Статья 32.3. основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии

Вот и случилось то, что мы ждали уже давно. Правительство РФ в постановлении от 13.09.2018 № 1090 утвердило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Когда они вступают в силу и что будет с теми управляющими организациями, кто их нарушит, расскажем сегодня.

За что аннулируют лицензии управляющих организаций в 2018 году

Грубые нарушения лицензионных требований

Правительство РФ в постановлении от 13.09.2018 № 1090 установило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Подробнее о том, что это такое, рассказала Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований

Изменения внесены в постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» ‒ добавлены пункты 4(1) и 4(2). В первом перечислены грубые нарушения лицензионных требований. Во втором ‒ наказание за их совершение.

Грубых нарушений восемь, большинство из них вступают в силу с 23 сентября. Первое ‒ несоблюдение требований, установленных частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ (нарушение минимального перечня работ и услуг), повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан. Несоблюдение таких требований должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Второе ‒ непроведение управляющей организацией гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в доме.

Третье грубое нарушение лицензионных требований ‒ незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров о выполнении работ:

Следующее грубое нарушение лицензионных требований ‒ неисполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ ‒ незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с РСО в целях приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД.

Пятое грубое нарушение ‒ наличие у лицензиата признанной им или подтверждённой  судом задолженности перед РСО в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств. Имеется в виду любой долг перед ресурсниками. Оплата указанной задолженности не отменяет нарушение.

Что можно сделать? Рекомендуем не подписывать акты с задолженностью, то есть не признавать задолженность. Если же дело дошло до суда ‒ до вынесения решения гасить задолженность текущими платежами. Обязательно необходимо делать это до вынесения судебного решения, потому как факт последующей оплаты, после признания долга судом, уже не отменяет нарушения.

Шестое грубое нарушение лицензионных требований ‒ отказ от передачи в установленных законодательством случаях технической документации на дом и иных связанных с управлением домом документов, ключей от помещений общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, других технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им новой управляющей компании, ТСЖ, ЖК или ЖСК. Или, при непосредственном управлении, одному из собственников. Если данные собственника указаны в решении ОСС о выборе способа управления домом, документация отдаётся ему, если не указаны ‒ любому собственнику.

Грубым нарушением будет считаться также уклонение от передачи, нарушение порядка и сроков передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования. Так что отнеситесь к ведению и хранению технической документации на дом со всем возможным вниманием.

Вы грубо нарушите лицензионные требования, если не прекратите деятельность по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ.

Исключение ‒ продолжение такой деятельности в соответствии с положениями ч. 3 ст.

200 ЖК РФ, то есть пока в доме не будет выбрана новая УО, ТСЖ или ЖК, или собственники не заключат договоры с РСО и договоры на содержание и ремонт общего имущества.

Ещё одним грубым нарушением будет нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных п. 13 Правил № 416.

Речь идёт о незамедлительной ликвидации засоров во внутридомовой инженерной системе  водоотведения и мусоропроводах, об устранении аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.

Утешительная новость ‒ этот пункт вступает в силу с 1 марта 2019 года, поскольку и новые требования к аварийно-диспетчерским службам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 № 331, вступают в силу с 1 марта 2019 года.

Как проводится процедура лишения лицензии управляющей организации

Что будет, если грубо нарушить лицензионные требования

В КоАП РФ планируется внести соответствующие изменения. Статья 14.1.3 КоАП РФ будет дополнена частью 3, которая подразумевает новые штрафы за грубые нарушения лицензионных требований в размере от 300 000 до 350 000 рублей. Сейчас к административной ответственности могут привлечь по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Упрощается процесс лишения лицензии. При повторном совершении управляющей организацией грубых нарушений лицензионных требований, которые предусмотрены подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4(1) ПП РФ от 28.10.2014 № 1110:

  • незаключение договора по газу и лифтам,
  • отказ от передачи технической и иной документации,
  • непрекращение управления домом после исключения из реестра,
  • в течение 12 месяцев после первого нарушения все дома управляющей организации исключается из реестра и она лишается лицензии.
  • При повторном грубом нарушении лицензионных требований, предусмотренных другими перечисленными пунктами, в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований из реестра лицензий исключат сведения о многоквартирном доме или домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

Что делать: ГЖИ отказывается внести изменения в реестр лицензий

О чём ещё постановление № 1090

Помимо установленных перечня грубых лицензионных требований и ответственности за повторное их нарушение, постановление № 1090 в целом интересно для управляющих организаций. Оно уточняет перечень лицензионных требований по управлению МКД.

