и культуры, требующие специальных мер, несколько отличающихся от тех, что выполняются в ходе ремонта. Часто применяется, когда памятник уже находится в плачевном состоянии, и может заключаться в следующем:

  • временная защита здания от разрушения: например, подпорки у стен, навесы над кровлей во избежание протечек и прочее. Такое спасение «на скорую руку», когда нет времени согласовывать сложные работы, а памятник грозит быстрым обрушением.
  • консервация руин — не «остатков» памятника, разрушенного уже в наши дни, а именно руин, которые дошли до наших дней и были признаны памятником уже в таком виде. Здесь реставрация объекта бессмысленна, поэтому специалисты ограничиваются укреплением оставшихся элементов, в крайнем случае допускается частичное восстановление путем перемещения отдельных элементов на те места, где они находились до разрушения.
  • комплексные работы по укреплению и защите памятника — проводятся для минимизации длительного вредного воздействия на объект и включают в себя борьбу с излишней влажностью и установление нормального микроклимата внутри помещений, биологическую защиту, устранение грибка, укрепление несущих конструкций и фундамента и прочие действия, позволяющие затормозить разрушение и дождаться полноценной реставрации.

Последний вариант по сути можно назвать частичной реставрацией — такие работы выполняются после специфических исследование памятника, для них составляется отдельный проект, в процессе выполнения сложной консервации необходим технический и инженерный надзор.

Здесь ремонт и консервация памятника практически не имеют различий: общая цель — сохранить памятник в том виде, в котором он дошел до наших дней, выполнять ремонт и консервацию вправе только фирмы с лицензией Министерства культуры, контроль работ ведется на всем протяжении — от согласования проекта до сдачи результата заказчику.

Правила консервации

Консервацию памятника архитектуры желательно проводить так, чтобы не исказить облик здания. Исключение можно сделать для временных конструкций, поддерживающих стены от обрушения или сохраняющие уникальную отделку от деформации. В иных случаях лучше укреплять здание с помощью скрытых конструкций — только так можно сохранить старинные уникальные памятники.

На памятниках, отличающихся особой ценностью — древних, несущих уникальный авторский стиль, где особенно важно сохранить подлинность облика, качественная консервация становится оптимальным решением. По сути, это должно быть профилактическим укреплением существующего состояния памятника, а не «новоделом» с попыткой воссоздать первоначальный внешний вид.

Специалисты отмечают, что консервацию памятников архитектуры нельзя считать сугубо инженерной задачей. При проектировании следует исходить из того, что каждый памятник обладает особой структурой и историей, и именно они определяют характер и особенности предстоящих работ.

Учитывать нужно и то, что без восстановления старых уникальных конструкций зачастую невозможно сохранить объект, а значит, консервация будет включать в себя элементы реставрации.

С другой стороны, нельзя исключать, что памятник в будущем придётся «раскрыть» — выявить ценные и уникальные элементы, возможно скрытые при попытках укрепить конструкции и устранить деформации отдельных участков.

Здесь на первый план выходят архитекторы-реставраторы — именно они выступить координаторами всей работы, начиная от разработки плана и проекта и на протяжении всего хода консервации памятника.

Как получить лицензию Минкультуры для работ по реставрации и консервации памятников истории и культуры? Обращайтесь, поможем оформить лицензию или приобрести готовую фирму. Звоните!

Ссылка на основную публикацию