Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Статья 13 Закона закрепляет общие полномочия Правительства. Эти полномочия непосредственно перечислены в первой части статьи.

Правительство обладает общей компетенцией.

Организация реализации внутренней и внешней политики, как первое из предусмотренных в статье 13 Закона полномочий, включает в себя и предусмотренные Конституцией РФ обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другие функции. Полномочия Правительства в сфере внешней политики регламентированы статьей 21 Закона.[11]

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закон от 20 июля 1995 г.

N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Правительство разрабатывает и принимает многие нормативные акты в социально-экономической сфере. Полномочия Правительства в указанной сфере подробно регламентированы статьями 14-18 Закона. Используя предоставленные законом полномочия, Правительство реализует разработанные программы и осуществляет иное регулирование в рассматриваемой сфере.

Вменение в функции Правительства РФ обеспечения единой системы исполнительной власти, направление и контроль за их деятельностью, связано с руководящим, главенствующим положением Правительства в системе органов исполнительной власти, подчинении и подотчетности иных органов Правительству, ответственности их перед Правительством, полномочиями Правительства по отмене или приостановлению актов органов исполнительной власти, назначению руководителей этих органов.

Единая и последовательная деятельность в любой сфере требует использования плановых, программных начал.

Правительством РФ разрабатываются и утверждаются федеральные целевые программы по борьбе с преступностью, по пресечению детской безнадзорности и беспризорности, по обеспечению безопасности страны, борьбе с распространением наркотиков (например, Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 (в редакции 30 декабря 2005 г)).

Согласно ст. 104 Конституции РФ, Правительство обладает правом законодательной инициативы, то есть может разрабатывать и вносить в парламент законопроекты по различным вопросам.

В Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 20 августа 2004 г.

) было отмечено, что Правительство Российской Федерации считает участие в законодательном процессе одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

В результате целенаправленной работы Правительства Российской Федерации законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации стала более ориентирована на решение социально-экономических проблем, улучшилось планирование разработки законопроектов, взаимодействие Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе, активизировалась деятельность федеральных органов исполнительной власти в палатах Федерального Собрания Российской Федерации по отстаиванию позиций Правительства Российской Федерации на всех стадиях рассмотрения законопроектов (законов), достигнуты определенные успехи в продвижении и принятии первоочередных законодательных инициатив Правительства Российской Федерации.

Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Вместе с тем законопроектная деятельность недостаточно систематична.

Представляемые в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти законопроекты зачастую плохо подготовлены, не основываются на тщательной инвентаризации действующих нормативных правовых актов, а также должным образом не согласованы. Отмечаются случаи лоббирования узковедомственных интересов, требует дальнейшего совершенствования порядок планирования законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

Порядок законопроектной деятельности Правительства подробно регламентирован в части IV Регламента Правительства Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 (с изменениями от 7 июля 2006 г.)

  • Законопроектная деятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ и программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов.
  • Правительство, реализуя право законодательной инициативы, рассматривает и вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов, участвует в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания, а также Президента Российской Федерации.
  • Для рассмотрения в Правительство представляется законопроект со следующими материалами:
  • — пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции законопроекта;
  • — финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
  • — перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта;
  • — проект распоряжения Правительства о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;
  • — заключения.[12]
  • В случае, если законопроектом предусматривается возложение на Президента Российской Федерации или на Правительство регулирования правоотношений, к законопроекту прилагается изложение предполагаемых норм, содержание которых также охватывается указанными заключениями.
  • Законопроекты предварительно рассматриваются правительственной комиссией по законопроектной деятельности и вносятся на заседание Правительства.
  • Решение о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседании Правительства.
  • Представление федеральными органами исполнительной власти законопроектов в палаты Федерального Собрания и передача законопроектов иным субъектам права законодательной инициативы не допускаются.

Законопроект вносится Правительством в Государственную Думу с приложением документов, предусмотренных Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Заключение Правительства, предусмотренное частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, по вносимому Правительством законопроекту отдельным документом не оформляется, а соответствующие положения включаются в финансово-экономическое обоснование.

По законопроекту, вносимому в Государственную Думу Правительством, назначается официальный представитель Правительства.

В связи с рассмотрением палатами Федерального Собрания иных законопроектов могут назначаться специальные представители Правительства, которые наделяются соответствующими полномочиями.

Части 2 и 3 статьи 13 Закона закрепляют возможность передачи Правительством Российской Федерации части своих функций органам исполнительной власти субъектов Федерации и наоборот. Такая передача не должна противоречить законодательству РФ и осуществляется на основании соответствующих соглашений.

