Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

1)  в зависимости от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные. Протекционистские методы направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Методы либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.

В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация;

2) в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным относятся методы прямого ограничения экспорта и (или) импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и др., к экономическим — методы, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. Способы регулирования Тарифное регулирование Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими нормативными актами. Согласно действующему законодательству на территории Российской Федерации действуют следующие основные таможенные и экономические таможенные режимы: 1.    •  выпуск для внутреннего потребления; 2.    •  экспорт; 3.    •  международный таможенный транзит; 4.    •  переработка на таможенной территории; 5.    •  переработка для внутреннего потребления; 6.    •  переработка вне таможенной территории; 7.    •  временный ввоз; 8.    •  таможенный склад. Нетарифные методы меры прямого ограничения, направленные на защиту интересов национальной экономики, — лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и (или) импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 24 Закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).) Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время список товаров, экспорт и (или) импорт которых подлежит лицензированию, включает: 1.    •  товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря, изделий из них; 2.    •  лекарственные средства и фармацевтические субстанции; 3.    •  радиоактивные вещества и изделия на их основе; 4.    •  ядерные материалы, оборудование и соответствующие технологии; 5.    •  товары (материалы, оборудование и технологии) двойного применения, т.е. товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены для создания ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия; 6.    •  возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений; 7.    •  опасные отходы; 8.    •  порохи промышленного применения, взрывчатые вещества,   средства взрывания и пиротехнические изделия; 9.    •  озоноразрушающие вещества и продукты, содержащие их; 10.    •  наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества; 11.    •  шифровальные средства (техника, части для нее, пакеты программ, документация); 12.    •  спирт этиловый и водка (только импорт); 13.    •  древесина ценных пород. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время Минэкономразвития РФ), как правило, после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами. Лицензия — официальный документ, разрешающий осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту на срок до 12 месяцев (но на срок, не превышающий срок действия контракта). Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ на каждый вид товара на определенный срок. Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование). Квоты — это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 г. было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащее такое обязательство по некоторым видам изделий из стали. В 1994 г., например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюми¬ния, текстильных товаров.

Аналогично может быть установлен барьер по минимальным ценам на рынке страны-импортера. Это соглашение должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести вообще к закрытию рынка для страны-экспортера. Хотя данная процедура заключения соглашений об установлении минимальных импортных цен,  и не является мерой количественного ограничения экспорта, но ее действие аналогично установлению квот в связи с «добровольным» ограничением экспорта. Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. ст. 21 Закона «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», «экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений». Исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры: 1.    •  необходимы для обеспечения обороны страны и национальной безопасности Российской Федерации; 2.    •  необходимы для  приобретения  или распределения товаров при общем или местном их дефиците; 3.    •  необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации; 4.    •  необходимы для соблюдения общественной морали и правопорядка; 5.    •  необходимы для охраны жизни и здоровья людей, охраны животного и растительного мира и окружающей среды в целом; 6.    •  относятся к импорту или экспорту золота или серебра; 7.    •  применяются для защиты культурных ценностей; 8.    •  необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничениями внутреннего производства и потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; 9.    •  обеспечивают национальную безопасность Российской Федерации; 10.    •  защищают внешнее финансовое положение и поддерживают платежный баланс Российской Федерации; 11.    •  необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации. Меры прямого ограничения экспорта (импорта), а также другие защитные меры вводятся в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Согласно российскому законодательству их введение предусматривает следующие обязательные действия: 1)  обязательно проводится расследование всех обстоятельств, связанных с введением защитных мер. Расследованием занимается специальная комиссия при Правительстве РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов. Расследование может быть начато на основании поручения Правительства и (или) заявления органа исполнительной власти субъекта РФ, и (или) заявления производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. О начале такого расследования уведомляется соответствующий орган иностранного государства или орган таможенной территории с указанием товара, доказательств наличия ущерба или угрозы его причинения, конкретной предлагаемой защитной меры, срока ее введения, а также готовности провести консультации по этим вопросам; 2)  по результатам проведенного расследования составляется доклад федерального органа исполнительной власти, ответственно го за координацию внешнеэкономической деятельности. Процедура введения защитных мер гласная с официальным опубликованием в правительственном издании решения правительства о введении защитной меры. Решения правительства принимаются и публикуются не позднее чем за три месяца до введения такого рода ограничений с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под ограничение. Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничения числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам форм собственности, места регистрации, положения на рынке. В качестве государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут также применяться и другие меры, такие, как наблюдение за экспортом или импортом отдельных видов товаров, предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров, вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры. В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство Российской Федерации вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных видов товаров, импортируемых в Российскую Федерацию. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий три года. Перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, утверждаются Правительством Российской Федерации Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей. Одной из разновидностей таких мер, направленных на ограничение ввоза, являются импортные налоги и депозиты. К числу возможных импортных налогов (не следует их смешивать с импортными пошлинами) относятся: 1.    • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; 2.    •  сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; 3.    •  другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Читайте также:  Статья 103.5-2. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии управляющего залогом по договору синдицированного кредита (займа)

