- Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земли, который зависит от качества и местоположения.
- Это особенная финансовая величина, характеризующая стоимость земельного надела, который может быть передан по наследству, продан или использован как залог по кредиту.
- Используется для оценки стоимости, регулирования рыночных цен и расчетов окупаемости, исходя из прогнозируемой прибыли.
По закону
Порядок определения нормативной цены регламентирован постановлениями правительства РФ. Вопросы, связанные с порядком определения НЦЗ и возможностью применения данной стоимости регулируются на законодательном уровне правовыми актами.
В соответствии с п. 13 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», использование НЦЗ осуществляется, если не установлена кадастровая цена надела.
Стоимость таких наделов не может быть выше их кадастровой стоимости. Если цена участка еще не определена, то она устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Определение нормативной стоимости, используемое в других правовых актах, дается в ст. 25 Закона РФ «О плате за землю». Порядок расчета НЗ и необходимость ее корректировки в конкретном регионе указан в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли». Все нормативные акты периодически подвергаются дополнениям и изменениям.
В 2015 году в Земельном кодексе произошли изменения, некоторые статьи были удалены. Наделы больше не предоставляются в бессрочное пользование или пожизненное наследство.
В 2021 году предоставление участков земли регулируется гл. 6 Земельного кодекса, согласно которой земля из государственного или муниципального фонда предоставляется на основе:
- договоров безвозмездного пользования или аренды;
- договора купли-продажи;
- решения органов власти или ОМСУ в собственность или постоянное пользование бесплатно.
Бесплатное предоставление земли в собственность возможна для лиц, имеющих трех и более детей. Им могут предоставить надел для ИЖС без предварительного согласования места и торгов.
В соответствии с Постановлением Правительства, НЦЗ ежегодно определяется органами исполнительной власти для земель различного целевого назначения по административным районам, оценочным зонам или поселениям.
Органы местного самоуправления вправе уточнять количество и границы оценочных зон, повышать или понижать установленную НЦЗ, но не более чем на 25%.
Продажа земли по нормативной цене
Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, принадлежащие государству или муниципалитету земли, граждане и юридические лица могут приобрести за определенную плату.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стоимость устанавливается органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.
Порядок определения стоимости земли и их оплата устанавливаются в отношении наделов, которые находятся в собственности:
- Субъектов РФ. Устанавливается органами государственной власти.
- Федеральных субъектов. Устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством РФ
- Муниципалитета. Устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно с ст. 38 ЗК РФ, при приобретении государственного земельного участка, собственник вправе сам определять:
- начальную цену участка;
- сумму задатка;
- форму проведения торгов или аукционов.
Продажа участков земли проводится на публичных торгах, кроме случаев, оговоренных в п. 2 ст. 39,3 Земельного Кодекса РФ.
Продать можно только те наделы, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ надела, кроме продажи в собственность гражданам:
- для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ на аукционах;
- без публичных торгов.
Выкупить у муниципалитета или государства можно без торгов те участки, которые:
- образованы из арендованных земель для комплексного освоения территории;
- образованы из участков в садоводческих товариществах;
- предназначены для ведения сельскохозяйственной и фермерской деятельности, а также построены под ИЖС, ЛПХ;
- имеют объекты недвижимости;
- принадлежат некоммерческим организациям (кроме участков общего пользования);
- принадлежат юридическим лицам (кроме тех, что нужны для строительства жилья эконом-класса);
- находятся в бессрочном пользовании или сданы в аренду юридическим лицам по истечению 3 лет действия арендного договора;
- входят в состав Дальневосточного федерального органа;
- в других случаях, согласно в п. 2 ст. 39,3.
Стоимость участка
Правила определения цены без проведения торгов регламентированы постановлением № 279.
НЦЗ в 60% от кадастровой стоимости устанавливается на участки:
- юрлиц, если на земле располагаются объекты регионального или федерального значения;
- под садоводство, ЛПХ, ИЖС, гаражное строительство лиц, являющихся владельцами объектов недвижимости, построенных на этих участках.
НЦЗ в 2,5% от кадастровой стоимости применяется при продаже земли:
- хозяину объектов, расположенных на участке;
- некоммерческим гражданским организациям, которые приобретают землю под комплексное освоение территории для ИЖС.
