Статья 43. права должностных лиц органов охраны

редств или огнестрельного оружия, первую помощь; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

  • доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  • Статья 14. Применение физической силы
  • Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
  • Статья 15. Применение специальных средств
  • Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:
  • 1) отражения нападения на охраняемые объекты;
  • 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
  • 3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
  • 4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • 5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;
  • 6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.
  • В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:
  • резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;
  • слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;
  • наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;
  • средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;
  • служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.
  • Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.
  • Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  • Статья 16. Применение огнестрельного оружия
  • Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:
  • 1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  • 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;
  • 3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • 4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
  • 5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  • 6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.
  • Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:
  • оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  • Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны
  • Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.
  • Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
  • ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
  • Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны
  • Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
  • Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  1. В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  2. Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны
  3. На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  • Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
  • Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).
  • ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
  • Статья 22. Контроль за деятельностью ведомственной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  1. Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны
  2. Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
  3. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны
  5. Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.
  6. Статья 25. Ответственность работников ведомственной охраны

Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций

Действие настоящего Федерального закона, за исключением статей 5, 8 и 9 настоящего Федерального закона, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
  • Президент Российской Федерации                              Б.Ельцин
  • Москва, Кремль
  • 14 апреля 1999 года
  • № 77-ФЗ
Читайте также:  Статья 25. Применение физической силы

Опубликован перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы о невыполнении правил поведения при ЧС

Правительство РФ опубликовало Распоряжение от 12 апреля № 975-р, которым утвердило перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая ораны исполнительной власти субъектов Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Данной нормой Кодекса за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1000 до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

За действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.

1, установлены следующие санкции: штраф для граждан в размере от 15 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от года до трех; для ИП и юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с поправками, внесенными в Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях 1 апреля 2020 г.

, неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общепита, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий) влечет штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; для юрлиц – от 200 до 300 тыс. руб.(ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, в том числе нарушение режима самоизоляции, влекут штраф в размере 4000 руб., а с использованием транспортного средства – 5000 руб.

В случае повторного нарушения указанных выше требований штраф составит: для граждан – 5000 руб., для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.

Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧСПравила введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Как ранее писала «АГ», 2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или ЧС. Правила были введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Согласно утвержденному перечню правом составлять протоколы о правонарушениях по ст. 20.6.

1 КоАП наделяются министр РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий и его заместители; руководители структурных подразделений, их заместители, а также должностные лица органов полиции, МЧС России, Росгвардии, федеральной противопожарной службы и органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору.

Данными полномочиями также наделяются председатели комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также руководители профессиональных аварийно-спасательных формирований госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, в том числе созданных органами местного самоуправления, и иных органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

По мнению адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Никиты Тарасова, с учетом недавних изменений в КоАП принятие данного распоряжения представляется логичным.

Так, пояснил он, п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП, введенным в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ, к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.

1 Кодекса, были отнесены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указанной нормой также было установлено, что перечень должностных лиц этих органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации, утверждается Правительством РФ.

Кроме того, п. 6.4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП (также введенным в действие с 1 апреля) к перечню лиц, имеющих право составлять протоколы по ст. 20.6.1 КоАП, были отнесены и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых должен утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации.

«Как видится, на практике принятие данного распоряжения, учитывая введение на территории России режима повышенной готовности, приведет к тому, что число лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП, значительно возрастет», – отметил Никита Тарасов в комментарии «АГ».

Управляющий партнер АБ «Беков, Исаев и партнеры» Якуб Беков оценил распоряжение как подзаконный акт, принятый во исполнение требований Закона о ЧС. «Правоприменительную практику по данной статье КоАП мы еще только увидим.

В то же время, учитывая предыдущий опыт, в том числе свой личный опыт взаимодействия с органами полиции в части применения ими положений КоАП, составления материалов об административных правонарушениях, соблюдения сроков и порядка привлечения к административной ответственности тех или иных лиц, – можно предположить, что в половине случаев будут допускаться такие нарушения, которые не позволят судам, рассматривающим соответствующие дела, привлекать нарушителей к ответственности. То есть либо объективная сторона правонарушения вообще будет отсутствовать, либо будут иметь место дефекты доказательственной базы», – считает он.

Как отметил руководитель юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов, изначально по ст. 20.6.1 КоАП протоколы могли составлять только сотрудники МЧС и региональные чиновники. Сотрудников полиции в их числе не было.

