Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

В 2018 году Министерством юстиции Российской Федерации продолжена работа по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты).

По состоянию на 27 июля 2018 г. в федеральный регистр включено более 7 млн муниципальных актов, из них действующих 5 млн 606 тыс.

Уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 313 908 муниципальных актах (5,6% от числа действующих) выявлены противоречащие федеральному и региональному законодательству, а также уставу муниципального образования.

За последние 5 лет федеральный регистр пополнился более чем на 4 млн 200 тыс. муниципальных актов.

Диаграмма № 1. Динамика увеличения муниципальных нормативных правовых актов
в федеральном регистре с 2009 г. по 27 июля 2018 г.

  • Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
  • Диаграмма № 2. Соотношение действующих муниципальных актов по отношению к результатам проведения правовой экспертизы
  • Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
  • Вопросы, возникающие при ведении уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регистра муниципальных нормативных правовых актов
  1. О правовом статусе действия уполномоченного органа в субъекте Российской Федерации по предоставлению сведений, содержащихся в регистре муниципальных нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

  • Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
  • Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Ведение Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Выше уже назывались признаки нормативных муниципальных правовых актов, их отличие от индивидуальных правовых актов и их значение для регулирования общественных отношений в границах муниципальных образований. Федеральный регистр этих документов ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Регистр муниципальных нормативных правовых актов дополняет Регистр Уставов муниципальных образований и позволяет создать единое информационное пространство правовой деятельности на всех уровнях публичной власти.

Кроме того, сам процесс создания Регистра предполагает установление еще одного канала государственного контроля за законностью решений, принимаемых на муниципальном уровне, что отнюдь не лишне, если иметь в виду, что число нарушений законности решениями органов местной власти весьма велико и пока не уменьшается (подробнее речь об этом пойдет ниже).

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 837 «О ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» установило, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

Порядок ведения Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов предполагает, что принципами ведения Регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в Регистре. Регистр ведется в электронном виде на русском языке.

Включению в Регистр подлежат регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Причем регистры муниципальных нормативных актов субъектов Федерации подлежат постоянному хранению независимо от того, утратили ли входящие в состав регистров акты силу.

Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации; ввод информации в Регистр; гарантированное хранение информации в регистре; ведение классификаторов, словарей и справочников регистра; ведение информационного портала Регистра; предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в Регистре; режим защиты сведений, содержащихся в Регистре.

К настоящему времени во многих субъектах Федерации приняты законы о порядке организации и ведения Регистра муниципальных правовых актов субъекта Федерации, а также решения исполнительно-распорядительных региональных органов о порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления по организации и ведению Регистра.

Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

  1. В этих документах устанавливается, что в Регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, представленные в электронном виде (на машиночитаемом носителе — диске, дискете, флеш-накопителе или по каналам связи электронной почты), а также сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) принятых муниципальных нормативных правовых актов и источники официального опубликования.
  2. Главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в Регистр субъекта Федерации.
  3. Включение муниципальных нормативных правовых актов в Регистр осуществляется в течение определенного срока со дня их поступления в уполномоченный орган по ведению Регистра.
  4. С целью приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, уставами муниципальных образований, правовыми актами, принятыми на местном референдуме (сходе граждан), может проводиться правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов.
  5. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом по ведению Регистра.
  6. Порядок и сроки проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов определяются уполномоченным органом по ведению Регистра в соответствии с методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
  7. По результатам правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта готовится экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра о соответствии муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Читайте также:  Статья 7. территориальные органы уголовно-исполнительной системы

При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования, правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра направляется в орган местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления, принявшему акт, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных противоречий. Копия экспертного заключения уполномоченного органа по ведению регистра направляется в прокуратуру субъекта Федерации для использования в надзорной деятельности.

Поскольку для многих муниципальных образований представление нормативных правовых актов в Регистр субъекта Федерации — дело новое и не всегда простое с точки зрения обеспечения должного правового уровня нормативных актов, в некоторых субъектах Федерации организовали методическую помощь муниципалитетам в юридико-техническом оформлении нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр.

Правительство Нижегородской области, например, разработало подробные рекомендации представительным органам муниципальных образований об особенностях нормативных правовых актов, начиная с их реквизитов и кончая элементами текста, и стилем изложения. Конечно, такая помощь приносит свои плоды.

Порядок представления мнпа

В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области (далее – Регистр) определен  Законом Волгоградской области от 26 декабря 2008 г. № 1816-ОД «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области» (далее – Закон № 1816-ОД).