То есть, под нормативной ценой земли подразумевается нижняя ценовая граница включительно до кадастровой стоимости, по которой проводилась продажа земельного надела без торгов.
Нормативная стоимость формируется уполномоченными органами субъектов федерации с учетом таких факторов:
- уровня рыночной цены;
- ставки налогообложения конкретного региона, исходя из целей использования надела;
- целевого назначения участка.
Кем определяется НЦЗ и как рассчитать
Некоторых землевладельцев интересует, кем и как определяется нормативная цена земли. Нормативная стоимость участка устанавливается исполнительными органами власти на основании зонирования цен, согласно правительственному постановлению № 319.
Разработка основных нормативов возложена на федеральные исполнительные органы и Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Состояние рынка анализирует ОМСУ, а также определяет количество и границы оценочных зон.
Формула расчета нормативной стоимости земли: цена участка равняется размеру ренты, деленному на процент ссуды и умноженному на 100%.
При подсчете нормативного показателя должны соблюдаться определенные условия:
- При проведении расчетов не должны учитываться используемые льготы налогообложения.
- Налоговая ставка не может быть увеличена более чем в 200 раз.
- Величина НЦЗ не может быть больше чем 75% от рыночной цены, установленной в конкретном регионе.
- Муниципалитет не имеет право увеличить стоимость земли более чем на 25% от установленной цены при первичных расчетах.
- Не должны учитываться показатели увеличения налога за превышение норм отвода земли.
Когда для расчета земельного налога нужно применять нормативную стоимость земли? На самом деле участки земли чаще продаются по кадастровой или рыночной стоимости, превышая нормативную цену. Только в некоторых случаях государственные или муниципальные земли могут продаваться по НЦЗ.
Когда нужна НЦЗ
В каких случаях используется нормативная цена земли? При помощи НЦЗ государство может участвовать в рыночных земельных отношениях и регулировать их.
Нормативная цена используется в качестве стоимости при продаже наделов для индивидуального предпринимательства или при выкупе незастроенных участков земли в населенных пунктах.
НЦЗ нужна также при:
- дарении;
- распределении долей при наследовании;
- разделе общей собственности;
- передаче земли в залог;
- расчете окупаемости надела;
- продаже территории без проведения торгов;
- передаче участка в собственность бесплатно.
При налогообложении используется обычно рыночная или кадастровая стоимость, и инвентаризационная— при их отсутствии.
Кто выдает справку о нормативной цене земли? При обращении физических и юридических лиц акты установления НЦЗ по рекомендуемой форме выдают районные и городские комитеты по землеустройству.
При составлении акта не учитываются установленные обременения и ограничения, которые носят санитарно-гигиенический, технологический и природоохранный характер. Кадастровую справку можно получить в региональном МФЦ, подав туда запрос.
Отличия рыночной и кадастровой цены
Чем отличается рыночная, кадастровая и нормативная стоимость земли? На участке сначала проводится кадастровая оценка с целью определения его кадастровой цены, включая ежегодную корректировку, которая равняется 7% от величины предыдущего года.
Размер земельного налога осуществляется на основе полученных данных. По этим результатам устанавливается нормативная стоимость земельного участка.
Если кадастровая цена территории неизвестна, и нет времени на проведение оценки, расчет производится на основе рыночной стоимости. Поэтому здесь не имеет значение размер налоговой ставки, но данная процедура должна быть проведена раньше 6 месяцев до даты проведения расчетов НЦЗ и только специалистами с организаций, имеющих на это лицензию.
Если определение нормативной цены проводит собственник надела, то ему придется заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, в зависимости от объема работ, региона, формы отчета.
Рыночная стоимость определяется на конкретную дату, изменяется во времени и зависит:
- от изменения целевого назначения земли;
- от местоположения участка;
- от срока и ожидаемой величины получения дохода от продажи надела;
- от спроса и предложения на рынке.
Нормативная стоимость нужна для отчуждения земель, в отличие от кадастровой цены, которая требуется для определения налоговых вычетов. Проводить кадастровую оценку имеет право только уполномоченные подразделения Росреестра, ее можно узнать на карте их сайта или направив туда специальный запрос.
