Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

9 октября, 2014. Новостная служба

Принятый закон разрешает беспрепятственное проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве.

Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

ИТАР-ТАСС/ Владимир Саяпин

9 октября. ПРАВМИР. Госдума приняла во втором и в третьем чтениях поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», определяющие перечень мест, где можно проводить религиозные обряды и церемонии без предварительного уведомления местных властей.

Публичные богослужения и религиозные собрания будут частично выведены из-под действия законодательства о массовых мероприятиях, — сообщает ИТАР-ТАСС

Принятый закон разрешает беспрепятственное проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве. Кроме того, без согласования с властями религиозные обряды также можно будет проводить на территориях организаций, созданных конфессиями, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях, жилых помещениях.

В остальных случаях, подчеркивается в сопроводительных документах, публичные богослужения и проводимые открыто религиозные обряды и церемонии, включая молитвенные собрания, требующие обеспечения общественного порядка и безопасности, «должны осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Публичные религиозные обряды: определение и порядок проведения. Комментарий инокини Ксении (Чернеги) / Официальные документы / Патриархия.ru

15 февраля 2013 г. 16:17

Руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) прокомментировала законопроект о порядке проведения публичных религиозных обрядов и церемоний, вынесенный на общественное обсуждение Министерством юстиции РФ.

Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение законопроект, регламентирующий порядок проведения публичных религиозных обрядов и церемоний. Минюст предлагает внести поправки в ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Прежде всего, законопроект вводит понятие «публичных религиозных обрядов и церемоний», которые определяются как «открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

В законопроекте уточняется и даже расширяется список мест, где могут беспрепятственно, без предварительного уведомления властей проводиться публичные религиозные мероприятия. В число этих мест входят:

  • культовые и иные здания религиозного назначения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • иные здания, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • места паломничества;
  • территория организаций, созданных религиозными организациями;
  • кладбища и крематории;
  • жилые помещения.

Для проведения публичных религиозных мероприятий вне указанных мест требуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

В настоящее время законом требуется уведомлять власти о публичных религиозных мероприятиях. Однако в предложенном законопроекте уточняется перечень случаев, когда подобное уведомление не требуется. Кроме того, уведомление властей позволяет обеспечить порядок и безопасность участников публичного религиозного мероприятия, поскольку тогда его сопровождают полиция и кареты «скорой помощи».

Законопроект был разработан Министерством юстиции в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П в целях приведения ст.

16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

Поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о проверке конституционности положений п. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (а также п. 5 ст.

19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях») явилась жалоба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Жалоба была подана в связи с делами руководителей местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы города Казани и города Белгорода граждан П.Э. Айрияна и А.И. Щендрыгина. Последние организовали публичные богослужения в арендованных зрительных залах и т.п.

, то есть в помещениях, которые не относятся к числу помещений религиозного назначения, однако не направили, вопреки требованиям закона, письменного уведомления властям о проведении данных публичных мероприятий и были привлечены к административной ответственности.

Уполномоченный по правам человека в РФ, обратившийся в Конституционный суд в защиту конституционных прав вышеуказанных граждан, указал, что организованные этими гражданами публичные богослужения представляли собой собрания членов религиозных организаций и их нельзя отнести к митингам, шествиям и демонстрациям. По мнению заявителя, положения п. 5 ст.

16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяют требования, предъявляемые к порядку проведения митингов, демонстраций и шествий, на молитвенные и религиозные собрания, а потому представляют собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собраний и, следовательно, противоречат ст.

28 и 31 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд признал положения п. 5 ст.

16 Закона «О свободе совести» не противоречащими Конституции в той мере, в какой ими вводится уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в п. 1-4 ст.

16 указанного закона местах (то есть помимо культовых зданий и относящихся к ним территорий, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, жилых помещений и т.п.).

Вместе с тем положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они распространяют на молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в п. 1-4 ст.

16, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленных ст.

7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не учитывая различий между теми религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от властей дополнительных мер безопасности, и теми, проведение которых не связано с подобной необходимостью.

  • Конституционный суд обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных религиозных мероприятий, которые бы учитывали их отличия, поскольку не все подобные мероприятия «требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».
  • Во исполнение данного постановления Конституционного суда Министерство юстиции и разработало законопроект о проведении публичных религиозных мероприятий.
  • Законопроект, несомненно, нуждается в доработке; в частности, необходимо уточнить определение «публичного религиозного обряда и церемонии»; однако он не нарушает прав верующих граждан.
  • ***
  • Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»»
  • Внести в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения:
  • 1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

  1. К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».
  2. 2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:
  3. «2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:
  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;
  • в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на территории организаций, созданных религиозными организациями;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях».
Читайте также:  Статья 41. Приграничная торговля

3) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Публичные религиозные обряды и церемонии вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

Пояснительная записка

Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г.

