Раздел VII. Нормативная цена земли

Раздел VII. Нормативная цена земли

  • Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земли, который зависит от качества и местоположения.
  • Это особенная финансовая величина, характеризующая стоимость земельного надела, который может быть передан по наследству, продан или использован как залог по кредиту.
  • Используется для оценки стоимости, регулирования рыночных цен и расчетов окупаемости, исходя из прогнозируемой прибыли.

По закону

Порядок определения нормативной цены регламентирован постановлениями правительства РФ. Вопросы, связанные с порядком определения НЦЗ и возможностью применения данной стоимости регулируются на законодательном уровне правовыми актами.

В соответствии с п. 13 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», использование НЦЗ осуществляется, если не установлена кадастровая цена надела.

Стоимость таких наделов не может быть выше их кадастровой стоимости. Если цена участка еще не определена, то она устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Определение нормативной стоимости, используемое в других правовых актах, дается в ст. 25 Закона РФ «О плате за землю». Порядок расчета НЗ и необходимость ее корректировки в конкретном регионе указан в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли». Все нормативные акты периодически подвергаются дополнениям и изменениям.

В 2015 году в Земельном кодексе произошли изменения, некоторые статьи были удалены. Наделы больше не предоставляются в бессрочное пользование или пожизненное наследство.

Раздел VII. Нормативная цена землиВ 2021 году предоставление участков земли регулируется гл. 6 Земельного кодекса, согласно которой земля из государственного или муниципального фонда предоставляется на основе:

  • договоров безвозмездного пользования или аренды;
  • договора купли-продажи;
  • решения органов власти или ОМСУ в собственность или постоянное пользование бесплатно.

Бесплатное предоставление земли в собственность возможна для лиц, имеющих трех и более детей. Им могут предоставить надел для ИЖС без предварительного согласования места и торгов.

В соответствии с Постановлением Правительства, НЦЗ ежегодно определяется органами исполнительной власти для земель различного целевого назначения по административным районам, оценочным зонам или поселениям.

Органы местного самоуправления вправе уточнять количество и границы оценочных зон, повышать или понижать установленную НЦЗ, но не более чем на 25%.

Продажа земли по нормативной цене

Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, принадлежащие государству или муниципалитету земли, граждане и юридические лица могут приобрести за определенную плату.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стоимость устанавливается органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Порядок определения стоимости земли и их оплата устанавливаются в отношении наделов, которые находятся в собственности:

  1. Субъектов РФ. Устанавливается органами государственной власти.
  2. Федеральных субъектов. Устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством РФ
  3. Муниципалитета. Устанавливается органами местного самоуправления.

Раздел VII. Нормативная цена землиСогласно с ст. 38 ЗК РФ, при приобретении государственного земельного участка, собственник вправе сам определять:

  • начальную цену участка;
  • сумму задатка;
  • форму проведения торгов или аукционов.

Продажа участков земли проводится на публичных торгах, кроме случаев, оговоренных в п. 2 ст. 39,3 Земельного Кодекса РФ.

Продать можно только те наделы, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ надела, кроме продажи в собственность гражданам:

  • для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ на аукционах;
  • без публичных торгов.

Выкупить у муниципалитета или государства можно без торгов те участки, которые:

  • образованы из арендованных земель для комплексного освоения территории;
  • образованы из участков в садоводческих товариществах;
  • предназначены для ведения сельскохозяйственной и фермерской деятельности, а также построены под ИЖС, ЛПХ;
  • имеют объекты недвижимости;
  • принадлежат некоммерческим организациям (кроме участков общего пользования);
  • принадлежат юридическим лицам (кроме тех, что нужны для строительства жилья эконом-класса);
  • находятся в бессрочном пользовании или сданы в аренду юридическим лицам по истечению 3 лет действия арендного договора;
  • входят в состав Дальневосточного федерального органа;
  • в других случаях, согласно в п. 2 ст. 39,3.

Стоимость участка

Раздел VII. Нормативная цена земли

Правила определения цены без проведения торгов регламентированы постановлением № 279.

НЦЗ в 60% от кадастровой стоимости устанавливается на участки:

  • юрлиц, если на земле располагаются объекты регионального или федерального значения;
  • под садоводство, ЛПХ, ИЖС, гаражное строительство лиц, являющихся владельцами объектов недвижимости, построенных на этих участках.

