Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Кому поручается проведение независимой экспертизы?(подробнее на сайте Ceur.ru)

В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Точного определения термина «эксперт» в ГПК РФ не содержится, однако из общего смысла соответствующих норм можно сделать вывод, что под экспертом подразумевается гражданин (физическое лицо), обладающий специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

Что касается понятия «судебно-экспертное учреждение», то его ГПК РФ также не раскрывает, и вот здесь возникает ряд вопросов, точного ответа на которые кодекс не дает.

Согласно нормам гражданского права, под учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Между тем многие экспертные организации создаются в форме хозяйственных обществ, т.е. являются коммерческими организациями. Кроме того, некоторые экспертные организации создаются в некоммерческих формах, отличных от учреждения – например, некоммерческие партнерства.

В связи с этим возникает вопрос – распространяется ли термин «экспертное учреждение», содержащийся в ГПК РФ, только на учреждения как таковые, или проведение экспертизы может быть поручено любой экспертной организации независимо от организационно-правовой формы? Ответ на этот вопрос в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует.

Некоторую ясность в рассматриваемую проблему вносит федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», однако его положения распространяются только на государственные экспертные учреждения.

Так, согласно статье 11 данного закона под государственными судебно-экспертными учреждениями подразумеваются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учрежденияСтатьей 41 закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Однако порядок назначения экспертизы, включая определение круга лиц, которым она может быть поручена, устанавливается тем самым процессуальным законом, к которому отсылает указанная статья. Соответственно данная норма закона № 73-ФЗ не может толковаться как ограничивающая право суда поручить проведение экспертизы без указания конкретного эксперта иным учреждениям, не являющимся государственными, при отсутствии такого ограничения непосредственно в ГПК РФ.

Следует отметить, что, к примеру, уголовно-процессуальное законодательство напрямую предусматривает возможность поручения судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению (пункт 60 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).   В арбитражном процессе, в отличие от гражданского, определение законодателем круга лиц, которым может быть поручена экспертиза, спорных вопросов не вызывает.

Так, частью 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) предусмотрено, что экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» предусмотрено, что при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

Таким образом, арбитражный кодекс с учетом его официального толкования Пленумом ВАС РФ определяет круг лиц, которым поручается проведение экспертизы, следующим образом: экспертиза может быть поручена либо государственному судебно-экспертному учреждению (в этом случае конкретный эксперт назначается руководителем такого учреждения), либо непосредственно эксперту. Следует отметить, что пункт 1 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ требует указания сведений об эксперте (его фамилии, имени и отчества) в определении суда о назначении экспертизы даже в случае, если экспертиза поручается государственному экспертному учреждению. Что касается гражданского процессуального законодательства, то оно требует доработки в части определения статуса экспертного учреждения и решения вопроса о том, в каких случаях в определении о назначении экспертизы подлежат указанию сведения о конкретном эксперте, которому поручается проведение экспертизы.     

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения Какие требования установлены законом к лицу, проводящему экспертизу? По каким основаниям эксперту можно заявить отвод?

Согласно части 1 статьи 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения. Такое же определение следует из общих положений ГПК РФ о производстве экспертизы (точная трактовка данного термина, как указано выше, в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует).

Исходя из изложенного, основным требованием к кандидатуре эксперта является наличие у него специальных знаний, необходимых для производства экспертизы.

Такое наличие, как правило, подтверждается дипломом о соответствующем образовании, а также иными документами – свидетельством о повышении квалификации, свидетельством о членстве в объединениях судебных экспертов и т.п.В случае, если сторонами предлагаются разные кандидатуры экспертов, суд, как правило, поручает экспертизу лицу с более высокой квалификацией.

Суд также может при выборе эксперта принимать во внимание и иные факторы – в частности, предложенную экспертом стоимость экспертизы или длительность её проведения.

  • Отвод эксперту может быть заявлен по общим основаниям, установленным для отвода судьи (статья 21 АПК РФ, статьи 16 и 18 ГПК РФ), а именно:
  • — если эксперт находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя.

