Статья 6. сведения о населении и порядок их сбора

Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»  несет в себе серьезнейшие риски. Его нельзя принимать в нынешнем виде.Такую точку зрения в своей статье и в эфирах на радио и ТВ высказывает ведущий специалист в области IT-индустрии и искусственного интеллекта  Игорь Станиславович Ашманов.

Источник: РОЕМ © Игорь Ашманов

Нас разбудят в другой стране: завтра налоговая получит все сведения о вас и вашей семье

Этот текст представляет собой записку, которую я на прошлой неделе направлял разным организациям и людям, имеющим отношение к правам человека и развитию ИТ в нашей стране.

  В ней рассматриваются политические, правовые и технические риски законопроекта ПФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации…» (далее – Законопроект или ЕФИР).

Сейчас законопроект прошёл два чтения, с третьего чтения его вернули обратно в Госдуму; третье чтение планируется 21-го мая, в четверг. Скорее всего, законопроект будет принят.

Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбораВ законопроекте декларируется создание ЕФИР – единого федерального регистра, содержащего сведения о гражданах в единой базе данных, управлять которой будет Федеральная Налоговая Служба. Создаваться ЕФИР должен постепенно, вступить в строй полностью – примерно к 2024-2025 году.

Изучение текста законопроекта приводит к заключению, что в текущем виде он создаёт серьёзные риски для прав граждан России, нарушает существующие федеральные законы. Подробнее – ниже.

1. Общие соображения

  1. Значение законопроекта. Этот законопроект – не проходной, не технический, его значение – огромное. Он вторгается в частную жизнь, создаёт множество рисков (о которых ниже). Это очень важный законопроект, по существу – конституционного уровня.
  2. Частная жизнь и Конституция.

     Законопроект вторгается в очень интимную сферу частной жизни граждан, определяемую Конституцией РФ, нарушая (или переопределяя) положения Главы 2 Конституции РФ и несколько федеральных законов. Об этом – ниже в разделах 3 и 4.

  3. Новый вид власти – цифровой.

     С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти – цифровой власти над данными граждан.

    Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре:

    1. эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица,
    2. граждане РФ не делегировали им эту власть над собой,
    3. есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные (каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте – см. ниже). Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных.
  4. Правовые риски. Граждан в законопроекте просто забыли, в том числе – несовершеннолетних. Гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом. Законопроект прямо упраздняет 152-ФЗ о персональных данных, создаёт правовой нигилизм в отношении частной жизни и персональных данных граждан. Об этом ниже в правовом разделе 4.
  5. Проект несёт очевидные технические риски. Сбор данных в одном месте, кроме удобства для оператора (ФНС), несёт риски утечек, компрометации данных и использования служебного положения. О этом ниже в разделе «Технические риски».
  6. Процедура проведения законопроекта – неправильная. Его «протаскивают» поспешно, «под шумок», без общественных слушаний. Для проекта такой значимости это недопустимо.
  7. Обоснование законопроекта очень слабое. Фактически, сторонник и «двигатели» законопроекта в Пояснительной записке и в публичных выступлениях говорят только «ну это же будет очень круто – знать всё про всех!», «иметь наиболее достоверные и полные данные о всех!», «больше собирать налогов!». Нет аргументов, почему не годится текущее положение, когда ведомства обмениваются данными, держа частичные персональные данные граждан в своих ведомственных базах. Эта невнятица и привязка к фискальным задачам ФНС влечёт большие политические риски для власти. Об этом ниже – в разделе 2 о политических рисках.

2.   Политические риски

  1. Публичные обоснования законопроекта – негодные. Обоснования в Пояснительной записке и в прессе сводятся к облегчению сбора денег с населения, а также к тому, что «иметь полные и достоверных данные обо всех гражданах – очень хорошо». Это легко увидеть, посмотрев тексты.

    В пояснительной записке в качестве основания для создания нового закона даётся ссылка на Указ Президента РФ от 2016 об усилении платёжной дисциплины. То есть по сути, прямо сказано, что закон нужен для собирания большего количества денег с населения. В глазах населения это будет выглядеть издевательством, особенно в текущей ситуации.

    Упоминаемые в Пояснительной записке «борьба с мошенниками» или «помощь неимущим» очень плохо сочетаются с целями повышения собираемости налогов и с управлением ФНС. Сбор данных Налоговой службой делается в целях помощи немущим? В восприятии населения ФНС занимается не раздачей денег, а сбором, получается двойная насмешка.

