Статья 24.14. Заключение контракта по результатам проведения конкурса

В закупках, как и в жизни, не всегда все складывается так, как задумывалось. Предположим, что Ваша компания решила принять участие в тендере, долго готовилась, оценивала собственные возможности, договаривалась с поставщиками и субподрядчиками, просчитывала ценовое предложение. И в результате заняла только второе место, то есть проиграла тендер. Но не стоит отчаиваться раньше времени.

Второе место в закупке не всегда означает проигрыш. Иногда заказчик предлагает заключить контракт участнику, занявшему второе место, т.е. предложившему заказчику наилучшие условия и цену поставки после победителя закупки.

Это допускается в двух случаях. Во-первых, если победитель уклонился от подписания контракта (не представил обеспечение или не подписал контракт в установленные сроки).

Во-вторых, если заключенный с победителем контракт расторгли. При этом не важно, каким способом, — по суду, по соглашению сторон или в одностороннем порядке.

В любом из этих случаев заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоили второй номер.

Возможность заключить контракт со вторым поставщиков действует с 2020 года и прописана в ч. 17.1 статьи 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ).  

Статья 24.14. Заключение контракта по результатам проведения конкурса

При этом заказчик обязан выполнить два правила:

  1. Контракт заключается на условиях, предложенных вторым участником закупки;
  2. Сумма контракта и обеспечения, количество поставок или объем работ уменьшаются пропорционально тому, какую часть обязательств успел исполнить победитель закупки до расторжения контракта. Исходя из новой цены контракта заказчик должен пересмотреть и сумму штрафов и пеней.

Обращаем Ваше внимание на важный аспект – для второго участника подписание контракта является правом, а не обязанностью. Поэтому получив от заказчика проект контракта, участник закупки, занявший второе место, должен решить, подписывать контракт или нет. На это у него есть пять дней. Он может не уведомлять заказчика о своем решении, а продемонстрировать свой выбор действиями.

Если поставщик заинтересован в исполнении контракта, то он подписывает его в ЕИС или на бумаге. В случае подписания бумажного контракта внесение сведений о нем в электронный реестр контрактов является обязанностью заказчика.

Если в закупочной документации предусмотрено обеспечение контракта, то поставщик до его подписания должен перевести нужную сумму на счет заказчика или получить банковскую гарантию.

Если поставщик хочет заключить контракт, но не согласен с некоторыми его пунктами, то он составляет протокол разногласий и отправляет его заказчику. У заказчика есть три рабочих дня, чтобы рассмотреть протокол и решить, вносить ли изменения. Если он откажется менять контракт, то должен обосновать причину отказа.

При этом необходимо понимать, что размещая протокол разногласий, поставщик тем самым дает свое согласие на заключение контракта. И если этого не будет сделано в течение 3 дней после получения ответа от заказчика, ФАС может посчитать поставщика уклонившимся от заключения контракта и внести в РНП. 

Если же поставщик не хочет заключать контракт, то он может уведомить об этом заказчика любым доступным ему способом. Или же не делать этого, проигнорировав присланный заказчиком проект контракта. Отсутствие реакции поставщика на получение контракта будет восприниматься как отказ от его заключения.

Статья 24.14. Заключение контракта по результатам проведения конкурса

  1. Поставщик не соответствует единым требованиям, установленным ч. 1 статьи 31 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (например, у организации есть налоговая задолженность или она находится в процессе ликвидации).
  2. Цена на жизненно необходимый или важнейший лекарственный препарат, не зарегистрирована в реестре предельных отпускных цен.
  3. Цена на закупаемый жизненно необходимый или важнейший лекарственный препарат выше предельной отпускной цены, и поставщик не хочет ее снижать. 
  4. Поставщик не предоставил обеспечение контракта.

 Хотите больше новостей из мира госзакупок, присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте». Самые свежие новости, аналитические материалы, мнения экспертов,  статьи о закупках из ведущих СМИ, официальные материалы, арбитражная и административная практика и многое другое.

Кредитно-Страховое агентство — мы делаем госзакупки доступными !

Обязательные условия и процесс заключения контракта | Контур.Закупки

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени.

Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок.

Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата.

В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов.

Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг.

При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания.

Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения читайте в этом материале.

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия.

Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта.

Читайте также:  Статья 18. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан

Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей.

Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал.

В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.

Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого.

Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта.

В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Заключение контракта: подводные камни по 44-ФЗ

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Этапы заключения контракта 

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта. 
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки.

В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта.

В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий.

Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта.

В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.  

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта. 

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений. 

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт. 

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя.

Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС.

Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя. 

Когда можно вносить изменения в контракт 

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях: 

  • такое право предусмотрено документацией о закупке, 
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения. 

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

 Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального. 

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия. 

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта. 

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки.

Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки.

При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Читайте также:  Статья 20. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации,  когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

 Можно ли приостановить подписание контракта 

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ. 

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт. 

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2.  Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию. 
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе. 

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта.

Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП.

Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП. 