— если эксперт участвовал в предыдущем рассмотрении дела в качестве судьи, прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, специалиста или переводчика;-  если эксперт является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;- если эксперт имеет личную заинтересованность (прямую или косвенную) в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности; Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

АПК РФ, кроме того, предусматривает следующее дополнительное основание для отвода эксперта (статья 23): проведение им ревизии или проверки, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела. Следует отметить, что по смыслу процессуального законодательства соответствующее лицо получает статус эксперта в рамках отдельно взятого процесса с момента его привлечения судом к проведению экспертизы, т.е. вынесения судом определения о её назначении. Соответственно отвод эксперту может быть заявлен после вынесения такого определения.

Какими правами обладают эксперт и стороны процесса при проведении экспертизы?

Согласно части 3 статьи 84 ГПК РФ лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, кроме случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

Арбитражный кодекс предусматривает, что лица, участвующие в деле, не могут присутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие способно помешать нормальной работе экспертов; при  составлении экспертом заключения и на стадии совещания экспертов и формулирования выводов присутствие участников арбитражного процесса не допускается (части 2 и 3 статьи 83 АПК РФ).

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Таким образом, по общему правилу лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, если их присутствие не мешает работе экспертов и составлению заключения.

При этом в арбитражном процессе, в отличие от гражданского, присутствие таких лиц при составлении экспертом заключения, а также при совещании экспертов и формулировании выводов в любом случае является недопустимым.

Эксперт при проведении экспертизы имеет следующие права

(часть 3 статьи 85 ГПК РФ, часть 3 статьи 55 АПК РФ):- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;- ходатайствовать перед судом о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования;- задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям.

Согласно части 2 статьи 85 ГПК РФ эксперт не вправе:— самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы;

— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;- разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.

В АПК РФ указанные ограничения отсутствуют.

Однако подобные действия, если они совершены экспертом, в арбитражном процессе могут быть расценены как обстоятельства, свидетельствующее о заинтересованности эксперта в исходе дела (в определенном результате экспертизы) или о необоснованности заключения.

Читайте также:  Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

По указанной причине контакт сторон процесса с экспертом после его привлечения к производству экспертизы должен быть по возможности минимизирован в целях обеспечения независимости эксперта и объективности его заключения. 

Источник: Институт судебных экспертиз и криминалистики

Судебно-экспертные учреждения МЮ РФ

Система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (ранее СССР) существует с 20-х гг., но наиболее активное развитие получила в 50-е гг. Создавалась она главным образом для обслуживания судов и органов прокуратуры, поскольку органы внутренних дел и безопасности к тому времени уже имели разветвленную сеть сисях ведомственных экспертных подразделений.

Судебно-экспертные учреждения МЮ не подчинены органам дознания, следствия и судам, свободны от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, что в максимальной степени обеспечивает независимость и объективность судебной экспертизы.

Именно независимость вместе с оснащенностью современным научным оборудованием, надежной в научном отношении методической базой, а также наличием высококвалифицированного кадрового состава сформировали в обществе, прежде всего у работников правоохранительных органов, заслуженный авторитет системы СЭУ как гарантии получения объективных, научно обоснованных доказательств.

В настоящее время система СЭУ включает 43 региональные лаборатории судебной экспертизы (в том числе 7 центральных: Санкт-Петербургскую, Нижегородскую, Северо-Кавказскую, Средне-Волжскую, Уральскую, Воронежскую и Сибирскую), 27 иногородних подразделений (филиалов, отделов, экспертных групп), а также Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) в качестве ведущего учреждения.

Главным направлением деятельности всех экспертных учреждений МЮ является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

Специалисты СЭУ ежегодно исследуют до 2,5 млн объектов, решают многие сотни тысяч экспертных задач. Наряду с этим некоторые ЛСЭ, особенно центральные (Санкт-Петербургская, Воронежская, Нижегородская, Северо-Кавказская), постоянно и активно участвуют в научно-исследовательской работе и тем самым способствуют совершенствованию научно-методической базы в области судебной экспертизы.

Центральные лаборатории выступают, кроме того, в качестве экспертных учреждений для выполнения новых родов и видов судебных экспертиз, а также редко встречающихся в следственно-судебной практике. При этом они обслуживают весь регион, закрепленный за лабораториями, входящими в зону деятельности Центральной ЛСЭ.

