Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

19 мая 2014 г.

Союз архитекторов – старейшая профессиональная организация России, ведущая свою историю с позапрошлого века. Созданное почти сто сорок лет назад Московское архитектурное общество послужило импульсом для консолидации всех творческих сил страны в будущем.

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

Обновленный Дом архитектора

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

Генплан Екатеринбурга — лучшее украшение Дома архитектора

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

Зал для конференций, презентаций, выставок

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

История Екатеринбурга-Свердловска

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

VIII региональный смотр-конкурс архитектурных и дизайнерских работ «Рука мастера»

  • Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов
  • Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов
  • Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

В 1932 году был создан Союз советских архитекторов, а в 1938 году учреждено Свердловское областное отделение Союза советских архитекторов.

С окончанием советской эпохи название поменялось – и «Свердловская организация общероссийской общественной организации Союза архитекторов России» в минувшем году отметила свой 75-летний юбилей.

Сегодня Свердловское отделение САР – самая крупная после Москвы и Петербурга организация, объединяющая специалистов теории, практики и профессионального образования в области архитектуры и градостроительства.

Кризис, коснувшийся многих творческих союзов страны, не обошел и сообщество архитекторов. Однако, переживая разного рода трудности, Союз архитекторов остается единственной организацией, которая способна заниматься вопросами градостроительной и архитектурной политики и стоять на защите профессиональных интересов архитекторов.

Опираясь на профессиональный кодекс своих исторических предшественников, Союз продолжает решать многочисленные задачи, обозначенные в Уставе. Это, прежде всего, создание полноценной архитектурной среды и содействие сохранению архитектурного и историко-культурного наследия, пропаганда архитектуры и повышение престижа профессии архитектора и многое другое.

Возможно, чтобы наиболее эффективно действовать в современных условиях, Союз архитекторов нуждается в реформировании своей структуры, новых формах деятельности или уточнении приоритетов в работе. Но одной из важных функций Союза была и остается поддержка профессионального становления творческой молодежи.

А стремится ли сама молодежь пополнить ряды Союза архитекторов? Имеют ли молодые архитекторы потребность в профессиональном объединении? Что дает архитектору членство в Союзе? Каким бы хотела видеть Союз архитекторов сегодняшняя молодежь?

  • На эти вопросы нам ответили молодые практикующие архитекторы, а о роли Союза архитекторов рассказал руководитель Свердловского отделения САР.
  • Сергей Алейников
  • председатель Свердловского отделения Союза Архитекторов

– Когда я закончил архитектурный институт в 1973 году, и мы пришли работать в «ГражданПроект», для нас вступить в Союз архитекторов было просто какой-то несбыточной мечтой. Я знал, что Союз есть, я видел этот Дом и боялся в него зайти, потому что для меня это был храм. Он и теперь остается храмом. И для меня быть членом Союза архитекторов – это признание мастерства, которым я владею.

Профессиональные союзы архитекторов есть везде в мире. Причем, есть Гильдия архитекторов, и есть Союз – это разные вещи.

И если Гильдия дает право работать по профессии, то Союз архитекторов – это элита, уже состоявшиеся специалисты, которые могут позволить себе быть в сообществе коллег-профессионалов, встречаться, общаться, что-то обсуждать. Знаете, что такое союз английских архитекторов? Вот ты туда попробуй вступи!

Моя функция – поднять престиж нашего Союза архитекторов до подобных очень больших высот. Вырастет и стоимость членства тоже.

На сегодняшний момент у нас есть реальная возможность построить еще одно помещение по примеру Сеульского музея архитектуры. Место, где сможет собираться общественность города, своего рода форум.

Ведь Екатеринбург – город-бунтарь, по большому счету, здесь много спорных вопросов, проблем, мнений.

А Союз архитекторов – организация вроде нейтральная, но очень влиятельная, и она могла бы содействовать реализации перспективных градостроительных проектов.

Что касается начинающих архитекторов, для меня сегодняшняя молодежь, если честно – явление абсолютно непонятное. Я председатель ГЭКа в архитектурной академии, и беру к себе на работу архитекторов до защиты года за два. Мы работаем с ними, и они потом остаются в мастерской. К ним вопросов нет. А все остальное, что творится снаружи, мне совершенно непонятно.

После учебы все сразу почему-то считают себя ГАПами, какими-то руководителями проектов! И народ не понимает, что прежде чем стать архитектором, нужно пройти долгий путь.

Раньше у нас была цепочка «архитектор – старший архитектор – руководитель группы». И так мы шли. Мы все прошли «ГражданПроект», и это была очень классная школа.

А сейчас человек построил коттедж в Краснолесье – и он уже ГАП! Если честно, в Союзе он нам не особо нужен. Чтобы реализовать объект, нужно многое уметь.

Сегодня от молодежи поступает много заявлений о принятии в Союз. И я считаю, это связано с тем, что наш Дом начинает потихоньку работать, пока не в полной мере, но работает. Здесь проходят выставки, презентации, «Руку Мастера» на своей площадке провели.

Потом и газету свою начнем печатать. Это издание нужно и нам, и всем, кто работает рядом с нами – потолочникам, плиточникам, световикам. Мы же региональное отделение, и нас все поддерживают – Тюмень, Челябинск.

Средства сегодня у нас есть, и мы умеем их изыскивать.

Вступить в Союз непросто, нужно построить объект городского масштаба. Статус у нас высокий, наша Свердловская организация Союза архитекторов – номер три в стране по количеству членов после Москвы и Питера, у нас самая большая делегация на съездах. И 300 человек в составе Союза архитекторов – только в Екатеринбурге. Это сильно!

  1. Олег Ждахин
  2. архитектор , руководитель архитектурно-конструкторского бюро

– Я не являюсь членом Союза архитекторов, однако считаю, что подобная организация крайне важна как для молодых специалистов, так и для опытных. Сегодня образование не дает на должном уровне даже базовых навыков в этой профессии. Серьезные практикующие архитекторы теперь почти не идут преподавать в вузы.