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Типичные ошибки, совершаемые заказчиками и поставщиками при заключении контракта

  • Согласно частям 5 и 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, уклонился от заключения контракта, а также в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания участника уклонившимся или расторжения контракта направляет в антимонопольный орган информацию об указанном лице для рассмотрения вопроса о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
  •             За истекший период 2019 года Хабаровским УФАС России рассмотрено 290 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков, уклоняющихся от заключения государственного (муниципального) контракта, и 208 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
  •             В 24 случаях признания участников закупки уклонившимися от заключения контракта и 87 случаях расторжения контракта заказчиком Хабаровским УФАС России информация включена в реестр недобросовестных поставщиков.
  •             При этом причиной признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта может быть не только неподписание и неразмещение на электронной площадке подписанного проекта контракта в установленный законом срок, но и следующие действия:
  •              – неоплата обеспечения исполнения контракта в полном объеме, а также непредоставление совместно с подписанным проектом контракта документа, свидетельствующего об оплате обеспечения исполнения контракта,
  •              – в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта выбрана банковская гарантия, несоответствие банковской гарантии условиям контракта, требованиям Закона о контрактной системе, отсутствие банковской гарантии в реестре банковских гарантий,
  •              – в случае, если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, и в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбрано предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), непредоставление информации о контрактах, предоставление информации о контрактах, которые еще не исполнены, либо по контрактам (одному из контрактов) к победителю применялись неустойки (штрафы, пени), либо сумма цен таких контрактов составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке,
  •              – в случае, если победителем электронной процедуры начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на 25% либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, не представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, либо не внесено обеспечение исполнения контракта в полуторном размере (случаи, порядок и сроки внесения подобной информации и обеспечения исполнения контракта установлены статьей 37 Закона о контрактной системе),

             – в случае, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и участник закупки предложил цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, непредоставление заказчику обоснования предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара. При этом хотелось бы отметить, что согласно сложившейся судебной практике к подобному обоснованию не относится гарантийное письмо победителя закупки (если он не является производителем товара), а также письмо о наличии у него на складе необходимого товара. В качестве документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки, иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, могут быть представлены любые первичные документы, объективно подтверждающие факт приобретения товара, его оприходования (договор, накладная и т.п.) и наличия на складе на определённую дату (карточки складского учета), то есть документы, подтверждающие реальную возможность поставить товары.

            Какие бы советы хотелось дать участникам, чтобы избежать рисков включения в реестр недобросовестных поставщиков:

             1. Необходимо внимательно отслеживать все закупки, на участие в которых вы подаете заявку; тот факт, что вы не подавали ценовых предложений, не свидетельствует о том, что вы не можете стать победителем (в случае, если ваша заявка оказалась единственной и признана заказчиком соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе).

Читайте также:  Статья 10. допуск к квалификационному экзамену

            2. Все документы и информацию, подтверждающие обеспечение исполнения контракта, добросовестность, необходимо готовить заранее и внимательно проверять перед направлением заказчику.

Необходимо помнить, что все указанные документы и информацию победитель направляет при подписании контракта, возможность изменить или добавить необходимые документы и информацию еще раз у победителя уже не будет.

            3. Не откладывать подписание контракта на последний день.

            4.

В случае если не удается подписать контракт по каким-либо техническим причинам, в том числе некорректной работы площадки, необходимо осуществлять запись всех своих действий на площадке с использованием независимого регистратора. В дальнейшем это может помочь обратиться в Федеральную антимонопольную службы с жалобой на действия оператора электронной площадки и вернуть себе право исполнения контракта.

            5. Необходимо актировать и фиксировать все события, не позволяющие вам своевременно подписать контракт.

            6.

Внимательно отслеживать всю корреспонденцию, поступающую на электронную почту, указанную вами при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и заказчику, в целях своевременного отслеживания уведомления антимонопольной службы о рассмотрении обращения заказчика о включении вас в реестр недобросовестных поставщиков и возможности предоставления в антимонопольную службу документов и информации, свидетельствующих об отсутствии в ваших действиях умысла на уклонение от заключения контракта.

            Заказчикам же в очередной раз хотелось бы напомнить, что по истечении сроков, указанных в статье 83.

2 Закона о контрактной системе вам необходимо признать участника уклонившимся от заключения контракта, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составить и разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Также в течение трех рабочих дней заказчику необходимо направить всю информацию об участнике, предусмотренную в статье 104 Закона о контрактной системе, в антимонопольный орган.

            Указанные действия необходимо совершить заказчику независимо от того, хочет ли он, чтобы сведения об участнике были включены в реестр недобросовестных поставщиков, или нет. За невыполнение или несвоевременное выполнение указанных действий заказчик может быть подвергнут антимонопольным органом административной ответственности в виде административного штрафа.

            При этом хотелось бы отметить, что антимонопольный орган выдает предписания заказчику, в том числе о возвращении закупки на этап подписания проекта контракта победителем, только на основании выявленных нарушений со стороны заказчика. Поэтому в случае, если неподписание контракта произошло по вине победителя, обращаться за выдачей подобных предписаний в антимонопольный орган не имеет смысла.

            Сложнее обстоят дела в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Хабаровское УФАС России считает, что подобное расторжение должно являться крайней мерой в случае существенного нарушения исполнителем условий контракта.

