Только для ваших глаз тех, кому это необходимо знать.
Тема 4. Основные принципы международного права
— это наиболее важные, общепризнанные правила поведения субъектов международного права, отклонение от которых недопустимо.
Основные источники:
1. Устав ООН — международный договор, принятый в 1945 году 51 государством антигитлеровской коалиции – победителями во Второй мировой войне, учредивший Организацию Объединённых Наций. В настоящее время подписантами Устава и членами ООН являются все общепризнанные государства мира (193 государства). Устав ООН является важнейшим документом, на котором строится современная система международных отношений и международной безопасности.
2. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права 1970г. — содержит общепризнанное аутентичное толкование содержания семи основных принципов международного права, изложенных в Уставе ООН.
Полное название: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принята резолюцией 2625 (XXV сессия) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970г.
3. Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.
– политическая декларация, подписанная руководителями 35 государств (прежде всего членов НАТО и Организации Варшавского договора), закрепившая послевоенное территориальное и политическое устройство Европы (нерушимость границ), а также иные принципы, которыми государства должны руководствоваться во взаимных отношениях.
Дополнительные источники:
— тематические Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, посвященные нормативному толкованию отдельных принципов.
[Примеры]
Всеобщая декларация прав человека 1948г., Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965г., Декларация об определении понятия агрессии 1974г.
, Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981г., Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г.
, Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987г.и другие.
— международные договоры, содержащие правовые нормы, дублирующие положения Устава ООН и Деклараций ГА ООН.
Особенности основных принципов международного права:
1. Считаются императивными нормами (jus cogens),
Согласно ст.53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Jus cogens (лат.) — неоспоримое право. Дословно — «право убедительное». Предложение, от которого невозможно отказаться.
Существует мнение, что принципы международного права носят квази-императивный характер, поскольку:
— являются результатом договоренности и добровольного признания;
— по-разному трактуются и не всегда соблюдаются государствами;
— отсутствует надежный механизм принуждения к их выполнению.
2. Обязательны для всех, в том числе для третьих стран.
Принцип Pacta tertiis пес nocent пес prosunt (с лат. – Договоры не вредят и не благоприятствуют третьим лицам) на них не распространяется.
Так, согласно п.6 ст.2 Устава ООН, организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности
3. Имеют обратную силу.
Согласно ст.64 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.
4. Применяются комплексно, с обязательным учетом всех основных принципов.
5. Восполняют пробелы в международном праве.6. Являются критерием правомерности действий субъектов международного права.Например, когда говорится о том, что какое-то государство нарушило международное право, то подразумевается нарушение основных принципов международного право.
7. Могут включаться в систему внутреннего права государств.
[Пример
О применении норм международного частного права судами российской федерации
24 Июля 2019
В целях обеспечения правильного и единообразного применения норм международного частного права Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 09.07.2019 N 24 дал соответствующие разъяснения. В частности, Судом указано следующее.
1. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют право, применимое к правоотношению на основании норм международного частного права в случае, когда участником гражданско-правового отношения является иностранное лицо либо гражданско-правовое отношение осложнено иным иностранным элементом, в том числе когда объект гражданских прав находится за границей (пункт 1 статьи 1186 ГК РФ).
2. Приведенный в пункте 1 статьи 1186 ГК РФ перечень иностранных элементов (иностранный субъект правоотношения, иностранный объект правоотношения) не является исчерпывающим.
В качестве иностранного элемента в том числе может также рассматриваться совершение за границей действия или наступление события (юридического факта), влекущего возникновение, изменение или прекращение гражданско-правового отношения.
3. Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается (пункт 3 статьи 1186 ГК РФ).
4. Если коллизионные нормы об определении применимого права предусмотрены международным договором Российской Федерации (например, многосторонним или двусторонним договором об оказании правовой помощи), суд руководствуется нормами международного договора.
5. Суд применяет к спорным правоотношениям российские нормы непосредственного применения независимо от того, каким правом регулируется это отношение в силу соглашения сторон о выборе применимого права или коллизионных норм (статья 1192 ГК РФ).
Судам следует учитывать, что не любая императивная норма в значении статьи 422 ГК РФ является нормой непосредственного применения.
