Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

3 декабря в России отмечается День Неизвестного Солдата. Поиск и идентификация останков советских воинов, погибших во время Великой Отечественной, начались практически сразу после Великой Победы.

Однако в последние десять лет в России эти работы ведутся особенно активно. С 2006 года поиском павших в ВОВ и восстановлением их имён занимается Министерство обороны РФ вместе с общественными организациями.

О том, как сегодня сохраняется память героев Великой Отечественной войны, — в материале RT.

3 декабря в 1966 года, в канун 25-й годовщины разгрома нацистских войск под Москвой, прах Неизвестного Солдата был перенесён из братской могилы у 40-го км Ленинградского шоссе и торжественно захоронен у Кремлёвской стены в Александровском саду. 8 мая 1967 года, накануне празднования Дня Победы, на этом месте был открыт мемориал и зажжён вечный огонь. С 2014 года в России 3 декабря отмечается День Неизвестного Солдата.

Поисковое движение

18 февраля 1946 года было издано постановление Совета Народных комиссаров СССР №405-1650 «О взятии на учёт воинских захоронений, о благоустройстве и сохранении братских могил и захоронений бойцов и командиров Красной армии, партизан и партизанок Великой Отечественной войны». В рамках этого постановления в течение нескольких лет в Советском Союзе на государственном уровне проводились поиск и идентификация останков погибших красноармейцев. Впоследствии к работе подключились добровольцы.

Поиск и восстановление имён погибших сопряжены с рядом трудностей. Во время Великой Отечественной в армии были созданы специальные похоронные команды. Порядок их работы регламентировался специальным приказом наркома обороны СССР.

Документ на восьми страницах скрупулезно описывал процедуру захоронения советских солдат и офицеров.

Однако, по словам экспертов, эти команды порой были недостаточно укомплектованы, к тому же в тяжёлых условиях боевых действий осуществлять захоронения должным образом удавалось далеко не всегда, поэтому теперь приходится прикладывать немало усилий, чтобы определить точное место поисков.

Идентифицировать останки тоже непросто. С 1941 года каждый военнослужащий Красной армии был обязан иметь при себе эбонитовый медальон-капсулу, в которой хранился бланк с его персональными данными.

«Медальоны-капсулы носили при себе не все солдаты. Кто-то использовал его в качестве мундштука для курения табака, кто-то — в качестве футляра для иголок и ниток, некоторые солдаты не носили медальоны из суеверия», — рассказал в беседе с RT участник поисковых экспедиций Пётр Петько, председатель Брестского отделения Белорусского республиканского союза молодежи.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

  • Медальон-капсула, в которой хранился бланк с персональными данными советского солдата
  • © Поисковый отряд Рубеж

В июле 1941 года в Советской армии была введена книжка красноармейца, и с 17 ноября 1942 года медальоны перестали выдавать.

«Однако некоторые солдаты по-прежнему сохраняли медальоны при себе или делали их самостоятельно — из гильз патронов. Введённые вместо медальонов книжки красноармейцев сохранялись хуже», — пояснил Петько.

Сохранение памяти

22 января 2006 года президент России Владимир Путин подписал указ №37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», в котором на Министерство обороны РФ были возложены полномочия по увековечению памяти и организации поиска останков безымянных защитников Отечества, а также работа по восстановлению их имён.

В рамках исполнения указа президента в 2006 году Министерством обороны России был создан интернет-проект объединённой базы данных (ОБД) «Мемориал», где на сегодня в открытом доступе находится 11,8 млн цифровых копий документов о безвозвратных потерях периода Великой Отечественной. Также 1 апреля 2007 года был сформирован 90-й отдельный специальный поисковый батальон. С 2007 года при взаимодействии с общественными поисковыми организациями батальоном найдено 8620 останков советских воинов и установлены имена 502 погибших.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

  • Военнослужащие роты почётного караула Ленинградского военного округа на церемонии передачи останков лётчиков экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 Павла Кузнецова, Афанасия Фадеева и Константина Рогова в Ивангороде
  • РИА Новости

В 2011 году Общественной палатой России была учреждена медаль «За сохранение исторической памяти» в целях поддержки поисковой и военно-исторической работы. В 2013 году создано Поисковое движение России — общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества, которое объединяет более 42 тыс. человек.

