Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

В ст. 30 ТК описываются нюансы представления трудовых интересов сотрудников первичными профсоюзными организациями. В ней указано, что эти организации имеют возможность представлять не только интересы своих членов, но также и иных сотрудников.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс

Основные моменты ст. 30 ТК

В начальной части рассматриваемой статьи указано, что первичные организации профсоюзов и их органы на уровне нанимателя являются представителями интересов их членов по аспектам социального партнёрства. Также они могут представлять в ситуациях, которые отображены в ТК, и интересы всего наёмного персонала, а не только входящего в профсоюз. Это представительство возможно в следующих ситуациях:

  • проведение переговоров по трудовым вопросам в коллективном формате;
  • изменение/заключение коллективного трудового договора;
  • урегулирование и рассмотрение споров коллективного характера в сфере трудовых взаимоотношений.

Во второй части статьи указано, что сотрудники, которые не входят в состав первичных профорганизаций, имеют возможность попросить эти организации представить их интересы во взаимоотношениях с нанимателям по следующим аспектам:

  • вопросы трудовых взаимоотношений индивидуального характера;
  • отношения, которые имеют непосредственную связь с этими вопросами.

При этом нужно учитывать, что условия представительства заданы именно данной первичной профорганизацией. Т.е. сотрудник не может выдвигать свои условия по этому вопросу, а должен ориентироваться на существующие правила.

Итак, рассмотренная статья документирует специфику деятельности первичных профорганизаций по взаимоотношению с нанимателями по трудовым вопросам.

Некоторые аспекты использования ст. 30 ТК

Что представляет собой социальное партнёрство, упомянутое в ст. 30 ТК?

Оно подробно разобрано в разделе 2 ТК. Конкретно ему посвящены статьи 23-28 главы 3. В них разобраны стороны этого партнёрства, дано его понятие и рассмотрены его основные принципы. Оно представляет собой систему взаимодействий между персоналом, нанимателями, местными властями и представителями органов федеральной власти по аспектам трудовых взаимодействий и связанных с ними отношений.

Как можно предусмотреть возможность защиты трудовых прав сотрудников, не являющихся членами первичных профорганизаций?

Согласно ст. 30 ТК такие сотрудники могут попросить профорганизацию представить их интересы по аспектам их индивидуальных трудовых взаимодействий с нанимателем.

Для упрощения данной процедуры можно предусмотреть этот момент в коллективном договоре, заключаемом всем персоналом организации-нанимателя.

Опция по заключению этого договора первичной профорганизацией в интересах всего персонала предусмотрена в начальном абзаце этой статьи.

Какими законами регулируется функционирование первичных профорганизаций?

Их регулированию посвящён принятый в январе 1996 года №10-ФЗ. В ст. 11 этого закона говорится, что профорганизации могут представлять интересы не только своих участников, но и других сотрудников по вопросам индивидуальных трудовых взаимодействий с нанимателями. Фактически ст. 30 повторяет это положение на уровне Трудового кодекса.

Обязан ли сотрудник, являющийся членом профорганизации, отдельно уполномочивать её на представительство своих интересов в спорах с нанимателем?

Нет, от сотрудника не требуется специальных действий, т.к. уже самим фактом своего членства в профорганизации он уполномочивает её на защиту своих интересов и прав во взаимодействиях с нанимателем.

Какая статья ТК дополняет положения ст. 30 по ведению коллективных переговоров с нанимателем от имени всех сотрудников организации?

Данная статья указывает, что первичная профорганизация может представлять интересы всего коллектива, а не только своих членов, но в порядке, который определён ТК. Этот порядок более детально рассмотрен в ст. 37 ТК.

В ней описывается процесс ведения коллективных переговоров с нанимателем и ситуации, когда один профсоюзный орган может говорить за весь коллектив сотрудников.

Также можно обратить внимание на главу 58 ТК, которая как раз посвящена всему многообразию аспектов функционирования профорганизаций.

