Статья 16.2. Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности

Инновационное развитие экономики страны регулируется с точки зрения права, регулирование происходит между взаимоотношениями субъектов инноваций и других участников инновационного процесса. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает:

  • установление правовых норм взаимоотношений субъектов;
  • охрану прав и интересов субъектов, например, авторских прав;
  • охрану прав владения, пользования и распоряжения результатами научно-технической деятельности инновационного характера;
  • защиту промышленной и интеллектуальной собственности
  • заключение договоров в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектов и изысканий, по оказанию услуг для развития инновационной деятельности;
  • заключение контрактов с инвесторами.

Первые НПА в сфере инноваций относятся к 1990-м годам. Тогда юристы в России имели слабое представление о содержании и формах данного вида деятельности. Плановая экономика имела другие формы организации и внедрения изобретений и новшеств.

Научно-исследовательская работа являлась продолжением научно-технической деятельности и являлась функцией государства. Инновационная деятельность является предпринимательской.

Поэтому в 1990-е годы применялись нормы, регулирующие науку и научную деятельность, и нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

По прошествии времени стало ясно, что инновационная деятельность имеет четко выраженную специфику, поэтому необходимы специальные законы и подзаконные акты.

На сегодняшний день нельзя говорить о сформированной, последовательной нормативно-правовой базе в области инноваций в России.

Поскольку системный подход к формированию нормативно-правовой базы в инновационной деятельности отсутствует, тормозится развитие самой инновационной деятельности. Субъекты РФ пытаются принимать правовые документы на уровне регионов и устранить этот недостаток.

Сложность разработки нормативно-правовой базы зависит от нескольких причин, в том числе и от различной трактовки понятий «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика».

Правовые исследования в области инноваций не так широки, как экономические. Действительно, инновационная тематика имеет экономические корни, и тема разрабатывалась по большей части экономистами. Но в последнее время ученые пришли к выводу, что изучать инновации необходимо комплексно, в том числе и с правовой точки зрения.

Замечание 1

Юристы указывают на то, что необходимо создать четкий механизм правового регулирования инноваций, как одного из главных элементов экономических реформ.

Пока в современной правовой доктрине нет темы инноваций, поэтому право вынуждено решать возникшие ситуации, опираясь на имеющуюся нормативно-правовую базу.

Замечание 2

Экономика призвана сформировать систему знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Юриспруденция должна осмыслить инновационную деятельность с точки зрения правоведения.

В законодательстве РФ имеется большое число разрозненных НПА так или иначе регламентирующих инновационную деятельность. Часто они противоречат друг другу. Нужно упорядочивание НПА, одним из способов является систематизация законодательства.

Каждый год в России принимается около 2 тысяч НПА, половина из них имеет инновационную тематику. То есть массив НПА огромен, и найти нужный документ, касающийся той или другой стороны инноваций довольно сложно, а изучить этот документ во взаимосвязи с другими нормами права тем более.

Только систематизация законов, подготовленная юристами и правоведами, способна облегчить работу.

Замечание 3

Необходимо провести подробный анализ НПА, касающихся инноваций, собрать их воедино и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Работа по формированию систематизированной нормативно-правовой базы идет, кроме этого, в последние годы принят ряд значимых документов, которые касаются инновационной сферы и регулирования отношений между субъектами в ней. Огромная роль в этом вопросе отводится региональным властям.

  • Правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится исключительно к ведению РФ, так как это важные общественные отношения и в них заинтересованы все субъекты, поэтому необходимо единое правовое пространство в области гражданско-правового регулирования на всей территории РФ.
  • В других государствах законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе централизовано, так как единое правовое регулирование служит интересам личности и государства в целом.
  • Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне служит сохранению и приумножению интеллектуального потенциала страны, предотвращению его утечки за рубеж, эффективному использованию.

Замечание 4

Субъекты в своих НПА также должны касаться инновационной тематики. Региональные власти принимают активное участие в правовом регулировании инновационной деятельности и в построении системной местной законодательной базы.

