Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Главная > Юридические лица > Корпоративные споры > Коллективный трудовой спор: какие органы разрешают эту ситуацию?

В любом трудовом коллективе рано или поздно возникают споры с начальством. Некоторые из них решаются довольно мирно, но иногда необходимо прибегать к более серьезным методам для решения конфликтов. Одним их таких конфликтов является коллективный трудовой спор.

В соответствии со статьей 398 ТК РФ определение указанного конфликта подразумевает, что в подобных случаях имеются разногласия, касающиеся коллективных договоров, их выполнения и внесения корректировок в эти документы, плюс особенности условий труда, их корректировки и определения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Данные разногласия возникают между работодателями или их “парламентерами” и рабочим коллективом компании или их “парламентерами”. Они носят неурегулированный характер.

На данный момент разногласия, касающиеся конфликтов руководящего состава и сотрудников внутри компании, решаются в соответствии со следующими государственными правовыми актами и законами:

Ст.407 ТК РФ регулирует работу Федеральной службы по труду и занятости вместе с органами исполнительной власти, непосредственно участвующих при регулировке коллективных трудовых споров.

Ст.418 ТК РФ обеспечивает право коллектива компании на забастовочные движения при выявлении спора.

Ст.29-31 ТК РФ, ч.5 ст.40 ТК РФ определяют составы сторон в случае конфликтов указанного характера.

Ч.1 ст.401 ТК РФ устанавливает схему решения подобных конфликтов, а также время их решения.

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споровЧ.1 ст.406 ТК РФ позволяет продлить время решения конфликта.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 года No57, No58, No591. Их желательно использовать в процессе нейтрализации спора. Это рекомендации по проведению процедуры.

Ч.1 ст.403 ТК РФ допускает приглашение стороннего лица для урегулирования конфликта.

Ст.408 ТК РФ обеспечивает контроль выполнения решения ситуации, полученного в результате урегулирования конфликта.

Может ли суд рассматривать спор?

При выявлении спорной ситуации в организации участники конфликта не передают дело в государственные судебные органы.

Для решения конфликта при необходимости создается трудовой арбитражный суд, представляющий собой орган ограниченного непродолжительного действия, созданный специально для устранения имеющегося разногласия.

Он создается представителями обеих сторон конфликта и регулирующим государственным органом — Федеральной службой по труду и занятости. Также в устранении вопроса участвует орган исполнительной власти субъекта РФ.

Какой состав сторон?

В коллективном трудовом споре принимают участие предприниматели и рабочий коллектив компании.

Работодатель обладает возможностью назначить своего официального представителя, а сотрудники выдвигают свое представительство. В роли последних зачастую выступают профсоюзы или учрежденные общим собранием органы.

Работодатель лишен возможности отказываться от организации собраний, мешать в дальнейшем заседаниям комиссий.

При ином стечении обстоятельств формируется трудовой арбитраж, на чьих заседаниях работодатель обязан участвовать для нейтрализации коллективного трудового спора. Плюс он обязан выделить помещения для организации необходимых собраний.

Что понимают под предметом коллективного трудового спора?

В зависимости от причины появления конфликта формируется конкретный состав конфликтующих сторон. В виде предмета подобных разногласий может выступать одно из 3 оснований. Среди них:

  1. Условия труда.
  2. Сразу стоит отметить, что рабочий коллектив компании не может оспаривать условия труда, зафиксированные федеральными законами и определенные трудовым законодательством.

    Спор может возникать только в отношении тех условий труда, которые работодатель официально зафиксировал в документах организации для групп работников или всего коллектива.

    К условиям труда, как установленным изначально, так и сменившимся, относится и оплата труда. Конфликт может иметь место как во всей компании, так и в ее частях или филиалах.

    Какими законами регулируется заработная плата читайте в нашей статье.

  3. Коллективные соглашения, заключенные договора.
  4. Подобная документация не может приниматься работодателем без согласования с рабочим коллективом.

