Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

11 октября 2011 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Данный Закон конкретизирует порядок регистрации религиозных объединений, увеличивает число учредителей при регистрации религиозного объединения, устанавливает требования к наименованию религиозного объединения, предъявляемые при регистрации религиозного объединения, ограничивает деятельность религиозных объединений, а также содержит иные нормы регламентирующие деятельность религиозных объединений.

  • Каков же порядок регистрации религиозных объединений?
  • Регистрация религиозного объединения производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также иными нормативными правовыми актами.
  • Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам создание и дальнейшая государственная регистрация религиозного объединения производится в следующем порядке:
  • 1. проведение учредительного собрания граждан-инициаторов религиозного объединения, на котором принимаются следующие решения:
  • — о создании религиозного объединения;
  • — об утверждении устава религиозного объединения;
  • — об избрании органов управления религиозным объединением и установлении сроков полномочий органов управления с учетом требований законодательства о религиозных объединениях, о некоммерческих организациях и устава религиозного объединения;
  • 2. сбор и составление документов, необходимых для государственной регистрации религиозного объединения:
  • 1) устав (положение), принятое на учредительном съезде (конференции, собрании);
  • 2) протокол собрания (конференции, съезда, курултая), принявшего устав (положение), пронумерованный, прошнурованный, заверенный подписью уполномоченного лица;
  • 3) список граждан-инициаторов, создавших религиозное объединение на электронном и бумажном носителе, с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца, года рождения; места жительства, домашнего и служебного телефонов; личной подписи;
  • 4) список членов руководящего органа религиозного объединения электронном и бумажном носителе с указанием фамилии, имени, отчества, выборной должности, года рождения, места жительства, домашнего и служебного телефонов;
  • 5) документ, подтверждающий место нахождения;
  • 6) квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств;
  • 7) печатные религиозные материалы, раскрывающие историю возникновения и основы вероучения и содержащие сведения о соответствующей ему религиозной деятельности.
  • Статус религиозного объединения
  • Религиозные объединения могут создаваться со статусом: местные, региональные и республиканские.
  • Местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пятидесяти граждан Республики Казахстан, действующее в пределах одной области, города республиканского значения и столицы.
  • Региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее пятисот граждан Республики Казахстан, являющихся участниками (членами) двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее двухсот пятидесяти граждан Республики Казахстан от каждого из них, которые представляют не менее двух областей, городов республиканского значения и столицу.
  • Региональные религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в пределах территории деятельности данных местных религиозных объединений.
  • Республиканским религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пяти тысяч граждан Республики Казахстан, представляющих все области, города республиканского значения и столицу, численностью не менее трехсот граждан Республики Казахстан в каждом из них, а также имеющее свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на всей территории Республики Казахстан.

Особенностью регионального религиозного объединения является порядок его создания.

Законодательством установлено, что создание регионального религиозного объединения возможно только после создания двух и более местных религиозных объединений, тогда как для создания республиканского религиозного объединения регистрация создание ряда местных и/или региональных религиозных объединений не требуется.

Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» установлено право региональных и республиканских религиозных объединений создавать духовные образовательные учреждения. Данная норма предполагает, отсутствие права создания духовых образовательных учреждений местными религиозными объединениями.

Порядок проведения религиозных обрядов

В статье 7 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»   религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся (совершаются) в культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, жилищах, объектах общественного питания в случае необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц. В иных случаях религиозные мероприятия осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  1. Также введен запрет на проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:
  2. 1) государственных органов, организаций;
  3. 2) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц;
  4. 3) организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования.
  5. Создание духовных (религиозных) организаций образования
  6. Духовная (религиозная) организация образования может быть зарегистрирована в форме учреждения.
  7. Государственная регистрация духовной (религиозной) организации образования производится в соответствии с Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», с учетом особенностей предусмотренных законодательством об образовании и о религиозной деятельности и религиозных объединениях.

В соответствии с п. 3 статьи 13 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» республиканские религиозные объединения и региональные религиозные объединения в соответствии со своими уставами вправе создавать в форме учреждений духовные (религиозные) организации образования, реализующие профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей.

Инструкцией по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан №112 от 12.04.

2007 года предусмотрено, что уставы (положения) духовных учебных заведений, мечетей, монастырей и иных религиозных объединений, основанных религиозными управлениями (центрами), утверждаются этими религиозными управлениями (центрами).