Особую разновидность импортного налога представляют скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них их уровень постоянно меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Одна из разновидностей административных и таможенных формальностей — сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам (регламентам) и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам (регламентам) и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.   Возможности покупателя в отношении места отгрузки

  • Еще лекции по налогообложению участников внешнеэкономической деятельности:
  • Поддержка экспорта внешнеэкономической деятельности
  • Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности

Бесплатная консультация юриста!

лекции Налогообложение участников внешнеэкономической Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Статьи специально для вас

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования

Веселова, Н. А. Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования / Н. А. Веселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65651/ (дата обращения: 27.07.2021).

Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, внешняя конкуренция, государственное регулирование.

В современных условиях, внешнеэкономическая деятельность является важным компонентом, формирующим структуру, динамику и стабильность национальной экономики. Сегодня нет такой страны в мире, которая сможет развиваться без эффективной системы экономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировую экономику.

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [1].

Основными субъектами внешнеторговой деятельности являются:

  1. Фирмы различных видов собственности, осуществляющие внешнеторговую деятельность:

– Федеральные государственные организации и предприятия.

– Участники международной мелкой оптовой торговли.

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, вовлеченные в рыночные отношения, регистрируются в таможенных органах.
  • Главная задача государственного регулирования внешнеторговой деятельности — создание благоприятных экономических и организационных условий развития всех видов и форм внешнеэкономической деятельности и повышение ее эффективности.
  • Задачи государства в рамках регулирования внешнеторговой деятельности:
  • – обеспечение стабильного роста активов платежного баланса;
  • – привлечение бизнеса и регионов для организации экономической деятельности;
  • – конкурентное размещение зарубежных закупок среди возможных поставщиков;
  • – регулирование внешней конкуренции на внутреннем рынке через механизм тарифных пошлин в целях поддержки собственных производителей и улучшения структуры-формирования роли импорта. [2]
  • Не менее важна защита национального рынка государством, где могут быть использованы такие инструменты как:
  • – пересмотр таможенных пошлин на импортные товары,
  • – введение квот
  • – упрощенное оформление таможенных документов, в том числе автоматизированное и удаленное предоставление услуг
  • Государственное регулирование внешнеторговой деятельности включает прямые и косвенные способы. К прямым методам относится административный контроль:
  • – лицензии и квоты на экспорт и импорт — временные меры по стабилизации и насыщению внутреннего рынка,

– государственная монополия внешнеторговой деятельности — менее эффективный способ регулирования. Этот метод может применяться в виде исключительных прав на исполнение государственной компанией отдельных зарубежных операций или поддержание внешнеэкономических связей. В целом эти меры касаются методов нетарифного регулирования.