    Коллективный спор может вырасти из спорных положений в соглашениях или коллективных договорах, которые работодатель не Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споровхочет обсуждать. Либо если есть нарушение положений, отраженных в соответствующей документации, или если не учитывается мнение того или иного представительного органа трудового коллектива.

    По статье 372 ТК РФ, если имеется профсоюзная организация, то новые локальные нормативные акты должны обсуждаться с профсоюзом. Когда руководство меняет внутреннюю документацию компании без согласования с представительством сотрудников, последние имеют право открывать коллективный спор.

Образец коллективного договора скачивайте здесь бесплатно.

Порядок разрешения

Первоначально определяется предмет спора. На специальном собрании коллектив выявляет свои претензии и требования к руководству, которые фиксируются на бумаге.

Желательно также указать правовые нормы, по которым были выявлены нарушения.

После этого члены трудового коллектива идут к руководству компании для передачи составленного документа вместе с предложением какого-либо варианта решения проблемы. При хорошем развитии событий на указанном этапе конфликт имеет шанс разрешиться, и тогда именно коллективного трудового спора не будет.

Когда работодатель по истечении двух дней изучения претензий со стороны сотрудников отказал коллективу или не удостоил работников ответом, именно этот момент считается днем начала трудового спора.

Если консенсуса достигнуть не удалось, то коллектив может пройти через несколько шагов:

  1. Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является примирительная комиссия.
  2. Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

    Она формируется в течение 2-х дней с открытия спора, утверждается распоряжением, приказом или постановлением. Один документ идет от предпринимателя, а другой со стороны работников.

  3. Затем в срок до 3 дней включительно идет рассмотрение вопроса, а на более высоком уровне период увеличивается до 5 дней.

Коллективные трудовые споры: порядок, сроки, помощь адвоката

   Коллективные трудовые споры – представляют собой разногласие, которое возникло между руководством и работниками. Появляется при невыполнении администрацией каких-либо обязательств. Это могут быть изменение условий труда или уменьшение его оплаты, иные ситуации.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по трудовым вопросам проведет консультацию и разъяснит, на чьей стороне закон в конкретном случае в Вашем коллективном трудовом споре.

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

   Разрешение коллективных трудовых споров будет выстраиваться в следующей последовательности:

  1. Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споровкомиссией по примирению сторон;
  2. независимым посредником;
  3. арбитражем по трудовым отношениям или судебным разбирательством общей юрисдикции (если вынесенное досудебное решение коллектив не устраивает, то его можно обжаловать в суде, споры с работодателем часто проходят в пользу работников, как более незащищенных сторон трудовых отношений);
  4. исполнение решения суда

Особенности и пути разрешение коллективных трудовых споров (разногласий):

   Такие споры в судах относят к сложной категории. Срок подачи документов для рассмотрения дела в суде очень мал. Полностью собрать доказательную базу тоже сложно. Работодатели всегда стремятся сбор доказательств затруднить и остаться безнаказанными. Именно поэтому и желательна профессиональная помощь юристов.

   Во время судебного заседания представитель трудового коллектива будет чувствовать себя более уверенно, имея в качестве своего представителя квалифицированного адвоката. Ему не придется досконально изучать правовые основания исковых требований, заявленных коллективом, оценивать доводы противоположной стороны, а также выступать с аргументацией позиции коллектива по обсуждаемому вопросу.

   Разрешение коллективного трудового спора будет опираться лишь на ТК РФ, а также другие законы, необходимые для урегулирования правоотношений между сторонами.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео по теме защита трудовых прав работника, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы иметь возможность бесплатной онлайн консультации юриста через комментарии к ролику.

Причины возникновения коллективных трудовых споров

   На практике и в повседневной жизни возникают различные споры как между работниками, так и между отделами. В основном споры бывают между работниками и работодателями, когда одна сторона явно чем-то недовольна и хочет уладить ситуацию, например, работник может быть недоволен задержкой заработной платы, а работодатель может быть недоволен исполнением трудовых обязанностей работником.

