Статья 32. ответственность за нарушение прав инвалидов. рассмотрение споров

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

  • Телефон справочной по обращениямв Генеральную прокуратуру
  • Российской Федерации:

Прокуратурой области проведён анализ состояния законности и прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов

Прокуратура области (Ивановская область). 15 августа 2019

Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов является одним из приоритетных, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности.

В первом полугодии 2019 г. органами прокуратуры области выявлено 472 нарушения прав инвалидов, в суды направлено 56 исков (заявлений), внесено 222 представления, по результатам рассмотрения которых 175 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров 14 лиц привлечено к административной ответственности.

Средствами прокурорского надзора органы прокуратуры добились реального восстановления нарушенных прав граждан, возмещения причиненного инвалидам ущерба.

Так, по иску прокуратуры области решением суда в пользу инвалида 2 группы с УМВД России взыскана единовременная материальная помощь в связи с заболеванием, полученным в период службы, в размере 157 тыс. рублей.

После прокурорского вмешательства восстановлены права гражданина на получение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и соответствующих ему мер социальной поддержки.

Органами прокуратуры области принимались меры прокурорского реагирования в связи с необеспечением инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами.

Так, прокуратурой области и прокуратурой Палехского района в суды направлены 2 заявления о понуждении Департамента здравоохранения Ивановской области обеспечить инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами.

Решением суда иск прокуратуры области удовлетворён, судебный акт вступил в законную силу. Исковое заявление прокурора Палехского района находится на рассмотрении в суде.

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

  1. Органами прокуратуры области выявлялись незаконные положения в муниципальных нормативных правовых актах, использовались имеющиеся полномочия по участию в разработке и приятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в области защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.
  2. В двух районах области до вмешательства органов прокуратуры отсутствовали муниципальные комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
  3. По требованию органов прокуратуры приведены в соответствие с федеральным законодательством Административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, ограничивающих права маломобильных групп населения на получение соответствующих услуг.

В результате принятых мер прокурорского реагирования оборудованы парковки для инвалидов возле учреждений культуры, здравоохранения, образовательных организаций, зданий органов местного самоуправления, Пенсионного фонда, торгово-развлекательных комплексов. Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

  • Органами прокуратуры области защищены права лиц с ограниченными возможностями на получение информации, размещенной на официальных сайтах органов местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений, оказывающих социально значимые услуги.
  • В ходе проведения проверок выявлялись нарушения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, жилыми помещениями, получение социальной помощи в учреждениях социального обслуживания.
  • В результате вмешательства прокуратуры подъезд многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудован пандусом.

Судом удовлетворены исковые требования прокурора о проведении капитального ремонта жилого помещения, в котором проживает инвалид. В настоящее время разработана проектно-сметная документация по оборудованию жилого помещения газовым отоплением.

Работа, направленная на защиту прав инвалидов, продолжена.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О генпрокуратуре россии

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

  1. Телефон справочной по обращениямв Генеральную прокуратуру
  2. Российской Федерации:

Виды социальной защиты инвалидов в России

Основной задачей представленного выше ФЗ является определение видов соцзащиты прав инвалидов РФ. Наряду с этим постановлением действует конвенция о защите прав людей с ограниченными возможностями. Она определяет следующие положения:

  • определение срока инвалидности при различных травмах и патологиях;
  • описывает основные свободы и права недееспособных граждан – личные, социальные, политические, право на равенство и жизнь, экономические культурные;
  • учреждает специальный комитет по правам этой категории лиц.

Основными видами защиты людей с ограниченными возможностями является:

  • уменьшение рабочего дня до семи часов в сутки;
  • выплата заработной платы в полном объеме;
  • бесплатное образование;
  • льготы на коммунальные услуги и жилье;
  • право на тридцатидневный отпуск ежегодно;
  • право на бесплатный отгул ежемесячно;
  • обеспечение надлежащего оборудования на рабочем месте;
  • право на бесплатное медицинское обслуживание и реабилитацию;
  • беспрепятственный доступ к информации;
  • запрет на труд недееспособных лиц в праздничные дни;
  • льготы на пользование общественным транспортом и налоги.

