Статья 1. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

Адвокат Антонов А.П.

Лица, в отношении которых ведется производство по уголовному делу, понимают угрозу неблагоприятных последствий в отношении них и по возможности стараются этого избежать.

И если одни способы: возмещение ущерба, активное содействие следствию, заключение досудебного соглашения о сотрудничестве являются социально-полезными и действительно влекут существенное уменьшение наказания, то другие способы — попытка скрыться за границей, препятствовать расследованию уголовного дела, также влекут свои последствия, в частности, применение меры пресечения.

Хотя необходимо помнить, что заключение под стражу или другие меры являются превентивными и не могут рассматриваться как наказание, они являются своеобразной реакцией на нежелательное поведение лица.

Но даже такой меры пресечения, как заключение под стражу, иногда оказывается недостаточно, особенно по сложным делам, охватывающим разветвленные преступные организации, так как некоторые их участники могут оставаться на свободе и препятствовать расследованию уголовного дела: уничтожать доказательства, угрожать свидетелям и т.д. В этом случае более эффективным оказывается применение мер государственной защиты.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, как следует из одноименного Федерального закона — осуществление предусмотренных мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества , а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами. К мерам защиты относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. Могут быть применены и любые другие меры, не нарушающие закон, например, инсценировка смерти лица, особенно по делам о покушении на убийство. В этом случае потерпевшего не только перестают преследовать, но и можно собрать доказательства, связанные с тем, кто именно “заказал” убийство.

Меры защиты могут применяться в отношении всех участников уголовного процесса, даже к подсудимому, если имеются основания полагать, что другие соучастники преступления  будут угрожать ему или иным образом оказывать на него давление. Так и было по одному из уголовных дел, рассмотренных судом в Псковской области. К., В.

и другие лица обвинялись в сбыте наркотических средств в особо крупном размере организованной группой., причем К. был несовершеннолетним.

На этапе предварительного расследования уголовного дела в отношении него было выделено уголовное дело, однако стали поступать угрозы от других участников организованной группы, поэтому следователем было принято решение о выдаче индивидуальных средств защиты и изменении места жительства.

При передаче дела в суд применение мер безопасности было прекращено, и угрозы возобновились. К. вновь обратился к судье с заявлением о применении мер государственной защиты в связи с поступлением угроз физической расправы, сопровождающихся требованием изменения показаний в пользу подсудимого В. Суд направил заявление К.

начальнику УМВД России по Псковской области для проведения проверки в соответствии со ст.18 Закона № 119-ФЗ. По результатам проверки сотрудники УМВД сообщили суду о наличии реальной угрозы безопасности подсудимого.

Судья вынес постановление в отношении подсудимого К. о применении меры безопасности. Согласно уведомлению УМВД России по Псковской области, в отношении К. избраны следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения, временное помещение в безопасное место.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Защита участников уголовного судопроизводства в РФ

Самым значительным достижением в сфере защиты участников уголовного процесса стало принятие 20 апреля 1995 г. Федерального закона «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов», в котором в наибольшей степени учтены основополагающие международные принципы и стандарты в этой области.

  • В частности, в данном нормативном акте впервые дано понятие государственной защиты, её виды, а также круг лиц, на которых она распространяется.
  • Закон также определял круг органов, на которые возложено применение вышеуказанных мер безопасности.
  • Данный правовой акт имеет большую значимость и потому, что в нём впервые названы отвечающие международным принципам и стандартам права защищаемых лиц, среди которых можно выделить:
  • · право знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности;
  • · право просить о применении или неприменении в отношении их конкретных мер безопасности;

· право обжаловать незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности (ст.17).

  1. В рассматриваемом нормативном акте учтён ряд правовых принципов и стандартов, выработанных международным сообществом в этой области.
  2. 20 августа 2004 года был принят Федеральный закон N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который вступил в силу с 1 января 2005 г.
  3. Данный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
  • Федеральный закон заложил основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
  • Согласно закону, государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства – это осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной защиты указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
  • Государственная защита осуществления на следующих принципах:
  • 1. принцип законности;
  • 2. принцип уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • 3. принцип взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц;
  • 4. принцип контроля (прокурорский надзор и ведомственный контроль);

5. принцип сочетания гласных и негласных методов государственной защиты.