   Причины возникновения споров закреплены в трудовом законодательстве, а также между кем возникают данные споры. Споры могут возникать исходя из производственного характера (например, установление нового сменного графика вместо пятидневки) и правового характера по следующим причинам:

  1. Изменение условий труда и установление новых правил распорядка (например, новый график рабочего дня, новое время, новая заработная плата);
  2. Заключение или изменение трудового договора либо соглашения к нему;
  3. Принятие новых приказов, локальных актов, противоречащих трудовой функции работника;
  4. Отказ работодателя учесть мнение работника при принятии новых актов на предприятии;
  5. Изменение условий выплаты вознаграждений, премий и других различных поощрений;
  6. Иные причины коллективного спора.
Читайте также:  Статья 15. особенности погашения целевого жилищного займа

   Главное правильно разрешить спор с учетом законодательства, чтобы обе стороны были в выигрыше, ведь коллективные споры дело очень серьезное, так как спор может дойти до Трудовой инспекции и даже до судебного разбирательства.

Органы по урегулированию коллективных трудовых споров

   Законодательство закрепляет органы, которые могут урегулировать споры, возникающие из трудового производства, к ним относятся:

  • Государственная инспекция труда в Свердловской области. В службу стороны обращаются, когда исчерпаны внутренние правила разрешения коллективного трудового спора. Служба выявляет причины образования споров, а также ищет способ их урегулирования, организует примирительные процедуры, предлагает различные решения споров, их возможного урегулирования;
  • Трудовой арбитраж (образуется самостоятельно между сторонами, только с привлечением службы по труду и занятости, в данном случае образуется состав арбитров, которые будут изучать документы и исследовать коллективный трудовой спор, выявлять факты, принятое решение арбитрами обязательно к исполнению). Трудовой арбитраж можно организовать только после того как была проведена примирительная комиссия и приглашен посредник, но это не дало никакого результата;
  • Примирительные комиссии (формируются на предприятиях в составе из нескольких человек для разрешения коллективного спора); Состав комиссии оформляется непосредственно приказом на предприятии, при проведении примирительных процедур между сторонами (работником и работодателем) ведется протокол в ходе дела. Решение между сторонами может быть одно либо соглашение по спору между ними достигнуто, либо нет. В случае, отрицательного решения, стороны могут обратиться в дальнейшем в службу для урегулирования конфликтов;
  • Посредничество (в данной ситуации органом, разрешающий трудовой спор является посредник, которого нанимают стороны. Посредник является специалистом по разрешению коллективных споров. Посредника можно пригласить после того как была организована и проведена примирительная комиссия, посредник будет рассматривать спор только на основании составленного протокола).
  • Органы прокуратуры

Участники коллективного трудового спора

   Участниками спора всегда являются две стороны с одной стороны могут быть работники, объединение работников (например, конкретный отдел), профсоюзы, работники различных филиалов, представительств, обособленных подразделений, а с другой стороны всегда выступает работодатель, а если их несколько, то группа работодателей. В некоторых случаях это могут быть директора, управляющие (т. е. лица, которые имеют право действовать без доверенности, от имени компании, а могут быть и учредители один либо несколько.

Сроки рассмотрения коллективных трудовых споров

   Споры могут рассматриваться по-разному, в зависимости от способа и органа их урегулирования.

Например, Примирительная комиссия будет рассматривать спор в течение 5 рабочих дней с момента её образования.

Если примирительная комиссия не помогла урегулировать спор и стороны не пришли к соглашению, то в течении 3 рабочих дней стороны приглашают посредника (специалиста) для рассмотрения.

   Посредник рассматривает спор в течение 7 рабочих дней не более. Трудовой арбитраж также не может рассматривать спор белее 5 рабочих дней. Самым последним и более эффективным является Федеральная служба по труду и занятости, она сама извещает и консультирует стороны о порядке и сроках рассмотрения споров, но обычно срок рассмотрения составляет не более одного месяца.