Так, теперь к лицензионным требованиям также относятся:

  • ведение реестра собственников,
  • соблюдение обязанности приступить к исполнению договора управления с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта в связи с заключением договора управления,
  • соблюдение ч. 6 ст. 198 ЖК РФ. Она о том, что исключение информации о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом. При этом с даты исключения сведений из реестра лицензиат не имеет права управлять МКД. Исключение ‒ случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.

Постановление устанавливает условия, при которых лицензирующий орган принимает решение о продлении срока действия лицензии. Результаты проверки должны показать, что лицензиат не нарушил сроки подачи заявления о продлении срока действия лицензии, он соответствует лицензионным требованиям и не имеет грубых нарушений лицензионных требований.

В документе уточняется перечень технической документации на дом и других документов, которые связаны с управлением МКД. Уточняется список технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны принимать, хранить и передавать.

Так, в состав связанных с управлением домом документом нужно будет включать реестр собственников помещений в МКД (его ведение предусматривает ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ) и составленный с учётом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, которые по решению ОСС используют общее имущество дома на основании договоров.

Постановление расширяет полномочия и компетенцию главного государственного жилищного инспектора. Уточнён предмет проверок в рамках государственного жилищного надзора. К нему отнесено, в том числе, соблюдение требований к:

  • обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления МКД, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
  • соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
  • порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Как не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований при организации аварийно-диспетчерского обслуживания жителей

В нашем новом сервисе (программе) «АДС на 100%» мы учли все требования вышеупомянутого закона, а также требования ПП РФ № 354, Постановления Госстроя № 170 и ГОСТа 56037-2014.

Помимо соблюдения ПП РФ № 416 и ПП РФ № 1090, сервис позволяет перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат, упростить работу с обращениями жителей и третьих лиц, интегрирован с IP-телефонией и ГИС ЖКХ, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В качестве бонуса управляющие компании получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.

В сервис «АДС на 100%» мы включили все возможности традиционных систем для ПК и дополнили их современными инструментами. Это позволяет сервису совершенствовать работу управляющей организации любого размера. Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей, и привлечь больше клиентов.

  1. Таким образом, использование сервиса «АДС на 100%» гарантирует УО, что они будут полностью соответствовать всем лицензионным требованиям законодательства, в следствии чего их позиция на рынке укрепиться.
  2. А самое приятное в сервисе «АДС на 100%» — это его цена, она составляет всего 1900 рублей + 40 рублей за МКД в месяц.
  3. ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ НА БЕСПЛАТНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ СЕРВИСА
Читайте также:  Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и выдаче разрешений

Внимание!!! Во исполнение международных обязательств Российской Федерации, предусмотренных статьей 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, а также в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 28 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» МВД России направляет в соответствующие компетентные органы государств, на территорию которых предполагается осуществить вывоз прекурсоров, предварительные уведомления об их экспорте (далее – предварительные уведомления).

Обмен предварительными уведомлениями осуществляется посредством разработанной Международным комитетом по контролю за наркотиками международной системы «PEN online».

Возражения компетентных органов государств-импортеров на предварительное уведомление, где причина такого возражения обосновывается отсутствием правоотношений с юридическими лицами, указанными в предварительном уведомлениями как получатели груза, рассматривается в качестве основания для отказа в выдаче разрешения МВД России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по основанию, предусмотренному подпунктом «64.1.»(1) Административного регламента.

————————1. Наличие недостоверной информации в заявлении и копиях документов, представленных заявителем.

