Статья 28. государственная историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза – это процедура установления научной, культурной ценности объекта исследования, принадлежности его к определенному историческому периоду. При положительном результате, объект экспертизы входит в единый государственный реестр, а перед собственником встают следующие задачи:

  • сохранять его в первозданном виде;
  • поддерживать его состояние путем проведения своевременных работ по реконструкции, реставрации.

Инициировать экспертизу могут как власти регионального, федерального уровня, так и отдельные граждане или организации.

  • Археологическое обследование участков проектируемых объектов.
  • Получение открытого листа академии наук на право проведения археологических работ в данной местности.
  • Предварительные работы (сбор исходных данных).
  • Археологическое обследование территории (полевые исследования).
  • Камеральные работы.
  • Технический отчет.
  • Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка по результатам археологического обследования.
  • Раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта: На основании данных полученных при проведении археологических работ, разработка мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ
  • Государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта.
  • Подготовка к проведению обследования.
  • Предварительное (визуальное) обследование.
  • Детальное (инструментальное) обследование конструкций и инженерных сетей.

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.

4. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культ наследия народов РФ

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.

5. Анализ земельных участков на предмет размещения элементов градостроительной структуры:

  • Разработка градостроительной и архитектурной концепции. В соответствии с Правилами землепользования и застройки.
  • Разработка, обоснование и согласование материалов для внесения изменений в ГП и ПЗЗ.
  • Разработка и согласование проектов планировки территории и проектов межевания, получение градостроительного плана земельного участка.

6. Комплекс работ связанных с получением экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов перепланировки нежилых помещений под предприятия торговли, пищевого производства и общепита

  • Разработка проектов для получения экспертного заключения в составе:
    • Технология производства (ТХ).
    • Архитектурные решения (АР).
    • Водопровод канализация (ВК).
    • Отопление вентиляция (ОВ).
    • Расчет предполагаемого шума от инженерных систем.
  • Получение экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта.
  • Оценка зданий и помещений на предмет размещения в них предприятий общепита, предприятий торговли, предприятий пищевого производства.

  • Параметры оценки:
    • Возможность подключения предприятия к внешним инженерным сетям в соответствии с мощностями предприятия.
    • Оценка помещений на возможность расположения вентсистем предприятий общепита в жилых зданиях.
    • Оценка помещения на возможность размещения в нем технологической схемы производства соответствующей нормативным документам.

7. Организация работы в службе Заказчика

Сбор исходных данных для проектирования объекта.

8. Организация процесса приемки, ввода объекта в эксплуатацию

  1. определения художественной, культурной, исторической ценности объекта;
  2. установления и закрепления за объектом наследия соответствующего статуса;
  3. установления необходимости и присвоение объекту иной категории;
  4. установления необходимости и исключение из списков объектов наследия;
  5. установления ограничений для проведения градостроительных работ в зоне охраны объекта;
  6. поиска объектов в зонах проведения земляных, строительных, хозяйственных и других видов работ и смежных с ними;
  7. актуализации, уточнения и дополнения информации;
  8. контроля за целостью и сохранностью изучаемого объекта при работах с ним или прилегающей к нему территории.

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

  • объектов несущих культурную, историческую и художественную ценность, которым не был присвоен статус и которые не были внесены в реестр;
  • документов, являющихся поводом для включения или внесения изменений в статус объекта, в том числе присвоение статуса особо ценного или всемирного наследия;
  • природных территорий, относящихся к охранным зонам;
  • документов с результатами исследований.
  • документов с постановлениями об исключении из реестра;
  • документы об установлении границ объекта;
  • документы о проведении реставрации и реконструкции.

В общее понятие объект культурного наследия входят памятники, ансамбли и достопримечательные места. В качестве памятников рассматриваются сооружения религиозного, технического и научного назначения, монументы, образцы вооружения и военной техники, предметы, находящиеся в почве или под водой.