«Это привело к тому, что полиция в регионах стала массово оформлять нарушителей режима самоизоляции по более жесткой статье – 6.3 КоАП, а именно ч. 2, предусматривающей наказание от 15 до 40 тыс. руб.

Тысячи дел по стране были возбуждены необоснованно, сотни из них уже рассмотрены с назначением многотысячных штрафов за поход в магазин, банк и за прочие формальные отступления от региональных ограничений», – пояснил он.

В то же время, подчеркнул эксперт, применение ст. 6.3 КоАП невозможно без персонального предписания со стороны Роспотребнадзора. «Правоприменительная практика стала меняться лишь с прошлой недели, – добавил он. – Теперь в регионах привлекают по ст. 20.6.

1 КоАП, и если ранее для составления протокола полицейскому необходимо было ходить вместе с чиновником, то сейчас любой полицейский вправе составить протокол по ст. 20.6.1. Для Москвы эта ситуация менее применима в связи с возможностью назначения штрафа от 4000 до 5000 руб.

согласно ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы».

Алексей Глухов также отметил, что власти Москвы ранее заключили соглашение с федеральным правительством и делегировали право на составление протоколов по московской статье полицейским.

«Из этого можно сделать вывод, что исполнительные органы власти в России оказались неспособны обеспечить конвейерное составление протоколов на нарушителей режима самоизоляции и предпочли отдать эту функцию полиции», – подытожил он.

Статья 26.10 КоАП РФ и часть 1 статьи 51 Конституции РФ

Статья 26.10 КоАП РФ предоставляет право судья, органу (должностному лицу), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, истребовать сведения, необходимые для разрешения дела, в т.ч. сведения (информацию) для расчета размера административного штрафа.

 Могут ли указанные лица истребовать «сведения» у лица, в отношении которого ведется дело об административном производстве (ст. 25.1 КоАП РФ)?

Может ли это лицо не предоставлять затребованные сведения, используя конституционную гарантию статьи 51 Конституции РФ («никто не обязан свидетельствовать против себя самого»).

 Прежде чем ответить нужно обратить внимание на статью 93 Налогового кодекса РФ, которая предоставляет право должностному лицу налогового органа, проводящее налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

За отказ в предоставлении затребованных документов налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 126 НК РФ (штрафу). 

Налоговая ответственность является, по сути, административной – о чем неоднократно указывал Конституционный Суд РФ.

 Но Налоговой Кодекс РФ не содержит положение о возможности привлечения за одно и тоже налоговое правонарушение организации и должностных лиц (ч. 4 ст. 108).

КоАП РФ устанавливает такую «особенность» — назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (ч. 3 ст. 2.1).

 В судебной практике установлено ст. 26.10 КоАП РФ право трактуется как абсолютное, не противоречащее конституционному праву из ч. 1 ст. 51 Конституции РФ.

 Используемое для данного вывода обоснование зачастую является комичным (см. приложение № 1).

  •  Но иногда судья принимают иные решения:
  • СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 4 августа 2016 г. по делу N 4А-489/2016

Председатель суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры В.К. Бабинов, рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица — генерального директора акционерного общества «Корпорация Югранефть» …

  1. установил:
  2. Вместе с тем, административное усмотрение должностных лиц государственных органов, предполагает необходимость обеспечения надлежащих гарантий прав юридических лиц, позволяющих без ущерба для эффективности проводимых мероприятий минимизировать их возможное негативное воздействие, — безотносительно к тому, потребуют ли результаты проверки применения мер государственного принуждения, ограничивающих права юридических лиц.
  3. Одной из таких гарантий является презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье.

Из анализа перечня истребованных у Общества сведений следует, что решение должностного лица об их истребовании обусловлено установлением фактических обстоятельств события, явившегося поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и виновности лица в его совершении, а не в целях характеристики деятельности юридического лица как хозяйствующего субъекта.

Читайте также:  Статья 12. Общие положения

Предоставление акционерным обществом «Корпорация Югранефть» всех истребованных документов позволило бы должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения Обществом водного законодательства, без проведения реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, как того требует процедура проведения административного расследования.

