Раздел II. Государственные природные заповедники

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный мониторинг экологический; предусмотрены Законом об особо охраняемых природных территориях.[ …]

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).[ …]

Государственные органы, в ведении которых находятся государственные природные заповедники, могут принимать решения о выделении биосферных полигонов также в границах создаваемых новых государственных природных заповедников при условии их последующего включения в установленном порядке в международную систему биосферных резерватов.[ …]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР ЗАПОВЕДНИКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА — работник специальной гос. инспекции по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков; предусматривается Законом об особо охраняемых природных территориях.[ …]

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.[ .

..]

Государственные природные заповедники — территории и акватории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса. Для сглаживания влияния прилегающих территорий вокруг заповедников создают охранные зоны, где хозяйственная деятельность ограничена.[ …]

Государственные природные заповедники — природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветитель-ские учреждения, созданные с целью сохранения и изучения естественных природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. № 48 утверждено «Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (с изменениями на 27 декабря 1994 г.).[ …]

Государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного пользования и не подлежащие изъятию не для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, растительный и животный мир ), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.[ …]

Государственные заповедники. Государственные природные заповедники России представляют собой уникальное явление, аналогов которому нет нигде в мире. Заповедник — это одновременно и природоохранное, и научное учреждение, обладающее постоянным штатом научных сотрудников и охраны.

Государственные природные заповедники являются объектом федеральной собственности.

Закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, животный и растительный мир), имеющие значение как эталоны природной среды и места сохранения генетического фонда животного и растительного мира.

В соответствии с законом на территории заповедников запрещается любая деятельность, несовместимая с решением задач заповедника и противоречащая режиму особой охраны. В том числе запрещена интродукция животных и растений. Нахождение на территории заповедника посторонних лиц допускается только по специальному письменному разрешению дирекции заповедника.[ …]

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на обеспечение функционирования этого заповедника, и проживание граждан.[ …]

Режим природно-заповедного фонда и его отдельных составных частей регулируется разделом IX Закона об ООПС, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. В настоящее время принято положение о государственных природных заповедниках, а также положения о заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, о Красной Книге Российской Федерации.[ …]

Первый заповедник на территории России появился в 1882 г. на Камчатке. После 1920 г. в СССР была создана разветвленная сеть заповедников.[ …]

Охрана государственных природных заповедников осуществляется специальной инспекцией, численность работников которой составляет около 1600 человек.[ …]

В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму.

При регулировании и проведении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным.

Человек не должен вмешиваться в естественные процессы, происходящие в экосистеме заповедника.[ …]

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.[ …]

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.[ …]

Башкирский государственный природный заповедник, имеющий федеральный статус, является старейшим в республике. Образован в 1930 г. Расположен на землях, относящихся к Бурзянско-му, Абзелиловскому и Белорецкому районам республики.

Общая площадь заповедника 49,6 тыс. га.

Основное направление деятельности: сохранение и изучение типичного для среднегорной части Южного Урала природного комплекса, богатого животного и растительного мира, исследование воздействия антропогенных факторов на экосистемы.[ …]

Биосферные заповедники входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются в целях комплексного изучения участков нетронутой природы и сходных по природным условиям участков, эксплуатируемых человеком.[ …]

Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 с изменениями от 21 августа 1992 г., 27 декабря 1994 г., 23 апреля 1996 г.

) повторило, что к территориям ГПБЗ могут быть присоединены территории биосферных полигонов (в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования) в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования. Режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится ГПБЗ. Фактически дополнительных нормативных правовых актов в отношении регулирования деятельности на ГПБЗ или в рамках их биосферных полигонов разработано не было. Положение о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды установило лишь общие основы проведения данной деятельности на территориях биосферных полигонов, требуя применения методов, не противоречащих установленному на этих территориях режиму особой охраны.[ …]

На территории государственных природных заповедников из хозяйственного пользования полностью изъяты: земля, воды, недра, животный и растительный мир; они являются некоммерческими организациями и финансируются за счет средств федерального бюджета.[ …]

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 указанного Федерального закона).[ …]

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в РФ, утв. пост. Пр-ва РФ от 18 декабря 1991 г. (в ред. от 23 апреля 1996 г.) научно-исследовательская деятельность в Г. п. з.

направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.[ …]

На начало 1999 г. в России имелось 98 государственных природных заповедников общей площадью более 32 млн га, что составляет 1,55 % всей территории России.

Пять российских заповедников находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (1988 г.

), 9 — под юрисдикцией Рамсарской конвенции «О водоболотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц».[ …]

В частности, пунктом 14 Положения о государственных природных заповедниках для реализации поставленной перед ними задач экологического просвещения населения допускается организация и устройство на их территориях экскурсионных экологических маршрутов, а также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.[ …]

Система зак-ва об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория. Она представлена данным Законом, принимаемыми в соответствии с ним другими законами (именно таким является Закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах) и иными актами РФ.

К числу последних относятся указы Президента РФ (например, Указ “О федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года” от 10 октября 1995 г.

Читайте также:  Глава vii.1. единая информационная система нотариата

№ 1032), пост, и распоряжения Пр-ва РФ, а также акты министерств и ведомств РФ.[ …]

По состоянию на 31 декабря 2002 г. из 100 государственных природных заповедников России 95 находились в непосредственном ведении и управлении МПР России.

Управление ими осуществляется Министерством напрямую, для организации этой работы в настоящее время в структуре центрального аппарата МПР России создан Департамент особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия.[ …]

3 Раздел II. Государственные природные заповедники

Режим абсолютного заповедования присущ государственным природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно несовместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса.[ …]

Андронов В.А., Андронова P.C. Кооперация усилий государственного природного заповедника «Хинганский» и американских зоопарков по сохранению редких журавлей на Дальнем Востоке II Научные исследования в заповедниках Приамурья. — Владивосток — Хабаровск: Дальнаука, 2000. — С. 23-27.[ …]

Документом, обобщающим всю информацию о состоянии природных комплексов заповедников и их изменениях, является принятая в системе заповедников страны программа ‘ Летопись природы ”24.

Программа “Летописи природы”, обязательная для научных отделов государственных природных заповедников, предусматривает изучение естественного хода процессов, протекающих в природе и выявление взаимосвязей между отдельными частями природного комплекса.[ …]

По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Существует несколько их категорий: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, устанавливают и другие категории — зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др.

Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера.[ …]

Прокофьев С.М., Кустов Ю.И., Девяткин Г.В. Наземные позвоночные животные государственного природного заповедника «Хакасский»: Аннотированный список II Наземные позвоночные енисейских заповедников. — Шушенское: Изд-во ООО «Гамма», 2000. — С. 27-76.[ …]

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники — первая форма особо охраняемых природных территорий.[ …]

Наряду с законами принято значительное число подзаконных актов по вопросам особо охраняемых природных территорий. Один из наиболее важных — Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации».

В соответствии с Указом сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики России.

Указ содержит поручение Правительству РФ уточнить Проект рациональной сети государственных природных заповедников и национальных природных парков в стране.

Особенно интересно то, что решение задачи расширения этих территорий будет достигаться согласно Указу в том числе за счет территорий бывших военных полигонов. Известно, что такие территории, как правило, деградированы и по своим экологическим характеристикам мало подходят для того, чтобы быть эталонами природной красоты и т.д.[ …]

Организация заповедного дела в нашей стране получила широкое международное признание. На конец 1998 года 21 заповедник России имел международный статус биосферного резервата ЮНЕСКО, 5 находились под юрисдикцией международной Конвенции об охране всемирного культурного наследия, два получили дипломы Совета Европы.

Однако, если и в прошлые годы государственные природные заповедники жили в бедности, то в условиях современного экологического кризиса уровень их финансирования снизился более чем в 20 раз.

Их существование пока еще поддерживается за счет сформированной в прошлом материально-технической базы и сохранившимся работникам «старой закалки», то есть привыкшим работать на энтузиазме. Вместе с тем материальная база ветшает физически и морально, старые кадры уходят.