«Поисковое движение России осуществляет полевые работы по поиску незахороненных останков людей, погибших в годы Великой Отечественной войны. По закону мы обязаны сообщать о найденных воинских останках в уполномоченные органы государственной власти.

Захоронением занимается исключительно государство, однако как для общественной организации для нас важно не просто обнаружить воинские останки, но и поспособствовать их идентификации и поиску живых родственников (погибших.

— RT)», — отметила в беседе с RT член Общественной палаты России Елена Цунаева.

В 2017 году движение провело около 1400 мероприятий по поиску, разведке и организации захоронений останков военнослужащих, погибших в годы ВОВ.

Также ежегодно поиском погибших бойцов занимается Российское военно-историческое общество (РВИО).

«За прошлый год удалось найти около 3 тыс. останков незахороненных военнослужащих. Большая часть находок была сделана в Ржевском районе Тверской области. Поиски также велись в Новгородской, Ленинградской, Смоленской и других областях страны», — сказал в беседе с RT научный директор РВИО Михаил Мягков.

В особых условиях

В 2017 году Минобороны РФ совместно с Поисковым движением России, Русским географическим обществом и Российским военно-историческим обществом провело 17 поисковых экспедиций в труднодоступной местности — в горных районах и под водой. 16 экспедиций проходили на территории России и одна — в Белоруссии.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

  • На церемонии возложения цветов к памятнику морякам Тихоокеанского флота в Гайдамакском сквере (Владивосток) во время памятного мероприятия, посвящённого Дню Неизвестного Солдата
  • РИА Новости

В поисковых мероприятиях приняли участие представители Западного, Южного, Восточного военных округов, всех флотов, 90-й отдельный специальный поисковый батальон и 34-я горная отдельная мотострелковая бригада, а также многочисленные общественные объединения. Всего было задействовано свыше 2400 человек из 58 регионов России и шести зарубежных стран.

В результате были найдены и обследованы останки 596 военнослужащих.

Никто не забыт

По сведениям Минобороны РФ, на 1 февраля 2017 года на территории России покоятся 1 974 688 неизвестных солдат.

Это общие данные по воинским захоронениям за последние сто лет, которые приводятся в докладе начальника Управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны РФ Владимира Попова. Конечно, далеко не все из этих неизвестных солдат пали в годы Великой Отечественной.

По словам экспертов, поиски павших в ВОВ будут продолжены до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат. А сейчас родственники тех красноармейцев, чьи останки не найдены или не опознаны, приходят поклониться их памяти к Могиле Неизвестного Солдата.

«Создание мемориала Неизвестному Солдату дало возможность миллионам людей, чьи погибшие на войне родственники не были опознаны или найдены, отдать дань памяти своим близким. Появилось место скорби и боли целого народа, где люди могли почтить павших в боях за Отчизну. Это позволило сохранить связь разных времён и поколений», — подчеркнул Мягков.

Александр Рудницкий об останках репрессированных в Новосибирске: «Дело железного командарма живет»

© Алексей Мазур. Участок на углу Нарымской и 1905 года, 2013 год

Читайте также:  Пленумы Верховного суда Российской Федерации - советы юриста

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения 23 Окт 2017, 12:08

Когда в 1940 году «железный командарм» Ежов был расстрелян соратниками за организацию заговора в НКВД, шпионаж и гомосексуальные связи с членами ВКП(б) в антисоветских и корыстных целях, не были оправданы и реабилитированы более 1,5 млн человек, осужденных по первому и второму разрядам в результате спецоперации, которую называют Большим террором.

Не был
отменен и изданный им приказ №00447, которым предписывалось: «Приговора по
первой категории (расстрел, АР) приводятся… с обязательным полным сохранением в
тайне времени и места приведения приговора в исполнение».

Секретность
уничтожения людей — это один из садистских способов террора, обрекающий
родственников на неизвестность до конца своих дней о судьбе давно убитых
близких.

В соответствии с этим приказом тысячи новосибирцев до сих не знают, где были расстреляны и зарыты в землю их близкие, реабилитированные государством.

В наше время, в 2012–13 годы Новосибирск отличился еще одним актом вандализма — несмотря на протесты общественности бывшие здания следственно-пересыльной тюрьмы на улице 1905 года были снесены, а прах заключенных, погребенный на ее территории, был вывезен на свалку, вместе со строительным мусором.