Практически распались крупные проектные институты, в которых раньше существовала преемственность, где можно было получать навыки и опыт не только у старших товарищей, но и используя богатые архивные фонды.

Для работодателей крайне остро стоит кадровый вопрос – сказывается «провал» 90-х и 2000-х годов, когда в профессии оставались единицы. Сносятся архитектурные памятники, их место занимают сомнительные образцы современной архитектуры. На данную негативную тенденцию в какой-то мере как раз и мог бы повлиять Союз архитекторов.

В его текущие задачи входят защита общества от непрофессиональной деятельности в области архитектуры, обучение архитекторов-членов Союза с целью повышения квалификации, создание и развитие системы нормативной документации, содействие в защите авторских прав, содействие сохранению архитектурно-исторического наследия.

На мой взгляд, в этих сферах деятельность Союза могла бы быть более заметна, а в части подготовки молодых архитекторов – обозначены новые направления. Я считаю, что было бы полезно организовывать от Союза архитекторов лекции, семинары для студентов вузов, приглашать делегатов от студенческих групп на обсуждения в Союзе каких-либо вопросов в качестве слушателей.

  • Словом, нужно восстановить связь, преемственность, обмен опытом в профессии, начиная со студенческой скамьи, и здесь альтернативы Союзу архитекторов я не вижу.
  • Виктория Веселовская, архитектор

– Союз архитекторов, несомненно, нужен. Особенно молодым архитекторам. Во-первых, это объединение профессионалов, опытных и уважаемых архитекторов, тех, кто может дать совет, поделиться опытом. Во-вторых, нашему заказчику важны регалии. Он хочет знать, что перед ним не просто девочка из АРХа, а специалист, которому можно доверить проект и бюджет.

К сожалению, в данный момент в Союзе только зарождается деятельность относительно молодых архитекторов.

Надеюсь, что в преддверии выборов Председателя правления нас услышат, а Союз станет перспективной профессиональной целью молодых архитекторов.

Сегодня Союзу необходимо укрепление авторитета и общественной значимости, на мой взгляд, это возможно только при объединении сил заслуженных и молодых специалистов.

  1. Как говорится, мы сами архитекторы своего будущего.
  2. Андрей Чуйков, архитектор
  3. руководитель архитектурной мастерской LABAR

– Союз архитекторов однозначно нужен. Его общественная роль была существенна для предыдущих поколений архитекторов, таковой она остается и сегодня. Для меня Союз архитекторов – это сообщество единомышленников, чьи устремления ориентированы на популяризацию и развитие профессии, совершенствование архитектурной среды и общества.

Это единственная весомая организация, которая может выступать независимым экспертом в области архитектуры и градостроительства, которая может защищать права архитекторов.

Обилие фестивалей, конкурсов, выставок и семинаров, которые организует Союз архитекторов России, позволяет формулировать основные вопросы, выявлять проблемы, существующие внутри профессии, представлять свои работы и знакомиться с достижениями коллег в области архитектуры.

Членство в Союзе архитекторов России мне представляется единственной настоящей возможностью откровенно обсуждать и находить решения проблем, существующих в профессиональной деятельности, продвигать социально значимые проекты и интересы архитектурного сообщества.

Николай Шумаков: «Архитекторам необходимо больше полномочий!»

Реализация давнего житейского наблюдения «что нам стоит дом построить — нарисуем, будем жить» сегодня на качественном уровне может быть обеспечена не столько точными расчётами стоимости земли, где предполагается строительство, сколько закладыванием в проект полного набора всей прилегающей к дому инфраструктуры.

О перипетиях современного градостроения и о том, в частности, почему «перезрело» принятие единого законодательного документа, регулирующего деятельность архитекторов, девелоперов и местных органов власти, «Инвест-Форсайту» дал интервью президент Союза архитекторов России, народный архитектор РФ, член Совета Международного союза архитекторов, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Николай Шумаков. 

Такой организации зодчих в мире нет нигде
Комфортную среду определяют не лавочки
Против скороспелой урбанистики
«Девелоперские сказки» и невыдуманные проблемы городов

Читайте также:  Глава V. Пользование животным миром

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

Такой организации зодчих в мире нет нигде 

— Во-первых, хотелось бы услышать вашу оценку общего состояния и перспектив творческого объединения современных отечественных зодчих. Что, на ваш взгляд, мешает Союзу развиваться? Если сравнивать Союз архитекторов с другими творческими профессиональными сообществами России, есть ли нечто общее или какие-то различия в планах и заботах?

— Начну с развития. В корне не согласен с постановкой вопроса. Союз архитекторов развивается: это неоспоримый факт. Доказательство — жизнь нашего объединения во всех регионах России.

Где-то она течёт более активно, где-то менее, но движение есть.

Сейчас в связи с пандемией у всех нас не лучшие времена, но ещё совсем недавно в Центральном Доме архитектора двери буквально не закрывались: выставки, конкурсы, фестивали, мастер-классы.

Я сам практически не вылезал из командировок: за 2018–2019 годы объездил практически всю страну, все наши региональные организации, чтобы на месте посмотреть, как работают коллеги. Да и в ушедшем 2020-м было с десяток командировок.

Совокупный опыт — потрясающий, о чём говорят сами архитекторы на наших крупных ежегодных мероприятиях.

Так что перспективы есть; но, конечно, у тех, кто заинтересован в работе, а не в критиканстве, кто не выискивает ошибки и просчёты (а их не может не быть), кто видит главное за ворохом повседневности.

Состояние любого творческого объединения напрямую зависит от нравственного здоровья общества, от моральных принципов, которые исповедует власть. Если находить точки соприкосновения — работать проще и есть результат. Но если строить политику на антагонизме и отрицании компромиссов, тогда это не творческий союз, а «голая» оппозиция ради оппозиции.

Должен сказать, Союз архитекторов России — уникальная организация, вся деятельность которой направлена на заботу о профессии и об архитекторах. Я много видел подобных союзов за рубежом, но такой организации, как у нас, нет нигде. Ни в одной стране творческие объединения не работают ещё и как профсоюз, помогающий и морально, и материально своим членам.