Новых поступлений современного оборудования, специальной литературы, транспорта, оружия и средств связи для научных исследований, мониторинга и охраны совершенно недостаточно. На одного работающего в среднем приходится 3 тыс. га охраняемых территорий, а в отдельных случаях — до 60 тыс. га.[ …]

России в регионах (“Самурский”, “Большой Тхач”, “Быстринский”, “На-лычево”, “Южно-Камчатский”, “Ленские Столбы”, “Момский” и др.). Природный парк “Ровеньский” в соответствии с распоряжением председателя Правительства администрации Белгородской области от 21 мая 1999 г. № 55 передан в ведение государственного природного заповедника “Белогорье”.[ …]

Порядок определения размеров платы за выдачу разрешений на использование символики государственных природных заповедников (в т. ч. Г. п. б. з.) и национальных парков. Данный документ согласован 12 марта 1997 г.

в Минфине и зарегистрирован в Минюсте 14 апреля 1997 г., per. № 1289. Согласно этому документу средства, полученные от выдачи разрешений на использование символики, поступают в распоряжение соответствующего заповедника (Г. п. б. з.

) или национального парка и зачисляются на счет “Суммы по поручениям”.[ …]

Документ предназначен для использования территориальными органами системы Минприроды России, спецморин-спекциями Минприроды России, а также государственными природными заповедниками и национальными природными парками Минприроды России, при негативном воздействии техногенных аварий на их территорию или охранные зоны.[ …]

Раздел II. Государственные природные заповедники

Раздел II. Государственные природные заповедники

ГАРАНТ:

  • О государственных природных заповедниках см. также:
  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ,
  • постановление Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48

Информация об изменениях:

  1. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
  2. См. текст статьи в предыдущей редакции
  3. Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках

1.

Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

ГАРАНТ:

Правовой режим объектов гражданских прав, которые до 1 октября 2013 г. признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ) признаются ограниченными в обороте, сохраняется

3. Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

ГАРАНТ:

  • См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
  • Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
  • На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
  • а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  • б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ подпункт «в» статьи 7 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

в) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

Информация об изменениях:

  1. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в подпункт «г» статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения
  2. См. текст подпункта в предыдущей редакции
  3. г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
  4. д) утратил силу;
Читайте также:  Глава II. Полномочия, порядок образования и деятельности высшего арбитражного суда российской федерации (статьи 9 - 23)

Информация об изменениях:

См. текст подпункта «д» статьи 7

Информация об изменениях:

  • Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в подпункт «е» статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения
  • См. текст подпункта в предыдущей редакции
  • е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников

1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

2.

Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2 статьи 8

3. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3 статьи 8

4.

Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4 статьи 8

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

  1. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
  2. 2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
  3. а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  4. б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  5. в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ подпункт «г» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

  • См. текст подпункта в предыдущей редакции
  • г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
  • д) выполнение научно-исследовательских задач;

Информация об изменениях:

  1. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в подпункт «е» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
  2. См. текст подпункта в предыдущей редакции
  3. е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

Информация об изменениях:

  • Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в подпункт «ж» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
  • См. текст подпункта в предыдущей редакции
  • ж) осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

3.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

4.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.

Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.

К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования. В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в пункт 3 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о государственном природном биосферном заповеднике, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4.

На специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5

5.

Земельные участки, необходимые для осуществления деятельности, указанной в пункте 4 настоящей статьи, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Порядок подготовки и заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

  1. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
  2. См. текст статьи в предыдущей редакции
  3. Статья 11.

    Управление государственными природными заповедниками

1.

Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4.

Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, имеют свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников), порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

ГАРАНТ:

О символике государственных природных заповедников в Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1168

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 5 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.

Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, вправе предоставлять на участках частичного хозяйственного использования своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Государственные природные заповедники и национальные парки

  • Территории государственных природных заповедников изымаются из хозяйственного использования; их особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, сохраняются как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
  • Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
  • На государственные природные заповедники возлагаются следующие основные задачи:
  • • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  • • организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
  • • осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
  • • экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
  • • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

На территории заповедника запрещается деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 № 48, к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности относятся:

  • • действия, изменяющие гидрологический режим земель;
  • • изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
  • • строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
  • • сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках, и др.

Пребывание на территории государственных природных заповедников лиц, не являющихся их работниками, допускается при наличии разрешений федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление ими. За посещение в целях познавательного туризма взимается плата.

Национальные парки, являясь природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями (что объединяет их с заповедниками), предназначены и для регулируемого туризма. В настоящее время насчитывается более 30 национальных парков.

Серьезной практической проблемой становится зонирование и надлежащее рациональное использование их территорий, где устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей.