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

  • Отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента, либо их несоответствие сведениям, содержащимся в представленных копиях документов.
  • Указание в заявлении вещества, не внесенного в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
  • Отсутствие копий документов, представление которых предусмотрено пунктами 16 и 17 Административного регламента.
  • Наличие в представленных заявлении и копиях документов сведений не в полном объеме или нечитаемых фрагментов реквизитов и текста, а также отсутствие в них подписей и печатей (при наличии), предусмотренных пунктом 18 Административного регламента.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются:

  • Наличие недостоверной информации в заявлении и копиях документов, представленных заявителем согласно пункту 13 Административного регламента.
  • Исчерпание квоты (в случае введения временных количественных ограничений на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров).
  • Наличие информации о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений, вынесенного в отношении заявителя.
  • Наличие информации об административном приостановлении деятельности заявителя за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров.
  • Наличие информации из компетентного органа государства-импортера в письменной форме о том, что разрешение компетентного органа государства-импортера на ввоз на его территорию конкретной партии наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, представленное заявителем, не выдавалось или аннулировано.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют!

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе

Вынесение решения о получении лицензии регламентируется статьей 194 Жилищного кодекса России.

Содержание

Вынесение решения о получении лицензии регламентируется статьей 194 Жилищного кодекса России, которая определяет, что поданное соискателем заявление о выдаче лицензии и прочая документация, которая подается вместе с ним, должны быть рассмотрены структурой государственного жилищного надзора по процедуре и в сроки, которые устанавливает федеральное законодательство, а именно закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Той же статьей определено, что документация может рассматриваться на протяжении срока, который не превышает 30 дней с даты, когда документы были получены от соискателя.

Федеральный закон определяет, что стать обладателем лицензии соискатель может, направив заявление в соответствующую лицензирующую структуру. В нем следует указать:

  • название юрлица и организационно-правовую форму, адрес, как юридический, так и фактический, место проведения деятельности, которая должна быть лицензирована;
  • если речь идет о физическом лице, следует указать ФИО индивидуального предпринимателя, информацию про его место жительства и место осуществления деятельности, паспортные данные, номер записи о госрегистрации;
  • идентификационный код и данные документа о взятии на учет налоговым органом;
  • вид деятельности, подлежащий лицензированию, которым планирует заниматься соискатель.

С заявлением следует подавать следующий список документов:

  • копии учредительной документации, которые нотариально заверены (для юрлиц), если таких документов нет, следует предоставить оригиналы;
  • квитанция об оплате госпошлины, которая должна быть оплачена за рассмотрение заявления лицензирующей структурой;
  • копии иной документации, полный перечень которой определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Порядок принятия решения                                                          

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии выглядит следующим образом:

  • Прием заявления с прилагаемой к нему документацией осуществляется органом госжилнадзора по описи.
  • Орган госжилнадзора в установленный законом срок проверяет полноту и достоверность информации, которая подана соискателем, а также то, имеет ли он возможность выполнять лицензионные требования.
  • На принятие решения о предоставлении лицензии органом госжилнадзора отводится срок, который составляет 30 дней со дня принятия заявления от соискателя.
  • Органгосжилнадзора несет ответственность за подготовку для лицензионной комиссии предложения о выдаче лицензии или же отказе от ее предоставления конкретному соискателю.
  • Соискатель получает информацию о предоставлении ему лицензии или отказ в ее получении в письменном виде в установленный законом срок. В случае вынесения отрицательного решения относительно возможности выдачи лицензии, в извещении должны быть разъяснены причины вынесения подобного решения. Если причиной для отказа является нереальность реализации лицензиатом необходимых требований и условий, в извещении должны быть упомянуты реквизиты акта проверки потенциала соискателя выполнять лицензионные требования.
  • В срок, который составляет не более чем 3 дня с момента предоставления соискателем квитанции, которая подтверждает оплату госпошлины за получение лицензии, лицензирующей структурой выдается документ, который удостоверяет наявность лицензии. Потеря такого документа является основанием для получения дубликата, который выдается после подачи письменного обращения лицензиата в определенный законом срок. Также лицензиат может получить заверенную соответствующим органом копию такого документа. За получение дубликата/копии документа необходимо внести оплату в размере 10 рублей.

Основания для отказа в предоставлении лицензии

В предоставлении лицензии могут отказать по следующим причинам:

  • подача документации, которая содержит недостоверные или искаженные сведения;
  • несоответствие соискателя требованиям и условиям лицензируемой деятельности.

