Статья 10. Приостановление и досрочное прекращение полномочий народного заседателя

17.11.2020
 993

Статья 10. Приостановление и досрочное прекращение полномочий народного заседателя пресс-служба Госдумы

Госдума приняла в первом чтении законопроекты из президентского «конституционного пакета». Они касаются формирования парламента и дополнительных гарантий бывшим руководителям страны.

Бессрочная индульгенция для экс-президента

В поправках, касающихся неприкосновенности экс-президента, есть «правовая, политическая и историческая составляющая», пафосно начал представление документа Павел Крашенинников. (L.R рассказывал о внесении документа).

Законопроект, довольно существенно меняет существующий порядок, по которому и сейчас нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности бывшего президента за деяния, совершенные им во время исполнения полномочий. Его также нельзя задержать, арестовать, обыскать, допросить или досмотреть, если дела связаны с обязанностями руководителя страны.

Теперь планируется исключить указание на сроки совершения экс-президентом противоправных деяний.

Также меняется процедура лишения неприкосновенности. Сейчас экс-президент может утратить ее, если против него возбудят уголовное дело о тяжком преступлении во время исполнения полномочий главы государства. Процедуру должен инициировать председатель Следственного комитета. Для этого он обязан направить соответствующий документ в Госдуму.

По новому проекту лишить бывшего президента неприкосновенности может Совфед и только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене «или совершении иного тяжкого преступления». После этого обвинение должны подтвердить Верховный и Конституционный суды.

Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совфеда о лишении неприкосновенности должны принять две трети от общего числа парламентариев обеих палат по инициативе не менее чем одной трети депутатов.

Решение Совета Федерации об отрешении президента от должности или о лишении неприкосновенности бывшего главы государства должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения.

В противном случае оно будет отклонено.

Сенатор навсегда

Также Госдума поддержала в первом чтении новую редакцию закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ». В последнем исчезнет термин член Совета Федерации, который везде будет заменен на «сенатор».

После принятия поправок, как рассказывал L.R, президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает пожизненный статус сенатора с момента подачи в Совфед заявления.

Оно может быть подано однократно в течение трех месяцев со дня прекращения исполнения полномочий.

Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу.

Уточняется, что для сенатора РФ — экс-президента сохраняются социальные и иные гарантии, установленные Федеральным законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

В свою очередь, сенаторы — представители РФ назначаются указом президента на шесть лет либо пожизненно (не более семи сенаторов). Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.

К кандидатам в сенаторы устанавливаются определенные требования, включая возрастной ценз в 30 лет, а также ценз оседлости (за рядом исключений) для представителей регионов. Расширяются ограничения для назначения сенаторами лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (по аналогии с действующим ограничением пассивного избирательного права).

  • Также согласно Конституции указывается, что представителями РФ, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
  • Исключаются положения о приостановлении военной и правоохранительной службы на период осуществления полномочий сенатора РФ, депутата ГД, а также о предоставлении прежнего места работы после истечения срока полномочий сенатора РФ, депутата ГД.
  • Новым основанием для досрочного прекращения полномочий сенатора и депутата ГД указывается установление фактов, свидетельствующих о несоблюдении законодательных требований, ограничений и запретов.

Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий

Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в законе о статусе судей и законе о судебной системе.

Закон «О судебной системе РФ» запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.

  • Закон «О статусе судей в РФ» определяет гарантии независимости судей , которыми являются:
  • предусмотренная законом процедура правосудия;
  • запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • право судьи на отставку;
  • неприкосновенность судей;
  • система органов судейского сообщества;
  • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому положению.

Судьи, их семьи и имущество находятся под особой защитой государства.

Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если поступит соответствующее заявление от судьи или обращение председателя суда, а также если органы, обеспечивающие безопасность, получили оперативную информацию о наличии угрозы безопасности этих лиц. Судья имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Срок полномочий судьи законом не ограничен, за исключением впервые назначаемых судей низшего звена судов общей юрисдикции. Они назначаются сроком на 3 года, после чего уже могут быть назначены без ограничения срока полномочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 12 лет, причем не могут быть назначены еще на один срок.