Кроме сведений о величине кадастровой цены будет предоставлена информация о дате проведения оценки.
При проведении кадастровой оценки учитывается:
- удаленность от города;
- местонахождение;
- популярность района;
- экология и близость к местам отдыха;
- коммуникации;
- инфраструктура;
- площадь;
- категория земли;
- субъективные факторы.
Итак, нормативная цена земли является одним из экономических показателей для выявления величины финансового значения. Определяется НЦЗ на основе кадастровой или рыночной стоимости, при этом никакие льготы или обременения учитываться не должны.
Налоговая ставка для участков земли земель определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. Данный показатель не может превышать предельные значения, прописанные в Налоговом Кодексе. Свою ставку налогообложения можно узнать в региональных нормативных актах.
Можно ли купить земельный участок по нормативной цене
Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земельного участка (ЗУ), зависящий от его местоположения и качества. Он используется:
- для регулирования рыночных цен государством;
- оценки стоимости;
- расчетов, окупятся ли вложения в земельный надел за расчетный период, исходя из прогнозируемой прибыли.
Порядок определения НЦЗ регламентируется постановлениями правительства РФ.
В реальности земельные участки продаются чаще по рыночной или кадастровой стоимости, которая превышает нормативную.
Однако земли, являющиеся собственностью государства или муниципального образования, в некоторых случаях могут продаваться по нормативной цене. В статье рассмотрим:
- как происходит продажа земельных участков в настоящее время;
- чем нормативная цена отличается от рыночной;
- как определяется нормативная цена земли.
Продажа земельного участка по нормативной цене
Как может быть предоставлена земля
В области возникновения права на землю в земельном кодексе в 2015 году произошли существенные изменения, из-за чего из ЗК РФ были удалены целый ряд статей (ст. 20, 21, 28 — 34, 36, 38 — 39). Так, земля больше не предоставляется в пожизненное наследуемое владение или бессрочное пользование.
В настоящее время предоставление земельных участков регулируется главой 6 Земельного кодекса, вступившей в силу 01.03.2015 г.
Земельный участок из государственного или муниципального фонда может быть предоставлен:
- бесплатно в собственность или постоянное пользование решением органов гос. власти или ОМСУ;
- на основе договора купли-продажи;
- договоров аренды или безвозмездного пользования. ‘
Продажа земли государственной и муниципальной стоимости
Продажа земельных наделов происходит на публичных торгах, за исключением случаев, оговоренных земельным кодексом в ст. 39.3. п. 2 ЗК РФ.
Продаже подлежат только те участки, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ участка, за исключением:
- продажи без публичных торгов;
- продажи земли в собственность гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничество, КФХ на аукционах (ст. 39.18 ЗК).
Без торгов можно выкупить у государства или муниципалитета участки:
- образованные из сданных в аренду или безвозмездное пользование ЗУ для комплексного освоения территории (КОТ):
- юридическим лицам (но не в целях строительства жилья эконом-класса);
- некоммерческим гражданским организациям в целях ИЖС (кроме участков общего пользования);
- образованные из ЗУ в садоводческих/огороднических товариществах (СНТ/ОНТ);
- на которых находятся объекты недвижимости их собственникам;
- находящиеся в бессрочном пользовании у юрлиц;
- для ведения фермерской и с/х деятельности на основании закона “Об обороте земель”;
- на землях сельхозназначения, предоставленные для с/х производства гражданам и юрлицам в аренду после истечения трех лет действия арендного договора;
- для ИЖС, ЛПХ, ведения садоводства, огородничества гражданам и КФХ;
- входящие в состав ДФО (Дальневосточного фед. органа);
- в иных случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 39.3.
По какой цене происходит продажа участка
Продажная цена земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности определяется:
- по результатам публичных торгов;
- по его кадастровой стоимости (КС), если продажа осуществлялась без торгов или другой цене, установленной федеральными исполнительными органам (при этом цена продаваемого участка не может быть выше кадастровой стоимости).
Правила определения цены ЗУ без проведения торгов установлены постановлением № 279 от 26.03.2015 г.