Российский федеральный центр судебной экспертизы является ведущим экспертным учреждением в системе судебно-экспертных учреждений МЮ РФ. Центр организован па базе Всесоюзного НИИСЭ и является его правопреемником.

За годы своего существования в Центре накоплен значительный опыт по организации и проведению научных и экспертных исследований, создана уникальная приборная база. В нем осуществляется подготовка кадров высшей квалификации в области судебной экспертизы.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

  • — проведение научных (в том числе фундаментальных) исследований в области судебной экспертизы, координация научно-исследовательских работ в судебно-экспертных учреждениях МЮ РФ;
  • — организация внедрения результатов НИР в экспертную практику ЛСЭ;
  • — производство экспертиз, оказание помощи судебно-экспертным учреждениям в проведении наиболее сложных и редко встречающихся исследований;
  • — осуществление подготовки научных и экспертных кадров для системы СЭУ, а также систематическое повышение их квалификации;
  • — научно-информационная и редакционно-издательская работа.

Для каждого экспертного учреждения МЮ РФ установлена зона обслуживания следственных органов и судов. В основном это одна или более (2—4) областей, краев, республик в составе Российской Федерации.

В целях приближения экспертной службы к судебно-следственным органам в некоторых крупных городах образованы филиалы, отделы либо экспертные группы, которые по мере развития могут преобразовываться в самостоятельные ЛСЭ. Так, в 1992 г.

было создано 7 лабораторий: Брянская, Владимирская, Ивановская, Рязанская, Тамбовская, Томская и Ульяновская.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Каждому экспертному учреждению Минюстом определен также перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

В созданных сравнительно недавно малочисленных ЛСЭ и иногородних подразделениях проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы: судебно-почерковедческие, судебно-технические экспертизы документов, судебно-трасологические и судебно-баллистические, а также судебно-автотехнические и экономические (судебно-бухгалтерские).

Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют до 15 родов и видов экспертиз.

В их числе кроме указанных выше судебно-портретные (идентификация человека по фотографическим изображениям); криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (исследование лакокрасочных материалов и покрытий, изделий из резины, пластмасс и других полимерных материалов; волокнистых материалов; нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; изделий из стекла и керамики, силикатных строительных материалов, изделий из металлов и сплавов, наркотических и лекарственных средств; спиртосодержащих жидкостей, растворителей, технических жидкостей и средств бытовой химии, аэрозольных баллончиков, патронов к газовому оружию); судебно-почвоведческие; судебно-биологические (исследование объектов растительного и животного происхождения); судебные строительно-технические (исследование строительных объектов и территорий, функционально связанных с ними); судебно-товароведческие (исследование объектов в целях установления их принадлежности к определенному виду (артикулу) и фактического состояния).

В настоящее время Центр проводит все первичные экспертизы для следственно-судебных органов Москвы, Московской, Тверской и Смоленской областей; наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда РФ. Всего в Центре проводится 22 рода судебных экспертиз по 52 экспертным специальностям.

В числе их помимо перечисленных выше: судебно-автороведческие (исследование письменной речи), судебно-фототехнические (исследование фотографических изображений, кинофотоаппаратуры и принадлежностей к ней, а также кинофотоматериалов), судебные видеофонографические (исследование речи, голоса и звуковой среды; условий, средств, материалов и следов магнитных звуке- и видеозаписей), судебные взрывотехнические (исследование взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва; боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва), судебные пожарно-технические (исследование технологических, технических и организационных причин и условий возникновения, характера протекания пожара и его последствий), судебные взрыво-технологические (исследование технических и организационных причин, условий возникновения, характера протекания промышленного взрыва и его последствий), судебные финансово-экономические (исследование финансового состояния и платежеспособности предприятия; исследование расчетных операций, связанных с образованием, распределением и использованием доходов и денежных фондов предприятия; исследование структуры и динамики доходов и расходов предприятия в целях определения в них диспропорций, повлиявших на величину балансовой прибыли и связанных с ней показателей), судебные инженерно-экономические (исследование показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятия; исследование показателей по труду и заработной плате).