  2. Официальная публичная риторика в поддержку законопроекта – негодная. Высказывание замначальника ФНС, что «такое сосредоточение всех данных поможет оценить совокупные доходы домохозяйств, число нуждающихся семей в стране.

    Это стало особенно актуально в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда необходимо оказывать адресную помощь именно тем, чьи доходы упали из-за кризиса», опять же, звучит просто насмешкой, издевательством (ведь в самом законопроекте написано, что закон в принципе планируется ввести в действие до 23-го года, когда про коронавирусную инфекцию все забудут. Это просто неуклюжая попытка обмана).

По сути, никаких разумных объяснений того, зачем нужен новый закон, гражданам не предлагается.

  1. Процедура проведения законопроекта – негодная. Текущая процедура продвижения законопроекта вызывает очень много нареканий. Это делается быстро, кулуарно, без обсуждения в прессе, под шум о коронавирусе, без широкого общественного обсуждения. Это несёт в том числе большие политические риски для власти в РФ.Почему не проведены общественные слушания?
  2. Присвоение номерного идентификатора человеку вступает в противоречие с позицией РПЦ. Законопроект игнорирует позицию РПЦ, принятую Архиерейским Собором РПЦ 04.02.2013:

«Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учёта персональных данных и личной конфиденциальной информации».

Можно ожидать дальнейшего возрастания недовольства как верующих, так и религиозных организаций.

Вывод: принятие законопроекта будет медийным аналогом пенсионной реформы. С точки зрения медийного и политического воздействия на умы граждан РФ создаётся ещё один сильный повод для разжигания ненависти к власти и чиновникам, к дальнейшему «расторжению общественного договора» между властью и народом.

Возможно, властные политтехнологи сейчас обещают инициаторам законопроекта, что «мы всё заровняем, всё будет тихо», как они обещали при продвижении Пенсионной реформы. Это неправда: Пенсионная реформа ещё свежа в памяти, нанесла мощный удар по лояльности граждан. Сейчас гражданам будет дан ещё один серьёзный повод для недоверия и ненависти к власти.

3. Юридические риски и противоречия

  1. В законопроекте имеются явные нарушения Конституции РФ:
    1. По ч. 1 ст. 24 Конституции «Сбор, хранение, использование … информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Если сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту данных, за некоторыми обоснованными исключениями, то Законопроект легализует сбор и обработку эти данных в постоянном режиме без согласия граждан (ст.8 Законопроекта). Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к «частной жизни»

Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем

08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.

Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.

Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.

Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.

До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025

Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных.

Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию.

Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.

Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.

В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.

Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной.

Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций.

Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.

В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.

На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.

Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.

Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.

Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится.

Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества.

Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.

Что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим

Государственная Дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. Он будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О.

, дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений.

Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

На вопросы читателей официального сайта и социальных сетей ГД отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

— Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах?

Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.

Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.

Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии. 

— Какая польза от этого регистра?

Государство сможет более четко прогнозировать развитие страны, оперативно администрировать процессы.

Для граждан в первую очередь это удобно, потому что им не потребуется по кругу носить документы в случае каких‑либо изменений, скажем, смены паспорта.

Сегодня после того, как ты меняешь паспорт, везде, где есть данные о нем, ты должен снова представить сведения о паспорте. После вступления закона в силу это будет происходить в автоматическом режиме.

  • — Как будут защищены данные?
  • Они будут находиться в центре обработки данных, проверенном и протестированном на безопасность уполномоченными на это органами, в первую очередь ФСБ.
  • Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности.
  • Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур.
  • — Кто будет иметь доступ к регистру?

Государственные органы, каждый — в части своей компетенции. Иными словами, если кто‑то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС.

— А нотариусы?

Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений.

— Зачем нужна еще одна база, если есть Госуслуги?

Госуслуги это не база, это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат. 

Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним.

 В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что не нужно людям самим ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди наиболее нуждающиеся.

— Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре?

Человек в любом случае получил паспорт, свидетельство о рождении или регистрации брака, этими данными уже государство располагает. Сейчас они просто будут собраны в единый ресурс. Удаляться записи из регистра не могут.

  1. — А что делать, если там ошибка?
  2. Важно, что человек получит право проверить сведения о себе, и в случае если он увидит ошибку (такое возможно, например, паспорт был выдан с неправильной датой рождения), закон определяет порядок, по которому изменения в регистр могут вноситься по его заявлению.
  3. — Почему ФНС станет оператором единого регистра? 
  4. Федеральная налоговая служба — самое продвинутое цифровое ведомство в стране, которое работает с большим количеством баз, даже тех, которые не относятся к его деятельности, — например, с базой данных ЗАГС. 
  5. Мы понимаем, что ФНС — это орган, который сегодня в состоянии не только разработать эту систему, но и эффективно ее вести и сопровождать.

Единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении: читаем закон

8 июня, в день подписания президентом, вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ « О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации » (дальше для краткости буду называть его Единый регистр населения).

Правда, «вступил в силу» – это, в данном случае, слишком громко сказано.

Пока только дана отмашка на создание регистра, само вступление закон в силу в полном объеме произойдет только с 1 января 2026 года и разбито на несколько этапов: с 1 января 2022 года, 2023 года, 2024 года, 2026 года.

Для того, чтобы закон заработал, необходимо принятие целого ряд нормативных правовых актов Президентом и Правительством, причем содержание части из них пока совершенно не ясно.

Единый регистр формируется и ведется ФНС России, она же является оператором этой информационной системы.

В Единый регистр населения вносятся две категории сведений: первая — это записи о физическом лице – ФИО, даты и места рождения и смерти, пол (в том числе  сведения о его изменении),сведения о семейном положении, сведения о гражданствах и выходе из них, о наличии документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Не так и много, как видно.

Вторая категория – не сами сведения, а идентификаторы записей о физическом лице из других систем госорганов и внебюджетных фондов, их гораздо больше.

На самом деле регистра два: один содержит все перечисленные выше сведения, а другой, хранящийся обособленно, – обезличенные персональные данные. В дополнение к персональным данным, полученным в результате обезличивания, о которых я не так давно писал , появляется еще одна новая сущность.

Одно ли это и то же или разные сведения – совершенно не понятно, поскольку, как и в законе о проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, в новом законе нет определения того, что это означает, и как именно должно осуществляться обезличивание.

И даже нет поручения кому бы то ни было определить такой порядок для Единого регистра населения.

При этом необезличенный регистр делится на части. В первой части содержатся сведения о простых смертных, во второй, формируемой обособленно, – сведения о лицах, которым предоставляется государственная защита.

Делается это, как указано в части 12 статьи 8 закона, в целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод этих самых отдельных физических лиц.

  • К обезличенному регистру будут получать доступ органы власти, которым нужны статистические данные и которые не занимаются предоставлениям персонифицированных услуг населению.
  • В статье 10 определяется закрытый перечень органов и организаций, предоставляющих сведения в Единый регистр населения: МВД, Минобороны, Минкомсвязи (или Минцифры, как стало модно его называть), Минобрнауки, Рособрнадзор, ФНС, Росморречфлот, Роструд, ПФР, ФСС, ТФОМС.
  • Но вот в части 15 статьи 8 указано, что сведения, предусмотренные частью 2 статьи 7 закона и ранее не учтенные в государственных информационных системах органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, могут вноситься в Единый реестр населения ФСБ, СВР, ФСО и «иными органами, уполномоченными на решение задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации».
  • Я, конечно, могу предположить, что это за сведения, но лучше дождаться, как это предусмотрено законом, указа Президента, определяющего перечень таких органов, и постановления Правительства, определяющего порядок предоставления сведений.

Еще один интересный момент – все, что предоставляется в Единый регистр населения и хранится в нем, каждая запись, должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью, которую необходимо иметь возможность проверить.

Похоже, о том, что ключ такой подписи и сертификат ее проверки имеют ограниченный срок действия (очень ограниченный), что криптография для электронной подписи периодически меняется, что СКЗИ снимаются с производства и утрачивают сертификаты соответствия, законодатели не задумывались.

Теперь то, как решить эти проблемы (цитирую: «обеспечивается подтверждение … действительности усиленных квалифицированных электронных подписей», при этом из текста закона следует, что обеспечивается вечно), должно очень быстро придумать правительство.

Причем изменений в законе «Об электронной подписи» закон о Едином регистре населения не предполагает.

Весьма интересный подход предлагается к восстановлению записей в Едином регистре населения. Понятия резервное копирование, резервная копия, территориально распределенная система резервирования в законе не упоминаются.

Но зато написано, что запись федерального регистра сведений о населении подлежит восстановлению на основании сведений, направляемых в уполномоченный орган органами и организациями, указанными в статье 10 закона.

Запись должна быть восстановлена полностью, но частичное восстановление записи допускается в исключительном случае, если ФНС были исчерпаны все возможные способы получения сведений о физическом лице в целях восстановления записи.