Мы это делаем. Самой большой преградой на пути развития Союза до недавнего времени был небольшой приток новых молодых сил. Проблема пока ещё остаётся в повестке дня, но уже за последние два года в Союз вступили более 500 молодых архитекторов. Создан Совет молодёжи СА России, к работе которого уже подключились 32 региона.

Это очень значительный аргумент в пользу того, что организация живёт и развивается. Если хотите знать моё личное мнение, скажу, что каждый уважающий себя специалист должен стремиться стать членом своего профессионального творческого сообщества. Это говорит о его зрелости и понимании собственной роли в происходящем.

Наконец, это просто готовность разделить ответственность за профессию, развивать её и поддерживать.

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторовСтанция метрополитена «ЦСКА». Проект архитектора Николая Шумакова.

Комфортную среду определяют не лавочки

— Координация усилий по созданию комфортной, отвечающей всем стандартам ХХвека среды проживания находится в центре внимания общества.

По вашему мнению, роль архитектора в этом процессе за последние годы возросла или уменьшилась? От чего больше страдает сегодня архитектурный облик городов в России, особенно в провинции: от коммерческого произвола застройщиков или от разобщённости функций архитектора, градостроителя, муниципальной и региональной властей?

— Для начала хотелось бы договориться о том, что вкладывается в понятие «комфортная среда». К сожалению, очень часто за этими словами стоят банальные и порой сомнительные «украшательства» в виде лавочек, мощения, озеленения, убогих уличных урн и прочего. Не хочу сказать, что этого не должно быть в городе. Непременно, всё это нужно!

Но комфортную среду XXI века определяет прежде всего «большая» архитектура: постройки, жилые кварталы, обустроенные промзоны, рекреации, спортивные комплексы, мощные магистрали, транспортная инфраструктура.

Если в городе нет серьезной архитектуры, пространство по определению не может быть комфортным и лояльным к человеку. Архитектурный облик городов страдает в первую очередь от непрофессионализма и отсутствия долгосрочного планирования. И то, и другое должно войти в новый закон «Об архитектурной деятельности в РФ».

Без принятия стратегического документа мы будем топтаться на месте и делать вид, что развиваемся. Вашему журналу с таким красивым названием лучше других должен быть понятен смысл глубокого прогнозирования по Форсайту, когда мы даже не называем перспективой то, что нельзя спланировать минимум на 50 лет.

Пока территориальное планирование не будет рассматриваться «от 50 и выше», ничего толкового не будет ни в архитектуре, ни в градостроительстве.

Соответственно, в таких условиях будет процветать, как вы говорите, коммерческий произвол застройщиков.

Потому что для застройщика, девелопера, строителя — за редким исключением — важны те самые пресловутые «метры квадратные», которыми порой измеряется и комфорт, и планировка, и перспективы.

Разобщённость всех звеньев градостроительной цепочки можно преодолеть только концентрацией взаимных усилий, о которых давно говорит Союз архитекторов.

Мне кажется, именно сейчас наступил очень благоприятный для отечественной архитектуры момент, потому что российский Минстрой возглавил новый министр Ирек Энварович Файзуллин, который 15 лет работал главным архитектором Республики Татарстан и 10 из них был республиканским министром строительства, архитектуры и ЖКХ. Для него строительства вне архитектуры не существует; это очень важно. Потому что архитектура — достаточно зависимая профессия, развиваться она может только в равноправном диалоге с властью и в профессиональной «сцепке» с заказчиками и строителями.

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторовЖивописный мост — первый в Москве вантовый мост с подвесной капсулой. Проект архитектора Николая Шумакова.

Против скороспелой урбанистики

— За последнее время появился ряд инициатив и проектов в области современной урбанистики со стороны некоммерческих и образовательных организаций: к примеру, института «Стрелка», а также некоторых банковских структур (ВЭБ). С вашей точки зрения, насколько они эффективны? Как архитекторам удаётся налаживать с ними взаимодействие?

— Вопрос я сознательно делю на две части. Взаимодействуем мы со всеми, кто так или иначе причастен к вопросам архитектуры и градостроительства, даже если Союз архитекторов не разделяет каких-то убеждений партнеров. Это нормальная практика.

Если же вы таким завуалированным образом пытаетесь выяснить, как я отношусь к образовательным программам, появившимся в самых невероятных и малоприспособленных для серьёзного профильного обучения структурах, — отвечу.

К этим новым форматам, подменяющим вузовскую подготовку, и к их создателям, которые обещают за две недели или три месяца сделать архитектора из любого желающего называться урбанистом, отношусь отрицательно, хотя это никого не останавливает.

Разве что новый закон в одном из своих параграфов чётко определит, кто может называться архитектором в нашей стране, какие ступени профессиональной подготовки обеспечат комфорт и безопасность нашим городам — нынешним и будущим. Видите, опять говорим про закон, никуда от этого не деться…

— Россия, как известно, — страна с преимущественно городским населением.

Но общий уровень развития именно городской инфраструктуры, бытовые условия в «глубинной» России заметно отстают от общепринятых в цивилизованных странах стандартов.

Что в связи с этим должно стоять в числе первоочередных задач перед отечественными специалистами в области урбанистики? Насколько трудно вовлекать в эту сферу коллег из цивилизованных стран?

— Не знаю, говорит ли вам что-нибудь имя Ильи Георгиевича Лежавы, профессора МАРХИ, нашего учителя, воспитавшего не одно поколение архитекторов. Его не стало в 2018 году, до последнего своего дня это был активнейший и мудрейший профессионал.

Так вот, когда его спрашивали о том, насколько правильно привлекать в ту же Москву «коллег из цивилизованных стран», как вы говорите, он неизменно брал собеседника за руку и подводил к карте мира.