  1. Косвенные способы регулирования более эффективны и актуальны для развития международных отношений. К ним относятся налоги, в том числе:
  2. – таможенные пошлины
  3. – процентные ставки по валютным кредитам
  4. – ставка по облигациям
  5. – прочие ценные бумаги
  6. – выплаты денежных средств [3]
  7. Что касается современной системы управления в Российской Федерации, то сегодняшняя система регулирования внешнеторговой деятельности в РФ была окончательно сформирована в 2005 году. Данная структура разделена на три уровня:
  8. – Федеральный — принятие решений осуществляются государственными органами;
  9. – Региональный — решения принимаются органами власти в субъектах страны;
  10. – Местный — внешнеторговая деятельность контролируется местными органами власти. [3]

В таможенном кодексе излагаются принципы работы таможни (порядок перемещения через границу товаров, таможенные сборы, исполнение, мониторинг и другие инструменты для обеспечения таможенной политики) на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов. Таможенный тариф предназначен для регулирования внешней конкуренции на внутреннем рынке.

Система импортных пошлин — это защита национального производства от ввоза иностранных товаров. Этот принцип в то же время обеспечивает фискальные интересы государства, с целью пополнения доходов в бюджет государства.

  • Для обеспечения сбалансированного социально — экономического развитие РФ на основе внешнеэкономических отношений государство:
  • – осуществляет регистрацию иностранной экономической деятельности
  • – декларирует товары и другое имущество

Развитие международных экономических отношений требует ускоренной разработки инвестиционных проектов с соответствующим технико-экономическим обоснованием для иностранных инвесторов и кредиторов. Путем регулирования уровня цен на отечественные товары на мировом рынке, поддержание конкурентоспособности национальной экономики.

Литература:

Методы государственного регулирование внешнеэкономических связей

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет.

Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика.

Торговая политика государства — система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами.

Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др.

В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.

Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины — это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

Читайте также:  Статья 6. Права инвесторов

В конце 80-х годов уровень ставок таможенных тарифов развитых стран был относительно низок — около 6% от стоимости товара. Тарифные ставки ниже на сырьевые товары, и растут по мере увеличения степени обработки товара с целью защиты национальной промышленности.

В числе административных мер регулирования внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового оборота.

Лицензирование применяется в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с целью ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений, в частности торговых, имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулированию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти.

Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется субсидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве.

В промышленно развитых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.

Косвенное финансирование экспортного производства происходит путем льготного налогообложения и кредитования. Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами.

Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве.

Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства от необлагаемой налогом прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит – отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.

Кредитование экспорта – одна из распространенных форм стимулирования. Государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. В промышленно развитых странах размеры такого кредитования в конце 80-х — начале 90-х годов составляли около 8% объемов экспорта.

Частным банкам правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам.

Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.

Поддержка экспортеров идет по линии страхования экспорта. Оно двух видов: внутреннее и внешнее.

Внутреннее страхование осуществляется правительством, которое за счет бюджетных средств покрывает определенную часть рисков при крупных капиталовложениях в развитие экспортного производства.

Например, страхуются капиталовложения в «риско-фирмы», осваивающие перспективные для экспорта разработки. При внешнем страховании государство принимает на себя часть политических и коммерческих рисков, связанных с экспортом.

Национальные системы страхования кредитных рисков созданы в настоящее время во всех промышленно развитых странах и в ряде развивающихся стран. Основную роль в них играют государственные страховые учреждения, частные выполняют вспомогательные функции.

Государственное страхование экспортных кредитов используется как один из инструментов внешнеторговой политики, позволяющей регулировать объемы и географию экспортного кредитования.

Вместе с тем кризис внешней задолженности ряда государств повлек за собой значительные убытки страховщиков, вынудив их свернуть операции на наиболее рискованных рынках и продемонстрировать тем самым ограниченность данного инструмента.

Важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической политики является регулирование притока и вывоза капитала. Сейчас миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные и государственные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран.

Регулирование притока иностранных инвестиций носит, как правило, двойственный характер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата с помощью гарантий от национализации иностранной собственности, репатриации капитала, в отношении прибылей, предоставление различных налоговых скидок и таможенных льгот и т.д.