Во время сноса этих зданий четыре раза были обнаружены останки людей: 20 мая и осенью 2012 года, 8 и 16 мая 2013-го. Уголовные дела не возбуждались. Вопреки закону стройка для розыска других захоронений и погребения останков по-человечески не приостанавливалась.

Только в последнем случае несколько мешков мусора с разрозненными обломками костей были переданы в Новосибирское областное бюро судебно-медицинской экспертизы.

После варварского сноса тюрьмы и вывоза останков заключенных на свалку эти кости остались единственным материальным свидетельством уничтожения людей в этой тюрьме.

Для реализации Концепции государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, утвержденной правительством РФ 15 августа 2015 года, новосибирский «Мемориал» обратился в мэрию Новосибирска с просьбой поддержать два проекта:

1. Установить памятник жертвам террора, чьи могилы и места массовых захоронений не известны. Мэрия Новосибирска предложила возвести этот памятник как продолжение существующего в Нарымском сквере памятника жертвам политических репрессий.

В качестве первого этапа создания этого памятника «Мемориал» 23.08.2016 года предложил установить памятный знак в виде валуна с надписью.

Тысячи новосибирцев и гостей города получат возможность возлагать цветы к этому памятнику в память о своих близких.

2. Погребение останков из массового захоронения в основании существующего памятника жертвам политических репрессий. Мэрия обусловила свое согласие кремацией останков. На торцах этого памятника расположена малозаметная надпись с перечислением 40 самых крупных концентрационных лагерей, общей численностью 4 млн заключенных.

Предлагается ее дополнить второй надписью, выполненную в том же стиле: «Здесь в память о бесчисленных жертвах террора, чьи места захоронений неизвестны, покоится прах не менее 32 заключенных, обнаруженный при сносе новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы».

Место размещения этой надписи предложено автором памятника профессором Александром Гамалеем.

Наше обращение в мэрию от 23 августа 2016 года было передано в Художественный совет Новосибирска, рекомендации которого являются необходимым этапом рассмотрения подобных проектов. Дополнительно в ответе мэра от 22 сентября был приведен перечень необходимых приложений к проектам.

135094 Новосибирск, Ложок и Нарым на карте большого террора

После этого начались неожиданные сложности. Заместитель директора крематория Павел Новиков сообщил, что в бюджете города не предусмотрены средства на кремацию этой категории останков, и для кремации необходимо представить паспорта погибших.

Он, правда, не уточнил, необходимы ли паспорта всех 32 человек, чьи правые большие берцовые кости попали в ковш экскаватора, или достаточно представить паспорт человека, которому принадлежал единственный целый череп, обнаруженный там же.

Также, ссылаясь на устные консультации надзорных органов, он напомнил, что погребение умерших, чьи личности не были установлены, согласно п.1 ст.12 ФЗ от 12.01.

1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» осуществляется специальными службами на специально отведенных местах общественных кладбищ для захоронения неопознанных трупов.

Генеральный директор «Похоронного дома ИМИ», депутат городского совета Сергей Бондаренко организовал кремацию останков. И сделал это за собственный счет. Надзорные органы, которым кто-то любезно донес об этой церемонии, не нашли повода для прокурорского реагирования.

Художественный совет — совещательный орган. Его рекомендация или отказ в рекомендации не носят императивного характера, но отсутствие решения совета блокирует продвижение проекта.

Советник мэра, председатель художественного совета Александр Ложкин выбрал последний путь.

Обсуждение наших проектов на заседаниях совета назначалось трижды, и трижды решения по существу откладывались под абсурдными поводами:

  • 9 ноября 2016 года проект был снят с обсуждения, так как я не представил заранее презентацию своего доклада. Но в перечне необходимых приложений к проектам, полученным мною за подписью мэра, презентация отсутствует, да и положением о совете не предусмотрена цензура презентаций.

Митрофаньевское ш. — дорога по могилам. Куда исчезли надгробные памятники Митрофаниевского кладбища?

Осенью 2005 г. были начаты работы по расширению Митрофаньевского шоссе, с целью пробивки его в южном направлении и соединения с Кубинской улицей.

В процессе строительных работ ЗАО «Лендорстрой-2» из земли была извлечена масса надгробных памятников, обнаружение которых подтверждает, что большая часть Митрофаниевского шоссе проходит по территории некрополя.

