Статья 31. установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом

Зоны с особыми условиями использования территории – зона большого риска для собственников, арендаторов и покупателей земельных участков. Порядок в этой сфере планируют навести с 2022 года. А пока правообладателям земли нужно быть готовыми к неожиданным ограничениям в их деятельности. Как на сегодняшний день урегулирован вопрос с ЗОУИТ? Как искать информацию об этих зонах?

  • Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом
  • Людмила Степанова,
  • адвокат, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»

Легального определения понятия «зоны с особыми условиями использования территории» (далее – ЗОУИТ) нет. Однако из системного толкования норм закона следует, что это территория, на которой действует особый режим использования земли.

ЗОУИТ возникают вокруг особых объектов:

  • которые нужно защищать от неблагоприятного воздействия (зона охраны объектов культурного наследия, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и др.), или
  • от неблагоприятного воздействия которых нужно защищать граждан (санитарно-защитная зона кладбища, охранная зона магистрального газопровода).

Параметры конкретной ЗОУИТ и ограничения, которые она предусматривает, зависят от объекта, из-за которого такая зона появилась.

Собственники земельных участков, попадающих в ЗОУИТ, должны учитывать в своей деятельности режим этой ЗОУИТ. В некоторых случаях это может означать запрет на строительство (например, в охранной зоне газопровода) или на ведение сельского хозяйства (в придорожной полосе автомобильных дорог), могут быть и другие ограничения.

На заметку

Участок может попадать в ЗОУИТ частично. В этом случае ограничения, связанные с ЗОУИТ, будут действовать только на той части участка, которая входит в границы ЗОУИТ.

Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 356-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в статью 31 федерального закона «об использовании атомной энергии»

  • Принят Государственной Думой                              24 июня 2016 года
  • Одобрен Советом Федерации                                   29 июня 2016 года
  • Статья 1

Внести в статью 31 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения:

  1. 1) наименование изложить в следующей редакции:
  2. «Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом»;
  3. 2) дополнить частями одиннадцатой — шестнадцатой следующего содержания:
  4. «В целях повышения уровня антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, устанавливается зона с особыми условиями использования территорий — зона безопасности с особым правовым режимом (далее — зона безопасности).
  5. Особый правовой режим зоны безопасности включает в себя:
  6. ограничения на въезд на территорию зоны безопасности и (или) пребывание на ней граждан с установлением перечня оснований для отказа во въезде на территорию зоны безопасности или в пребывании на ней граждан;
  7. ограничения на полеты летательных аппаратов (включая воздушные суда) над территорией зоны безопасности;
  8. ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, связанные с ограничениями на въезд на территорию зоны безопасности и (или) пребывание на ней граждан;
  9. ограничения, установленные федеральными законами.

Размеры и границы зоны безопасности устанавливаются с учетом паспорта безопасности объекта использования атомной энергии.

Под паспортом безопасности объекта использования атомной энергии в целях настоящей статьи понимается документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта использования атомной энергии (территории) и перечень мероприятий по предупреждению, пресечению совершения террористического акта на объекте использования атомной энергии (территории) и минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта на объекте использования атомной энергии (территории). Порядок разработки и форма паспорта безопасности объекта использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Порядок определения зоны безопасности и порядок обеспечения особого правового режима зоны безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии. Решение об установлении зоны безопасности, ее размеров и границ принимается Правительством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение особого правового режима зоны безопасности устанавливается законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные установлением зоны безопасности, возмещаются эксплуатирующей организацией в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.».

  • Статья 2
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
  • Президент Российской Федерации                               В.Путин
  • Москва, Кремль
  • 3 июля 2016 года
  • № 356-ФЗ

Новое регулирование санитарно-защитных зон

Правовое регулирование санитарно-защитных зон (ССЗ) до сих пор оставалось несовершенным и довольно запутанным. Определение санитарно-защитной зоны, ее режим, классификация и ограничения устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами1(СанПиН)

Будучи скорее техническим, чем юридическим актом по своей природе, СанПиН не обеспечивал достаточного правового регулирования целого ряда важных аспектов.

Процедура утверждения СЗЗ не была унифицирована: некоторым объектам требовалось пройти обязательную процедуру утверждения, в отношении других ССЗ существовала в силу указания закона («ориентировочная СЗЗ»).

Другим примером неудачного регулирования может послужить то, что что изменение границ СЗЗ было возможно только с согласия собственника опасного промышленного объекта.