            В настоящее время у заказчиков имеется возможность принимать немотивированные решения об отказе от исполнения контракта.

Данная возможность позволяет Заказчикам оказывать сильнейшее давление на поставщиков ввиду возможных финансовых убытков для предпринимателей, следующих за расторжением контракта, а также риска включения в реестр недобросовестных поставщиков для участника закупки.

            В соответствии с последними рекомендациями Федеральной антимонопольной службы информация о недобросовестных действиях заказчика при исполнении и расторжении контрактов направляется Хабаровским УФАС России в органы внутреннего финансового контроля.

            Вместе с тем, предлагаемые Федеральной антимонопольной службой поправки к Закону о контрактной системе позволят снизить возможность принятия заказчиком немотивированных решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Так, одним из запланированных нововведений является введение в Закон о контрактной системе механизма защиты прав предпринимателей путем возможности обжалования в Федеральную антимонопольную службу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            При этом необходимо помнить, что у поставщика (подрядчика, исполнителя) также имеется в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе право на расторжение контракта в одностороннем порядке в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств по контракту. Вместе с тем, поставщик должен соблюсти порядок расторжения контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе, и быть готов доказать недобросовестное поведение заказчика.

            Однако, если решение об одностороннем отказе заказчиком все-таки принято, прежде всего заказчиком необходимо соблюсти процедуру расторжения контракта, установленную в статье 95 Закона о контрактной системе.

            При этом хотелось бы отметить, что надлежащим считается такое уведомление поставщика, при котором заказчик может зафиксировать факт получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщиком, направление по почте либо по факсу, в случае отсутствия отклика поставщика на принятое решение не может считаться надлежащим уведомлением.

            Также наиболее часто встречающимся нарушением процедуры расторжения контракта со стороны заказчика является сокращение десятидневного срока, предоставленного Законом о контрактной системе поставщику для устранения нарушения исполнения контракта.

Зачастую заказчики размещают решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе и переводят контракт на этап «Исполнение прекращено» в этот же день.

Указанное может свидетельствовать как о нарушении заказчиком статьи 95 Закона о контрактной системе (порядок расторжения контракта), так и о нарушении статьи 103 Закона о контрактной системе (размещение в реестре контрактов недостоверной информации).

При этом сроки необходимо считать в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

            Следствием подобных действий будет являться не только невключение информации о лице, с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом, в реестр недобросовестных поставщиков, но и привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.

            Так же как и при уклонении участника от заключения контракта, заказчику необходимо помнить о сроках направления информации о поставщике, контракт с которым расторгнут в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, в антимонопольную службу. Ненаправление, несвоевременное направление, а также направление информации в неполном объеме могут повлечь привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.

            Перечень документов и информации, которую заказчик обязан направить, установлен в статье 104 Закона о контрактной системе. Чаще всего заказчиками не направляется информация об учредителях юридических лиц, сведения о которых подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, а также информация о дате расторжения контракта.

            Поставщику же в свою очередь необходимо обратить внимание, что при рассмотрении дела в антимонопольном органе ему необходимо предоставить документы, свидетельствующие о том, что им предпринимались все действия, направленные на исполнение контракта.

            Это могут быть действия по замене товара, исправлению недостатков работ, при отказе заказчика в приемке товаров, работ, услуг. В случае если исполнитель уверен в качестве поставленного товара, выполненной работы, это может быть проведение независимой экспертизы по инициативе поставщика, оспаривание результатов экспертизы, проведенной заказчиком.

            В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких наименований товара и товар одного наименования заказчик не принимает, то все остальные товары поставщик должен обязательно поставить.

            При этом мы неоднократно говорим поставщику, что все взаимодействие с заказчиком при исполнении контракта должно осуществляться поставщиком в письменной форме, любые договоренности, связанные с исполнением контракта, должны подтверждаться соответствующими документами.

            Телефонные переговоры не являются доказательством при рассмотрении антимонопольным органом дела о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Однако сама переписка, при отсутствии каких-либо иных действий, направленных на исполнение контракта, со стороны поставщика также не является доказательством его добросовестного поведения. 

            Также поставщику необходимо фиксировать все действия заказчика, препятствующие исполнению контракта, пояснения из разряда «я привез товар, а он отказался его принимать» при отсутствии каких-либо документов также не будут являться доказательством надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.

            Еще одним важным предложением по совершенствованию действующего законодательства являются планы по перенесению всей переписки по вопросам исполнения государственных муниципальных контрактов в Единую информационную систему в сфере закупок. Данное нововведение позволит повысить прозрачность и открытость контрактной системы в сфере закупок, что в свою очередь повлечет за собой повышение эффективности защиты прав участников закупки.

            Первый шаг в указанном направлении уже сделан: Федеральное казначейство анонсировало внедрение функционала электронного актирования исполнения контрактов в Единой информационной системе.

ЛАРИСА ИЛЬЧЕНКО, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК ХАБАРОВСКОГО УФАС РОССИИ

               Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 02 (208) дата выхода от 20.02.2020.

Ссылка на основную публикацию