19 мая 2014 г.
Союз архитекторов – старейшая профессиональная организация России, ведущая свою историю с позапрошлого века. Созданное почти сто сорок лет назад Московское архитектурное общество послужило импульсом для консолидации всех творческих сил страны в будущем.
Обновленный Дом архитектора
Генплан Екатеринбурга — лучшее украшение Дома архитектора
Зал для конференций, презентаций, выставок
История Екатеринбурга-Свердловска
VIII региональный смотр-конкурс архитектурных и дизайнерских работ «Рука мастера»
В 1932 году был создан Союз советских архитекторов, а в 1938 году учреждено Свердловское областное отделение Союза советских архитекторов.
С окончанием советской эпохи название поменялось – и «Свердловская организация общероссийской общественной организации Союза архитекторов России» в минувшем году отметила свой 75-летний юбилей.
Сегодня Свердловское отделение САР – самая крупная после Москвы и Петербурга организация, объединяющая специалистов теории, практики и профессионального образования в области архитектуры и градостроительства.
Кризис, коснувшийся многих творческих союзов страны, не обошел и сообщество архитекторов. Однако, переживая разного рода трудности, Союз архитекторов остается единственной организацией, которая способна заниматься вопросами градостроительной и архитектурной политики и стоять на защите профессиональных интересов архитекторов.
Опираясь на профессиональный кодекс своих исторических предшественников, Союз продолжает решать многочисленные задачи, обозначенные в Уставе. Это, прежде всего, создание полноценной архитектурной среды и содействие сохранению архитектурного и историко-культурного наследия, пропаганда архитектуры и повышение престижа профессии архитектора и многое другое.
Возможно, чтобы наиболее эффективно действовать в современных условиях, Союз архитекторов нуждается в реформировании своей структуры, новых формах деятельности или уточнении приоритетов в работе. Но одной из важных функций Союза была и остается поддержка профессионального становления творческой молодежи.
А стремится ли сама молодежь пополнить ряды Союза архитекторов? Имеют ли молодые архитекторы потребность в профессиональном объединении? Что дает архитектору членство в Союзе? Каким бы хотела видеть Союз архитекторов сегодняшняя молодежь?
- На эти вопросы нам ответили молодые практикующие архитекторы, а о роли Союза архитекторов рассказал руководитель Свердловского отделения САР.
- Сергей Алейников
- председатель Свердловского отделения Союза Архитекторов
– Когда я закончил архитектурный институт в 1973 году, и мы пришли работать в «ГражданПроект», для нас вступить в Союз архитекторов было просто какой-то несбыточной мечтой. Я знал, что Союз есть, я видел этот Дом и боялся в него зайти, потому что для меня это был храм. Он и теперь остается храмом. И для меня быть членом Союза архитекторов – это признание мастерства, которым я владею.
Профессиональные союзы архитекторов есть везде в мире. Причем, есть Гильдия архитекторов, и есть Союз – это разные вещи.
И если Гильдия дает право работать по профессии, то Союз архитекторов – это элита, уже состоявшиеся специалисты, которые могут позволить себе быть в сообществе коллег-профессионалов, встречаться, общаться, что-то обсуждать. Знаете, что такое союз английских архитекторов? Вот ты туда попробуй вступи!
Моя функция – поднять престиж нашего Союза архитекторов до подобных очень больших высот. Вырастет и стоимость членства тоже.
На сегодняшний момент у нас есть реальная возможность построить еще одно помещение по примеру Сеульского музея архитектуры. Место, где сможет собираться общественность города, своего рода форум.
Ведь Екатеринбург – город-бунтарь, по большому счету, здесь много спорных вопросов, проблем, мнений.
А Союз архитекторов – организация вроде нейтральная, но очень влиятельная, и она могла бы содействовать реализации перспективных градостроительных проектов.
Что касается начинающих архитекторов, для меня сегодняшняя молодежь, если честно – явление абсолютно непонятное. Я председатель ГЭКа в архитектурной академии, и беру к себе на работу архитекторов до защиты года за два. Мы работаем с ними, и они потом остаются в мастерской. К ним вопросов нет. А все остальное, что творится снаружи, мне совершенно непонятно.
После учебы все сразу почему-то считают себя ГАПами, какими-то руководителями проектов! И народ не понимает, что прежде чем стать архитектором, нужно пройти долгий путь.
Раньше у нас была цепочка «архитектор – старший архитектор – руководитель группы». И так мы шли. Мы все прошли «ГражданПроект», и это была очень классная школа.
А сейчас человек построил коттедж в Краснолесье – и он уже ГАП! Если честно, в Союзе он нам не особо нужен. Чтобы реализовать объект, нужно многое уметь.
Сегодня от молодежи поступает много заявлений о принятии в Союз. И я считаю, это связано с тем, что наш Дом начинает потихоньку работать, пока не в полной мере, но работает. Здесь проходят выставки, презентации, «Руку Мастера» на своей площадке провели.
