Статья 1. судейское сообщество в российской федерации

Уже достаточно долгое время проблема грамотного устройства государственной власти, равно как и ее органов является актуальной.

И многие специалисты в данной области сходятся во мнении, что нужно любыми методами избегать концентрации власти в руках одного человека. Иначе злоупотребление и произвол будут лишь вопросом времени.

Данный принцип используется и в России, где различные составляющие аппарата управления государством разграничены.

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Органы судейского сообщества являются одним из инструментов регулирования правовых взаимоотношений в стране. Существование данной ветви власти является обязательным, поскольку полноценное государство не сможет существовать без грамотного правосудия.

Органы судейского сообщества

Этот термин используется для описания структурированных объединений судей, которые являются непосредственными носителями власти. При этом их нельзя охарактеризовать, как профессиональные союзы или добровольные объединения граждан.

Членство в такой структуре определяется не свободным решением, а судейскими полномочиями, и происходит это, соответственно, автоматически.

В свою очередь, данный факт означает, что, за редким исключением, как только конкретный гражданин, занимавший должность судьи, уходит в отставку, он исключается из сообщества.

В состав подобной структуры входят все судьи независимо от вида специализации и уровня. Членство сохраняется в том случае, если уход или удаления в отставку были почетными.

Стоит отметить, что использование подобной системы участия делает судейское сообщество по своему уникальной структурой.

Принцип выборности и ключевые задачи

Основанием для реализации данного принципа и выбора руководителей органов сообщества служит законодательство России. Ключевые лица принимают все решения, соблюдая условия гласности и в точности следуя принципам невмешательства в судебную систему, равно как и независимости самих судей.

Если обратиться к федеральному законодательству, то можно выделить следующие цели, которые органы судейского сообщества должны использовать в качестве ориентира:

  • защита законных интересов и прав судей;
  • содействие в деле совершенствования судопроизводства и судейской системы в целом;
  • обеспечение необходимых условий и контроля для выполнения судьями тех требований, которые предъявляет к ним Кодекс этики;

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

В качестве вспомогательных задач, для которых должны использоваться полномочия органов судейского сообщества, можно определить защиту судей, решение кадровых вопросов и обеспечение государственного финансирования данной ветви власти. Как можно заметить, работа в данной области находится на уровне, достойном уважения, и качество управления ключевыми процессами продолжает расти.

Что из себя представляет сама структура

Естественно, для того чтобы понятие органов судейского сообщества раскрыло все грани своего актуального и местами сложного функционирования необходимо изучить составляющие данной структуры. Итак, речь идет о следующих элементах:

  • ВККС РФ;
  • Всероссийский съезд судей (он же главный орган сообщества);
  • Совет судей;
  • Советы судей субъектов Федерации.
  • к этому списку необходимо также причислить Высшую экзаменационную комиссию, которая необходима для приема квалификационного экзамена у всех, кто претендует на должность судьи.

При этом стоит отметить, что данный перечень не является исчерпывающим. Если проанализировать реальную деятельность сообщества, то некоторые суды РФ (Высший арбитражный, Конституционный и др.) сформировали дополнительные советы, целью которых является решение текущих вопросов, касающихся независимой судебной власти.

Совет судей РФ

Данный орган сообщества стоит рассмотреть отдельно, поскольку он занимается выполнением ряда важных задач. Формируется совет съездом судей, а его деятельность четко регулируется законодательством.

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Этот элемент сообщества необходим для выполнения следующий функций:

  • внимательное и грамотное изучение работы различных органов сообщества и последующее обобщение подобного опыта, равно как и его распространение;
  • выбор конкретных кандидатов в состав Высшей квалификационной коллегии (это происходит в промежутках между съездами);
  • официальное одобрение конкретного кандидата, который претендует на такую должность, как генеральный директор Судебного департамента (такой же уровень участия сохраняется и при его снятии с данной позиции);
  • заслушивание отчетов директора, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению судебной ветви как необходимыми ресурсами, так и кадрами.

Совет судей РФ может быть причастным и к выполнению других полномочий, которые имеют к нему отношение, в рамках действующего законодательства. Это может быть, например, разработка федерального бюджета в той его части, которая касается финансирования судебной системы.

Есть еще одна важная миссия, закрепленная за советом. Речь идет о согласии или запрете на снижение количества средств бюджета, выделяемых для финансирования судов более чем на 5 %.

Что касается советов судей субъектов Федерации, то они необходимы для рассмотрения тех ситуаций и задач, которые имеют непосредственное отношение к вопросу компетенции. Их деятельность также касается организации конференций и выбора судей, входящих в состав квалификационных коллегий.

Созыв данного совета происходит не менее двух раз в течение года.