Нормативная цена в 60 % от КС устанавливается:
- на участки под ЛПХ, ИЖС, садоводство, гаражное строительство граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости, которые находятся на этих ЗУ;
- на участки юридических лиц, с расположенными на них объектами федерального (регионального) значения, собственниками которых они являются.
Нормативная цена земельного участка в 2.5 % КС применяется при продаже ЗУ:
- некоммерческой гражданской организации, приобретающей надел в целях КОТ для ИЖС;
- собственнику объектов, расположенных на землях, введенных в оборот, при условии возникновения права собственности в период изъятия из оборота ЗУ, либо ограничения в обороте не позже 01.07.2012 г.
Таким образом под нормативной стоимостью земли, находящейся в гос./мун. собственности, понимается обычно нижняя ценовая граница до кадастровой стоимости включительно, по которой осуществляется продажа участков без торгов.
Как определяется нормативная цена земли
Нормативная цена земли устанавливается ежегодно исполнительными органами власти субъектов РФ на основании ценового зонирования (правительственное постановление № 319 от 1997 г.) и закона “О плате за землю”.
- ОМСУ анализирует состояние рынка, определяет количество оценочных зон и их границы и вправе изменить нормативную цену, но не более чем на 25%.
- НЦЗ не должна быть выше 75% рыночной стоимости земельных участков аналогичного типа и ВРИ.
- Комитеты по землеустройству (районные/городские) обязаны выдавать гражданам документы о нормативной стоимости ЗУ.
- Разработка основных нормативов по определению НЦЗ и ценовых зон возложена на Госкомитет РФ по землеустройству и зем. ресурсам и федеральные исполнительные органы.
В каких случаях нужна нормативная цена земли
Нормативная цена используется:
- при расчете окупаемости земельного участка;
- передаче ЗУ в собственность бесплатно;
- продаже участков без проведения торгов;
- распределении долей при наследовании;
- при разделе общей совместной и долевой собственности;
- дарении;
- передаче земельного участка в залог и в др. случаях.
При налогообложении, обычно используется не нормативная цена земли, а кадастровая или рыночная, а при их отсутствии — инвентаризационная.
Что такое удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и как он определяется
- Все сведения о них отображаются в кадастре, который хранится в уполномоченных государственных органах.
- Но имущество и земля в РФ облагаются налогами.
- Чтобы правильно их исчислять и предотвратить путаницу при определении арендных платежей, утвержден показатель – кадастровая стоимость.
- По сути, это — рыночная цена недвижимости, которая устанавливается в результате оценки государственных органов.
Изменения в законодательстве
Изменения, внесенные ФЗ-237, вступившим в силу в 2018 году, несколько корректируют порядок расчета и методы оспаривания кадастровой цены недвижимости.
Касается это всех, кто имеет в собственности квартиру, дом, дачу, участок, а именно:
- Правом проводить оценку теперь наделяются только специализированные бюджетные организации. Ранее эту процедуру проводили частные оценщики, отбираемые на конкурсной основе местными властями. При этом критерий «цена – качество» соблюдался не всегда.
- За работу оценщиков теперь будут отвечать бюджетные учреждения, устанавливается надзор Росреестра за осуществлением кадастровой оценки. Ранее деятельность оценщиков не подлежала никакому контролю. Исправлять их «погрешности» приходилось самим владельцам недвижимости, заказывая альтернативную оценку из личных средств и оспаривая расчеты.
- Законом установлена также ответственность за ошибки оценщиков: нанесенные собственникам недвижимости убытки должны быть возмещены за весь период, в котором применялась неправильная кадастровая стоимость.
- Нововведения касаются и исправления ошибок в кадастровой стоимости. К примеру, если ошибка была допущена в многоэтажном доме или товариществе, и кто-то один заметил эту ошибку, то исправить ситуацию должны одновременно всем участникам.
- Региональным властям дается право заказывать внеочередную оценку, если цены на недвижимость в данном регионе упали более чем на 30%.
- В новом законе остается возможность оспаривать стоимость в специальной комиссии или через суд. Но, кроме этого, теперь можно запросто выразить претензии самим оценщикам.В данном случае они обязаны дать разъяснение обратившемуся гражданину, как они провели расчеты. Если в ходе разбирательства обнаружена ошибка, оценщики сразу же ее исправляют.