  1. Полномочия судей
  2. Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Основаниями для приостановления полномочий являются:
  3. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  4. согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
  5. участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти, а также его избрание в состав этого органа.
  6. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает та же квалификационная коллегия судей, которая приостановила его полномочия.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ приостанавливаются по решению Конституционного Суда РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к приостановлению. Основанием для этого являются согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности, а также невозможность по состоянию здоровья судьи выполнять им свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи осуществляется решением соответствующей квалификационной коллегии судей. Основаниями для лишения судьи права осуществлять свои полномочия кроме письменного заявления судьи об отставке или о переходе на другую работу являются:

  • неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
  • увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • прекращение гражданства РФ;
  • занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
  • совершение поступка, позорящего честь судьи, умаляющего авторитет судебной власти;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи, решения о признании его недееспособным или об ограничении его дееспособности;
  • смерть судьи иди вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  • отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

Житель села Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики А.

обратилась в суд с заявлением о восстановлении нарушенных конституционных прав и назначении выборов главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, поскольку вступившим в законную силу приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2010 г. К.

являясь главой данного поселения, была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 292 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, а согласно пункту 6 части 6 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 11 января 2013 г. заявление А. оставлено без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявления А. о назначении выборов главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, суд исходил из того, что 10 октября 2010 г. К.

избрана главой Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики и занимает эту должность до настоящего времени. Приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2010 г. К. осуждена по части 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Каких-либо решений уполномоченных органов или суда об освобождении её от занимаемой должности не принималось, установленные законом процедуры, которые должны быть проведены при освобождении должности главы сельского поселения, не проводились, следовательно, полномочия К.

Читайте также:  Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения

как главы муниципального образования не прекращены и оснований для назначения досрочных выборов не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает данные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г.

№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы должностных лиц (главы), органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов.

В силу пункта 6 части 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Уполномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Аналогичные положения содержатся в пункте 7 части 7 статьи 21 Устава Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики.

Из анализа указанных выше правовых норм следует, что основанием для прекращения полномочий должностных лиц (главы) местного самоуправления является вступление в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда, вне зависимости от меры и вида наказания, а также погашения судимости и проведения процедур отстранения указанного должностного лица от исполнения служебных обязанностей каким-либо органом или уполномоченным лицом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Порецкой территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики от 10 октября 2010 г. № 51/32-П выборы главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики признаны состоявшимися и действительными.

Главой Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики избрана К. Вступившим в законную силу приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2010 г. К.

признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей в доход государства.

Таким образом, имеются основания, предусмотренные пунктом 6 части 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, для досрочного прекращения полномочий главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики К. и, соответственно, для назначения досрочных выборов главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики.

Между тем ни Собрание депутатов второго созыва Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, ни Порецкая территориальная избирательная комиссия Чувашской Республики досрочные выборы главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики в установленные законом сроки после вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении К. не назначили.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 г.

№ 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случае, если в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г.

№ 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 названного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Разная правовая природа понятий «отстранение от должности» и «приостановление полномочий» руководителя

  • Определяясь с выбором кандидата на должность генерального директора компании, собственники бизнеса должны понимать, что деятельность генерального директора может в итоге идти не только на пользу компании, но и во вред ее интересам.
  • Генеральный директор может проводить преднамеренные действия для нанесения ущерба компании, совершая преступление, а может наносить убытки компании в силу своего непрофессионализма или по другим причинам, но в любом случае приводящим к негативным последствиям для компании.
  • При выявлении собственниками бизнеса негативных последствий для компании от деятельности генерального директора, такого руководителя необходимо тем или иным образом отстранить от должности и, возможно, в последующем уволить.
  • В зависимости от конкретных обстоятельств и условий срочного трудового договора с генеральным директором и других регламентирующих документов, директор может уволиться по собственному желанию, но при необходимости его можно в принудительном порядке заставить покинуть компанию.
  • При этом важно понимать, что в случае незаконного отстранения от должности или увольнения руководителя существует большая вероятность того, что генеральный директор обратится в суд, и компании придется в итоге платить ему компенсационные суммы по решению суда, так как бывший генеральный директор будет восстановлен в должности.
  • Однако при грамотном и последовательном подходе к процедуре увольнения генерального директора, с учетом действующего законодательства и пониманием всех сторон существующей проблемы, негативных последствий в связи с этим в будущем у компании возникнуть не должно.
  • Следует учесть, что процедуру отстранения генерального директора от должности зачастую отождествляют (в том числе действующие юристы компаний) с понятием приостановления полномочий генерального директора по исполнению обязанностей, что является неправильным трактовкой законодательства или большим заблуждением.
  • Хотя и после отстранения от должности, и после приостановления полномочий при определенных обстоятельствах генеральный директор может быть уволен, но основания и порядок проведения указанных действий совершенно разные.
  • В настоящей статье с учетом реальных примеров из судебной практики будет рассмотрен вопрос возможности отстранения генерального директора исключительно по решению участников компании (совета директоров).