С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение интересов принимающих стран, то есть собственных. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Определяются отрасли экономики, доступные для иностранных инвесторов, и их максимальная доля в производстве отрасли.

Устанавливается максимальная доля иностранного капитала в совместных предприятиях оговариваются участие национальных кадров в управлении данными предприятиями, условия в части использования компонентов национального производства. Ограничивается создание филиалов, репатриации капиталов и прибылей и другие.

В Мексике, согласно закону об иностранных инвестициях, обязательным условием является участие национального капитала во всех предприятиях, создаваемых иностранными инвесторами.

В других странах существуют запреты на участие иностранного капитала в ряде отраслей и сфер (оборонная промышленность, внешнеторговая деятельность и некоторые другие).

Методы государственного регулирования ВЭД

Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов (таможенные пошлины), воздействующих прежде всего на ценовые показатели.

Таможенно-тарифное регулирование — экономический по своей природе метод государственного регулирования.

В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов. Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством данной страны.

Применение нетарифного метода опирается на использование разнообразных административных мер (вторая группа вышеперечисленных инструментов государственного регулирования).

Необходимость применения нетарифного метода обусловлена рядом причин, важнейшими из которых являются:

  • — различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;
  • — дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
  • — защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
  • — обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • — необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией,
  • — и другие.

Нетарифный метод регламентируется административными нормами.

Он предполагает использование таких инструментов, как квотирование, лицензирование, запреты экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, разрешительные системы ввоза и (или) вывоза отдельных видов товаров, требования фитосанитарного, ветеринарного контроля и т.д. Полный перечень инструментов нетарифного регулирования, разработанный Секретариатом ГАТТ, приведен в следующей схеме.

  • Конкретные инструменты нетарифного регулирования, применение которых допустимо в данный момент, устанавливается действующим законодательством.
  • Система нетарифного регулирования в 1992 — 1995 годах включала в себя лицензирование, квотирование, разрешительный порядок экспорта продукции, входящей в перечень стратегически важных сырьевых товаров, обязательную регистрацию контрактов при вывозе отдельных видов товаров с целью контроля за уровнем экспортных цен.
  • Одна из первых попыток определить понятие нетарифного регулирования через перечисление инструментов, присущих данному методу, была предпринята в Соглашении от 22 октября 1997 года «О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза» (вступило в силу для Российской Федерации 15 июля 1999 года).
  • Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее Закон №164-ФЗ) осуществляется посредством:
  • таможенно-тарифного регулирования;
  • нетарифного регулирования;
  • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  • Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Таможенно-тарифное регулирование согласно статье 19 Закона №164-ФЗ заключается в установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенная пошлина по определению, содержащемуся в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе», представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Читайте также:  Глава IV. Авторское право на произведения архитектуры (статьи 16 - 19)

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами согласно статье 21 Закона №164-ФЗ может осуществляться только в следующих случаях:

  • · при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Следует обратить внимание, что данные количественные ограничения устанавливаются только на продовольственные и сельскохозяйственные товары, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;
  • · при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ;
  • · при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов;
  • · в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона №164-ФЗ;
  • · предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами;
  • · установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности — Энциклопедия по экономике

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Статья 13. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
 [c.349]

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 [c.349]

ВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — методы, посредством которых осуществляется государственная внешнеторговая политика РФ, установлены в ст. 13 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, подразделяются на 1) таможенно-тарифное регулирование, 2) нетарифное регулирование.

В РФ не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности, международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст.

13 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
 [c.366]

НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, применяемые, в частности, путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности. К видам нетарифного регулирования, применяемого в соответствии с Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, относятся  [c.488]

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, состоящие в установлении ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин (применении импортного и экспортного таможенных тарифов). В РФ применяются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для за-
 [c.783]

Согласно Федеральному закону О государственном регулировании внешнеторговой деятельности все методы государственного регули-рова ния внешней торговли разделены на таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем
 [c.492]

Поскольку целью рыночных реформ провозглашена интеграция РФ в мировое хозяйство, государство должно проводить активную внешнеэкономическую политику, т. к.

