Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

1. Понятие правовой основы оперативно-розыскной деятельности.

Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД», «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий».

Из положений Федерального закона логически вытекает определение правовой основы ОРД, по которой понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.

  • Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют довольно таки значительной число нормативных правовых актов, всю совокупности которых можно разделить на три группы (уровня):
  • — Конституционный уровень правового регулирования.
  • — Законодательный уровень правового регулирования.
  • — Подзаконный уровень правового регулирования.
  • Конституционный уровень правового регулирования составляет исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений.
  • Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом:
  • — во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов;
  • — во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

Конституция РФ как основной закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст.

19), соблюдение норм международ­ного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст.

49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие.

В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. ст. 76, 90, 104, 105, 115).

Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст.

25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

  1. После Конституции главная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».
  2. К другим федеральным законам, составляющим правовую основу ОРД, относится довольно значительное число (свыше 20) законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
  3. — устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

  • — регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
  • — регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
  • К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует отнести:

— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ;

ДР-001 Правовые основы ОРД в РФ. Правовые основы оперативнорозыскной деятельности в рф

Подборка по базе: РП.05 Основы гидравлики и теплотехники.doc, Лекции по проектной деятельности.docx, Сущность инвестиций, их роль в деятельности экономического субъе, Конституционные основы.doc, реферат Зубаха В.Э. Международно-правовые основы.docx, Технология и организация гостиничной деятельности.

docx, Лекция 7 Психологическая теория деятельности (1).docx, Силина А 271а(МЭ). Реферат- Естественные монополии и регулирован, Планы практич Основы криминологии-ряд (1).

pdf, ПРАКТИЧ РАБОТА № 2ДОКЛАДРешение психологических проблем в педаго МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» Институт права (наименование института полностью) Кафедра «Уголовное право и процесс» (наименование кафедры полностью) 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (код и наименование направления подготовки, специальности) Уголовно-правовая (направленность (профиль)/специализация

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в РФ» Студент Ш.А. Азимов (И.О. Фамилия) (личная подпись) Руководитель О.М. Иванова (И.О. Фамилия) (личная подпись)

Допустить к защите

Заведующий кафедрой «Уголовное право и процесс» к.ю.н., доцент С.В. Юношев (ученая степень, звание, И.О. Фамилия ) (личная подпись)«_____»______________________20_____г. Тольятти 2019 2 АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования. Оперативно-розыскная деятельность в

Российской Федерации с течением времени регулярно совершенствуется, реформируется и подвергается из года в год новым преобразованиям1.

Это происходит в связи с новыми вызовами, с которыми сталкивается современное российское общество, потому что преступность в стране идет в ногу со временем и создает себе новые условия процветания, с помощью которых препятствует раскрытию преступлений и иных противоправных действий.

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать современные проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

Основными задачами исследования является: рассмотрение понятия и оснований оперативно-розыскной деятельности; исследование системы нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность; анализ принципов оперативно-розыскной деятельности и их характеристика; изучение должностных лиц как субъектов оперативно- розыскной деятельности; исследование оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемые в оперативно-розыскной деятельности; анализ процессуальных особенностей и проблем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Объектом исследования дипломной работы является оперативно- розыскная деятельность, как особый вид правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Предметом дипломной работы является правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Определение правовой основы ОРД и ее содержание. Основа деятельности есть базовая, фундаментальная часть правового регулирования всех возникающих в ней общественных отношений. Причем правовая основа — это не единая часть всех источников правового регулирования оперативно-розыскных отношений, а только важнейший фрагмент одного из них — нормативного акта.

Согласно воле законодателя, изложенной в ст.

4 ФЗ об ОРД, правовую основу составляют Конституция, ФЗ об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (ч. 1).

Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ (ч. 2).

Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.

Система нормативных правовых источников, составляющих правовую основу ОРД. Совокупность нормативных правовых актов в области ОРД (их насчитывается несколько сотен) можно систематизировать на пять групп (в зависимости от юридической силы и роли, которую они играют в регулировании сыскной работы).

