Статья 31. судебный департамент при верховном суде российской федерации

Письма от государственных органов моментально вызывают панику у среднестатистического гражданина РФ. Проблема состоит в невозможности понимания причины отправления до получения, которое автоматически уведомляет вас о том или ином административном или уголовном процессе.

Данный материал расскажет о ситуации, когда пришло заказное письмо от “Судебного департамента при Верховном Суде РФ”. Что это за организация, что в письме и какие действия стоит предпринять?

Что за письмо?

Письмо от Судебного департамента при верховном суде РФ является официальным документом, целью которого является уведомление получателя о его участии в судебных разбирательствах или отчёт о проделанной структурой работе в ходе прошедших заседаний.

Подобную корреспонденцию чаще всего отправляют заказным форматом, которое возможно получить исключительно указанному в графе «Получатель» гражданину с паспортом, или же его законному представителю (ввиду несовершеннолетия первого, нетрудоспособности, по нотариально заверенной доверенности).

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Судебный департамент – государственная организация

Судебный департамент при верховном суде РФ – полномочия

Несмотря на громкое название, указанный департамент не является исполнительным органом власти нашей страны. Простыми словами, данная организация осуществляет логистическую функцию и информирование участников различных процессов по всем вопросам, прописанным в соответствующих законодательных актах.

Краткий перечень полномочий СД выглядит следующим образом:

  1. Организационное обеспечение органов исполнительной власти (в частности, районных и областных) – сюда входит реализация финансовых, материальных и технических аспектов).
  2. Финансовая поддержка мировых судей.
  3. Создание единого информационного пространства в соответствующей сфере.

Возможное содержимое конверта и дальнейшие действия

Естественно, в большинстве случаев получатель считает, что он попал в эту ситуацию по случайному стечению обстоятельств – так как он теоретически не участвует в судебных разбирательствах, на него не подавали жалоб, исков и тому подобное.

Содержимым конверта может стать любой документ, исходя из опыта специализированных форумов чаще всего там находится:

  • Повестка в качестве свидетеля, заявителя и т.д.
  • Уведомление об участии в судебном процессе, указание на дальнейшие действия.
  • Копия решения Верховного суда России по закрытому делу.
  • Информирование о подаче апелляции одной из сторон конфликта.
  • Благодарность, грамота, прочее.

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Письмо от Судебного департамента при верховном суде РФ

Важно – в некоторых случаях под столь пугающей формулировкой может скрываться довольно безобидный ответ на консультацию, обращение в районный суд по некоторым уточнениям в правовом поле. В таком случае, дополнительных действий от вас скорее всего не потребуется, а содержание будет представлять из себя своеобразный отчёт о проделанной работе по запросу.

Рекомендуем наш материал о приходящих письмах от УОДМС и заказных конвертах с  уведомлением о включении в присяжные заседатели.

Если вы хотите узнать подробности, стоит зайти на сайт регионального суда по месту прописки. Там организован поиск по фамилии, который способен ответить на все вопросы.

В случае безрезультатных попыток найти причину поступления письма, стоит обратиться в районное отделение для его скорейшего получения. При себе необходимо иметь паспорт, другой удостоверяющий документ. Заполните полученное ZK-извещение и получите конверт.

Кроме того, получатель может попробовать уточнить причину отправки документации по телефону – для этого на вышеупомянутом сайте районного суда находим телефон для справок, звоним в доступное время работы организации.

Важно – получение письма от Судебного департамента Верховного Суда РФ, как уже было упомянуто ранее, автоматически переводит вас в статус информированного лица. А значит, дальнейшее игнорирование заседаний и необходимых действий может привести к старту административного процесса или возникновению неприятных последствий.

Заключение

В итоге – приходящая корреспонденция от данной структуры в 99% случаев информирует об участии в административном, хозяйственном или уголовном процессе. Игнорировать его не стоит, однако можно узнать немного больше, воспользовавшись открытыми источниками информации ещё до получения повестки, уведомления.

Надеемся, данный материал разъяснил вам, что делать, если пришло письмо от Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации – желаем успехов в дальнейшем разрешении ситуаций.

Судебный департамент ВС РФ обнародовал статистику за 2020 год — Ассоциация Юристов России

26 Апреля 2021

Судебный департамент при Верховном суде РФ обнародовал расширенные данные по работе уголовной и административной юстиции в 2020-м году. В условиях пандемии правосудию пришлось решать новые и сложные задачи. Как это сказалось на приговорах и кто чаще всего попадал на скамью подсудимых — в материале «Известий».