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 12 февраля 2009 г. № 155 «О реализации мер по ведению регистра муниципальных правовых актов Волгоградской области» полномочия по ведению Регистра возложены на комитет юстиции Волгоградской области.

  • Включению в Регистр подлежат муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), а также сведения об источнике и о дате их официального опубликования (обнародования) и дополнительные сведения к муниципальным нормативным правовым актам.
  • В соответствии со статьей 5 Закона № 1816-ОД в уполномоченный орган по ведению Регистра подлежат направлению:
  • копии муниципальных нормативных правовых актов в течение 30 дней после их принятия;
  • сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) муниципального нормативного правового акта в течение 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) этого акта;
  • копии документов, содержащих дополнительные сведения о муниципальных нормативных правовых актах, в течение 30 дней после их получения.
  • Муниципальные нормативные правовые акты, принятые (изданные) органами местного самоуправления, должностными лицами органов местного самоуправления, а также сведения об источнике и о дате их официального опубликования (обнародования) и дополнительные сведения к муниципальным нормативным правовым актам направляются в уполномоченный орган по ведению Регистра соответственно руководителями органов местного самоуправления, принявших (издавших) муниципальные нормативные правовые акты, должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) муниципальные нормативные правовые акты.
  • Муниципальные нормативные правовые акты, принятые непосредственно населением муниципальных образований, а также сведения об источнике и о дате их официального опубликования (обнародования) и иные дополнительные сведения к ним направляются в уполномоченный орган по ведению Регистра главами соответствующих муниципальных образований.
  • В соответствии с разделом 3 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 12 февраля 2009 г. № 155 «О реализации мер по ведению регистра муниципальных правовых актов Волгоградской области»:

— Акты направляются в комитет юстиции Волгоградской области (далее именуется – комитет юстиции) в электронном виде на адрес электронной почты registr_mnpa@volganet.ru.

Читайте также:  Статья 17. ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Акты направляются в комитет юстиции со всеми приложениями к ним, включая утверждаемые ими документы, и должны быть заверены электронно-цифровой подписью.

— Акт должен быть составлен с использованием текстового редактора, позволяющего сохранение документа в файле с расширением «doc» (например, Word for Windows версии 6.0 и выше).

  1. Гарнитура используемого шрифта — Arial, размер шрифта — 12, межстрочный интервал — одинарный.
  2. При подготовке текстов в таблицах для обеспечения лучшей читаемости данных допускается применение шрифтов меньших размеров гарнитуры.
  3. Приложения к акту или утвержденные им документы, если они содержат графические изображения (карты, схемы и тому подобное), представляются в файле с расширением «pdf».

— Каждый акт, включая приложения к нему и (или) утвержденные им документы, направляется в комитет юстиции отдельным электронным письмом. Допускается направлять одним электронным письмом акт, сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования) и (или) дополнительные сведения к нему.

  • Формирование электронного письма с вложением нескольких актов, а также направление приложений к акту отдельно от него не допускается.
  • — Тема электронного письма, которым направляется акт, должна содержать реквизиты направляемого акта (дата принятия и номер).
  • В случае направления одним электронным письмом акта, сведений об источнике и дате его официального опубликования (обнародования) и (или) дополнительных сведений к нему тема электронного письма в зависимости от его содержания должна быть дополнена словами «с источником опубликования (обнародования) и дополнительными сведениями», или словами «с источником опубликования (обнародования)», или словами «с дополнительными сведениями».

— Сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) акта направляются в комитет юстиции в порядке, определенном пунктом 3.1 настоящего Положения.

  1. Источник опубликования (обнародования) акта должен содержаться в одном файле.
  2. — Электронное сообщение, которым в комитет юстиции направляются сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) актов, должно содержать файл с источниками опубликования (обнародования).
  3. В теме электронного письма указываются слова «Источник опубликования (обнародования)», а в тексте электронного письма указывается наименование муниципального образования и реквизиты актов, опубликованных (обнародованных) в представляемых источниках.

— Документы, содержащие дополнительные сведения к актам, направляются в комитет юстиции в порядке, определенном пунктом 3.1 настоящего Положения.

Каждый документ, содержащий дополнительные сведения к акту, должен содержаться в одном файле с расширением «pdf».

— Каждый документ, содержащий дополнительные сведения к акту, направляется в комитет юстиции отдельным электронным письмом.

Допускается направлять одним электронным письмом несколько документов, содержащих дополнительные сведения к одному акту.