15 марта 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»2 (далее – «Постановление»). Оно затрагивает ряд существенных вопросов, по которым ранее не было определенности.

1. ЧТО ТАКОЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА?

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении как действующих (существующих), так и планируемых (будущих) объектов капитального строительства, которые оказывают химическое, физическое или биологическое воздействие на среду обитания человека («опасные предприятия»). ССЗ утверждается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) для каждого конкретного случая.

Установление СЗЗ налагает ограничения на использование земельных участков. В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в следующих целях:

  • Размещение жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • Размещение объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, если воздействие опасного объекта приведет к нарушению качества и безопасности продукции.

2. ИЗМЕНЕНИЕ СЗЗ: СОГЛАСИЯ ВЛАДЕЛЬЦА НЕ ТРЕБУЕТСЯ

До сих пор было невозможно изменить размеры санитарно-защитной зоны по инициативе третьих лиц (владельцев соседних земельных участков, государственных органов, частных лиц и т.д.) без согласия правообладателя опасного объекта.

В соответствии с Постановлением любые лица и органы государственной власти, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха за контуром объекта и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны обратиться с соответствующим заявлением. Согласия владельца опасного объекта на такие действия не требуется.

Любое лицо может инициировать изменение или прекращение СЗЗ без участия владельца опасного объекта.

Постановление также предусматривает право владельцев земельных участков или иного недвижимого имущества требовать компенсацию ущерба в связи с установлением или изменением санитарно-защитной зоны.

3. УТВЕРЖДЕНИЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

Застройщикам предписывается подавать заявление об установлении или изменении СЗЗ минимум за 30 дней до направления заявления о выдаче разрешения на строительство. Новое Постановление предусматривает постоянное взаимодействие Роспотребнадзора и органов, ответственных за выдачу разрешения на строительство.

Заявление об установлении, изменении или прекращении СЗЗ рассматривается в течение 15 рабочих дней. Формы заявлений утверждаются Роспотребнадзором.

Санитарно-защитные зоны будут вноситься в Единый государственный реестр недвижимости.

Роспотребнадзор направляет копию решения, принятого по конкретной санитарно-защитной зоне, в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения сведений о ней в ЕГРН. Только после этой даты действуют ограничения СЗЗ в отношении третьих лиц.

Это положение существенным образом меняет прежнее регулирование: ранее сведения о СЗЗ в ЕГРН не вносились.

4. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Владельцы действующих промышленных предприятий, в отношении которых СЗЗ ранее не устанавливалась, а также застройщики, уже оформившие разрешение на строительство, также обязаны обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны. Существующие опасные объекты дополнительно обязаны провести исследования атмосферного воздуха за контуром объекта.

Срок на подачу таких заявлений составляет 1 (один) год: СЗЗ должна быть внесена в ЕГРН до 15 марта 2019.

5. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Необходимо отметить, что до 01 января 2006 года СЗЗ облагалась земельным налогом. Нововведения 2018 года могут рассматриваться как первый шаг на пути к восстановлению налогообложения санитарно-защитных зон.

Государству будет проще обеспечить начисления по такому налогу, ведь данные о СЗЗ теперь вносятся в ЕГРН.

Это обстоятельство необходимо учитывать промышленным предприятиям при определении размера санитарно-защитной зоны.

Впрочем, это всего лишь наши предположения: официальной информации о налоге на СЗЗ пока что нет.

Все информационные материалы «Мозго и партнеры» доступны на нашем сайте и странице в LinkedIn.

Настоящий материал не является юридической консультацией, подготовлен исключительно в ознакомительных и информационных целях. «Мозго и партнеры» не несет ответственности за возможные последствия использования содержащихся в настоящем материале сведений без обращения к профессиональным консультантам.

© Mosgo & Partners. Москва, 2018

Как проверить, не попадает ли земельный участок в охранную зону?

Прочитала недавно статью о том, как люди десятилетиями жили в поселке, а потом его территорию включили в национальный парк «Самарская Лука». Теперь жители не могут нормально оформить свои дома, говорят, что даже новый забор нужно согласовывать.

Я хочу купить участок где-нибудь в Карелии. Но пишут, что там тоже много зон с особыми условиями, где нельзя строиться. Вплоть до того, что если звери ходят на водопой по определенной тропе, то там тоже могут ввести особую зону.

Как проверить, не попадает ли земля в охраняемую зону и что на ней можно строить?

