Статья 2. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Библиотеки Российской Федерации являются весомой составляющей частью культурного наследия населения страны. Помимо современных книг, в них хранятся архивные и редкие издания, требующие кропотливого и бережного отношения.

Огромную роль играют библиотеки в развитии подрастающих поколений. Но, как и всё в современном мире, библиотечное дело требует правомерного упорядочивания. С этой целью был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.

Описание Федерального закона 78

Федеральный закон «О библиотечном деле» N 78-ФЗ принят Государственной думой 23 ноября 1994 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 29 декабря того же года. Актуальный текст закона содержит 8 глав и 28 статей.

Предметами регламентирования настоящего закона являются:

  • Принципы работы современных российских библиотек;
  • Планомерное развитие библиотечного дела;
  • Регулировка доступа к информации для свободного духовного развития граждан;
  • Принципы личной и юридической безопасности работников и посетителей публичных библиотек.

В тексте рассматриваемого закона о библиотечной деятельности применяется следующая терминология:

  • Библиотека — организация, располагающая фондом документации, выдаваемой на временное пользование частным и юридическим лицам;
  • Публичная (общедоступная) библиотека — культурная или просветительская организация, не ограничивающая допустимый для посещения круг физических и юридических лиц;
  • Библиотечное дело — отрасль, в функции которой входит основание и планомерное развитие библиотечных фондов, осуществление библиотечного и информационного обслуживания посетителей библиотек, осуществление ухода за экземплярами фонда и подготовка квалифицированных библиотекарей;
  • Пользователь библиотеки — читатель, пользующийся документацией библиотечного фонда;
  • Книжные памятники — редкие издания, манускрипты, обладающие культурной или исторической ценностью;
  • Централизованная библиотечная система — существующее на добровольной основе содружество библиотек.

Библиотеки могут быть учреждены любыми государственными органами, физическими и юридическими лицами. Хранилища документации и печатной продукции могут быть следующих видов:

  • Государственные;
  • Муниципальные;
  • Частные;
  • Научно-исследовательские;
  • Состоящие при предприятиях, школах, институтах;
  • Учреждённые иностранными частными или юридическими лицами.

Согласно статье 5 рассматриваемого Федерального закона о библиотечном деле, на библиотечные услуги имеет право любой гражданин и любое предприятие Российской Федерации. Законное право населения на пользование библиотечными услугами осуществляется посредством:

  • Создания сетей федеральных и муниципальных библиотек;
  • Организации многообразия библиотечных услуг;
  • Предоставления доступа к «Национальной Электронной Библиотеке»;
  • Подготовки библиотекарей, обладающих обширными знаниями в данной области.

Граждане имеют юридически подтверждённое право на создание частных коллекций книг (ст. 7). В случае наличия в личной собственности гражданина книжных памятников, данное лицо уполномочено обратиться за государственной помощью по уходу и сохранению указанной печатной ценности в наилучшем виде.

Права и обязанности пользователей библиотеки

Согласно действительному закону о библиотечном деле, пользователь имеет право на предоставление бесплатной информации о хранящейся документации (ст. 7). В книжных хранилищах общего доступа читатели имеют право:

  • Стать зарегистрированным пользователем на основании предоставления удостоверения личности;
  • Пользоваться каталогами при поиске необходимых книг и прочей документации;
  • На бесплатное консультирование библиотекаря в процессе поисков;
  • Получать искомые книги на временное пользование бесплатно;
  • Оформить документы для межбиблиотечного абонемента;
  • Пользоваться остальными видами платных и бесплатных библиотечных услуг.

Ознакомьтесь  ФЗ-181 «Об инвалидах» с изменениями

В библиотеках государственного и муниципального значения большая часть документации предоставляется на государственном языке. Исключение составляют специализированные иностранные отделы. Обслуживание во всех общедоступных хранилищах осуществляется на русском языке.

Представители национальных меньшинств могут получить необходимую литературу на любом языке мира через систему библиотек государственного значения.