Следовательно, не предоставление Обществом документов, указанных в определении об истребовании сведений от 30 сентября 2015 года, не является объектом административно-правовой охраны статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Отказ лица, в отношении которого проводится административное расследование, от участия в доказывании, не может повлечь за собой негативных последствий, поскольку в силу статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя.
  • КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 28 мая 2015 г. по делу N 4А-117

Председатель Камчатского краевого суда Волгин В.А. рассмотрел жалобу государственного инспектора ГЗИ ПУ ФСБ России по Камчатскому краю Р. на постановление мирового судьи судебного участка N 18 Камчатского края от 12 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

установил:

Установив эти обстоятельства и учитывая, что показания капитана судна ООО «Тертей-Флот» ФИО1 по обстоятельствам дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.

17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении указанного юридического лица, могли быть использованы инспектором ГЗИ ПУ ФСБ России по Камчатскому краю при производстве по делу об административном правонарушении по тем же обстоятельствам в отношении ФИО1.

как должностного лица, прихожу к выводу о том, что у ФИО1., с учетом положений ст. 51 Конституции РФ, имелось право не свидетельствовать против себя, соответственно, не давать показания по обстоятельствам совершенного ООО «Тертей-Флот» административного правонарушения.

Кроме того, отказавшись дать свидетельские показания в связи с отсутствием адвоката 22 января 2015 года, ФИО1 дал соответствующие показания 23 января 2015 года.

Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как же трактует ч. 1 ст. 51 Конституции РФ Конституционный Суд РФ?

Здесь все печально, что, впрочем, неудивительно для Кэ-эС эР-эФ.

 В постановлении от 25.04.2001 № 6-П КС указал, что «данное конституционное право предполагает, что лицо может отказаться не только от дачи показаний, но и от предоставления органам дознания и следователю других доказательств, подтверждающих его виновность в совершении преступления.

При этом, обязанность оставаться на месте ДТП не признана нарушение ч. 1 ст. 51 Конституции.

Правда без обоснования данного вывода.

Статья 43. Права должностных лиц органов охраны

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 33Следующая ⇒

  • Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:
  • 1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства (далее — суда), искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:
  • региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведку и добычу минеральных ресурсов континентального шельфа;
  • рыболовство;
  • морские ресурсные и морские научные исследования;
  • захоронение отходов и других материалов;
  • иную деятельность на континентальном шельфе;
  • 2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи;
  • 3) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации:
  • задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое;
  • преследовать и задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
  • налагать на нарушителей штрафы или передавать материалы о совершенных нарушениях в суды Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;

5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации при остановке или прекращении деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи, задержании нарушителей и судов-нарушителей, об изъятии орудий добычи (вылова), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов-нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.

Военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут применять оружие против судов-нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов охраны пользуются правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, также в отношении судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания полагать, что эти суда нарушили на континентальном шельфе настоящий Федеральный закон или международные договоры Российской Федерации.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Должностное лицо УК, УПК, КоАП РФ, Что это

С понятием должностное лицо мы сталкиваемся повсеместно, в газетах, на радио и телевидение, в общении с друзьями и в сообщениях интернет сми о выявленных нарушениях в которых замечена группа  должностных лиц, наделенных некими возможностями и властью, в рамках государственного регулирование общества.

Основное понятие должностного лица приведено в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.

2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Что такое должностное лицо

Должностное лицо это физическое лицо осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях (ООО, ПАО и т.д.

), организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальным полномочиям.

Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Должностное лицо в УК РФ

Аналогичное понятие дано в прим. 1 к ст. 285 УК РФ, согласно которому должностными лицами в статьях гл.

30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В 2004 году Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ, распространяющие понятие «должностное лицо» как квалифицирующий признак состава преступления на весь Уголовный кодекс.

Виды, права и обязанности должностных лиц и органов, уполномоченных производить административное задержание граждан (статья)

Статьи КоАП РФ, посвященные доставлению и административному задержанию, четко закрепляют перечень органов и должностных лиц, способных применять данные меры. Здесь постараемся рассмотреть виды и правовой статус каждого их них.

Прежде всего, хотелось бы определиться с термином «должностное лицо». Это понятие в юридической науке (как отечественной, так и зарубежной) известно с давних пор. Например, действовавший во Франции с 1810 г. по 1992 г.

Уголовный кодекс, упоминал о должностных лицах при определении понятия должностного преступления. До недавнего времени, в административном законодательстве Российской Федерации не давалось определения данному термину. Его дефиницию можно было увидеть только в примечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ.

Однако говорить о возможности применения его ко всем отраслям права не представлялось возможным.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в примечании к ст. 2.4 впервые дал определение должностного лица, применительно к административному праву: это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющее функции представителя власти, т.

е наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Следует отметить, что категория «представитель власти», используемая в данном определении не совсем точная, и, соглашаясь с В.Н. Опариным, мы предлагаем внести в законодательство уточнения, отражающие данную категорию как «представителя федеральной исполнительной власти».

Соотношению и разбору этих двух категорий («должностное лицо» и «представитель власти») было посвящено немало исследований, авторы которых в той или иной мере утверждают, что представитель власти, являясь должностным лицом, наделен властными полномочиями в отношении лиц и организаций, ему не подчиненных.

Анализируя высказывания различных авторов, можно предположить, что основной чертой правового положения представителя власти является направленность его полномочий и действий «во вне», а не «во внутрь», т.е. его деятельность выходит за рамки определенного государственного органа, в котором он их осуществляет. Так, Л.М.

Читайте также:  Статья 34. гражданско-правовая ответственность

Колодкин по данному поводу говорит следующее: «… представителями власти являются не только руководящие работники … органов, но и исполнители.

Например, представителем власти является не только начальник органа внутренних дел (милиции), но и постовой милиционер, который наделен соответствующими государственно-властными полномочиями и правом давать указания, связанные с обеспечением общественного порядка, которые носят общеобязательный характер».

Перечень органов, а также их должностных лиц, уполномоченных применять рассматриваемые нами административные меры обеспечительно-процессуального пресечения, а именно, доставления и административного задержания граждан, закреплен в соответствующих статьях КоАП РФ (ч.1 ст.27.2 и ч.1 ст.27.3). Исходя из анализа данных статей, можно сделать вывод, что данный перечень является исчерпывающим, и подлежит расширению только путем внесения изменений в КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.27.3 Кодекса, административное задержание граждан вправе осуществлять:

  • 1. должностные лица ОВД (милиция);
  • 2. военнослужащие внутренних войск МВД РФ;
  • 3. должностные лица ведомственной и вневедомственной охраны при ОВД;
  • 4. должностные лица военной автомобильной инспекции;
  • 5. военнослужащие органов и войск пограничной службы;
  • 6. должностные лица федеральных органов налоговой полиции;
  • 7. должностные лица таможенных органов;

8. военнослужащие и сотрудники органов уголовно-исполнительной системы.

  1. Перечень должностных лиц, уполномоченных производить доставление граждан в целях составления протокола об административном правонарушении, согласно КоАП РФ, в целом схож с вышеупомянутым, но он несколько шире. Правом доставлять правонарушителей в соответствующие помещения обладают также:
  2. 1. должностные лица органов по надзору или контролю за соблюдением правил пользования транспортом;
  3. 2. должностные лица органов по надзору или контролю за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства;
  4. Так как доставление является составной частью института административного задержания граждан, считаем необходимым рассмотреть права и обязанности в сфере применения данного института всех перечисленных правоохранительных органов и должностных лиц, в том числе и тех, чьи полномочия, согласно КоАП РФ, ограничиваются только доставлением правонарушителей в соответствующие органы.

Непосредственный перечень тех или иных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание граждан, на основании ч.2 ст.27.3 КоАП РФ, устанавливается соответствующим федеральным органном исполнительной власти, и, конечно, это относится только к тем министерствам и ведомствам, которые указаны в ч.1 ст.27.3 КоАП РФ.

Так, приказ МВД РФ от 21 августа 2002 г. № 803 «О должностных лицах системы министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» в части, касающейся ОВД, разъясняет п.1 ч.1 ст.27.3 КоАП РФ и ч.5 ст.11 закона «О милиции».

На срок до трех часов административное задержание вправе осуществлять сотрудники органов внутренних дел – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам, о которых в соответствии с п.1 ч.2 ст.

28.3 Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях.

При выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ОВД (милиции) должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, административное задержание вправе осуществлять: начальники главных управлений и управлений МВД России; подразделений, непосредственно подчиненных МВД России; начальники главных управлений МВД России по федеральным округам; министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; начальники управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; начальники городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел; начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей) указанных органов и подразделений, а также участковые уполномоченные органов внутренних дел.

Данный приказ МВД РФ в пункте 1.