Подсудность коллективных трудовых споров

   Коллективные трудовые споры регулируются всегда трудовым законодательством, соответственно на основании закона рассмотрение трудовых споров подсудно судам общей юрисдикции, не арбитражным.

Спор должен рассматриваться районным либо мировым судом с учетом гражданских обстоятельств по месту нахождения организации, в которой данный спор возник.

Выбор суда за работником, он может обратиться в суд по адресу Ответчика или по своему месту жительства.

   До передачи дела в суд спор может рассматривать комиссия по трудовым спорам, если в десятидневный срок она не рассмотрит дело после его передачи, то дело передается также в суд.

Адвокат по коллективным трудовым спорам в Екатеринбурге

   Чтобы не оказаться в проигрыше, желательно прибегать к помощи адвокатов. Такие услуги оказывают наши специалисты по трудовым отношениям. В нашу компетенцию входят Ваши вопросу. Для Вас наши адвокаты, участвующие не раз в рассмотрение коллективных трудовых споров, помогут:

  1. Оформить документацию, что может в дальнейшем пресечь коллективные трудовые споры
  2. Проконсультируют по вопросам трудовых отношений с работодателем с акцентом на коллективные трудовые споры
  3. Будут присутствовать на переговорах представителей трудового коллектива с работодателем
  4. Разрешат ситуацию в судебном разбирательстве при разрешении трудового спора в Екатеринбурге, а также на иной территории нашей страны
  •     Опытный адвокат без проблем сможет преодолеть все трудности, а трудовой коллектив будет уверен в положительном конечном результате.
  • Читайте еще о работе нашего трудового адвоката:
  • Начнем разрешение спора с анализа Вашего трудового договора адвокатом

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Трудовые споры: виды и порядок их разрешения

Участники трудовых правоотношений несут обоюдную ответственность за соблюдение условий договора, а также урегулирование спорых моментов в интересах обеих сторон. Если у руководителя фирмы и подчиненного не получается найти компромисс и разрешить спор в рамках рабочего процесса, они обращаются в инстанции, наделенные полномочиями содействовать выходу из конфликта.

Трудовой кодекс в статье 386 определяет перечень организаций, порядок и сроки обращения в них, чтобы разрешение разногласий не затянулось, прошло под воздействием контролирующих структур и имело результат. Судебные органы привлекаются в случаях, когда физические и юридические лица не в силах решить спор самостоятельно или с участием комиссий по трудовым спорам и инспекций по труду.

Понятие и виды трудовых споров

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Трудовые споры на предприятиях возникают, когда специалиста или руководителя не устраивают действия другой стороны контракта, на основании которого они сотрудничают. Нарушенные права работника – одна из причин осложнения трудовых отношений, часто выступающая основанием для обсуждения спорных вопросов.

Причины возникновения споров

Обе стороны договора вправе защищать свою позицию, когда нарушаются их законные права. Разновидности возникающих разногласий имеют экономическую, социальную или материальную направленность. Частые причины споров с точки зрения сотрудника:

  • задержка или невыплата зарплаты;
  • отсутствие условий для работы;
  • невозможность уйти в оплачиваемый отпуск;
  • непредоставление социальных гарантий и льгот;
  • отсутствие техники безопасности, особенно повлекшее за собой травму или заболевание.

С точки зрения работодателя спорные моменты возникают:

  • из-за ненадлежащего выполнения обязанностей сотрудниками;
  • при несоблюдении правил распорядка на предприятии;
  • из-за совершения правонарушений;
  • вследствие порчи имущества фирмы.

ВНИМАНИЕ! Достижение компромисса в досудебном порядке считается оптимальным вариантом решения трудовых споров. Достичь консенсуса означает решить вопрос, не прибегая к судебным разбирательствам, чтобы обе стороны остались удовлетворены.

Способы разрешения трудовых споров

Процедура урегулирования споров в сфере труда основывается на поиске договоренностей и снижении рисков для участников трудовых отношений, которые выражаются в невыплате денег, нанесении морального вреда, потере работы для сотрудника и единицы штата для руководителя.