№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

В целях разграничения порядка проведения богослужений, религиозных и молитвенных собраний в зависимости от места их проведения и характера мероприятия законопроект вводит понятие публичных религиозных обрядов и церемоний, под которыми понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Законопроектом предполагается беспрепятственное осуществление богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в том числе публичных:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на территории организаций, созданных религиозными организациями;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях.

Таким образом, религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях (помещениях) специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных религиозным организациям во временное пользование или аренду по гражданско-правовому договору, на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права, а также на территории организаций, созданных религиозной организацией и т.д.

Для проведения публичных религиозных обрядов и церемоний вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 статьи 16 законопроекта потребуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Поправки к закону "О свободе совести" взбудоражили общество

Поправка к закону «О свободе совести и религиозных объединениях», внесенная депутатами от ЛДПР, предполагает разрешение даже «частичных человеческих жертвоприношений» в специальных местах. При этом важнейшие принципы и обряды трактуются как «насилие». Что делают народные избранники — хотят помочь верующим или готовятся к искоренению веры?

Поправка к закону «О свободе совести и религиозных объединениях», внесенная депутатами от ЛДПР, предполагает разрешение даже «частичных человеческих жертвоприношений» в специально отведенных местах.

Правда, при этом важнейшие принципы мировых религий трактуются как «насилие».

Так чего же хотят народные избранники: помочь верующим — или готовятся к искоренению веры, подготавливая соответствующую терминологию и законодательную базу?

Канонизация — традиция или потребность?

Интернет бурлит от сенсационной новости: депутаты Госдумы якобы планируют разрешить человеческие жертвоприношения! А причиной тому послужил законопроект изменений в статью 16 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Сам текст поправки небольшой, что позволяет цитировать его полностью:

«Статья 20.30. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного.

1. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей, на организаторов в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей.

3.

Проведение религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного в непосредственной близости от детских учреждений, а равно совершение молитвенного обряда, если это привело к нарушению общественного порядка или создало угрозу безопасности населения — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток».

Но, пожалуй, наиболее шокирующе выглядит отрывок из пояснительной записки к законопроекту, звучащий то ли как образчик черного юмора, то ли как исторический анахронизм тех недобрых времен, когда в ходе религиозных церемоний приносились человеческие жертвы:

«Законодательство Российской Федерации о свободе совести основывается на принципе, что Россия является светским государством и отправление религиозного культа, вне зависимости от исповедуемой религии, не должно нарушать и ущемлять права других граждан.

Данным законопроектом предлагается предусмотреть для таких религиозных обрядов, как молитвенный обряд, обряды жертвоприношения и иные обряды, связанные с насильственными действиями в отношении человека (обряды посвящения, очищения и т. п.) особый порядок проведения, а именно ограничить их проведение местами, прямо указанными в законе (п.2 статья 16 Закона)».

Вот это многозначительное «и т. п.» стало весомым основанием подозревать законодательную новацию в том, что она разрешит жертвоприношения и «иные насильственные обряды» над верующими вплоть до смертоубийства.

Записи в блогах констатируют: «Жрецы Кетцалькоатля были бы довольны». Как известно, этот культ индейцев майя был одним из самых кровавых: у людей, предназначенных в жертву этому божеству, заживо вырезали сердце.

Большие реалисты рассуждают о том, что поправка будет направлена против отдельных обрядов влиятельных в России религий — обрезания в Иудаизме и Исламе, а также Крещения и Причащения младенцев в Православии. Дескать, пока что этим обрядам и Таинствам разрешается быть в «специально отведенном месте», однако признается их насильственный характер — значит, потом можно будет запретить их.

Был же недавно прецедент в Германии, где земельный суд Кельна постановил всей стране считать уголовным преступлением обрезание до совершеннолетия! Лишь вмешательство властей остановило фактическое возрождение гонений на верующих под предлогом защиты прав их детей.

Читайте подробнее: Мусульманам и иудеям ФРГ вернули обрезание

На самом деле, ситуация выглядит еще более угрожающей, чем в вышеизложенных версиях. Конечно, можно было бы подумать, что это очередной эпатаж, являющийся визитной карточкой партии ЛДПР. Или же что его писали не слишком искушенные как в политике, так и в здравом смысле люди.