5 предоставляет право сотрудникам ОВД, обеспечивающим общественный порядок при проведении на Государственной границе РФ и в пограничных районах РФ массовых мероприятий федерального или международного характера, правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайной ситуации и введении режима чрезвычайного положения, осуществлять административное задержание граждан при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

На срок до 48 часов административное задержание граждан вправе осуществлять: начальники главных управлений и управлений МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, их заместители; начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, их заместители; министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов РФ, их заместители; начальники управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, их заместители; начальники управлений (отделов, отделений) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, их заместители; начальники городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел, их заместители; начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей), а также оперативные дежурные указанных органов и подразделений.

Говоря о п.2 ч.1 ст.27.3 КоАП РФ, необходимо отметить, что, в соответствии с федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» под ней понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 № 514 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану.

В него входят: Министерство РФ по атомной энергетике; Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; МО РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ; МПС РФ; Министерство РФ по связи и информатизации; Министерство транспорта РФ; Министерство финансов РФ; Министерство энергетики РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Российской авиационно-космическое агентство; Российской агентство по боеприпасам; Российское агентство по обычным вооружениям; Российское агентство по системам управления; Российское агентство по судостроению и Российское агентство по государственным резервам.

Подразделения ведомственной охраны этих федеральных органов исполнительной власти, на основании ст. 11 Закона «О ведомственной охране» имеют право производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах.

Непосредственный перечень должностных лиц ведомственной охраны того или иного министерства или ведомства, уполномоченных осуществлять какие-либо административно-процессуальные действия устанавливается Приказами соответствующих министерств и ведомств. В качестве примера можно привести Приказ МПС РФ от 11 ноября 2002 г. № 51 «О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вневедомственная охрана при органах внутренних дел в процессе исполнения своих служебных обязанностей руководствуется, прежде всего, законом «О милиции», а также постановлением Правительства от 14 августа 1992 г.

№ 589 «Об утверждении положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», которое в п.

8 предоставляет право сотрудникам вневедомственной охраны при ОВД задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта, а также доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество.

Причем, КоАП РФ предоставляет право задерживать данных лиц только старшим должностным лицам как ведомственной, так и вневедомственной охраны в местах расположения охраняемых объектов, а, производить доставление граждан в соответствующее служебное помещение – всем должностным лицам, несущим службу по охране объектов или вещей. Не стоит разграничивать данных должностных лиц, а предоставить право производить задержание граждан любым должностным лицам ведомственной и вневедомственной охраны на охраняемых объектах или зонах.

Исходя из анализа п.2 ч.1 ст.27.

3 КоАП РФ и вышеупомянутого нами приказа МВД РФ № 803, можно сделать вывод, что производить административное задержание граждан из числа служащих внутренних войск МВД РФ имеют право следующие должностные лица: офицеры органов управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД РФ; дежурные по данным органам; коменданты, их заместители; дежурные помощники комендантов внутренних войск. А при отсутствии вышеупомянутых лиц в местах несения боевой службы административное задержание вправе осуществлять начальники караулов и войсковых нарядов внутренних войск. Причем должностные лица внутренних войск МВД РФ имеют право задерживать граждан только при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими важным государственным объектам, сооружениям на коммуникациях, специальным грузам, складам, органам военного управления внутренними войсками, проникновением на охраняемые ими территории (зоны), на которых постоянно или временно размещаются соединения, воинские части и подразделения, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск, иные объекты, техника и имущество внутренних войск либо с посягательством на указанные объекты или имущество.

В то же время, федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках министерства внутренних дел РФ» в ст.

24, посвященной правам внутренних войск МВД РФ, закрепляет право за последними производить доставление в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушавшихся на их совершение, либо в целях установления личности подозреваемого лица, а также, осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию. Причем, в Законе не конкретизируются административные правонарушения, при выявлении которых военнослужащие внутренних войск МВД вправе применить административное задержание граждан. Следовательно, можно сделать вывод, что любой военнослужащий внутренних войск МВД РФ при несении боевой службы имеет право производить доставление и административное задержание граждан при выявлении любого административного правонарушения. Если КоАП РФ в статье, посвященной органам и должностным лицам, уполномоченным доставлять граждан в соответствующее помещение, закрепляет в качестве такового внутренние войска МВД РФ за совершение административных правонарушений, не связанных с исполнением охранных служебных обязанностей, то в перечне органов и должностных лиц, уполномоченных производить административное задержание, внутренним войскам МВД РФ предоставляется данное право только в рамках осуществления своих служебных полномочий по охране объектов и зон.

Ссылка на основную публикацию