К ансамблям относят группы памятников, установленные на определённых территориях и обладающих сходными чертами. К ансамблям можно отнести форты, замки и прилегающие к ним постройки, храмовые комплексы, кладбища, а также сады и парки.

  • места проведения обрядов и ритуалов;
  • части старых отельных старых зданий, сел, деревень, городов;
  • участки природы, которые связаны с историческими событиями;
  • места, где занимались народными промыслами.
  • установленные объекты наследия, но не внесенные в общегосударственный реестр;
  • участки местности, находящиеся в установленных зонах охраны объектов историко-культурного наследия;
  • документы с обоснованием включения, изменения категории и исключения объектов из реестра;
  • документы, утверждающие статус объекта как объекта особо или всемирного наследия;
  • документы по проведению реконструкции и реставрации объектов;
  • документы с результатами исследований объектов, на основании которых выносится заключение о статусе;
  • документы, устанавливающие порядок охраны объекта;
  • документы, устанавливающие территорию объекта.

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы) | Росархеолог

Историко-культурная экспертиза — комплекс мероприятий, в результате которых устанавливается значение объектов недвижимости, иных объектов, которые связаны с историческими событиями, представляют научную или культурную ценность. О том, как она проводится, какие объекты могут стать предметом изучения, пойдет речь в нашей статье.

Ключевые положения об историко-культурной экспертизе содержатся в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Ст. 28 закона № 73 содержит перечень основных целей историко-культурной экспертизы. Это получение доказательств ценности объекта для культуры и/или истории с целью:

  1. Внесения в реестр культурного наследия.
  2. Определения категории культурной значимости объекта, а также его отнесения к особо ценным для российской или всемирной культуры.
  3. Изменения культурной ценности объекта или его исключения из реестра объектов культурного наследия.
  4. Определения требований и режимов землепользования или водного объекта, где находится предмет экспертизы.
  5. Разъяснения сведений об объекте, внесенном в реестр объектов культурного наследия.

Кроме того, установление исторической/культурной ценности необходимо в случае:

  1. Обнаружения объектов культурной ценности на территории, где планируются работы по строительству или осушению, обводнению.
  2. Утверждения градостроительного регламента территории.

Объекты исследований

Исчерпывающий список объектов исследований историко-культурной экспертизы указан в ст. 30 закона № 73-ФЗ:

  1. Вновь выявленные и еще не включенные в реестр объекты культурного наследия.
  2. Земли, на которых планируются некие земельные или лесные работы (кроме тех, что очевидно не повредят объекту, например сбор ягод, образовательная деятельность).
  3. Документы, представленные в качестве доказательств для фиксации в реестре культурного наследия.
  4. Бумаги, свидетельствующие о неизбежности изъятия из реестра культурного наследия.
  5. Документация, подтверждающая необходимость изменения категории объекта культурной ценности.
  6. Документы, подтверждающие необходимость отнесения объекта культурного наследия к категории особых ценных либо категории всемирного культурного или природного наследия.
  7. Проекты охранных зон объекта.
  8. Документы, отражающие сведения о сохранности объектов наследия.
  9. Бумаги, свидетельствующие о нахождении объектов культурного наследия на земельных участках (за исключением отчетов археологов о полевых работах), на которых проводятся земляные работы.
  10. Документы или их отдельные разделы, свидетельствующие о потребности в сохранении объектов культурного наследия при проведении земельных работ на участке либо границах участка, примыкающего к ним.

Провести историко-культурную экспертизу необходимо до начала работ, которые могут оказать серьезное влияние на объект исследования (п. 1 ст. 31 закона № 73-ФЗ).

Документы для проведения историко-культурной экспертизы

Регламент проведения историко-культурной экспертизы прописан в положении «О государственной историко-культурной экспертизе», утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (далее — Положение).