  1. Законом определяется круг лиц, подлежащих государственной защите:
  2. 1) потерпевший;
  3. 2) свидетель;
  4. 3) частный обвинитель;
  5. 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
  • 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
  • 6) гражданский истец, гражданский ответчик;
  • 7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя
  • 8)близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных участников уголовного судопроизводства.

Исходя из важности информации, которой располагает защищаемое лицо, выделяют следующие его категории: защищаемое лицо, важное и особо важное защищаемое лицо. При этом обоснованно делается вывод о том, что ценность информации, имеющейся у защищаемого лица, влияет на выбор той или иной меры безопасности, достаточность одной конкретной меры или их совокупности.

Данный правовой акт закрепил меры безопасности, применяемые в целях осуществления государственной защиты.

Так, в целях защиты жизни и здоровья лиц, оказывающих содействие уголовному судопроизводству, с учётом их волеизъявления и конкретных обстоятельств, могут применяться следующие меры безопасности:

Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

  1. 1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
  2. 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  3. 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  4. 4) переселение на другое место жительства;
  5. 5) замена документов;
  6. 6) изменение внешности;
  7. 7) изменение места работы (службы) или учебы;
  8. 8) временное помещение в безопасное место;

При реализации мер, направленных на обеспечение конфиденциальности личности защищаемого лица, следует учитывать его должностное положение.

Не стоит афишировать по месту работы свидетелей и потерпевших случаи приглашения их к следователю.

В определённых случаях целесообразно совмещать их вызов со служебными делами, обеспечивать охраной и транспортом для прибытия в следственные органы и обратно.

В обязательном порядке тому или иному участнику процесса даются рекомендации, каким образом следует вести себя в случае оказания в отношении его давления.

Пи этом сообщается необходимая информация о способах оповещения правоохранительных органов при наличии угрозы его жизни, здоровью, имуществу, предоставляются соответствующие адреса, телефоны, а также фамилии сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовному делу.

Читайте также:  Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

В информационно-справочных фондах должны быть временно изъяты все сведения о защищаемых лицах. Эти сведения хранятся непосредственно у руководителей указанных организаций.

При поступлении письменных или устных запросов от юридических и физических лиц об адресах, телефонах и другой информации, касающейся защищаемых лиц, справки из информационно-справочных фондов не выдаются.

О каждом поступившем запросе работники указанных организаций должны незамедлительно проинформировать следователя и действовать по его указанию.

В паспортно-визовой службе также по требованию следователя из общей картотеки может быть временно изъято заявление защищаемого лица по форме № 1 на получение паспорта. Хранение указанных заявлений и выдача по ним информации производится в вышеуказанном порядке.

Статья 141 УПК, регламентирующая оформление протокола следственного действия, предусматривает фиксацию в процессуальном документе фамилии, имени и отчества каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях и его адрес.

В связи с этим при наличии опасения противоправного воздействия на участника процесса не следует указывать в протоколах допроса сведения о его местожительстве (адрес, номер домашнего телефона). Также нецелесообразно отмечать в процессуальном документе сведения о месте работы или учёбы защищаемого лица.

На это обстоятельство указывает и правоприменительная практика.

В целях обеспечения безопасности участника процесса, допустимо предъявление для опознания вне визуального наблюдения опознаваемым опознающего.

Субъекту уголовно-процессуальных отношений может быть предложено наблюдать предъявляемых лиц либо через ширму, либо из затемнённой части помещения, где проводится опознание, либо из смежной комнаты при открытой двери.

Рядом с опознающим рекомендуется размещаться следователю и двум понятым, а с опознаваемым – оперативному работнику или помощнику следователя, статистам, а также ещё одной паре понятых. Все участники данного следственного действия размещаются таким образом, чтобы исключить визуальное наблюдение опознаваемым опознающего.

Если имеется техническая возможность, то в исключительных случаях допускается предъявление ля опознания лица с помощью видеотехники. При этом опознающий может находиться в другом кабинете или здании и наблюдать за происходящим по телевизору. Правоприменительной практике уже известны подобные случаи проведения данного следственного действия по делам организованной преступности.

  • Наряду с общими мерами законом устанавливаются специальные меры безопасности, применяемые в отношениивоеннослужащих и лиц, содержащихся под стражей.
  • В целях обеспечения безопасности военнослужащего могут применяться также:
  • · командирование защищаемого лица в другую воинскую часть, другое военное учреждение;
  • · перевод защищаемого лица на новое место военной службы;
  • · командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение.

В интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья обвиняемого (подозреваемого), содействующего уголовному судопроизводству, следователь должен решить вопрос о целесообразности его пребывания в следственном изоляторе.

Если тяжесть преступления или иные обстоятельства не позволяют изменить меру пресечения, лицо, производящее дознание, обязано предпринять ряд мероприятий, направленных на защиту этого участника процесса.

К таким мерам относят:

  1. · направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;
  2. · перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;
  3. · раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;
  4. · изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством
  5. Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» определил систему органов, обеспечивающих государственную защиту.
  6. В эту систему входят:
  7. 1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты (суд, прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится уголовное дело);
  8. 2) органы, осуществляющие меры безопасности (органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы РФ и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве);
  9. 3) органы, осуществляющие меры социальной защиты (органы социальной защиты населения).
  10. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.
  11. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
  12. Для применения мер безопасности необходимо наличие ряда условий. К ним следует отнести следующие:
  13. 1. наличие возбужденного уголовного дела по факту конкретного преступления;
  14. 2. наличие угрозы безопасности личности и реальность этой угрозы;

3. согласие гражданина или его просьба о принятии мер безопасности.

Рекомендуемые страницы:

Программа защиты свидетелей в России

  • Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
  • Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.
  • Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят 20 августа 2004 года.
  • В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 30 ноября 2011 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».
  • Государственной защите в соответствии с законодательством подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
  • 1) потерпевший;2) свидетель;3) частный обвинитель; 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; 6) гражданский истец, гражданский ответчик;
  • 7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. 
  • Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в пунктах 1 и 2.
  • Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
  • Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются
  • 1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; 2) органы, осуществляющие меры безопасности;
  • 3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
  • Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
  • 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место;
  • 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
  • Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
  • 10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».
  • В ходе применения государственной программы в 2006-2008 годах 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями.
Читайте также:  Статья 27. Помощник адвоката

В отношении их были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице». В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 процента), реже — потерпевшим (23 процента), подозреваемым и обвиняемым (3,12 процента).

  1. 2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».
  2. Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
  3. Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

2 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон установил порядок финансового обеспечения мер безопасности, аналогичный порядку финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

21 сентября 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности.

Согласно утвержденным правилам, переселение защищаемых лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. До переселения защищаемым могут заменить документы.

При этом переселение осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности.

При переселении возможные места жительства подбираются специальным органом, осуществляющим меры безопасности, с учетом характера угрозы.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение — управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

В каждом российском регионе также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Компетенция данных подразделений не ограничивается исключительно вопросами осуществления мер безопасности.

Они также проводят активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты обеспечена безопасность 3289 лиц, для чего применено 5459 мер безопасности. Возбуждено 254 уголовных дел, связанных с угрозой защищаемым лицам.

Под защитой находилось 790 свидетелей, 863 потерпевших, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправным посягательствам.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы, по праву. Консультационные услуги

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: [email protected]

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке студенческих работ по праву (юриспруденции). 

Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

Внимание! Мы не продаем готовые работы, а оказываем консультационные услуги в данной сфере.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

  • На оказание наших услуг даются гарантии.
  • Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.
  • Мы делаем оказываем консультации по следующим видам работ:

Основания и порядок осуществления мер защиты свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты (ч.

1 ст. 16 Закона). Такая формулировка неизбежно вызывает вопрос: каким образом может быть определена реальность угрозы? Учеными справедливо указывается на то, что «расплывчатая формулировка «реальность» таит опасность произвольного толкования». Выход из сложившейся ситуации, судя по всему, покажет практика.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его законных представителей или с их письменного согласия. В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица, иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их письменное согласие.[10]

Суд (судья), начальник органа дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства лица, указанного в частях 1–3 статьи закона, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества и тому подобное, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд в течение 24 часов.

Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные законом, и определяет способы их применения. Об избранных мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд (судью), начальника органа дознания или следователя.[11]

В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон (ст. 19  Закона).

Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, а также по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

Читайте также:  Статья 11.6. ведение реестров лицензий

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело.

В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица (статья 21 Закона).

Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты установлен законом Кыргызской Республики.

Права, обязанности и ответственность заинтересованных лиц

Защищаемые лица имеют право: 1) знать свои права и обязанности; 2) требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности лиц; 3) требовать применения мер социальной поддержки в случаях, предусмотренных законом; 4) знать о применении в отношении себя, а также своих родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер; 5) обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных законом, либо об их отмене; 6) обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту (ч. 1 статьи 24 Закона). Расходы, связанные с обеспечением государственной защиты, не могут быть возложены на защищаемое лицо (п. 3 статьи 28 Закона).