Можно ли отстранить генерального директора по основаниям, не предусмотренным законодательством? В чем разница между отстранением от должности и приостановлением полномочий генерального директора? Ответы на эти и сопутствующие вопросы приведены ниже.

  1. Мнение суда о разной правовой природе понятий: отстранение от должности работника и приостановление полномочий генерального директора.
  2. В Одинцовский городской суд Московской области обратился истец (генеральный директор) с иском к акционерному обществу о признании незаконным увольнения и восстановлении его на работе.
  3. В рамках рассмотрения дела суд выяснил, что истец был назначен на должность генерального директора в акционерном обществе в соответствии с приказом и приступил к исполнению обязанностей генерального директора.
  4. Более поздней датой решением внеочередного общего собрания акционеров полномочия истца были приостановлены, и акционерное общество заключило трудовой договор с новым генеральным директором.
  5. Документы о смене генерального директора в акционерном обществе были поданы в регистрирующий орган.
  6. Соответствующим приказом истец был отстранен от исполнения обязанностей генерального директора в акционерном обществе.
  7. По мнению Одинцовского городского суда Московской области, изложенному в решении по делу № 2-1422/2012, приостановление полномочий руководителя и отстранение его от должности являются по своей правовой природе различными институтами.

Порядок отстранения от должности генерального директора (любого работника) урегулирован ст. 76 Трудового кодекса РФ, а порядок приостановления полномочий генерального директора акционерного общества предусмотрен ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах».

В своем решении суд перечислил основания в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ, согласно которым работодатель обязан отстранить руководителя от должности. Стоит отметить фразу «работодатель обязан отстранить руководителя от должности».

Также суд указал, что иные нормативные акты, в том числе ФЗ «Об акционерных обществах» других оснований для отстранения генерального директора от должности не содержат.

В связи с этим суд пришел к выводу о незаконности действий акционерного общества по отстранению истца от исполнения обязанностей генерального директора, так как оснований, указанных в ст. 76 Трудового кодекса РФ, у работодателя не было.

С учетом имеющего факта незаконного отстранения от должности истца, а не увольнения, суд вышел за рамки заявленных требований в иске, признав незаконными действия по отстранению истца от должности, отменив соответствующий приказ об отстранении истца от должности.

Читайте также:  Статья 91. Условия совершения исполнительной надписи

Другими словами, суд не признал за акционерным обществом право отстранить генерального директора от исполнения обязанностей, тем самым указав, что ст. 76 Трудового кодекса РФ имеет, по сути, исчерпывающий перечень оснований для отстранения работника от работы, в том числе, если это касается генерального директора.

Апелляционное определение Алтайского краевого суда по делу № 33-8041/2013 о незаконности отстранения генерального директора от должности.

Истец обратился в Поспелихинский районный суд, указав, что являлся генеральным директором акционерного общества.

Соответствующим распоряжением от 11.01.2013 г. истец отстранен от должности генерального директора акционерным обществом на период проведения прокурорской проверки прокуратурой Алтайского края по факту падежа крупного рогатого скота.

  • По мнению истца, его отстранение от работы является незаконным, проведено с нарушением требований действующего российского законодательства, в связи с чем истец просил суд признать действия акционерного общества по отстранению его от работы незаконными, восстановить его в должности, выплатить ему заработную плату и пособие по временной нетрудоспособности.
  • Рассмотрев материалы дела, Поспелихинский районный суд удовлетворил требования истца частично, отказав в удовлетворении требований истца в части признания незаконным отстранения его от исполнения обязанностей генерального директора и восстановления его на работе.
  • Не согласившись с решением суда, истец обратился с жалобой в апелляционную инстанцию с просьбой отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отстранения от должности и восстановления на работе.

Рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в признании незаконным отстранения от работы из-за неправильного применения материального закона (п.п. 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ), указав на следующие основания.

Уставом акционерного общества не предусмотрена возможность отстранения от должности руководителя компании участниками на общем собрании или советом директоров акционерного общества. Уставом предусмотрено право общего собрания акционеров на досрочное прекращение полномочий генерального директора, что не является отстранением от должности.

Также суд указал на то, что ФЗ «Об акционерных обществах» не установлена возможность отстранения генерального директора от исполнения обязанностей.

Проведение прокурорской проверки в отношении генерального директора по признакам состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, не является основанием для отстранения истца от должности, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.

Фактически в своем апелляционном решении суд сделал вывод такой же как и Одинцовский городской суд в предыдущем примере о том, что отстранение генерального директора возможно только по основаниям, предусмотренным ст. 76 Трудового кодекса РФ.