Задачи законодательства в сфере инноваций

Задачи в области разработки и систематизации инновационного законодательства:

  • развивать науку, разработки прикладного характера, формировать систему долгосрочного прогнозирования развития ведущих направлений науки, инновационных технологий;
  • эффективно использовать результаты инноваций, формировать рынки потребления научно-технической продукции;
  • создавать систему гос. заказов, привлекать инвестиции в инновационную деятельность;
  • обеспечивать правовую безопасность результатов интеллектуальной деятельности;
  • создавать и совершенствовать механизмы государственного и частного партнерства, регулировать инновационный процесс;
  • сохранять и формировать кадровый потенциал инновационного комплекса;
  • повышать престиж научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;
  • создавать финансовую платформу для развития инноваций, развивать федеральные, межрегиональные фонды развития, интегрировать в эту сферу государственную поддержку и поддержку предпринимательского сектора экономики;
  • регулировать сотрудничество в области науки, техники, инноваций путем участия в международных научных организациях, создания научно-производственных структур, продвижения на мировой рынок отечественной научной продукции.

Базовыми документами нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в России являются Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ и иные НПА РФ и субъектов, а также международные договоры РФ. Законодательную базу можно систематизировать по пяти направлениям:

  • Декларационные акты: концепции, программы, доктрины, документы, определяющие целевые установки гос. политики;
  • Указы, законы, постановления, распоряжения, которые определяют функции органов, организаций, фондов в области инноваций;
  • Распоряжения Правительства, которые утверждают планы развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Данные документы содержат основные положения концепций по реформированию научной отрасли, внедрению инноваций в экономике, а также мероприятия по стимулированию инноваций;
  • НПА, регулирующие статус инновационных зон: наукоградов, академгородков и пр.;
  • Законы регионов в области инноваций.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Основные НПА, регулирующие инновационную деятельность

Основные нормативные акты в области развития инновационной деятельности представлены ниже:

Статья 16.2. Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности

Рисунок 1. Основные нормативные акты, регламентирующие отношения и принципы развития инновационной деятельности в РФ

Главная роль в регулировании инновационной деятельности принадлежит стратегическим федеральным документам. Прежде всего это концепции и стратегии развития страны, например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.

Чтобы развивать процессы, связанные с инновациями, необходимо регулировать финансирование НИОКР. НПА, связанные с финансированием научных исследований, экспериментальных разработок представлены ниже:

Статья 16.2. Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности

Рисунок 2. Основные нормативные акты, регулирующие отношения в области финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

Необходимость принятия расширенного федерального закона об инновационной деятельности

Если проанализировать все имеющиеся НПА в сфере инноваций, то можно прийти к выводу, что значительное число НПА затрагивают данную область, но отсутствует единая согласованная законодательная база. Работа по усовершенствованию правового поля в данный момент ведется интенсивно. В связи с этим можно выделить две основные задачи, решить которые законодателям необходимо в самое ближайшее время:

  • упорядочение действующего законодательства федерального и регионального уровней;
  • принятие расширенного специального федерального закона, регулирующего инновации в РФ с учетом анализа уже имеющегося законодательства и законов других стран, а также правоприменительной практики.

Инкорпорация норм международного права в законодательство РФ – один из способов согласовать нормы международного и национального права.

При принятии закона необходимо отразить следующие положения:

  • принципы инновационной деятельности;
  • предмет;
  • субъекты правового регулирования инновационных отношений;
  • место закона в системе действующего законодательства;
  • источники финансирования;
  • меры гос. поддержки;
  • основы стимулирования творчества и инновационной активности;
  • юридическая ответственность субъектов за нарушение исключительных прав.

Инновационная сфера входит в экономическую систему, это значит, что методы правового регулирования такие же.

Но состав субъектных и объектных отношений в инновационной сфере имеет свои особенности, поэтому оказалось недостаточно гражданско-правовых норм, которые существуют и относятся к институту интеллектуальной собственности, имущественных и неимущественных прав. Также обнаружился недостаток форм договоров о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Участники инновационного процесса нуждаются в эффективном юридическом механизме, который бы оформлял отношения между субъектами и другими участниками экономического рынка.

Вся совокупность правовых норм, касающихся инноваций, должна образовать правовую среду инновационного предпринимательства. Инновационное законодательство следует относить к комплексной правовой отрасли, так как оно вбирает в себя элементы разных отраслей права.

Субъекты инновационной деятельности Российской Федерации

Библиографическая ссылка на статью:
Гайнутдинова Е.Н. Субъекты инновационной деятельности Российской Федерации // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/04/2772 (дата обращения: 12.04.2021).

Читайте также:  Статья 20. обеспечение занятости инвалидов

Развитие современной экономики невозможно без постоянного вовлечения в нее новых технологий. В условиях ускоряющегося развития технологий и вступления России в ВТО все большую роль играет способность отечественных предприятий внедрять инновационные разработки в экономический оборот.