За минувший год в России были осуждены 530 965 человек, при этом почти 150 тыс. были приговорены к лишению свободы, примерно столько же (около 148 тыс. человек) получили условные сроки. Число оправданий снизилось до рекордного для последних лет показателя в 1163 человека.

В 7061 случае судьями было принято решение о назначении принудительных мер медицинского характера за невменяемостью подсудимых.

Чаще всего судьи назначали в качестве реального лишения свободы наказание до одного года колонии включительно (35 463 приговора). К пожизненному заключению приговорены 45 человек.

Пандемия сказалась на интенсивности процессов — вынесено на 11,2% меньше приговоров по уголовным делам. Больше половины всех обвинительных приговоров назначены при рассмотрении дела в особом порядке — более 276 тыс. осужденных.

Стоит пояснить, что при упрощенном порядке в суде не исследуются доказательства, так как подсудимый полностью согласен с предъявленным обвинением. Дела рассматриваются быстрее, подсудимый получает гарантированно меньший срок. Однако при этом часто страдает качество расследования дел.

Ведь, по сути, всё обвинение строится вокруг признания самого обвиняемого.

— В 2020-м при общем снижении общего количества уголовных дел, поступивших в суды, снизилось и количество лиц, привлеченных к ответственности, — прокомментировал «Известиям» статистические данные Александр Иноядов, адвокат, руководитель уголовной практики «BMS Law Firm». — Увеличение количества дел, рассмотренных в особом порядке, связано с тем, что изменения в ст. 314 УПК в части исключения из такого порядка тяжких преступлений вступили в законную силу только с 30.07.2020.

По данным Судебного департамента, по уголовным делам наказание в виде штрафа было назначено на общую сумму примерно 5,2 млрд рублей. Примечательно, что 860 тыс. рублей из этой суммы наложены в порядке статьи 104.4 УК РФ — в этом случае человек освобождается от уголовной ответственности и считается несудимым.

Больше всего штрафов назначалось по таким составам, как кража, мошенничество, незаконное предпринимательство. Лидирующие позиции занимает нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 241.

1 УК РФ), пьяным водителям выписали штрафов более чем на 400 млн рублей. Впереди них только коррупционеры — осужденным за получение взятки насчитали штрафов на сумму свыше 1 млрд рублей.

Почти 230 млн рублей обязали выплатить виновников преступлений, связанных с организацией нелегальной миграции.

86% осужденных в России — мужчины. Больше всего преступников в возрастной группе 30–49 лет (301 тыс. человек). Осужденных иностранцев чуть более 3%, что, очевидно, связано с резким сокращением миграционных потоков. Из тех, кто остался пережидать волну коронавируса в России и угодил под суд, подавляющее большинство — граждане СНГ.

Чаще всего попадают на скамью подсудимых люди со средним специальным (197 тыс. человек) и средним (188 тыс.) образованием. Имеющих лишь начальное образование или вовсе не ходивших в школу оказалось более 103 тыс. человек.

 Выпускники вузов нарушают уголовный закон значительно реже — таких чуть больше 8% процентов от общего числа осужденных.

Подавляющее большинство осужденных в 2020 году не имели постоянного источника дохода (больше 65%), на втором месте представители рабочих специальностей (чуть больше 20%), далее — нетрудоспособные (4%), затем студенты и учащиеся (чуть менее 3%).

Кстати, о молодежи: в минувшем году было осуждено 14 703 подростка, чаще всего речь шла о таких преступлениях как кража, грабеж и незаконный оборот наркотиков. По сравнению с 2019 годом, когда таких осужденных было около 17 тыс., это явный спад.

К административной ответственности в 2020 году привлекались 7 473 008 физических и юридических лиц. Это на четверть больше, чем в 2019-м. В 318 тыс. случаев производство прекращалось без назначения наказания. Сюда входят и ситуации, когда правонарушителю делалось лишь устное замечание.

Были рассмотрены дела в отношении почти 5 млн. физических лиц, свыше миллиона должностных лиц, 53 тыс. индивидуальных предпринимателя и почти 200 тыс. компаний. В большинстве случаев в качестве наказания назначался штраф (67,5% всех дел), общая сумма наложенных взысканий составила свыше 59 млрд.

рублей.

О том, как на практике удавалось преодолевать «пандемические» трудности в судах, «Известиям» рассказали юристы.

Особенно сложно пришлось адвокатам. Некоторые не справились с трудностями и ушли из профессии, рассказывает Владимир Медведев, член московской коллегии адвокатов «Сед Лекс», специалист в области семейного права. Оставшимся пришлось адаптироваться к новой реальности.

