Статья 8. Оборотоспособность племенной продукции (материала)

  • Касательно Законопроекта № 701076-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» в части совершенствования управления племенным животноводством
  • Уважаемые господа!
  • При изучении положений данного законопроекта и Федерального закона № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», у меня, как физического лица, владельца ____ племенных лошадей, и у моих коллег в данной отрасли, возникли вопросы в части формулировки абзаца 2 Статьи 8 Федерального закона «О племенном животноводстве» и абзаца 2 пункта 2 Статьи 1 Законопроекта № 701076-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» в части совершенствования управления племенным животноводством».
  • Просим вас принять во внимание, что по нашему глубокому убеждению существующая в № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» формулировка абзаца 2 Статьи 8 совершенно неприемлема для отрасли коневодства. Текущая редакция звучит следующим образом:

«Статья 8. Оборотоспособность племенной продукции (материала).

  1. Реализация племенной продукции (материала) возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство.»
  2. Данная формулировка не может быть жизнеспособной в коневодческой отрасли по следующим причинам:
  3. 1) В настоящее время развивается тенденция разукрупнения крупных коневодческих племпредприятий и сосредоточение значительной части ценного племенного поголовья в руках мелких коневладельцев, что значительно способствует сохранению ценного для породы генофонда и популяризации наших, отечественных пород.

2) Крайне малая часть покупателей лошадей занимается сельскохозяйственным производством, подавляющая их часть не является сельхозпроизводителями, а просто содержит 1-3 лошади, которые используются в спорте и/или как лошади хобби-класса. Покупка лошадей в большинстве таких случаев происходит из крупных племпредприятий.

  • Таким образом, существующая формулировка абзаца 2 делает невозможной продажу лошадей лицам, упомянутых в пункте 2 выше, что может крайне негативно повлиять на отечественное коневодство, которое в настоящее время и так испытывает огромные трудности.
  • Далее хочу отметить, что здесь проявляется несогласованность первых двух абзацев Статьи 8.
  • Абзац 1 Статьи 8.
  • Племенная продукция (материал) может принадлежать лишь участникам оборота — гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных.

В данном абзаце не указано, что племенными животными могут владеть только граждане и юридические лица, осуществляющие сельскохозяйственное производство.

Формулировка абзаца гласит, что племенная продукция может принадлежать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных. Т.е.

под эту формулировку вполне подходит категория коневладельцев, описанная в п.2 данного письма.

Хочу также отметить, что сейчас, под руководством Минсельхоза РФ, идёт разработка стратегии развития отечественного коневодства на долгосрочную перспективу до 2025 года. Но с существующей формулировкой абзаца 2 Статьи 8 реализация стратегии развития коневодства будет встречать значительные трудности.

В связи с вышеизложенным, убедительно просим Вас рассмотреть возможность внесения правок в Статью 1 Законопроекта № 701076-7 и добавить пункт 1 (с соответствующей перенумерацией последующих пунктов) в следующей редакции:

«1) статью 8 изложить в следующей редакции: «Статья 8. Оборотоспособность племенной продукции (материала).

Реализация племенной продукции (материала) в коневодческой отрасли возможна всем гражданам и юридическим лицам, осуществляющие сельскохозяйственное производство или имеющим намерение приобрести племенных животных, заниматься их разведением и использовать их как спортивных лошадей или как лошадей хобби-класса».