Однако авторы поправки, депутаты С. В. Иванов и И. В. Лебедев (не только зампредседателя Госдумы, но еще и сын Жириновского) — люди весьма образованные. Первый — историк с университетским образованием, второй — дипломированный юрист, кандидат социологических и доктор исторических наук.

В интервью информагенству Islamnews.ru они вполне спокойно изложили свои мотивы. Так, народные избранники вспомнили и обряд заклания барана в мусульманский праздник Курбан-байрам, и разные культы, связанные с нанесением верующими себе ран и увечий — от флагеллянтов-католиков до «хлыстов», секты, практиковавшей не только самобичевание, но и кастрацию своих членов.

Об упомянутом в документе «жертвоприношении» Игорь Лебедев выразился так: «Одни удивляются, что мы якобы легализуем человеческие жертвоприношения, а другие возмущаются, что мы якобы запрещаем Курбан-байрам. Так вот, мы ничего не легализуем и не запрещаем.

Мы постарались максимально расширить формулировку, чтобы охватить любые возможные обряды, которые способны шокировать простого гражданина. Эти обряды не должны становиться предметом всеобщего обозрения — вот и все.

В целом же законодательство РФ разрешает резать баранов «до смерти», а людей — лишь «частично», если иметь в виду, к примеру, обрезание. Но все подобные — разрешенные — действия надо проводить за закрытыми дверьми».

Читайте также:  Глава IV. Особенности труда и социальной защиты работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)

Что ж, и правда, даже в случае, если поправка авторства депутатов ЛДПР станет частью российского законодательства, в нем найдется немало других пунктов, запрещающих убийство людей по любым соображениям.

Однако обращает на себя внимание небольшая реплика г-на Лебедева относительно самого понятия «насилие» — а именно, какое отношение это понятие имеет к верующему, если он идет на те или иные действия добровольно.

Депутат высказался на этот счет так:

— Вообще-то насилие — это виды действия субъектов по отношению к другой личности, которые влекут за собой одну или несколько форм страдания. Такое определение используется в юридических документах… Верующие некоторых конфессий добровольно позволяют подвергать себя насилию — обрезанию без наркоза.

Это, в отличие от резни баранов, сейчас не принято делать публично, слава богу. Но вдруг какие-нибудь сектанты решат устроить шествие с побиванием друг друга кнутом? Как в средние века.

И что, каждый раз рассматривать все эти варианты, все эти «невкусные» подробности отдельно? Лучше все подобные «шоу» сразу — заранее — ограничить специально отведенными местами.

Попытка создать универсализм в этом вопросе настораживает больше всего — равно как и используемый здесь термин «насилие». Ведь для обычных людей особых сложностей не возникает. Есть принуждение — значит, есть и насилие.

Например, интимная связь между мужчиной и женщиной воспевается поэтами и служит продолжению рода, при этом именуясь любовью.

Но если в такой связи есть принуждение силой или угрозой силы — это уже изнасилование, тянущее на несколько лет тюремного заключения.

А вот для юристов (и не только для них) подобная ясность отнюдь не общепринята.

Например, в автореферате диссертации «Насилие как составообразующий признак хищений: вопросы уголовной ответственности», изданном в 2008 году в Омске, ее автор Роман Евгеньевич Токарчук излагает самые разные взгляды на проблему.

Впрочем, сам он придерживается мнения о том, что насилия без принуждения не бывает, а принуждение — это подчинение другого лица против его воли.

Однако тут же автор приводит и другие мнения. Многие юристы считают, что «причинение вреда здоровью — это определяющий признак насилия» вне зависимости от того, добровольно или недобровольно причинен этот вред.

А Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб».

Священство: из «добрых пастырей» в наемники?

Интересная вырисовывается ситуация, правда? Оказывается, если человек сам себе «наносит ущерб» по собственному добровольному выбору — это тоже «насилие»! Прямо как в Англии, где до конца XIX века спасенных из петли самоубийц выхаживали, а потом вешали уже по приговору суда за преступление против самих себя.

Но прецедент этот был единичным. Иначе к «насильникам» в отношении самих себя можно причислить и спортсменов, выкладывающихся на изнурительных тренировках, и интеллектуалов, ночи напролет думающих над решением научных проблем, и даже героев, бросающихся под вражеские пули ради победы.