Существуют ведомства, наделенные правами и полномочиями для рассмотрения трудовых конфликтов. Их работа основывается на разборе ситуаций, проверке предприятий на соблюдение законных интересов сотрудников.

Комиссия по трудовым спорам

В комитет по трудовым спорам, созданный на предприятии, пострадавший обращается, если со стороны оппонента зафиксированы действия, квалифицирующиеся как нарушение его прав на рабочем месте.

ВАЖНО! Статьей 386 ТК определяется срок рассмотрения трудовых споров — 3 месяца с момента невыплаты заработной платы или отказа в предоставлении иной выплаты, льготы, компенсации, положенной по закону.

C целью урегулирования конфликта пострадавшая сторона оформляет письменное заявление, которое рассматривается в течение 10 рабочих дней. Обязательное условие — вовлечение в процесс больше половины членов комиссии. В ходе разбирательства опрашиваются свидетели, изучаются и анализируются документы, относящиеся к разрешению вопроса.

Инспекция труда

Если в отношении работника зафиксировано нарушение законодательства, а КТС на базе предприятия не создана, за защитой интересов обращаются в инспекцию по трудовым вопросам. Она обладает кругом полномочий для установления справедливости в отношениях начальника и подчиненного, принимает меры для наказания виновных в конфликте лиц.

Читайте также:  Статья 28. стажер адвоката

Согласно статье 356 ТК, трудовая инспекция имеет право:

  • требовать исправления недостатков в указанные сроки;
  • заявить в полицию о привлечении организации к наказанию, которое предусмотрено административным или уголовным кодексом;
  • приостановить работу отделов, подразделений до выяснения ситуации;
  • отстранить нарушителей от работы.

Для обращения в это ведомство установлен срок в 3 месяца с момента обнаружения конфликтной ситуации (ст. 386 ТК).

Пример жалобы можно скачать здесь.

Обращение в суд

Судебная практика насчитывает множество случаев разбора ситуаций, когда работникам не выплачивалась зарплата, компенсации, не предоставлялись льготы, не обеспечивались условия работы. Судья при рассмотрении дела всегда выясняет, пытались ли участники спора разрешить конфликт до подачи иска и заключить мировое соглашение.

Если попытки были, но компромисс не достигнут, последний шанс разобраться самостоятельно предоставляется сторонам в суде, пока не началось рассмотрение вопроса по существу. При достижении согласия учитываются все нюансы, значимые для участников процесса, составляется документ, наделенный юридической силой. В соответствии с соглашением они будут взаимодействовать, не нарушая прав друг друга.

Если спор специалиста и руководителя не решается мирным путем, суд выслушивает каждого из них, использует свидетельские показания для принятия решения, анализирует доказательную базу, выносит вердикт. При неудовлетворительном исходе решение оспаривается в течение 1 месяца в вышестоящей инстанции.

ВНИМАНИЕ! Срок обращения по трудовым спорам — 1 год с момента нарушения интересов пострадавшего (ст. 392 ТК).

Если предприятие не выполняет предписания суда, привлекаются судебные приставы по заявлению другой стороны.

Порядок рассмотрения споров

Механизм рассмотрения индивидуальных споров основывается на принципе справедливости: в этом вопросе учитываются все обстоятельства дела, условия, при которых выявлено нарушение.

Вам может быть интересно: Порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров

Процесс начинается, когда при возникновении конфликта участники не могут договориться или считают это бесполезным. Тогда один из них обращается в компетентную инстанцию. После оформления заявления выслушиваются обе стороны, происходит проверка документов на законность, установление причинно-следственных связей.

ВНИМАНИЕ! При обращении в суд по трудовым спорам госпошлина не взимается. Исключение — механизм кассации и апелляции, т.е. при обжаловании ранее принятого решения государственная пошлина уплачивается стандартно.

После рассмотрения вопроса заявителя ведомство направляет ему письменный ответ, сообщая о мерах, принятых для разрешения ситуации.