Потом и газету свою начнем печатать. Это издание нужно и нам, и всем, кто работает рядом с нами – потолочникам, плиточникам, световикам. Мы же региональное отделение, и нас все поддерживают – Тюмень, Челябинск.
Средства сегодня у нас есть, и мы умеем их изыскивать.
Вступить в Союз непросто, нужно построить объект городского масштаба. Статус у нас высокий, наша Свердловская организация Союза архитекторов – номер три в стране по количеству членов после Москвы и Питера, у нас самая большая делегация на съездах. И 300 человек в составе Союза архитекторов – только в Екатеринбурге. Это сильно!
- Олег Ждахин
- архитектор , руководитель архитектурно-конструкторского бюро
– Я не являюсь членом Союза архитекторов, однако считаю, что подобная организация крайне важна как для молодых специалистов, так и для опытных. Сегодня образование не дает на должном уровне даже базовых навыков в этой профессии. Серьезные практикующие архитекторы теперь почти не идут преподавать в вузы.
Практически распались крупные проектные институты, в которых раньше существовала преемственность, где можно было получать навыки и опыт не только у старших товарищей, но и используя богатые архивные фонды.
Для работодателей крайне остро стоит кадровый вопрос – сказывается «провал» 90-х и 2000-х годов, когда в профессии оставались единицы. Сносятся архитектурные памятники, их место занимают сомнительные образцы современной архитектуры. На данную негативную тенденцию в какой-то мере как раз и мог бы повлиять Союз архитекторов.
В его текущие задачи входят защита общества от непрофессиональной деятельности в области архитектуры, обучение архитекторов-членов Союза с целью повышения квалификации, создание и развитие системы нормативной документации, содействие в защите авторских прав, содействие сохранению архитектурно-исторического наследия.
На мой взгляд, в этих сферах деятельность Союза могла бы быть более заметна, а в части подготовки молодых архитекторов – обозначены новые направления. Я считаю, что было бы полезно организовывать от Союза архитекторов лекции, семинары для студентов вузов, приглашать делегатов от студенческих групп на обсуждения в Союзе каких-либо вопросов в качестве слушателей.
- Словом, нужно восстановить связь, преемственность, обмен опытом в профессии, начиная со студенческой скамьи, и здесь альтернативы Союзу архитекторов я не вижу.
- Виктория Веселовская, архитектор
– Союз архитекторов, несомненно, нужен. Особенно молодым архитекторам. Во-первых, это объединение профессионалов, опытных и уважаемых архитекторов, тех, кто может дать совет, поделиться опытом. Во-вторых, нашему заказчику важны регалии. Он хочет знать, что перед ним не просто девочка из АРХа, а специалист, которому можно доверить проект и бюджет.
К сожалению, в данный момент в Союзе только зарождается деятельность относительно молодых архитекторов.
Надеюсь, что в преддверии выборов Председателя правления нас услышат, а Союз станет перспективной профессиональной целью молодых архитекторов.
Сегодня Союзу необходимо укрепление авторитета и общественной значимости, на мой взгляд, это возможно только при объединении сил заслуженных и молодых специалистов.
- Как говорится, мы сами архитекторы своего будущего.
- Андрей Чуйков, архитектор
- руководитель архитектурной мастерской LABAR
– Союз архитекторов однозначно нужен. Его общественная роль была существенна для предыдущих поколений архитекторов, таковой она остается и сегодня. Для меня Союз архитекторов – это сообщество единомышленников, чьи устремления ориентированы на популяризацию и развитие профессии, совершенствование архитектурной среды и общества.
Это единственная весомая организация, которая может выступать независимым экспертом в области архитектуры и градостроительства, которая может защищать права архитекторов.
Обилие фестивалей, конкурсов, выставок и семинаров, которые организует Союз архитекторов России, позволяет формулировать основные вопросы, выявлять проблемы, существующие внутри профессии, представлять свои работы и знакомиться с достижениями коллег в области архитектуры.
Членство в Союзе архитекторов России мне представляется единственной настоящей возможностью откровенно обсуждать и находить решения проблем, существующих в профессиональной деятельности, продвигать социально значимые проекты и интересы архитектурного сообщества.
Николай Шумаков: «Архитекторам необходимо больше полномочий!»
Реализация давнего житейского наблюдения «что нам стоит дом построить — нарисуем, будем жить» сегодня на качественном уровне может быть обеспечена не столько точными расчётами стоимости земли, где предполагается строительство, сколько закладыванием в проект полного набора всей прилегающей к дому инфраструктуры.
О перипетиях современного градостроения и о том, в частности, почему «перезрело» принятие единого законодательного документа, регулирующего деятельность архитекторов, девелоперов и местных органов власти, «Инвест-Форсайту» дал интервью президент Союза архитекторов России, народный архитектор РФ, член Совета Международного союза архитекторов, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Николай Шумаков.