В полной мере закон вступит в силу в 2020 году. До этого момента период считается переходным, старые правила действуют одновременно с новыми.
- Все участки делятся по своему назначению и видам использования.
- Одним из вариантов определения цены надела является метод с применением удельного показателя кадастровой стоимости.
- Другими словами, удельный показатель кадастровой стоимости — единица измерения цены участка за метр квадратный.
- Показатель является неотъемлемой частью исчисления КС надела и расчета налога на недвижимость. Его применение обосновано в таких ситуациях:
- Когда образовываются новые земельные участки;
- Когда один объект переводится из одного вида эксплуатации в другой;
- Изменяется целевое назначение надела.
Регионы и их населенные пункты меняют этот показатель каждый квартал.
Как рассчитать среднюю стоимость надела по кадастру?
- Рассчитать среднюю стоимость надела можно, используя формулу:
- Стоимость = УПКС * площадь участка.
- Кадастровая стоимость определяется в порядке, установленном Методическими рекомендациями № 26, которые были разработаны в 2018 году:
- В каждом регионе земельные наделы объединяют в группы, подлежащие оценки;
- Внутри такой группы исчисляется УПКС;
- Проводиться растет кадастровой стоимости для каждого объекта.
Стоимость по кадастру может быть изменена путем применения понижающих коэффициентов при наличии у земельного участка особых характеристик.
Ставки налога на землю регулируются установлением верхних границ: от 3% до 10-15%. Муниципальные органы власти имеют право уменьшать эти границы.
Как определяется УПКС земель населенных пунктов или сельхозназначения?
Для удобства расчета земельные наделы формируют в группы по схожести факторов ценообразования:
- Личные хозяйства, имеющие застройки;
- Товарищества огородников и садоводов;
- Дачные объединения;
- Жилые дома.
Удельный показатель кадастровой стоимости определяется таким образом:
- Для каждой сформированной группы определяются свои факторы, влияющие на цену;
- Изыскивается участок, который включает в себя наибольшее количество типичных характеристик;
- Образуется подгруппа объектов, показатели которых схожи;
- Анализируется собранная рыночная информация для каждой подгруппы;
- Отслеживается взаимосвязь рыночной цены от образующих ее факторов;
- Рассчитывается УПКС для выделенного типичного участка.
- Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости является связывающим звеном среди объектов одной оценочной группы.
- Формула расчета следующая:
- УПКС = (Рпос + Рсделки) * Кi, где:
- Рпос – определенные характеристики окружения участка;
- Рсделки – рыночная стоимость объекта;
- Кi – уточняющий коэффициент для конкретного участка.
В свою очередь показатель инфраструктуры (Рпос) складывается из стоимости коммуникаций надела.
Рыночную стоимость объекта (Рсделки) можно рассчитать по формуле:
Рсделки = (Р1*Пк)/100, где:
- Р1 – инвентарная стоимость объекта;
- Пк – коэффициент конкретной территории, определяемый как сумма всех коэффициентов по улучшению данного участка (удобное месторасположение, связывающее расстояние до элементов инфраструктуры, наличие или отсутствие инженерных сетей).
Возможность оспаривания значения
В расчете значения удельного показателя берутся объективные факторы, но обработка их происходит при помощи обобщенных статистических методов. По этой причине получившийся результат может превышать допустимые нормы и ожидания собственника объекта.
При несогласии владельца участка с методами расчета и результатами решить вопрос можно, если подать заявление:
- В комиссию по рассмотрению споров;
- В суд.
- Всю необходимую информацию о кадастровой стоимости можно запросить лично или через интернет в ЕГРН.
- При получении результата, затрагивающего интересы собственника, можно запросить разъяснение.
- Для отстаивания своих прав нужно заказать дополнительную нормативную оценку. Если результаты ее не совпадут с «государственной», можно начинать обжалование и доказывать, что:
- При оценке участка использованы недостоверные данные или не учтены понижающие поправочные коэффициенты;
- Государственная экспертиза проведена в нарушение Методики проведения гос. экспертизы землеустроительной документации. Это также является причиной, которая позволяет обжаловать и отменять решение об утверждении техдокументации.
Срок рассмотрения прошения о пересмотре цены участка – 30 дней с момента подачи заявления.