НЦЗ в 2,5% от кадастровой стоимости применяется при продаже земли:

  • хозяину объектов, расположенных на участке;
  • некоммерческим гражданским организациям, которые приобретают землю под комплексное освоение территории для ИЖС.

То есть, под нормативной ценой земли подразумевается нижняя ценовая граница включительно до кадастровой стоимости, по которой проводилась продажа земельного надела без торгов.

Нормативная стоимость формируется уполномоченными органами субъектов федерации с учетом таких факторов:

  • уровня рыночной цены;
  • ставки налогообложения конкретного региона, исходя из целей использования надела;
  • целевого назначения участка.

Кем определяется НЦЗ и как рассчитать

Некоторых землевладельцев интересует, кем и как определяется нормативная цена земли. Нормативная стоимость участка устанавливается исполнительными органами власти на основании зонирования цен, согласно правительственному постановлению № 319.

Разработка основных нормативов возложена на федеральные исполнительные органы и Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Состояние рынка анализирует ОМСУ, а также определяет количество и границы оценочных зон.

Формула расчета нормативной стоимости земли: цена участка равняется размеру ренты, деленному на процент ссуды и умноженному на 100%.

При подсчете нормативного показателя должны соблюдаться определенные условия:

    Раздел VII. Нормативная цена земли

  1. При проведении расчетов не должны учитываться используемые льготы налогообложения.
  2. Налоговая ставка не может быть увеличена более чем в 200 раз.
  3. Величина НЦЗ не может быть больше чем 75% от рыночной цены, установленной в конкретном регионе.
  4. Муниципалитет не имеет право увеличить стоимость земли более чем на 25% от установленной цены при первичных расчетах.
  5. Не должны учитываться показатели увеличения налога за превышение норм отвода земли.

Когда для расчета земельного налога нужно применять нормативную стоимость земли? На самом деле участки земли чаще продаются по кадастровой или рыночной стоимости, превышая нормативную цену. Только в некоторых случаях государственные или муниципальные земли могут продаваться по НЦЗ.

Когда нужна НЦЗ

В каких случаях используется нормативная цена земли? При помощи НЦЗ государство может участвовать в рыночных земельных отношениях и регулировать их.

Нормативная цена используется в качестве стоимости при продаже наделов для индивидуального предпринимательства или при выкупе незастроенных участков земли в населенных пунктах.

НЦЗ нужна также при:

    Раздел VII. Нормативная цена земли

  • дарении;
  • распределении долей при наследовании;
  • разделе общей собственности;
  • передаче земли в залог;
  • расчете окупаемости надела;
  • продаже территории без проведения торгов;
  • передаче участка в собственность бесплатно.

При налогообложении используется обычно рыночная или кадастровая стоимость, и инвентаризационная— при их отсутствии.

Кто выдает справку о нормативной цене земли? При обращении физических и юридических лиц акты установления НЦЗ по рекомендуемой форме выдают районные и городские комитеты по землеустройству.

При составлении акта не учитываются установленные обременения и ограничения, которые носят санитарно-гигиенический, технологический и природоохранный характер. Кадастровую справку можно получить в региональном МФЦ, подав туда запрос.

Отличия рыночной и кадастровой цены

Чем отличается рыночная, кадастровая и нормативная стоимость земли? На участке сначала проводится кадастровая оценка с целью определения его кадастровой цены, включая ежегодную корректировку, которая равняется 7% от величины предыдущего года.

Размер земельного налога осуществляется на основе полученных данных. По этим результатам устанавливается нормативная стоимость земельного участка.

Если кадастровая цена территории неизвестна, и нет времени на проведение оценки, расчет производится на основе рыночной стоимости. Поэтому здесь не имеет значение размер налоговой ставки, но данная процедура должна быть проведена раньше 6 месяцев до даты проведения расчетов НЦЗ и только специалистами с организаций, имеющих на это лицензию.

Если определение нормативной цены проводит собственник надела, то ему придется заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, в зависимости от объема работ, региона, формы отчета.

Рыночная стоимость определяется на конкретную дату, изменяется во времени и зависит:

    Раздел VII. Нормативная цена земли

  • от изменения целевого назначения земли;
  • от местоположения участка;
  • от срока и ожидаемой величины получения дохода от продажи надела;
  • от спроса и предложения на рынке.
Читайте также:  Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

Нормативная стоимость нужна для отчуждения земель, в отличие от кадастровой цены, которая требуется для определения налоговых вычетов. Проводить кадастровую оценку имеет право только уполномоченные подразделения Росреестра, ее можно узнать на карте их сайта или направив туда специальный запрос.