Читайте также:  Статья 83. гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации

— Канцелярии судов были перегружены звонками, входящей почтой. Часами и даже днями приходилось сидеть на телефоне или неделями ждать ответ на письменные ходатайства. Некоторые исполнительные листы и судебные акты приходилось подолгу ждать, были случаи и более пяти месяцев, — вспоминает ситуацию марта прошлого года адвокат.

Отдельную сложность представляла организация работы с подзащитными, содержащимися под стражей.

— Всё общение проходило через два стекла, решетку и по телефонной трубке. На судебные заседания подозреваемых и обвиняемых не привозили, не всегда была налажена видеоконференцсвязь, — рассказывает адвокат.

В настоящее время ситуация нормализовалась, но определенные трудности сохраняются. По мнению адвоката, 2020 год открыл глаза на то, как может быть налажена трудовая деятельность, показав не только минусы, но и плюсы в виде экономии личного времени.

Федеральная палата адвокатов ранее сообщала об увеличении числа обращений из-за юридических проблем, связанных с пандемией.

— Несмотря на это, обстановка на рынке юридических услуг мало чем отличается от общей картины, — рассказала «Известиям» член АЮР Татьяна Завьялова. — По всему миру тысячи юристов теряют работу, а компаниям приходится менять стратегию финансово-экономического развития, что зачастую бьет по рядовым сотрудникам в первую очередь.

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Источник: Известия

Судебный департамент при Верховном суде РФ: задачи, полномочия и система органов

На этот департамент возложено организационное обеспечение де­ятельности большинства федеральных судов общей юрисдикции (нередко и мировых судей) и органов судейского сообщества.

Из сферы его деятельности полнос­тью исключены Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, которые в соответствии с ч. 1 ст.

30 Закона о судебной системе сами обеспе­чивают свои организационные потребности с помощью аппаратов судов.

Система органов Судебного департамента при Верховном суде РФ

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входя­щие в его систему. В соответствии со ст. 2 Закона о Судебном департаменте при ВС РФ его система включает:

  1. центральный аппарат Судебного департамента;
  2. управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ;
  3. органы и учреждения Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например:

  • главного управления организационно-­правового обеспечения деятельности судов;
  • главного управления обес­печения деятельности военных судов;
  • главного финансово-экономи­ческого управления;
  • управления государственной службы и кадрово­го обеспечения;
  • контрольно-ревизионного управления;
  • управления де­лами и др.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, на­значаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета су­дей РФ.

На него возложена ответственность за надлежащую организа­цию выполнения возложенных на Судебный департамент и его орга­ны функций по организационному обеспечению деятельности судов.

Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их дея­тельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитываться перед Всероссийским съездом судей.

Местные органы Судебного департамента — управления (отде­лы) — обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.

Задачи Судебного департамента при Верховном суде РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Судебном департаменте при ВС РФ его задачами являются:

  1. организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (т.е. федеральных судов), органов судейского сообщества;
  2. финансирование мировых судей;
  3. формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Полномочия Судебного департамента при Верховном суде РФ

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного депар­тамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами. В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять:

  1. организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  2. управление органами и учреждениями Судебного департамента;
  3. разработку по вопросам своего ведения проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
  4. разработку и представление в Правительство РФ предложений о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;
  5. изучение организации деятельности судов и разработку предложении о ее совершенствовании;
  6. внесение в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
  7. определение потребности  судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  8. обеспечение отбора и профессиональной подготовки работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  9. разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  10. перераспределение образовавшихся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
  11. ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  12. ведение судебной статистики, организацию делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  13. рассмотрение жалоб и заявлений граждан в пределах своей компетенции;
  14. принятие мер по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организацию проведения научных исследований в области судебной деятельности и финансирование их;
  15. организацию строительства зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  16. организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществление мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществление работы по систематизации законодательства; ведение банка нормативных правовых актов РФ, а также общеправового рубрикатора законодательства;
  17. принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  18. организацию материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем; организацию медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;
  19. установление и развитие связей с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
  20. взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  21. финансирование возмещения издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
  22. осуществление редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;
  23. осуществление иных мер по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Права Су­дебного департамента и его местных органов:

  1. запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  2. контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  3. привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  4. вносить в Верховный Суд и Правительство  предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Читайте также:  Статья 2. основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

О судебном департаменте при верховном суде российской федерации. судебный департамент при верховном суде рф: задачи, полномочия и система органов су­дебного департамента и его местных органов

Законом о судебной системе (ст. 31), Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», гл. 5 Закона о судах общей юрисдикции предусмотрено создание и деятельность Судебного департамента и его территориальных органов.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган.