Такой организации зодчих в мире нет нигде
Комфортную среду определяют не лавочки
Против скороспелой урбанистики
«Девелоперские сказки» и невыдуманные проблемы городов
Такой организации зодчих в мире нет нигде
— Во-первых, хотелось бы услышать вашу оценку общего состояния и перспектив творческого объединения современных отечественных зодчих. Что, на ваш взгляд, мешает Союзу развиваться? Если сравнивать Союз архитекторов с другими творческими профессиональными сообществами России, есть ли нечто общее или какие-то различия в планах и заботах?
— Начну с развития. В корне не согласен с постановкой вопроса. Союз архитекторов развивается: это неоспоримый факт. Доказательство — жизнь нашего объединения во всех регионах России.
Где-то она течёт более активно, где-то менее, но движение есть.
Сейчас в связи с пандемией у всех нас не лучшие времена, но ещё совсем недавно в Центральном Доме архитектора двери буквально не закрывались: выставки, конкурсы, фестивали, мастер-классы.
Я сам практически не вылезал из командировок: за 2018–2019 годы объездил практически всю страну, все наши региональные организации, чтобы на месте посмотреть, как работают коллеги. Да и в ушедшем 2020-м было с десяток командировок.
Совокупный опыт — потрясающий, о чём говорят сами архитекторы на наших крупных ежегодных мероприятиях.
Так что перспективы есть; но, конечно, у тех, кто заинтересован в работе, а не в критиканстве, кто не выискивает ошибки и просчёты (а их не может не быть), кто видит главное за ворохом повседневности.
Состояние любого творческого объединения напрямую зависит от нравственного здоровья общества, от моральных принципов, которые исповедует власть. Если находить точки соприкосновения — работать проще и есть результат. Но если строить политику на антагонизме и отрицании компромиссов, тогда это не творческий союз, а «голая» оппозиция ради оппозиции.
Должен сказать, Союз архитекторов России — уникальная организация, вся деятельность которой направлена на заботу о профессии и об архитекторах. Я много видел подобных союзов за рубежом, но такой организации, как у нас, нет нигде. Ни в одной стране творческие объединения не работают ещё и как профсоюз, помогающий и морально, и материально своим членам.
Мы это делаем. Самой большой преградой на пути развития Союза до недавнего времени был небольшой приток новых молодых сил. Проблема пока ещё остаётся в повестке дня, но уже за последние два года в Союз вступили более 500 молодых архитекторов. Создан Совет молодёжи СА России, к работе которого уже подключились 32 региона.
Это очень значительный аргумент в пользу того, что организация живёт и развивается. Если хотите знать моё личное мнение, скажу, что каждый уважающий себя специалист должен стремиться стать членом своего профессионального творческого сообщества. Это говорит о его зрелости и понимании собственной роли в происходящем.
Наконец, это просто готовность разделить ответственность за профессию, развивать её и поддерживать.
Станция метрополитена «ЦСКА». Проект архитектора Николая Шумакова.
Комфортную среду определяют не лавочки
— Координация усилий по созданию комфортной, отвечающей всем стандартам ХХI века среды проживания находится в центре внимания общества.
По вашему мнению, роль архитектора в этом процессе за последние годы возросла или уменьшилась? От чего больше страдает сегодня архитектурный облик городов в России, особенно в провинции: от коммерческого произвола застройщиков или от разобщённости функций архитектора, градостроителя, муниципальной и региональной властей?
— Для начала хотелось бы договориться о том, что вкладывается в понятие «комфортная среда». К сожалению, очень часто за этими словами стоят банальные и порой сомнительные «украшательства» в виде лавочек, мощения, озеленения, убогих уличных урн и прочего. Не хочу сказать, что этого не должно быть в городе. Непременно, всё это нужно!
Но комфортную среду XXI века определяет прежде всего «большая» архитектура: постройки, жилые кварталы, обустроенные промзоны, рекреации, спортивные комплексы, мощные магистрали, транспортная инфраструктура.
Если в городе нет серьезной архитектуры, пространство по определению не может быть комфортным и лояльным к человеку. Архитектурный облик городов страдает в первую очередь от непрофессионализма и отсутствия долгосрочного планирования. И то, и другое должно войти в новый закон «Об архитектурной деятельности в РФ».
Без принятия стратегического документа мы будем топтаться на месте и делать вид, что развиваемся. Вашему журналу с таким красивым названием лучше других должен быть понятен смысл глубокого прогнозирования по Форсайту, когда мы даже не называем перспективой то, что нельзя спланировать минимум на 50 лет.
Пока территориальное планирование не будет рассматриваться «от 50 и выше», ничего толкового не будет ни в архитектуре, ни в градостроительстве.
Соответственно, в таких условиях будет процветать, как вы говорите, коммерческий произвол застройщиков.
Потому что для застройщика, девелопера, строителя — за редким исключением — важны те самые пресловутые «метры квадратные», которыми порой измеряется и комфорт, и планировка, и перспективы.