Также просим вас принять во внимание, что по нашему глубокому убеждению существующая формулировка абзаца 2 пункта 2 Статьи 1 Законопроекта № 701076-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» совершенно неприемлема для отрасли коневодства. Предлагаемая в настоящем Законопроекте редакция звучит следующим образом:

  1. «В рамках государственной племенной службы в соответствии
  2. с настоящим Федеральным законом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление
  3. в области племенного животноводства:
  4. обеспечивают надлежащую экспертизу племенной продукции (материала) и выдают племенные свидетельства;
  5. ведут государственную книгу племенных животных;
  6. организуют разработку и реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации развития племенного животноводства;
  7. обобщают данные о бонитировке и информируют заинтересованных лиц о ее результатах в целях стимулирования эффективного использования высокоценных племенных животных.»
  8. Данная формулировка не может быть жизнеспособной в коневодческой отрасли по следующим причинам:

В каждом регионе имеется в наличии несколько пород лошадей, и количество маток внутри каждой породы может быть меньше 10 голов: в этом случае создание племенной книги невозможно. Ведение племенной книги по каждой породе в таком случае возможно в едином информационном центре с единой базой данных, которым в настоящее время является ВНИИ коневодства.

Кроме того, в регионах и стране в целом есть нехватка узких специалистов, разбирающихся в отечественных породах лошадей, в том числе в анализе их племенной ценности, в описании и сверке примет, других тонкостях племенного учета.

Не хватает опыта ведения соответствующей документации на международном уровне, необходимого при работе с чистокровной верховой, арабской и ахалтекинской породами. В настоящее время такие специалисты имеются во ВНИИ коневодства.

  • Важным препятствием для ведения племенного учёта лошадей в регионах является отсутствие в регионах генетических лабораторий с международной лицензией, которую имеет лаборатория генетики ВНИИК, необходимой для регистрации лошадей в международных племенных книгах, в том числе чистокровной верховой, арабской и ахалтекинской.
  • Также при возложении обязанностей по учёту племенных лошадей на региональные органы исполнительной власти увеличится риск коррупционной составляющей при тестировании в частных лабораториях лошадей, испытывающихся на ипподромах (арабской, ахалтекинсокй, орловской рысистой), что может привести к потере доверия к российским породам как в нашей стране, так и на международном уровне.
  • Одним из важнейших последствий передачи обязанностей по учёту племенных лошадей на региональные органы исполнительной власти станет потеря возможности получать информацию о и так немногочисленном племенном материале по всей России, которую в настоящее время обеспечивает ВНИИ коневодства.
  • В связи с этим, предлагается во втором абзаце статьи 13 Законопроекта № 701076-7 внести добавление в следующей редакции:
  • «В рамках государственной племенной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в области племенного животноводства кроме коневодства:
  • обеспечивают надлежащую экспертизу племенной продукции (материала) и выдают племенные свидетельства;
  • ведут государственную книгу племенных животных;
  • организуют разработку и реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации развития племенного животноводства;
  • обобщают данные о бонитировке и информируют заинтересованных лиц о ее результатах в целях стимулирования эффективного использования высокоценных племенных животных.
Читайте также:  Выдающиеся исторические деятели xix века - история России

О племенном животноводстве

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
      Сноска. По всему тексту слово «допущенных» заменены словом «рекомендуемых» в соответствии с Законом РК от 27.11.2015 № 424-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

      Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы осуществления деятельности в области племенного животноводства, направлен на сохранение и приумножение генофонда племенных животных, а также воспроизводство и улучшение их продуктивных качеств, регулирует деятельность государственных органов, физических и юридических лиц, занятых в области племенного животноводства.

      Сноска. Преамбула в редакции Закона РК от 14.12.2001 № 269.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
  •       В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
  •       1) племенная матка пчел – племенная оплодотворенная самка, обеспечивающая воспроизводство племенной пчелиной семьи;
  •       2) племенная пчелиная семья – высокопродуктивная семья чистопородных, высококлассных пчел, стойко передающая потомству свои породные признаки;

      3) исключен Законом РК от 27.11.2015 № 424-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования);