Кроме сведений о величине кадастровой цены будет предоставлена информация о дате проведения оценки.

При проведении кадастровой оценки учитывается:

  • удаленность от города;
  • местонахождение;
  • популярность района;
  • экология и близость к местам отдыха;
  • коммуникации;
  • инфраструктура;
  • площадь;
  • категория земли;
  • субъективные факторы.

Итак, нормативная цена земли является одним из экономических показателей для выявления величины финансового значения. Определяется НЦЗ на основе кадастровой или рыночной стоимости, при этом никакие льготы или обременения учитываться не должны.

Налоговая ставка для участков земли земель определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. Данный показатель не может превышать предельные значения, прописанные в Налоговом Кодексе. Свою ставку налогообложения можно узнать в региональных нормативных актах.

Можно ли купить земельный участок по нормативной цене

Нор­ма­тив­ная цена зем­ли (НЦЗ) — это услов­ный пока­за­тель сто­и­мо­сти земель­но­го участ­ка (ЗУ), зави­ся­щий от его место­по­ло­же­ния и каче­ства. Он используется:

  • для регу­ли­ро­ва­ния рыноч­ных цен государством;
  • оцен­ки стоимости;
  • рас­че­тов, оку­пят­ся ли вло­же­ния в земель­ный надел за рас­чет­ный пери­од, исхо­дя из про­гно­зи­ру­е­мой прибыли.

Поря­док опре­де­ле­ния НЦЗ регла­мен­ти­ру­ет­ся поста­нов­ле­ни­я­ми пра­ви­тель­ства РФ.

В реаль­но­сти земель­ные участ­ки про­да­ют­ся чаще по рыноч­ной или кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти, кото­рая пре­вы­ша­ет нор­ма­тив­ную.

Одна­ко зем­ли, явля­ю­щи­е­ся соб­ствен­но­стью госу­дар­ства или муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния, в неко­то­рых слу­ча­ях могут про­да­вать­ся по нор­ма­тив­ной цене. В ста­тье рассмотрим:

  • как про­ис­хо­дит про­да­жа земель­ных участ­ков в насто­я­щее время;
  • чем нор­ма­тив­ная цена отли­ча­ет­ся от рыночной;
  • как опре­де­ля­ет­ся нор­ма­тив­ная цена земли.

Раздел VII. Нормативная цена земли

Продажа земельного участка по нормативной цене

Как может быть предоставлена земля

В обла­сти воз­ник­но­ве­ния пра­ва на зем­лю в земель­ном кодек­се в 2015 году про­изо­шли суще­ствен­ные изме­не­ния, из-за чего из ЗК РФ были уда­ле­ны целый ряд ста­тей (ст. 20, 21, 28 — 34, 36, 38 — 39). Так, зем­ля боль­ше не предо­став­ля­ет­ся в пожиз­нен­ное насле­ду­е­мое вла­де­ние или бес­сроч­ное пользование.

В насто­я­щее вре­мя предо­став­ле­ние земель­ных участ­ков регу­ли­ру­ет­ся гла­вой 6 Земель­но­го кодек­са, всту­пив­шей в силу 01.03.2015 г.

Земель­ный уча­сток из госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го фон­да может быть предоставлен:

  • бес­плат­но в соб­ствен­ность или посто­ян­ное поль­зо­ва­ние реше­ни­ем орга­нов гос. вла­сти или ОМСУ;
  • на осно­ве дого­во­ра купли-продажи;
  • дого­во­ров арен­ды или без­воз­мезд­но­го пользования. ‘

Продажа земли государственной и муниципальной стоимости

Про­да­жа земель­ных наде­лов про­ис­хо­дит на пуб­лич­ных тор­гах, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, ого­во­рен­ных земель­ным кодек­сом в ст. 39.3. п. 2 ЗК РФ.

Про­да­же под­ле­жат толь­ко те участ­ки, на кото­рых не пла­ни­ру­ет­ся стро­и­тель­ство объ­ек­тов недви­жи­мо­сти в соот­вет­ствии с ВРИ участ­ка, за исключением:

  • про­да­жи без пуб­лич­ных торгов;
  • про­да­жи зем­ли в соб­ствен­ность граж­да­нам для ИЖС, ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ство, КФХ на аук­ци­о­нах (ст. 39.18 ЗК).