Заключение
Метод расчета кадастровой стоимости земельных наделов при помощи удельного показателя считается наиболее востребованным, так как с его применением можно произвести массовую оценку объектов.
Сам УПКС отличается в зависимости от региона. В каждом субъекте РФ государственными органами применяются те показатели, которые установлены в них.
Нормативная цена земли
Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости, введенный для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.
Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».
В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
В силу сложившихся в России особенностей обложения земельным налогом базовая величина нормативной цены по части земель может не соответствовать реально существующему уровню рыночных цен. Органы местного самоуправления вправе своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
- Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
- В соответствии с Письмом Комитета РФ по земельным ресурсам землеустройству от 28 декабря 1994г. № 1-16/2096 «О порядке определения нормативной цены земли» в условиях формирования земельного рынка основными источниками получения информации о рыночных ценах на землю могут быть:
- — договора купли — продажи земельных участков, заключенные по результатам конкурсов и аукционов;
- — договорные цены на земельные участки, выкупаемые гражданами в собственность;
- — данные о предложениях по продаже земельных участков по информационным риэлтерским и иным бюллетеням, объявлениям и сообщениям о намерениях продать земельный участок. При использовании этих данных следует учитывать, что результаты совершенных сделок (как показывает практика) ниже цены предложения на 20 — 50%;
- — данные государственной статистики.
- При использовании перечисленных источников информации из рыночной цены застроенного земельного участка исключается цена расположенных на нем объектов недвижимости.
- В условиях недостаточной информации о реально складывающихся рыночных ценах при совершении сделок с земельными участками, учитывая сложность решаемой задачи и ее социально-экономическую значимость, определение складывающегося уровня рыночных цен на землю и соответствующей ему нормативной цены земли предлагается производить экспертным путем на основе указанных ранее источников информации, их анализа с учетом характера и достоверности каждого из этих источников и обобщения экспертных оценок специалистов комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
- В качестве экспертов привлекаются специалисты:
- — органов исполнительной власти субъекта РФ по финансам, земельным ресурсам и землеустройству, управлению имуществом, налогам, градостроительству и архитектуре;
- — администраций районов и городов;
- — агентств по торговле недвижимостью и организации аукционных торгов;
- — территориальных проектных организаций и организаций, выполняющих работы по экономической оценке территорий;
- — органов управления ведущими отраслями хозяйственного комплекса региона;
- — по инженерно-транспортному обустройству территории;
- — региональных банков, осуществляющих ипотечное кредитование.
- В зависимости от местных условий и категории оцениваемых земель в качестве экспертов могут также привлекаться специалисты:
- — сельского, лесного, водного и иного хозяйства;
- — горного дела;
- — экологии и охраны природы, охраны памятников истории и культуры;
- — отдыха, туризма и других областей.
- Для последующего ценового зонирования на территории субъекта РФ выделяются следующие основные группы земель:
- — земли городов и поселков;
- — земли сельских населенных пунктов;
- — земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне черты населенных пунктов;
- — земли для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов;
- — земли сельскохозяйственного назначения (вне черты населенных пунктов), кроме земель, предоставленных для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства (далее по тексту — земли сельскохозяйственного назначения).
- Экспертные оценки величины нормативной цены выделенных групп земель производятся последовательно, начиная с земель городов с наиболее развитым социально-культурным потенциалом на территории субъекта РФ.
- Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее.
- Факторами, влияющими на нормативную цену земли города, поселка, сельского населенного пункта, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов, являются:
- — обеспеченность территории внешними и внутренними магистральными и местными транспортными сетями, транспортная доступность основных региональных административных, культурных центров;
- — обеспеченность территории инженерными сетями и сооружениями коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, газификация, электроснабжение, телефонизация, канализация стоков);
- — численность и плотность населения;
- — уровень развития социальной сферы (обеспеченность жилым фондом, медицинскими, образовательными, торговыми и другими учреждениями социальной сферы);
- — санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды (загрязнение, запыление и др.);
- — состояние природного комплекса, архитектурно — ландшафтные условия (облесенность территории, наличие водоемов, санаториев, домов отдыха и других рекреационных зон и объектов);
- — уровень развития хозяйственного комплекса, уровень доходов и занятости населения;
- — безопасность проживания;
- — инженерно-геологические условия строительства (сейсмичность, подверженность территории карстовым явлениям, наводнениям, оползням, селям, подтоплению, эрозии);
- — качество почвы (для земель поселков, сельских населенных пунктов, садоводческих и животноводческих товариществ, а также для земель личного подсобного хозяйства).