Что надо знать о квалификационных коллегиях

Прежде всего стоит отметить, что данный орган был включен в сообщество судей относительно недавно. Ключевой задачей в этом случае является решение и рассмотрение всех вопросов, находящихся в рамках компетенции данного органа.

Органы судейского сообщества в РФ: понятие, виды, задачи и порядок образования

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» регулирует вопросы функционирования судейского сообщества в РФ.

Судейское сообщество в РФ (далее — судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

  1. Всероссийский съезд судей;
  2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
  3. Совет судей Российской Федерации;
  4. советы судей субъектов Российской Федерации;
  5. общие собрания судей судов;
  6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
  8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Таким образом, можно выделить следующие виды органов судейского сообщества:

  • съезд судей;
  • конференции судей;
  • советы судей;
  • общие собрания судей судов;
  • квалификационные коллегии судей;
  • экзаменационные комиссии.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основные задачи органов судейского сообщества:

  1. содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  2. защита прав и законных интересов судей;
  3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Читайте также:  Статья 17. обеспечение инвалидов жильем

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

(более подробно см. Закон об органах судейского сообщества в РФ)

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Судейское сообщество в Российской Федерации и его органы

Организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы Федеральным законом от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

  • Органы судейского сообщества как выразители интересов судей – носители судебной власти – важнейший институт обеспечения их независимости.
  • Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.
  • Органы судейского сообщества включают:
  • – Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • – собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;
  • – съезды судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами избираемые ими советы судей;

– Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей. Органы судейского сообщества:

– обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

– проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

  1. – рассматривают актуальные проблемы работы су' дов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;
  2. – представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  3. – избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

  • Создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей ВС РФ, судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также ВАС РФ и других арбитражных судов.
  • Квалификационные коллегии судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании этих судов, квалификационные коллегии судов общей юрисдикции в субъектах Федерации избираются на съездах указанных судов, квалификационные коллегии арбитражных судов – на съездах судей соответствующих судов, военных судов – на съездах судей этих судов.
  • После образования Судебного департамента при ВС РФ в его полномочия входит создание необходимых условий для работы органов судейского сообщества и согласования ряда принимаемых им решений с данными органами.
  1. Органы внутренних дел Российской Федерации: общая характеристика, правовое
  2. Регулирование деятельности, полномочия.
  3. Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.
  4. ОВД образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:
  5. – ОВД субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;
  6. – ОВД городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;
  7. – линейные управления и ОВД на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;
  8. – ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;
  9. – территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

– образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел.

В своей деятельности ОВД руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

ОВД – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:

– административной, связанной с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;

– оперативно-розыскной, т. е. деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.

  • Важные направления деятельности ОВД связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.
  • ОВД обеспечивают государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
  • МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
  • Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.
  • В структуру центрального аппарата МВД России входят: Служба криминальной милиции; Служба милиции общественной безопасности; Служба тыла; Федеральная миграционная служба МВД России; Главное управление кадров; Главное организационно-инспекторское управление; Главное правовое управление; Главное управление собственной безопасности; Управление делами; Управление информации, региональных и общественных связей; Контрольно-ревизионное управление; Управление международного сотрудничества; Управление мобилизационной подготовки; Следственный комитет при МВД России; Главное командование внутренних войск.
Читайте также:  Статья 6. законодательные гарантии прав ребенка в российской федерации

Органы судейского сообщества в Российской Федерации: принципы организации и деятельности

Кузнецов, А. В. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: принципы организации и деятельности / А. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46282/ (дата обращения: 22.07.2021).



  • Статья приглашает к обсуждению принципов, которые должны служить эффективности органов судейского сообщества в качестве особого института по обеспечению судейского статуса — на базе аналогии с деятельностью по осуществлению правосудия.
  • Ключевые слова: правосудие, судебная власть, независимость судей, судейское сообщество, судоустройство
  • the article invites you to discuss the principles that should serve efficiency Judiciary Bodies the Russian Federation as a special institution for the provision of judicial status — on the basis of analogy with the activities for the administration of justice.
  • Key words: justice, judicial branch, Independence of judges, Judicial community, Judicial system
  • Принципы органов судейского сообщества есть основные начала их организации и деятельности, определяющие содержание правового регулирования их порядка формирования, численности, состава, порядка работы и взаимодействия с судейским «начальством» и органами иных ветвей власти.

Е. В. Бурдина предлагает классифицировать принципы на два вида: общие, то есть действующие в отношении всех органов судейского сообщества, и специальные, сфера действия которых распространяется лишь на отдельные органы сообщества [1, с. 167].