Без тор­гов мож­но выку­пить у госу­дар­ства или муни­ци­па­ли­те­та участки:

  • обра­зо­ван­ные из сдан­ных в арен­ду или без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние ЗУ для ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии (КОТ):
    • юри­ди­че­ским лицам (но не в целях стро­и­тель­ства жилья эконом-класса);
    • неком­мер­че­ским граж­дан­ским орга­ни­за­ци­ям в целях ИЖС (кро­ме участ­ков обще­го пользования);
  • обра­зо­ван­ные из ЗУ в садоводческих/огороднических това­ри­ще­ствах (СНТ/ОНТ);
  • на кото­рых нахо­дят­ся объ­ек­ты недви­жи­мо­сти их собственникам;
  • нахо­дя­щи­е­ся в бес­сроч­ном поль­зо­ва­нии у юрлиц;
  • для веде­ния фер­мер­ской и с/х дея­тель­но­сти на осно­ва­нии зако­на “Об обо­ро­те земель”;
  • на зем­лях сель­хоз­на­зна­че­ния, предо­став­лен­ные для с/х про­из­вод­ства граж­да­нам и юрли­цам в арен­ду после исте­че­ния трех лет дей­ствия аренд­но­го договора;
  • для ИЖС, ЛПХ, веде­ния садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства граж­да­нам и КФХ;
  • вхо­дя­щие в состав ДФО (Даль­не­во­сточ­но­го фед. органа);
  • в иных слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных в п. 2 ст. 39.3.

Раздел VII. Нормативная цена земли

По какой цене происходит продажа участка

Про­даж­ная цена земель­но­го участ­ка, нахо­дя­ще­го­ся в гос. или мун. соб­ствен­но­сти определяется:

  • по резуль­та­там пуб­лич­ных торгов;
  • по его кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти (КС), если про­да­жа осу­ществ­ля­лась без тор­гов или дру­гой цене, уста­нов­лен­ной феде­раль­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­нам (при этом цена про­да­ва­е­мо­го участ­ка не может быть выше кадаст­ро­вой стоимости).

Пра­ви­ла опре­де­ле­ния цены ЗУ без про­ве­де­ния тор­гов уста­нов­ле­ны поста­нов­ле­ни­ем № 279 от 26.03.2015 г.

Нор­ма­тив­ная цена в 60 % от КС устанавливается:

  • на участ­ки под ЛПХ, ИЖС, садо­вод­ство, гараж­ное стро­и­тель­ство граж­дан, явля­ю­щих­ся соб­ствен­ни­ка­ми объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, кото­рые нахо­дят­ся на этих ЗУ;
  • на участ­ки юри­ди­че­ских лиц, с рас­по­ло­жен­ны­ми на них объ­ек­та­ми феде­раль­но­го (реги­о­наль­но­го) зна­че­ния, соб­ствен­ни­ка­ми кото­рых они являются.

Нор­ма­тив­ная цена земель­но­го участ­ка в 2.5 % КС при­ме­ня­ет­ся при про­да­же ЗУ:

  • неком­мер­че­ской граж­дан­ской орга­ни­за­ции, при­об­ре­та­ю­щей надел в целях КОТ для ИЖС;
  • соб­ствен­ни­ку объ­ек­тов, рас­по­ло­жен­ных на зем­лях, вве­ден­ных в обо­рот, при усло­вии воз­ник­но­ве­ния пра­ва соб­ствен­но­сти в пери­од изъ­я­тия из обо­ро­та ЗУ, либо огра­ни­че­ния в обо­ро­те не поз­же 01.07.2012 г.

Таким обра­зом под нор­ма­тив­ной сто­и­мо­стью зем­ли, нахо­дя­щей­ся в гос./мун. соб­ствен­но­сти, пони­ма­ет­ся обыч­но ниж­няя цено­вая гра­ни­ца до кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти вклю­чи­тель­но, по кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся про­да­жа участ­ков без торгов.

Раздел VII. Нормативная цена земли

Как определяется нормативная цена земли

Нор­ма­тив­ная цена зем­ли уста­нав­ли­ва­ет­ся еже­год­но испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми вла­сти субъ­ек­тов РФ на осно­ва­нии цено­во­го зони­ро­ва­ния (пра­ви­тель­ствен­ное поста­нов­ле­ние № 319 от 1997 г.) и зако­на “О пла­те за землю”.