в условиях большей открытости экономики, когда национальные производители сталкиваются с международной конкуренцией не только на мировом, но и на внутреннем рынке, государство должно формами и методами внешнеэкономической политики, принятыми в международной практике, защищать национальные интересы, способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции. Основные принципы государственного регулирования внешней торговли определены в Федеральном законе О государственном регулировании внешнеторговой деятельности .
 [c.44]

Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Законом Российской Федерации О государственном регулировании внешнеторговой деятельности , в котором прежде всего предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования.
 [c.261]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И/ИЛИ ИМПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ — метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами.
 [c.114]

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И/ИЛИ ИМПОРТА ИСХОДЯ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ — методы нетарифного регулирования, применяемые в РФ в соответствии со ст. 19 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
 [c.226]

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА — метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 15 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
 [c.276]

ВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — органы, осуществляющие применение методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, определены в ст. 12 Закона № 157-ФЗ.
 [c.524]

Это по существу основополагающий пункт самой организации таможенного дела в Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, таможенное дело представляет совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов, и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (Таможенный кодекс РФ 2004 г., ст. 1, п. 2 далее — ТК).
 [c.352]

Однако автор не устает напоминать, что для успешной работы за рубежом требуется тщательное изучение новой для фирмы макросреды, особенностей рынков, культурных и иных характеристик потребителей, государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Различия между странами могут оказаться столь велики, что отработанные годами, выверенные комплексы маркетинга придется частично или даже полностью приспосабливать к новым условиям. Ф.

Котлер достаточно подробно рассказывает о путях адаптации товаров, цен, методов распространения и стимулирования при выходе на зарубежные рынки, о структурной организации маркетинговой службы, занимающейся внешнеторговой деятельностью.

Здесь хотелось бы обратить внимание читателей на то, что можно назвать вторым выводом все стороны маркетинга фирма постигает, осваивает и развивает на внутреннем рынке, так сказать, повседневно.

И только потом, задумав расширить свою деятельность с помощью выхода на международный рынок, принимается адаптировать имеющийся маркетинговый опыт к новым условиям. Никак не наоборот Поэтому попытки игнорировать это простейшее правило вряд ли перспективны. Об этом не мешало бы помнить тем хозяйственным руководителям, которые готовы поступиться логикой развития для решения сиюминутных внешнеторговых проблем.
 [c.38]

Протекционизм — принцип внешнеторговой политики, предполагающий вмешательство государства во внешнеторговую деятельность, те или иные формы и методы государственного регулирования.
 [c.282]

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 [c.347]

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ методы государственного регулирования
 [c.137]

Расширение внешнеэкономической самостоятельности предприятий делает необходимым государственное регулирование этой сферы деятельности косвенными методами. Основную роль среди них играют таможенные пошлины.

Их применение объясняется необходимостью изъять у предприятий часть дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные виды ввозимых и вывозимых из страны товаров.

Изменяя уровни ставок этих платежей, государство стимулирует развитие экспортных производств, развивает кооперацию с зарубежными странами, защищает отдельные отрасли от конкуренции импортных товаров, поощряет отечественные производства.

Одновременно создаются условия для полного отказа от монополии внешней торговли, тормозившей становление полноценных рыночных отношений в стране.
 [c.219]

Проведение единой государственной торговой политики и управление внешнеторговой деятельностью. Документ Положение «О Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ 21 декабря 2000 г. № 990), где, в частности указывается, что Минэкономразвития РФ «…

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации». На Министерство возложены координация и регулирование внешнеэкономической деятельности как части общих отношений с иностранными государствами, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли, общественного питания и туризма.
 [c.35]

СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ — технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фито-санитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, применяемые в РФ в соответствии со ст. 20 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Являются методами нетарифного регулирования.
 [c.758]

Ссылка на основную публикацию