Разобщённость всех звеньев градостроительной цепочки можно преодолеть только концентрацией взаимных усилий, о которых давно говорит Союз архитекторов.
Мне кажется, именно сейчас наступил очень благоприятный для отечественной архитектуры момент, потому что российский Минстрой возглавил новый министр Ирек Энварович Файзуллин, который 15 лет работал главным архитектором Республики Татарстан и 10 из них был республиканским министром строительства, архитектуры и ЖКХ. Для него строительства вне архитектуры не существует; это очень важно. Потому что архитектура — достаточно зависимая профессия, развиваться она может только в равноправном диалоге с властью и в профессиональной «сцепке» с заказчиками и строителями.
Живописный мост — первый в Москве вантовый мост с подвесной капсулой. Проект архитектора Николая Шумакова.
Против скороспелой урбанистики
— За последнее время появился ряд инициатив и проектов в области современной урбанистики со стороны некоммерческих и образовательных организаций: к примеру, института «Стрелка», а также некоторых банковских структур (ВЭБ). С вашей точки зрения, насколько они эффективны? Как архитекторам удаётся налаживать с ними взаимодействие?
— Вопрос я сознательно делю на две части. Взаимодействуем мы со всеми, кто так или иначе причастен к вопросам архитектуры и градостроительства, даже если Союз архитекторов не разделяет каких-то убеждений партнеров. Это нормальная практика.
Если же вы таким завуалированным образом пытаетесь выяснить, как я отношусь к образовательным программам, появившимся в самых невероятных и малоприспособленных для серьёзного профильного обучения структурах, — отвечу.
К этим новым форматам, подменяющим вузовскую подготовку, и к их создателям, которые обещают за две недели или три месяца сделать архитектора из любого желающего называться урбанистом, отношусь отрицательно, хотя это никого не останавливает.
Разве что новый закон в одном из своих параграфов чётко определит, кто может называться архитектором в нашей стране, какие ступени профессиональной подготовки обеспечат комфорт и безопасность нашим городам — нынешним и будущим. Видите, опять говорим про закон, никуда от этого не деться…
— Россия, как известно, — страна с преимущественно городским населением.
Но общий уровень развития именно городской инфраструктуры, бытовые условия в «глубинной» России заметно отстают от общепринятых в цивилизованных странах стандартов.
Что в связи с этим должно стоять в числе первоочередных задач перед отечественными специалистами в области урбанистики? Насколько трудно вовлекать в эту сферу коллег из цивилизованных стран?
— Не знаю, говорит ли вам что-нибудь имя Ильи Георгиевича Лежавы, профессора МАРХИ, нашего учителя, воспитавшего не одно поколение архитекторов. Его не стало в 2018 году, до последнего своего дня это был активнейший и мудрейший профессионал.
Так вот, когда его спрашивали о том, насколько правильно привлекать в ту же Москву «коллег из цивилизованных стран», как вы говорите, он неизменно брал собеседника за руку и подводил к карте мира.
Показывал какую-нибудь европейскую страну, территория которой на карте занимала от силы 3–5 квадратных сантиметров, а потом своей ладонью накрывал одну из областей России и спрашивал с хитрым прищуром: «Ну, и чей опыт мы будем внедрять на этих территориях?..
» Если же разговор происходил не в его кабинете, показывал на экране своего мобильного прелестную картинку, где в одном масштабе были выведены две страны: Россия и Нидерланды. Территория одной в 400 раз больше другой. Думаю, всё понятно. Поэтому привлекать европейцев к проектированию в России возможно и даже нужно — но очень деликатно, чтобы не превращать нашу провинцию в клонированные безликие поселения.
Говорить же о каких-то особых европейских стандартах комфорта сегодня нет нужды — они едины, для России в том числе: это теплое и удобное жильё, развитая инфраструктура, прежде всего транспортная, шаговая доступность по отношению к жизненно важным объектам с учётом социально-экономических, демографических и прочих показателей в данной местности. Ничего другого перед отечественными специалистами в области урбанистики, как вы их называете, и не стоит.
Другой вопрос: как спроектировать такие поселения, например, в Якутии, в условиях вечной мерзлоты, или в поймах наших великих рек, где ежегодные разливы сродни перманентному стихийному бедствию? Или в зонах с повышенной сейсмической активностью? С точки зрения технологий, возможно, опыт тех же японцев будет полезен. Но совершенно иная ментальность не позволит даже самому гениальному японскому архитектору спроектировать российский город с учётом нашей реальности, сохранив его идентичность и историческую значимость. У нас достаточно своих архитекторов, в том числе с мировыми именами, чтобы заниматься этой работой.
— Обустройство не только «миллионников», но и малых городов, посёлков, сельских поселений, как и зон технопарков — согласитесь, по сути, важнейшая тема сохранения и развития огромной страны. Как вы в этой связи смотрите на нынешнюю проблематику сельской и промышленной архитектуры?