Вы правы, что хотите проверить участок заранее и подстраховаться. В зонах с особыми условиями использования территории — сокращенно их называют ЗОУИТ — могут действовать разные ограничения: например, нельзя вообще строить дома или можно строить только определенной высоты.

На первый взгляд, кажется, что все просто: нужно проверить по ЕГРН, есть ли на участке ограничения. Но проблема в том, что ЗОУИТ может быть не зарегистрирована в Росреестре, а значит, таких данных там не будет.

И даже если участок сейчас не попадает в ЗОУИТ, но располагается, например, рядом с заповедником, границы могут расширить — и участок включат в особую зону.

Читайте также:  Статья 4.1. функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Поэтому надо не только смотреть уже существующие ограничения на участке в Росреестре, но и провести дополнительные проверки. Расскажу, как это сделать.

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

На территориях ЗОУИТ действует особый режим. Например, есть участки, где нельзя размещать дома. Такие участки лучше не покупать: построить дом на них все равно не получится.

А если и построите, то в лучшем случае будете просто пользоваться домом, но не сможете его согласовать, а в худшем — его обяжут снести как самовольную постройку.

Даже если дом уже зарегистрирован в Росреестре, но установленный для ЗОУИТ режим не соблюдается, такой дом тоже могут снести по решению суда.

Вот список основных ЗОУИТ, в которых запрещено размещать дома:

  1. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов.
  2. Охранные зоны кабелей, газопроводов всех давлений, водопроводов, канализации.
  3. Особо охраняемые природные территории.
  4. Первый пояс и зона строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
  5. Береговая полоса.
  6. Подзона 7 приаэродромной территории — это зона, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями.
  7. Санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

На практике могут встречаться исключения. Так, чаще всего в санитарно-защитных зонах дом построить можно.

Но в любой момент разрешения на строительство могут перестать выдавать, и оспорить это не получится, ведь по закону строить в таких зонах в принципе нельзя. Иногда можно увидеть дома рядом с высоковольтными ЛЭП. Это тоже частные случаи.

Строить в охранной зоне высоковольток можно, если владелец ЛЭП дал на это согласие. Но пока нет критериев, по которым такое согласие реально получить.

Еще одно частое заблуждение покупателей: если в выписке из ЕГРН нет ограничений, а в жизни они есть, но не внесены в ЕГРН, то покупатель виноват не будет. Увы, такой подход не работает.

Познакомьтесь с 12 бесплатными курсами про деньги и жизнь на iOS и Android Скачать

Публичная кадастровая карта. Чтобы понять, какие ЗОУИТ вблизи участка, который вы хотите купить, есть в ЕГРН, нужно открыть публичную кадастровую карту. Далее на карте, в разделе меню «Слои» включить «ЗОУИТ» — они отобразятся зеленым цветом.

Чтобы узнать, какого вида ЗОУИТ наложилась на участок или находится вблизи него, нужно в меню карты «Поиск» ввести «ЗОУИТ», затем перейти в основном меню к «Все объекты в точке». Далее надо листать пункты открывающегося окна, пока ЗОУИТ не загорится желтым цветом.

Вот, например, ЗОУИТ вблизи Петрозаводска. На публичной кадастровой карте видны только те ЗОУИТ, которые внесены в ЕГРН. Это максимум 50% от того, что может быть фактически

Например, тут видно, что зона минимальных расстояний магистрального газопровода наложилась на жилую застройку, поэтому возможны негативные последствия

Правила землепользования и застройки муниципального образования и его генплан. Правила и генплан поселения можно найти на официальном сайте муниципального образования. Обычно правила состоят из нескольких частей — текстовой и графической.

В текстовой части можно изучить градостроительный регламент территориальной — функциональной — зоны места, где будет находиться дом. В регламенте вы найдете такую информацию:

  1. Какие основные виды разрешенного использования земельных участков есть в поселении. Например, для садоводства, ИЖС, ЛПХ в черте поселения и т. д.
  2. Допустимый процент застройки. Обычно для ИЖС это 40%.
  3. Минимальные отступы дома от границ участка. Чаще всего это 3 метра.