Граждане с особыми потребностями имеют право на особый подход. Лицам с плохим зрением или слепым в специализированных библиотеках предоставляется документация, отпечатанная шрифтом Брайля. Пожилым людям или инвалидам, не способным в силу возраста или недуга посещать книгохранилища, предоставляется возможность заказа библиотечной документации на дом.

Для несовершеннолетних граждан существуют библиотеки детского и юношеского направления. Подобные книгохранилища существуют как отдельно, так и при общеобразовательных школах, колледжах, училищах, университетах и других специализированных учреждениях.

Читатель обязан соблюдать правила пользования библиотечными услугами и фондом, а именно:

  • Возвращать взятую на временное пользование документацию в заранее определённые сроки;
  • Следить за сохранностью и невредимостью книг;
  • Не вывозить данную документацию за границу Российской Федерации;
  • Соблюдать тишину в библиотеке и не провоцировать конфликты.

Как и другие нормативные акты Российской Федерации, в Федеральный закон о библиотечной деятельности регулярно вносятся актуальные поправки. Последние изменения текста закона осуществлены 3 июля 2016 года.

Скачать закон о библиотечном деле

В целях подробного ознакомления с работой библиотек, правами и обязанностями читателей и библиотекарей, необходимо ознакомиться с нормативами действительного Федерального закона.

Актуальный текст Федерального закона «О библиотечном деле» N 78-ФЗ можно скачать по ссылке:

ФЗ-78 о библиотечном деле с изменениями

Последние поправки в актуальный нормативный акт внесены 3 июля 2016 Федеральным законом N 342-ФЗ. Указанные изменения освещают новые принципы работы книгохранилищ в связи с созданием «Национальной электронной библиотеки».

Таким образом, глава 5 рассматриваемого нормативного акта о библиотечном деле дополнилась статьёй 18.1, текст которой гласит о принципах работы электронного книжного резерва. Главный принцип — доступность документации, в том числе и представляющей историческую или культурную ценность.

Объектами хранения указанного фонда являются электронные копии:

  • Печатных изданий, в том числе и редких;
  • Электронных книг;
  • Диссертаций и прочих научных работ;
  • Книжных памятников.

Документация для внесения в базу Национальной электронной библиотеки отбирается на основе следующих показателей:

  • Культурная, научно-просветительская или историческая ценность;
  • Актуальность в среде читателей;
  • Актуальность в рамках образовательных целях;
  • Уникальность конкретных документов;

Ограничения доступа к оригиналу в связи с ветхостью книги также входит в число.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Проблемы библиотечного законодательства. Федеральный закон «о библиотечном деле»

Почти 50 %
субъектов Российской Федерации приняли,
либо разрабатывают региональные законы
о библиотеках и о местном обязательном
экземпляре, развивающие положения
соответствующих федеральных
законов.

  Большое значение имеет
присоединение России к Международному
соглашению о ввозе материалов
образовательного, научного и культурного
характера (1950) и Протоколу к нему
(1976).

  Актуальной задачей российских
библиотекарей является реализация в
полном объёме федеральных и местных
законов о библиотечном деле и обязательных
экземплярах изданий и других
документов Библиотечное сообщество
России последовательно, хотя и медленно,
формирует правовые основы демократической
организации библиотечного дела, начиная
с 1994 года, когда были приняты первые в
истории страны Федеральные законы “Об
обязательном экземпляре документов”
и “О библиотечном деле”. 

Федеральный
закон «О библиотечном деле». Принят в
ноябре 1994, последняя поправка была
внесена в июле 2016 года.