О судьбе этих надгробных памятниках рассказывается в статье заместителя председателя Митрофаниевского союза И. В. Попова «Митрофаньевское шоссе — автодорога по могилам. Куда исчезли надгробные памятники Митрофаниевского кладбища?»

Осенью 2005 года в С.-Петербурге были начаты работы по расширению Митрофаньевского шоссе, с целью пробивки его в южном направлении и соединения с Кубинской улицей. С открытием восемь лет назад, в октябре 2007 года, параллельной Московскому проспекту сквозной магистрали непрерывного движения улучшилась транспортная ситуация в южной части города.

Вот что писала по поводу строительства этой магистрали в дни открытия сквозного движения по Митрофаньевскому шоссе газета городских новостей «Фонтанка.ру»:

«Стоимость строительства этого участка шоссе составила 4 миллиарда 400 миллионов рублей. Работы начались осенью 2005 года. За это время между Варшавским и Балтийским вокзалами была проложена 4-полосная магистраль длиной почти в 4 километра с путепроводом над железнодорожными путями и мостом через Обводный канал.

Теперь пропускная способность Митрофаньевского шоссе составляет 60 тысяч автомобилей в сутки. Длина путепровода над путями Октябрьской железной дороги равна 1200 метров, а мост через Обводный канал имеет протяженность 33 метра…

Как сообщила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, в стоимость новой трассы входит не только дорога, но и прокладка 100 километров сетей и строительство подземного перехода около станции метро «Балтийская».

«60 процентов затраченных на объект средств пошли на перекладку водопроводных, электрических сетей, газопровода. Когда мы начали детально разбираться с этой территорией — здесь было сплошное уныние. А неухоженные территории имеют свойства «обрастать».

Прогнившие сети, заброшенные гаражи, полуразрушенные здания. Нам пришлось даже выкупать часть собственности», — отметила губернатор.

Сейчас эта земля, своеобразный «медвежий угол», становится инвестиционно привлекательной: участки вдоль новой трассы будут выставлены городом на торги под застройку и освоение».

Читайте также:  Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании конституции российской федерации

Подробнее см. «На Митрофаньевском подумай о возвышенном» 10.10.2007 13:51 Новости С.-Петербурга. Фонтанка.ру

Действительно, казалось бы, благо для города. И дорога удобная.

Однако, известно, что при осуществлении дорожных работ по расширению полосы движения на самом Митрофаньевском шоссе близ его пересечения с Малой Митрофаниевской улицей, оно прошло по могилам горожан, похороненных на главной аллее Митрофаниевского кладбища, а также по могилам погребенных близ Митрофаниевского и Спасского храмов. Были потревожены захоронения усопших и при прокладке сетей. Работы, которые здесь с осени 2005 по осень 2007 года вело ЗАО «Лендорстрой-2», затронули захоронения многих петербуржцев, погребенных на Митрофаниевском кладбище. В ходе работ по расширению шоссе на поверхность земли извлекались надгробные памятники, порой — остатки гробов и останки погребенных людей. Памятники были разбросаны по территории, прилегавшей к шоссе по обе его строны. Останки, к слову сказать, со слов рабочих, тут же предавались земле. Вероятно, из суеверного страха и опасения нести ответственность перед законом.

В соответствии с Федеральным законом 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»(Статья 16 часть 6): «Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается».

(Статья 22 «Старые военные и ранее неизвестные захоронения» часть 3): «При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших».(т.е. в случае обнаружения не захороненных воинов, погибших на поле боя и в других подобных же случаях).

Здесь мы имеем случай, когда наличие здесь мест погребения было хорошо известно. Тогда смотрим ст. 16 п.6 Федерального закона. Если же кому-то наличие здесь мест погребения Митрофаниевского кладбища (захоронений 1831-1927 и 1941-1945 гг.

), известно не было, в соответствии со ст. 22 закона 8-ФЗ, при нахождении останков первого же, а тем более второго, третьего усопшего, «ранее неизвестное» место захоронения обязаны были обозначить и зарегистрировать.

И никаких раскапываний кладбища и никаких строек на могилах.

По закону при нахождении захоронений людей (неизвестных человеческих останков) строительные работы должны были быть немедленно прекращены, обнаружившие их должны обратиться в полицию и прокуратуру с целью исследования вопроса что это за останки, как они здесь оказались, каким временем датированы и др. Полицией и прокуратурой составляются соответствующие акты, к делу привлекаются прокуроры-криминалисты. Прокуратурой возбуждается уголовное дело с целью проведения судебно-медицинской экспертизы.