Для регистрации представляется решение уполномоченного органа религиозного управления (центра) об их создании.

  • Лицензирование духовной образовательной деятельности
  • В соответствии с Законом РК «Об образовании» под духовной (религиозной) организацией образования понимается учебное заведение, реализующее профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей.
  • Духовная образовательная деятельность подлежит лицензированию.
  • Для получения лицензии на осуществление духовной образовательной деятельности необходимо:
  • 1) наличие штатных преподавателей, имеющих высшее духовное образование по профилю подготовки и соответствующих требованиям, предъявляемым религиозными объединениями;
  • 2) наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения — в количестве не менее 50 единиц изданий на одного обучающегося;
  • 3) наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления необходимой для организации образовательного процесса учебно-материальной базы, соответствующей требованиям санитарных правил и норм;
  • 4) наличие медицинского обслуживания обучающихся;
  • 5) наличие объекта питания для обучающихся;
  • 6) наличие ходатайства соответствующего религиозного управления (центра) с обоснованием целесообразности функционирования данного учреждения религиозного образования и копии свидетельства о регистрации религиозной конфессии на территории Республики Казахстан;
  • 7) наличие образовательных программ (учебных планов) по профилю подготовки, утвержденных руководством религиозной конфессии;
  • 8) наличие заключения Агентства Республики Казахстан по делам религий на заявленные религиозные образовательные программы.
  • Кроме того в соответствии с Законом Республики Казахстан «О лицензировании» предусмотрена необходимость получения лицензии для осуществления деятельности, связанной с направлением за границу для обучения в духовных учебных заведениях.
  • В соответствии с принятым 11 октября 2011 года Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» возникают следующие обязанности юридических лиц, деятельность которых так или иначе связана с религиозной деятельностью:
  • — религиозные объединения обязаны внести изменения и дополнения в учредительные документы, тем самым привести их в соответствие с требованиями Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие статус религиозного объединения в течение одного года со дня вступления в силу Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
  • — юридические лица, занимающиеся удовлетворением религиозных интересов и потребностей в иной организационно-правовой форме, кроме как религиозное объединение, обязаны внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение одного года со дня вступления в силу Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
  • По истечении указанного срока юридические лица, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с требованиями Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», ликвидируются в судебном порядке по обращению органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных объединений.
  • Таким образом, в соответствии с принятием нового закона, регулирующего деятельность религиозных объединений, для осуществления регистрации религиозного объединения необходимо наличие определенного количества граждан-инициаторов (в зависимости от статуса религиозного объединения), а также положительного заключения религиоведческой экспертизы.
  • В случае, если религиозное объединение зарегистрировано до принятия вышеуказанного Закона, необходимо привести в соответствие учредительные документы в соответствии с Законом и в связи с этим пройти процедуру внесения изменений и дополнений в соответствии с Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
  • Юридическая Компания «ZAN»
  • Подготовлено старшим юристом
  • Астамбаевой Гульзифой
Читайте также:  Глава 25 АПК РФ. Рассмотрение дел об административных правонарушениях (действующая редакция)

Ваш комментарий

Порядок государственной регистрации некоммерческой организации

В число основных задач, решаемых Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, входит осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

          В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.

2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области наделено полномочиями по принятию решения о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

          Полномочия по государственной регистрации некоммерческих организаций реализуются Управлением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», законами об отдельных формах и видах некоммерческих организаций, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами.

  •           Согласно статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
  •           Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
  •           Минюст России и его территориальные органы наделены полномочиями по принятию решения о государственной регистрации в отношении следующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций:
  • общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • общественные движения;
  • ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами;
  • нотариальные палаты.

          Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации.

          При этом необходимо отметить, что политические партии и религиозные организации могут быть созданы только путем учреждения, в то время как остальные некоммерческие организации могут быть созданы также и путем реорганизации. Решение о создании некоммерческой организации в результате учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

          Пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении его деятельности.

          При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» допускает создание и осуществление деятельности общественных объединений без государственной регистрации, но в таком случае общественное объединение не приобретает статуса юридического лица.