Профсоюзное представительство: изъяны правовой защиты интересов работника

Поляк Мария Ивановна, заместитель председателя Коллегии Адвокатов  «Грибаков, Поляк и партнеры»

  • Как должны быть оформлены полномочия профсоюзного представителя работника
  • Какие действия вправе совершать от имени своего члена профсоюз, если он не имеет статуса юридического лица
  • Обязан ли работодатель возмещать судебные расходы профсоюзного представителя работника

Одним из наиболее эффективных механизмов защиты прав и законных интересов работника в современной России признается судебное урегулирование его спора с работодателем.

Статья 29 ТК РФ предусматривает, что интересы работников при рассмотрении различных трудовых споров с их участием могут представлять профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители. Это положение не противоречит ст.

49 ГПК РФ, определяющей круг лиц, которые могут быть представителями в суде, но не называющей в их числе профсоюзы. Есть только два требования к кандидату в представители: —    наличие дееспособности и —    надлежащим образом оформленные полномочия.

В настоящей статье освещены проблемы профсоюзного представительства законных интересов конкретного работника, так как в соответствии с судебной практикой профсоюзы не допускаются к судебной защите прав неопределенного круга лиц.

И несмотря на то, чтомногие специалисты разделяют данную позицию судов, есть основания думать, что все-таки профсоюз на законодательном и судебном уровнях уполномочен защищать права неопределенного круга лиц.

В частности, он вправе обжаловать локальные акты организации1.

О возможностях

Исходя из положений ст. 182 ГК РФ, ст.

48, 54 ГПК РФ под представительством следует понимать особое правоотношение, при котором праву представителя совершить определенные юридические действия от имени и в интересах доверителя соответствует обязанность последнего признать их правовые последствия2 с учетом условий поручения (договора) или в силу и в пределах прямого указания закона (юридической нормы). Но профсоюзное представительство существенно отличается от гражданско-правового, поскольку имеет специфические основания возникновения.

Более того, от имени одного субъекта права выступает другой — коллективный субъект, объективно нуждающийся в своем представителе. И в этой части следует согласиться с мнением В. М. Догадова, который еще в первой половине XX в. сказал: «профсоюзное представительство ничего общего, кроме названия, не имеет с представительством в области гражданских отношений»3.

1    Подробнее см.; Поляк М.И. Обжалование локального акта: возможности профсоюза.// Трудовые споры. 2010. № 10. С. 20; Васильев В. А., Костромина Е. В. Развитие представительства в трудовом праве / Монография. Челябинск: Сити Принт, 2009. С. 272.

2    Кузьмишин А.А. Основания возникновения представительства и полномочия в гражданском праве. //Журнал российского права. 2000. № 8. С. 103. 3    Догадов В. М. Правовое положение профессиональных союзов в СССР (очерки профсоюзного права). Л:, 1928. С.

26.

В судебных органах профсоюз может выступать в качестве представителя конкретного работника.

К тому же одним из основных направлений в его работе по защите прав работников называется именно судебное представительство при предъявлении требований о взыскании невыплаченной заработной платы вне зависимости от размена долга.

И, судя по тенденциям, сложившимся в сфере трудовых отношений за последние годы, возможности здесь неиссякаемы (см. диаграмму «Просроченная задолженность по заработной плате в РФ»).

С другой стороны, помощь профсоюза в суде не гарантирует работнику удовлетворения его иска. Примером может служить дело № 33-11487 (определение Московского областного суда от 13.07.2010), в рассмотрении которого решающее значение сыграли документальные доказательства правомерных действий работодателя.

О дееспособности

Законные права профсоюзов — Статьи газеты «Солидарность»

Конституционное право граждан на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих прав и интересов, получило развитие в главе 58 Трудового кодекса РФ и в ФЗ от 12.01.1996 № 10 “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (далее — Закон о профсоюзах). Рассмотрим, какие права профсоюзам предоставляют эти законы.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018; № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 2019

17. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ

17.1. Права профсоюзов как защитников прав и интересов работников

Закон о профсоюзах (ст. 11) определяет их основополагающие права на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

При этом профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

Если же дело касается коллективных прав и интересов — тогда профсоюзы представляют и защищают коллективные права и интересы всех работников, независимо от членства в профсоюзах, — в случае наделения полномочиями на представительство в установленном порядке.