В первом случае предполагается, что в заявлении и поданной с ним документации, содержится информация, которая совершенно не отвечает действительности или же часть предоставленных сведений искажает реальность. Например, искажением информации можно считать сокрытие факторов, которые могут препятствовать соискателю в реализации лицензионных видов деятельности.

Второе основание для отказа предполагает, что соискатель не получит лицензию, если он не отвечает лицензионным требованиям:

  • непосредственно соискатель. Например, у него нет должного образования, опыта подобной деятельности и т.д.
  • Объекты, принадлежащие соискателю на собственнических правах или используемые им.

При этом иных причин для отказа соискателю на уровне действующего российского законодательства не предусмотрено. К примеру, соискатель лицензии не может получить отказ, исходя из объема услуг или работ, которые он собирается предоставить или выполнить.

Подобная проблема была характерна для ранее действующего законодательства, когда в лицензиях могли быть указаны ограничения на объем услуг или работ.

Актуальное же законодательство является прогрессивным, поскольку отказалось от подобного рода ограничений и в нем отсутствуют положения о лицензировании, которые бы предусматривали зависимость получения лицензий от объемов предполагаемых услуг или работ.

Подобная норма помогает предупредить возможность использования служебного положения должностными особами лицензирующего органа и злоупотребление их полномочиями в собственных интересах.

Действующее законодательство закрепляет возможность соискателя, получившего отказ в получении лицензии, обращаться повторно для ее получения после ликвидации факторов, которые стали причиной отказа. При этом отсутствуют какие-либо ограничения в сроке повторной подачи документов.

Если же отказ был дан необоснованно, статья 169 Уголовного кодекса России закрепляет возможность привлечения виновных к ответственности в виде штрафных санкций или лишения таких особ права занимать в дальнейшем свою должность, а в некоторых ситуациях возможно и лишение свободы на срок до 2-х лет.

Соискатель имеет право обжаловать действия или наоборот бездействие должностных особ лицензирующего органа в случае отказа в выдаче ему лицензии.

Учитывая то, что обжаловать решение лицензирующего органа либо его бездействие имеет право исключительно соискатель, эта стадия считается факультативной. То есть исключительно от особы, желающей получить лицензию, зависит, будет ли обжаловано решение в установленный законом срок. 

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Получение лицензии Министерства культуры на реставрацию: как избежать отказа

Основным документом, которым должны руководствоваться сотрудники Министерства культуры при рассмотрении заявлений на выдачу или переоформление лицензий на реставрацию, является Приказ Министерства культуры РФ от 6 мая 2013 года N 460 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги «Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Читайте также:  Статья 3. государственная гражданская служба российской федерации

Документ содержит ряд положений, регулирующих регламент предоставления или непредоставления лицензии. Для того, чтобы не попасть во вторую категорию, подавайте документы на оформление/переоформление лицензии строго в соответствии с утвержденным списком, а также соблюдайте порядок всей процедуры лицензирования.

Для оформления лицензии на реставрацию вам потребуется предоставить следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ, заверенная печатью организации. Свидетельства ИНН,ОГРН. Устав можно не прикладывать.
  • Оригинал лицензии или письмо об ее утере (если подаются документы на переоформление лицензии).
  • Список выполненных работ (реестр договоров) на объектах культурного наследия — в свободной форме (если подаются документы на переоформление лицензии).
  • Платежное поручение, свидетельствующее об оплате государственной пошлины за рассмотрение документов: 7500 за предоставление лицензии и 3500 при переоформлении. Реквизиты для оплаты платежного поручения можно взять тут.
  • Копии дипломов, удостоверения повышения квалификации, дипломы о проф. переподготовке, свидетельства о браке или смене фамилии заверяются нотариально. Копии трудовых книжек, трудовые договора с основного места работы и по совместительству, приказы о приеме на работу заверяются печатью организации, в которой сотрудник работает. Если сотрудник оформлен у вас по совместительству, то ваши приказы и трудовые договора заверяются ответственным лицом вашей компании, а трудовая книжка и трудовой договор по основному месту работы заверяется той организацией.
  • Нотариально заверенное заявление о предоставлении лицензии (если генеральный директор подает документы лично в лицензионный отдел, то нотариальное удостоверение его подписи не требуется).