Инновационно-ориентированные предприятия наиболее конкурентоспособны и привлекательны для инвестирования. Именно поэтому они должны составлять основу современной экономики и государство должно всячески поддерживать инновационный бизнес.

Однако темпы роста доли инновационного бизнеса ниже ожидаемых, это связано с рядом проблем, в том числе проблемы неполного правового регулирования инновационной деятельности.

На федеральном уровне в настоящее время не определен перечень субъектов инновационной деятельности. В науке предполагаются попытки классифицировать лиц, занимающихся инновационной деятельностью. Так, по мнению   Павлова А.Ю. и Тычинского А.В. основными субъектами инновационной деятельности являются:

  • 1) авторы объектов интеллектуальной собственности;
  • 2) предприятие, создающее и (или) использующее интеллектуальную собственность;
  • 3) заказчики (инвесторы);
  • 4) органы государственного управления и контроля;
  • 5) конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию на основе собственных разработок или аналогичных объектов интеллектуальной собственности;
  • 6) «пираты»;
  • 7) потребители. [1]

Следует заметить что, несмотря на отсутствие на федеральном уровне подобной классификации субъектов инновационной деятельности на уровне регионов  данная проблема решена.  Так Закон Республики Татарстан от 2 августа2010 г. № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» [2] определяет в качестве субъектов инновационной деятельности следующих лиц:

  1. 1) физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
  2. 2) юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
  3. 3) собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности;
  4. 4) инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность;
  5. 5) организации (субъекты) инновационной инфраструктуры (технопарки, технополисы, технологические инкубаторы, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, инновационные фонды и иные организации);
  6. 6) органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления, участвующие в координации и регулировании инновационной деятельности.
  7. Полагаем, что на федеральном уровне также должен быть закреплен подобный перечень субъектов инновационной деятельности и закрепить его необходимо в специальном законе, регулирующем инновационную деятельность в Российской Федерации.

Деятельность по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности является рискованной, поскольку заранее трудно предугадать успешность введения нового продукта на рынок.

Коммерциализация инноваций требует больших финансовых и временных затрат, в связи с этим срок окупаемости инновационных проектов намного больше, чем у обычных стартапов.

В этих условиях актуальным является вопрос государственной поддержки организаций занимающихся коммерциализацией РИД.

Примером такой поддержки могут служить льготы для резидентов инновационного центра «Сколково». Так участники данного проекта освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость. Совокупная нагрузка по платежам во внебюджетные фонды для данных лиц составляет 14 % вместо 34%. Существуют также таможенные льготы и льготы по ведению бухгалтерского учета.

Такая поддержка, безусловно, облегчает деятельность инновационной организации и стимулирует к более продуктивной работе.

Считаем, что правом пользования подобного рода льготами должны обладать также инновационные компании, не являющиеся резидентами «Сколково». В связи с этим встает вопрос об определении организаций имеющих данное право. В науке и среди практиков не раз озвучивалась мысль о целесообразности введения аккредитации инновационных организаций с целью дальнейшей их поддержки.

Данный механизм уже успешно реализуется в ряде субъектов РФ.

Так Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 № 878 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 № 881» [3] введена в действие Методика отнесения организаций к инновационному типу. Согласно этой Методике основными показателями, характеризующими уровень инновационной активности организаций, являются:

  • — доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР) в общем объеме расходов организаций;
  • — эффективность затрат на НИОКР;
  • -доля инновационной продукции в объеме продукции, произведенной организациями;
  • — доля научно-технического персонала в структуре организаций;
  • — соотношение приобретаемых и продаваемых технологий;
  • — коэффициент коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС).
  • На наш взгляд эти критерии полностью отражают сущность инновационной организации, а оценка, основанная на них, позволит выявить организации, действительно занимающиеся инновационной деятельностью.
  • В связи с этим считаем целесообразным ввести аккредитацию инновационных организаций, основанную на перечисленных нами критериях на федеральном уровне.

В последние годы перед руководством нашей страны остро встал вопрос о необходимости иностранных инвестиций в инновационную сферу.

Для решения этой проблемы законодатель разработал и ввел в действие новое юридическое лицо целью, которого является увеличения притока западных инвестиций в инновационную сферу экономики нашей страны. Так 1 июля 2012 года вступил в законную силу Федеральный закон от 03.12.

2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» [4], который предусматривает введение в российскую правовую действительность соответствующего юридического лица и регламентирует его деятельность.