Историко-культурная экспертиза проводится экспертами (одним или комиссией), аттестованными Министерством культуры РФ, при предъявлении следующих бумаг в соответствии с п. 16 Положения:

  1. Материалов, содержащих сведения о ценности исследуемого объекта.
  2. Фотографий объекта.
  3. Проекта охранной зоны.
  4. Копии паспорта на объект.
  5. Копии договора об охране.
  6. Копии решения о внесении предмета в реестр культурного наследия.
  7. Историко-культурного плана всех предметов и строений, располагающихся на территории исследуемого объекта.
  8. Историко-культурного плана, в котором утверждается необходимость установления границ и их примерное местоположение.
  9. Проекта, содержащего список мероприятий, направленных на сохранение объекта.
  10. Бумаг, свидетельствующих о восстановлении строения, предмета.
  11. Копий документов и/или выписки из ЕГРП, свидетельствующих о наличии прав на указанный объект.
  12. Документов относительно земельного участка, в пределах которого находится объект. Это могут быть кадастровые паспорта, выписки, а также различные справки.
  13. Технических паспортов на необходимые предметы, объекты.
  14. Схем расположения земельных участков на указанной местности.
  15. Копии градостроительного плана.
  16. Копии акта об установлении границ охранной зоны.

Итоги экспертизы

Итогом проведения историко-культурной экспертизы будет оформленное надлежащим образом заключение в виде акта.

Акт содержит в себе результаты исследования (п. 19 Положения), а именно:

  1. Дату, время и место проведения изысканий.
  2. Данные о заказчике.
  3. Информацию об экспертах (эксперте) по делу:
    • для физических лиц — Ф. И. О. с указанием ученой степени, опыта работы, занимаемой должности, а также реквизиты решения, согласно которому проводится исследование;
    • для юридических лиц — наименование, местонахождения, адрес, ИНН, реквизиты решения органа, уполномоченного на проведение историко-культурной экспертизы.
  4. Ссылка, что эксперт отвечает за информацию, изложенную в заключении.
  5. Описание объекта исследования.
  6. Список представленных на рассмотрение бумаг.
  7. Порядок рассмотрения необходимых документов.
  8. Порядок проведения необходимых исследований.
  9. Список материалов, литературы, использовавшейся при проведении экспертизы.
  10. Выводы
  11. Перечень приложений.
  12. Дата оформления.

Унифицированной формы этого документа нет.

Оформление экспертного заключения

Историко-культурная экспертиза завершается выдачей заключения в форме акта в 3 экземплярах. Вывод экспертов должен быть однозначным.

Читайте также:  Статья 32.8. отзыв лицензии. прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии

В соответствии с пп. 21, 22 Положения каждая страница акта должна быть пронумерована и заверена подписью эксперта / ответственного секретаря экспертной комиссии.

Если в качестве эксперта выступает организация, заключение заверяется ее руководителем или уполномоченным на то лицом и печатью.

Члены экспертной комиссии, не согласные с общими выводами, могут письменно составить особое мнение. Этот документ будет приложением к акту экспертизы (п. 2 Положения).

Государственная историко-культурная экспертиза

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее — Экспертиза).

Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).

В качестве экспертов привлекаются:

  1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.

  2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.

ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведениюгосударственной историко-культурной экспертизы.

список экспертов

Объекты экспертизы:

  1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  4. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.
  6. Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

  7. документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
  8. документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
  • схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
  • заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.

Заключение экспертизы оформляется в виде акта.

  • В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).
  • Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
  • Проведенные экспертизы
  • По вопросам проведения экспертизы обращаться по адресу

Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) начал серию семинаров, посвященных действующему законодательству РФ в области сохранения объектов культурного (археологического) наследия в зонах хозяйственного освоения. Проведение семинаров планируется 1 раз в месяц.

Изменения в Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3812; 2011, N 22, ст. 3173; 2012, N 37, ст. 5000).

  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.06.2015.