Непредоставление к заявлению документа об уплате госпошлины, выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не является основанием для отказа в выдаче или переоформлении лицензии. Эти сведения Министерство культуры может запросить с помощью системы электронного взаимодействия между ведомствами.

Что является основанием для отказа в выдаче лицензии?

Если вам отказали в предоставлении лицензии, приказ Минкультуры России об отказе будет содержать мотивированное обоснование причин отказа со ссылками на закон и реквизиты акта проверки заявителя. К сожалению, в настоящее время лицензиаты узнают об отказе с очень большими задержками.

Первым пунктом в Приказе Министерства культуры N 460 в качестве причины отказа указывается наличие в заявлении или в прилагаемых к нему документах неверных сведений: просто недостоверной или каким-либо образом искаженной информации. Вторая причина отказа в выдаче лицензии — это несоответствие заявителя требованиям, выявленное в ходе проверки.

Как Министерство культуры работает с заявлениями

  • После подачи заявления на получение/переоформление лицензии ответственный исполнитель Министерства культуры проверяет правильность заполнения и наличие положенных документов.
  • Если заявитель нарушил требования части первой статьи 13, статьи 18 N 99-ФЗ, либо не предоставил документы в полном объеме в соответствии с пп 16-20 Регламента, Минкультуры направит заявителю уведомление о необходимости исправить ошибки в 30-дневный срок.
  • Кроме наличия документов, ответственный исполнитель сверяет сведения в заявлении и сведения в комплекте документов, проверяет их достоверность, сопоставляет информацию с данными из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Также Министерство культуры может инициировать внеплановую выездную проверку, чтобы выяснить, есть ли необходимые для реставрационных работ сотрудники и насколько они соответствуют лицензионным требованиям. В ходе проверки может быть установлено, что в штате заявителя нет специалистов с необходимым образованием, опытом работы и стажем, а это является основанием для отказа в предоставлении лицензии. По результатам проверки составляется акт.

Резюмируя, отметим, что причин для отказа может быть огромное количество, банальная невнимательность, ведущая к мелким ошибкам.

  • Забыли вложить или заверить какой-то документ.
  • Заверили печатью организации документ, который нужно заверять нотариально.
  • Опечатались в заявлении, неверно или неполно указали фирменное или сокращенное наименование.
  • Неверно указали причину переоформления лицензии в заявлении или указали только одну причину вместо двух, например, при смене и видов деятельности и юридического адреса.
  • Не заверили нотариально заявление.
  • Не стали повторно оплачивать госпошлину при повторной подаче документов.
  • Лицензирующим органом установлено расхождение в адресе места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ.
  • Отсутствие в документах копии приказа о назначении на должность лиц, ответственных за осуществление лицензируемого вида деятельности, заверенного в установленном порядке.  

Часто это просто халатное отношение к поданным документам и надежда на “авось”.

Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда сдавались явно непроходные документы без документов на аттестованных сотрудников, или без сотрудников вообще, в надежде, что и так пройдет.

Иногда подаются документы параллельно и на аттестацию, и на лицензирование, в надежде, что повезет, и к моменту рассмотрения документов на лицензию сотрудники уже будут аттестованы.

Наиболее частыми причинами отказа являются несоответствие стажа сотрудников лицензионным требованиям: либо его мало, либо не на тех должностях, либо в компаниях, у которых не было лицензий на реставрацию ОКН (любо лицензии были, но не в то время, когда сотрудник там работал, либо не было нужных видов работ в лицензии).

Поскольку с октября 2017 года стали обязательно требоваться аттестованные сотрудники, то это также частая проблема — отсутствие у них аттестации. С этим вопросом мы помогаем, но он тоже занимает несколько месяцев.

Сомневаетесь, сможете ли пройти все этапы лицензирования гладко и без ошибок? Хотите получить лицензию Минкульта с первого раза? Обращайтесь за помощью и советом к специалистам ГК “Защита”.

Отказ в выдаче лицензии: обжаловать или нет?

Лицензия — это официальное государственное разрешение на занятие определенной предпринимательской деятельностью.

Как правило еще до начала процедуры лицензирования у предпринимателя уже имеются планы осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе различные договоренности, перспективы заключения выгодных контрактов и так далее.