Часть называемых и рассмотренных данным автором принципов отражена в Федеральном законе об органах судейского сообщества [2]: общие принципы — коллегиальность, гласность, соблюдение независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, специальные — выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.

Авторскими принципами, предлагаемыми Е. В.

Бурдиной и не нашедшими своего места в федеральном законе, являются принципы независимости, системности построения, языка производства, взаимодействия с органами государственной власти, некоммерческими организациями, общественными объединениями, а также принципы участия представителей гражданского общества.

Кроме принципов, называемых в юридической литературе и в федеральном законе об органах судейского сообщества, предлагаем дополнить их следующими принципами организации и деятельности органов судейского сообщества.

Принцип недопустимости создания «чрезвычайных» органов судейского сообщества, к полномочиям которых относятся осуществление процедуры отбора кандидатов на судейские должности и прекращение полномочий судей.

Европейский Суд по правам человека сформулировал своё понимание понятия суда в контексте пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции 1950 года.

Согласно позиции Европейского Суда, заслуживает названия суда орган, ели он даже не будучи государственным, отвечает «ряду требований: независимость по отношению как к исполнительной власти, так и к сторонам в процессе, продолжительностью мандата члена суда, гарантии судебной процедуры» [3, с. 89].

Например, в решении по делу «Галина Питкевич против России» от 8 февраля 2001 года Европейский Суда по правам человека признал судом в смысле п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции Высшую квалификационную коллегию судей РФ и региональную квалификационную коллегию судей.

  1. Соответственно, на эти органы не только распространяется обязанность строго соблюдения требований, предъявляемых Конвенцией к справедливому судебному разбирательству, но и в полной мере должен действовать установленный Конституцией РФ [4] запрет на создание чрезвычайных судов.
  2. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ [5] было предусмотрено, что в целях формирования первоначального состава Верховного Суда РФ создается Специальная квалификационная коллегия, а прием квалификационного экзамена на должность судьи осуществляет Специальная экзаменационная комиссия (в самом названии этих органов отражен их специальный (чрезвычайный) характер).
  3. Анализ положений Федерального закона от 5 февраля 2014 года № 16-ФЗ [6] показывает, что полномочия названных органов и процедуры отбора идентичны полномочиям соответствующих квалификационных коллегий судей РФ, а процедуры соответствуют базовым параметрам, установленным Законом о статусе судей.

Таким образом, создание данных органов было осуществлено лишь с целью персональной смены лиц, осуществляющих отбор судей и фактически прекращающих полномочия судей, действующих на тот момент Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ. Считаем создание подобных органов противоречащим Конституции РФ и потому недопустимым в дальнейшем, что должно быть закреплено на уровне основополагающих принципов.

Принцип запрета участия руководителей судов в работе постояннодействующих органов судейского сообщества.

Анализ персонального состава Высшей квалификационной коллегии судей РФ (2016–2020 гг.

) показывает, что среди её членов: четырнадцать судей (из восемнадцати) с являются председателями судов уровня не ниже областного и равного им; трое судей являются председателями судебных составов Верховного суда РФ; трое представителей общественности занимают административные должности в образовательных организациях (первого проректора, деканов); четверо представителей общественности являются заведующими кафедрами.

Подобные тенденции распространили свою силу и на Совет судей РФ, подавляющее большинство которого составляют председатели судов, их заместители и председатели судебных составов. В Президиуме Совета судей РФ, который состоит из семнадцати судей, работают одиннадцать председателей судов, один заместитель председателя суда, двое судей Верховного Суда РФ.

Ввиду отсутствия в Законе об органах судейского сообщества запрета руководителям судов быть членами региональных советов судей (в отличии от квалификационных коллегий) председатели судов составляют большинство и в них.

Например, в Нижегородской области при численности Совета судей в одиннадцать членов председателями и заместителями председателей судов являются пятеро судей, судьями Нижегородского областного суда — двое, Арбитражного суда Нижегородской области — трое.

Читайте также:  Глава vi. организация наличного денежного обращения

Позволим заметить, что арбитражные суды, как правило, представлены рядовыми судьями.

Из приведенного анализа видно, что власть в ключевых органах судейского сообщества имеет судейское «начальство». В квалификационных коллегиях к ней присоединяется образовательная бюрократия.

Считаем необходимым не только возвращение содержащегося ранее запрета председателям судов и их заместителям входить в состав квалификационных коллегий судей, но и установление полной невозможности участия руководителей судов в работе советов судей и квалификационных коллегий судей всех уровней, в том числе после прекращения их полномочий в качестве руководителей судов.

