Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

Главная / Обзоры / Административное расследование: как это происходит? Виды, сроки, результат.

В административное делопроизводство априори заложено противоречие, заключающееся в приоритете сжатых сроков, определённых законом для его осуществления, над набором процессуальных действий, установленных в качестве инструментов для установления полноценной и доказательно обоснованной картины правонарушения.

Можно сказать, что налицо классический конфликт между юридической теорией и жизненной практикой.

Срок в один месяц, установленный в общем случае законом для проведения административного расследования, может быть легко исчерпан, например проведением технической экспертизы при ДТП.

Как же тогда быть с другими, будь они необходимы, процессуальными действиями? Или, скажем, с формальностями, связанными с делопроизводством, как с таковым.

Ограниченная многообразность видов процессуальных действий

КоАП посвящает целую главу (№ 26) предмету доказывания и видам доказательств. Это является синонимом и тем методам, при помощи которых это осуществляется.

Краеугольным камнем процессуальных действий в процессе расследования остаётся получение объяснений.

Они могут приниматься как в устной, так и в письменной форме, как от лица, по отношению к которому осуществляется производство, так и от потерпевшей стороны, равно, как и от свидетелей.

Общий порядок этих действий, оформление и применимость в качестве доказательства описаны в статье 26.3 Кодекса.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

Для других, более специализированных видов действий, КоАП отводит по целой отдельной статье:

  • в случае необходимости использования специализированной компетенции в каких-либо областях знаний может проводиться экспертиза (статья 26.4);
  • в случае необходимости использования для экспертизы или сравнения, может быть осуществлён отбор проб и образцов (статья 26.5);
  • фиксация вещественных доказательств, в том числе с применением фотосъемки, с помощью других способов вещественного сохранения следов правонарушения определена в статье 26.6, и как отдельный вид вещественных доказательств — приобщение документов и показаний технических средств. Причём термины последних видов доказательств трактуются максимально широко (статья 26.7, 26.8);
  • поручения и запросы с установленным сроком исполнения в 5 дней (статья 26.9);
  • получение необходимой для дела информации путём т.н. истребования сведений, с максимально сжатым сроком реагирования на такое требовании в течение 3 дней (статья 26.10)

Из изложенного выше видно, что перечень процессуальных действий при расследовании широк, но всё же конечен. Этим в правовое поле заложена ещё одна коллизия, связанная с приобщением к делу доказательств, полученных отличными от прямо перечисленных Кодексом видами действий. Попросту говоря, их допустимость может быть оспорена по формальному признаку несоответствия.

Сроки в расследовании административных дел

Как уже упомянуто выше, общеустановленный срок для проведения административного расследования не может превысить 1 месяц, начало отсчёта — момент возбуждения дела.

Исключением из этого правила, т.е. допустимым при наличии особых обстоятельств увеличением срока административного расследования, КоАП определяет ещё один месяц для всех случаев административного производства.

Полномочия для этого предоставляются руководителю органа, ведущего данное дело. Более длительным, до полугода, может быть продление дел, связанных с нарушениями таможенного законодательства, правил дорожного движения и законодательства в области азартных игр.

Об этом полномочны принимать решения руководители ведомств, вышестоящих над учреждением, ведущим расследование.

Продление срока оформляется совершенно аналогично инициативе о начале административного расследования — вынесением определения, с аналогичными же реквизитами документа. И таким же образом осуществляется информирование всех заинтересованных фигурантов дела. Все формальности, связанные с увеличением срока указаны в составе статьи 28.7 Кодекса.

И что в итоге

Цель расследования — установление фактов. Факты могут, как подтверждать вину, так и внести сомнения в её наличии, а то и вовсе — опровергнуть. Факты, кроме того, могут указать на смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Вся совокупность таких собранных доказательств в административном расследовании порождает один из двух, образно говоря, вердиктов, прописанных в пункте 6 той же статье (28.7) КоАП. При наличии виновности дело кончится составлением протокола об административном правонарушении.