Показывал какую-нибудь европейскую страну, территория которой на карте занимала от силы 3–5 квадратных сантиметров, а потом своей ладонью накрывал одну из областей России и спрашивал с хитрым прищуром: «Ну, и чей опыт мы будем внедрять на этих территориях?..

» Если же разговор происходил не в его кабинете, показывал на экране своего мобильного прелестную картинку, где в одном масштабе были выведены две страны: Россия и Нидерланды. Территория одной в 400 раз больше другой. Думаю, всё понятно. Поэтому привлекать европейцев к проектированию в России возможно и даже нужно — но очень деликатно, чтобы не превращать нашу провинцию в клонированные безликие поселения.

Говорить же о каких-то особых европейских стандартах комфорта сегодня нет нужды — они едины, для России в том числе: это теплое и удобное жильё, развитая инфраструктура, прежде всего транспортная, шаговая доступность по отношению к жизненно важным объектам с учётом социально-экономических, демографических и прочих показателей в данной местности. Ничего другого перед отечественными специалистами в области урбанистики, как вы их называете, и не стоит.

Другой вопрос: как спроектировать такие поселения, например, в Якутии, в условиях вечной мерзлоты, или в поймах наших великих рек, где ежегодные разливы сродни перманентному стихийному бедствию? Или в зонах с повышенной сейсмической активностью? С точки зрения технологий, возможно, опыт тех же японцев будет полезен. Но совершенно иная ментальность не позволит даже самому гениальному японскому архитектору спроектировать российский город с учётом нашей реальности, сохранив его идентичность и историческую значимость. У нас достаточно своих архитекторов, в том числе с мировыми именами, чтобы заниматься этой работой.

— Обустройство не только «миллионников», но и малых городов, посёлков, сельских поселений, как и зон технопарков — согласитесь, по сути, важнейшая тема сохранения и развития огромной страны. Как вы в этой связи смотрите на нынешнюю проблематику сельской и промышленной архитектуры?

Читайте также:  Статья 33. Организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных

— Не очень понимаю, какой смысл вы вкладываете в то, что называете «проблематикой сельской и промышленной архитектуры», но отвечу на вопрос так, как его понял. Всё упирается в экономику. Потому что порой — это как раз касается провинции — соблазн всё снести и построить вместо отживших своё домишек многоэтажные массивы является определяющим.

Таунхаусы, индивидуальное и малоэтажное жильё, которое, безусловно, предпочтительнее в таких местах, требуют времени и тщательного анализа. Миф о том, что это намного дороже, — не более чем миф, этакая «девелоперская сказка».

Давно доказано, что экономическая выгода теряется уже на уровне 7–9 этажа, так как вместе с высотностью зданий в разы вырастают эксплуатационные расходы по обслуживанию объекта. Вы спрашиваете моё мнение; я как архитектор, занимающийся транспортом, могу сказать: градостроители должны в первую очередь думать о транспорте.

Невозможно и дальше расширять наши мегаполисы и крупные города. Вне их пределов жизнь останавливается. На работу или на учёбу — в город, за покупками и развлечениями — в центр, маятниковая миграция и коллапс на дорогах — вот наше будущее.

В то время как замечательные российские архитекторы Ладовский, Гутнов, Лежава уже в 1950–60-е годы предлагали новый вариант расселения и создание экологичных городов и многопрофильных технопарков с учётом в первую очередь развитой транспортной доступности. Только называли это кластерами, оборудованными всеми системами жизнеобеспечения.

Проще говоря, сейчас вы можете 2–3 часа ехать по пробкам из ближайшего пригорода на работу в перенаселённую Москву, зачастую не имея возможности припарковать машину возле офиса.

Гораздо продуктивнее заняться созданием высокоскоростных железных дорог; тогда те же три часа вы проведёте в комфортном электропоезде, который доставит вас на работу из собственного дома, а он может находиться на расстоянии до 1000 километров от Москвы.

Но, повторяю, всё упирается в экономику.

Почему-то считается более выгодным заполнять Москву и другие мегаполисы, а также их пригороды безликими многоэтажными жилыми комплексами, нежели строить скоростные магистрали, которые приблизят к местам активности сотни компактных поселений, не отягощая новыми проблемами крупные города. Вот это, пожалуй, самая пока неразрешимая задача и для архитекторов, и для государства в целом.

«Девелоперские сказки» и невыдуманные проблемы городов

— Как на местах реагируют на экспертные заключения архитектурных комиссий и отдельных специалистов — ваших коллег? Не ошибусь, если скажу, что в 90-е и начале нулевых годов быть честным, взыскательным архитектором было небезопасно…

— Быть честным и взыскательным — дорогое удовольствие во все времена. И для человека любой профессии. Именно в престиже и статусе профессии кроется ответ на ваш вопрос. Уж раз вы заговорили о девяностых, давайте продолжим аналогию.

Вспомните, что было с врачами в те годы? Нищенские зарплаты, больницы-развалюхи, отсутствие спецтранспорта, нехватка нужного оборудования, специалистов… Но государство планомерно стало выводить отрасль на самые престижные позиции.

Я далёк от того, чтобы сказать, что сейчас у нас в медицине всё прекрасно. Нет. Но нынешняя ситуация с коронавирусом и с тем, как страна живёт в этой пандемии, позволяет сказать: как аукнется, так и откликнется.

Поддержали медиков — и в чрезвычайной ситуации профессионалы проявили свои умения и таланты полностью. То же самое — в архитектуре.

Мы давно обращаемся к власти с предложением поддержать архитектуру как величайшее искусство и важнейшую отрасль отечественного производства, дать больше полномочий, за которые мы готовы нести ответственность. Это необходимо для страны и народа.

Не думайте, что я бросаюсь высокими фразами. Пока государство не встанет на защиту архитектуры, мы так и будем исполнять волю строителей и девелоперов. Среди них, кстати, — огромное количество грамотных профессионалов.

Для них экспертное мнение архитектора имеет важнейшее значение. Сейчас на местах, в регионах мы наблюдаем возрождение градостроительных и архитектурных советов, которые прекратили своё существование в начале нулевых годов. Вот это — настоящий знак времени.

