Статья 15. Психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к службе в качестве военнослужащего

    Не за горами весенний призыв… Надеюсь предложенная информация будет Вам полезной

Психиатрическое обследование для военкомата

     Экспертиза ВОЕННО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ есть ЭКСПЕРТИЗА или освидетельствование состояния психического здоровья граждан для выяснения годности к военной службе. Для этой цели в состав военно-врачебной комиссии входит психиатр.

Обязательная часть военно-врачебной экспертизы ВОЕННО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА выявляет наличие психических отклонений, заболеваний у призывников, абитуриентов, учащихся общеобразовательных, средних, высших специальных военных учреждений, у военнослужащих, контрактников и военных запаса. 

     Любое отклонение в психике в условиях военной службы в мирное или военное время, где всё подчинено строгой военной дисциплине, выполнению коллективных задач, практически не допустимо. 

     Возможно, что при подобных патологических характерологических чертах или незначительных психических отклонениях в условиях обычной гражданской жизни пациенту показана общественно-полезная деятельность, трудотерапия. Даже рекомендуется в реабилитационных целях. То в условиях военного коллектива, военных обязанностей отклонения в психике опасны прогрессированием и не совместимы с воинской службой. 

    При обследовании призывников ВОЕННО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА не только выявляет патологические отклонения в психике, но и учитывает способности к обучению, освоению современной военной техники, способности принимать верные, эффективные решения. 

    Значительно поднялся необходимый уровень образования солдата. Современная электронная военно-техническая аппаратура от рядового военнослужащего требует быстрого овладения новыми навыками, способности максимальной концентрации внимания при выполнении операций. Такие навыки зависят от индивидуальных психических характеристик, оценкой которых занимается военно-психическая экспертиза. 

    Военно-психиатрическая экспертиза обязана тщательно и грамотно оценивать состояние психики призывников, чтоб призывник стал исправным военнослужащим и успешно справился с поставленными задачами. 

    Законы о психиатрической помощи, о воинской обязанности определили установленный порядок освидетельствования состояния психического здоровья граждан по категории годности к прохождению военной службы. 

    Смотреть статью 15 Психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к службе в качестве военнослужащего. Федерального закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I » О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» в редакции от 6 апреля 2011 г. 

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" стр. 2

Статья 11. Согласие на лечение

(1) Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

(2) Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации.

(3) Согласие на лечение несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет, а также лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на лечение, дается их законными представителями после сообщения им сведений, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о даче согласия на лечение не позднее дня, следующего за днем указанного согласия.

(4) Лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров.

(5) В отношении лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи, применение для лечения психических расстройств хирургических и других методов, вызывающих необратимые последствия, а также проведение испытаний медицинских средств и методов не допускаются.

Статья 12. Отказ от лечения

(1) Лицо, страдающее психическим расстройством, законный представитель несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от лечения, имеют право отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 11 настоящего Закона. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от лечения или его прекращении не позднее дня, следующего за днем указанных отказа от лечения или его прекращения.

(2) Лицу, отказывающемуся от лечения, либо его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия прекращения лечения. Отказ от лечения с указанием сведений о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра.

Статья 13. Принудительные меры медицинского характера

(1) Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

(2) Принудительные меры медицинского характера осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения.

Читайте также:  Статья 17.1. Право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей

Лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 настоящего Закона.

Они признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях.

Статья 14. Судебно-психиатрическая экспертиза

Судебно-психиатрическая экспертиза по уголовным и гражданским делам производится по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к службе в качестве военнослужащего

Основания и порядок амбулаторного и стационарного обследования при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил, войск и органов безопасности, внутренних войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются настоящим Законом и законодательством Российской Федерации о военной службе.

Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами

Статья 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством

  • (1) Государством гарантируются:
  • неотложная психиатрическая помощь;
  • консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;
  • все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;
  • социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;
  • решение вопросов опеки;
  • консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;
  • социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;
  • получение образования инвалидами и несовершеннолетними, страдающими психическими расстройствами;
  • психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.
  • (2) Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:
  • создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;
  • создает необходимые условия для получения образования несовершеннолетними, страдающими психическими расстройствами;
  • создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, профессионального обучения и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;
  • устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;
  • применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;
  • создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;
  • принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.
  • (3) Организация оказания психиатрической помощи осуществляется федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и специализированными медицинскими учреждениями субъектов Российской Федерации.
  • Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Финансовое обеспечение психиатрической помощи

(1) Финансовое обеспечение психиатрической помощи, оказываемой населению в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.

(2) Финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов

Статья 18. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь

(1) Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(2) Виды психиатрической помощи, оказываемые психиатрическими и психоневрологическими учреждениями или частнопрактикующими врачами — психиатрами, указываются в уставных документах; информация о них должна быть доступна посетителям.