          Таким образом, создаваемые гражданами общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобретать права юридического лица либо действовать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

          Порядок предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, и включает в себя следующие административные процедуры:

  • прием документов от заявителя;
  • рассмотрение представленных документов;
  • принятие решения по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов (заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов в двух экземплярах; устав в трех экземплярах и протокол (решение) в двух экземплярах);
  • выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию некоммерческой организации.
  1.           В процессе исполнения государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций Управлением проводится правовая экспертиза представленных для государственной регистрации документов на соответствие их требованиям Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
  2.           По результатам рассмотрения документов принимается решение либо о государственной регистрации некоммерческой организации либо об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций.
  3.           Решение о государственной регистрации некоммерческой организации, принятое территориальным органом Минюста России, является основанием для внесения налоговым органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  4.           В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если:
  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  • необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
  • выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
  • установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

          При этом отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

          В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию юридического лица при создании уплачивается государственная пошлина – 4 000 рублей.

          На основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций возможно в электронной форме и обеспечено на Едином портале государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru.

          Необходимо учитывать, что государственная пошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.

33 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

          ЯКОВ МАКСИМЕНКО, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ-ЭКСПЕРТ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО

Читайте также:  Статья 22. финансирование целевых программ

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 11 (205) дата выхода от 20.11.2019.

Регистрация религиозных организаций. Разъяснения юридической службы Московской Патриархии / Официальные документы / Патриархия.ru

26 июля 2011 г. 11:05

В юридическую службу Московской Патриархии поступают многочисленные обращения из епархий по проблемам, связанным с наименованием религиозных организаций.

Руководитель юридической службы инокиня Ксения (Чернега) на страницах «Журнала Московской Патриархии» (№7, июль 2011 г.

) дает разъяснения по вопросам регистрации религиозных организаций, заключения ими гражданско-правовых договоров и включения наименования религиозной организации в платежные документы.

Полное наименование религиозных организаций

Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.

Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о

  • организационно-правовой форме (религиозной организации);
  • характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
  • вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).

П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством.

Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом.

Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.

К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.

2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.

Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст.

54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом.

Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.

В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст.

8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации».

Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.

Сокращенное наименование религиозной организации

Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав.

Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора.

Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-2738. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов.

Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы.

Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует.

В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной

Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.

Порядок регистрации отдельных видов юридических лиц

  • О специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц смотрите статью 10 Федерального закона №129-ФЗ.
  • В соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2002 года №31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» Правительство Российской Федерации приняло Постановление №442.
  • Постановление №442 установило, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы:
  • осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов), религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством (часть 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства №442),
  • осуществляют взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц,
  • утверждают решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов), религиозных организаций (пункт 5 Положения, утвержденного Постановлением №442),
  • выдает зарегистрированным торгово-промышленным палатам, общественным объединениям (в том числе политическим партиям и профсоюзам), религиозным организациям свидетельство о государственной регистрации с подтверждением факта внесения записи в ЕГРЮЛ.

Правительство Российской Федерации (Постановление №442) утвердило «Положение о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц».

  1. Данное Положение определяет необходимые процедуры взаимодействия федерального органа юстиции — Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов (далее — территориальные органы юстиции) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, — Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и управлениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации (далее — территориальные регистрирующие органы) по вопросам государственной регистрации юридических лиц (создание, реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы, внесение изменений в сведения о юридическом лице без внесения изменений в учредительные документы), специальный порядок и сроки регистрации которых установлены федеральными законами.
  2. Примечание:
  3. Законодатель установил специальный порядок и сроки государственной регистрации юридических лиц следующими федеральными законами:
  • Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях»;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Читайте также:  Статья 24.7. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Взаимодействие уполномоченного регистрирующего органа и территориальных регистрирующих органов с федеральным органом юстиции и его территориальными органами осуществляется при государственной регистрации юридических лиц следующих организационно — правовых форм:

  • торгово-промышленные палаты,
  • политические партии,
  • общественные организации,
  • общественные движения,
  • общественные фонды,
  • общественные учреждения
  • органы общественной самодеятельности,
  • религиозные организации.

Внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.