  1. В связи с изложенным судебная коллегия признала отстранение акционерным обществом истца от исполнения обязанностей генерального директора незаконным.
  2. В отличие от решения Одинцовского городского суда Московской области, решение Алтайского краевого суда во втором примере ссылается в том числе на то, что уставом акционерного общества не предусмотрена возможность отстранения руководителя компании участниками на общем собрании или советом директоров.
  3. В то же время апелляционная инстанция также ссылается на ФЗ «Об акционерных обществах», которым, по мнению суда, не предусмотрена возможность отстранения генерального директора от должности, а устав не должен противоречить федеральному закону, что указывает на одинаковые выводы судов, как в первом примере, так и во втором.
  4. Выводы, подтвержденные приведенной судебной практикой.

Согласно судебной практике, отстранение генерального директора от исполнения обязанностей возможно только по основаниям, предусмотренным ст. 76 Трудового кодекса РФ с учетом тех отсылочных норм, которые есть в статье.

  • Отстранение от работы, в том числе генерального директора компании является временной, но обязательной мерой, применяемой работодателем к работнику.
  • Работодатель обязан отстранить работника от работы, даже если не имеет такого желания, и мнение работника в данном случае тоже не должно учитываться при принятии решения об отстранении от работы.
  • Временное отстранение генерального директора от работы может в последующем закончиться его увольнением, например, если в рамках уголовного судопроизводства будет доказана вина директора в причинении ущерба компании, и будет вынесен обвинительный приговор.
  • С другой стороны, после отстранения от должности генерального директора он может быть восстановлен в должности в зависимости от конкретных обстоятельств, и генеральному директору в связи с восстановлением в должности будут положены некоторые компенсационные выплаты.
  • Отстранение генерального директора по решению собственников (совета директоров) по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, признается судами незаконными действиями работодателя, что влечет за собой восстановление генерального директора в должности и денежные потери для работодателя.
  • В то же время существует небольшая противоречивость и неопределенность выводов суда о возможности акционерного общества отстранить генерального директора от исполнения обязанностей, если такое право предусмотрено уставом общества.
  • Одинцовский городской суд Московской области в приведенном примере вообще устав не исследовал, а апелляционный суд во втором примере все же сослался на то, что уставом акционерного общества не предусмотрена возможность отстранения генерального директора от должности.
  • Соответственно возникает вопрос: а если бы уставом акционерного общества была предусмотрена такая возможность, то какое решение по делу принял бы суд тогда?
  • Несмотря на небольшую неопределенность в выводах суда во втором примере, правовая позиция Одинцовского городского суда Московской области о разной правовой природе понятий отстранение от должности и приостановление полномочий является обоснованной и логически выдержанной.

В связи с этим участники общества (совет директоров) вправе на основании ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» в любой момент принять решение о приостановлении полномочий руководителя и последующем досрочном прекращении полномочий генерального директора, но об отстранении от должности в данном случае не может быть и речи.

При этом не исключено, что генеральный директор обратится в суд с целью оспаривания конституционности ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах», согласно которой работодатель вправе приостановить полномочия директора в любой момент.

В своем постановлении от 15.03.2005 г. № 3-П Конституционный суд РФ дал четкий ответ касательно неконституционности положений ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах».

По мнению Конституционного суда РФ, абзац 2 п. 4 ст. 69 указанного федерального закона не противоречит Конституции РФ, поскольку расторжение трудового договора в данном случае не является мерой ответственности для генерального директора и возможно лишь при выплате денежной компенсации директору, предусмотренной соответствующим трудовым договором.

Рекомендации работодателям.

1. Работодателю, в том числе юридической службе компании, а также каждому юристу в отдельности необходимо четко понимать, что понятия «отстранение от должности работника» и «приостановление полномочий генерального директора с целью досрочного прекращения полномочий» имеют разную юридическую природу.

При правильном понимании разницы в вышеуказанных понятиях, работодатель уменьшит вероятность принятия судебных решений по соответствующим вопросам не в свою пользу.

2. Работодатель должен четко прописать в уставе компании возможность приостановления полномочий генерального директора с целью досрочного прекращения полномочий по решению совета директоров (наблюдательного совета), что предписывают положения ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах».

Также в уставе компании необходимо предусмотреть последовательную процедуру приостановления полномочий генерального директора.

3. Если генеральный директор не может исполнять свои обязательства, совет директоров вправе принять решение об утверждении временного генерального директора и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий настоящего директора, что предусматривает п. 4 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах».