  • В законе 8
    глав:
  • В 1 главе
    указаны общие положения (основные
    понятие, о государстве и библиотечном
    деле, а так же основные виды библиотек)
  • Во 2 главе
    прописаны права граждан в области
    библиотечного дела.
  • В 3 главе
    говорится о правах и обязанностях
    библиотек
  • В 4 главе
    указаны обязанности государства в
    области библиотечного дела.
  • В 5 главе
    указаны условия сохранения и использование
    научного достояния
  • 6 глава –
    организация взаимодействия библиотек
  • 7 – экономика
    в библиотечном деле
  • 8 –
    заключительные положения
Читайте также:  Статья 1. понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Закон
РФ «О библиотечном деле» как ведущий
правовой документ в библиотечной сфере,
его назначение: установление принципов
деятельности библиотек, регулирование
общих вопросов организации библиотечного
дела, взаимоотношений между государством,
гражданами и библиотечными учреждениями
в соответствии с принципами и нормами
международного права.

Координация и
кооперация библиотечно-информационной
деятельности. Законодательно
регламентированная система терминов
библиотечной отрасли. Государство как
гарант прав, предусмотренных настоящим
Законом.

Соответствие Федерального
Закона «О библиотечном деле» требованиям
демократизации общества и обеспечения
конституционного права граждан на
свободный поиск и получение информации.

Указы
Президента РФ, постановления Правительства
РФ о реализации государственной политики
в области библиотечно-информационного
дела. Значение федеральных целевых
программ «Развитие и сохранение культуры
и искусства Российской Федерации

«Закон о
рекламе», «Об образовании»

6. Сущность библиотековедения. Его объект и предмет

Центральный объект
библиотековедения

— это органически целостная, динамичная,
системная триада,
состоящая из следующих основных
элементов: 1) книга 2) читатель 3)
библиотекарь.

Предмет —
это некоторая целостность, выделенная
из объекта, которая изучается только
библиотековедением. Именно поэтому он
считается важнейшим признаком
самостоятельности библиотековедения,
определенности его границ, научного
содержания и т.п. Он же служит инструментом
как размежевания с другими науками, так
и установления с ними внутренних и
внешних связей.

В центре предмета
библиотековедения находится взаимодействие
читателей с информацией, зафиксированной
в виде публикаций. Оно
выступает в качестве посредника между
читателем и информацией. В таком ракурсе
рассмотренный выше объект не изучает
ни одна из известных наук.

Сущность
библиотековедения как науки
– внутренняя основа, содержание и смысл
библиотековедения.

Отсюда в наиболее
общем плане сущность библиотековедения
— это генерируемая логико-абстрактным
— мышлением категория, раскрывающая
квинтэссенцию основного истинного и
объективного его содержания, объединяющая
с помощью различных теоретических форм
мышления все необходимые, значимые
свойства, стороны, связи, присущие ему
как науке, в некоторую органически
неразделимую целостность и единство.
При этом имеется в виду такая целостность,
которая явно и качественно отлична от
любых Других, образующих сущность всех
прочих научных дисциплин. В противном
случае было бы невозможно идентифицировать
библиотековедение и выделить его из
числа других наук.

Законы РФ, регулирующие библиотечную деятельность

В Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих и контролирующих деятельность библиотек, обеспечивающих создание правовой базы для формирования открытого информационного общества.

Актуальной задачей российских библиотечных работников является реализация в полном объеме федеральных законов «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и о защите информации», «Об участии в информационном обмене».

Задача библиотечного сообщества – использовать их в полной мере и защищать право каждого человека в России на свободное получение нужной ему информации.

ФЗ «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ.

Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

В его состав входят: общие положения (основные понятия и основные виды библиотек), права граждан в области библиотечного дела (права на библиотечную деятельность и обслуживание, права пользователей библиотек, ответственность пользователей, учредитель библиотеки), обязанности и права библиотек (статус, обязанности и права библиотек), обязанности государства в области библиотечного дела, условия сохранения и использования культурного достояния в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек, экономическое регулирование в области библиотечного дела (порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек, имущество библиотек, фонды развития и трудовые отношения работников библиотек). [4]

ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Принят Гос. Думой 5 июня 1996 г.

Цели настоящего Федерального закона – создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. Международный обмен конфиденциальной информацией, массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом.