К первой группе относятся Конституция и федеральные конституционные законы. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15).

Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст.

23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД).

Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46).

Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ, выделим Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

В нем установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном ФЗ, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7).

Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД.

В третью группу нормативных актов входят другие ФЗ. Во-первых, к ним относят только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД.

В частности, в их число включены УК, УПК, Закон о государственной тайне, ФЗ о прокуратуре и о государственной защите. Во-вторых, их перечень в ФЗ об ОРД носит открытый характер (ст. 4) и может пополняться новыми законодательными актами.

К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти: Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 № 673 «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств»); представительного и законодательного органа России (палат парламента); Правительства РФ (например, постановление от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»).

Пятую группу составляют нормативные акты органов, осуществляющих ОРД. К этим актам применяются общие требования. Так, ФЗ об ОРД требует, чтобы эти акты издавались (см. ч. 2 ст.

4): строго в соответствии с законодательством РФ; в пределах полномочий конкретного ОРО; только по вопросам регламентации организации и тактики проведения ОРМ.

Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

Все эти акты должны иметь соответствующую форму. Они издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД. Среди открытых совместных ведомственных нормативных правовых актов известны:

  • Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности ОПТ;
  • Инструкция «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденная приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ТТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/410/56;
  • межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ТТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302.
Читайте также:  Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства.

Понятие правовой основы ОРД и ее нормативное закрепление

Правовая основа ОРД есть базовая, фундаментальная часть правового регулирования посредством нормативных правовых актов общественных отношений в ОРД. Правовая основа ОРД — это совокупность основных законодательных и иных нормативных правовых актов в области ОРД.

Законодательно правовая основа ОРД определена в ст. 4 ФЗ об ОРД.

Содержание правовой основы ОРД. Согласно ст. 4 ФЗ об ОРД содержание правовой основы ОРД составляют:

  • Конституция (ст. 2, 17, 19, 23, 25, 46, 49, 55 и др.) и федеральные конституционные законы. Так, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. В гл. 2 определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в России. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения В ст. 25 Конституции изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см ч 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46). В частности, в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. № 1 -ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7);
  • собственно ФЗ об ОРД, который играет роль ядра правовой основы (см. гл. 5); другие федеральные законы. Их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами. Выделяют законы, действие которых распространяется на все оперативно-розыскных органы (в частности, в их число включены УК, УПК, Закон о гостайне, законы о прокуратуре и наркотиках) или только на отдельные (например, Закон РФ «О милиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»);
  • нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются акты Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 г. № 673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»), представительного и законодательного органа России (палат парламента). Правительства РФ (например, Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируемой поставки, утвержденное постановлением от 5 ноября 2003 г. № 671);
  • нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД. Эти акты должны: издаваться в пределах полномочий оперативно-розыскных органов; приниматься в соответствии с законодательством России; регламентировать организацию и тактику проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

Все эти акты должны иметь соответствующую форму. Они издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые конкретным министерством или федеральной службой, совместно министерствами (службами) по тем или иным сторонам ОРД.

Среди подзаконных актов межведомственного характера известны Инструкция о результатах ОРД, Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (приложение к приказу Генеральной прокуратуры от 17 мая 1995 г. № 32, МВД России от 12 мая 1995 г. № 199, ФСБ России от 18 мая 1995 г. № 73) и др.

Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: одна часть составляющих ее актов является законодательными, а другая — подзаконными.

Указание в ФЗ об ОРД на наличие в ОРД правовой основы предполагает тем самым наличие в ОРД и «неосновных» правовых источников. В правовую основу ОРД не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД (см. § 2 гл. 4). Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства.

Формирование российского оперативно-розыскного законодательства

Понятие национального оперативно-розыскного законодательства.

Такое законодательство есть комплексная отрасль российского законодательства. Его понятие трактуют в узком и широком смысле слова.