  • Федеральный орган юстиции или его территориальный орган в установленные Федеральным законом №129-ФЗ сроки рассматривает представленные документы и принимает решение о государственной регистрации юридических лиц либо об отказе в государственной регистрации.
  • Федеральный либо территориальный орган юстиции после принятия решения о государственной регистрации юридического лица представляет в территориальный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17, 21 Федерального закона №129-ФЗ, для внесения записи в ЕГРЮЛ с сопроводительным письмом.
  • Документы, используемые при государственной регистрации рассматриваемых организаций, оформляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации, по формам, утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
  • Примечание.
  • О порядке оформления документов, используемых при государственной регистрации рассматриваемых организаций — смотрите Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 года №68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации».
  • Территориальный регистрирующий орган (территориальное подразделение налогового органа России):
  • при представлении необходимых для государственной регистрации юридического лица документов, выдает федеральному или территориальному органу юстиции уведомление о получении документов с приложением описи;
  • в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов из федерального или территориального органа юстиции, принявшего решение о государственной регистрации юридического лица, вносит в государственный реестр соответствующую запись;
  • не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю с сопроводительным письмом по специальной форме;
  • после внесения записи в государственный реестр направляет в инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения юридического лица один экземпляр регистрационного дела для постановки на учет в налоговом органе.

При изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, заявитель обращается в орган Министерства юстиции Российской Федерации, принявший решение о государственной регистрации юридического лица, который направляет в территориальный регистрирующий налоговый орган Российской Федерации документы, содержащие изменения сведений о юридическом лице, для внесения в ЕГРЮЛ.

  1. Взаимодействие территориального регистрирующего органа с федеральным органом юстиции и территориальными органами юстиции при государственной регистрации реорганизации юридических лиц осуществляется в общеустановленном порядке.
  2. Взаимодействие территориального регистрирующего органа с федеральным органом юстиции и территориальными органами юстиции при государственной регистрации ликвидации юридических лиц осуществляется с учетом сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Представление (направление) документов, предусмотренных Положением, утвержденным Постановлением №442, федеральным органом юстиции и его территориальными органами в территориальные регистрирующие органы и обратно осуществляется в общеустановленном порядке. В случае необходимости, федеральный орган юстиции и его территориальные органы обеспечивают представление (получение) документов курьерской связью.

Сведения и документы, необходимые для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, могут быть представлены в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливается уполномоченным регистрирующим органом.

  • Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • О правилах предоставления документов в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации Министерство юстиции Российской Федерации Приказом от 25 марта 2003 года №68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» утвердило:
  • «Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий» ,
  • «Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами».

Примечание.

Во исполнение Постановления №439 Министерство юстиции Российской Федерации утвердило формы документов, применяемые при государственной регистрации торгово-промышленной палаты и общественного объединения (в том числе политической партии, профсоюза и национально-культурной автономии), а также религиозной организации в качестве юридического лица (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2002 года №199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица»).

Примечание.

Перечень документов, представляемых в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, утвержден Постановлением №442.

о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий «Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий », утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 года №68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации»:

  • регулируют порядок рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации;
  • устанавливают перечень сведений и требования по заполнению документов, предоставляемых для государственной регистрации;
  • регламентируют порядок подготовки документов к государственной регистрации общественного объединения;
  • регламентируют порядок принятия Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о государственной регистрации общественного объединения;
  • разъясняют некоторые особенности рассмотрения заявлений и принятия решения государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений;
  • разъясняют особенности рассмотрения заявлений и принятия решения государственной регистрации политических партий;
  • разъясняют особенности рассмотрения заявлений и принятия решения государственной регистрации профсоюзов;
  • разъясняют особенности рассмотрения заявлений и принятия решения государственной регистрации национально-культурных автономий;
  • регулируют порядок рассмотрения заявлений и принятия решения государственной регистрации торгово-промышленных палат;
  • регулируют порядок рассмотрения заявлений и принятие решения о выдаче дубликатов утраченных документов;
  • определяют порядок оформления и хранения в Министерстве юстиции Российской Федерации и его территориальных органах документов и материалов о государственной регистрации.

о государственной регистрации религиозных организаций «Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами», утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 года №68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации»:

  • регулируют порядок предоставления документов для государственной регистрации религиозных объединений;
  • регулируют порядок рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций;
  • определяют порядок отмены акта о государственной регистрации религиозных организаций;
  • регулируют порядок рассмотрения заявлений о выдаче дубликатов документов;
  • определяют порядок оформления и хранения материалов о государственной регистрации религиозных организаций;
  • регламентируют порядок подготовки документов к государственной регистрации общественного объединения.
Ссылка на основную публикацию