В обратном же случае будет вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Как говорится, третьего не дано.

Правовая работа при производстве административного расследования

  • Административное расследование – это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.
  • Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.
  • Административное расследование может проводится лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях – назначаемой комиссией.

Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру. Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводится.

  1. Административное расследование обязательно назначается и проводится:
  2. в случае причинения материального ущерба;
  3. при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству, утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных;
  4. для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
  5. при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств с целью выявления причин обнаружения нарушений и виновных в этом лиц;
  6. по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
  7. при наличии пережога горючего;
  8. при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
  9. при утрате денежного аттестата;
  10. при утрате бланков строгого учета;
  11. при утрате воинской частью контрольной книжки;
  12. в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
  13. при утрате архивных дел и описей;
  14. при утрате или порче военнослужащими удостоверения личности ;
  15. по каждому случаю возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;
  • по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления), по рапорту начальника медицинской службы;
  • в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
  • при несчастных случаях с гражданским персоналом и другими лицами (не военнослужащими) в воинских частях Вооруженных Сил РФ;
  • в случае происшествия;
  • в других случаях, предусматриваемых законодательством.
  • Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:
  • установления виновных должностных лиц и размера ущерба причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
  • выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.

В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:

рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;

объяснения должностных лиц, свидетелей и т. п.

  1. справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов;
  2. в случае причинения ущерба здоровью – медицинское заключение о характере и степени повреждений;
  3. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  4. заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и некоторые другие.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование, Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается.

Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части.

В запросе кратко сообщается о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которого требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.

При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка.

Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным.

Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

  • В ходе расследования выяснению подлежат следующие вопросы:
  • действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;
  • где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
  • наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
  • каковы последствия проступка;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
  • причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
  • При административном расследовании не проводятся:
  • обыски;
  • выемки;
  • допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Административное расследование завершается составлением заключения офицера, его проводившего, о всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

В водной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.

В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследованного проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом , с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействиями) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

Читайте также:  Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия

В резолютивной части должно быть изложено: кто конкретно и чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению.

  1. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.
  2. В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности преступления командир воинской части (орган дознания) сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
  3. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется военному прокурору.
  4. Заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику).
  5. По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного воздействия).
  6. РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ,

Административное расследование — проблемы применения

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на установление соответствия их деятельности (например, производимых и реализуемых товаров) обязательным требованиям (п.6 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

В соответствии с частью3 статьи1 Федерального закона N294-ФЗ, его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются.

В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать только требованиям КоАП нормы Федерального закона от 26.12.2008г.

N294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в данном случае применению не подлежат.

После вступления в законную силу 31 марта 2010 года Федерального закона №380-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административное расследование возможно проводить не только после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей , но и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Составы административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены статьями 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.14, 8.2, частью 2 ст. 8.42, частью 2 ст. 14.4. В дополнение к этому, с 31 марта текущего года должностные лица Роспотребнадзора вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в области охраны здоровья по фактам сокрытия лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями (статья6.1 КоАП). При производстве по делам о таких правонарушениях также предусмотрена возможность проведения административного расследования.

В соответствии со ст. 28.

7 КоАП РФ административное расследование проводится после выявления административного правонарушения, в случае, если для производства по делу необходимо проведение экспертизы, иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, например, с:

— получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст.26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно

— назначением экспертизы (ст.26.4 КоАП)

— отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст.26.5 КоАП)

— необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст.26.8 КоАП)

— направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст.26.9 КоАП)

— истребованием сведений (ст.26.10 КоАП).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий.

Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования

Такое решение принимается должностными лицами, перечисленными в ст.28.3 КоАП РФ в виде определения. Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования является исчерпывающим.

Такое решение принимается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании ч.2 и ч.3 ст.22.3 и ч.4 ст.28.3 и приказа Роспотребнадзора от 01.06.2005 N421 Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей и т.п.

  • Отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом №294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Основаниями для проведения должностными лицами Роспотребнадзора проверок, в соответствии с частью3 статьи9, частью2 статьи10 Федерального закона N294-ФЗ, являются:
  • 1) ежегодные планы проверок
  • 2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
  • 3) поступление обращений (заявлений), информации о фактах возникновения угрозы причинения либо о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде
  • 4) обращения потребителей, права которых нарушены
  • 5) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В то же время, исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен частью 1 ст.24.5 КоАП, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. 1) отсутствие события административного правонарушения
  2. 2) отсутствие состава административного правонарушения
  3. 3) действия лица в состоянии крайней необходимости
  4. 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания
  5. 5) отмена закона, установившего административную ответственность
  6. 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности
  7. 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела
  8. 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из вышеперечисленного, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). В таких случаях уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, при этом достаточность таких данных должна быть установлена самим должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Читайте также:  Глава V. Настоящий федеральный закон и международные договоры российской федерации

В случае если в ходе уже начатого административного расследования возникает необходимость установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, к действиям должностных лиц, в производстве которых находится данное дело, нормы Федерального закона N294-ФЗ не применяются.

Например, в ходе административного расследования в отношении продавца по факту продажи несоответствующей установленным требованиям продукции, в отношении изготовителя и (или) поставщика данной продукции также допускается осуществление процессуальных действий (например, по истребованию сведений, объяснений, отбору образцов продукции), при этом организовывать в отношении них проверки в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, не требуется.

В соответствии с частью3 ст.28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии двух факторов, а именно:

1. хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью1 статьи28.1 КоАП, которыми являются:

  • а) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
  • б) поступившие из государственных правоохранительных и иных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
  • в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

2. достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Очевидно, что критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, относится только к случаю, когда поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение такого правонарушения.

В случае получения иных поводов для возбуждения дела, а именно при поступлении соответствующих материалов, сообщений, заявлений, дело может быть возбуждено даже при отсутствии в поступивших материалах, сообщении, заявлении достаточных данных о событии правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3-6.7, 6.14, или 8.

2 КоАП РФ, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то, кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное правонарушение, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, пртокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, может означать получение уполномоченным должностным лицом информации о возникновении события административного правонарушения, признаки которого определенны отдельной нормой КоАП, устанавливающей административную ответственность за совершение такого правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями6.3-6.7, 6.14 или 8.

2 КоАП, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное нарушение*, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

  1. Необходимость в указанных целях проводить проверку в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, КоАП не устанавливает.
  2. Таким образом, основанием для проведения административного расследования являются сведения о факте совершения административного правонарушения, которые должны не только подтверждать факт наличия события административного правонарушения, Нои соответствовать критерию достаточности данных о событии такого правонарушения.
  3. Порядок вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования.

Определение о возбуждении дела и проведении административного выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Сведения в соответствии с ч.3 ст.28.7 в упомянутом определении указываются обязательно отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение.

  • При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:
  • 1) разъяснить права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, лицам, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении, о чем в определении делается соответствующая запись
  • 2) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.
  • Место проведения административного расследования, его сроки.
  • Административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления.
  • Срок административного расследования:

1) не может превышать календарного месяца (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего после того, как вынесено соответствующее определение дня

2) в исключительных случаях может быть продлен на срок не более одного календарного месяца. При этом нужно учесть, что:

а) срок может быть продлен только по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении

Особенности назначения и проведения административного расследования при обнаружении материального ущерба, причиненного военнослужащими

(Трофимов Е. Н.)

  • («Закон и армия», 2004, N 11)
  • ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО
  • РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА,
  • ПРИЧИНЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н. — подполковник юстиции, помощник начальника Екатеринбургского артиллерийского института по правовой работе — старший преподаватель.

Под имуществом воинской части (учреждения) понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью (учреждением) (ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»).

Под материальным ущербом понимается реальный ущерб, т. е.

