Статья 3. основные понятия и термины, применяемые в настоящем федеральном законе

Инфоурок › Другое ›Презентации›Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Выбранный для просмотра документ основные понятия в Ф Законе.pptx

Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Замураева Ирина Владимировна Учитель начальных классов МБОУ «Школа-интернат №9» г. Верхняя Салда 2015 г.

2 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

3 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

4 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

5 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

6 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

7 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

8 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

9 слайд Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе Описание слайда:

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

10 слайд Описание слайда:

Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

11 слайд Описание слайда:

Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12 слайд Описание слайда:

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

13 слайд Описание слайда:

Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

14 слайд Описание слайда:

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

15 слайд Описание слайда:

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

16 слайд Описание слайда:

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно -телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Читайте также:  Статья 2. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле

17 слайд Описание слайда:

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

18 слайд Описание слайда:

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

19 слайд Описание слайда:

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

20 слайд Описание слайда:

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

21 слайд Описание слайда:

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

22 слайд Описание слайда:

Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

23 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Источники и формы российского права | Рестра

Статья 3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законеИсточники и формы российского права — немного теории

«Источники и формы российского права» — третий по счёту вопрос в списке. Предлагается изучить теорию, касающуюся источников права (далее также «п.») в России. А заодно, рассмотреть какие формы они могут принимать. Для начала следует определиться, что же можно считать источником права вообще и существуют ли таковые в РФ.

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов.

О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство.

Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е.

, те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права.

А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п.

всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу.

Читайте также:  Глава VIII. Государственная регистрация смерти

Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В.2. В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Несмотря на то, что местные власти не относятся к органам госвласти в РФ, их акты тоже являются источниками права. Именуется это муниципальными правовыми актами. Установлена эта система ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тут устав МО, а также акты, принятые на референдуме.

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г.

В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е.

Читайте также:  Статья 32. Ревизионная комиссия

, суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Сноски

  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Проспект», 2016. — 640 с.
  2. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). — М.: Проспект, 2016. — 328 с.

Ещё по теме «Источники и формы российского права»:

Статья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Структура проекта федерального закона

  • «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».
  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального Закона.

  1. Статья 3. Законодательство Российской Федерации о молодежной политике
  2. Статья 4. Принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации
  3. Статья 5. Цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации
  4. Статья 6. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации
  5. Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики
  6. Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики
  7. Статья 9. Участие органов местного самоуправления в осуществлении государственной молодежной политики в Российской Федерации
  8. Статья 10. Учет молодежных аспектов в государственных концепциях и программах социально-экономического развития Российской Федерации
  9. Статья 11. Государственный доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
  10. ^

Статья 12. Основы обеспечения разработки и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

  • Статья 13. Органы, реализующие государственную молодежную политику в Российской Федерации
  • Статья 14. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной молодежной политики
  • Статья 15. Межведомственное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в сфере реализации государственной молодежной политики

Статья 16. Привлечение негосударственных организаций и отдельных граждан к участию в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

  1. Статья 17. Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики
  2. Статья 18. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики
  3. Статья 19. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики
  4. Статья 20. Информационное сопровождение государственной молодежной политики
  5. Глава III. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации
  6. Статья 21. Формирование условий для духовного, нравственного, патриотического воспитания и физического развития молодежи
  7. Статья 22. Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений
  8. Статья 23. Государственная поддержка молодежи в сфере здравоохранения
  9. Статья 24. Государственная поддержка молодежи в сфере образования
  10. Статья 25. Государственная поддержка молодых ученых
  11. Статья 26. Государственная поддержка молодежи в сфере профессиональной ориентации, труда и занятости
  12. Статья 27. Государственная поддержка молодых специалистов
  13. Стать 28. Государственная поддержка создания и деятельности студенческих трудовых отрядов
  14. Статья 29. Государственная поддержка молодежи в развитии предпринимательской деятельности
  15. Статья 30. Государственная поддержка молодежи в жилищной сфере
  16. Статья 31. Государственная поддержка молодых семей
  17. Статья 32. Государственная поддержка молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
  18. Статья 33. Государственная поддержка молодежи в сфере культуры и научно-технического творчества
  19. Статья 34. Государственная поддержка талантливой молодежи
  20. Статья 35. Государственная поддержка добровольческой и волонтерской деятельности
  21. Статья 36. Содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодежи
  22. Стать 37. Развитие системы детского и молодежного отдыха
  23. Глава IV. Заключительные положения
  24. Статья 38. Гарантии осуществления настоящего Федерального закона
  25. Статья 39. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц за исполнение настоящего Федерального закона
  26. Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 41. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Ссылка на основную публикацию