Теперь же в западной общественной и юридической мысли заложены фундаментальные основы «общественно-медицинского» тоталитаризма и самой настоящей инквизиции. Возьмем, например, православных, католиков или мусульман. Их человеческая природа просит вкусной мясной пищи в пост или просто пищи в светлое время суток в Рамадан.

С точки зрения медицины питание должно быть «сбалансированным и регулярным». Правда, иногда медики допускают разгрузочные дни и диеты, но за предписанием к доктору надо идти, а не к батюшке или мулле. Значит, любой верующий, практикующий такие (и многие другие) заповеди своей религии, совершает насилие над собой.

И при этом — вот дурак! — думает, что борется с грехом.

А вот еще весьма многообещающие пункты из современного понимания насилия, изложенные в диссертации Токарчука.

Это «всякое тайное, обманное или с использованием доверия потерпевшего причинение вреда его жизни или здоровью». Вроде и не к чему придраться. Только ведь вера по своей сути — это доверие. А выполнение установлений христианской, да и не только христианской, веры предполагает альтруизм, жертвенность.

Скажем, некий верующий регулярно дает милостыню, отчисляет из своей зарплаты на помощь больным детям, да и на работе и в бизнесе предпочитает не шагать по трупам.

В итоге приходится ограничивать себя — он не может поехать на заграничный курорт, купить более удобный дом, навороченный автомобиль.

Ну чем не «вред здоровью», и не только собственному, но и своей семьи, из-за отказа от материальных благ в пользу духовных?

Ах, все это добровольно? Ну и что? Вред-то все равно был нанесен. И, потом, если человек занимается «мазохизмом», получая удовлетворение от причинения себе страданий — может, он вообще не в себе? Был же в 70-е годы прошлого века в СССР диагноз «религиозный бред» в рамках вялотекущей шизофрении с легкой руки «корифея» советской психиатрии академика Снежневского!

Конечно, всех верующих подряд в психбольницы с таким диагнозом не помещали — тем более, что вялотекущая шизофрения редко требует госпитализации. Однако при желании власти могли упечь в тюремную психушку любого верующего по причине «обострения» его «болезни» и под благороднейшим поводом возвращения ему здоровья. А также — ради противодействия «насилию», творимому им над самим собой.

Нет, формально в поправках Иванова-Лебедева ни о каком противодействии верующим речь не идет. Наоборот, в «специально отведенных местах» им разрешено все, вплоть до «частичных человеческих жертвоприношений». Однако сама терминология, переименовывающая привычные категории «вера», «обряд», «богослужение» в «насилие над животными и человеком», наводит на невеселые мысли.

Девочки и смерть: свет страшной сказки

Это ж надо договориться до такого — считать насилием обряды «очищения и посвящения», под понятие которых подпадают и Таинства Крещения и Покаяния!

Ведь термин сам по себе — очень сильное оружие. Например, совсем недавно, Госдума приняла закон, в соответствии с которым сотрудники организаций с зарубежным финансированием получили название «агентов». Последние на это очень обиделись.

А теперь практически такую же терминологическую войну (пока только терминологическую?) отдельные политики готовы развязать даже не против Православия, а против религиозности в целом. На основе подходов, принятых на «просвещенном Западе», давно уже ставшем де-факто атеистическим. Что не может не внушать серьезной обеспокоенности ситуацией со скандальной поправкой.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Дмитрий Чернышёв об оскорблении чувств верующих