Статья 19. Право на деятельность по оказанию психиатрической помощи

  1. (1) Право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  2. (2) Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

  3. (3) Деятельность врача-психиатра, иных специалистов и медицинского персонала по оказанию психиатрической помощи основывается на профессиональной этике и осуществляется в соответствии с законом.

Статья 20. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи

Нарушения при медицинском освидетельствовании и определении категории годности

Центральным этапом призывных мероприятий является определение категории годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.

Утвержден перечень заболеваний — Расписание болезней (Постановление Правительства от 25.02.2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), при наличии которых не призывают на военную службу. Этим же Постановлением определен и порядок проверки состояния здоровья граждан. В общих чертах он состоит из перечисленных ниже этапов.

Читайте также:  Статья 15.2. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области племенного животноводства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

На время призыва в военные комиссариаты командируют гражданских врачей для медицинского освидетельствования граждан, т.е. – осмотра призывников,  анализов медицинских документов, с которыми граждане явились в военный комиссариат.

Так как военный комиссариат не является медицинским учреждением, то  обследований и выставления новых диагнозов работающие в военных комиссариатах врачи делать не могут.

При имеющихся жалобах на здоровье, а также при необходимости уточнения диагноза, призывника должны направить  из военного комиссариата для проведения медицинского обследования в гражданские медицинские учреждения, перечень которых утверждается органами региональной власти.

  • В результате определения годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья устанавливается одна из следующих категорий:
  • А — годен к военной службе;
  • Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • В — ограниченно годен к военной службе;
  • Г — временно не годен к военной службе;
  • Д — не годен к военной службе.

На военную службу призывают граждан с категориями «А» или «Б». Остальные – направляются в запас без прохождения военной службы (категория «В»), или им предоставляется отсрочка (категория «Г»), или они вообще снимаются с воинского учета (категория «Д»).

Организация призыва на военную службу должна происходить в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами (ч. 2. ст. 59 Конституции Российской Федерации). Однако в данной сфере регулярно фиксируются  серьезные нарушения прав призывников, основная часть которых рассмотрена  ниже.

Нарушения, связанные с определением категории годности

Присвоение категории годности без учета  реального  состояния здоровья призывника и диагноза, указанного  в представленных медицинских документах

Выставление врачами военного комиссариата категории годности, несоответствующей диагнозу, указанному в медицинских документах призывника — одно из самых распространенных нарушений, которое ведет к неправомерному призыву гражданина на военную службу.

Как правило, это связано с тем, что при проведении призывных мероприятий должностные лица игнорируют медицинские документы призывников, которые те предоставляют для подтверждения своих диагнозов.

Другая распространенная ситуация – отказ в приобщении медицинских документов в личное дело призывника на основании того, что они были выданы «не тем» лечебным учреждением (не включенным в перечень, утвержденный региональными властями).

Подобный отказ является незаконным, поскольку документы, выданные медицинским учреждением любой формы собственности, имеющим лицензию, действительны на всей территории России.

Врачи призывной комиссии не вправе отказывать в приёме медицинских документов медучреждения, соответствующего указанным требованиям.

Довольно часто заключение «годен» ставят без углубленного медицинского обследования (без направления на обследование в больницу) при наличии у призывника  жалоб на состояние здоровья.  При этом в п.

4 Положения о военно-врачебной экспертизе (ВВЭ) прямо указано, что ВВЭ предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях определения годности гражданина к военной службе.

Согласно п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при невозможности дать медицинское заключение о годности гражданина к военной службе непосредственно при прохождении медицинского освидетельствования, законом предусмотрена возможность направления призывника на стационарное или амбулаторное обследование в медицинскую организацию.

Но иногда происходит обратная ситуация: призывника направляют на повторное медицинское освидетельствование без объективных на то причин.

Сотрудники военных комиссариатов с целью ввести призывников в заблуждение называют данную процедуру «контрольным медицинским освидетельствованием» (КМО), хотя она таковой не является. Согласно п.

22 Положения о военно-врачебной экспертизе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов.

При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами — членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Таким образом, направление на КМО в городской (районный) военный комиссариат, а не в призывную комиссию субъекта РФ, является по сути повторным мед. освидетельствованием, которое нигде в законодательстве не предусмотрено.

Рекомендации

При определении категории годности многое зависит от активной позиции самого призывника и его близких.

  1. Перед посещением военного комиссариата нужно пройти все необходимые медицинские обследования и собрать заверенные копии медицинских документов, подтверждающие имеющиеся заболевания.

  2. В военкомате нужно подать заявление о приобщении этих документов к личному делу, и оставить себе копию каждого документа со штампом о принятии, датой, подписью работника военного комиссариата

  3. В военный комиссариат желательно являться с представителем, который поддерживал бы требования призывника и указывал на их законность. Представителем призывника может быть его родственник или иное доверенное лицо.

  4. После прохождения медицинского освидетельствования нужно требовать выдачи повестки на заседание призывной комиссии, а не следовать на нее в этот же день.

    Также после прохождения медицинского освидетельствования гражданин вправе ознакомиться с личным делом, в котором должны быть заключения врачей о его категории годности.