— Не очень понимаю, какой смысл вы вкладываете в то, что называете «проблематикой сельской и промышленной архитектуры», но отвечу на вопрос так, как его понял. Всё упирается в экономику. Потому что порой — это как раз касается провинции — соблазн всё снести и построить вместо отживших своё домишек многоэтажные массивы является определяющим.
Таунхаусы, индивидуальное и малоэтажное жильё, которое, безусловно, предпочтительнее в таких местах, требуют времени и тщательного анализа. Миф о том, что это намного дороже, — не более чем миф, этакая «девелоперская сказка».
Давно доказано, что экономическая выгода теряется уже на уровне 7–9 этажа, так как вместе с высотностью зданий в разы вырастают эксплуатационные расходы по обслуживанию объекта. Вы спрашиваете моё мнение; я как архитектор, занимающийся транспортом, могу сказать: градостроители должны в первую очередь думать о транспорте.
Невозможно и дальше расширять наши мегаполисы и крупные города. Вне их пределов жизнь останавливается. На работу или на учёбу — в город, за покупками и развлечениями — в центр, маятниковая миграция и коллапс на дорогах — вот наше будущее.
В то время как замечательные российские архитекторы Ладовский, Гутнов, Лежава уже в 1950–60-е годы предлагали новый вариант расселения и создание экологичных городов и многопрофильных технопарков с учётом в первую очередь развитой транспортной доступности. Только называли это кластерами, оборудованными всеми системами жизнеобеспечения.
Проще говоря, сейчас вы можете 2–3 часа ехать по пробкам из ближайшего пригорода на работу в перенаселённую Москву, зачастую не имея возможности припарковать машину возле офиса.
Гораздо продуктивнее заняться созданием высокоскоростных железных дорог; тогда те же три часа вы проведёте в комфортном электропоезде, который доставит вас на работу из собственного дома, а он может находиться на расстоянии до 1000 километров от Москвы.
Но, повторяю, всё упирается в экономику.
Почему-то считается более выгодным заполнять Москву и другие мегаполисы, а также их пригороды безликими многоэтажными жилыми комплексами, нежели строить скоростные магистрали, которые приблизят к местам активности сотни компактных поселений, не отягощая новыми проблемами крупные города. Вот это, пожалуй, самая пока неразрешимая задача и для архитекторов, и для государства в целом.
«Девелоперские сказки» и невыдуманные проблемы городов
— Как на местах реагируют на экспертные заключения архитектурных комиссий и отдельных специалистов — ваших коллег? Не ошибусь, если скажу, что в 90-е и начале нулевых годов быть честным, взыскательным архитектором было небезопасно…
— Быть честным и взыскательным — дорогое удовольствие во все времена. И для человека любой профессии. Именно в престиже и статусе профессии кроется ответ на ваш вопрос. Уж раз вы заговорили о девяностых, давайте продолжим аналогию.
Вспомните, что было с врачами в те годы? Нищенские зарплаты, больницы-развалюхи, отсутствие спецтранспорта, нехватка нужного оборудования, специалистов… Но государство планомерно стало выводить отрасль на самые престижные позиции.
Я далёк от того, чтобы сказать, что сейчас у нас в медицине всё прекрасно. Нет. Но нынешняя ситуация с коронавирусом и с тем, как страна живёт в этой пандемии, позволяет сказать: как аукнется, так и откликнется.
Поддержали медиков — и в чрезвычайной ситуации профессионалы проявили свои умения и таланты полностью. То же самое — в архитектуре.
Мы давно обращаемся к власти с предложением поддержать архитектуру как величайшее искусство и важнейшую отрасль отечественного производства, дать больше полномочий, за которые мы готовы нести ответственность. Это необходимо для страны и народа.
Не думайте, что я бросаюсь высокими фразами. Пока государство не встанет на защиту архитектуры, мы так и будем исполнять волю строителей и девелоперов. Среди них, кстати, — огромное количество грамотных профессионалов.
Для них экспертное мнение архитектора имеет важнейшее значение. Сейчас на местах, в регионах мы наблюдаем возрождение градостроительных и архитектурных советов, которые прекратили своё существование в начале нулевых годов. Вот это — настоящий знак времени.
Во многих городах России эти советы действительно были «головной болью» для власти.
Архитекторы с риском для карьеры — не скажу, для жизни, но порой ценой собственной свободы — отзывали откровенно вредительские проекты, останавливали стройки, наносящие заведомый ущерб экологии, населению, историческому наследию городов… Но не будем лукавить: тенденция «выше, глубже, больше, быстрее и дешевле» в погоне за квадратными метрами сама по себе не отпадёт никогда, как не исчезнут из нашей жизни алчность и стремление к лёгкой выгоде. Так устроен человек. Во всяком случае, пока. Но мы-то с вами живём в этом промежутке времени, у нас нет возможности пережидать это «пока».