Рассмотрим эти виды социальной защиты прав инвалидов более детально в следующих пунктах.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Людям с инвалидностью закон гарантирует обеспечение беспрепятственного доступа к информации. Для этого каждая библиотека РФ должна обеспечить читальный зал книгами на шрифте Брайля. На проводимых в данных учреждениях мероприятиях должен присутствовать сурдопереводчик.

Граждане этой категории имеют право получать беспрепятственный доступ в общественные места. Это касается концертов, театров, в залах которых обязательно должны присутствовать пандусы и кнопка вызова персонала. Как правило, на такие концерты недееспособным предоставляется скидка на покупку билета.

Читайте так же:  Инвалид 3 группы какие налоговые льготы

Нарушение прав инвалидов — это …

Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

Противоправность имеет несколько признаков:

  1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
  2. Причинение вреда — направлено против общества;
  3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
  4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

Проступок

Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

Уголовная ответственность
Гражданская ответственность
Административная ответственность
По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом.
Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях).
Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).
По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права.
Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

Читайте также:  Статья 27. Государственная экологическая экспертиза в исключительной экономической зоне

ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

Образование инвалидов

На законодательном уровне государство предусматривает защиту прав инвалидов в сфере образования. Непосредственно это выражается в возможности недееспособными студентами получать технические средства для осуществления обучения. Также для этих лиц предусмотрена специальная программа обучения и дополнительные средства к стипендии.

Абитуриенты, которые признаны недееспособными, имеют возможность поступить в ВУЗ без конкурса. Это относится ко всем учебным заведениям Российской Федерации. Во время экзамена они имеют право рассчитывать на дополнительное время для подготовки и ответа.

Инвалиды детства имеют право посещать дошкольные и школьные учреждения, которые специализированы относительно их физических и умственных способностей. Для этого родителям потребуется отправить ребенка на медицинское освидетельствование представить соответствующую справку в дошкольное или школьное учреждение.

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора, который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

    Минимальное определение инвалидности, например эпилепсии. Это лица “с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.

Комитет после изучения докладов выносит свои предложения, замечания, общие рекомендации, которые передаются соответствующему государству-участнику в виде заключительных замечаний.Для стран, которые ратифицировали Факультативный протокол (РФ к ним не относится), Комитет является независимым международным органом, который исполняет еще две дополнительные функции:

  • Принимает и рассматривает индивидуальные жалобы граждан и юр.лиц;
  • Проводит расследование в случае действительный грубых и систематических нарушений Конвенции.
  • Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

    Федеральный закон 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: новые постановления и поправки

    • Федеральный закон №181 определяет политику государства в сфере социальной защиты инвалидов, целью которой является реализация прав данной категории лиц.
    • Согласно Конституции РФ «инвалид» — это лицо, которое имеет стойкие нарушения здоровья, вызванные травмами или патологиями, приводящие к ограничению полноценной жизнедеятельности и требующие необходимость в социальной защите.
    • Федеральный закон о защите прав и свобод лиц с ограниченными возможностями состоит из следующих глав:
    1. Общие положения – статьи с 1 по 6.
    2. Освидетельствование – статья 7 и 8.
    3. Реабилитация – статьи с 9 по 12.
    4. Обеспечение нормальной жизнедеятельности и достойного уровня жизни – статьи с 13 по 32.
    5. Общественные организации людей с ограниченными возможностями – статья 33 и 34.
    6. Заключение – статья 35 и 36.
    • дано новое определение понятия «инвалид»;
    • введены понятия о защите прав людей с ограниченными возможностями;
    • определены обязанности законодательного и исполнительного органов государства (№116 от 07/07/17);

    Анализ судебной практики по вопросам, связанным с социальной защитой прав инвалидов Российской Федерации

    Для анализа судебной практики по вопросам, связанным с социальной защитой прав инвалидов, были изучены дела указанной категории, рассмотренные федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами Калининградской, Ленинградской и Свердловской областей в 2016-2017 годах. По итогам проведенного анализа 80 дел указанной категории были выделены четыре группы судебных споров:

    1. споры, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ);
    2. споры, связанные с проведением реабилитационных мероприятий;
    3. споры, связанные с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры;
    4. споры, связанные с обеспечением занятости инвалидов.

    В группе споров, касающихся проведения медико-социальной экспертизы, были представлены споры по следующим предметам:

    • установление инвалидности (оспаривание решений МСЭ);
    • присвоение группы инвалидности.

    При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст.