Защищаемые лица обязаны: 1) выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту; 2) немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их; 3) при обращении с имуществом, указанным в пункте 2 части 1 статьи 6 закона и выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики; 4) не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту (ч. 2 статьи 24 Закона). Продажа, залог или передача другим лицам, утрата или порча имущества, указанного в пункте 2 части 1 статьи 6 закона и выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики (статья 28 Закона).

Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право: 1) запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты; 2) производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и меры социальной поддержки, для осуществления государственной защиты; 3) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры социальной поддержки, применения дополнительных мер государственной защиты; 4) полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры (ч. 1 статьи 25 Закона).

Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право: 1) избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные законом, определять способы их применения, изменять и дополнять их; 2) требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер; 3) обращаться в суд (к судье), к прокурору, начальнику органа дознания или следователю с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене; 4) проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном от 16 октября 1998 года № 131 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 2 статьи 25 Закона).

Органы, осуществляющие меры социальной поддержки, имеют право: 1) запрашивать у органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, и защищаемых лиц дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной поддержки; 2) обращаться в соответствующие органы с ходатайством об отмене мер социальной поддержки в случае установления обстоятельств, исключающих возможность применения указанных мер (ч. 3 статьи 25 Закона).

Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны: 1) немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной поддержки; 2) осуществлять все необходимые меры безопасности и меры социальной поддержки; 3) своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении, изменении, дополнении или отмене применения в отношении их мер безопасности и мер социальной поддержки; 4) разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении его государственной защиты (ч. 4 ст. 25 Закона).

Должностное лицо органа, обеспечивающего государственную защиту, виновное в непринятии решения об осуществлении государственной защиты или в ненадлежащем ее осуществлении, несет ответственность, предусмотренную законодательством КР в соответствии со статьей 26 Закона.[12]

Разглашение сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

Заключение

В данной работе была рассмотрена история появления института государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Кыргызстане, определена нормативная база, ставшая его основой еще в советский период.

Решая следующую поставленную задачу, автором был произведен анализ действующего законодательства, регулирующего данный институт.

В честности, особое внимание было уделено положениям Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики и закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

Как в УПК КР так и в Законе предусмотрены меры безопасности, принимаемые судом, прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем в пределах их компетенции при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 12). Указанные меры безопасности – не только один из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.

Однако, действующее законодательство не лишено и недостатков, справедливо отмечаемых в научной литературе.

Перечислим главные из них: анализ норм УПК КР и изучение практики позволяют сделать вывод, что использование псевдонима в целях сохранения в тайне данных о личности потерпевшего (свидетеля либо иного участника процесса) не имеет надлежащих гарантий на судебных стадиях процесса; во многих странах задачу государственной защиты лиц, содействующих правосудию, успешно осуществляют специальные государственные органы (подразделения), создание соответствующего специального органа целесообразно и в КР; соответствующие изменения в пенсионное, трудовое, жилищное законодательство не внесены, что осложняет применение таких мер безопасности, как замена документов, изменение места работы, переселение в другое место.

Очевидно, законодательство надо дополнить следующими нормами: 1) личность потерпевшего и свидетеля не раскрывается без их согласия; 2) при выводе суда о необходимости раскрытия подлинных сведений о защищаемом, но при несогласии с этим последнего раскрытие не производится, показания же защищаемого лица суд исключает из исследуемого перечня доказательств (при этом, поскольку исключение не связано с каким-либо нарушением Закона, не могут подвергаться сомнению законность решений об обыске, избрании меры пресечения и другие решения, которые были приняты на основании либо с учетом показаний псевдонимов, допустимость других доказательств, полученных благодаря их показаниям; исключение показаний псевдонимов из совокупности доказательств, исследуемых в рамках судебного следствия, может повлиять лишь на решения, которые суд принимает в ходе следствия и завершая производство в суде первой инстанции).

Итак, изучив данную тему, автор приходит к выводу, что в законодательстве создан институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Он еще далек от совершенства, но несомненно одно: эти нормы помогут лучшему исполнению конституционной обязанности правового государства – признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Ссылка на основную публикацию