Значит, надо действовать. Что мы и делаем, организуя вместе с региональными организациями Союза архитекторов конкурсы, общественные слушания, выездные заседания наших советов, инициируя экспертные заключения по тем объектам, которые требуют вмешательства профессионального сообщества. А реакция власти зависит от того, насколько дальновидны и профессиональны ее представители.
Беседовал Алексей Голяков
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Творческие союзы, что это в современных реалиях, что они дают и нужно ли туда вообще вступать?
Привет всем! Меня зовут Александр Одинцов. Спасибо всем, кто поддерживает мой канал об искусстве, подписывается, ставит лайки и комментирует.
Сегодня хотел бы поговорить с вами на тему творческих союзов. Союзы художников, архитекторов дизайнеров, вообще творческих людей. Что они дают? Что это такое сейчас? И нужно ли в них вступать.
Рассказываю на личном опыте. Так как в этом году буду «отмечать» десятилетие своего членства в Союзе Дизайнеров России. Я вступил туда в далёком 2011 году. Тогда мне казалось, что это очень круто.
Многие мои друзья дизайнеры и архитекторы также вошли в ряды Союза. Чуть позже появилась возможность и идея вступить также в Союз Архитекторов и возможно Союз Художников России. Но делать этого я уже не стал.
И в этой статье я также расскажу почему.
- Что вообще такое творческий Союз?
- Если посмотреть историю, то мы увидим, что в том, или ином виде объединения художников, писателей композиторов, и вообще творческих людей существуют довольно давно.
- Общий смысл таких организаций состоит в объединении людей с тем, чтобы создать взаимовыгодную структуру, основанную на общих профессиональных интересах.
- Во времена Российской Империи сразу вспоминаются такие объединения как товарищество передвижных художественных выставок(передвижники), Союз русских художников и тд.
В советское время появились официальные государственные Союзы писателей, художников, композиторов. И надо сказать, что членство в этих Союзах в то время реально давало некие преференции. Например, художники могли получить студии для работы.
Надо отметить, что такие объединения творческих людей существуют и на западе.
Как это все работает?
Есть структура творческого Союза. Глава, заместители, различные комиссии и тд. Также есть рядовые члены Союза. Они все платят ежегодные членские взносы. При вступлении новые члены платять входной взнос. Эти взносы идут в том числе на содержание аппарата Союза.
Процедура вступления скажем в Союз Дизайнеров нового участника(буду говорить о Союзе Дизайнеров, так как сам проходил через это) не так уж и проста. Во первых нужно серьезное творческое портфолио. Во вторых нужна характеристика на тебя от трех действующих членов Союза. В третьих нужно пройти собеседование на комиссии по вступлению. И только потом принимается решение о вступлении.
На выставке своих работ, фото автора
На выставке своих работ, фото автора
Надо отметить, что в современных реалиях членство в Союзе даёт некоторые небольшие привилегии. Есть возможность со скидкой покупать художественные товары. Участвовать в конкурсах, проводимых Союзом.
Посещать выставки и не платить за входной билет. Участвовать в мероприятиях и выставках объединения. Но, за десять лет своего членства, я только несколько раз воспользовался этими опциями. В основном, я не почувствовал никаких особых преимуществ.
Кроме тщеславия я особо ничего не получил.
Нужно ли туда сейчас вступать?
Всёзависит от ваших целей. Если у вас есть цель, скажем на своём сайте, или на визитке написать Член Союза Художников России или Член Союза Дизайнеров России или Член Союза Архитекторов России и тем самым повысить свой статус, то да, туда нужно вступать.
Также если вы любите движуху, участие в разных собраниях, если вы хотите быть частью большого творческого объединения, то тогда вам тоже можно вступить в Союз. Но нужно только отчётливо понимать, что это членство по большому счету не даст вам никаких привилегий в плане творческого развития.
Говорю это с уверенностью, так как десять лет являюсь членом Союза Дизайнеров России. Если вы сами не будете развиваться, то никакой Союз вас не сделает лучше.
Закат в лесу, живопись автора
Закат в лесу, живопись автора
Какой же вывод?
Вступать или не вступать? Каждый решает сам. В Союз Художников России я точно не планирую идти. Мне это по крайней мере сейчас не нужно.
Когда я слышу, например такие слова, «картины члена Союза Художников», то для меня это не является знаком качества. Работы художника говорят сами за себя.
- По поводу Союза Дизайнеров можно было бы конечно активнее участвовать в жизни Союза, но у меня, к сожалению на это не хватает времени.
- Вот такие мысли.
- Напишите в х, что вы думаете по данному вопросу.
- Другие статьи моего канала, которые могут быть вам интересны:
- Как уничтожить свою живопись используя Российские холсты?
- Попросили отреставрировать картины, я в шоке от качества холстов и от того, на чем пишут художники
- Разбор творческой работы подписчика, главный закон живописности, который должны знать начинающие художники
Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, статья была вам интересна и полезна. Ставьте лайки, делитесь своим мнением в х, подписывайтесь на мой канал. Всем творческих успехов!