  1.       4) племенное свидетельство – документ, подтверждающий родословную, продуктивные и иные качества племенной продукции (материала), выдаваемый республиканской палатой, в порядке, утвержденном уполномоченным органом;
  2.       5) племенная книга – свод данных о наиболее ценных по происхождению, продуктивности и иным качествам племенных животных определенной породы;
  3.       6) племенная ценность – уровень генетического потенциала племенного животного, влияющего на хозяйственно полезные признаки потомства;
  4.       7) племенное животное – чистопородное животное, отвечающее направлению и уровню продуктивности породы, зарегистрированное в республиканской палате;
  5.       8) индивидуальная карточка племенного животного – форма первичного внутрихозяйственного учета, содержащая данные о происхождении, о продуктивных и иных его качествах, оформляемая в порядке, утвержденном уполномоченным органом;
  6.       9) государственный регистр племенных животных – свод данных о количественном, качественом и породном составе племенных животных;
  7.       10) дистрибьютерный центр по реализации семени племенных животных (далее — дистрибьютерный центр) — юридическое лицо, уведомившее уполномоченный орган в области племенного животноводства о начале деятельности по приобретению, хранению и реализации семени оцененных племенных животных-производителей;
  8.       11) племенное животноводство – отрасль животноводства, охваченная системой племенной работы, направленная на воспроизведение животных с высоким генетическим потенциалом, их сохранение и разведение;
  9.       11-1) реестр субъектов в области племенного животноводства — перечень физических и юридических лиц, уведомивших уполномоченный орган в области племенного животноводства о начале деятельности в области племенного животноводства, формируемый и размещаемый на интернет-ресурсе уполномоченного органа;
  10.       12) уполномоченный орган в области племенного животноводства (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и реализацию государственной политики в области племенного животноводства;
  11.       13) племенной центр — юридическое лицо, уведомившее уполномоченный орган о начале деятельности по содержанию племенных животных-производителей, занимающееся получением, накоплением, хранением и реализацией их семени, эмбрионов;

      14) исключен Законом РК от 27.11.2015 № 424-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования);

      15) племенная продукция (материал) – племенное животное, а также семя, эмбрионы, инкубационное яйцо, суточные цыплята, икра, личинки и молодь рыб, племенные матки пчел, племенные пчелиные семьи и пчелопакеты, полученные от племенных животных;

      16) племенное животное-производитель – мужская особь племенного животного, используемая для воспроизводства племенных животных;

      17) исключен Законом РК от 27.11.2015 № 424-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования);

ст 1444 ГК РФ с ми

1. Реализуемые в Российской Федерации семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение.
2. На селекционные достижения, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, документ, указанный в пункте 1 настоящей статьи, выдается только патентообладателем и лицензиатом.

Комментарий к статье 1444 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье согласно ее названию регламентировано использование селекционных достижений, но в п.

Читайте также:  В чем заключается сущность цивилизационного подхода к истории России? - история России

1 данной статьи говорится в целом о семенах и племенном материале, а не только о тех, которые являются селекционными достижениями. Закон 1993 г.

о селекционных достижениях также содержал самостоятельную статью, озаглавленную «Использование селекционных достижений» (ст. 32), но из ее положений в комментируемую статью вошла только часть, причем с изменениями.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что реализуемые в России семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение. Ранее в ч. ч. 3 и 4 ст. 32 Закона 1993 г.

о селекционных достижениях в рамках подобного регулирования предусматривалось следующее: реализуемые в соответствующем регионе России семена и племенной материал должны быть снабжены сертификатом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность, происхождение и качество; сертификат выдается на семена сорта, племенной материал породы, допущенные к использованию в данном регионе; для воспроизводства семян, племенного материала с целью их вывоза за пределы соответствующего региона допуск к использованию в данном регионе не требуется.

Более детальное регулирование содержится в специальных законодательных актах. Так, ст. 30 Федерального закона «О семеноводстве» (здесь и далее в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ ) регламентирует оборотоспособность партий семян. В соответствии с ч.

1 указанной статьи допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. В статье 28 названного Закона установлено, что подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями ст.

21 Федерального закона «О техническом регулировании».

———————————
СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4596.