Оперативно-розыскное законодательство (в узком смысле слова) — это система законодательных актов (в основном федеральных законов), которые включают группы правовых норм разных отраслей законодательства (правовые институты, части институтов), регулирующих общественные отношения в ОРД.

Оперативно-розыскное законодательство (в широком смысле слова) — это совокупность как законодательных, так и подзаконных нормативных актов в области ОРД.

Российское оперативно-розыскное законодательство есть именно новая комплексная отрасль законодательства, а не межотраслевой нормативный правовой институт или подотрасль определенной отрасли законодательства (например, уголовно-процессуального или административного).

Вместе с тем для признания ее самостоятельной, а не комплексной отраслью законодательства, имеющей собственный предмет правового регулирования (например, как уголовно-процессуального), оснований не имеется.

Содержание и развитие оперативно-розыскного законодательства.

Российское оперативно-розыскное законодательство относительно молодо. Его формирование началось в 1992 г., когда был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Оперативно-розыскное законодательство образуют ФЗ об ОРД (системообразующее нормативное правовое ядро), УК, Закон о гостайне, УПК, ТК РФ, ФЗ о наркотиках, ФЗ о связи, «ведомственные» законы (о милиции, о ФСБ и т.д.) и некоторые другие.

На становление оперативно-розыскного законодательства влияют по меньшей мере три группы факторов: 1) определяющие предмет законодательного регулирования; 2) выражающие позиции участников законодательной деятельности и 3) собственно юридического характера. Удельный вес и соотношение этих факторов могут меняться. По этим позициям единства среди представителей оперативно-розыскной науки не достигнуто.

В настоящее время особенностью оперативно-розыскного законодательства выступает отсутствие должной его кодификации. В перспективе возможно принятие «Оперативно-розыскного кодекса РФ».

Отличие оперативно-розыскного законодательства от смежных нормативных правовых образований. Оперативно-розыскное законодательство следует отличать от:

Понятие, сущность и правовая основа ОРД

Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскная деятельности в определенной степени взаимосвязаны. Они направлены на решение одних и тех же целей. Между тем оперативнорозыскная деятельность в содержание уголовно-процессуального дознания, а тем более предварительного следствия не входит.

Уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия урегулированы различными источниками права. Дознание и предварительное следствие гарантируют более высокий, чем оперативно-розыскная деятельность, уровень обеспечения прав и законных интересов граждан.

В отличие от предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении и предварительного расследования оперативно-розыскная деятельность может иметь негласный характер. Данные о большинстве применяемых здесь методов представляет собой совершенно секретные сведения.

ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности.

Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством,ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, которые определены и ограничены им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами.

Оперативно-розыскная деятельность носит четко определенный разведывательно-

поисковый характер.

Это обусловлено, прежде всего, тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

По своей сути ОРД направлена на добывание информации, выявление скрытых

(скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц (см. ст. 2 Закона). В практическом отношении большинство экономических , коррупционных преступлений, фактов наркопреступности выявляется исключительно оперативно-

розыскным путем. Без использования возможностей оперативно-розыскной деятельности практически невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

На разведывательно-поисковый характер ОРД указывают такие ее принципы, как

конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст.

3 Закона); указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности (ст.

6); предоставленное ее субъектам право проведения оперативно-розыскных мероприятий при наличии сведений лишь о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих

или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (ст. 7); и др.