Во многих городах России эти советы действительно были «головной болью» для власти.

Архитекторы с риском для карьеры — не скажу, для жизни, но порой ценой собственной свободы — отзывали откровенно вредительские проекты, останавливали стройки, наносящие заведомый ущерб экологии, населению, историческому наследию городов… Но не будем лукавить: тенденция «выше, глубже, больше, быстрее и дешевле» в погоне за квадратными метрами сама по себе не отпадёт никогда, как не исчезнут из нашей жизни алчность и стремление к лёгкой выгоде. Так устроен человек. Во всяком случае, пока. Но мы-то с вами живём в этом промежутке времени, у нас нет возможности пережидать это «пока».

Значит, надо действовать. Что мы и делаем, организуя вместе с региональными организациями Союза архитекторов конкурсы, общественные слушания, выездные заседания наших советов, инициируя экспертные заключения по тем объектам, которые требуют вмешательства профессионального сообщества. А реакция власти зависит от того, насколько дальновидны и профессиональны ее представители.

Беседовал Алексей Голяков

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Творческие союзы, что это в современных реалиях, что они дают и нужно ли туда вообще вступать?

Привет всем! Меня зовут Александр Одинцов. Спасибо всем, кто поддерживает мой канал об искусстве, подписывается, ставит лайки и комментирует.

Сегодня хотел бы поговорить с вами на тему творческих союзов. Союзы художников, архитекторов дизайнеров, вообще творческих людей. Что они дают? Что это такое сейчас? И нужно ли в них вступать.

Рассказываю на личном опыте. Так как в этом году буду «отмечать» десятилетие своего членства в Союзе Дизайнеров России. Я вступил туда в далёком 2011 году. Тогда мне казалось, что это очень круто.

Многие мои друзья дизайнеры и архитекторы также вошли в ряды Союза. Чуть позже появилась возможность и идея вступить также в Союз Архитекторов и возможно Союз Художников России. Но делать этого я уже не стал.

И в этой статье я также расскажу почему.

  • Что вообще такое творческий Союз?
  • Если посмотреть историю, то мы увидим, что в том, или ином виде объединения художников, писателей композиторов, и вообще творческих людей существуют довольно давно.
  • Общий смысл таких организаций состоит в объединении людей с тем, чтобы создать взаимовыгодную структуру, основанную на общих профессиональных интересах.
  • Во времена Российской Империи сразу вспоминаются такие объединения как товарищество передвижных художественных выставок(передвижники), Союз русских художников и тд.

В советское время появились официальные государственные Союзы писателей, художников, композиторов. И надо сказать, что членство в этих Союзах в то время реально давало некие преференции. Например, художники могли получить студии для работы.

Надо отметить, что такие объединения творческих людей существуют и на западе.

Как это все работает?

Есть структура творческого Союза. Глава, заместители, различные комиссии и тд. Также есть рядовые члены Союза. Они все платят ежегодные членские взносы. При вступлении новые члены платять входной взнос. Эти взносы идут в том числе на содержание аппарата Союза.

Процедура вступления скажем в Союз Дизайнеров нового участника(буду говорить о Союзе Дизайнеров, так как сам проходил через это) не так уж и проста. Во первых нужно серьезное творческое портфолио. Во вторых нужна характеристика на тебя от трех действующих членов Союза. В третьих нужно пройти собеседование на комиссии по вступлению. И только потом принимается решение о вступлении.

На выставке своих работ, фото автора

На выставке своих работ, фото автора

Надо отметить, что в современных реалиях членство в Союзе даёт некоторые небольшие привилегии. Есть возможность со скидкой покупать художественные товары. Участвовать в конкурсах, проводимых Союзом.

Посещать выставки и не платить за входной билет. Участвовать в мероприятиях и выставках объединения. Но, за десять лет своего членства, я только несколько раз воспользовался этими опциями. В основном, я не почувствовал никаких особых преимуществ.

Кроме тщеславия я особо ничего не получил.

Нужно ли туда сейчас вступать?

Всёзависит от ваших целей. Если у вас есть цель, скажем на своём сайте, или на визитке написать Член Союза Художников России или Член Союза Дизайнеров России или Член Союза Архитекторов России и тем самым повысить свой статус, то да, туда нужно вступать.

Также если вы любите движуху, участие в разных собраниях, если вы хотите быть частью большого творческого объединения, то тогда вам тоже можно вступить в Союз. Но нужно только отчётливо понимать, что это членство по большому счету не даст вам никаких привилегий в плане творческого развития.

Говорю это с уверенностью, так как десять лет являюсь членом Союза Дизайнеров России. Если вы сами не будете развиваться, то никакой Союз вас не сделает лучше.

Закат в лесу, живопись автора

Закат в лесу, живопись автора

Какой же вывод?

Вступать или не вступать? Каждый решает сам. В Союз Художников России я точно не планирую идти. Мне это по крайней мере сейчас не нужно.

Читайте также:  Статья 4. Обязанности экспедитора

Когда я слышу, например такие слова, «картины члена Союза Художников», то для меня это не является знаком качества. Работы художника говорят сами за себя.

  1. По поводу Союза Дизайнеров можно было бы конечно активнее участвовать в жизни Союза, но у меня, к сожалению на это не хватает времени.
  2. Вот такие мысли.
  3. Напишите в х, что вы думаете по данному вопросу.
  4. Другие статьи моего канала, которые могут быть вам интересны:
  5. Как уничтожить свою живопись используя Российские холсты?
  6. Попросили отреставрировать картины, я в шоке от качества холстов и от того, на чем пишут художники
  7. Разбор творческой работы подписчика, главный закон живописности, который должны знать начинающие художники

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, статья была вам интересна и полезна. Ставьте лайки, делитесь своим мнением в х, подписывайтесь на мой канал. Всем творческих успехов!