В графической части правил землепользования и застройки в дополнение к публичной кадастровой карте вы найдете одну или несколько карт ЗОУИТ. На этих картах могут быть изображены планируемые к строительству автомобильные и железные дороги, а также санитарно-защитные зоны коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

Фрагмент карты ЗОУИТ ПЗЗ г. о. Истра, где можно увидеть, что еще планируется сделать

На тематических картах генплана можно посмотреть, какие объекты местного значения планируются, какие участки изымут для государственных и муниципальных нужд, а также план развития инженерных сетей.

Генеральный план поселения — это документ большей силы, чем правила землепользования и застройки. Поэтому схема градостроительного зонирования по генплану имеет приоритет перед такой же схемой в правилах. Хотя так сложилось, что правила сейчас в муниципалитетах есть почти всегда, а актуального генплана, который соответствует этим правилам, может и не быть.

Информацию, которую вы получите из публичной кадастровой карты и правил землепользования и застройки, можно отнести в первую очередь к юридическим рискам. Так вы можете узнать о возможных ограничениях и запретах.

Этого недостаточно, чтобы по-настоящему почувствовать место расположения будущего дома. Необходимо продолжить анализ — использовать различные карты местности: лесов, рельефа, радиоактивного загрязнения, магнитных аномалий, погодные, экологические и т. п. Вам могут пригодиться, например, Wikimapia, Etomesto и другие интернет-ресурсы.

Если рядом с рассматриваемым домом есть что-то плохое, об этом кто-нибудь когда-нибудь обязательно написал. Поэтому лучше посмотреть местные форумы, группы в соцсетях и просто пошерстить интернет. А если боитесь, что рядом окажется тропа, где ходят на водопой животные, расспросите охотников или местных жителей. Они точно знают все о своих соседях.

  1. Проверьте, находится ли участок в ЗОУИТ. Самый быстрый способ — по публичной кадастровой карте. Еще можно проверить по правилам землепользования и застройки и генплану поселения.
  2. Закажите на свое имя расширенную выписку из ЕГРН. Официально она называется «О характеристиках объекта недвижимости». Выписка «Об основных характеристиках объекта недвижимости» не подойдет.
  3. Если участок в ЗОУИТ, оцените, насколько серьезны ограничения. Если место в фокусе внимания экологов, историков, археологов, посмотрите, нет ли планов организовать здесь новую ЗОУИТ.
  4. Учитывайте санитарно-защитные зоны, например, закрытых сельских кладбищ, мемориальных захоронений, а также ферм, птицефабрик и т. п. Сегодня они могут не работать, а завтра их снова откроют.
  5. Хороший способ уменьшить риски — получить от продавца градостроительный план земельного участка до сделки. Если на участке уже есть дом, то из плана вы узнаете, можно его реконструировать или строить новый.
  6. Если хотите строить жилой или садовый дом, можно попросить продавца подать до сделки уведомление о строительстве с нужными вам характеристиками и получить от администрации муниципалитета ответ, что все соответствует требованиям.
  7. Если есть сомнения, можно обратиться к специалистам: экспертам, адвокатам по земельным вопросам, риелторам по загородной недвижимости, кадастровым инженерам и др.

Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон

Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон

(Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222)

Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования СЗЗ и особые условия использования земельных участков в границах СЗЗ.

1. Правообладатели объектов капитального строительства (ОКС), на которых уже велась деятельность до вступления в силу этих правил, и в отношении которых по СанПиН необходимо установить санитарно-защитные зоны, должны провести измерения негативного воздействия на атмосферный воздух за контурами объектов. 

Далее следует направить в Роспотребнадзор* (его территориальный орган) результаты измерений; разработанный проект СЗЗ; экспертное заключение к проекту. Срок исполнения– не более года со дня вступления в силу Правил. То есть, до 3 марта 2019 года.

При этом в течение двух лет с момента установления СЗЗ земельные участки и объекты капитального строительства на них необходимо привести в надлежащий вид в соответствии с режимом использования земельных участков, указанного в решении об установлении СЗЗ.  2. Если объект капитального строительства еще не был введен в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (03.03.2018 г.), но на него уже было выдано разрешение на строительство, реконструкцию, и в отношении него требуется установление СЗЗ, тогда застройщик до ввода объекта в эксплуатацию обязан предоставить в Роспотребнадзор:

  • · заявление об установлении (изменении) СЗЗ;
  • · проект санитарно-защитной зоны;
  • · экспертное заключение о провидении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
  • На подготовку и подачу документов в Роспотребнадзор отводится срок до 1 года со дня выхода правил.