Осквернение могил: выкапывание гроба с останками покойного, вскрытие гроба и др., наказывается, в соответствии с частью 1 статьи 244 Уголовного Кодекса РФ (см.

приложение) «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» арестом до 3-х месяцев или годом исправительных работ.

Те же деяния, совершенные: группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой… наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Понятно, что компании было не выгодно оставнавливать работы и заниматься какими-то останками.

Полоса движения прошла прямо по могиле героя Отечественной войны 1812 года и Крымской войныгенерала Павла Петровича Липранди (+ 1864) и его супруги Марии Федоровны (+1843). Биография П.П.Липранди – см. ссылку.

Вид от ограды захоронения супругов Липранди на Митрофаниевский храм.Фото из Архива ИИМК РАН, 1910-е годы. Могила супругов Липранди на Митрофаниевском кладбище.Фото из Архива ИИМК РАН, 1910-е годы.

Именно на этом месте, у светофора, на пешеходном переходе на углу Митрофаньевского шоссе и Малой Митрофаньевской улицы, постоянно происходят аварии и бьются автомобили.

Прямо по центру шоссе оказалось место погребения двухлетней девочки- младенца Олечки Ковалевой, (+ 1909), памятник которой в 1960-х годах, при прокладке шоссе, уцелел просто чудом.

Лёлечка Ковалёва. Родилась 11 июля 1907 года. Скончалась 4 декабря 1909 года в 7 с половиной часов вечера. Похоронена на Аллее – центральной дорожке Митрофаниевского кладбища, «против Вторых мостков налево» (Алфавит погребённым…, 1909 г. ЦГИА СПб Ф. 640. Оп. 1. Д. 7. Л. 254).

Аллея была проложена в первые годы основания некрополя по инициативе городского головы фабриканта В.Г. Жукова и обсажена ветлами. Служила продолжением Большой Митрофаниевской дороги. На месте Аллеи теперь проложено Митрофаньевское шоссе. Памятник чудом уцелел.

По месту погребения младенца Ольги Ковалёвой (1907-1909) теперь летит поток машин.

Постановка на учет захоронения или мемориала

chuchundrrraПост этот написан по просьбе коллеги, а потому практически целиком я его прячу под кат, ибо не интересно. Так вот, воинские захоронения и мемориалы, как существующие, так и вновь обнаруженные, подпадают под действие двух законов РФ. Первый закон — это 73 ФЗ, то есть закон об объектах культурного наследия, и второй закон — это закон №4292-1 в редакции 05.04.2013 г., то есть закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества. При этом, как довольно часто бывает в нашем благословенном государстве, законы эти между собой никак не связаны и описывают две параллельные процедуры. Давайте сначала определимся почему так получилось: Вот выдержки из 73-ФЗ

«К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. « и далее «памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;» и еще чуть-чуть

«достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями. «.То есть получается, что воинские мемориалы и захоронения, хоть и не описанные в прямую как объекты культурного наследия, под действие 73 -ФЗ все-таки подпадают. Более того, до принятия отдельного закона по воинским захоронениям на них действовала стандартная процедура постановки на учет, как объекта культурного наследия (ОКН). Соответственно подобные объекты вносились в гос. реестр, на них составлялись паспорта и они «числились на балансе» комитетов по охране памятников культуры сначала при региональных мин.культах, а затем и просто отдельных комитетов. Между тем, в каждом регионе существует свой региональный военкомат, который руководствуясь директивами Министерства Обороны, а потом уже и ФЗ-4292-1  проводил учет и паспортизацию тех же самых захоронений. Эти паспорта мы собственно видим на ОБД, когда ищем захоронения. И чаще всего поисковики и прочие заинтересованные на этих паспортах и останавливаются, не представляя, что есть еще «альтернативный вариант». Стоит ли говорить, что в регионах чуть больше города списки комитетов по охране ОКН и списки военкоматов не совпадают? Думаю, итак понятно. Равно, как и списки похороненных, отсутствующие в военкоматах, с легкостью могут найтись в комитете по охране памятников. Правда с тем же успехом могут и не найтись, но это уже другая песня.Вернемся к нашему вопросу. Итак, у нас на руках существует два различных ФЗ, по которому воинское захоронение обязано быть поставлено на учет.  Так вот, в ФЗ-4292-1 процедура постановки на учет воинского захоронения совершенно не прописана, однако, консультации в Мин.обороны дают следующее:чтобы поставить захоронение на учет в Министерстве Обороны нужно:1.Составить паспорт захоронения (во многом, кстати, он совпадает с паспортом ОКН)2. Приложить к паспорту спискок похороненных бойцов3. Завизировать данный список и паспорт в АМС того населенного пункта на чьей территории находится могила.