ТВО́РЧЕСКИЕ СОЮ́ЗЫ

Авторы: Е. Э. Чуковская, А. В. Шпагин (Кино)

ТВО́РЧЕСКИЕ СОЮ́ЗЫ, объ­е­ди­не­ния дея­те­лей ис­кус­ст­ва, соз­да­вае­мые с це­лью со­вме­ст­ной за­щи­ты про­фес­сио­наль­ных ин­те­ре­сов. Ис­то­рия соз­да­ния Т. с. вос­хо­дит к сер. 16 в.

, ко­гда в Анг­лии из­да­те­ли, пе­чат­ни­ки и пе­ре­плёт­чи­ки объ­е­ди­ни­лись в «Worshipful Company of Stationers and Newspaper Makers» (ком­па­нию из­да­те­лей); в 1777 во Фран­ции по ини­циа­ти­ве П.

 Бо­мар­ше бы­ли соз­да­ны Ге­не­раль­ные шта­ты дра­ма­тур­гов.

В Рос­сии пер­вый Т. с. соз­дан в 1877 (Об-во вза­им­но­го вспо­мо­же­ния рус. ар­ти­стов). Чис­ло Т. с. рез­ко уве­ли­чи­лось в 1930–40-х гг. в СССР, поя­ви­лись Т. с. в рес­пуб­ли­ках, кра­ях, об­лас­тях, во мно­гих го­ро­дах. Соз­да­ние и раз­ви­тие их в оп­ре­де­лён­ном идео­ло­гич. на­прав­ле­нии свя­за­но с по­ста­нов­ле­ни­ем ЦК ВКП(б) от 23.4.

1932 «О пе­ре­строй­ке ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций». В совр. Рос­сии Т. с. соз­да­ют­ся в фор­ме ос­но­ван­ных на член­ст­ве доб­ро­воль­ных са­мо­управ­ляе­мых об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний. Их осн. це­ли: со­дей­ст­вие раз­ви­тию всех ви­дов и жан­ров иск-ва, со­хра­не­ние тра­ди­ций, проф. кон­со­ли­да­ция, за­щи­та гражд.

, со­ци­аль­ных, тру­до­вых и проф. прав и ин­те­ре­сов, соз­да­ние ус­ло­вий для реа­ли­за­ции кон­сти­туц. прав и сво­бод и в пер­вую оче­редь сво­бо­ды ху­дож. твор­че­ст­ва и пре­по­да­ва­ния, по­вы­ше­ние ав­то­ри­те­та и об­ществ. зна­чи­мо­сти творч. про­фес­сий, а так­же соз­да­ние сис­те­мы проф. пра­вил, стан­дар­тов и этич. норм. Дея­тель­ность Т. с.

ос­но­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах доб­ро­воль­но­сти, рав­но­пра­вия, са­мо­управ­ле­ния и за­кон­но­сти. Они сво­бод­ны в оп­ре­де­ле­нии сво­ей внутр. струк­ту­ры, це­лей, форм и ме­то­дов дея­тель­но­сти. Го­су­дар­ст­во ока­зы­ва­ет Т. с. под­держ­ку, в т. ч.

и пу­тём вы­де­ле­ния суб­си­дий из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, про­воз­гла­шая при этом, что пра­во­вое по­ло­же­ние дея­те­лей иск-ва не за­ви­сит от член­ст­ва в к.-л. проф. объ­е­ди­не­нии.

Театр

Со­юз те­ат­раль­ных дея­те­лей (СТД) РФ ве­дёт ис­то­рию от Об-ва вза­им­но­го вспо­мо­же­ния рус. ар­ти­стов (1877–83). Яв­ля­ет­ся так­же пра­во­пре­ем­ни­ком Об-ва для по­со­бия ну­ж­даю­щим­ся сце­нич. дея­те­лям (1883–94), имп. Рус. те­ат­раль­но­го об-ва (1894–1919), Рус. те­ат­раль­но­го об-ва (1919–33), Все­рос.

те­ат­раль­но­го об-ва (1933–86). СТД ор­га­ни­зу­ет и про­во­дит меж­ре­гио­наль­ные, об­ще­рос­сий­ские и ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли, смот­ры, кон­кур­сы, вы­став­ки, сим­по­зиу­мы и кон­фе­рен­ции по ак­ту­аль­ным про­бле­мам сце­нич.

иск-ва, ла­бо­ра­то­рии и се­ми­на­ры по во­про­сам тео­рии и прак­ти­ки те­ат­ра, ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии и тео­рии те­ат­ра, те­ат­раль­ной кри­ти­ке, эко­но­ми­ке, со­цио­ло­гии и ор­га­ни­за­ции те­ат­раль­но­го де­ла, спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию сту­дий­но­го и экс­пе­рим.

дви­же­ния, лю­би­тель­ских те­ат­ров, осу­ще­ст­в­ля­ет из­датель­скую дея­тель­ность. Пе­чат­ные ор­га­ны – жур­на­лы «Те­атр», «Сце­на», «Стра­ст­ной буль­вар, 10», «Иные бе­ре­га». В сис­те­ме СТД – до­ма ак­тё­ра, Центр. на­уч. биб­лио­те­ка, здрав­ни­цы и до­ма твор­че­ст­ва, до­ма ве­те­ра­нов сце­ны в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге и др.

В со­ста­ве СТД (2015) ок. 24 тыс. чле­нов и 75 ре­гио­наль­ных ор­га­ни­за­ций в рес­пуб­ли­ках, кра­ях и об­лас­тях РФ. В раз­ные го­ды его воз­глав­ля­ли: М. Г. Са­ви­на, А. А. Яб­лоч­ки­на, М. И. Ца­рёв, М. А. Уль­я­нов, с 1996 А. А. Ка­ля­гин.

Музыка

Со­юз ком­по­зи­то­ров (CК) СССР (до 1957 Со­юз со­вет­ских ком­по­зи­то­ров) соз­дан в 1948 и объ­е­ди­нял ком­по­зи­то­ров и му­зы­ко­ве­дов. Фор­ми­ро­ва­ние CК СССР про­хо­ди­ло в 1932–1948. За­тем воз­ник­ли ор­га­ни­за­ции CК в Ле­нин­гра­де (ны­не С.-Пе­тер­бург), в со­юз­ных (кро­ме РСФСР) и ав­то­ном­ных рес­пуб­ли­ках, круп­ных куль­тур­ных цен­трах.