Статья 8 Федерального закона «О племенном животноводстве» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г.

N 248-ФЗ) регламентирует оборотоспособность племенной продукции (материала): племенная продукция (материал) может принадлежать лишь участникам оборота — гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных; реализация племенной продукции (материала) возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство; отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию (материал) разрешаются при наличии племенного свидетельства, выдаваемого в соответствии с положениями названного Закона.

В пункте 2 комментируемой статьи определена особенность выдачи документа, удостоверяющего сортовую, породную принадлежность и происхождение семян и племенного материала, являющихся селекционными достижениями, включенными в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений: такой документ выдается только патентообладателем и лицензиатом. Подобное положение формулировалось в ч. 5 ст. 32 Закона 1993 г. о селекционных достижениях более обще — устанавливалось, что по селекционным достижениям, включенным в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, сертификат выдается только на семена, племенной материал, полученные на законных основаниях.

Другой комментарий к статье 1444 ГК РФ

1. Название комментируемой статьи явно не соответствует ее содержанию.

Комментируемая статья пришла на смену ст. 32 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях с таким же названием, но совершенно противоположного смысла, что свидетельствует о попытке упразднения в России на законодательном уровне системы допуска селекционных достижений к использованию

2. В связи с вышеизложенным считаю необходимым вкратце осветить предусмотренную действовавшим ранее Законом о селекционных достижениях систему государственного контроля допуска селекционных достижений к использованию.

Специфика селекционной работы такова, что факт выдачи патента на селекционное достижение не является достаточным для целей осуществления селекционером прав, вытекающих из патента на селекционное достижение, т.е.

целый ряд действий по использованию принадлежащего ему селекционного достижения селекционер может осуществлять лишь тогда, когда его селекционное достижение прошло процедуру допуска к использованию в установленном порядке.

Указанная процедура отдаленно напоминает процедуру получения в установленном законом порядке разрешения на применение лекарственных средств, пестицидов и агрохимикатов.

Следует особо указать, что требование допуска селекционного достижения к использованию распространяется на все селекционные достижения, независимо от получения или неполучения на них патентов. Иными словами, в России существовал институт внедрения в производство селекционных достижений (сортов растений и пород животных).

Суть процедуры допуска заключается в следующем.

Заявка на допуск к использованию сортов растений и пород животных подается в Государственную комиссию РФ по испытанию и охране селекционных достижений (далее — Госсорткомиссия) с приложением описания селекционного достижения, гарантии безвозмездного предоставления для испытаний необходимого количества семян, племенного материала, документа об уплате пошлины за подачу заявки и гарантии уплаты пошлины за проведение государственных испытаний на хозяйственную полезность. Примечательно, что заявка на допуск к использованию может быть подана одновременно с заявкой на выдачу патента на селекционное достижение.

Включение сортов растений, пород животных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, проводится Госсорткомиссией по результатам государственных испытаний на хозяйственную полезность методом проведения конкурсных мелкоделяночных испытаний и экспертной оценки.

Испытания сортов на хозяйственную полезность в системе государственного сортоиспытания проводят по ведущим сельскохозяйственным культурам.

При этом хозяйственная полезность пород животных, а также сортов отдельных культур, которые имеют ограниченное использование в производстве, устанавливается по экспертной оценке (культуры экспертной оценки) или по данным, представленным заявителем или его доверенными лицами.

По сортам малораспространенных культур (как правило, это декоративные культуры) хозяйственную полезность оценивают по данным заявителя, а охраняемые сорта данных культур допускают к использованию без оценки на хозяйственную полезность.

3. В статье 32 Закона о селекционных достижениях имеется также важное положение, согласно которому реализуемые и допущенные к использованию в соответствующем регионе РФ семена и племенной материал должны быть снабжены сертификатом, удостоверяющим их сортовую породную принадлежность, происхождение и качество.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве» (далее — Закон о семеноводстве (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715)) выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.