Также видится необходимым установления ограничения для руководящих работников образовательных организаций (ректоров, проректоров, деканов факультетов) быть представителями общественности в органах судейского сообщества, а также лиц, которые уже являются члена общественных консультативных и совещательных органов при органах государственной власти и местного самоуправления.

Считаем, что для членов органа судейского сообщества, который выполняет функцию «суда для судей», необходимо применение одной из моделей несменяемости.

Учитывая их выборность, оптимальной моделью представляется установление определенного срока пребывания в органе судейского сообщества, осуществляющем функции по прекращению полномочий судьи, без права повторного избрания и запретом на последующее назначение председателем суда.

Следующий предлагаемый принцип — это принцип соразмерности полномочий председателей судов и коллектива судей соответствующих судов. Данный принцип позволит создать некую систему «сдержек и противовесов» между председателями и коллективом судей, работающих в данном суде.

Председатели судов должны лишиться возможности злоупотребления своими полномочиями в вопросах организации деятельности суда, в распределении премий между судьями, в инициировании процедуры привлечения судей к дисциплинарной ответственности, рекомендации этого председателя на следующий срок полномочий и возбуждении процедуры его отставки.

Необходимо наделить общие собрания существенными полномочиями, чтобы у каждого судьи соответствующего суда отпадала необходимость «служить» судебному «начальству».

Полагаем, что закрепление в отечественном законодательстве, реализация на практике предлагаемых принципов организации и деятельности органов судейского сообщества будет способствовать укреплению независимости и самостоятельности судебной власти в России, даст возможность рядовым судьям вершить справедливое правосудие.

Литература:

  1. Бурдина Е. В. Правовая природа, организация и деятельность органов судейского сообщества в судебной системе России: дис. … д-ра юр. наук. Рос. гос. университет правосудия. М., 2016.
  2. Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 11. ст. 1022; 2011. № 49. ст. 7066; 2013. № 27. ст. 3477. 2014. № 11. ст. 1094; 2015. № 14. ст. 2009.
  3. Туманов В. А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. — М., 2001.
  4. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. ст. 548.
  6. Федеральный закон от 5 февраля 2014 года № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. ст. 567.

Основные термины (генерируются автоматически): судейское сообщество, орган, председатель судов, Верховный Суд РФ, судья, Конституция РФ, представитель общественности, суд, Высшая квалификационная коллегия, Европейская Конвенция.

Органы судейского сообщества РФ

Содержание

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . . 5
1.1.Судейское сообщество  как орган выражения интересов судей . . . . . . . . . 5
1.2. Основные задачи  органов судейского  сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества . 10
Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Всероссийский съезд судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2. Совет судей Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Конференции судей  в субъектах Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . 22
2.4. Советы судей в  субъектах Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.5. Высшая квалификационная  коллегия судей в субъектах  Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Введение.

Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность.

Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

  • Объемы судебной деятельности за последние годы имеют тенденцию 
    к постепенному увеличению, поэтому 
    можно говорить о том, что в сфере судебной власти ежегодно задействовано в среднем около семнадцати миллионов граждан (не считая судей, заседателей, работников аппаратов судов, адвокатов, прокуроров и других профессиональных участников судопроизводства).
  • Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.
  • Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.
  • Органы судейского сообщества по своей юридической 
    природе должны служить прежде всего интересам правосудия, призваны аккумулировать имеющийся опыт при отправлении правосудия для выработки и принятия законных и обоснованных решений.

Таким образом, судебная власть как одна из ветвей единой государственной 
власти представляет собой систему  отношений по реализации судами возложенных на них функций государства, важнейшей из которых является правосудие, т.е.

осуществляемая судами деятельность по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им процессуального порядка.

Целью данной курсовой работы является определение основных направлений деятельности органов судейского сообщества.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие 
задачи:

  • дать определение понятию «судейское сообщество», перечислить органы судейского сообщества и их задачи,
  • охарактеризовать законодательство об органах судейского сообщества в Российской Федерации, а также рассмотреть принципы организации деятельности органов судейского сообщества.
  1. Объектом исследования является судебная власть и её органы.
  2. Предметом исследования является судейское сообщество в РФ.
  3. Методологическую основу исследования составляют описательный, формально – юридический, логический, сравнительно – правовой и системный методы.

Теоретическую основу исследования составляют труды известных отечественных 
ученых, прямо или косвенно относящиеся 
к изучаемой теме и создающие 
необходимые методологические предпосылки для дальнейшего ее исследования. Это работы: Б.Г. Яшманова, С.В. Подкопаева, И.И. Клеандрова, С.П. Ефимичева, В.И. Анишиной, Г.Т. Ермошина, М.А. Краснова, Е.Б. Абросимовой, Д.А. Липицкого и других.

Ссылка на основную публикацию