  • ОМСУ ана­ли­зи­ру­ет состо­я­ние рын­ка, опре­де­ля­ет коли­че­ство оце­ноч­ных зон и их гра­ни­цы и впра­ве изме­нить нор­ма­тив­ную цену, но не более чем на 25%.
  • НЦЗ не долж­на быть выше 75% рыноч­ной сто­и­мо­сти земель­ных участ­ков ана­ло­гич­но­го типа и ВРИ.
  • Коми­те­ты по зем­ле­устрой­ству (районные/городские) обя­за­ны выда­вать граж­да­нам доку­мен­ты о нор­ма­тив­ной сто­и­мо­сти ЗУ.
  • Раз­ра­бот­ка основ­ных нор­ма­ти­вов по опре­де­ле­нию НЦЗ и цено­вых зон воз­ло­же­на на Гос­ко­ми­тет РФ по зем­ле­устрой­ству и зем. ресур­сам и феде­раль­ные испол­ни­тель­ные органы.

В каких случаях нужна нормативная цена земли

Нор­ма­тив­ная цена используется:

  • при рас­че­те оку­па­е­мо­сти земель­но­го участка;
  • пере­да­че ЗУ в соб­ствен­ность бесплатно;
  • про­да­же участ­ков без про­ве­де­ния торгов;
  • рас­пре­де­ле­нии долей при наследовании;
  • при раз­де­ле общей сов­мест­ной и доле­вой собственности;
  • даре­нии;
  • пере­да­че земель­но­го участ­ка в залог и в др. случаях.

При нало­го­об­ло­же­нии, обыч­но исполь­зу­ет­ся не нор­ма­тив­ная цена зем­ли, а кадаст­ро­вая или рыноч­ная, а при их отсут­ствии — инвентаризационная.

Раздел VII. Нормативная цена земли Раздел VII. Нормативная цена земли

Что такое удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и как он определяется

Раздел VII. Нормативная цена земли

  • Все сведения о них отображаются в кадастре, который хранится в уполномоченных государственных органах.
  • Но имущество и земля в РФ облагаются налогами.
  • Чтобы правильно их исчислять и предотвратить путаницу при определении арендных платежей, утвержден показатель – кадастровая стоимость.
  • По сути, это — рыночная цена недвижимости, которая устанавливается в результате оценки государственных органов.

Изменения в законодательстве

Изменения, внесенные ФЗ-237, вступившим в силу в 2018 году, несколько корректируют порядок расчета и методы оспаривания кадастровой цены недвижимости.

Касается это всех, кто имеет в собственности квартиру, дом, дачу, участок, а именно:

  1. Правом проводить оценку теперь наделяются только специализированные бюджетные организации. Ранее эту процедуру проводили частные оценщики, отбираемые на конкурсной основе местными властями. При этом критерий «цена – качество» соблюдался не всегда.
  2. За работу оценщиков теперь будут отвечать бюджетные учреждения, устанавливается надзор Росреестра за осуществлением кадастровой оценки. Ранее деятельность оценщиков не подлежала никакому контролю. Исправлять их «погрешности» приходилось самим владельцам недвижимости, заказывая альтернативную оценку из личных средств и оспаривая расчеты.
  3. Законом установлена также ответственность за ошибки оценщиков: нанесенные собственникам недвижимости убытки должны быть возмещены за весь период, в котором применялась неправильная кадастровая стоимость.
  4. Нововведения касаются и исправления ошибок в кадастровой стоимости. К примеру, если ошибка была допущена в многоэтажном доме или товариществе, и кто-то один заметил эту ошибку, то исправить ситуацию должны одновременно всем участникам.
  5. Региональным властям дается право заказывать внеочередную оценку, если цены на недвижимость в данном регионе упали более чем на 30%.
  6. В новом законе остается возможность оспаривать стоимость в специальной комиссии или через суд. Но, кроме этого, теперь можно запросто выразить претензии самим оценщикам.В данном случае они обязаны дать разъяснение обратившемуся гражданину, как они провели расчеты. Если в ходе разбирательства обнаружена ошибка, оценщики сразу же ее исправляют.
Читайте также:  Статья 103.7. Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества

В полной мере закон вступит в силу в 2020 году. До этого момента период считается переходным, старые правила действуют одновременно с новыми.