Согласно пояснительной записке к проекту ФЗ «О хозяйственных партнерствах» закон подготовлен в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации о необходимости «развития законодательства детализирующего и совершенствующего организационно-правовые формы, востребованные при осуществлении инновационных проектов в целях реализации гибкого графика финансирования в ходе осуществления инновационного проекта, заключения соглашений участников, в том числе в части мотивации участников». [5]

Хочется отметить противоречивость и парадоксальность указанного закона.

Так, несмотря на то, что по замыслу законодателя хозяйственные партнерства предназначены для инновационной деятельности, в законе об этом не сказано ни слова.

Более того, закон предусматривает для партнерств общую правоспособность, то есть оно может осуществлять свою деятельность в любых сферах экономики, не ограничиваясь при этом инновационной деятельностью.

Вызывает определенные опасения установленное ФЗ №-380 право третьих лиц участвовать в деятельности партнерства.

Данное право реализуется посредством заключения специального соглашения, которое впоследствии хранится у нотариуса и доступ, к которому имеет только руководитель организации.

Таким образом, участие третьего лица в деятельности партнерства остается в тайне. Данное положение устанавливалось с целью привлечения иностранных инвесторов не желающих афишировать свою деятельность.

Однако полагаем, что указанное послабление не приемлемо для российской действительности ввиду того, что отечественный предприниматель может использовать это в своих корыстных целях.

Так участником партнерства может стать государственный служащий, формально не имеющий права осуществлять предпринимательскую деятельность, но фактически благодаря описанным нововведениям, имеющим для этого возможность.

Благодаря имеющимся у него полномочиям государственного служащего он может  заключить с партнерством сделку с заинтересованностью тем самым извлечь прибыль и причинить ущерб государству.

Еще одним замечанием к хозяйственным партнерствам является свобода определения внутренней структуры и порядка управления организацией.

Согласно ФЗ № 380 участники в соглашении об управлении сами определяют, какие органы управления должны функционировать в партнерстве, а также этим соглашением они устанавливают порядок и условия принятия решений данными органами.

При этом соглашение об управлении является засекреченным, то есть третьи лица не имеют доступа к нему, а значит и не знают всех особенностей управления партнерством.

В этом кроется определенная опасность для контрагентов организации.

Так, не зная порядка принятия решений в партнерстве, контрагент может заключить с ним заведомо недействительную сделку, в случае если партнерством не будут выполнены все необходимые организационные меры необходимые для заключения легитимной сделки. Полагаем, что данное обстоятельство отрицательно скажется на построении нормальных экономических взаимоотношений между субъектами гражданского оборота.

  1. Подтверждением возможного негативного влияния данной организационно-правовой формы юридического лица  служит факт, согласно которому почти за 2 года с момента вступления в силу закона «О хозяйственных партнерствах» данный вид юридического лица не получил предполагаемого признания у бизнес сообщества.
  2. В целом можно сказать о том, что законодатель наделил хозяйственные партнерства большой свободой при этом, не предъявив никаких ответных требований, что в дальнейшем может привести к различным махинациям с использованием данного юридического лица.
  3. В связи с этим считаем, что такая организационно-правовая форма юридического лица как хозяйственное партнерство не может существовать в российской действительности в таком виде, в котором она представлена сейчас.

В заключение хочется отметить, что о необходимости перехода к инновационной экономике говорят на всех уровнях власти. В тоже время предпринимаются меры для развития инновационной деятельности.

В результате этого наблюдается тенденция по увеличению коммерциализированных результатов интеллектуальной деятельности.

Несмотря на то, что бизнес все больше старается использовать новые технологии, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, к сожалению, не носит массового характера.

Читайте также:  Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц

Библиографический список

  1. Павлов А.Ю., Тычинский А.В. Проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематицеский выпуск  ”Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами”. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 8 (133)  с. 148-158
  2. Закон РТ от 2 августа2010 г. № 63-ЗРТ (ред. от 13 января 2012) «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. – 2010. – № 159; – 2012. – № 10.
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 № 878 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 № 881» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. – 2008. – № 8.
  4. Федеральный закон от 03 декабря 2011 № 380-ФЗ (ред. от 23 июля 2013) «О хозяйственных партнерствах» // Российская газета. – 2011. – № 278; 2013. – № 166.
  5. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» // [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=86979 (дата обращения: 26.12.2014)

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В государственной программе «Развитие образования на 2013 — 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295[1], повышение эффективности и качества образования названо одним из базовых направлений реализации государственной политики, общей рамкой тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития.