Далее, как и в случае с действующими объектами, необходимо привести земельные участки и объекты в соответствие с режимом использования в течение двух лет с момента установления санитарно-защитной зоны.  3. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении объектов капитального строительства на любой стадии их эксплуатации, если за границами объектов есть превышение санитарно-эпидемиологических требований химического, физического, биологического воздействий на среду обитания человека от работы этих объектов.  4. Решение об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ принимают следующие надзорные органы:

  1. · Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей («главный» Роспотребнадзор, находящийся в Москве) для объектов I-II классов опасности; групп объектов, в состав которых входят объекты I-II классов опасности; объекты, которые не входят в классификацию СанПина.
  2. · Территориальные органы Роспотребнадзора (территориальный Роспотребнадзор) – если объекты III-V классов опасности; группы объектов, в состав которых входят объекты III-V классов опасности.

5. Формы заявлений, о которых говорится в правилах, утверждаются Роспотребнадзором.  6. В границах СЗЗ запрещается:

  • · размещать жилые дома, образовательные и медицинские учреждения; спортивные сооружения открытого типа, детские лагеря и центры, базы отдыха, различные рекреационные зоны (скверы, парки, пруды…), дачные хозяйства и садоводства;
  • · размещать объекты для производства и хранения лекарственных средств, пищевые объекты, оптовые склады продовольственного сырья и пищевой продукции, водопроводные сооружения для подготовки и хранения питьевой воды; использовать земельные участки в целях производства, хранения и переработки с/х продукции, предназначенной в пищу, если химическое, физическое, биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, повлияет на качество и безопасность этих лекарственных средств, сырья, воды и продукции.

7. При строительстве и реконструкции объекта застройщик сначала подает в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении СЗЗ, потом подает заявление о выдаче разрешения на строительство в адрес администрации органа местного самоуправления. Срок между двумя событиями должен составлять минимум 30 дней. То есть, отправляется заявление в Роспотребнадзор, а дальше минимум через 30 дней после этого – в администрацию органа местного самоуправления.  8. После ввода в эксплуатацию нового или реконструируемого объекта в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель обязан обеспечить измерения уровней негативного воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. При необходимости скорректировать границы СЗЗ, исходя из результатов измерения, и после этого отправить заявление в Роспотребнадзор. На эти мероприятия отводится 1 год с момента ввода в эксплуатацию объекта.  9. Естественно, измерениями химических, физических и биологических факторов, а также проведением экспертизы занимаются специалисты с действующими в стране аккредитациями.  Измерения и анализ результатов измерений проводит – аккредитованная лаборатория; подготовкой и выдачей экспертного заключения занимается ФБУН или ФБУЗ.  10. Правообладатель объекта накопленного вреда окружающей среде в течение одного года обязан провести измерения за контуром объекта в следующих случаях:

  1. · техническое перевооружение объекта;
  2. · изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  3. · изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
  4. · прекращение эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса объекта).
Читайте также:  Статья 50 АПК РФ. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (действующая редакция)

При выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с данными в установленной СЗЗ, правообладатель предоставляет в Роспотребнадзор заявление об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ.  11. Правообладатель объекта, который не является объектом накопленного вреда окружающей среде, в течение одного месяца подает в Роспотребнадзор только заявление о прекращении существования СЗЗ, когда происходит следующее:

  • · прекращение эксплуатации объекта;
  • · ликвидация объекта (в том числе снос);
  • · изменение вида разрешенного использования или назначения объекта.
  • Правило касается тех объектов, от деятельности которых нет превышения установленных гигиенических нормативов за пределами контура объекта.

12. Сократить санитарно-защитную зону или прекратить действия отдельных ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ по Правилам теперь могут не только правообладатели, но и любые частные лица, организации, органы государственной власти и местная администрация. Для этого достаточно провести измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на воздух за контуром объекта, и при наличии основания для изменения или прекращения существования СЗЗ подать в Роспотребнадзор об этом заявление.  13. Измерения и исследования атмосферного воздуха, уровня физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта следует выполнить определенным Роспотребнадзором образом.  Результаты исследований направляются инициатором в Роспотребнадзор в течение 1 месяца со дня их проведения.  14. Заявление в Роспотребнадзор подают лично, по почте или в электронном виде с электронной подписью.  15. К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:

  1. · проект расчетной санитарно-защитной зоны;
  2. · экспертное заключение о провидения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.