Раздел VII. Нормативная цена земли

  1. Все участки делятся по своему назначению и видам использования.
  2. Одним из вариантов определения цены надела является метод с применением удельного показателя кадастровой стоимости.
  3. Другими словами, удельный показатель кадастровой стоимости — единица измерения цены участка за метр квадратный.
  4. Показатель является неотъемлемой частью исчисления КС надела и расчета налога на недвижимость. Его применение обосновано в таких ситуациях:
  • Когда образовываются новые земельные участки;
  • Когда один объект переводится из одного вида эксплуатации в другой;
  • Изменяется целевое назначение надела.

Регионы и их населенные пункты меняют этот показатель каждый квартал.

Как рассчитать среднюю стоимость надела по кадастру?

  • Рассчитать среднюю стоимость надела можно, используя формулу:
  • Стоимость = УПКС * площадь участка.
  • Кадастровая стоимость определяется в порядке, установленном Методическими рекомендациями № 26, которые были разработаны в 2018 году:
  • В каждом регионе земельные наделы объединяют в группы, подлежащие оценки;
  • Внутри такой группы исчисляется УПКС;
  • Проводиться растет кадастровой стоимости для каждого объекта.

Стоимость по кадастру может быть изменена путем применения понижающих коэффициентов при наличии у земельного участка особых характеристик.

Ставки налога на землю регулируются установлением верхних границ: от 3% до 10-15%. Муниципальные органы власти имеют право уменьшать эти границы.

Как определяется УПКС земель населенных пунктов или сельхозназначения?

Раздел VII. Нормативная цена землиДля удобства расчета земельные наделы формируют в группы по схожести факторов ценообразования:

  • Личные хозяйства, имеющие застройки;
  • Товарищества огородников и садоводов;
  • Дачные объединения;
  • Жилые дома.

Удельный показатель кадастровой стоимости определяется таким образом:

  • Для каждой сформированной группы определяются свои факторы, влияющие на цену;
  • Изыскивается участок, который включает в себя наибольшее количество типичных характеристик;
  • Образуется подгруппа объектов, показатели которых схожи;
  • Анализируется собранная рыночная информация для каждой подгруппы;
  • Отслеживается взаимосвязь рыночной цены от образующих ее факторов;
  • Рассчитывается УПКС для выделенного типичного участка.
  1. Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости является связывающим звеном среди объектов одной оценочной группы.
  2. Формула расчета следующая:
  3. УПКС = (Рпос + Рсделки) * Кi, где:
  • Рпос – определенные характеристики окружения участка;
  • Рсделки – рыночная стоимость объекта;
  • Кi – уточняющий коэффициент для конкретного участка.

В свою очередь показатель инфраструктуры (Рпос) складывается из стоимости коммуникаций надела.

Рыночную стоимость объекта (Рсделки) можно рассчитать по формуле:

Рсделки = (Р1*Пк)/100, где:

  • Р1 – инвентарная стоимость объекта;
  • Пк – коэффициент конкретной территории, определяемый как сумма всех коэффициентов по улучшению данного участка (удобное месторасположение, связывающее расстояние до элементов инфраструктуры, наличие или отсутствие инженерных сетей).

Возможность оспаривания значения

В расчете значения удельного показателя берутся объективные факторы, но обработка их происходит при помощи обобщенных статистических методов. По этой причине получившийся результат может превышать допустимые нормы и ожидания собственника объекта.

Раздел VII. Нормативная цена землиПри несогласии владельца участка с методами расчета и результатами решить вопрос можно, если подать заявление:

  • В комиссию по рассмотрению споров;
  • В суд.
  • Всю необходимую информацию о кадастровой стоимости можно запросить лично или через интернет в ЕГРН.
  • При получении результата, затрагивающего интересы собственника, можно запросить разъяснение.
  • Для отстаивания своих прав нужно заказать дополнительную нормативную оценку. Если результаты ее не совпадут с «государственной», можно начинать обжалование и доказывать, что:
  • При оценке участка использованы недостоверные данные или не учтены понижающие поправочные коэффициенты;
  • Государственная экспертиза проведена в нарушение Методики проведения гос. экспертизы землеустроительной документации. Это также является причиной, которая позволяет обжаловать и отменять решение об утверждении техдокументации.