К нормам непосредственного применения по смыслу статьи 1192 ГК РФ относятся только такие императивные нормы, которые вследствие указания в них самих или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.
Императивная норма права имеет особое значение и относится к нормам непосредственного применения, если она имеет своей основной целью защиту публичного интереса, связанного с основами построения экономической, политической или правовой системы государства.
Например, к числу норм непосредственного применения относятся положения российского законодательства, устанавливающие ограничения оборотоспособности определенных объектов гражданских прав (в частности, на приобретение иностранными лицами в предусмотренных законом случаях земельных участков, акций и долей в уставных капиталах определенных хозяйственных обществ и др.
), определяющие обстоятельства, препятствующие заключению брака иностранным гражданином на территории Российской Федерации (статья 14, пункт 2 статьи 156 СК РФ).
В силу прямого указания закона к числу норм непосредственного применения относятся положения пункта 2 статьи 414 КТМ РФ, согласно которым наличие соглашения сторон о выборе применимого права не может повлечь устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с КТМ РФ перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки.
В части, не урегулированной нормами непосредственного применения, не исключается применение к спорным правоотношениям права, определенного в соответствии с соглашением сторон о выборе применимого права или коллизионными нормами.
6. Суд обязан применить российскую норму непосредственного применения, если сфера действия такой нормы охватывает спорное правоотношение (пункт 1 статьи 1192 ГК РФ).
В то же время суд может принять во внимание иностранную норму непосредственного применения в зависимости от критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 1192 ГК РФ (наличие тесной связи между страной, принявшей соответствующую норму непосредственного применения, и спорным правоотношением; учет назначения и характера таких норм, а также последствий их применения или неприменения). При этом суд обязан отказать в применении иностранной нормы непосредственного применения, если ее назначение и характер несовместимы с основами правопорядка (публичным порядком) Российской Федерации, затрагивают суверенитет или безопасность Российской Федерации, нарушают конституционные права и свободы российских граждан и юридических лиц.
Средства определения норм международного права
- Средства определения норм международного права
- Мягкое право
- Кодификация международного права
- Нормы международного права
- Имплементация международных норм
В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии:
- 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения;
- 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.
- Формирование позиции государства начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также понимания возможности защитить (удовлетворить) их с помощью других государств или совместно с ними.
- Термин «позиция» может иметь два значения: во-первых, это общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при подготовке данного соглашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).
- В процессе создания норм международного права согласовываются позиции — требования, разумеется, с учетом возможности продвижения к достижению конечной цели.
Позиции государств могут совпадать полностью или в главном. Они могут не совпадать в деталях или в своей основе.
Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании — уступках, компромиссах — нет необходимости. Позиции государств формулируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте. При несовпадении позиций государств для достижения приемлемого баланса уступки и компромиссы неизбежны.
Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и прогнозирование развития отношений между государствами — залог успеха формирования потенциально согласуемых позиций государств. Диаметрально противоположные позиции вряд ли могут быть согласованы или даже представлены для согласования.
Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако если оно будет настаивать на своей и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто.
Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других .государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредством данного конкретного соглашения.
Это — отказ ради достижения соглашения. Общий же подход к решению проблемы может оставаться неизменным.
В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств— участников соглашения, баланс — в виде сочетания их прав и обязанностей, В последнем случае происходит своеобразное распределение поручений: одно государство (одна группа государств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) — другими. Коллективными усилиями достигается желаемый результат.
Запрет на испытательные взрывы ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, предусмотренный Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие в Договоре.
Договором же о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное исполнение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора — предотвращение распространения ядерного оружия.
Нормы международного права в гражданском законодательстве
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Статьи по гражданскому праву » Нормы международного права в гражданском законодательстве
В иерархии правовых источников ГЗ на первом месте стоит международное право и договоры, заключенные между участниками МО.
Содержание
В иерархии правовых источников гражданского законодательства на первом ключевом месте стоит международное право и договоры, заключенные между участниками международных отношений. Подобное превалирующее значение закрепляет сама Конституция РФ.
Кроме того, Россия является активным участником международных отношений, поэтому она неоднократно подписывала договоры с крупнейшими мировыми гегемонами.