Этот же закон предусматривает право профсоюзов участвовать в правотворчестве как способе представления и защиты коллективных прав и интересов работников.

В частности, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права, рассматриваются федеральными органами власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений, ассоциаций (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Проекты НПА, затрагивающих социально-трудовые права, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе предлагать соответствующим органам власти принять законы и иные НПА, касающиеся социально-трудовой сферы.

А также — вправе участвовать в рассмотрении своих предложений органами власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями.

Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых при реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

Читайте также:  Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

При регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, чтобы согласовывать интересы работников и работодателей, а также государства, органы власти всех уровней и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соответствующие условия.

А именно: комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (а если комиссии не образованы — соответствующие профсоюзы или их объединения и объединения работодателей) должны участвовать в разработке и/или обсуждении проектов законодательных и иных НПА, программ социально-экономического развития, других документов в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ).

  • Для представительства и защиты коллективных прав и интересов работников, а также в индивидуальном трудовом правоотношении профсоюзы обладают следующими полномочиями:
  • — защищать право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  • — защищать право работников на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже МРОТ, установленного ФЗ;
  • — согласовывать и закреплять в колдоговорах и соглашениях системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда, устанавливаемые работодателями, их объединениями.

17.2. Профсоюзный контроль

Профсоюзы наделены правом контролировать соблюдение законодательства и иных НПА в сфере труда, выполнение колдоговоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ).

Соблюдение трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, а также колдоговоров и соглашений — одна из основных обязанностей работодателя (ст. 22 ТК РФ). Получив требование об устранении выявленных нарушений, работодатели обязаны в недельный срок сообщить в соответствующий профорган о результатах рассмотрения этого требования и принятых мерах.

Для осуществления указанного контроля общероссийские профсоюзы и их объединения могут создавать свои правовые и технические инспекции труда, которые наделяются  соответствующими полномочиями. Положения о полномочиях утверждаются общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Межрегиональные, а также территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие в субъекте РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда.

Эти инспекции действуют на основании положений, принимаемых в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов.

Для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены данных профсоюзов (ст. 11 Закона о профсоюзах).

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации любых организационно-правовых форм и форм собственности и работодателей-физлиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проверок соблюдения трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, законодательства о профсоюзах, выполнения колдоговоров, соглашений (ст. 370 ТК).

  1. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов тоже имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) предложения об устранении выявленных нарушений.
  2. Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право:
  3. — контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства и иных НПА в сфере труда;
  4. — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  5. — участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  6. — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей-ИП о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
  7. — защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  8. — требовать от работодателей приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  9. — направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, обязательные для рассмотрения;
  10. — проверять состояние условий и охраны труда, выполнение работодателями предусмотренных колдоговорами и соглашениями обязательств;
  11. — в качестве независимых экспертов участвовать в комиссиях по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства;
  12. — участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также связанных с изменениями условий труда;
  13. — участвовать в разработке содержащих нормы трудового права проектов ФЗ и иных НПА РФ, законов и иных НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления;
  14. — участвовать в разработке проектов подзаконных НПА, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном правительством РФ;
  15. — требовать от соответствующих органов привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных НПА в сфере труда, в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  16. В соответствии с ТК РФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с Рострудом и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности.
  17. Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России
  18. Продолжение следует

Права профессиональных союзов в сфере труда

Согласно ст. 30 ТК РФ, работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

На основании Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы и их органы вправе представлять и защищать права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство (ст. 11 ФЗ).

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Право работников на объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников ст. 21 ТК РФ.

Основные права профсоюзов установлены гл. II ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»:

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные).

Все профсоюзы наделяются равными правами и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, т.е. им неподотчетны и неподконтрольны.

Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.

В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами.

В правовую основу деятельности профсоюзов входят Конституция РФ (ст. 13, 19, 30), ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, в том числе соглашения и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Профессиональные союзы как субъекты трудового права. Права профсоюзов и их классификация. Представительные органы работодателей

Для выражения и зашиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.