Изменения, которые вносятся в Положение о государственной историко-культурной экспертизе

1. Пункты 2-5 признать утратившими силу.  2. В подпункте «а» пункта 7:

  1.  а) в абзаце втором слова «(в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности)» заменить словами «, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, необходимо высшее образование претендента (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология»)»;
  2.  б) абзац третий дополнить словами «(если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее — открытый лист), должен составлять не менее 10 лет)».
  3.  4. Дополнить пунктами 111 — 113 следующего содержания:
  4.  «111. Одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:
  5.  112. Экспертной комиссией из 3 и более экспертов экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:

 3. Пункт 11 изложить в следующей редакции:  «11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы.».  а) выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр);  б) документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;  в) документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;  г) документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;  д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия;  е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;  ж) документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.  а) документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;  б) проекты зон охраны объекта культурного наследия;  в) проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Читайте также:  Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"

 113. Экспертиза, указанная в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.».

  •  5. Пункт 161 дополнить абзацем следующего содержания:
  •  «При проведении экспертизы, указанной в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, заказчик представляет эксперту документы, указанные в подпунктах «т» и «у» пункта 16 настоящего Положения, а также:
  •  а) в абзаце втором слова «аттестации Министерством культуры Российской Федерации» заменить словами «решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 111 и 112 настоящего Положения,»;
  •  б) в абзаце третьем слова «аттестации Министерством культуры Российской Федерации экспертов, проводивших экспертизу» заменить словами «решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 111 и 112 настоящего Положения».

 выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;  заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.».  6. В подпункте «г» пункта 19:  7. Пункт 20 изложить в следующей редакции:  «20. В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:  а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):  включения объекта культурного наследия в реестр;  определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;  исключения объекта культурного наследия из реестра;  изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;  отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;  уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия, сведений о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) датах связанных с ним исторических событий);  б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;  в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;  г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия:  требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия;  требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;  требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;  установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;  проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.».  8. Пункт 28 дополнить словами «на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF)».  9. Пункты 29 и 30 изложить в следующей редакции:  «29. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.  Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») для общественного обсуждения.  30. Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети «Интернет» в электронной или письменной форме.  Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.  Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.  Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.  По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.  В случае несогласия с выводами заключения экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия относятся:  несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;  истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы;  выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения;  нарушение установленного порядка проведения экспертизы;  представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, содержащих недостоверные сведения.».  10. Пункты 32 и 33 изложить в следующей редакции:  «32. В случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктом 30 настоящего Положения, заказчик вправе заново представить в указанный орган 2 экземпляра заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.

 33. В случае несогласия с заключением экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном настоящим Положением.».

Итоги 10-летнего опыта применения Положения о государственной историко-культурной экспертизе — Сфера

Советское законодательство о памятниках истории и культуры базировалось на презумпции компетентности сотрудников органов охраны памятников: для согласования проектов, выдачи разрешений и прочих документов «совета» третьих лиц не требовалось.

Впервые экспертные заключения появились в 1986 году в «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры».

Документ устанавливал, что для выявления объектов культурного наследия организуют проведение экспертизы по установлению культурной ценности обнаруженных памятников силами «специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций».

Федеральный закон в новых политических и правовых реалиях исходит из необходимости создания механизмов противодействия коррупции и взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом.

Как следствие – принятие практически любых решений органом охраны должно быть обосновано неким научным трудом, выполненным независимым экспертом, то есть заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Читайте также:  Статья 8. страховые агенты и страховые брокеры

А судьи кто?

Учитывая роль эксперта в принятии решений по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия, логично было бы предположить, что законодатель должен позаботиться о создании максимально прозрачной системы отбора эталонных специалистов, готовых профессионально «усматривать истину». И здесь важно понимать, кто отбирает, каким образом и из кого.

К сожалению, «Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы», утвержденное приказом Минкультуры России от 26.08.2010 № 563, предельно лаконично.

Согласно этому документу, статус аттестованного эксперта в отношении лиц, соответствующих установленным квалификационным требованиям, присваивается решением аттестационной комиссии и оформляется протоколом.

При этом порядок формирования аттестационной комиссии фактически не установлен, более того, сведения об актуальном составе такой комиссии на официальном сайте Минкультуры России в разделе, посвященном аттестации экспертов, также отсутствуют.