К таковым источникам права причисляются основополагающие Конвенции, в том числе Венская конвенция, которая включает в себя такое детерминирующее значение для всего права как jus cogens.
Понятие и специфика международного права
Гражданское законодательство и нормы международного права находятся между собой в тесной взаимосвязи, поэтому каждый практикующий юрист, да и просто гражданин РФ должен понимать, в чем состоит специфика МП.
Система международного права представляет собой достаточно сложное, многогранное явление, которое подразумевает множество аспектов своего изучения. Разработкой основных положений данной юридической науки занимались выдающиеся умы, которые приходили к выводу о том, что МП не предполагает какой-либо единой системы, признаваемой большинством.
Но если обратиться к одному из определений, что такое международное право, то можно резюмировать иную точку зрения.
Итак, МП – это система правовых норм, которые позволяют регулировать отношения между участниками международного уровня в целях поддержания мира и спокойствия.
В соответствии с данной дефиницией, можно вывести основополагающие черты МП:
- Отрасль имеет закрепленную систему норм.
- Упорядочивание норм происходит за счет уникальных целей и принципов международного сотрудничества.
Цели и принципы международного права
Основные цели системы МП были закреплены Уставом ООН при учете интересов и прав всех без исключения участников международных отношений и направлены на то, чтобы:
- Поддерживать на межгосударственном уровне безопасность и мир.
- Осуществлять принцип дружественности.
- Сотрудничать по поводу мировых проблем, от разрешения которых может зависеть судьба и благополучие всего человечества.
- Создавать условия, когда правовой механизм в виде МП будет способствовать справедливости и уважению каждого участника системы по отношению друг к другу и в целом всему мировому сообществу.
При этом генеральной целью системы международного права признается необходимость обеспечения должного функционирования международных отношений и поступательного их развития. Поэтому если ранее большинство норм имело диспозитивный характер, то на современном этапе – императивный.
Принципы системы международного права не имеют столь же кодифицированной формы своего представления. Это связано с тем, что вывести их пытались не один десяток лет, закрепляя их правовой статус с помощью многочисленных международных договоров. В наиболее общем и целостном виде принципы представлены в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права:
- Разрешение споров и конфликтных ситуаций мирным путем.
- Невмешательство в дела отдельных государств.
- Сотрудничество между участниками МП по основополагающим вопросам.
- Неприменение силы или же угрозы силой.
- Каждый народ признается равноправным и имеет право на определение.
- Государства – участники международных отношений имеют суверенное равенство друг перед другом.
- Обязательства, взятые государствами по МП, должны выполняться добросовестно.
- Соблюдение и защита основных прав и свобод человека.
- Нерушимость границ государств.
Понятие локальных норм международного права
Такой правовой механизм, как система международного права, подразумевает различную классификацию норм, на которых держатся межгосударственные отношения. Иерархию и соотношение этих правовых норм можно проводить по различным основаниям, на которых и происходит строительство системы МП.
Но одним из самых интересных явлений на международном уровне являются локальные нормы.
Если обратиться к юридической литературе, то под локальными нормами МП понимаются – правила, которые регулируют правоотношения, возникающие между ограниченным кругом участников международных отношений (государствами).
Иными словами, локальные нормы, которые регулируют отношения между субъектами права, направлены на удовлетворение интересов конкретных сторон.
Локальные нормы являются составной частью международного законодательства, несмотря на всю свою специфику.
Они могут охватывать собой двусторонние или же многосторонние договоренности, но при этом не имеют такой важной характеристики как всеобщность.
Локальные нормы являются неким дополнением к общепринятым правилам поведения на международном уровне, так как конкретизируют некоторые стороны межгосударственных отношений.
Виды международных договоров
Классификация международных договоров в МП осуществляется в соответствии с несколькими основаниями:
- По количеству участников. В данном случае речь идет о двусторонних или же многосторонних соглашениях.
- По вопросам, которые регулируют договоры. Предусмотрены многосторонние, специальные оглашения или договоры, затрагивающие глобальные проблемы.
- По территориальному влиянию. Договоры могут быть локальными, универсальными или региональными.