Основными целями государственной программы по развитию образования на период до 2020 г. определены обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.

Модернизация российского образования и развитие системы образования в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации предполагают проведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Под экспериментальной деятельностью понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям государственной политики в области образования.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий и образовательных ресурсов (ч. 1 комментируемой статьи). Как это следует из самого определения такой деятельности, она осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ:

— Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»[2];

— Постановление Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 501 «О проведении в 2012 — 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов»[3];

— Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 756 «О проведении в 2013 — 2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования»[4].

Так, например, в 2009 — 2014 гг. в Российской Федерации проводился эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Целью такого эксперимента было формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Нормативные правовые акты, регулирующие экспериментальную деятельность в образовании, принимаются также на уровне субъекта Российской Федерации (Приказ Департамента образования г. Москвы от 24 июня 2005 г.

№ 339 «Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы»[5], Решение Коллегии департамента образования Тверской области от 27 октября 2005 г.

№ 18 «О проведении эксперимента по созданию сельских образовательных округов и базовых школ»[6], Распоряжение Правительства Рязанской области от 21 мая 2012 г. № 212-р «Об организации проведения эксперимента по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[7]и т. д.

) и муниципального образования (Постановление главы муниципального образования «Юргинский городской округ» (Кемеровской области) от 8 июля 2009 г.

№ 1102 «О проведении эксперимента по установлению нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования»[8], Постановление мэра города Новосибирска от 8 мая 2007 г. № 337 «Об утверждении Положения о городской экспериментальной площадке в муниципальной системе образования города Новосибирска»[9] и т. д.).

В этих правовых актах определяется порядок перевода государственных и муниципальных образовательных организаций в режим экспериментальной площадки, статус экспертных советов и отдельных экспертов, контролирующих экспериментальную деятельность образовательной организации, и т. д.

Наряду с экспериментальной деятельностью, предметом законодательного регулирования в комментируемой статье является инновационная деятельность в сфере образования. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г.

№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[10], под инновациями понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. В том же Законе содержится и определение инновационной деятельности, под которой законодатель понимает деятельность (научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов[11], а также на создание инновационной инфраструктуры[12] и обеспечение ее деятельности.

В комментируемой статье закреплены:

а) цели инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования;

б) формы инновационной деятельности в сфере образования: инновационные проекты и программы;

в) участники инновационной деятельности в сфере образования: организации, осуществляющие образовательную деятельность, иные организации, действующие в сфере образования, а также их объединения;

г) принципы осуществления инновационной деятельности:

— при реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом;

— федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;

— в целях создания условий для инновационной деятельности организации, реализующие инновационные проекты и программы, которые имеют существенное значение для развития системы образования, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками.

Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой, а также сам перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются Минобрнауки России: Приказ Минобрнауки России от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»[13].

В упомянутом нормативном акте определяется, что федеральные и региональные инновационные площадки составляют инновационную инфраструктуру российского образования.

Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение:

— новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

— примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;

— новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;

— методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;

— новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях;

— новых институтов общественного участия в управлении образованием;

— новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Федеральные площадки могут осуществлять также иные виды инновационной деятельности в сфере образования, направленной на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Читайте также:  Статья 4. Введение военного положения

В целях управления деятельностью инновационных площадок Минобрнауки России создает координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования.

В него входят представители Минобрнауки России и заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также, по согласованию, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Координационный орган готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок, а также по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике; информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах и программах; представляет Минобрнауки России предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой и утверждении перечня федеральных инновационных площадок; рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками и т. д.

Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Минобрнауки России на основе предложений координационного органа.

В свою очередь, координационный орган формирует предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов или программ. Экспертиза осуществляется организацией, которую Минобрнауки России определяет на конкурсной основе.

Порядок признания организаций, действующих в сфере образования, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например:

— Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 сентября 2012 г. № 601 «О формировании инновационной инфраструктуры в системе образования города Москвы»[14] (этим приказом было утверждено «Положение о городских инновационных площадках в системе образования города Москвы»);

— Постановление Правительства Ленинградской области от 12 сентября 2014 г. № 419 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования Ленинградской области организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками Ленинградской области»[15];

— Приказ Минобрнауки Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2015 г.

№ 34 «Об утверждении нормативных документов, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики»[16] (этим приказом были утверждены: «Порядок осуществления инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики», «Положением о республиканской инновационной площадке», «Порядком представления инновационного образовательного проекта (программы)») и т. д.