Статья 30 Конституции РФ предусматривает “право создавать профсоюзы для защиты своих интересов”. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конвенции Международной организации труда №87 (1948 г.

Читайте также:  Раздел II. Регулирование трудовых отношений. Оплата труда

) “О свободе ассоциаций и защите права на организацию” трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов.

Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ

РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах профсоюзов, и советский законодатель эти права непрерывно расширял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225–235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).

Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148).

Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. В ст. 3 Закона дается определение ряда понятий.

Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закрепляет гарантии этих прав.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона).

Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впервые в мире в середине XIX в.

в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников.

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также на участие в нормотворчсстве, при котором они проявляют обе свои функции.

Все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами вместе с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законодательной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзов – это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности.

Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами (ст. 1).

Глава I “Общие положения” (ст.

1 – 10) определяет цели и задачи, сферу действия данного Закона, предмет его регулирования, конкретизирует право на объединение в профсоюзы, порядок создания их уставов и положений о первичных профсоюзных организациях, их регистрации, запрет дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, а также порядок прекращения деятельности профсоюзов.

Глава II “Основные права профсоюзов” (ст. 11–23) предусматривает следующие права:

– на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);

  • – на содействие занятости (ст. 12);
  • – на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13);
  • – на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);
  • – отношения профсоюзов с работодателями, их объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений, а отношения профсоюзов, их первичных организаций и органов с другими представительными органами работников в организации – на основе сотрудничества (ст. 15 и 16);
  • – на бесплатную информацию (ст. 17);
  • – на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);
  • – на профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);
  • – в области охраны труда и окружающей среды (ст. 20);

– на участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21), право на социальную защиту работников (ст. 22), на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).

Глава III “Гарантии прав профсоюзов” (ст. 24–28) предусматривает ряд гарантий как профсоюзам, так и профсоюзным выборным активистам.

Глава IV “Защита прав профсоюзов” (ст. 29, 30) предусматривает судебную защиту прав профсоюзов и ответственность за нарушение этих прав.

Глава V “Ответственность профсоюзов (ст. 31).

Глава VI “Заключительные положения” (ст. 32).

Основные права профсоюзов предусмотрены и в других законах (Кодексе, федеральных законах о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров и др.).

Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст.

226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).

Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти права профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функцию – в настоящее время главную функцию российских профсоюзов.

Защитная функция профсоюзов отражена также в гл. 58 Трудового кодекса, “Защита трудовых прав работников профессиональными союзами”, состоящей из 9 статей. В ней предусмотрены и гарантии профсоюзным активистам, а в ст. 378 – ответственность за нарушение прав профсоюзов. В ряде статей Кодекса предусмотрены права профсоюзов на участие в правоприменении соответствующих норм.

Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т.д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза.

Наиболее крупные из них – Федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и Единение. Как отмечает “Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г.” (М.: “Юридическая литература”, 2001. С. 50), в последние годы “упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав.

Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить право более активного участия в законодательной деятельности, наделить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической ответственности должностных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства”.

С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ослаблять их главную защитную функцию.

  1. Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.
  2. По объему компетенции в правах различают:
  3. а) права самостоятельного характера:
  4. – участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;
  5. – участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников;
  6. – представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;
  7. – осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;
  8. – обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;
  9. б) права совместного характера:
  10. участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства. Таких прав в соответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права профсоюзов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона РФ о профсоюзах.

  • По сфере деятельности различают следующие права:
  • – представительства работников для осуществления своей защитной функции;
  • – на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
  • – на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;
Читайте также:  Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

– на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);

  1. – профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;
  2. – на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;
  3. – на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
  4. Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санаториями, пансионатами, домами отдыха, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою профсоюзную собственность, в том числе и на указанные учреждения.
  5. Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников.

Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24–28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости населения и др.).

Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус.

  • Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем:
  • – гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;
  • – не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;
  • – право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами (ст. 24 Закона);
  • – все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности (ст. 377 Кодекса);
  • – предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;

– предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т.д.

) бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Другие (лучшие) условия могут быть предусмотрены коллективным договором (ч. I ст. 377 ТК);

– здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Гарантии права на труд и профсоюзной деятельности для выборных профсоюзных работников, предусмотренные Кодексом и Законом о профсоюзах, будут рассмотрены далее в соответствующих темах.

Ныне при усилившихся социально-экономических противоречиях сторон трудовых отношений защитная функция профсоюзов должна проявляться особенно активно. О ее реализации подробнее будет рассказано в § 2 темы 13 “Защита трудовых прав работников”.

В связи с изменениями в обществе правовой статус российских профсоюзов также меняется.

Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также право надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав.

Например, на участие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах и на заключение социально-партнерских соглашений, право на участие в проведении мер по обеспечению занятости и др. Конституция РСФСР 1978 г. предусматривала право профсоюзов на законодательную инициативу. Ныне действующая Конституция РФ 1993 г.

, к сожалению, его не предусматривает. Но конституции и уставы ряда субъектов Российской Федерации сохранили это право профсоюзов и закрепили его в своих законах о профсоюзах. Следовательно, нет никаких серьезных причин, чтобы и в Конституции РФ не восстановить это право профсоюзов.

На практике правовой статус профсоюзов всегда проявляется не вообще, а в качестве конкретного правового статуса определенного профсоюзного органа. Права профсоюзов являются одновременно и их обязанностями перед членами профсоюзов, трудовыми коллективами работников активно осуществлять предоставленные им права по защитной их функции.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов.

Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда – при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.

Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

Гарантии профсоюзов — такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушения со сторо­ны нанимателей, их объединений, органов исполнительной власти; позво­ляют беспрепятственно реализовывать свои полномочия:

— защиту имущественных прав и защиту права собственности на имущество, денежные средства, необходимые для выполнения своих ус­тавных задач и т.п.);

  • — личные гарантии, предоставленные лицам, избранным в органы профсоюза;
  • -обязанность государственных органов, нанимателя всемерно со­действовать профсоюзам;
  • — государственный надзор за соблюдением прав;
  • — общественный контроль;
  • — юридическая ответственность за нарушение прав.
  • Система правоотношений по трудовому праву.
  • Трудовое правоотношение, его характеристика.
  • Основные права работников.
  • -труд и свободное распоряжение своими способностями к труду; объединение в профсоюзы;
  • -забастовку, собрания, участие в управлении предприятием и на часть прибыли в случаях, предусмотренных законодательством и уставом;
  • -здоровые и безопасные условия труда; уважение частной жизни и достоинства;
  • -справедливое вознаграждение за труд и своевременное его получение;

-отдых; соц. Страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, инвалидности и потери работы.

1) труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

  1. 2) защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку;
  2. 3) участие в собраниях;
  3. 4) участие в управлении организацией;
  4. 5) гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование;
  5. 6) ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней (часть первая статьи 147), и отпуска продолжительностью не ниже установленной настоящим Кодексом;
  6. 7) социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы;
  7. 8) невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;
  8. 9) судебную и иную защиту трудовых прав.
  9. Основные права нанимателей.
  10. 1) заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом и законодательными актами;
  11. 2) вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения;
  12. 3) создавать и вступать в объединения нанимателей;
  13. 4) поощрять работников;
  14. 5) требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка;
  15. 6) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  16. 7) обращаться в суд для защиты своих прав.
  17. Государственные гарантии реализации права граждан на труд.
  18. Понятие занятости и ее формы.

Занятость согласно ст. 1 Закона о занятости – это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им зара-ботную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности).

  • В статье 2 Закона о занятости раскрыто понятие форм занятости, к числу которых относятся граждане:
  • — работающие по трудовому договору;
  • — зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • Трудоустройство – это система органов, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.
  • В широком смысле трудоустройство включает все формы занятости; в узком – процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, процесс про-фессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров.
  • — выполняющие работу по гражданско-правовым договорам;
  • — обучающиеся на дневном отделении учреждений образования;
  • — проходящих военную службу в органах МВД, КГБ и др. Отличительной особенностью всех видов занятости является, как пра

вило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и т.д. Любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью.

Ссылка на основную публикацию