В его задачи входит организационное обеспечение деятельности верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со своей компетенцией Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент призван, не вмешиваясь в осуществление правосудия, способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента – Генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей РФ. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные знания в соответствии с федеральным законом.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

В структуру Судебного департамента (его центрального аппарата) входит Коллегия Судебного департамента, возглавляемая Генеральным директором. В Коллегию входят заместители Генерального директора, а также другие работники Судебного департамента. Члены Коллегии, за исключением входящих в его состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ.

Основными задачами Коллегии определены обсуждение и выработка решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментом и его учреждениями и др.

В Судебном департаменте образованы главные управления, управления и отделы по основным направлениям деятельности (например, главные управления организационно-правового обеспечения деятельности судов и обеспечения деятельности военных судов, главное финансово- экономическое управление, управление государственной службы и кадрового обеспечения, управление социальной защиты судей и государственных служащих, управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, отдел учебных и образовательных учреждений и другие подразделения). Кроме того, действует Научноконсультативный совет Судебного департамента.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему территориальных органов Судебного департамента, которые также имеют свою структуру.

Например, в управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Свердловской области созданы и действуют организационный отдел, отдел материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и эксплуатации зданий и помещений судов, отдел кадров, централизованная бухгалтерия и другие подразделения.

В задачи управления входит организационное обеспечение деятельности районных судов общей юрисдикции, военных гарнизонных судов, а также финансирование мировых судей, расположенных па территории Свердловской области.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ возглавляются соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем областного и приравненного к ним суда и советом судей субъекта РФ.

  • Начальник управления (отдела) осуществляет руководящую деятельность в соответствии с направлениями деятельности Судебного департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на возглавляемое им управление (отдел).
  • Финансирование судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента осуществляется за счет федерального бюджета (указывается в нем отдельной строкой).
  • Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.
  • В деятельности Судебного департамента по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное, которые и составляют его компетенцию.
  • В сфере кадрового обеспечения деятельности судов Департамент определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда с учетом мнений председателей областных и приравненных к ним судов, военных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический персональный учет судей и работников аппаратов судов.
  • В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; организует делопроизводство и работу архивов судов; ведет судебную статистику; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.
  • В сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов Судебный департамент разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий и помещений судов.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, органами и учреждениями Департамента на местах; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов, аппаратов Департамента и его территориальных органов. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

Функционирование областных и приравненных к ним судов организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем подразделений его территориальных органов.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Вместе с тем, например, администратор районного суда является одновременно работником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ и числится в его штатном расписании.

Администратор суда:

  • – принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  • – взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • – принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • – обеспечивает судей и работников аппарата суда текстами нормативных правовых актов, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • – осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;
  • – организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива суда;
  • – организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время;
  • – обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
  • – организует строительство здания, а также ремонт и техническое оснащение здания и помещений суда;
  • – разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;
  • – осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  3. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации
  4. Документ с изменениями, внесенными:
Читайте также:  Глава iii. реабилитация и абилитация инвалидов

(Российская газета, N 219, 30.10.2003);

Правовой статус и структура Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

Правовые основы независимости самостоятельности судебной власти предусмотрены гл. 7 Конституции РФ, которая устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120).

Одной из основополагающих гарантий независимости и самостоятельности судебной власти является принцип финансирования судов только из федерального бюджета.

В связи с этим Конституция РФ предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Согласно статье 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 12.03.2014 № 29-ФЗ):

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Функцию финансового, материально-технического, кадрового и иного организационного обеспечения федеральных судов и выполняет Судебный департамент.

Так, Закон о судах общей юрисдикции устанавливает, что организационное обеспечение деятельности верховных судов республик краевых, областных судов, судов городов федерального значении суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 37).

При этом данным Законом установлено, что организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).

Таким образом, на Судебный департамент возложено организационное обеспечение всех федеральных судов, кроме Верховного Суда РФ.

Тем же Законом определяется роль Судебного департамента в финансировании судов общей юрисдикции: «Финансовое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации» (ч. 3 ст. 6).

Другим видом обеспечения федеральных судов общей юрисдикции является материально-техническое обеспечение их деятельности.

Законом о судах общей юрисдикции определено, что материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие (ч. 1 ст. 7).