Кажется, что все зависит лишь от одной бумаги, получить которую  — дело техники. К тому же предпринимателем уже сделано все необходимое: приобретено оборудование, обучены работники, подготовлены все необходимые документы и т.п.

Вместе с тем процедура получения лицензии является довольно сложной, иногда даже состоит из нескольких стадий, на каждой из которых приходится взаимодействовать с тем или иным государственным органом. В конечном итоге все зависит от решения лицензирующего органа. И это решение далеко не всегда может быть положительным. Решения об отказе в предоставлении лицензии встречаются очень часто.

С точки зрения законодательства, а также логики и здравого смысла, кажется что государственный орган должен помочь предпринимателю: подсказать и разъяснить все требования до начала проверки, проверить комплектность поданных документов и правильность их заполнения. А если что-то может пойти не так во время лицензионной проверки, то лицензирующий орган своевременно скажет как можно устранить замечания, чтобы не получить отказа.

Однако, как показывает наша практика, рассчитывать на такое отношение со стороны лицензирующего органа не стоит.

Дело в том, что лицензирующие органы смотрят на ситуацию по другому. У них, как и у большинства государственных структур, имеются свои представления о смысле и задачах взаимодействия с предпринимателями.

Тот факт, что предприниматель долго готовился и старается выполнить лицензионные требования — как правило не имеет для государственного органа никакого значения.

Еще меньше чиновников заботит то, что предприниматель уже вложил значительные средства в бизнес, и отказ в выдаче лицензии может повлечь убытки или даже привести предприятие к банкротству.

К сожалению государственные служащие зачастую действуют не в парадигме сотрудничества и взаимодействия с предпринимателями.

Напротив,  к соискателям лицензии относятся враждебно, не предоставляют никакой информации о ходе процедуры лицензирования, не знакомят с приказами и актами по проверке, не просят пояснить что-то, что вызывает какие-то вопросы проверяющих, а используют любой возможный повод для отказа в предоставлении лицензии.

Причин такого поведения лицензирующих органов множество: от внутренней бюрократической кухни с её «палочной системой» и постоянными внутренними проверками, запуганности рядовых служащих, их низкой профессиональной квалификации, до банальной коррупции. Стоит отметить, что процедура лицензирования является одной из самых коррумпированных  административных процедур.

Уменьшить риск отказа в выдаче лицензии может либо тщательная подготовка к лицензионной проверке с изучением законодательства и разъяснений лицензирующих органов, либо обращение к специализированным организациям, имеющим опыт в сфере лицензирования. 

Что делать соискателю, если лицензирующий орган неожиданно  отказал в выдаче лицензии?

Для начала необходимо внимательно проанализировать основания для отказа в предоставлении лицензии на соответствие их законодательству.

Безусловно возможна ситуация когда имели место существенные просчеты при подготовке предпринимателя к процедуре лицензирования.

Это может быть не только в силу незнания или небрежности самого соискателя лицензии, но и потому, что законодательство о лицензировании в России сложное и запутанное.

Если после анализа станет понятно, что отказ является законным и обоснованным,  вывод следует только один — необходимо устранять выявленные нарушения и подавать повторно заявление на лицензирование. 

Но как поступить, если основания для отказа незаконны?

В этой ситуации также нужно все тщательно проанализировать и обдумать, чтобы понять, каким образом надо действовать. Вариантов несколько.

Первый вариант — не идти на конфликт и попробовать найти компромисс.

Этот вариант предполагает пойти по пути устранения «замечаний» лицензирующего органа, то есть подать заявление и документы на лицензирование повторно.

Читайте также:  Статья 45. Предписание Банка России об устранении нарушения

Как правило всем соискателям нужно  как можно быстрее получить  лицензию. Обжалование отказа может длиться дольше по времени. Кроме того, многие соискатели боятся «ссориться» с проверяющими, во избежание проверок в будущем. Но существенный минус такого решения — это то, что нет гарантий, что не откажут повторно. Подобных прецедентов довольно много.

В конечном итоге времени потратить можно еще больше и не добиться результата.  Кроме того, идя на поводу у проверяющих, которые откровенно нарушают закон, предприниматели создают у этих чиновников ощущение безнаказанности и вседозволенности. Это не позволит избежать проверок в будущем.