    7 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», а также учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» и от 10 марта 2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    В группе споров, связанных с проведением реабилитационных мероприятий, были представлены споры по следующим предметам:

    • взыскание расходов на лечение (восстановительная медицина);
    • взыскание денежных средств за средства технической реабилитации.

    При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались тем, что право инвалидов на получение технических средств реабилитации предусмотрено ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    В группе споров, связанных с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры были представлены споры по следующим предметам:

    • выделение мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;
    • создание для инвалидов условий для беспрепятственного доступа к информации, объектам социальной инфраструктуры.

    При рассмотрении споров, связанных с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры, суды руководствовались ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов», положениями ст.

    2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

    Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», нормативными правовыми актами, принятыми в Калининградской, Ленинградской и Свердловской областях по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи, информации и объектам социальной инфраструктуры и общественного пассажирского транспорта.

    В группе споров, связанных с обеспечением занятости инвалидов, были представлены споры по следующим предметам:

    • понуждение представить информацию о наличии вакантных мест (должностей);
    • выполнение квоты для приема на работу;
    • создание для инвалидов условий с учетом индивидуальной программы реабилитации.

    При рассмотрении данных споров суды руководствовались положениями п.п. 1, 2 ст.

    Читайте также:  Статья 13. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии

    13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

    Результаты анализа судебной практики за 2017-й — первое полугодие 2019 года

    В июне 2019 года был проведен дополнительный анализ судебных споров по вопросам, связанным с социальной защитой прав инвалидов, за период 2017-го — первое полугодие 2019 года.

    Из анализа 50 дел указанной категории следует, что за указанный период наибольшее количество дел, рассмотренных федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами Калининградской, Ленинградской и Свердловской областей, составили споры по искам прокурора в защиту неопределенного круга лиц, касающиеся обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

    Как правило, требования, связанные с социальной защитой прав инвалидов, удовлетворены судами.

    Проведенный анализ дел указанной категории показывает, что при рассмотрении дел данной категории судами в основном правильно применяются нормы материального и процессуального права.

    Проблемы судебной практики при рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав инвалидов

    Ключевой проблемой остается отсутствие в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требований к проведению оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в форме аудита и сертификации.

    Вместе с тем, в проведенном в 2016 году исследовании было отмечено, что позиция федеральных судов общей юрисдикции Свердловской области, согласно которой заключение по результатам обследования объекта социальной инфраструктуры, выданное экспертом, аттестованным в области предупреждения причинения вреда при формировании безбарьерной среды, позволяет получить независимую экспертную оценку реального уровня доступности объектов инфраструктуры для инвалидов, более распространена в отечественной судебной практике в силу своей эффективности.

    Указанная тенденция прослеживается и в судебных решениях 2017 года. Таким образом, суды, защищая интересы инвалидов, требуют от собственника объекта социальной инфраструктуры доказательств того, что объект соответствует критериям доступности, безопасности, информативности и комфортности.

    Заключение по результатам обследования объекта социальной инфраструктуры является неотъемлемой частью сертификата соответствия, и содержащиеся в нем подтверждения заявленных характеристик доступности объекта признаются достаточным доказательством его соответствия требованиям в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды в приоритетных и иных сферах деятельности инвалидов и широко используются при проверках, проводимых органами прокуратуры.

    Сертификат соответствия — это документ, подтверждающий полноту и достоверность документированных сведений и осуществляемых мероприятий в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов на объектах социальной инфраструктуры.

    Информационные источники

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" стр. 6

    Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

    Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

    Глава V. Общественные объединения инвалидов

    Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

    Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

    Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

    Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

    Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

    • В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    • Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.
    • Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций.
    • На организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.

    Статья 34. Утратила силу с 1 января 2005 г

    Глава VI. Заключительные положения

    Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

    Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.

    Читайте также:  Статья 69.2 БК РФ. Государственное (муниципальное) задание (действующая редакция)

    Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 — 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

    Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

    Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    Анализ судебной практики по привлечению к ответственности работодателя по вопросам трудоустройства инвалидов

    Работодатель обязан рассматривать инвалидов наравне с остальными претендентами на должность при приеме на работу. Но работодатели не горят желанием принимать инвалидов, опасаясь, что состояние здоровья не позволит им полноценно трудиться.

    В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 24.11.

    1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатель может быть не только привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.