Анализ имеющегося на сайте приказа Минкультуры России от 12.12.2014 № 2157, которым был утвержден один из последних составов аттестационной комиссии, позволяет сделать выводы о системе ее формирования: все 9 членов комиссии являются должностными лицами Минкультуры России под председательством заместителя Министра культуры России (на тот момент – Пирумова Г. У.).

Допустим, даже если фигура главного экзаменатора вызывает большие вопросы, при продуманной системе оценивания количество ошибок при отборе экспертов можно было бы минимизировать. Однако и система оценивания экспертов также не дает надежды на объективный отбор.

 Так, согласно Положению, в нем должны быть установлены формы проверки квалификации претендента на получение статуса эксперта (устный экзамен, тестирование, собеседование).

  Однако Положение ограничивается лишь констатацией того, что для обеспечения проведения аттестации должен осуществляться комплекс мероприятий, включающих в себя разработку и актуализацию перечней вопросов для устных экзаменов, перечней вопросов и вариантов ответов для тестирования.

При этом ни последовательность проведения заявленных форм проверки квалификации, ни порядок их осуществления Положением не установлен.

Согласно отзывам соискателей весь процесс проверки квалификации на практике сводится к изучению комиссией представленных претендентом документов и собеседованию с ним.

Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, также нельзя назвать совершенными.

Всего их установлено четыре, из которых два требования (знание правовых актов и умение проводить исследования) являются субъективными, учитывая неполноту процедуры оценки квалификации. Два «объективных» критерия звучат так:

  • высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности;
  • предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет.

При анализе данных критериев возникает несколько вопросов: что такое профиль экспертной деятельности, учитывая, что аттестация проводится по объектам государственной историко-культурной экспертизы, поименованных в федеральном законе (статья 30), а не по профилю экспертной деятельности, и как оценивать «исключительные случаи», позволяющие выступать экспертом лицу, которое не имеет высшего профессионального образования?

Негосударственная «государственная» экспертиза

Как ни странно, но «государственная» историко-культурная экспертиза проводится силами негосударственных экспертов, которые работают на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Закон «Об объектах культурного наследия» содержит декларативные фразы относительно организации проведения экспертиз федеральными и региональными органами охраны объектов культурного наследия, однако вся организация сводится к инициированию государственной закупки при необходимости выполнения экспертиз за счет бюджетных средств. Таким образом проведение экспертиз полностью подчинено законам рынка и единственное, что теоретически гарантирует государство – это качество аттестованных экспертов. Кроме того, на практике высокая стоимость экспертиз становится одним из условий, способствующих совершению правонарушений, поскольку лишь небольшое число граждан может оплатить работу по подготовке заключения, например, на проектную документацию по перепланировке помещений. Как итог – большое число мелких нарушений законодательства о порядке проведения работ по сохранению памятников.

В настоящее время размер оплаты устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов: оплата труда эксперта; оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы (за исключением расходов, связанных с оформлением электронной подписи); оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы (пункт 35 Положения о ГИКЭ). Как видно, приведенные требования являются общими и никак не нормируют величину оплаты труда эксперта.

Иммунитет эксперта

Согласно Положению о ГИКЭ в заключении экспертизы в обязательном порядке подлежит указанию информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении. Однако, какая ответственность имеется в виду, не конкретизировано.

Не предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия и процедуры лишения статуса аттестованного эксперта до истечения срока аттестации, который составляет три года. Безусловно, перед заказчиком эксперты несут гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее выполнение экспертизы.

Нужно, правда, отметить, что обычно заказчика волнует не столько качество экспертизы, сколько итоговый вывод заключения.

В этой связи весьма показательно арбитражное дело № А31-11100/2014 по взысканию задолженности и нестойки по договору о выполнении государственной историко-культурной экспертизы. Как установил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в своем постановлении от 13.08.