При этом тема электронного письма должна содержать слова «Дополнительные сведения» и реквизиты акта (дата принятия и номер), дополнительные сведения к которому представляются в комитет юстиции.

Нарушение руководителями органов местного самоуправления, принявших (издавших) муниципальные нормативные правовые акты, должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) муниципальные нормативные правовые акты, указанного порядка представления в уполномоченный орган по ведению Регистра копий муниципальных нормативных правовых актов, а также сведений, подлежащих включению в Регистр, влечет ответственность, предусмотренную статьей 13.25 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов – действенная мера по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации

Впервые понятие «Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов» (далее — Федеральный регистр) появилось в конце 2007 году с введением в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьи 43.1 «Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов».

  • В данной статье указывалось на необходимость создания и ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, состоящего из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в который подлежали включению муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
  • Осуществление ведения и методического обеспечения Федерального регистра было поручено Министерству юстиции Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 года № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».
  • Основным назначением Федерального регистра является обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учет и систематизация муниципальных нормативных правовых актов.

Для граждан Федеральный регистр реализует конституционное право на получение достоверной информации.

Для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и организаций Федеральный регистр создает условия для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах.

Ведение Федерального регистра осуществляется ФГУ Научный центр правовой информации при Минюсте России (ФГУ НЦПИ при Минюсте РФ) на принципах актуальности, общедоступности и достоверности содержащихся в нем сведений.

Для реализации указанных принципов Министерством юстиции Российской Федерации ведется информационный портал Федерального регистра (адрес в сети Интернет – http:// zakon.scli.ru) содержащий муниципальные нормативные правовые акты в электронном виде на русском языке.

Также в соответствии с Приказом Минюста РФ от 22 декабря 2008 года № 300 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов», граждане и организации могут направить письменный запрос в адрес ФГУ НЦПИ при Минюсте РФ (почтовый адрес: 125438, Москва, ул. Михалковская, д.65, к.1) для получения, содержащихся в Федеральном регистре в документальном виде или электронной форме, следующих сведений:

  1. о наличии муниципального нормативного правового акта в регистре;
  2. номер и дата регистрации муниципального нормативного правового акта в регистре;
  3. реквизиты муниципального нормативного правового акта (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его название и номер);
  4. сведения об изменении (дополнении), отмене (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта;
  5. текст или фрагмент текста муниципального нормативного правового акта;
  6. источник официального опубликования муниципального нормативного правового акта;
Читайте также:  Федеральный закон от 20.05.2002 n 54-фз (ред. от 29.03.2010) "о временном запрете на клонирование человека"

дополнительные сведения.

К ним относятся: экспертные заключения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на муниципальные акты; акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (представления, протесты и заявления в суд); решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции; решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов; решения и постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по делам о проверке соответствия муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта Российской Федерации; предписания антимонопольных органов; акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации; письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных государственных органов.).

В запросе на получение сведений, содержащихся в регистре, в документальном виде граждане указывают: фамилию, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факса и (или) почтовый адрес для направления ответа или уточнения содержания запроса, организации указывают: наименование организации, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса для направления ответа или уточнения содержания запроса, а также информацию о запрашиваемых сведениях, не
обходимую и достаточную для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт).
Для более эффективного ведения Федерального регистра территориальные органы Минюста России проводят обзоры практики ведения Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, указанные обзоры позволяют исключить ошибки или неточности в сведениях содержащихся в Федеральном регистре.
В силу указанной Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуры Федеральный регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В Рязанской области, в соответствии с Законом Рязанской области от 31 декабря 2008 года № 227-03 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области», организацию и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области осуществляет Министерство по делам территориальных образований Рязанской области (далее – Министерство).
Указанное Министерство осуществляет обработку представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области нормативных правовых актов и включение актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области.
Только за 2009 год в Министерство поступило 8250 актов для внесения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области, по состоянию на 1 января 2010 года непосредственно в Федеральный регистр было внесено около 1500 муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области (по информации, предоставленной Министерством по делам территориальных образований Рязанской области в письме от 22 января 2010 года № ВК-70).
Таким образом, Федеральный регистр эффективно выполняет возложенные на него функции по обеспечению верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учету и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, в полной мере реализует конституционные права граждан на получение достоверной информации и создает условия для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Способствует успешному формированию федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Все это способствует укреплению единства правового пространства Российского государства.

Более подробную информацию о федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов можно получить на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в разделе: «Отделы Управления» – «Отдел законодательства субъекта российской федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований».

Ссылка на основную публикацию