16. К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются:

  • · результаты исследований атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух в виде актов отбора проб и протоколов;
  • · экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов этих исследований.
  • · сведения о размерах СЗЗ;
  • · сведения о границах СЗЗ;
  • · обоснование размеров и границ СЗЗ;
  • · перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;

· обоснование возможности использования земельных участков, если в границах СЗЗ располагаются объекты производства и хранения лекарственных средств, пищевой продукции, складов продовольственного сырья и т.д. (Подробнее см. Постановление 222 СЗЗ п.5 (б).

18. Роспотребнадзор в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ, о ее изменении или прекращении существования.  При планировании строительства или реконструкции объекта в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения Роспотребнадзор направляет копию решения в местные органы власти, которые выдают разрешение на строительство объекта.  19. В решении об установлении СЗЗ указывается:

  1. · наименование объекта и адрес объекта/адрес земельного участка;
  2. · ограничения использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ (п.5 Постановление 222 СЗЗ);
  3. · информация о направлении сведений о СЗЗ для их внесения в ЕГРН после выдачи разрешения на строительство ОКС.

20. В решении об изменении санитарно-защитной зоны указывается информация об изменении границы СЗЗ и ограничениях использования земельных участков в границах зоны.  21. К решению об установлении СЗЗ прилагаются сведения о границах СЗЗ с указанием названий административно-территориальных единиц**, графическое описание местоположения границ зоны, координаты границ.  В этом же документе или в приложении к решению указывается информация об ограничениях использования земельных участков.  22. Роспотребнадзор извещает копией решения об установлении/изменении или прекращении СЗЗ Ростреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. В случае планирования строительства или реконструкции объекта в течение 5 рабочих дней со дня получения копии разрешения на строительство ОКС.  23. Орган государственной власти/орган местного самоуправления/организация, выдавшее правообладателю разрешение на строительство объекта в отношении которого принято решение об установлении СЗЗ, обязано отправить копию о разрешении на строительство в Роспотребнадзор в течение 2 дней после принятия решения.  24. СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границе, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.  24. В случае перехода прав на объект с уже установленной СЗЗ, принятие нового решения и внесения изменений в ранее утвержденный документ не требуется.  25. Отказать в установлении СЗЗ могут в случаях:

· при отсутствии проекта СЗЗ и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы. Или нарушения содержания проекта СЗЗ (п.16 Правил);

· несоответствие содержащихся в проекте размеров и границ СЗЗ, обоснований таких размеров и границ законодательству в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· несоответствие ограничений использования земельных участков установленным Правилами ограничениям их использования (п. 5 Правил); а также несоответствие обоснований возможности использования участков для целей из п.5 (б) Правил требованию законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санэпидтребованиям.

26. Отказ в принятии решения о прекращении СЗЗ может быть из-за:

  • · отсутствия результатов измерений и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • · превышения гигиенических нормативов за границами СЗЗ уровней физического и (или) биологического, химического воздействия;
  • · отсутствия в экспертном заключении сведений о несоответствии результатов измерений уровней воздействия установленным требованиям.

27. На исправление замечаний дается 3 месяца.  28. Со дня установления СЗЗ на земельных участках в границах зоны должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, указанных в решении об установлении санитарно-защитной зоны.  28. При реконструкции ОКС учитываются ограничения использования земельных участков, предусмотренных решением Роспотребнадзора об установлении СЗЗ.  29. Допускается использование зданий и сооружений в границах зоны и земельных участков в целях, не связанных со строительством, реконструкцией ОКС до того, как он будет введен в эксплуатацию.  30. Ущерб компенсируется правообладателю земельного участка и (или) его недвижимости на этом участке в связи с установлением (изменением) санитарно-защитной зоны в соответствии с законодательством РФ.

Вс подтвердил недопустимость запрета на строительство со ссылкой на нормы санпин без точных расчетов

Верховный Суд подтвердил законность решения Московского городского суда, который признал недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы» в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка административного истца Юлии Яковлевой.

Обстоятельства дела и решение первой инстанции

Как ранее писала «АГ», в 2016 г. Юлия Яковлева приобрела участок с категорией «земли для индивидуального жилищного строительства» в деревне Архангельской г. Москвы в поселке КП «Зосимово». В 2017 г. она направила в Комитет государственного строительного надзора г.

Москвы документы для получения разрешения на строительство дома, однако в выдаче разрешения ей было отказано в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ) он расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное.