- По доступности участия. Все НПА подразделяются на открытые и закрытые.
Нормы международного права и международные договоры как составная часть правовой системы Конституции РФ
Как было указано выше, российский правовой механизм подразумевает включение в систему гражданского законодательства норм международного права. Данный принцип закреплен ст. 15 основного закона РФ – Конституции. В этой статье закреплено, что нормы международного права, в том числе и договоры, являются составной частью правовой системы РФ.
При этом превалирующее значение в правовой системе РФ играют именно Конвекции. Данный тип договоров подразумевает соответствие такой характеристике, как многосторонность. Как пример можно привести Конвекцию ООН, касающуюся вопросов международной купли-продажи товаров или Конвекцию о защите прав человека.
Приоритет международных договоров РФ перед нормами гражданского законодательства. Правила применения международных договоров РФ к отношениям в сфере гражданско-правового регулирования
Национальное и международное право в некоторых моментах могут противоречить друг другу. В этом случае речь идет о так называемых коллизиях, которые становятся причиной споров между практикующими юристами.
Если обратиться к современному законодательству РФ, то можно резюмировать, что правила применения международных договоров превалируют над российским законодательством.
Иными словами, если возникают коллизии между действующими НПА на территории Российской Федерации и нормами МП, то следует опираться именно на международные договора.
Однако следует сказать о том, что поиск противоречий между законами РФ и межгосударственными соглашениями представляет собой трудоемкий и кропотливый процесс, который зачастую не приводит к какому-либо результату. Обуславливается это тем, что коллизии могут быть выявлены с учетом субъективного представления о регулировании той или иной сферы деятельности конкретным лицом.
Следует выделить также и тот факт, что применение международных договоров к правоотношениям в сфере частного права, которые попадают под российскую юрисдикцию, должно быть согласовано с РФ.
То бишь, чтобы тот или иной международный договор вступил в юридическую силу и на территории РФ, должна быть осуществлена процедура ратификации, подписания, принятия, присоединения и др.
Этот ключевой принцип регламентирован ФЗ «О международных договорах РФ» № 101-ФЗ.
При этом согласие РФ должно быть получено только законным способом на основе действия правил российского законодательства. Иными словами, нормы МП не будут распространяться на территории РФ, если не проведена процедура ратификации, например, в следующих случаях:
- Если договор подразумевает внесение изменений в российское законодательство, в том числе принятие новых ФЗ или модификацию уже действующих НПА.
- Если действие международного договора направлено на обеспечение прав и свобод человека.
Российское государство придерживается принципа о том, что любое государство, в том числе и РФ, должно неукоснительно соблюдать нормы МП.
Иными словами, Россия выступает за соблюдение принципа добросовестности по отношению к исполнению взятых на себя обязательств.
Таким образом, если РФ дает свое согласие на обязательность исполнения договора на территории государства, то он будет признан международным договором РФ, а значит, и составной частью правовой системы. Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что международное право оказывает непосредственное влияние на систему российского гражданского законодательства.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
§ 2. Порядок применения норм международного права
Современное международное право характеризуется наличием значительного числа норм, регулирующих правоприменительный процесс. Главная роль принадлежит основным целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН. В соответствии с ними должен протекать весь процесс правоприменения. Важную роль играют две Венские конвенции о праве международных договоров.
Содержащиеся в них положения в определенной мере относятся к применению не только договорных, но и обычных норм, поскольку устанавливают общие правила правоприменения.
Существенное место в комплексе норм, регулирующих процесс правоприменения, принадлежит уставам международных организаций.
Венская конвенция о праве международных договоров установила, что ее положения «применяются к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации» (ст. 5).
Что же касается внутригосударственной имплементации, то в международном праве издавна утвердилось правило о том, что выбор путей реализации международно-правовых норм относится к компетенции государства, если только сами нормы не определяют способ своего применения.
Специальный докладчик Комиссии международного права ООН по проблеме ответственности итальянский юрист Р.
Аго подчеркивал, что единственное условие, которое выдвигает международное право в таком случае, состоит в том, чтобы тем или иным путем желаемый результат был достигнут полностью .
———————————
YILC. 1977. Vol. II. Part 1. P. 4.