Наоборот, и проверки будут проводиться, и незаконные требования вновь будут предъявляться.

Тем не менее, при выборе такого варианта, можно дать определенные рекомендации.

Чтобы сократить сроки получения лицензии и избежать повторного необоснованного отказа по  надуманным основаниям, можно попробовать провести с проверяющими переговоры и объяснить, что отказ очевидно незаконный и может быть обжалован в суд.

Одновременно с этим можно предложить компромиссный вариант в виде отказа от обжалования решения лицензирующего органа, повторной подачи документов с устранением выявленных «нарушений», но с условием существенного сокращения сроков повторной проверки.

Если дать понять, что вы хорошо разбираетесь и в законодательстве и в судебной практике, то это может произвести нужный эффект. В нашей практике лицензирующие органы на такие предложения соглашались (иногда и сами их предлагали в процессе переговоров).

Второй вариант — обжалование необоснованного отказа.

Способов обжалования два: в административном порядке, то есть в вышестоящий лицензирующий орган, или в судебном порядке. Смысла в административном порядке обжалования мы видим мало.

Лицензирующие органы часто представляют собой единую систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящими, живущую по единым правилам, со своей внутренней «бюрократической кухней», поэтому крайне маловероятно, что вышестоящий орган удовлетворит жалобу.

Более перспективным представляется судебный порядок обжалования.

Во-первых, суды не  связаны с лицензирующими органами какими-либо внутренними взаимными обязательствами («цеховой или корпоративной солидарностью», системой статистических показателей и т.п.).

Во-вторых, отказ в предоставлении лицензии обжалуется в арбитражные суды. По сравнению с судами общей юрисдикции, шансов на успех в спорах с государственными органами в арбитражном суде больше. 

При принятии решения об обращении в суд необходимо тщательно проанализировать перспективы судебного процесса. В первую очередь необходимо проанализировать судебную практику по похожим спорам.

Мы такой анализ делали неоднократно и видели множество ситуаций, когда предприниматели обращались в суд с заведомо проигрышными ситуациями. Тут следует  заметить, что положительной судебной практики обжалования соискателями лицензий отказов в принципе не так много.

Тем не менее такая практика есть. Есть она и у специалистов нашей фирмы.

В заключение отметим, что мы считаем, что если отказ в выдаче лицензии очевидно необоснованный и имеются хорошие судебные перспективы его обжалования, то это будет являться верным решением.

Преимущества такого решения очевидны: во-первых, это законный и недорогой способ защиты своих прав, во-вторых,  это правильный шаг и с морально-нравственной точки зрения.

При победе в суде, в будущем подобных незаконных и необоснованных действий государственных органов станет меньше, а значит можно хоть и немного, но улучшить таким образом наше государство.

В случае, если Вам необходима квалифицированная помощь по вопросам лицензирования, в том числе в случае отказа в выдаче лицензии, обращайтесь в ООО «Правовая основа». Телефон специалиста по лицензированию: 89045882424 Богомолов Никита Сергеевич.

Требования и условия лицензирования

  • Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
  • В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
  • В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Принятие решения о выдаче лицензии

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

  • • заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке – для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, – для индивидуального предпринимателя;
  • • характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять с указанием срока, в течение которого они его намерены осуществлять;
  • • копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица – для юридических лиц;
  • • копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей;
  • • справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

По итогам рассмотрения представленных документов на получение лицензии лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

После этого лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

  • • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • • несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

В том случае если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В пределах своих полномочий они имеют право:

  • • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • • запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • • выносить предупреждение лицензиату;
  • • осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть даже аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти.

Основанием для аннулирования лицензии являются:

  • • обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • • неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
  • • незаконность решения о выдаче лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев.

Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестрах лицензий должны быть указаны:

  • • сведения о лицензиатах;
  • • сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;
  • • виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;
  • • даты выдачи и номера лицензий;
  • • сроки действия лицензий;
  • • сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
  • • основания и даты аннулирования лицензий;
  • • иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина. Размер ее устанавливается в соответствии с НК РФ.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]