Читайте также:  Статья 19. право граждан на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Разведывательный характер анализируемой деятельности подтверждают также особый режим работы органов, осуществляющих ОРД, защита сведений об этих органах, наделение их правом установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать им содействие.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Курс: Основные положения оперативно-розыскного права

  • Страница 7 из 13
  • Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
  • Под правовой основой ОРД рассматривается совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, на которых базируется ОРД.
  • Правовая основа ОРД имеет многоуровневую структуру, состоящую из четырех основных уровней, имеющих свои подуровни:
  • –     конституционный, который составляют нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм ФЗ об ОРД;
  • –     международно-правовой;
  • –     законодательный, который составляют собственно ФЗ об ОРД, УК, УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД;
  • –     подзаконный, включающий указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ как непосредственно по вопросам ОРД, так и регулирующие определенные правоотношения в сфере ОРД, решения Верховного Суда РФ и акты Генеральной прокуратуры РФ, касающиеся ОРД, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в сфере ОРД.
  • Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления.
  • Конституция РФ является главной правовой основой ОРД, которая имеет прямое отношение к защите законных прав и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
  • На конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина базируются все нормы ФЗ об ОРД и основывается содержание ОРД, что подтверждено рядом решений Конституционного Суда РФ.

Значимость решений Конституционного Суда РФ для всей системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, трудно переоценить. Фактически в этих решениях сформулированы правовые позиции Конституционного Суда РФ, подтверждающие конституционность всех основных положений ФЗ об ОРД, а значит, и самой ОРД.

В условиях строительства демократии в нашей стране отношение к ОРД, особенно в первые годы демократических реформ, у значительной части общества, СМИ, части судейских и прокурорских работников, адвокатов было, мягко говоря, неоднозначным, а в ряде случаев – крайне отрицательным.

Многие граждане, которые обращались в Конституционный Суд РФ, полагали, что проведенные в отношении них ОРМ, постановка их на оперативный учет грубо нарушают их конституционные права, а сами нормы ФЗ об ОРД, по их мнению, не соответствуют Конституции РФ.

Но Конституционный Суд РФ не принял ни одного решения, которое ставило бы под сомнение конституционность норм ФЗ об ОРД и иных ФЗ, регулирующих ОРД.

Самостоятельным уровнем правовых основ ОРД являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые, согласно части четвертой ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью ее правовой системы.

ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что РФ, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность осново-полагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Согласно п. «а» ст.

2 ФЗ о международных договорах, под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Международные договоры РФ могут заключаться от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда РФ принял специальное Постановление от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции обще-признанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Россия является участником целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, соглашений, конвенций, решений, которые напрямую регулируют оперативно-розыскные правоотношения в РФ.

Как уже было отмечено, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988) регулирует проведение контролируемых поставок.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенция ООН против коррупции (2003) также предусматривают проведение контролируемых поставок и использование электронного наблюдения и агентурных операций.

Особенно интенсивно заключались различные виды договоров, касающихся ОРД, в СНГ.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, а также Антитеррористический центр государств – участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, которые являются международными субъектами ОРД. Нормативные документы, регулирующие их деятельность, также составляют правовую основу ОРД.

На международно-правовой базе строятся также взаимоотношения российских субъектов ОРД с Европолом. В основе этого лежит Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003).

  1. Международно-правовая база ОРД настолько обширна и многопланова, отличима от международного уголовного права (хотя и неразрывно с ним связана), что можно говорить о формировании новой отрасли международного права – международного оперативно-розыскного права.
  2. Законодательный уровеньвключает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности.
  3. Оперативно-розыскное законодательство – совокупность ФЗ России, включающих группы правовых норм, регулирующих общественные отношения между лицом и государством в процессе защиты человека, общества и государства в основном от преступных посягательств путем принятия оперативно-розыскных решений, совершения ОРМ и применения соответствующих средств уполномоченными на то законом субъектами.
  4. Именно на законодательном уровне непосредственно урегулированы оперативно-розыскные правоотношения.
  5. Совокупность ФЗ создает единую систему оперативно-розыскных правоотношений и находится в неразрывной связи по вопросам ОРД при ведущей и определяющей роли ФЗ об ОРД.

ОРД беспредметна без уголовного права как материального права и уголовного процесса, который она непосредственно «обслуживает». Поэтому при проведении ОРМ и применении методов ОРД следует прежде всего ориентироваться на нормы УК и УПК и руководствоваться ими.