В состав закона входят: цели и термины закона, объекты и субъекты международного информационного обмена (МИО), обязанности государства в сфере МИО, участие муниципальных образований в МИО, правовой режим участия в МИО (право собственности на информационные продукты, ограничения при осуществлении МИО, использование средств и ИС в МИО, доступ к средствам и координация деятельности МИО), контроль и ответственность при осуществлении МИО (сертификация, лицензирование, ответственность за нарушения). [6]

ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Принят Гос. Думой 25 января 2005 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

— формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

  • — создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
  • — защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
  • Данный закон включает в себя: общие положение (сфера действия закона, термины, обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации), информационные ресурсы (основы правового режима, документирование информации, о информационных ресурсах, о гражданах), пользование информационными ресурсами (доступ, гарантия предоставления информации, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов), информатизация, ИС и ИТ и средства их обеспечения (сертификация, создание, право собственности), защита информации (цели защиты, защита прав доступа).

Существует также межгосударственный стандарт ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика», определяющий формирование статистики и учет объектов библиотек. Настоящий стандарт устанавливает единицы учета документов фондов библиотек и органов научно-технической информации (НТИ) и единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ.

Включает: общие положения, учет отдельных видов изданий и неопубликованных документов (книги, периодические издания, неопубликованные документы, картографических, нотных и др.

изданий), учет аудиовизуальных документов (видео, фото, аудио документы), также учет электронных изданий, пользователей библиотек, посещений, обращений, запросов на документы, отказов, мероприятий. [4]

Видоизменяя данные законы для применения на местном уровне, библиотеками создаются правила пользования книгами и изданиями, а также специальные положения, такие как:

  • Положение о краткосрочном абонементе в читальных залах;
  • Положение о платных услугах библиотеки;
  • Положение о системе каталогов и картотек;
  • Положение о сохранности фонда библиотеки;
  • Положение об организации обслуживания пользователей.

Данные положения не должны противоречить основным законам РФ, а, по возможности, дополнять и расширять область их применения.

Читайте также:  Глава III. Управление системой обязательного социального страхования

Речь к презентации "ФЗ о библиотечном деле"

  • Речь к презентации
  • (Слайд 1) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИот 29 декабря 1994 года №78-ФЗ О библиотечном деле
  • (Слайд 2) Принят этот закон Государственной Думой 23 ноября 1994 года,
  • Подписал: Президент Российской Федерации Б.Ельцин
  • Измения закон были внесены 8 июня 2 года. Изменения вы видите на слайде
  • (Слайд 3) ФЗ О библиотечном деле состоит из 8 глав.

(Слайд 4) Настоящий Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации.

Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
  2. (Слайд 5) Глава I. Общие положения (статьи с 1 по 4)
  3. Статья 1. Основные понятия

Из основных понятий я хочу вас познакомить с определением библиотеки. Библиотека — информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотечное дело — отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

  • Так же в статье 1 дается определение понятий, таких как: пользователь библиотеки, централизованная библиотечная система, библиотечный фонд, национальный библиотечный фонд, книжные памятники.
  • (Слайд 6) Статья 2. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле
  • Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.
  • (Слайд 7) Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона (утратила силу с 1 января 2005 года)

(Слайд 8) Статья 4. Основные виды библиотек. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Далее в статье идет перечисление основных видов библиотек.

(Слайд 9) Глава II. Права граждан в области библиотечного дела (статьи с 5 по 10) Статья 5. Право на библиотечное обслуживание

1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;

3.

Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

(Слайд 10) Статья 6. Право на библиотечную деятельность

1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.

Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.

4. Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на поддержку государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 2 статьи 16_1 настоящего Федерального закона (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 119-ФЗ.

(Слайд 11) Статья 7. Права пользователей библиотек

3.

Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.

4 пунк — для общедоступных библиотек

6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.

(Слайд 12) Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек.

  1. (Слайд 13) Статья 9. Ответственность пользователей библиотек
  2. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.
  3. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  4. (Слайд 14) Статья 10. Учредитель библиотеки

Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью…, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством. 