Проводимые в системе СЭУ виды экспертных исследований не в полном объеме удовлетворяют потребности следственной и судебной практики.

Поэтому уже в ближайшей перспективе предстоит создать ряд новых родов экспертиз, в которых остро нуждается следственно-судебная практика: судебную экологическую, судебные железнодорожно-техническую, водно-техническую (судотехническую), авиатехническую; в некоторых регионах на базе центральных ЛСЭ — пожарно-техническую, видеофонографическую и другие экспертизы.

Важным условием повышения эффективности экспертной работы, обеспечения высокого качества и минимальных сроков проведения экспертиз является широкое использование компьютерной техники. Эта работа начата и в дальнейшем будет осуществляться по нескольким направлениям.

Характеризуя состояние научно-исследовательской работы в системе СЭУ, необходимо отметить, что ее отличают интеграционный и комплексный подходы, координация усилий больших творческих коллективов при решении сложных научных задач.

Тематика НИР направлена на повышение эффективности судебной экспертизы, разработку теоретических и методологических ее основ, создание методик и совершенствование методов экспертного исследования, в том числе математических методов и автоматизированных систем для решения экспертных задач.

Многие научные разработки Центра, реализованные в методах и методиках, не имеют аналогов в отечественной и мировой практике.

В дальнейшем планируется расширить теоретические и методические разработки по финансово- и инженерно-экономическим, строительно-техническим, товароведческим, технологическим и другим видам экспертиз; актуальных для следственной и судебной практики направлений; начать развитие новых судебно-экологических, одорологических исследований и др.

За последние годы в Центре организовано производство новых классов и родов судебной экспертизы, в частности экономической, строительно-технической, товароведческой (в том числе автооценочной), технической экспертизы бытовой и радиотелевизионной техники.

Определен круг новых перспективных направлений в области взрывотехнологической, пожарно-технической и других видов экспертиз.

Большое внимание уделяется автоматизации экспертного процесса — созданию автоматизированных ИПС для решения типовых экспертных задач, формированию банков данных по отдельным родам экспертиз, созданию АРМ экспертов.

Важным направлением работы Центра является подготовка научных и экспертных кадров. Кадры высшей квалификации для судебно-экспертных учреждений России и стран СНГ готовятся в аспирантуре Центра по очной и заочной форме обучения. Всего за 30 лет существования аспирантуры Центром подготовлено 99 кандидатов юридических наук.

До 1992г. подготовка экспертных кадров системы СЭУ проводилась на 6-месячных заочных курсах при ВНИИСЭ, где ежегодно обучалось 150 — 200 специалистов.

На базе Правовой академии МЮ РФ повышал квалификацию руководящий состав экспертных учреждений.

Поскольку заочная форма обучения экспертов оказалась недостаточно эффективной, планируется перейти к очной форме (в течение 3—4 месяцев) как наиболее оптимальной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике.

Читайте также:  Статья 31. судебный департамент при верховном суде российской федерации

Новые подходы планируется внедрить и в научно-методическую работу с частнопрактикующими экспертами, например, ввести лицензирование экспертной деятельности.

Центр обеспечивает экспертные учреждения МЮ, МВД, МБ, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы. Ежегодно публикация их составляет 250 — 300 уч.-изд. л.

В условиях построения правового демократического государства, выдвижения на первый план прав личности, в том числе права на судебную защиту, перехода к состязательному процессу неизбежно возрастает роль независимой судебной экспертизы как наиболее авторитетного и объективного источника доказательств, как гарантии законности в уголовном и гражданском судопроизводстве, возникает необходимость всемерного укрепления и дальнейшего развития системы судебно-экспертных учреждений МЮ РФ.

Для успешного выполнения этих задач должны быть решены организационно-правовые, материально-финансовые, кадровые проблемы деятельности системы СЭУ.