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Настоящая статья закрепляет право профсоюзов в качестве средств защиты социально-трудовых прав и интересов работников использовать перечисленные в ней способы: коллективные трудовые споры, забастовки, коллективные действия (митинги, собрания, шествия и т. д.). Названные средства должны использоваться профсоюзами в соответствии с федеральными законами.

Урегулирование коллективных трудовых споров осуществляется в соответствии с гл. 61 ТК РФ (ст. 398–408), Законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров в части, не противоречащей ТК РФ и рядом подзаконных актов, таких, например, как постановления Минтруда от 14 августа 2002 г.

№ 57 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией», № 58 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника», № 59 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» (см. постатейные материалы)[30].

Право профессиональных союзов на организацию и проведение массовых акций (коллективных действий) регулируется многочисленными правовыми актами. Согласно ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека[31] «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».

Это основополагающее положение раскрывается в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах[32]: «Признается право на мирные собрания.

Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Аналогичные нормы содержатся и в Европейской Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод»[33].

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»[34] устанавливает запрет экстремистской деятельности при проведении массовых акций.

Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством РФ требований, касающихся порядка их проведения, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения.

Об ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел РФ.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов, в противном случае организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение этой обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел РФ и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены российским законодательством.

Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»[35] от 25 мая 1992 г.

предписывает для обеспечения права граждан на проведение указанных мероприятий исходить из положения Декларации прав и свобод человека и гражданина о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. Порядок уведомления принимается органами исполнительной власти.

Так, например, порядок проведения массовых акций в г. Москве регулируется Указом Президента РФ «Об утверждении временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых местах города» (в ред. Указа Президента РФ от 20.10.

1998 № 1272), в Екатеринбурге действует аналогичный нормативный акт под названием Положение «О порядке организации и проведения в городе Екатеринбурге митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», утвержденное городской думой (решение № 3/4 от 22 мая 2001 г.) и т. д.

Законодательством РФ в общем не установлено каких-либо ограничений при проведении массовых мероприятий на территории отдельно взятой организации.

Исходя из общих принципов регулирования данного вида общественных отношений, можно предположить, что работники в нерабочее время могут проводить мирные массовые акции на территории конкретной организации. Вместе с тем, если из специфики деятельности данной организации вытекает иное, т.

 е. необходимость установления запрета на проведение массовых мероприятий, то такие ограничения могут быть установлены нормативными актами.

Запрещается также организовывать массовые акции общественным объединениям, деятельность которых приостановлена в порядке, предусмотренном российским законодательством (ст. 43 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Неправомерные действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющие право на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд на основании ст. 46 Конституции России, Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них со стороны должностных лиц уголовно наказуемо (ст. 149 УК РФ).

За нарушение законодательства о проведении массовых акций как организаторы, так и их участники могут привлекаться к различным видам ответственности. Так, ответственность участников массовой акции в случае нарушения ими общественного порядка, предусмотрена ст.

212 УК РФ (массовые беспорядки) – организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителю власти.

Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами также квалифицируются как уголовное преступление.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  Глава vi. имущество кооператива

Коллективные трудовые споры в судебной практике

На практике работодатели в последние годы нечасто сталкивались с коллективными трудовыми спорами. Однако в связи с ростом забастовочного движения они снова могут стать популярными. Разберемся в том, какие споры наиболее ­распространены, в чем их причина и на чью сторону суд встает чаще всего.

Коллективные споры в практике встречаются не так часто, как индивидуальные. О чем спорят с работодателями коллективы работников сегодня и чью сторону суд признает правой, рассмотрим на примерах из практики последних лет.

Трудовое законодательство определяет коллективный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (или представителями тех и других) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

На практике и юристы достаточно редко сталкиваются с коллективными трудовыми спорами. Однако понимание структуры таких видов споров, а также распределение «популярности» споров по видам и специфики решений по ним будет нелишним для общего кругозора данных должностных лиц. Ведь ни одно предприятие не застраховано от риска возникновения коллективного трудового спора.