В 1939 уч­ре­ж­дён Орг­ко­ми­тет CК СССР, объ­е­ди­нив­ший на­цио­наль­ные CК, 19–25.4.1948 со­сто­ял­ся 1-й Все­со­юз­ный съезд ком­по­зи­то­ров, при­няв­ший ус­тав и из­брав­ший ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны CК СССР. С 1948 ге­не­раль­ный (с 1957 пер­вый) сек­ре­тарь прав­ле­ния, за­тем пред. (1990–91) CК СССР – Т. Н. Хрен­ни­ков.

СК СССР рас­по­ла­гал изд-вом «Со­вет­ский ком­по­зи­тор» (см. «Ком­по­зи­тор»), жур­на­ла­ми «Со­вет­ская му­зы­ка» (ны­не «Му­зы­каль­ная ака­де­мия») и «Му­зы­каль­ная жизнь». В 1960 в сис­те­ме CК СССР ос­но­ван СК РСФСР, пер­вым его гла­вой был Д. Д. Шос­та­ко­вич (1-й сек­ре­тарь прав­ле­ния, до 1968), в даль­ней­шем его воз­глав­ля­ли Г. В. Сви­ри­дов, Р. К.

Щед­рин. В ве­де­нии СК СССР на­хо­ди­лись Все­со­юз­ное бю­ро про­па­ган­ды сов. му­зы­ки, Муз. фонд СССР с от­де­ле­ния­ми и Про­из­вод­ст­вен­ный ком­би­нат, до­ма твор­че­ст­ва. Пра­во­пре­ем­ник – СК РФ, его пред. в 1990–2014 – В. И. Ка­зе­нин. В со­ста­ве СК ок. 50 рес­пуб­ли­кан­ских, ре­гио­наль­ных и гор. ор­га­ни­за­ций, на­счи­ты­ваю­щих ок. 1600 чле­нов (2016).

В сис­те­ме СК РФ – Муз. фонд и до­ма твор­че­ст­ва.

Литература

Со­юз пи­са­те­лей (СП) СССР соз­дан в 1934 с це­лью ус­та­нов­ле­ния идео­ло­гич. кон­тро­ля над ли­те­ра­ту­рой, при­зван­ной от­ны­не про­па­ган­ди­ро­вать идеи ком­му­низ­ма.

Чле­ны СП, со­глас­но его Ус­та­ву, долж­ны бы­ли в сво­ём твор­че­ст­ве не­укос­ни­тель­но сле­до­вать ме­то­ду со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. СП объ­е­ди­нял про­заи­ков, по­этов, дра­ма­тур­гов, сце­на­ри­стов, кри­ти­ков, ли­те­ра­ту­ро­ве­дов и пе­ре­во­дчи­ков. Пер­вый пред. СП – М. Горь­кий.

В ка­ж­дой из со­юз­ных рес­пуб­лик су­ще­ст­во­вал свой СП, под­чи­няв­ший­ся СП СССР. В ве­де­нии СП СССР на­хо­ди­лись изд-во «Со­вет­ский пи­са­тель», Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут им. А. М. Горь­ко­го, Центр. дом ли­те­ра­то­ров им. А. А. Фа­дее­ва в Мо­ск­ве и др.

Пе­чат­ные ор­га­ны СП СССР: «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та», жур­на­лы «Но­вый мир», «Зна­мя», «Друж­ба на­ро­дов», «Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры», «Ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние», «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра», «Ино­стран­ная ли­те­ра­ту­ра», «Юность», «Со­вет­ская ли­те­ра­ту­ра» (вы­хо­ди­ла на иностр. язы­ках), «Звез­да» и др.

При прав­ле­нии СП СССР дей­ст­во­вал Лит. фонд, за­ни­мав­ший­ся обес­пе­че­ни­ем чле­нов СП жиль­ём, об­слу­жи­ва­ни­ем «пи­са­тель­ских» дач­ных по­сёл­ков, пре­дос­тав­ле­ни­ем пу­тё­вок в до­ма твор­че­ст­ва пи­са­те­лей и др.

В 1991 СП СССР пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние, раз­де­лив­шись на мно­же­ст­во ор­га­ни­за­ций.

Круп­ней­ши­ми сре­ди них в Рос­сии ста­ли Со­юз рос­сий­ских пи­са­те­лей, Со­юз пи­са­те­лей Рос­сии, Со­юз пи­са­те­лей Мо­ск­вы (на ос­но­ве соз­дан­ной в 1990 Не­за­ви­си­мой пи­са­тель­ской ас­со­циа­ции «Ап­рель»), Ме­ж­ду­на­род­ное со­об­ще­ст­во пи­са­тель­ских сою­зов (1992; вклю­ча­ет пи­са­тель­ские сою­зы Рос­сии, стран СНГ и ря­да за­ру­беж­ных го­су­дарств). Спе­циа­ли­стов в об­лас­ти пе­ре­во­да объ­е­ди­ня­ет Со­юз пе­ре­во­дчи­ков Рос­сии.

Изобразительное искусство и архитектура

Со­юз ху­дож­ни­ков (СХ) СССР соз­дан в 1957; в ре­гио­наль­ные со­ю­зы ху­дож­ни­ков вхо­ди­ли так­же ис­то­ри­ки иск-ва и кри­ти­ки. Гл. за­да­ча­ми СХ СССР счи­тал про­па­ган­ду творч. ме­то­да со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, ра­бо­ту по по­вы­ше­нию идей­но-по­ли­тич. уров­ня и проф.