Это положение подтверждается и современной практикой, включая судебную, например практикой Европейского суда по правам человека.
Так, в решении по делу шведской компании Суд определил, что поскольку Европейская конвенция о правах человека «не устанавливает для Договаривающихся Государств какого-либо способа обеспечения в своем внутреннем праве эффективной имплементации любого из ее положений», постольку сами государства определяют соответствующий способ .
———————————
ECHR. 1976. Ser. A. Vol. 20. P. 18.
Из принципа свободы выбора средств применения норм следует, что не может служить основанием ответственности государства сам факт непринятия специальных мер для реализации нормы, например неиздание закона, административных правил и т.п.
С другой стороны, государство не может избежать ответственности за невыполнение нормы, ссылаясь на то, что оно приняло меры, необходимые для ее выполнения.
Свобода выбора средств может быть в той или иной мере ограничена конкретными нормами, определяющими средства реализации.
Практика показывает, что такой прием все чаще используется в договорах, которые, например, предусматривают обязанность издать определенные законы. Невыполнение этой обязанности само по себе издавна рассматривается как нарушение норм международного права.
В договорах, реализация которых должна происходить в основном в сфере действия внутреннего права, обычно оговаривается, что предусмотренная договором деятельность будет осуществляться в рамках законодательства сторон .
———————————
См., напр.: БМД. 1995. N 1. С. 52.
Для понимания национального метода правоприменения необходимо учитывать, что международное право основано на уважении суверенности внутреннего права. Оно не требует от государства выхода за рамки его правовой системы при применении международно-правовых норм. Именно в этих рамках и происходит применение международных норм.
Вспомним положение Конституции РФ, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). В этом видится оптимальная формула национального метода применения норм международного права.
Международное право регулирует международные отношения.
Вместе с тем, как мы видели, в растущем числе случаев конечная цель этого регулирования может быть достигнута лишь в результате внутригосударственной имплементации международных норм. Соответственно, существуют международный и национальный методы применения норм международного права. Оба метода взаимосвязаны. И в том и в другом центральное положение занимает государство.
Международный метод реализуется в деятельности государств на мировой арене, а также в деятельности создаваемых ими международных органов и организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для реализации норм международного права внутригосударственной деятельности, т.е. в имплементации этих норм.
Одна из характерных черт международного права состоит в том, что оно формировалось при отсутствии постоянных международных институтов, призванных применять его нормы. И в наше время эти нормы применяются в основном самими субъектами индивидуально или коллективно. Главная роль здесь принадлежит государству. Вместе с тем растет значение международных органов и организаций.
Договоры зачастую предусматривают проведение встреч представителей сторон для проверки хода применения их постановлений и выработки рекомендаций. В этих целях создаются и постоянно действующие органы, чаще всего смешанные комиссии из равного числа представителей сторон. Наблюдается тенденция к расширению полномочий таких комиссий.
Наступление нового этапа в организации правоприменительного процесса было ознаменовано созданием широкой сети международных организаций. Одна из основных задач организаций состоит в содействии применению международного права, в обеспечении его уважения.
В Уставе ООН говорится о задаче создания условий, при которых будет обеспечено «уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».
Роль организаций в обеспечении должного уровня правоприменения могла бы быть более высокой. Препятствия на этом пути носят не столько юридический, сколько политический характер.
Поэтому наиболее широкими полномочиями по осуществлению норм международного права обладают международные органы в специализированных областях сотрудничества (транспорт, связь и др.). Здесь необходима постоянная адаптация существующих норм к меняющимся техническим и иным условиям. Поэтому значительное число договоров предусматривает создание имплементационных органов.
Такие органы управомочены осуществлять толкование договора с учетом происходящих изменений. Нередко их деятельность носит вспомогательный нормотворческий характер.
Национальный метод применения норм международного права реализуется в деятельности государства в пределах его юрисдикции.
В прошлом нормы международного права применялись в деятельности ограниченного круга центральных органов государства. Это были нормы договоров о союзе, о ненападении и т.п. За последние десятилетия существенно возросло количество норм международного права, применение которых зависит от активной деятельности широкого круга государственных органов, включая суды.