ТВО́РЧЕСКИЕ СОЮ́ЗЫ
Авторы: Е. Э. Чуковская, А. В. Шпагин (Кино)
ТВО́РЧЕСКИЕ СОЮ́ЗЫ, объединения деятелей искусства, создаваемые с целью совместной защиты профессиональных интересов. История создания Т. с. восходит к сер. 16 в.
, когда в Англии издатели, печатники и переплётчики объединились в «Worshipful Company of Stationers and Newspaper Makers» (компанию издателей); в 1777 во Франции по инициативе П.
Бомарше были созданы Генеральные штаты драматургов.
В России первый Т. с. создан в 1877 (Об-во взаимного вспоможения рус. артистов). Число Т. с. резко увеличилось в 1930–40-х гг. в СССР, появились Т. с. в республиках, краях, областях, во многих городах. Создание и развитие их в определённом идеологич. направлении связано с постановлением ЦК ВКП(б) от 23.4.
1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». В совр. России Т. с. создаются в форме основанных на членстве добровольных самоуправляемых общественных объединений. Их осн. цели: содействие развитию всех видов и жанров иск-ва, сохранение традиций, проф. консолидация, защита гражд.
, социальных, трудовых и проф. прав и интересов, создание условий для реализации конституц. прав и свобод и в первую очередь свободы худож. творчества и преподавания, повышение авторитета и обществ. значимости творч. профессий, а также создание системы проф. правил, стандартов и этич. норм. Деятельность Т. с.
основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутр. структуры, целей, форм и методов деятельности. Государство оказывает Т. с. поддержку, в т. ч.
и путём выделения субсидий из федерального бюджета, провозглашая при этом, что правовое положение деятелей иск-ва не зависит от членства в к.-л. проф. объединении.
Театр
Союз театральных деятелей (СТД) РФ ведёт историю от Об-ва взаимного вспоможения рус. артистов (1877–83). Является также правопреемником Об-ва для пособия нуждающимся сценич. деятелям (1883–94), имп. Рус. театрального об-ва (1894–1919), Рус. театрального об-ва (1919–33), Всерос.
театрального об-ва (1933–86). СТД организует и проводит межрегиональные, общероссийские и междунар. фестивали, смотры, конкурсы, выставки, симпозиумы и конференции по актуальным проблемам сценич.
иск-ва, лаборатории и семинары по вопросам теории и практики театра, исследования по истории и теории театра, театральной критике, экономике, социологии и организации театрального дела, способствует развитию студийного и эксперим.
движения, любительских театров, осуществляет издательскую деятельность. Печатные органы – журналы «Театр», «Сцена», «Страстной бульвар, 10», «Иные берега». В системе СТД – дома актёра, Центр. науч. библиотека, здравницы и дома творчества, дома ветеранов сцены в Москве и С.-Петербурге и др.
В составе СТД (2015) ок. 24 тыс. членов и 75 региональных организаций в республиках, краях и областях РФ. В разные годы его возглавляли: М. Г. Савина, А. А. Яблочкина, М. И. Царёв, М. А. Ульянов, с 1996 А. А. Калягин.
Музыка
Союз композиторов (CК) СССР (до 1957 Союз советских композиторов) создан в 1948 и объединял композиторов и музыковедов. Формирование CК СССР проходило в 1932–1948. Затем возникли организации CК в Ленинграде (ныне С.-Петербург), в союзных (кроме РСФСР) и автономных республиках, крупных культурных центрах.
В 1939 учреждён Оргкомитет CК СССР, объединивший национальные CК, 19–25.4.1948 состоялся 1-й Всесоюзный съезд композиторов, принявший устав и избравший руководящие органы CК СССР. С 1948 генеральный (с 1957 первый) секретарь правления, затем пред. (1990–91) CК СССР – Т. Н. Хренников.
СК СССР располагал изд-вом «Советский композитор» (см. «Композитор»), журналами «Советская музыка» (ныне «Музыкальная академия») и «Музыкальная жизнь». В 1960 в системе CК СССР основан СК РСФСР, первым его главой был Д. Д. Шостакович (1-й секретарь правления, до 1968), в дальнейшем его возглавляли Г. В. Свиридов, Р. К.
Щедрин. В ведении СК СССР находились Всесоюзное бюро пропаганды сов. музыки, Муз. фонд СССР с отделениями и Производственный комбинат, дома творчества. Правопреемник – СК РФ, его пред. в 1990–2014 – В. И. Казенин. В составе СК ок. 50 республиканских, региональных и гор. организаций, насчитывающих ок. 1600 членов (2016).
В системе СК РФ – Муз. фонд и дома творчества.
Литература
Союз писателей (СП) СССР создан в 1934 с целью установления идеологич. контроля над литературой, призванной отныне пропагандировать идеи коммунизма.