Запрет на строительство дома со ссылкой на нормы СанПиН без соответствующих расчетов недопустимМосгорсуд поддержал административного истца, которому отказали в выдаче разрешения на строительство жилого дома из-за того, что согласно градостроительному плану его земельный участок расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 г. Юлии Яковлевой в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство было отказано.

Судами первой и апелляционной инстанций отказ в выдаче разрешения на строительство был признан законным в силу того, что ГПЗУ содержит сведения о наличии санитарно-защитной зоны в границах земельного участка.

Женщина обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Москвы в части установления санитарно-защитной зоны в границах ее земельного участка.

Решением от 10 апреля Мосгорсуд удовлетворил ее требования.

Он указал, что из письменных возражений административного ответчика следует, что основанием для отображения в территориальной части Правил землепользования и застройки ориентировочной санитарно-защитной зоны для станции Бекасово-Сортировочное послужили результаты расчетов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны от основных источников шума, выполненные ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы», однако расчетов по иным показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, ЭМП и др.), не проводилось. Кроме того, суд установил, что размеры и границы СЗЗ для данного объекта не утверждались Главным государственным санитарным врачом г. Москвы или его заместителем, как того требуют утвержденные правительством Правила установления СЗЗ.

Ответчики обжаловали решение

Не согласившись с решением, Правительство Москвы и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы подали апелляционную жалобу в Верховный Суд (имеется у «АГ»).

В ней они указали, что в Правилах землепользования и застройки отражены размеры ориентировочных санитарно-защитных зон, что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая предоставленные в материалы дела результаты расчетов ориентировочного размера СЗЗ от основных источников шума, суд необоснованно сделал вывод об отсутствии расчетов по указанным показателям.

Правительство Москвы и Москомархитектура также посчитали, что вывод о том, что ориентировочные СЗЗ не должны отображаться в документах градостроительного зонирования, противоречат ч. 13 ст. 26 Закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты.

По мнению апеллянтов, в п. 2.1 и 2.2 СанПина, на который сослался Мосгорсуд, речь идет о расчетных (предварительных) и установленных (окончательных) санитарно-защитных зонах, а не об ориентировочных, к которым относится СЗЗ станции «Бекасово», исходя из Правил землепользования и застройки г. Москвы, а отображение рассматриваемой зоны не противоречит указанным пунктам СанПина.

Кроме того, в апелляционной жалобе отмечается, что Мосгорсуд не указал, на основании какого положения нормативного правового акта он сделал вывод о том, что «размеры, в том числе ориентировочной зоны, утверждаются уполномоченным должностным лицом органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, чему предшествует проведение соответствующих исследований и измерений». В связи с этим данный вывод не может быть признан обоснованным и противоречит ст. 176, 180 КАС.

Читайте также:  Статья 17. ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Апеллянты попросили отменить решение Мосгорсуда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Юлия Яковлева в возражениях (имеются у «АГ») помимо прочего указала, что Правительством Москвы были предоставлены расчеты только по уровню шума, расчеты по иным показателям не осуществлялись, натуральные измерения проводились только по шуму и уже после установления зоны в октябре 2017 г.

Отмечается, что в п. 2.

2 Постановления № 120-ПП указано, что ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

«Таким образом, согласно действующему законодательству ориентировочная СЗЗ состоит из расчетной и установленной. Для установления ориентировочной зоны имеется установленный порядок утверждения, утверждение размера санитарно-защитной зоны входит в компетенцию органов Роспотребнадзора», – подчеркивается в возражениях.

Кроме того, указывается, что Мосгорсудом при рассмотрении дела установлено, что требования к размеру СЗЗ, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Юлия Яковлева попросила ВС оставить решение Московского городского суда без изменения. Прокурор также представил возражения на апелляционную жалобу, в которых попросил оставить решение без изменения.

ВС оставил решение нижестоящей инстанции в силе

Изучив материалы дела, ВС отметил, что п. 2 Постановления Правительства от 3 марта 2018 г.

№ 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, возлагается обязанность проведения исследований атмосферного воздуха, уровней физического или биологического воздействия на него за контуром объекта в срок не более одного года со дня вступления постановления в силу. Кроме того, им необходимо предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 данных Правил.

Верховный Суд отметил, что санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст.

1 ГрК), границы которых в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК).

В связи с этим ВС согласился с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории.

Также Суд посчитал, что довод о том, что административным ответчиком отображен ориентировочный размер СЗЗ, подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что ориентировочные размеры СЗЗ могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения.