Читайте также:  Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

4. Отправить этот пакет документов в

Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества.ВСЕ. На этом со стороны Министерства обороны РФ процесс постановки на учет захоронения заканчивается. При этом, замечу, никакой подписи военкоматов не требуется, потому что по ФЗ №4292-1 обязанности по сохранению, охране, восстановлению и увековечению несет не военкомат, а органы местного самоуправления того населенного пункта, где расположен объект. И военкомат тут в целом не при чем.

Обычно на этом все и заканчивается, но как же 73-ФЗ, спросите вы? А вот как. Министерство обороны НЕ передает данные о воинских захоронениях в Министерство культуры. То есть поставленное на учет захоронение не будет иметь статус объекта культурного наследия, не будет включен в реестр ОКН и т.д., то есть в части ответственности к нему применим только ФЗ-4292-1, а именно:

  • «Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона
  • Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
  • Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.»А теперь сравним с 73 -ФЗ:

«Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.

Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, — стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.»Таким образом, в плане охраны и защиты 73-ФЗ работает сильнее, чем ФЗ-4292-1. Умолчим, что ни тот, ни тот закон по хорошему на территории страны не работает, представим, как это должно быть в идеале. А в идеале, кроме того, что объект будет числится в Министерстве обороны и данные о нем будут выложены в ОБД, он должен еще проходить как объект культурного наследия, коим с исторической точки зрения каждый мемориал и является. А для этого его нужно поставить на учет, как ОКН. А вот тут начинается юридическая казуистика, потому что комитет по охране вам будет говорить, что это не их прерогатива, что неправда, как мы уже выяснили. Более того, все тот же 73-ФЗ обязывает каждого гражданина РФ, обнаружившего объект с признаками ОКН сообщать об этом государству, то есть тому же комитету. Что же нужно для постановки на учет захоронения, как ОКН? Эта процедура очен хорошо прописана в законе:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее — предмет охраны);

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Весь этот страшный список документов должен подготовить Комитет по охране культурного наследия. НО готовить по собственной воле он его не будет. Поэтому что нужно сделать рядовому поисковику?1.

Написать заявление в форме письма на имя начальника Комитета по охране ОКН с просьбой поставить данное захоронение на учет в качестве объекта ОКН и просьбой совершить повторный осмотр захоронения.2.

К данному письму приложить фотографии захоронения, GPS координаты захоронения, краткую историческую справку (когда было основано, что из себя представляет, и тд.), список похороненных, буде он у вас есть, желательно краткий планчик и габариты. Все это вы уже делали для паспорта в Министерство обороны, так что не составит труда повторить.3.

Долбить начальника комитета, топать ногами и взывать к его совести.

И может быть после этого объекту присвоят статус объекта культуры с признаками объекта культурного наследия. Это не тавтология, это правда так называется. А если очень-очень повезет, то присвоят статус «выявленного объекта культурного наследия».

А дальше все застопориться, просто потому, что нужна будет историко-культурная экспертиза, которая стоит денег и не малых. А денег у комитета нет никогда. НО историко-культурную экспертизу может заказать кто угодно, и если вы достаточно упорны вы можете найти эксперта, который вам ее сделает за условные 3 копейки. Это сложно, но можно.

И с этой историко-культурной экспертизой вы опять идете в комитет и опять топаете ногами, кричите и уговариваете их доделать оставшиеся документы. И вот примерно через годик такой вот войны (ну может вы отчаянный везунчик и вам удастся все сделать за пару месяцев) вашему объекту присвоят статус регионального ОКН.

Однако, не отчаивайтесь, с момента подачи вашего письма в комитет по охране, по закону они должны отвечать за этот объект, поскольку были о нем проинформированы. Так что с точки зрения законодательства поисковик, который проделает все вышеизложенное молодец и герой. А чиновник, не выполнивший требования законодательства -халтурщик. Вот так.

Ссылка на основную публикацию