    Согласно Правилам заполнения листа медицинского освидетельствования, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 16.09.2015 г. № 533, он заполняется в день медицинского освидетельствования.

  5. Если, несмотря на законные требования, военный комиссариат начнет в тот же день призывать на военную службу, следует звонить в полицию и военную прокуратуру с заявлениями о нарушении закона и прав, в частности, права на обжалование решения призывной комиссии и права на охрану здоровья.

  6. Если в ходе заседания призывная комиссия вынесет категорию годности на основании необъективно поставленного диагноза, то такое решение необходимо обжаловать в вышестоящей призывной комиссии или в суде.

    Для этого следует потребовать у призывной комиссии выдать на руки копию решения, после чего направить заявление в вышестоящую инстанцию или в суд (скачать образец obrazec_16).

    Обжалование решения призывной комиссии приостанавливает его действие до момента рассмотрения жалобы и вынесения по ней решения судом.

  7. Если отказывают в приобщении мед. документов, имеющихся у призывника, следует написать заявление начальнику отдела военного комиссариата с просьбой приобщить их в личное дело (скачать образец obrazec_45).

    При этом оригиналы медицинских документов необходимо хранить у себя, а в военный комиссариат передавать их копии, заверенные главврачом того медучреждения, где их получили.

    В случае вынесения решения призывной комиссией без учета вышеуказанных документов, следует обжаловать данное решение в суде (образец заявления в суд  obrazec_sud ).

  8. Об отказе в направлении на дополнительное обследование, а также об игнорировании жалоб призывника во время проведения медицинского обследования необходимо заявлять на заседании призывной комиссии.

    Можно подать заявление о направлении на дополнительное обследование (скачать образец obrazec_12).

    В случае если будет необоснованно вынесена категория годности «А» или «Б» – решение призывной комиссий необходимо обжаловать в ПК субъекта РФ или в суд (скачать образец obrazec_16).

  9. Повторное направление на обследование необходимо обжаловать в призывную комиссию субъекта или в суд. Также следует подать в призывную комиссию района заявление об отказе от повторного обследования (скачать образец obrazec_32).

Читайте также:  Статья 51. обращение за назначением пенсий

Нарушение процедуры медосвидетельствования —  ненаправление к врачам-специалистам или на анализы

Медицинское освидетельствование призывников не может быть проведено без флюорографического исследования органов грудной клетки, анализа крови, мочи, электрокардиографического исследования.

Без результатов этих обязательных исследований врач, руководящий работой по освидетельствованию граждан, не должен принимать заключение о годности к военной службе. Данные исследования должны быть проведены не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования.

Они естественным образом полагаются в основу любого решения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, перед началом каждого призыва военный комиссар района должен истребовать из медицинских учреждений сведения на призывников и запрашивать в медицинских учреждениях списки лиц, состоящих на диспансерном учете.

Но нередко определение категории годности к военной службе происходит в отсутствие медицинских документов, отражающих состояние здоровья призывника (в том числе, без изучения амбулаторной карты, без проведения флюорографического исследования органов грудной клетки, анализа крови, мочи, электрокардиографического исследования и т.п.). Такая практика является незаконной.

Распространены случаи вынесения призывной категории гражданам без направления их к врачам-специалистам, в нарушение п.

5 вышеуказанной Инструкции, согласно которому медицинское освидетельствование призывников … проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости — врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения.

Рекомендации

Решение призывной комиссии, вынесенное без проведения надлежащего медицинского обследования (т.е. с нарушение процедуры), необходимо обжаловать в вышестоящую призывную комиссию или в суд (скачать образец obrazec_16).

Безосновательное  изменение категории годности вышестоящей призывной комиссией

Иногда призывная комиссия субъекта РФ, несмотря на наличие медицинских документов, подтверждающих заболевания призывника, а также на вынесенную ему районной призывной комиссией категорию годности «В»,  без каких-либо оснований, не направляя призывника на дополнительные обследования, изменяет ему категорию годности на призывную (чаще всего Б-3 или Б-4) и выдает повестку на отправку в армию. В некоторых случаях призывная комиссия субъекта РФ принимает решение об отмене заключения нижестоящей комиссии заочно, что также является нарушением порядка проведения контрольного медицинского освидетельствования, установленного Приказом Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.200. Согласно порядку проведения КМО призывников, заочно могут изучаться личные дела и медицинские документы, а при наличии несогласия врачей с ранее вынесенным заключением обязательно проведение очного КМО, явку на которое должен обеспечить военный комиссариат.

Рекомендации

Такие действия призывной комиссии субъекта РФ необходимо обжаловать в суде, поскольку согласно ст.

29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отмена решения нижестоящей призывной комиссии возможна только по результатам дополнительных обследований, показавших иной результат (скачать образец obrazec_46).

Кроме того, все документы, подтверждающие наличие заболеваний, должны быть учтены призывной комиссией субъекта РФ при принятии решения.

Ссылка на основную публикацию