    42 КоАП РФ, но и работник может обратиться в трудовую инспекцию или в суд за защитой своих прав и интересов.

    Рассмотрим существующую судебную практику по вопросу неисполнения обязанностей работодателем по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

    08.06.2012 ООО (г.

    Москва) привлечено к административной ответственности за не выполнение обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов в количестве 2% от среднесписочной численности работников, что составило за проверочный период с октября 2009 года по апрель 2012 года в суммарном исчислении 151 невыполненные квоты для трудоустройства инвалидов, установленных категорий в ООО. ООО подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.

    Обжалуя вынесенное наказание, ООО посчитало, что состав административного правонарушения отсутствует, поскольку инвалиды в ООО  с просьбой о трудоустройстве не обращались.

    Вместе с тем, вышестоящий суд посчитал указанные доводы ООО несостоятельными, поскольку Закон города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» регулирует вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.

    Обязанность по организации в городе Москве квотируемых рабочих мест возложена ч. 2 ст. 2 данного Закона именно на работодателя. По существу закрепляется правовой механизм реализации соответствующих положений федеральных законов о занятости и о социальной защите инвалидов, устанавливающих обязанность работодателей квотировать рабочие места для инвалидов.

    Обязанность по трудоустройству социально незащищенной категории граждан возложена законодателем непосредственно на работодателя.

    Таким образом, решение суда оставлено без изменения, жалоба ООО без удовлетворения (решение Московского городского суда от 20 июня 2013 г. по делу № 7-1390).

    Постановлением мирового судьи директор ООО (Республика Коми)  признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.

    42 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей за то, что в нарушение установленного законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов, будучи должностным лицом, нарушил право инвалидов на гарантированные им условия труда — не обеспечил создание рабочих мест в счет установленной квоты. Данное постановление мирового судьи было обжаловано в апелляционной инстанции, в связи с отсутствием доказательств того, что не были созданы специальные рабочие места для конкретных инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей. В отношении 7 рабочих мест до направления конкретных инвалидов оборудовать рабочие места не имеется возможности.

    Суд, рассмотрев материалы дела, жалобу директора ООО оставил без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения, поскольку согласно материалам дела на момент проверки в ООО не приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, предоставляемых инвалидам по установленным для предприятия квотам; предприятием не предприняты меры по оборудованию, созданию или выделению трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником с ограниченными возможностями; при направлении информации в Центр занятости населения Сыктывдинского района Республики Коми о наличии на предприятии вакантных рабочих мест не указывается число тех должностей, на которых возможно обеспечить занятость лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, директором ООО было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

    Так, обязанность по созданию специальных рабочих мест прямо закреплена требованиями Федерального закона от 24.11.

    1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и отсутствие такой возможности со стороны работодателя не освобождает последнего от проведения работы в целях обеспечения прав инвалидов на гарантированные им условия труда.

    Также в Законе прямо указано на то, что работодателем должны быть приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, предоставляемых инвалидам по установленным для предприятия квотам (из постановления мирового судьи Зеленецкого судебного участка Республики Коми от 23.09.2015).

    Следовательно, отсутствие указанных выше локальных актов будет свидетельствовать о наличии в бездействии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

    Рассмотрим следующие судебные акты, подтверждающие внушительную государственную защиту инвалидов при отказе в трудоустройстве.

    Так, директор ООО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.42 КоАП, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей за отказ в приеме на работу инвалида. Решением вышестоящих судебных инстанций постановление оставлено без изменения.

    Как усматривается из материалов дела, в соответствии с информацией о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов за февраль и март 2017 года, среднесписочная численность работников ООО составила 258 человек, при этом заквотировано 10 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, одно из которых по профессии «кладовщик».

    Согласно сведениям о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) от 17.02.2017 в ООО заквотированое для трудоустройства инвалида рабочее место по профессии «кладовщик» являлось свободным (вакантным).

    На вакантное рабочее место для трудоустройства инвалида в ООО государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Ставрополя» направлена для устройства инвалид 3 группы Ф.И.О., кандидатура которой отклонена.

    По мнению суда, указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ.

    Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ООО подтверждены совокупностью доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.

    11 КоАП РФ (постановление Ставропольского краевого суда от 07.03.2018 по делу № 4А-245/2018).

    Ссылка на основную публикацию