2015 № Ф01-3030/2015, основным мотивом отказа заказчика от подписания актов приемки выполненных работ стало то обстоятельство, что результатом выполнения работ по договору явилось отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Суд указал, что само по себе несогласие заказчика, заинтересованного в получении положительного заключения, с выводами экспертной комиссии не свидетельствует о некачественном выполнении работ.

Таким образом, выдача отрицательного заключения не является основанием для отказа в приемке выполненных работ.

Вопрос административной ответственности экспертов остается нерешенным, поскольку специальной нормы КоАП РФ не содержит, а практика применения универсальной статьи 7.

13 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации») применительно к эксперту отсутствует, поскольку не ясно, за что именно можно привлечь к административной ответственности эксперта и в каком статусе (является ли он должностным лицом).

Уголовная ответственность к эксперту за заведомо ложное заключение государственной историко-культурной экспертизы может быть применена в единственном случае – если данная экспертиза являлась судебной (статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Истина где-то рядом

Интересный вывод относительно объективности экспертных заключений можно сделать по результатам изучения судебной практики. Показательным в этой связи является арбитражное дело № А52-729/2017, прошедшее все инстанции, включая Верховный Суд Российской Федерации.

Суть требований была проста: признать незаконным решение регионального органа охраны памятников об отказе в согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Ансамбль Псковского Кремля», который был мотивирован несогласием с выводами государственных историко-культурных экспертиз проектной документации по причине несоответствия заключений законодательству.

Суд первой инстанции назначил судебную историко-культурную экспертизу, производство которой поручил комиссии экспертов из трех человек. Однако по результатам проведения судебной экспертизы каждым из экспертов было составлено самостоятельное заключение. И вот что примечательно:

  • Первый эксперт указал, что представленная проектная документация отвечает интересам сохранения ансамбля и служит обоснованием проведения работ по его сохранению.
  • Второй эксперт сказал, что документация по своей комплектация проектной документации соответствует условиям государственного контракта и законодательству, но содержание реставрационной части документации не соответствует требованиям законодательству.
  • Третий эксперт сделал вывод, что документация по объему, составу, содержанию не соответствуют законодательству в области государственной охраны объектов культурного наследия; проектные предложения большей частью не обоснованы, выполнены на недостаточном профессиональном уровне и без учета понимания исторической и художественной ценности объекта культурного наследия, а также неубедительны.

В итоге суды с учетом неоднозначной оценки экспертами разработанной проектной документации вынуждены были принять во внимание общественное мнение, высказанное в ходе общественного обсуждения, а также мнение Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации, и сделали вывод о законности отказа в согласовании проектной документации.

Итак, акцентируем еще раз: три судебных эксперта, предупрежденные об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, делают по одному и тому же вопросу три разных вывода! Приведенный факт ярко иллюстрирует отсутствие объективных критериев оценки в данной экспертной области и наличие сугубо личностного подхода при производстве историко-культурной экспертизы.

Что делать?

Вопросы, возникающие при применении Положения о ГИКЭ, не ограничиваются изложенной проблематикой, но являются наиболее острыми и требующими своего решения на федеральном уровне.

Отметим лишь основные пути совершенствования этого правового института:

  1. Необходимо сделать прозрачной систему аттестации экспертов: расширить состав аттестационной комиссии, включив в нее представителей профессионального сообщества, региональных органов охраны объектов культурного наследия; установить обязательность прохождения письменного экзамена (тестирования) и периодичность его проведения как первого этапа аттестации; изменить квалификационные требования в целях исключения коррупциогенных факторов.
  2. Обеспечить нормирование величины оплаты труда эксперта за участие в проведении историко-культурной экспертизы на уровне Правительства Российской Федерации.
  3. Ввести в КоАП РФ отдельную статью, устанавливающую ответственность экспертов за ненадлежащее выполнение государственной историко-культурной экспертизы; предусмотреть в Положении нормы, предусматривающие основания для лишения аттестации за допущенные нарушения законодательства.
  4. Разработать методические рекомендации по оценке выполненных заключений государственных историко-культурных экспертиз.
Ссылка на основную публикацию