(Слайд 15) Глава III. Обязанности и права библиотек (статьи с 11 по 13) Статья 11. Статус библиотек

(Слайд 16) Статья 12. Обязанности библиотек. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

(Слайд 17) Статья 13. Права библиотек.

  • 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
  • 5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
  • 11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
  • Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.
  • (Слайд 18) Глава IV. Обязанности государства в области библиотечного дела (статьи с 14 по 15)
  • Статья 14. Государственная политика в области библиотечного дела
  • В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. 
  • Правительство Российской Федерации разрабатывает в установленном порядке федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющиеся составной частью федеральных государственных программОрганы государственной власти стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.
  • Вопросы развития библиотечного дела учитываются в федеральных государственных программах в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре.
  • (Слайд 19) Статья 15. Обязанности государства по развитию библиотечного дела
  • 1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
  • 1) контроль за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда (подпункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 119-ФЗ;
  • 2) создание и финансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этими библиотеками;
  • 4) создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
  • 5) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;
  • 6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;
  • 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:
  • 1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
  • 2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.
Читайте также:  Статья 32.3. основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии

3.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

  1. Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.
  2. (Слайд 20) Глава V. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов российской федерации в области библиотечного дела (статьи с 16 по 18)
  3. Статья 16. Национальный библиотечный фонд

1. Национальный библиотечный фонд состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников.

2. Национальный библиотечный фонд охраняется государством как культурное достояние народов РФ.

Учет, комплектование, хранение, использование и обеспечение сохранности документов, отнесенных к национальному библиотечному фонду, осуществляются библиотеками, архивами, музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами об обязательном экземпляре документов, об архивном деле в Российской Федерации, о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.(Статья в редакции, введенной в действие с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 119-ФЗ.

(Слайд 21) Статья 16_1. Книжные памятники

  1. Книжные памятники являются особо ценной частью национального библиотечного фонда.

Книжные памятники подразделяются на…

  1. Книжные памятники подлежат регистрации в реестре книжных памятников.

Порядок отнесения документов к книжным памятникам, порядок регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников, порядок ведения реестра книжных памятников устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.(Статья дополнительно включена с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 119-ФЗ)

(Слайд 22) Статья 17. Библиотеки как часть культурного достояния народов Российской Федерации (статья утратила силу с 20 июня 2009 года -Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 119-ФЗ. -См. предыдущую редакцию)

  • (Слайд 23) Статья 18. Национальные библиотеки РФ
  • В данной статье говорится о том, какая библиотека является национальной, какие функции она выполняет.
  • (Слайд 24) Глава VI. Организация взаимодействия библиотек (статьи с 19 по 21)
  • Статья 19. Участие государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания
  • Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов.
  • С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев).

(Слайд 25) Статья 20. Центральные библиотеки. В статье говорится о центральных библиотеках.

(Слайд 26) Статья 21. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами

В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями. 

  1. (Слайд 27) Глава VII. Экономическое регулирование в области библиотечного дела (статьи с 22 по 26)
  2. Статья 22. Порядок создания библиотек
  3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.

Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники финансирования, основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителем, порядок управления библиотекой.

  • Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.
  • (Слайд 28) Статья 23. Реорганизация и ликвидация библиотек
  • Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.
  • При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля.
  • Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон.
  • (Слайд 29) Статья 24. Имущество библиотеки
  1. Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством РФ.

(Слайд 30) Статья 25. Фонды развития библиотек

В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться негосударственные фонды развития библиотек.

Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих мероприятий (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

  1. Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями.
  2. (Слайд 31) Трудовые отношения работников библиотек регулируются законодательством РФ о труде.
  3. Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
  4. (Слайд 32) Глава VIII. Заключительные положения (статьи с 27 по 28)
  5. Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  7. (Слайд 33) Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  8. (Слайд 34) Спасибо за внимание!
Ссылка на основную публикацию