В результате государственно-правовая система все более широко вовлекается в процесс реализации международных норм.
Несмотря на все это, сохраняется общее правило: международную ответственность за применение международного права несет государство в целом. Оно несет ответственность за соответствующую деятельность всех государственных органов, должностных лиц, а также лиц физических и юридических. Государство обязано обеспечить, чтобы в пределах его юрисдикции никто не препятствовал применению норм международного права.
Обязанность государств обеспечить реализацию норм международного права всеми своими органами является необходимым условием функционирования этого права и издавна подчеркивается в международной практике. Организация и деятельность органов государства по применению норм международного права регламентируются внутренним правом .
———————————
См.: Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве / Отв. ред. В.И. Денисов, В.И. Евинов. Киев, 1992.
Общее руководство и осуществление внешних сношений относится к компетенции исполнительной власти, как наиболее для этого приспособленной. Согласно Конституции РФ, Президент РФ определяет основные направления внешней политики государства (ч. 3 ст.
80), осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (ст. 86).
По мере усиления роли международных отношений и их влияния на жизнь государств возрастает значение законодательной власти в осуществлении внешней политики и в реализации международного права.
Без соответствующего законодательства была бы невозможной реализация значительной части норм международного права. Поэтому обеспечение оптимального взаимодействия двух ветвей власти (исполнительной и законодательной) является необходимым условием применения норм международного права.
Как показывает опыт, расхождения в позиции двух властей нередки. Но это является внутренним делом государства и не может служить основанием для отказа от выполнения международных обязательств.
В России порядок применения норм международного права, как указано в Конституции РФ, определяется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» . Главная ответственность за выполнение международных обязательств лежит на Президенте РФ и Правительстве РФ, которые принимают меры, направленные на обеспечение их выполнения.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией обеспечивают выполнение Россией своих обязанностей и осуществление прав, вытекающих из норм международного права. Органы власти субъектов Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий осуществление норм международного права.
Общее наблюдение за выполнением этих норм осуществляет Министерство иностранных дел РФ (ст. 32).
В целом можно констатировать тенденцию к росту числа и значения актов Президента РФ и Правительства РФ, нацеленных на обеспечение реализации норм международного права.
В качестве примеров актов Президента РФ общего характера можно указать на Указ Президента РФ от 10 января 2002 г. «О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.» ; Указ Президента РФ от 17 апреля 2002 г. «О мерах по выполнению резолюций Совета Безопасности ООН 1388 от 15 января 2002 г.
и 1390 от 16 января 2002 г.» , посвященных усилению борьбы с терроризмом.
———————————
РГ. 2002. 12 янв.
РГ. 2002. 18 апр.
Примером актов Правительства РФ могут служить его Постановление от 3 марта 1997 г. «О назначении российского органа по защите информации, которой обмениваются Российская Федерация и Организация Североатлантического договора, и создании Центральной службы регистрации и контроля документов, которыми обмениваются Российская Федерация и Организация Североатлантического договора» .
———————————
РГ. 1997. 20 марта.
По мере роста специализированного сотрудничества растет значение министерств и ведомств в осуществлении соответствующих норм международного права. В межправительственных договорах нередко указываются министерства, на которые возлагается обеспечение применения его постановлений.
Реже предусматривается обязанность сторон иметь для этих целей специальный государственный орган. В других случаях государства по собственной инициативе создают такие органы.
В применении некоторых норм международного права играют свою роль и местные органы, общую ответственность за деятельность которых несет правительство.
Это положение особо оговаривается в договорах, для реализации которых деятельность местных властей имеет особое значение, например в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН (разд. 25).
Особое место в осуществлении международного права занимают дипломатические и консульские учреждения.
Они следят за соблюдением страной пребывания норм международного права, затрагивающих интересы их государства; контролируют деятельность органов их государства в стране пребывания, с тем чтобы она не нарушала международных обязательств своей страны.
Они принимают меры к тому, чтобы юридические лица и физические лица их гражданства пользовались в стране пребывания всеми правами, предусмотренными как общими нормами международного права, так и заключенными со страной пребывания договорами.