[1] СЗ РФ. 2014. № 17. Ст. 2058.

[2] СЗ РФ. 2009. № 35. Ст. 4232.

[3] СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2873.

[4] СЗ РФ. 2013. № 36. Ст. 4584.

[5] Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.

[6] Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.

[7] Рязанские ведомости, № 93, 26.05.2012.

О поддержке инновационной деятельности в субъектах российской федерации

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с совершенствованием научной и технической базы и выходом на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, налаживанием системы правового регулирования инновационной деятельности [8].

Государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики является важнейшим условием на пути инновационного развития общества. Понятие «государственная поддержка инновационной деятельности» на уровне субъектов РФ трактуют по-разному.

  • В одних законах субъектов РФ государственная поддержка инновационной деятельности понимается, как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, например, Архангельская, Нижегородская, Орловская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Алтайский край, Республика Карелия.
  • В других субъектах РФ используется определение «меры поддержки инновационной деятельности», подразумевающая совокупность законодательных, экономических и организационных действий органов государственной власти субъекта РФ, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, например, Чеченская Республика, Саратовская область, Самарская область.
  • Основными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
  • 1)      Предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей.

Одной из наиболее значимых и приоритетных мер государственной поддержки инновационной деятельности является налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата.

Налоговое стимулирование доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия в данном направлении принимаются и в нашей стране.

Подтверждением этому являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение налоговых льгот, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

В частности, для отдельных категорий субъектов инновационной деятельности налоговое законодательство предусматривает предоставление определенного вида налоговых льгот исходя из особого (специального) характера их деятельности. Например, ст. 9 Федерального закона от 28.09.

2010 N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» предусмотрено дополнение части второй Налогового кодекса РФ ст. 145.

1, в которой для участников проекта установлено освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет. [1]

  1. Представляется, что прямое указание на осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности.
  2. 2)      Предоставление образовательных услуг.
  3. С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах стали предъявляться более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров.
  4. На первом месте сегодня стоит подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование у работников умений вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе.
  5. 3)      Предоставление информационной поддержки.

Научно-техническая и инновационная деятельность, как никакие другие виды деятельности, нуждаются в соответствующем информационном обеспечении.

Информация о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, информация о рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, о патентах и ноу-хау, о предложениях на научно-технические и экспериментальные услуги является стратегически важным ресурсом в руках ее обладателя. Все это свидетельствует о важности создания и развития различных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, и на этой основе осуществления полноценного информационного обеспечения и информационной поддержки инновационной деятельности.

4)                 предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации также играет немаловажную роль на пути стимулирования инновационной деятельности. Проектный подход к развитию инноваций предполагает сложность многих организационных аспектов, что с неизбежностью требует квалифицированной помощи в документальном оформлении инновационного проекта.

5)                 Формирование спроса на инновационную продукцию.

Экономика в ее современном виде, основанном на рыночном подходе, сосредоточена на строго рациональных позициях соотношения доходов и расходов, организации общественной деятельности, направленной на получение прибыли.

Несомненно, государство, реализуя свою экономическую функцию, применяя властно-распорядительные рычаги управления, участвует в формировании спроса на рынке. В особенности это актуально для рынка интеллектуальных благ, рынка инновационной продукции, опыта формирования которого пока объективно недостаточно, и требуются специальные механизмы для его активного развития и функционирования.

Это может служить ориентиром при разработке правотворческих актов, с одной стороны, представляет самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой — самостоятельное средство государственного регулирования инновационных отношений наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера.

6)      Финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал).

Предоставление мер финансовой поддержки является важным и действенным стимулом на пути развития инновационной деятельности. Отдельные мероприятия в этом направлении уже активно реализуются в нашей стране. Например, грантовая поддержка.

Предоставление гранта легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок и осуществляется путем предоставления денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов в установленном порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Так, Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» учреждены гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Выделение грантов Правительства Российской Федерации осуществляется в форме субсидий, предоставляемых российским образовательным учреждениям высшего профессионального образования, на базе которых будут осуществляться научные исследования.

Кроме того, предоставление денежных средств в форме грантовой поддержки предусматривается и ведомственными нормативно-правовыми актами.

Необходимо подчеркнуть, что финансовая поддержка инновационной деятельности является одной из наиболее действенных и эффективных форм содействия развитию инновационной деятельности, и именно ей должно отводиться основное внимание со стороны государственных структур.

Ссылка на основную публикацию