утрата или повреждение имущества воинской части (учреждения), расходы, которые воинская часть (учреждение) произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. При решении вопроса о привлечении военнослужащих к материальной ответственности большое значение имеет четкое определение понятия «реальный ущерб».

Так, отходы жизнедеятельности воинской части, в том числе продовольственные отходы, сами по себе не представляют какой-либо ценности и в соответствии с действующими нормативными правовыми документами не подлежат учету как материальные средства.

Следовательно, их передача (продажа) военнослужащим (воинским должностным лицом) кому бы то ни было либо использование их в личных целях не попадает под понятие «реальный ущерб» и не может служить основанием для привлечения военнослужащего (воинского должностного лица) к материальной ответственности.

Также такой факт не образует состава преступления. Отходы — это то, что может быть вывезено на свалку.

Но если передача (продажа) отходов третьим лицам происходит на основании законно заключенного договора, а в последующем полученные в результате сдачи (продажи) отходов денежные либо материальные средства похищаются либо присваиваются военнослужащим, это не что иное, как причинение реального ущерба. Отсюда и все вытекающие последствия: привлечение военнослужащего к материальной ответственности, а при наличии в его деянии состава преступления — и к уголовной ответственности.

При обнаружении материального ущерба командир (начальник) воинской части (учреждения) обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру части (учреждения), а в необходимых случаях — назначаемой комиссии.

Каких-либо ограничений в этом отношении не существует, за исключением соблюдения общего правила: его нельзя поручать офицерам, являющимся подчиненными того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицерам, которые лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.

Например, нельзя поручать проведение административного расследования командиру батареи (роты) по фактам недостачи имущества в батарее (роте).

Административное расследование проводится путем опроса очевидцев, виновных, других лиц, которым может быть что-либо известно об обстоятельствах расследуемого факта, собирания необходимых документов (рапортов, объяснений, актов проверок, характеристик, справок-расчетов и т. д.). В случае отсутствия возможности приобщения к материалам административного расследования оригиналов документов делаются выписки из документов и копии, которые установленным порядком заверяются.

Офицер, назначенный для проведения административного расследования, совершает все необходимые действия по указанию и от имени командира части (учреждения), поэтому должностные лица не должны чинить препятствия проведению им расследования. По требованию офицера, проводящего расследование, должностные лица обязаны предоставить любую информацию (документы), имеющую отношение к расследуемому событию.

Особенностью административного расследования по фактам причинения материального ущерба является то, что в ходе его проведения обязательно должно быть установлено:

Во-первых, в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка?

Читайте также:  Глава VIII. Государственная регистрация смерти

Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части (учреждения), исходя из цен, действующих в данной местности. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям (учреждениям), определяются уполномоченными на то государственными органами.

Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

Материальный ущерб может заключаться в полной утрате имущества в результате хищения или утраты, а также в приведении его в такое состояние, когда его применение по прямому назначению невозможно. Таким образом, исходя из положения ст.

6 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», в первом случае денежным выражением реального ущерба является стоимость имущества в целом.

Во втором случае денежным выражением реального ущерба может являться как стоимость имущества в целом (в случае невозможности восстановления первоначальных качеств имущества в результате ремонта или иных восстановительных мер), так и фактические затраты, необходимые для приведения имущества в исходное состояние путем ремонта или замены отдельных его частей.

Необходимо учесть, что, если имущество в соответствии с экспертным заключением не подлежит восстановлению, но фактически имеется в наличии, при определении размера реального ущерба от его полной стоимости следует вычесть остаточную стоимость (стоимость лома, стоимость драгоценных металлов, содержащихся в изделии, стоимость утиля, а в случае возможности реализации имущества — полученные в результате реализации доходы). В случае если в результате ремонта или иных восстановительных мер имущество будет пригодно для дальнейшей эксплуатации и применения, но его качество частично будет утрачено (имущество досрочно будет переведено в другую категорию), то размер реального ущерба должен соответствовать проценту утраты качеств имущества в денежном выражении.