Члены СП, согласно его Уставу, должны были в своём творчестве неукоснительно следовать методу социалистического реализма. СП объединял прозаиков, поэтов, драматургов, сценаристов, критиков, литературоведов и переводчиков. Первый пред. СП – М. Горький.
В каждой из союзных республик существовал свой СП, подчинявшийся СП СССР. В ведении СП СССР находились изд-во «Советский писатель», Литературный институт им. А. М. Горького, Центр. дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.
Печатные органы СП СССР: «Литературная газета», журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Детская литература», «Иностранная литература», «Юность», «Советская литература» (выходила на иностр. языках), «Звезда» и др.
При правлении СП СССР действовал Лит. фонд, занимавшийся обеспечением членов СП жильём, обслуживанием «писательских» дачных посёлков, предоставлением путёвок в дома творчества писателей и др.
В 1991 СП СССР прекратил своё существование, разделившись на множество организаций.
Крупнейшими среди них в России стали Союз российских писателей, Союз писателей России, Союз писателей Москвы (на основе созданной в 1990 Независимой писательской ассоциации «Апрель»), Международное сообщество писательских союзов (1992; включает писательские союзы России, стран СНГ и ряда зарубежных государств). Специалистов в области перевода объединяет Союз переводчиков России.
Изобразительное искусство и архитектура
Союз художников (СХ) СССР создан в 1957; в региональные союзы художников входили также историки иск-ва и критики. Гл. задачами СХ СССР считал пропаганду творч. метода социалистического реализма, работу по повышению идейно-политич. уровня и проф.
мастерства своих членов, популяризацию их творчества. Руководителями СХ СССР в разное время были К. Ф. Юон, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, Е. Ф. Белашова, Н. А. Пономарёв, А. В. Васнецов.
В ведении СХ СССР находились Дирекция выставок, Худфонд СССР, изд-во «Советский художник», журналы «Искусство», «Юный художник», «Творчество», «Декоративное искусство СССР» и др. С 1991 функционирует Союз художников России (СХР; Всерос. творч. обществ.
орг-ция «Союз художников России») как правопреемник СХ СССР (и его отделения – СХ РСФСР). СХР осуществляет выставочные проекты, конкурсы и т. д., оказывает поддержку худож. промыслам в РФ. Руководитель СХР – В. М. Сидоров, с 2009 А. Н. Ковальчук. Печатные органы – ж. «Художник» и газ.
«Художник России». Ныне в составе СХР – св. 100 региональных отделений во всех субъектах РФ, объединяющих художников, историков иск-ва, реставраторов и критиков общей численностью св. 14 тыс. чел. (2016).
Союз архитекторов (СА) СССР (до 1955 Союз сов. архитекторов) создан в 1932, его гл. задачами были развитие проф. мастерства зодчих, поддержка инициатив в борьбе за коммунистич. идейность и многонациональность сов. архитектуры. В ведении СА СССР находились ж.
«Архитектура СССР» и Архит. фонд. СА СССР в разное время возглавляли К. С. Алабян, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. В. Власов, Г. М. Орлов. СА СССР – член-учредитель Междунар. союза архитекторов (1948).
В 1993 образован Союз архитекторов России (САР) на основе Союза архитекторов РСФСР (существовавшего с 1981). В его состав входят архитекторы, градостроители, историки архитектуры, специалисты по охране культурного наследия. Президенты – Ю. П.
Гнедовский, А. В. Боков (с 2008). Численность св. 12 тыс. чел. (2016).
Союз дизайнеров СССР, созданный в 1987, прекратил существование в 1991. Союз дизайнеров России основан в 1991, президент – Ю. В. Назаров. Численность св. 3 тыс. чел. (2016).
Кино
Союз кинематографистов (С. к.) СССР создан в 1965 на 1-м Учредит. съезде кинематографистов, принявшем устав С. к. СССР (с 1991 С. к. РФ). Систематически проводит конференции, просмотры рос. и зарубежных фильмов, теоретич. симпозиумы и дискуссии, организует творч.
встречи, семинары, авторские вечера, концерты. В системе С. к. РФ – дома кино в Москве, С.-Петербурге и др. городах, дома творчества и дома ветеранов. В составе С. к. РФ (2016) ок. 5 тыс. членов и 84 региональные организации в республиках, краях, округах и областях РФ. Печатный орган – газ. «СК – новости».
В разные годы союз возглавляли: И. А. Пырьев, Л. А. Кулиджанов, Э. Г. Климов, А. С. Смирнов, И. Ф. Масленников, С. А. Соловьёв, с 1997 Н. С. Михалков. В 2010 создан альтернативный КиноСоюз (Союз кинематографистов и проф. кинематографич. организаций и объединений России), среди учредителей: А. Ю. Герман, Ю. Б.
Норштейн, Э. А. Рязанов, А. Н. Сокуров, пред. А. А. Прошкин (с 2011).
Статьи о творч. ассоциациях, объединениях и группах, существовавших в России до 1930-х гг., см. в соответствующих разделах тома «Россия».