Подзаконный уровеньправового регулирования ОРД вытекает непосредственно из ряда положений ФЗ об ОРД, которые предусматривают издание нормативных правовых актов федеральными органами государственной власти (например, ст.ст. 4, 6, 10, 11 ФЗ об ОРД).

В иерархии подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, на первом месте находятся указы и распоряжения Президента РФ. Их, в свою очередь, можно разбить на две группы.

  • Первую составляют указы Президента РФ общенормативного характера.
  • Вторую группу составляют указы Президента РФ, касающиеся деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти – субъектов ОРД.
  • По такому же принципу делятся постановления и распоряжения Правительства РФ.
  • К подзаконному уровню регулирования ОРД относятся и решения Верховного Суда РФ по вопросам ОРД, и нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие прокурорский надзор за ОРД.
  • Значительная роль в подзаконном регулировании ОРД принадлежит межведомственным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Самым нижним подуровнем подзаконных актов, регулирующих ОРД, являются ведомственные нормативные правовые акты. Но нижний уровень в иерархии не снижает их значимость для самих субъектов ОРД.

Многие эти акты носят закрытый характер исходя из требований ФЗ об ОРД. Но некоторые документы являются открытыми, учитывая то обстоятельство, что в них не раскрываются вопросы, отнесенные к гостайне.

Причем ведомственные нормативные правовые акты также делятся на группы: непосредственно самих субъектов ОРД и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

Под правовой основой оперативно — розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Часть 1 статьи 4 «ОРД» относит к правовой основе ОРД прежде всего Конституцию РФ, настоящий Закон, а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.

Конституция РФ как основной закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст.

2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст.

25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие.

Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 ФЗ О «ОРД».

В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105, 115).

Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно — розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст.

25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

Эти нормы конкретизированы в ч. 2 ст. 8 ФЗ «ОРД».

 После Конституции основная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит настоящему Федеральному закону.

Этот законодательный акт пришел на смену Закону Российской Федерации «Об оперативно — розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г.

, который был первым в истории российского права законом, регламентирующим оперативно — розыскную деятельность. До этого ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера.

  •  К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
  • — устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;
  • — регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
  • — регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно — розыскная деятельность. Установление наличия этих признаков является согласно ст.

Читайте также:  Статья 7. формы лизинга

7 комментируемого Закона основанием для проведения оперативно — розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может. В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. Так, ст.

15 УК РФ дает определение понятия тяжкого преступления, признаки которого согласно ст. 8 Закона об ОРД являются одним из основных условий проведения некоторых ОРМ.

Уголовно — правовые институты крайней необходимости и обоснованного риска используются при проведении таких оперативно — розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.

 Уголовно — процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно — розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Таким образом, устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью.

Уголовно — процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, что согласно ст.

8 Закона об ОРД является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, виды доказательств и способы их собирания, уголовно — процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно — розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.

Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно — розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие Законы:

— Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г., который в числе прав милиции, перечисленных в ст.

11, закрепил возможность осуществления оперативно — розыскных мер для выполнения возложенных на нее обязанностей; получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, справок и документов; безвозмездного получения от предприятий, организаций и учреждений информации, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения, и другие полномочия, используемые для осуществления ОРД;

— Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., который в ст.

10 наделил органы ФСБ правом осуществления оперативно — розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к их компетенции (шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и др.);

— Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г., определивший в ст. 15 право федеральных органов государственной охраны на осуществление оперативно — розыскной деятельности в интересах решения возложенных на них задач в соответствии с законодательством об оперативно — розыскной деятельности и др. законах.

  1.  К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, составляющим правовую основу ОРД, относятся:
  2. — указы Президента Российской Федерации;
  3. — постановления Правительства Российской Федерации;
  4. — акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно — розыскного законодательства.
  5. К первой группе иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие Указы Президента РФ:
  6. — «Об упорядочении организации и проведения оперативно — розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 1 сентября 1995 г.;
  7. — «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» от 9 января 1996 г.;

— «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. и некоторые другие.