  1. Размер ущерба, причиненный умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий, определяется фактическими затратами на лечение пострадавших военнослужащих на основании справок-расчетов, выдаваемых этими лечебными учреждениями.
  2. Размер ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности (полной или ограниченной).
  3. Во-вторых, при проведении расследования по фактам причинения материального ущерба должно быть установлено, какими конкретно неправомерными действиями военнослужащего причинен материальный ущерб.

При установлении этих обстоятельств следует указать, какие статьи (пункты) какого нормативного правового акта (закона, постановления Правительства РФ, приказа МО РФ, инструкции, правил и т. д.) были нарушены военнослужащим и какова причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) военнослужащего и наступившими последствиями.

При оценке неправомерности действий (бездействия) военнослужащего, повлекших причинение материального ущерба, необходимо учитывать, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Что понимается под исполнением обязанностей военной службы, дано в п. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и в статье 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.

Не допускается привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

В-третьих, при проведении расследования необходимо установить: умышленно или по неосторожности военнослужащего причинен материальный ущерб.

Установление указанного обстоятельства является определяющим при применении вида материальной ответственности, ограниченной или полной, и ее размера. Офицеру, проводящему расследование, необходимо учитывать, что материальная ответственность бывает ограниченная и полная.

  • Ограниченная материальная ответственность военнослужащих
  • За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью (учреждением) штрафов за простой контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышения объектов выполнения работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  • Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
  • Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части (учреждения), либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, в связи с вышеуказанными обстоятельствами, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.
  • Полная материальная ответственность военнослужащих
  • Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
  • — военнослужащим, которым имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • — действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • — в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • — умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях, здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
  • — военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
  • В-четвертых, должна быть установлена степень вины каждого военнослужащего в случаях причинения материального ущерба по вине нескольких лиц.

При определении степени вины военнослужащих, причинивших материальный ущерб, важно определить роль каждого из них в причинении ущерба. При обнаружении утраты имущества на складе части (учреждения) необходимо точно установить, чьи действия (бездействие) привели к утрате имущества и какова степень их вины.

Так, халатное исполнение обязанностей начальником службы полка (учреждения), выразившееся в отсутствии контроля за наличием и состоянием имущества в подразделениях и на складе, а также за условиями его хранения и сбережения способствует возникновению условий для хищения, повреждения, порчи, незаконного расходования и иных неправомерных действий со стороны лиц, имеющих доступ к данному имуществу, но напрямую не может причинить ущерб. Следовательно, указанное влечет привлечение начальника службы к материальной ответственности в размере не более одного оклада месячного денежного содержания и одной надбавки за выслугу лет. Утрата имущества должностным лицом (начальником склада), которому имущество было передано под отчет для хранения, влечет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба.

Таким образом, в рассматриваемом случае, если размер ущерба значителен и превышает суммарные оклады месячного денежного содержания и месячные надбавки за выслугу лет начальника службы и начальника склада, следует привлечь к материальной ответственности в размере одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет начальника службы по приказу командира (начальника), а в размере оставшейся части причиненного ущерба — начальника склада путем подачи искового заявления в суд.

В-пятых, необходимо также установить обстоятельства, способствовавшие причинению ущерба. Это необходимо для того, чтобы устранить обстоятельства, которые могут повлечь причинение ущерба в последующем.

В-шестых, при проведении расследования необходимо установить наличие или отсутствие в действиях (бездействии) виновных в причинении ущерба состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, необходимо в соответствии со ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса вынести решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

В любом из указанных случаев военный прокурор гарнизона уведомляется о принятом решении в течение 3 суток с момента установления признаков состава преступления.

После установления всех обстоятельств по факту причинения материального ущерба составляется заключение по материалам административного расследования. Такое заключение составляется в общем порядке, каких-либо особенностей в его составлении не имеется.

——————————————————————

Ссылка на основную публикацию