Можно отметить, что как статья 13 Закона, определяющая общие полномочия Правительства РФ, так и статьи 14-23, регламентирующие полномочия Правительства в различных сферах, сформулированы в самом общем виде.

Поэтому актуально мнение авторов книги «Российское законодательство: проблемы и перспективы», что не теряет остроты проблема обеспечения самостоятельности и независимости Правительства РФ.

Оно должно иметь реальные полномочия по управлению экономикой, а также в сфере регулирования таких важных жизненных процессов, как социальная защита населения, охрана прав и свобод граждан, охрана общественного порядка и т.д.

А это, в свою очередь, предполагает разумное разделение труда Правительства РФ с Президентом РФ и его Администрацией, с правительствами и администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.

Заключение

Статья 1 Закона закрепляет основы правового статуса Правительства Российской Федерации. Дефиниция, закрепленная в наименовании статьи, подробно раскрывается в ее содержании.

Первая часть статьи 1 Закона признает Правительство органом государственной власти. Непосредственного определения термина «государственная власть» в отечественном законодательстве не содержится.

Однако, можно характеризовать государственную власть как распространяющееся на все общество и осуществляемое специально уполномоченными лицами и органами, публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Государственная власть — это один из способов осуществления власти народа.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Устойчивость власти декларирует ч. 4 ст.

3 Конституции: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Правомерно обозначить статус Правительства как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации, действующего в пределах и рамках конституционных полномочий. Обратим в этой связи внимание на формулировку названия ст.

1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В этой статье Правительство РФ названо высшим исполнительным органом государственной власти РФ и подчеркивается, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административной деятельностью. Таким образом Правительство осуществляет государственное управление в непосредственном смысле этого слова.

Статус Правительства Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть, более четко можно определить, рассматривая его взаимодействие с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами.

Читайте также:  Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов в качестве юридических лиц

Статья 12 Закона закрепляет основные положения, касающиеся руководства федеральными министерствами и ведомствами и иными органами исполнительной власти, а так же контроль за ними. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Список литературы

Полномочия Правительства РФ

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

В определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов).

То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.

Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации.

Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании. См.: ст.114 Конституции РФ

  • . В рамках общих полномочий Правительство Российской Федерации в установленных пределах:
  • 1. организует реорганизацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • 2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • 3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • 4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

6. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской

7. Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений. См.:гл.3 ст.13 Федерального конституционный закон о Правительстве Российской Федерации

  1. В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
  2. осуществляет регулирование экономических процессов;
  3. обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  4. прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
  5. вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  6. осуществляет управление федеральной собственностью;
  7. разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  8. осуществляет общее руководство таможенным делом;
  9. принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  10. Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:
  11. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  12. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  13. представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  14. разрабатывает и реализует налоговую политику;
  15. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  16. принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  17. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
  18. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  19. руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. См.: ст15 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. См.: п.»в» ч.1 ст.

114 Конституции РФ Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими.

Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере:

  • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  • принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  • разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  • обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья. По обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
  • взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма. А также санитарно-курортной сферы. См. Ст.16 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ

  1. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования. Правительства Российской Федерации:
  2. разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки
  3. обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
  4. обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. См.: ст. 17 гл.3 Федерального государственного закона О Правительстве Российской Федерации

  • Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительства Российской Федерации:
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий См.ст.18 гл.3 Федерального государственного закона О Правительстве РФ.

К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. См.: п. «д» ст.71 Конституции РФ К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия.

  1. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации:
  2. осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
  3. организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации;
  4. обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  5. обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
  6. принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;
  7. руководит гражданской обороной.
Читайте также:  Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Принадлежащие Президенту названные и другие полномочия как бы предопределяют характер компетенции Правительства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего многообразные функции и более конкретные полномочия в области обороны, определенные как в самой Конституции, так и в законодательстве по военно-оборонным вопросам.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы. См.: Закон РФ о внешней разведке от 8.07 92 г.; Закон РФ о государственной границе от 1 апреля 1993 г.; Положение о федеральной службе конрразведки РФ (утв. 05.01.94г.)

Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. См.

: Конституция РФ 1993г. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомтсвенно Министерство иностранных дел РФ.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

  • Правительство Российской Федерации:
  • осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями;
  • обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества. См.: ст.21 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ

Необходимо выделить также компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта. Выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов. Устанавливает ставки таможенных пошлин.

В ведении Правительства находятся Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспертному контролю — федеральные органы исполнительной власти. Через которые Правительство реализует свои функции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предопределяют и полномочия Правительства по охране всех закрепленных в Конституции форм собственности. См.