  • Ко второй группе иных нормативных правовых актов можно отнести следующие Постановления Правительства Российской Федерации:
  • — «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 4 сентября 1995 г.;
  • — «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию» от 2 февраля 1998 г.
  • К третьей группе иных нормативных правовых актов относятся следующие:
  • — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.;
  • — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.;

— определение Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» от 14 июля 1998 г.

Перечисленные нормативные правовые акты являются основными в регулировании ОРД. Однако ими не исчерпываются источники правового регулирования данного вида государственной деятельности.

Часть 2 статьи 4 закрепляет за органами, осуществляющими ОРД, право на издание в пределах своих полномочий нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно — розыскных мероприятий.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.

, нормативные правовые акты могут издаваться в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Акты утверждаются руководителем органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

Организация и тактика осуществления оперативно — розыскных мероприятий согласно ст. 12 настоящего Закона отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с соответствующими грифами, их содержание в открытой печати не публикуется.

Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за оперативно — розыскной деятельностью и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

В правовую основу ОРД не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ рассматривает нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части ее правовой системы.

Однако анализ содержания стать 4 Закона позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД. В частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а п. 3 ст.

14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств.

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, следует отнести:

— Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая в ст. 12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции;

— Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., установивший право любого человека на защиту не только от произвольного, но и незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 17);

— Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20 апреля 1959 г., которая закрепила обязанность государств — участников этой международной организации выполнять любые судебные поручения по расследуемым делам и оказывать другую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления;

— некоторые другие международные правовые акты, подписанные или ратифицированные Российской Федерацией.

Источником правового регулирования ОРД являются и международные правовые акты, принятые государствами — членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г.

Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г. Согласно ст.

6 этого документа стороны обязались оказывать друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством, где под иными действиями подразумеваются и оперативно — розыскные мероприятия.

Конвенция регламентировала содержание и форму поручений об оказании правовой помощи, порядок их исполнения, правила выдачи предметов, которые могут иметь значение доказательств по уголовным делам, и ряд других вопросов, касающихся проведения оперативно — розыскных мероприятий.

Задача.

Гражданин Телегин И. Т., имеющий высшее юридическое образование проработавший по юридической специальности 2 года, подал заявление заведующему юридической консультацией о приеме его на работу в качестве адвоката. Заведующий консультацией издал приказ о назначении его стажером на срок 6 месяцев.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Ответ:

Заведующему консультацией следует отказать гражданину Телегину в приеме на работу в качестве адвоката. Адвокат должен сдать квалификационный экзамен.

Так же, согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Должна быть развитая концепция адвоката, которая является итогом полученного юридического образования, усвоения правил и принципов адвокатской этики и опыта работы в качестве защитника. У гражданина Телегина такого опыта не было.

Заявления на работу стажером Телегин не подавал.

Для прохождения аттестации и зачисления в состав стажеров в адвокатское образование представляются личное заявление претендента, заявление адвоката-куратора (либо ходатайство адвокатского подразделения), письмо с согласием на зачисление претендента в состав помощников от адвокатского подразделения, в котором работает адвокат-куратор, анкета, автобиография, характеристика претендента с места учебы (предшествующей работы), документ об образовании, документ об уплате вступительного взноса. Заявление о зачислении в состав стажеров рассматривается в присутствии претендента и адвоката-куратора, при этом выясняется общий уровень подготовки претендента, причины, побудившие его подать заявление о зачислении стажером. Срок стажировки 6 месяцев не ведет к должности адвоката. Следовательно, заведующий консультацией не должен был издавать приказ о назначении Телегина стажером на срок 6 месяцев.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации.- М.,2006

2. Трудовой кодекс РФ.- М.,2008

3. Уголовный кодекс РФ.- М., 2008

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.- М., 2008

5. Комментарий в УК РФ.- 2-е изд., М.,2008

Ссылка на основную публикацию