Читайте также:  Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами

При этом допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 30 Закона о семеноводстве).

В области племенного животноводства выдачу сертификатов (т.е. документов, подтверждающих происхождение, продуктивность, отсутствие генетических пороков и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбрионов) осуществляют органы государственной племенной службы (ст.

13 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон о племенном животноводстве (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3199)).

Статьей 16 Закона о племенном животноводстве главные государственные инспектора в области племенного животноводства наделены правом не допускать реализацию и иное использование племенной продукции (материала) без сертификата.

Из сказанного выше следует, что в России на законодательном уровне был налажен должный контроль за внедрением селекционных достижений в производство, дополненный соответствующим контролем качества сортовых и посевных семян, а также племенного материала.

В комментируемой статье отсутствуют положения о допуске селекционного достижения к использованию, равно как в других статьях главы 73 ГК РФ, в которых, по аналогии с соответствующими статьями Закона о селекционных достижениях, такие положения должны присутствовать (например, ст. 1413, 1434).

Система контроля качества семян и племенного материала также прекратила свое существование, поскольку, как указано в п. 1 комментируемой статьи, реализуемые в Российской Федерации семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение, но не сказано об удостоверении качества семян и племенного материала.

Не менее показателен п. 2 комментируемой статьи: «на селекционные достижения, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, документ, указанный в п.

1 настоящей статьи, выдается только патентообладателем и лицензиатом».

Иными словами, документы, удостоверяющие сортовую породную принадлежность и происхождение (но не качество) запатентованных селекционных достижений, выдаются патентообладателями и лицензиатами, т.е. в большинстве своем частными лицами.

Кто же в таком случае, в условиях ликвидации системы допуска селекционных достижений к использованию, будет выдавать документы, удостоверяющие сортовую, породную принадлежность и происхождение неохраняемых селекционных достижений? Ведь таких селекционных достижений большинство, следовательно на пути их распространения на территории Российской Федерации не будет никакого, даже номинального, контроля.

4. В соответствии с Законом о селекционных достижениях Госсорткомиссия вела два реестра: Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Причем первый из этих реестров дублируется во втором путем простановки соответствующих значков перед охраняемыми сортами растений и породами животных.

Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, в 2007 г. издан в двух томах, относящихся, соответственно, к сортам растений и породам животных. Том 1, подготовленный по состоянию на 3 февраля 2007 г.

, содержит 9696 допущенных к использованию сортов, причем в указанном списке нет генетически модифицированных сортов (Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Т. 1: Сорта растений (Официальное издание). М.

: Министерство сельского хозяйства РФ; ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений», 2007. С. 3).

Однако с 1 января 2008 г.

заявители и патентообладатели смогут размножать и реализовывать семена и посадочный материал сорта без какого-либо контроля, поскольку упразднена процедура допуска селекционных достижений к использованию, предусматривающая апробацию хозяйственной полезности селекционных достижений, а также выдачу сертификатов, удостоверяющих их сортовую принадлежность, происхождение и качество.

Сказанное означает, что с указанной даты на территории России могут распространяться генетически модифицированные сорта растений без какого-либо контроля, хотя их безопасность не признана Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).

Не секрет, что около 70% мировых площадей посевов трансгенных культур занимают США.

В связи с вышеизложенным можно с большой долей уверенности предположить, в пользу какой страны была ликвидирована в России система допуска селекционных достижений к использованию.

Прекращение существования системы допуска селекционных достижений к использованию, наряду с фактическим упразднением системы государственного контроля качества зерна и муки, наверняка нанесет ущерб продовольственной безопасности России, а также здоровью ее граждан.

Следует полагать, что у Правительства РФ найдутся возможности предотвратить нависшую угрозу, выступив с законодательной инициативой о восстановлении системы допуска селекционных достижений к использованию в ее прежнем виде в части четвертой ГК РФ.

Ссылка на основную публикацию