В национальных парках выделяются функциональные зоны:

  • • заповедные – с запрещением любой хозяйственной деятельности и рекреации;
  • • особо охраняемые – со строго регулируемым посещением;
  • • познавательного туризма – для экологического просвещения;
  • • рекреационные – для отдыха;
  • • охраны историко-культурных объектов;
  • • обслуживания посетителей – для размещения мест ночлега, сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • • хозяйственного назначения.

Нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды», ЗК РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» взаимодействуют с нормами Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

  1. В земли национальных парков и иных ООПТ допускается включение земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
  2. За посещение территории национального парка в целях туризма и отдыха взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
  3. Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, обладающими земельными участками, в том числе лесами, предоставленными на правах постоянного бессрочного пользования.

Заповедники и национальные парки России

Государственные природные заповедники России, в соответствии с законодательством являются природоохранными, научно-исследовательскими, также эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Заповедники один из типов особо охраняемых природных территорий, в пределах которой комплекс полностью и навсегда выведен из хозяйственного пользования и охраняется государством. В России находится более 100 таких уникальных мест природы. В зависимости от занимаемых площадей заповедники бывают крупные — более 1 млн га, средние и малые.

27 февраля 2020 года постановлением правительства Амурской области создана особо охраняемая природная территория Центр охраны природы «Зейский». ООПТ расположена на площади более 3 600 гектаров на территории Благовещенского и Свободненского районов области и предназначена для сохранения коренных сосново-дубовых лесов и животного мира на берегах реки Зея.

28 ноября 2019 года вышло постановление Правительство РФ №1527 о преобразовании государственного природного заповедника «Столбы», Красноярский край, в национальный парк «Красноярские Столбы». Парк будет находиться в ведении Минприроды РФ. Принятое решение создало правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов национального парка.

17 мая 1990 года с целью сохранения уникального озерно-лесного комплекса Валдайской возвышенности и создания условий для развития организованного отдыха в этой зоне образован Национальный парк «Валдайский».

Парк находится в северной части Валдайской возвышенности на территориях Окуловского, Валдайского и Демянского районов Новгородской области.

На территории парка насчитывается около 200 озер, 56 из которых с площадью более 20 гектаров.

10 февраля 1984 года на острове Кунашир и островах Малой Курильской гряды в Южно-Курильском районе Сахалинской области учреждён заповедник «Курильский».

При его создании были учтены уникальность и богатство островной природы, необходимость сохранения и восстановления численности ценных видов животных и растений, научная и народнохозяйственная ценность природных объектов, уязвимость островных экосистем от внешних воздействий.

26 сентября 1969 года постановлением Совета министров РСФСР был образован Байкальский государственный природный биосферный заповедник.

Он расположен в Прибайкалье, в юго-западной части Республики Бурятии, в центральной части хребта Хамар-Дабан, на террасах озера Байкал.

Задачами заповедника являются — сохранение уникального природного комплекса и объектов Южного Прибайкалья и изучение динамики естественных природных процессов, протекающих в условиях, исключающих какое-либо непосредственное вмешательство человека.

18 июля 1945 года специально для изучения изменений в дикой природе после постройки Рыбинской ГЭС и образования Рыбинского водохранилища был организован Дарвинский природный заповедник.

 Дарвинский государственный природный биосферный заповедник является особо охраняемой природной территорией в России.

Расположен на территориях Череповецкого района Вологодской области и Брейтовского района Ярославской области.

30 июня 1925 года по инициативе жителей города Красноярска для сохранения природных комплексов вокруг живописных сиенитовых останцев основан Красноярский заповедник Столбы.

Государственный природный заповедник расположен в северо-западной части Восточного Саяна, на границе со Средне-Сибирским плоскогорьем.

Естественные рубежи охраняемой территории — правые притоки Енисея: реки Базаиха и река Большая.

11 января 1917 года учрежденный Баргузинский заповедник стал первым в России охотничьим заповедником на государственных землях. В его задачу входило сохранение и изучение соболя — фаворита пушного царства.

Заповедник занимает 374 322 гектаров суши и 15 000 гектаров акватории Байкала.

Заповедная территория с причудливым горным рельефом, своеобразными фауной и флорой, разнообразием почв — поистине уникальное место в байкальском регионе.

Ссылка на основную публикацию