- Факторами, влияющими на нормативную цену земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов являются:
— уровень развития производственной инфраструктуры региона: наличие и близость грузовых портов, узловых железнодорожных станций, обеспеченность магистральными и местными транспортными сетями, расположение предприятий, перерабатывающих местное сырье и сельскохозяйственную продукцию, пунктов приемки, складирования и хранения готовой продукции и т.д.;
- — уровень инженерного обустройства территории;
- — уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов и возможность привлечения квалифицированной рабочей силы;
- — экологическое состояние и устойчивость природного комплекса.
- Факторами, влияющими на нормативную цену земли сельскохозяйственного назначения, являются:
- — обеспеченность территории магистральными и местными транспортными сетями, доступность рынков сбыта, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, удаленность от региональных промышленных и культурных центров;
- — уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов;
- — уровень плодородия почв сельскохозяйственных угодий;
- — санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды.
- Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.
Нормативная, рыночная и кадастровая стоимость земельного участка — Юридическая консультация
Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»).
Из вышеприведенного определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке.
Данное понятие было введено в российское законодательство в начале 90-х годов прошлого века для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и т.д.
Затем на смену данного института с принятием Земельного кодекса РФ пришел институт кадастровой стоимости земельного участка. Однако иногда нормативная стоимость земли до сих пор запрашивается заинтересованными лицами для осуществления нотариальных сделок при оформлении наследства либо для предоставления в суд по делам об имущественных спорах.
Кадастровая стоимость – это условный экономический показатель, необходимый для регулирования земельных отношений, различных сделок с землей и установления определенной цены на земельный участок.
Кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости участка и применяется главным образом в целях налогообложения, а зависит от ряда параметров: местоположения, инфраструктуры, категории земель и т.п.
Кадастровая стоимость земли определяется в границах оценочных зон и устанавливается на основе государственной кадастровой оценки земель (ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Под рыночной стоимостью земельного участка понимают наиболее вероятную цену участка при реализации его на открытом и конкурентом рынке, когда стороны сделки обладают информацией о реализуемом объекте с учетом общей рыночной ситуации и тенденций на рынке недвижимости.
На рыночную стоимость влияет состояние спроса и предложения на земельные участки, аналогичные реализуемому в конкретной сделке, рыночная цена не может значительно отличаться от цен на эквивалентные или близкие по параметрам объекты.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Сказали спасибо:
Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Из определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке.
Данное понятие было введено в российское законодательство в начале 90-х годов прошлого века.
Понятие «нормативная цена земли» было введено для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и т.д.
Затем на смену данного института с принятием Земельного кодекса пришел институт кадастровой стоимости земельного участка. Однако иногда нормативная стоимость земли запрашивается заинтересованными лицами для осуществления нотариальных сделок при оформлении наследства, либо для предоставления в суд по делам об имущественных спорах.
Справки о нормативной стоимости земли предоставляют бесплатно территориальные органы Росреестра. Жители Пермского края могут обратиться в центральный офис Управления Росреестра по адресу: г.Пермь, ул.Ленина, 66/2, каб.203 либо в любой территориальный отдел Управления.
Обратиться с заявлением о предоставлении сведений о нормативной цене земли может любое заинтересованное лицо, чьи права могут быть затронуты, или лицо, являющееся представителем заявителя по доверенности.
К заявлению прилагаются:
- копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на землю (при наличии);
- копия свидетельства о смерти при вступлении в наследство;
- копии документов, содержащие сведения о кадастровом номере земельного участка (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости);
- доверенность для представителя заинтересованного лица.
Срок рассмотрения заявления составляет 30 календарных дней со дня регистрации. По результатам рассмотрения заявления выдается акт о нормативной стоимости земельного участка.
Об Управлении Росреестра по Пермскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра — филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.