ВС указал, что, вопреки доводам жалобы, отсутствие акта об утверждении границ СЗЗ исключает возможность их отображения в правилах землепользования и застройки. При этом, согласно п. 25 Правил, СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

Суд отметил, что ч. 13 ст. 26 Закона о внесении изменений в ГрК и отдельные законодательные акты, ссылкой на которую Правительство Москвы обосновывает свою жалобу, не опровергает правильности выводов первой инстанции, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.

Согласно данным законоположениям, с 1 января 2020 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Суд указал, что данные нормы применяются к СЗЗ, определенным в установленном законодательством порядке, и не исключают возможности признавать недействующими документы градостроительного зонирования в случае отображения на картографическом материале границ этих зон, установленных с нарушением законодательства в сфере санитарного благополучия населения.

Судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части. Таким образом, ВС определил оставить решение Мосгорсуда без изменения.

Представитель административного истца посчитала, что решение ВС необходимо не только для защиты ее доверителя

В комментарии «АГ» представитель административного истца адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина посчитала, что выводы ВС весьма актуальны и необходимы для защиты прав граждан, чьи права нарушены незаконным установлением санитарно-защитных зон, поскольку данная проблема затрагивает права не только ее доверителя.

По ее мнению, в основном проблема незаконно установленных санитарно-защитных зон встречается в Новой Москве, появилась она в связи с передачей земель из одного субъекта в другой и, как следствие, принятием новых правил землепользования и застройки.

Анна Минушкина отметила, что ВС, рассматривая дело, пришел к выводам, что отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом, к которым, в свою очередь, Правительство г. Москвы, не относится.

«Таким образом, согласно позиции ВС, Правительство Москвы имеет право и обязано внести сведения о наличии санитарно-защитной зоны в документы градостроительного зонирования, однако установление наличия такой зоны и ее размера входит в компетенцию иного органа – Роспотребнадзора», – подчеркнула она.

«Также предметом спора в суде первой инстанции было понятие ориентировочной санитарно-защитной зоны. Одним из оснований отмены решения Московского городского суда, по мнению Правительства Москвы, было то, что зону установили ориентировочно, то есть процедура ее установления не была завершена окончательно.

Однако ВС, проанализировав действующее законодательство в части установления санитарно-защитных зон, пришел к выводу о том, что ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны также не могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПин», – резюмировала Анна Минушкина.

Юристы решение Суда поддержали

Партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова отметила, что вынесенное по делу определение в очередной раз подтверждает, что установленные ориентировочно охранные зоны не могут создавать негативных последствий для правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

Эксперт указала, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда поддержала заявителя, указав на запрет ограничения его прав в части установления охранной зоны непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения. «Таким образом, единственным допустимым документом для установления вышеназванных ограничений является проект обоснования СЗЗ с соответствующими расчетами, выполненными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности производств», – подчеркнула Юлия Бузанова. По ее мнению, ВС подтвердил невозможность установления указанных ограничений по иным основаниям, что позволит правообладателям быть уверенными в правомерности их установления.

Юрист международной юридической фирмы Dentons Мария Оболенская посчитала, что апелляционное определение ВС, хотя и не является революционным, значимо для практики постольку, поскольку основано на правильном и последовательном толковании многочисленных норм о санитарно-защитных зонах, содержащихся в законах и подзаконных актах. «СЗЗ считаются установленными со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Отображение незарегистрированной (неустановленной) СЗЗ в какой-либо градостроительной документации не соответствует законодательству», – указала юрист.

Она добавила, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны установленными не являются. «Действие ограничений в таких СЗЗ до 1 января 2020 г.

является лишь переходным периодом от предыдущего порядка (когда для установления окончательной СЗЗ достаточно было решения Роспотребнадзора на основании измерений, подтверждающих расчетные параметры) к новому (обязательное внесение сведений о СЗЗ в ЕГРН)», – объяснила Мария Оболенская.

Юрист отметила, что сегодня для установления и дальнейшего существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ (либо для прекращения их существования) собственники объектов, в отношении которых определены такие СЗЗ, должны обратиться в Роспотребнадзор до 1 октября 2019 г. Сделать это также могут органы государственной власти, органы местного самоуправления и правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах таких СЗЗ. Роспотребнадзор, в свою очередь, должен направить копию своего решения в Росреестр.

Ссылка на основную публикацию