Приостановление, прекращение полномочий судьи и отставка судьи | Студент-Сервис

  • Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения судейских полномочий.
  • Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.
  • Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим – его семье заработной платы или уменьшение ее размера, а также не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных Законом о статусе судей.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия. Законодательство о статусе судей различает два понятия, связанные с прекращением деятельности судьи по осуществлению правосудия: прекращение полномочий судьи (ст. 14 Закона РФ “О статусе судей в РФ”) и отставка судьи (ст. 15 Закона РФ “О статусе судей в РФ”).

Читайте также:  Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным п. п. 1 – 3, 6 – 11 п. 1 ст. 14 Закона РФ “О статусе судей в РФ”. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ.

Отставка судьи – почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

По данным Минфина РФ, на октябрь 2012 г. при общей штатной численности судейского корпуса Российской Федерации около 36 тыс. судейских должностей численность судей, пребывающих в отставке, составляет около 26 тыс. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Приостановление и прекращение полномочий судьи

Приостановление
полномочий судьи.
 Полномочия
судьи приостанавливаются решением
квалификационной коллегии судей при
наличии одного из следующих оснований:

  1. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

  2. возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

  3. участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

  4. избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Приостановление
полномочий судьи, за исключением случая,
когда ему в качестве меры пресечения
избрано заключение под стражу, не влечет
за собой прекращения выплаты судье, а
если он признан безвестно отсутствующим, –
его семье заработной платы или уменьшения
ее размера. Приостановление полномочий
судьи, за исключением случая избрания
ему в качестве меры пресечения заключения
под стражу, не влечет за собой снижения
уровня иных видов материального и
социального обеспечения судьи и не
лишает его гарантий неприкосновенности.

Решение о возобновлении
полномочий судьи принимает квалификационная
коллегия судей, приостановившая его
полномочия.

Прекращение
полномочий судьи.
 Полномочия
судьи прекращаются по следующим
основаниям:

  1. письменное заявление судьи об отставке;

  2. неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

  3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

  4. достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

  5. увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

  6. прекращение гражданства Российской Федерации;

  7. занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

  8. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

  9. вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

  10. смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

  11. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Отставка
судьи.
 Отставкой
судьи признается почетный уход или
почетное удаление судьи с должности.
За лицом, пребывающим в отставке,
сохраняются звание судьи, гарантии
личной неприкосновенности и принадлежность
к судейскому сообществу. Каждый судья
имеет право на отставку по собственному
желанию независимо от возраста.

Гарантии независимости судей

Независимость
судьи обеспечивается следующими
правовыми гарантиями:

  1. предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

  2. установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

  3. правом судьи на отставку;

  4. неприкосновенностью судьи;

  5. системой органов судейского сообщества;

  6. предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей

Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения им своих профессиональных обязанностей.

Полномочия судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов приостанавливаются по основаниям, указанным в Законе о статусе судей (п.1 ст.13):

  • 1) если судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • 3) если судья участвует в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.
  • При рассмотрении материалов о дисциплинарной ответственности судьи его полномочия могут быть приостановлены до решения по существу дисциплинарного дела.

Решение о приостановлении полномочий судьи принимает соответствующая квалификационная коллегия судей. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Полномочий судей Конституционного Суда РФ приостанавливаются по решению Конституционного Суда РФ по основаниям, указанным в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (ч. 1 ст.17) в следующих случаях:

  1. 1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  2. 2) судья по состоянию здоровья не способен временно исполнять свои обязанности.
  3. Основания и порядок приостановления полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.
  4. Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение судьи от исполнения им должностных полномочий.

Основаниями для прекращения полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов (п. 1 ст. 14, п. 7.1 ст. 6 Закона о статусе судей) являются:

  • 1) письменное заявление судьи об отставке;
  • 2) неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  • 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  • 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
  • 5) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  • 6) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
  1. 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  2. 8) избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
  3. 9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  4. 10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  5. 11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  6. 12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
  7. 13) отказ судьи от перевода в другой суд, если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
  8. 14) выявление факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи.
  9. 15) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

16) совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о прекращении полномочий судьи принимает соответствующая квалификационная коллегия судей. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

В отношении судей Конституционного Суда РФ решение о прекращении полномочий принимает Конституционный Суд РФ (основания прекращения полномочий в целом совпадают с основаниями прекращения полномочий остальных судей).

В случае нарушения порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда или совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, прекращение полномочий производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ. Основания и порядок прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.

Ссылка на основную публикацию