мас­тер­ст­ва сво­их чле­нов, по­пу­ля­ри­за­цию их твор­че­ст­ва. Ру­ко­во­ди­те­ля­ми СХ СССР в раз­ное вре­мя бы­ли К. Ф. Юон, С. В. Ге­ра­си­мов, Б. В. Ио­ган­сон, Е. Ф. Бе­ла­шо­ва, Н. А. По­но­ма­рёв, А. В. Вас­не­цов.

В ве­де­нии СХ СССР на­хо­ди­лись Ди­рек­ция вы­ста­вок, Худ­фонд СССР, изд-во «Со­вет­ский ху­дож­ник», жур­на­лы «Ис­кус­ст­во», «Юный ху­дож­ник», «Твор­че­ст­во», «Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во СССР» и др. С 1991 функ­цио­ни­ру­ет Со­юз ху­дож­ни­ков Рос­сии (СХР; Все­рос. творч. об­ществ.

орг-ция «Со­юз ху­дож­ни­ков Рос­сии») как пра­во­пре­ем­ник СХ СССР (и его от­де­ле­ния – СХ РСФСР). СХР осу­ще­ст­в­ля­ет вы­ста­воч­ные про­ек­ты, кон­кур­сы и т. д., ока­зы­ва­ет под­держ­ку ху­дож. про­мыс­лам в РФ. Ру­ко­во­ди­тель СХР – В. М. Си­до­ров, с 2009 А. Н. Ко­валь­чук. Пе­чат­ные ор­ганы – ж. «Ху­дож­ник» и газ.

«Ху­дож­ник Рос­сии». Ны­не в со­ста­ве СХР – св. 100 ре­гио­наль­ных от­де­ле­ний во всех субъ­ек­тах РФ, объ­еди­няю­щих ху­дож­ни­ков, ис­то­ри­ков иск-ва, рес­тав­ра­то­ров и кри­ти­ков об­щей чис­лен­но­стью св. 14 тыс. чел. (2016).

Со­юз ар­хи­тек­то­ров (СА) СССР (до 1955 Со­юз сов. ар­хи­тек­то­ров) соз­дан в 1932, его гл. за­да­ча­ми бы­ли раз­ви­тие проф. мас­тер­ст­ва зод­чих, под­держ­ка ини­циа­тив в борь­бе за ком­му­ни­стич. идей­ность и мно­го­на­цио­наль­ность сов. ар­хи­тек­ту­ры. В ве­де­нии СА СССР на­хо­ди­лись ж.

«Ар­хи­тек­ту­ра СССР» и Ар­хит. фонд. СА СССР в раз­ное вре­мя воз­глав­ля­ли К. С. Ала­бян, С. Е. Чер­ны­шёв, П. В. Аб­ро­си­мов, А. В. Вла­сов, Г. М. Ор­лов. СА СССР – член-уч­ре­ди­тель Ме­ж­ду­нар. сою­за ар­хи­тек­то­ров (1948).

В 1993 об­ра­зо­ван Со­юз ар­хи­тек­то­ров Рос­сии (САР) на ос­но­ве Сою­за ар­хи­тек­то­ров РСФСР (су­ще­ст­во­вав­ше­го с 1981). В его со­став вхо­дят ар­хи­тек­то­ры, гра­до­строи­те­ли, ис­то­ри­ки ар­хи­тек­ту­ры, спе­циа­ли­сты по ох­ра­не куль­тур­но­го на­сле­дия. Пре­зи­ден­ты – Ю. П.

Гне­дов­ский, А. В. Бо­ков (с 2008). Чис­лен­ность св. 12 тыс. чел. (2016).

Со­юз ди­зай­не­ров СССР, соз­дан­ный в 1987, пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние в 1991. Со­юз ди­зай­не­ров Рос­сии ос­но­ван в 1991, пре­зи­дент – Ю. В. На­за­ров. Чис­лен­ность св. 3 тыс. чел. (2016).

Кино

Со­юз ки­не­ма­то­гра­фи­стов (С. к.) СССР соз­дан в 1965 на 1-м Уч­ре­дит. съез­де ки­не­ма­то­гра­фи­стов, при­няв­шем ус­тав С. к. СССР (с 1991 С. к. РФ). Сис­те­ма­ти­че­ски про­во­дит кон­фе­рен­ции, про­смот­ры рос. и за­ру­беж­ных филь­мов, тео­ре­тич. сим­по­зиу­мы и дис­кус­сии, ор­га­ни­зу­ет творч.

встре­чи, се­ми­на­ры, ав­тор­ские ве­че­ра, кон­цер­ты. В сис­те­ме С. к. РФ – до­ма ки­но в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге и др. го­ро­дах, до­ма твор­че­ст­ва и до­ма ве­те­ра­нов. В со­ста­ве С. к. РФ (2016) ок. 5 тыс. чле­нов и 84 ре­гио­наль­ные ор­га­ни­за­ции в рес­пуб­ли­ках, кра­ях, ок­ру­гах и об­лас­тях РФ. Пе­чат­ный ор­ган – газ. «СК – но­во­сти».

В раз­ные го­ды со­юз воз­глав­ля­ли: И. А. Пырь­ев, Л. А. Ку­лид­жа­нов, Э. Г. Кли­мов, А. С. Смир­нов, И. Ф. Мас­лен­ни­ков, С. А. Со­ловь­ёв, с 1997 Н. С. Ми­хал­ков. В 2010 соз­дан аль­тер­на­тив­ный Ки­но­Со­юз (Со­юз ки­не­ма­то­гра­фи­стов и проф. ки­не­ма­то­гра­фич. ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний Рос­сии), сре­ди уч­ре­ди­те­лей: А. Ю. Гер­ман, Ю. Б.

Нор­штейн, Э. А. Ря­за­нов, А. Н. Со­ку­ров, пред. А. А. Прош­кин (с 2011).

Ста­тьи о творч. ас­со­циа­ци­ях, объе­ди­не­ни­ях и груп­пах, су­щест­во­вав­ших в Рос­сии до 1930-х гг., см. в со­от­вет­ст­вую­щих раз­де­лах то­ма «Рос­сия».

Ссылка на основную публикацию