Куратор: Ольга Гуманова

Тема: Владимир Путин подписал новую редакцию закона о религиозных объединениях

  1. 25.10.2014, 12:06 #1

    В четверг, 23 октября, на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»». 8 октября за законопроект в третьем чтении проголосовали депутаты Госдумы, 15 октября его одобрил Совет Федерации, а 22 октября документ подписал Владимир Путин. Измененный закон уточняет перечень мест, где можно совершать религиозные обряды без предварительного уведомления местных властей, и поясняет, какие молитвенные собрания подпадают под порядок, установленный для проведения митингов, шествий и демонстраций. Общественный резонанс не заставил себя долго ждать. До принятия изменений закон разрешал без уведомления проводить религиозные обряды «в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей», а кроме того, «в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций». В новой редакции формулировка о том, где можно свободно проводить молитвенные собрания, несколько изменилась. Перечень мест таков: «в культовых и иных зданиях (помещениях) и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним территориях», «на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве» и «на территории организаций, созданных религиозными организациями». Помимо этого, в перечне остаются места паломничества, кладбища, крематории и жилые помещения. Во всех иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии, проводимые в общественных местах и требующие обеспечения общественного порядка и безопасности, должны проходить по правилам, установленным для митингов, шествий и демонстраций. То есть согласовываться с местными властями. После опубликования закона по социальным сетям прошел шквал комментариев. Негодовали, в основном, пользователи из республик Северного Кавказа, исповедующие ислам. Они решили, что внесенные изменения направлены против мусульман, припоминая сентябрьскую историю у мечети рядом с метро «Новокузнецкая» в Москве. «Все это — итог провокации у исторической мечети. Этим законом положение не выправить. Жизнь показывает, что в срочном порядке в Москве нужно выделять участки и строить мечети. Раз в этом городе живут мусульмане, должно быть соответствующее количество мечетей. Мусульман в Москве, по самым скромным подсчетам, от 3 до 4 миллионов, а мечетей всего лишь 4. Нужно не менее 100 мечетей, каждая вместимостью не менее 1000-1500 прихожан. В «нетолерантном» Париже насчитывается более 100 мечетей и нет никаких напрягов в пятничные дни, все молятся в мечетях, а не на улицах. Каждый мусульманин имеет гарантированное Конституцией России право на исповедование своих религиозных верований, убеждений и традиций, если это не противоречит закону», — таков один из самых мягких комментариев. Иные горячие головы так разошлись, что назвали закон началом краха территориальной целостности России… Однако, как рассказал «Ленте.ру» председатель профильного комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, закон ни в коем случае не направлен против какой-либо конфессии и никак не связан с инцидентом у московской мечети, который имел место 26 сентября, потому как внесли его задолго до этого. «Под закон подпадает и крестный ход, если он проводится за пределами территории, принадлежащей религиозной организации. Впрочем, он и раньше подпадал под закон. В чем смысл изменений: до недавнего времени не было ясности, где можно, а где нельзя проводить религиозные собрания. Одна из религиозных организаций арендовала помещение, назначила мероприятие, и после его начала правоохранительные органы предъявили претензии и привлекли к административной ответственности за то, что организаторы не прошли уведомительную процедуру. В результате религиозные деятели дошли до Конституционного суда, который вынес решение в их пользу. После чего правительство инициировало соответствующие поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях. Кстати, эта организация — «Свидетели Иеговы»», — прокомментировал депутат. По словам Нилова, имеется четко прописанный перечень мест для проведения культовых мероприятий, остальные нужно согласовывать, как это делают организаторы митингов или пикетов. При этом, как отметил депутат, закон о религиозных объединениях не дублирует закон о митингах. «В законе об общественных мероприятиях есть отсылка к закону о свободе совести. Нормы, вступившие в силу в новой редакции, как раз поставили точку и внесли ясность. Раньше был правовой пробел: один закон отправлял к закону о свободе совести, который в свою очередь отправлял обратно. Возникало недопонимание. Сегодня все понятно», — пояснил депутат.

    Наш собеседник уверен, что новые нормы не коснутся пятничных молитв мусульман, когда всем желающим помолиться попросту не хватает места в мечетях, например в Москве, и они вынуждены занимать пространство вокруг культовых сооружений. А вот массовые религиозные праздники согласовывать придется, чтобы все было правильно организовано.

    Политолог Евгений Минченко в беседе с «Лентой.ру» отметил своевременность нынешнего закона. «Действительно, уже есть вопросы по поводу того, что религиозные фундаменталисты, и не только исламские, могут выступать в роли политической силы. Поэтому лучше все это заранее урегулировать. Иначе получается неравенство религиозных организаций и нерелигиозных.

    А это, на мой взгляд, противоречит Конституции», — объяснил Минченко.

    http://lenta.ru/articles/2014/10/24/krhod/
    Т.е. для приглашения учителя и проведения им лекции в квартире, арендуемом помещении требуется уведомлять власти, т.к. эти помещения не принадлежат религиозной организации?

  2. 25.10.2014, 12:35 #2

    Сообщение от Olle http://lenta.ru/articles/2014/10/24/krhod/ Т.е. для приглашения учителя и проведения им лекции в квартире, арендуемом помещении требуется уведомлять власти, т.к. эти помещения не принадлежат религиозной организации? 2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются: в жилых помещениях. Т.е. в квартире можно, а в арендуемом помещении — согласно порядку проведения митинга.

  3. 25.10.2014, 13:05 #3

    Сообщение от Цхултрим Тращи

    а в арендуемом помещении — согласно порядку проведения митинга.