В некоторых федерациях существуют различные формы представительства ведомства иностранных дел в субъектах федерации, которые наблюдают за выполнением международных обязательств на местах. В России учреждены представительства МИД, которые осуществляют соответствующие функции.
Органы внешних сношений государства применяют нормы международного права как таковые независимо от их отражения во внутреннем праве. Многие нормы и не нуждаются в этом, поскольку их действие ограничивается международной сферой. Примером может служить содержание политических договоров.
Что же касается иных органов, органов общей компетенции, то, по мнению большинства юристов, они применяют нормы национального права, явившиеся результатом инкорпорации норм международного права.
Государство обязано обеспечить поведение также физических и юридических лиц, необходимое для выполнения норм международного права.
Решается эта задача в рамках внутреннего права. Этим лицам, являющимся бенефициариями международного права (т.е. теми, кто пользуется вытекающими из права благами, не будучи его субъектом), принадлежит существенная роль в реализации норм этого права. Без их активного участия многие международные нормы остались бы мертвой буквой.
Имеются в виду не только нормы о правах человека, но и нормы, содержащиеся в соглашениях об экономическом, научном, культурном сотрудничестве. Непосредственно такие соглашения не обязывают юридических и физических лиц к сотрудничеству, а лишь открывают перед ними соответствующие возможности.
Организация сотрудничества и ответственность за выполнение соглашений лежат на государстве.
В общем, мы видим, что совершенствуется нормативная основа применения норм международного права и во внутреннем праве. В отличие от прошлого новое конституционное законодательство государств уделяет внимание этой проблеме. Примером тому служит Конституция России.
Более детальное регулирование обеспечивается принятым на основе Конституции Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
Внутреннее право постепенно приспосабливается к своей роли в имплементации норм международного права.
В качестве общего правила можно сказать, что чем более развита правовая система государства, тем ближе к оптимальному порядок ее взаимодействия с международным правом. Помимо особенностей применения норм международного права международным и национальным методами, существуют и общие для них положения и правила.
Применение норм права к конкретным случаям заключается в следующем:
— установление фактических обстоятельств;
— правовая квалификация фактических обстоятельств, т.е. установление того, подпадают ли они под действие норм международного права, и если да, то каких именно;
— определение юридических характеристик относящихся к делу норм, сферы их действия, особенно в отношении данных субъектов; иными словами, речь идет о специально-юридическом толковании норм;
— уяснение содержания нормы, т.е. общее толкование;
— принятие решения о способе применения норм к данным фактическим обстоятельствам;
— действия по обеспечению реализации принятого решения.
Норма применяется не сама по себе, а как элемент системы, в связи с иными нормами; толкуется с учетом других норм, и прежде всего в свете основных целей и принципов международного права. Вопрос о действительности нормы решается только на основе международного права.
Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, выполнению подлежат договоры, действительные в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В ст.
42 Венской конвенции о праве международных договоров говорится, что «действительность договора или согласия государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основе применения настоящей Конвенции» .
———————————
Международное публичное право: Сборник документов: В 2 т. Т. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1996. С. 76.
Это положение подтверждается и внутренним правом.
В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» сказано, что договоры «подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации» (п. 1 ст. 31) . Следовательно, первое место отведено международному праву. Вместе с тем государство при осуществлении международных норм должно действовать в рамках своего законодательства.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Применение норм в немалой мере регулируется общими принципами права: никто не может передать прав больше, чем сам имеет; специальный закон преобладает над общим и др. Некоторые из них закреплены конвенционно. Венская конвенция о праве международных договоров в ст.
28 закрепила принцип «закон обратной силы не имеет»: норма не подлежит применению в отношении любого действия или факта, которые имели место до ее вступления в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этого момента.
Однако, если установлено намерение субъектов придать норме обратную силу, то она применяется к действиям, фактам и ситуациям, имевшим место в прошлом.
В случае приостановления действия нормы она не подлежит применению в течение соответствующего срока.
Тем не менее следует воздерживаться от мер, которые могли бы помешать возобновлению нормы.
Не подлежит применению норма, утратившая силу. Однако прекращение действия нормы не влияет на права, обязательства или юридическое положение субъектов, возникшие в результате применения нормы до ее прекращения.