В частности, предстоит значительно расширить сеть экспертных учреждений, создать лаборатории в каждой области, крае, республике; укрепить штатную численность, материально-техническую базу существующих ЛСЭ, расширить научно-технический профиль их деятельности; ввести очную форму обучения судебных экспертов; добиться принятия закона о судебной экспертизе, проект которого подготовлен при активном участии коллектива Центра, изменения статуса судебно-экспертного учреждения, порядка финансирования, упорядочения оплаты труда судебных экспертов.

Наряду с созданием научно-методической базы по новым родам и видам судебных экспертиз научным коллективом Центра проводится целенаправленная работа по повышению надежности, достоверности и информативности заключений экспертов по всем существующим родам и видам экспертиз.

Государственные судебно-экспертные учреждения Минюста России

В настоящее время система судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции включает в себя Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России (РФЦСЭ), региональные центры (РЦСЭ): 

Северо-Западный, Воронежский, Дальневосточный, Приволжский, Средневолжский, Сибирский, Уральский, Южный, а также центральные лаборатории судебных экспертиз (ЦЛСЭ) и лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ) Минюста России: Алтайская, Архангельская, Башкирская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Дагестанская, Забайкальская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Красноярская, Курская, Мордовская, Московская, Мурманская, Омская, Орловская, Пензенская, Пермская, Приморская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Ставропольская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Чувашская, Якутская, Ярославская. В ряде областных городов, в которых нет ЛСЭ, организованы отделения судебных экспертиз и экспертные группы.

Главным направлением деятельности всех экспертных учреждений Минюста является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты, а также органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

Деятельность судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется на основе процессуального законодательства РФ, ФЗ ГСЭД и в соответствии с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской.

Региональные центры судебных экспертиз выступают, кроме того, в качестве экспертных учреждений для выполнения судебных экспертиз по новым родам и видам, а также редко встречающимся в следственной и судебной практике видам исследований.

В этих случаях они обслуживают весь регион, закрепленный за лабораториями, входящими в зону их деятельности.

РФЦСЭ при Минюсте России является ведущим экспертным учреждением в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции. За годы существования в РФЦСЭ накоплен значительный опыт по организации и проведению научных и экспертных исследований.

В нем осуществляется подготовка кадров высшей квалификации в области судебной экспертизы. Для каждого СЭУ установлена зона обслуживания следственных органов и судов.

Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

В малочисленных СЭУ, имеющих статус отделения или группы, проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы, а также судебные автотехнические и судебно-бухгалтерские экспертизы. Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют до 15 родов и видов экспертиз.

В настоящее время РФЦСЭ проводит первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской области, а также выполняет экспертизы для Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных ЛСЭ отсутствуют соответствующие специалисты. РФЦСЭ выполняет наиболее сложные и повторные экспертизы по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации. Всего в центре проводится 22 рода судебных экспертиз по 53 экспертным специальностям.

В целях обеспечения единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.

2003 утверждены Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

  • Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы.
  • РФЦСЭ осуществляет также:
  • – оценочную деятельность;– выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, дает консультации;– занимается обучением и повышением квалификации специалистов, не являющихся работниками СЭУ Минюста России;– рецензирует заключения, выполняемые в других экспертных учреждениях;– проводит экспертные исследования по поручениям судебных приставов-исполнителей, а также обращениям граждан и юридических лиц;– выполняет по договорам с юридическими и физическими лицами платные несудебные экспертизы;
  • – осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью региональных СЭУ по апробации и внедрению новых научно-исследовательских разработок, автоматизированных систем и программных комплексов для решения экспертных задач, изучает результативность их использования в экспертной практике.

Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также – эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2007 года Федеральным законом от 5 февраля 2007 года № 10-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 409-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

  • Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
  • Судебно-экспертные исследования (далее – исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
  • Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Глава II. Полномочия органов государственной власти российской федерации в области гражданской обороны

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, – медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, – медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация – медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

  1. руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также – руководитель) – директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;
  2. судопроизводство – регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия;
  3. судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (абзац в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 214-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  4. заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;
  5. образцы для сравнительного исследования – объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;
  6. повреждение объекта исследования – изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также – лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (часть в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 214-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

37121371226005637124371253723737127371285073637130507373713250732

Ссылка на основную публикацию