Рассмотрим коллективные споры по видам их требований на основе изучения судебной практики.

Признать ЛНА недействительным или незаконным

Нередкими стали коллективные споры относительно оспаривания законности локальных актов или их отдельных пунктов. Участником спора от имени работников выступает, как правило, профсоюз. Противником в споре может быть как работодатель, так и прокурор, защищающий ­интересы неопределенного круга лиц.

И если в первом варианте соотношения сторон одинаково возможны решения как в пользу работников (профсоюза), так и в пользу работодателя, то во втором варианте соотношения сторон (профсоюз – прокурор) можно отметить динамику решений судов в пользу требований прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, а по сути – ­просто стоящего на страже четкого исполнения закона.

Судебная практика

Суд обязал Профессиональный союз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России внести изменения в устав и типовое положение о первичной организации профсоюза, приведя их в соответствие с требованиями законодательства.

В частности, суд указал, что оспариваемые прокурором положения противоречат действующему законодательству в части, предусматривающей возможность объявления забастовки авиационным персоналом, осуществляющим деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (ч. 4 ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Новый порядок разрешения коллективных трудовых споров

На этой неделе вступает  в силу закон, направленный на уточнение и совершенствование порядка и сроков рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

В соответствии с ранее подписанным Федеральным законом от 22 ноября 2011 г.

N 334-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации” закрепляется обязательное рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией, а в качестве добровольных процедур – рассмотрение спора с участием посредника и в трудовом арбитраже. Одновременно уменьшаются сроки рассмотрения споров, что соответствует интересам работников и их представителей.

Закон ставит срок создания примирительных комиссий в зависимость от уровня социального партнерства. Так, в случае возникновения спора на локальном уровне социального партнерства (на предприятии) примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала спора.

В случае же возникновения спора на иных уровнях партнерства (территориальном, отраслевом, федеральном и так далее) срок создания комиссии возрастает до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Напомним, в предыдущей редакции ТК РФ был установлен общий срок, который составлял 3 дня.

При этом спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Эти же сроки установлены и для рассмотрения спора с участием посредника. Здесь сроки исчисляются со дня приглашения посредника. Ранее срок рассмотрения спора комиссией составлял 5 дней, а посредником – 7 дней.

При неурегулировании спора примирительной комиссией и посредником, стороны вправе обратиться в трудовой арбитраж. При разрешении спора на локальном уровне временный трудовой арбитраж создается в срок до двух рабочих дней, а при разрешении спора на иных уровнях — до четырех рабочих дней.

Важной новацией является и то, что теперь закон предусматривает право сторон передать рассмотрение коллективного спора в постоянно действующий трудовой арбитраж. Последний создается самостоятельным решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • При разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне спор рассматривается в арбитраже в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
  • При этом закон устанавливает, что в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.
  • Если же стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Что касается забастовок, то нормы, регламентирующие особенности их организации, также претерпели ряд изменений. Согласно закону, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки.

Так, решение об объявлении забастовки принимается собранием работников организации. Решение об участии работников в забастовке, объявленной профсоюзом, принимается собранием работников без проведения примирительных процедур.Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников.

Ранее необходимо было участие не менее половины работников. В свою очередь конференция работников считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.При этом в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.

Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении спора на иных уровнях партнерства — после четырех календарных дней работы комиссии с предупреждением не позднее чем за три рабочих дня.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профсоюзом, объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

Забастовку возглавляет представительный орган работников.Он имеет право созывать собрания работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов, а также право приостановить забастовку.

В свою очередь для возобновления забастовки не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора с самого начала.

Работодатель и государственный орган по урегулированию трудовых споров должны быть просто предупреждены об этом в письменной форме не позднее, чем за два рабочих дня.

Кроме того, согласно новым правилам теперь при необеспечении минимума необходимых работ забастовка может быть лишь приостановлена решением суда до выполнения работниками соответствующих требований, а не признана незаконной, как раньше.

Ссылка на основную публикацию