Срок рассмотрения прошения о пересмотре цены участка – 30 дней с момента подачи заявления.

Заключение

Метод расчета кадастровой стоимости земельных наделов при помощи удельного показателя считается наиболее востребованным, так как с его применением можно произвести массовую оценку объектов.

Сам УПКС отличается в зависимости от региона. В каждом субъекте РФ государственными органами применяются те показатели, которые установлены в них.

Нормативная цена земли

Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости, введенный для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».

В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

В силу сложившихся в России особенностей обложения земельным налогом базовая величина нормативной цены по части земель может не соответствовать реально существующему уровню рыночных цен. Органы местного самоуправления вправе своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

  • Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
  • В соответствии с Письмом Комитета РФ по земельным ресурсам землеустройству от 28 декабря 1994г. № 1-16/2096 «О порядке определения нормативной цены земли» в условиях формирования земельного рынка основными источниками получения информации о рыночных ценах на землю могут быть:
  • — договора купли — продажи земельных участков, заключенные по результатам конкурсов и аукционов;
  • — договорные цены на земельные участки, выкупаемые гражданами в собственность;
  • — данные о предложениях по продаже земельных участков по информационным риэлтерским и иным бюллетеням, объявлениям и сообщениям о намерениях продать земельный участок. При использовании этих данных следует учитывать, что результаты совершенных сделок (как показывает практика) ниже цены предложения на 20 — 50%;
  1. — данные государственной статистики.
  2. При использовании перечисленных источников информации из рыночной цены застроенного земельного участка исключается цена расположенных на нем объектов недвижимости.
  3. В условиях недостаточной информации о реально складывающихся рыночных ценах при совершении сделок с земельными участками, учитывая сложность решаемой задачи и ее социально-экономическую значимость, определение складывающегося уровня рыночных цен на землю и соответствующей ему нормативной цены земли предлагается производить экспертным путем на основе указанных ранее источников информации, их анализа с учетом характера и достоверности каждого из этих источников и обобщения экспертных оценок специалистов комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
  4. В качестве экспертов привлекаются специалисты:
  5. — органов исполнительной власти субъекта РФ по финансам, земельным ресурсам и землеустройству, управлению имуществом, налогам, градостроительству и архитектуре;
  6. — администраций районов и городов;
  7. — агентств по торговле недвижимостью и организации аукционных торгов;

Раздел VII. Нормативная цена земли

  • — территориальных проектных организаций и организаций, выполняющих работы по экономической оценке территорий;
  • — органов управления ведущими отраслями хозяйственного комплекса региона;
  • — по инженерно-транспортному обустройству территории;
  • — региональных банков, осуществляющих ипотечное кредитование.
  • В зависимости от местных условий и категории оцениваемых земель в качестве экспертов могут также привлекаться специалисты:
  • — сельского, лесного, водного и иного хозяйства;
  • — горного дела;
  • — экологии и охраны природы, охраны памятников истории и культуры;
  • — отдыха, туризма и других областей.
  • Для последующего ценового зонирования на территории субъекта РФ выделяются следующие основные группы земель:
  • — земли городов и поселков;
  • — земли сельских населенных пунктов;
  • — земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне черты населенных пунктов;
  • — земли для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов;
  • — земли сельскохозяйственного назначения (вне черты населенных пунктов), кроме земель, предоставленных для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства (далее по тексту — земли сельскохозяйственного назначения).
  • Экспертные оценки величины нормативной цены выделенных групп земель производятся последовательно, начиная с земель городов с наиболее развитым социально-культурным потенциалом на территории субъекта РФ.
  • Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее.
  • Факторами, влияющими на нормативную цену земли города, поселка, сельского населенного пункта, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов, являются:
  • — обеспеченность территории внешними и внутренними магистральными и местными транспортными сетями, транспортная доступность основных региональных административных, культурных центров;
  • — обеспеченность территории инженерными сетями и сооружениями коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, газификация, электроснабжение, телефонизация, канализация стоков);
  • — численность и плотность населения;
  • — уровень развития социальной сферы (обеспеченность жилым фондом, медицинскими, образовательными, торговыми и другими учреждениями социальной сферы);
  • — санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды (загрязнение, запыление и др.);
  • — состояние природного комплекса, архитектурно — ландшафтные условия (облесенность территории, наличие водоемов, санаториев, домов отдыха и других рекреационных зон и объектов);
  • — уровень развития хозяйственного комплекса, уровень доходов и занятости населения;
  • — безопасность проживания;
  • — инженерно-геологические условия строительства (сейсмичность, подверженность территории карстовым явлениям, наводнениям, оползням, селям, подтоплению, эрозии);
  • — качество почвы (для земель поселков, сельских населенных пунктов, садоводческих и животноводческих товариществ, а также для земель личного подсобного хозяйства).
  • Факторами, влияющими на нормативную цену земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов являются:
Читайте также:  Статья 22. размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность

— уровень развития производственной инфраструктуры региона: наличие и близость грузовых портов, узловых железнодорожных станций, обеспеченность магистральными и местными транспортными сетями, расположение предприятий, перерабатывающих местное сырье и сельскохозяйственную продукцию, пунктов приемки, складирования и хранения готовой продукции и т.д.;

  1. — уровень инженерного обустройства территории;
  2. — уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов и возможность привлечения квалифицированной рабочей силы;
  3. — экологическое состояние и устойчивость природного комплекса.
  4. Факторами, влияющими на нормативную цену земли сельскохозяйственного назначения, являются:
  5. — обеспеченность территории магистральными и местными транспортными сетями, доступность рынков сбыта, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, удаленность от региональных промышленных и культурных центров;
  6. — уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов;
  7. — уровень плодородия почв сельскохозяйственных угодий;
  8. — санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды.
  9. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

Нормативная, рыночная и кадастровая стоимость земельного участка — Юридическая консультация

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»).

Из вышеприведенного определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке.

Данное понятие было введено в российское законодательство в начале 90-х годов прошлого века для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и т.д.

Затем на смену данного института с принятием Земельного кодекса РФ пришел институт кадастровой стоимости земельного участка. Однако иногда нормативная стоимость земли до сих пор запрашивается заинтересованными лицами для осуществления нотариальных сделок при оформлении наследства либо для предоставления в суд по делам об имущественных спорах.

Кадастровая стоимость – это условный экономический показатель, необходимый для регулирования земельных отношений, различных сделок с землей и установления определенной цены на земельный участок.

Кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости участка и применяется главным образом в целях налогообложения, а зависит от ряда параметров: местоположения, инфраструктуры, категории земель и т.п.

Кадастровая стоимость земли определяется в границах оценочных зон и устанавливается на основе государственной кадастровой оценки земель (ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Под рыночной стоимостью земельного участка понимают наиболее вероятную цену участка при реализации его на открытом и конкурентом рынке, когда стороны сделки обладают информацией о реализуемом объекте с учетом общей рыночной ситуации и тенденций на рынке недвижимости.

На рыночную стоимость влияет состояние спроса и предложения на земельные участки, аналогичные реализуемому в конкретной сделке, рыночная цена не может значительно отличаться от цен на эквивалентные или близкие по параметрам объекты.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Сказали спасибо:

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Из определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке.

Данное понятие было введено в российское законодательство в начале 90-х годов прошлого века. 

Понятие «нормативная цена земли» было введено для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и т.д.

Затем на смену данного института с принятием Земельного кодекса пришел институт кадастровой стоимости земельного участка. Однако иногда нормативная стоимость земли запрашивается заинтересованными лицами для осуществления нотариальных сделок при оформлении наследства, либо для предоставления в суд по делам об имущественных спорах.

Справки о нормативной стоимости земли предоставляют бесплатно территориальные органы Росреестра. Жители Пермского края могут обратиться в центральный офис Управления Росреестра по адресу: г.Пермь, ул.Ленина, 66/2, каб.203 либо в любой территориальный отдел Управления.

Обратиться с заявлением о предоставлении сведений о нормативной цене земли может любое заинтересованное лицо, чьи права могут быть затронуты, или лицо, являющееся представителем заявителя по доверенности.

К заявлению прилагаются:

  • копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на землю (при наличии);
  • копия свидетельства о смерти при вступлении в наследство;
  • копии документов, содержащие сведения о кадастровом номере земельного участка (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости);
  • доверенность для представителя заинтересованного лица.

Срок рассмотрения заявления составляет 30 календарных дней со дня регистрации. По результатам рассмотрения заявления выдается акт о нормативной стоимости земельного участка. 

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра — филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

Ссылка на основную публикацию