    В арендуемом тоже похоже можно, если исходить из депутата в статье. Что поправки как раз выйгрышем в конституционном суде вызваны из-за ситуации с арендуемым помещением.

  4. 25.10.2014, 14:04 #4

    «…Во всех иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии, проводимые в общественных местах и требующие обеспечения общественного порядка и безопасности, должны проходить по правилам, установленным для митингов, шествий и демонстраций. То есть согласовываться с местными властями….»
    Так понимаю, что если обряды и церемонии , совершаемые в общественных местах не требуют «обеспечения общественного порядка и безопасности», т.е. не нужны ни полицейские, ни Скорая помощь, то можно и не согласовывать.

  5. 25.10.2014, 14:08 #5

    Интересно, как в законе определено понятие «религиозная церемония».

  6. Kit (25.10.2014), Фил (26.10.2014)
  7. 25.10.2014, 14:26 #6

    Так понимаю, что если обряды и церемонии , совершаемые в общественных местах не требуют «обеспечения общественного порядка и безопасности», т.е. не нужны ни полицейские, ни Скорая помощь, то можно и не согласовывать. Если соседи квартиры, где, например, проводятся цоги с пением, колокольчиками и дамару, вдруг узнают об этом законе, проблем вряд ли избежать

  8. 25.10.2014, 15:19 #7

    Сообщение от Нико Если соседи квартиры, где, например, проводятся цоги с пением, колокольчиками и дамару, вдруг узнают об этом законе, проблем вряд ли избежать Вот странно, коллективная пьянка с битьем посуды и морд, ломанием дверей и разборками на лестнице в рамках закона (т.к. милиция по таким поводам не выезжает), а религиозный обряд без разрешения властей — нарушение.

  9. 25.10.2014, 15:45 #8

    Сообщение от Нико Если соседи квартиры, где, например, проводятся цоги с пением, колокольчиками и дамару, вдруг узнают об этом законе, проблем вряд ли избежать При чём здесь соседи квартиры, Нико? Квартира —это не общественное место.

  10. Ho Shim (28.10.2014), Сергей Хос (25.10.2014), Чиффа (02.11.2014)
  11. 25.10.2014, 15:58 #9

    Сообщение от Цхултрим Тращи

    При чём здесь соседи квартиры, Нико? Квартира —это не общественное место.

    Это не общественное место, конечно, но данную редакцию закона при желании можно применить и к частному месту. Вы что, не в курсе, как в нашей стране это обычно извращается? И мы в конце 90-х через подобное проходили, когда однокомнатная квартира была забита людьми на цог и приходила милиция по жалобам соседей. Вряд ли с тех пор что-то могло радикально измениться.

  12. 25.10.2014, 18:18 #10

    Сообщение от Нико

    Это не общественное место, конечно, но данную редакцию закона при желании можно применить и к частному месту. Вы что, не в курсе, как в нашей стране это обычно извращается? И мы в конце 90-х через подобное проходили, когда однокомнатная квартира была забита людьми на цог и приходила милиция по жалобам соседей. Вряд ли с тех пор что-то могло радикально измениться.

    В 90-е подобного закона не было, следовательно, пример из 90-х не имеет отношения к вашему умозаключение из #6 . Если в 90-е можно было пожаловаться на шумных соседей, которые устроили цог, в милицию, и с тех пор ничего не могло радикально измениться, следовательно, новая редакция закона никак не ухудшит положение проводящих цог в квартире. Наоборот, оказывается, можно напрямую ссылаться на статью закона, которая разрешает проведение религиозных и культовых обрядов в жилище.

  13. 25.10.2014, 18:27 #11

    Сообщение от Цхултрим Тращи В 90-е подобного закона не было, следовательно, пример из 90-х не имеет отношения к вашему умозаключение из #6 . Если в 90-е можно было пожаловаться на шумных соседей, которые устроили цог, в милицию, и с тех пор ничего не могло радикально измениться, следовательно, новая редакция закона никак не ухудшит положение проводящих цог в квартире. Наоборот, оказывается, можно напрямую ссылаться на статью закона, которая разрешает проведение религиозных и культовых обрядов в жилище. Ладно, посмотрим)

  14. 25.10.2014, 23:59 #12

    У нас в Беларуси помнится уже лет пятнадцать назад милиционеры сами советовали всегда иметь в запасе водку/закуску в квартире где собирается секта. Если стукнут всегда есть правильный повод для собрания. Как говорицца «шоб усе было в правовом поле»

Ссылка на основную публикацию