Материально-техническое обеспечение деятельности всех федеральных судов общей юрисдикции кроме Верховного Суда РФ осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 7 указанного Закона).

Аналогичные нормы относительно роли Судебного департамента содержатся в других федеральных конституционных и федеральных законах, имеющих ключевое значение для определения структуры судебной системы РФ, выстраивания ее архитектуры, установления правового статуса составляющих ее частей. Так, Законом о судебной системе установлено, что Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы (ст. 31).

Законом о военных судах предусмотрено, что финансирование и обеспечение военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом (ч. 1 ст. 32). Согласно положениям ч.

2 указанной статьи на Судебный департамент также возложена обязанность финансирования фактических затрат на обеспечение военных судов средствами связи, служебными помещениями, а также на хранение архивов, осуществляемое соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1, 2 ст. 31).

Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ не при Минюсте России сделало актуальным вопрос о том, к какому виду государственной власти должен относиться этот новый федеральный государственный орган.

Вопрос принадлежности Судебного департамента к одной из трех ветвей государственной власти не нашел своего разрешения в Законе о Судебном департаменте.

В этом Законе определено, что Судебный департамент является федеральным государственным органом (п. 1 ст. 1).

Такое легальное определение Судебного департамента как федерального государственного органа не дает возможности отнести его ни к исполнительной, ни к судебной власти. Отчасти это объясняется теми условиями, в которых принималось решение о создании Судебного департамента. Так, постановлением Совета судей РФ от 18 октября 1995 г.

«О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» такая мера, как создание нового органа государственной власти с передачей ему штатов Минюста России и финансированием из федерального бюджета рассматривалась как безотлагательная мера, призванная нормализовать вопросы кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судов. Уже 28 марта 1996 г. Совет судей РФ принимает новое постановление «О Судебном департаменте», в котором говорит о срочной необходимости создания такого органа, а также о недопустимости попыток «структур исполнительной власти сохранить свое влияние на правосудие и воспрепятствовать становлению независимой судебной власти в России».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самой целью создания Судебного департамента, в том виде, в котором она была сформулирована инициаторами его создания — судейским сообществом России, его нахождение среди федеральных органов исполнительной власти не только не предусматривалось, но определялось как недопустимое.

В современной литературе, посвященной вопросам применения Закона о Судебном департаменте, существуют диаметрально противоположные взгляды на правовую природу статуса этот государственного органа. Одни исследователи полагают, что Судебный департамент не относится ни к судебной, ни к исполнительной ветвям власти[3].

Другие относят Судебный департамент к судебной ветви власти, но при этом, оговаривая его особый статус как «исполнительного органа судебной ветви власти»[4].

В действительности трудно предположить, каким образом доктрина современного российского права смогла бы заменить прямое указание в законе в том случае, когда речь идет об отнесении федерального органа власти к определенной власти.

Примером такого государственного органа власти, деятельность которого, как и деятельность Судебного департамента, имеет первостепенное значение в обеспечении функционирования властных полномочий государства, может служить Счетная палата РФ.

Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г.

№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), В приводимой формулировке так же, как и в определении Судебного департамента как федерального государственного органа, отсутствуют признаки, позволяющие отнести Счетную палату как орган власти к одной из ветвей государственной власти. Представляется оправданным считать, что «Счетная палата не входит ни в одну из ветвей власти, причисляется к органам государственной власти особой компетенции. Наличие органом особой компетенции определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью воздействия на нее с помощью таких институтов, которые не вписываются в рамки законодательной, исполнительной и судебной власти»[5].

Аналогично может быть сформулирован и правовой статус Судебного департамента как «органа государственной власти особой компетенции». Такой статус, исключающий возможность и необходимость отнесения Судебного департамента к какой бы то ни было ветви власти, представляется адекватным принципу независимости судебной власти, декларированному ст. 120 Конституции РФ.

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации

Система Судебного департамента включает собственно Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ. В структуру Судебного департамента как центрального федерального органа государственной власти входят главные управления, управления, а также самостоятельные отделы.

Руководство Судебным департаментом осуществляет Генеральный директор Судебного департамента (ст. 8 Закона о Судебном департаменте). Он назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ согласия Совета судей РФ (п. 1 ст. 7 Закона о Судебном департаменте).

Руководство структурными подразделениями Судебного департамента (главными управлениями, управлениями, отделами) осуществляют начальники этих подразделений, которые подчиняются курирующим их заместителям Генерального директора Судебного департамента.

Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора (Судебного департамента (ст. 9 вышеназванного Закона).

Ссылка на основную публикацию