: Конституция РФ 1993 г.

Как мы видим, полномочия Правительства РФ достаточно широки и значительны, что еще раз подчеркивает его исключительную роль в системе государственной власти.

Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания.

Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ. Следует отметить, что Конституция не устанавливает (и не должна устанавливать) полный перечень полномочий Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. См.: ст.21 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

§3. Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ

Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству.

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. См.: ст.116 Конституции РФ В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства. См.: ч.5 ст.

117 Конституции РФ Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации. См.: ст.35 гл.

3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

Отставка Правительства возможна в двух случаях См.: ч.1 и 2 ст. 117 Конституции РФ!993г.:

Правительство по своей инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом;

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства. В том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации. См.: ст.36 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской

Процедура принятия решения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление

newinspire

Полномочия Правительства РФ

Ключевые слова: полномочия, Правительства, РФ

В соответствии со статьей 12 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 03.12.2012) Правительство РФ руководит работой фед. министерств и иных фед. органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Фед. министерства и иные фед. органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о фед. министерствах и об иных фед. органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в фед. бюджете.

Правительство РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов фед. органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей фед. министров, руководителей фед.

органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей фед. органов исполнительной власти, находящихся в ведении фед. министерств, по представлению фед.

министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.

Правительство РФ вправе отменять акты фед. органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Особенности руководства фед. министерствами и иными фед. органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ к полномочиям Президента РФ, устанавливаются статьей 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 03.12.2012).

Правительство РФ в случае изменения в установленном порядке системы и структуры фед. органов исполнительной власти до принятия ФЗ о внесении соответствующих изменений в ФЗ может перераспределять установленные ФЗ функции фед.

органов исполнительной власти, за исключением функций фед. органов исполнительной власти, деятельностью которых в соответствии с частью первой статьи 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 03.12.

2012) руководит Президент РФ.

Читайте также:  Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

Общиеполномочия Правительства РФ

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует фед. целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, наст. ФКЗ и ФЗ.

Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики

Правительство РФ: 1) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов; 2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; 3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; 4) вырабатывает гос. структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; 5) осуществляет управление фед. собственностью; 6) разрабатывает и реализует гос. политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; 7) осуществляет общее руководство таможенным делом; 8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; 9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

Правительство РФ: 1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; 2) разрабатывает и представляет Гос. Думе фед. бюджет и обеспечивает его исполнение; 3) представляет Гос.

Думе отчет об исполнении фед.

бюджета; 4) разрабатывает и реализует налоговую политику; 5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы; 6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; 7) осуществляет управление гос.

внутренним и внешним долгом РФ; 8) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; 9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с ин. государствами; 10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере

Правительство РФ: 1) обеспечивает проведение единой гос.

соц. политики, реализацию конституционных прав граждан в области соц. обеспечения, способствует развитию соц.

обеспечения и благотворительности; 2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан; 3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; 4) обеспечивает проведение единой гос.

миграционной политики; 5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; 6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; 7) взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; 8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования

Правительство РФ: 1) разрабатывает и осуществляет меры гос. поддержки развития науки; 2) обеспечивает гос. поддержку фундаментальной науки, имеющих общегос. значение приоритетных направлений прикладной науки; 3) обеспечивает проведение единой гос.

политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; 4) обеспечивает гос. поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегос.

значения, так и культурного наследия народов РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Правительство РФ: 1) обеспечивает проведение единой гос.

политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; 3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; 4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

Правительство РФ: 1) участвует в разработке и реализации гос.

политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; 3) разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; 4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и гос. безопасности РФ

Правительство РФ: 1) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и гос. безопасности РФ; 2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ; 3) обеспечивает выполнение гос.

целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; 4) обеспечивает соц. гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с ФЗ к обороне или обеспечению гос. безопасности РФ; 5) принимает меры по охране Гос.

границы РФ; 6) руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений

Правительство РФ: 1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ; 2) обеспечивает представительство РФ в ин.

государствах и международных организациях; 3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; 4) отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории; 5) осуществляет регулирование и гос. контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

  • Иные полномочия Правительства РФ
  • Особенности деятельности Правительства РФ при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются ФКЗ.
  • Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, указами Президента РФ.
  • Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
  • Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.
  • Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
  • Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соот-и с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента РФ.
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ, подписываются Председателем Правительства РФ; обязательны к исполнению в РФ.
  • Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие гос., или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через СМИ безотлагательно.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус фед. органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. … читать далее …

Ссылка на основную публикацию