При этом, вместо определения порядка резервного копирования и восстановления данных предложено поручить правительству определить перечень способов получения сведений о физическом лице в целях восстановления записи Единого  регистра населения и правила их применения, в том числе порядок взаимодействия с органами и организациями, предоставляющими сведения в регистр.

С защитой данных в регистре все очень строго. Никаких оценок соответствия средств защиты информации, только сертификация, о чем прямо написано в законе.

Ну, и, как обычно, вишенка в конце. К сведениям о себе любимом субъект сможет получить доступ только после полного формирования регистра, с 1 января 2026 года, и при условии, что у него есть учетная запись на портале госуслуг. До этого – ни-ни.

Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении :: Общество :: РБК

В пояснительной записке к проекту было сказано, что реестр поможет сократить сроки оказания госуслуг и мошенничество с обязательными платежами, например, при уплате налогов.

Оператором базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме ее сотрудников, ответственных за регистр, никто не сможет получить полный доступ ко всем личным данным россиян.

Однако сведения из регистра могут предоставляться по запросу госорганам, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении.

Хинштейн уточнял, что спецслужбы России смогут запрашивать информацию из базы.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отмечал, что любой сбор данных создает определенные риски злоупотребления, а руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Фишман указывал, что важна защита самого механизма обращения к информации базы.

Ранее на электронном ресурсе Change.org появилась петиция, которая назвала создание единой базы данных «угрозой национальной безопасности».

Авторы заявили, что добавление персональных данных россиян в реестр без их согласия нарушает Конституцию и влечет риски «криминального характера».

В петиции сказано, что к личной информации граждан смогут получить доступ «враги России» и различные злоумышленники.

Несколько известных артистов, в том числе Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Александр Михайлов и Сергей Никоненко, записали видеообращение против создания единого федерального регистра. Крючкова, в частности, сравнила создание регистра с введением нумерации заключенных в концлагерях.

«Мы не цифры», — сказала Крючкова, отметив, что жертвами закона в первую очередь станут дети, которых с детства начнут приучать к «тотальному контролю». С концлагерем сравнил регистр и Розенбаум, по словам которого, присвоение номеров обезличивает людей, низводя тех «до скотского положения», что вряд ли устроит граждан.

Михайлов призвал президента России Владимира Путина не подписывать закон о едином федеральном регистре в связи с угрозами, которые тот создает.

2 июня вопрос о создании единого федерального регистра стал поводом для конфликта соведущих программы «Полный контакт» Владимира Соловьева и Анны Шафран. Последняя критиковала идею регистра, что закончилось ее уходом из программы.

Позднее Шафран в интервью RTVi заявила, что закон о регистре, в том числе в связи с возможностью утечки данных, представляет «серьезные риски и угрозы» для внутренней жизни России, связанной с безопасностью граждан, неприкосновенностью частной жизни, с угрозами мошенничества и так далее.

Единый цифровой реестр сведений о населении. Ожидания и реальность

Внедрение в России единого реестра сведений о населении давно обсуждается в СМИ. Судя по предложениям в законопроекте, именно его внедрение и есть главная цель назначения Михаила Мишустина на пост председателя Правительства РФ. Объясняем, почему мы так думаем. 

Фото из открытых источников (https://unsplash.com/)

Фото из открытых источников (https://unsplash.com/)

Детище нынешнего Премьера (именно он указан ответственным представителем Правительства РФ в Госдуме при работе с данным проектом) — Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» будет принят (уж в этом можно не сомневаться) Государственной Думой в окончательном третьем чтении 12 мая 2020 года

Зачем этот закон нужен Правительству? 

  • Правительство РФ выступило инициатором рассматриваемого законопроекта. 
  • Согласно пояснительной записке, в нашей стране отсутствует единый централизованный информационный ресурс, содержащий базовые сведения 
  • о населении (далее — ЕИР), что препятствует возможности получить полные и достоверные сведения о физическом лице, «которые необходимы для реализации, в том числе, контрольной функции налоговых органов».
  • По задумке авторов проекта в ЕИР будут включаться базовые сведения: ФИО, дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи актов гражданского, СНИЛС, ИНН и иные идентификаторы, а также и дополнительные сведения: например, семейное положение и родственные связи.

ЕИР должен формироваться и вестись на основании сведений о физических лицах, представляемых органами ЗАГС (все сведения о семье и актах гражданского состояния, включая данные о перемене имени и смене пола), МВД России (полные данные о миграционном учёте иностранных граждан, данных о гражданстве(гражданствах), а также все сведения об оформленных зарубежом документах), Минобороны России (сведения о воинском учёте), Минобрнауки России (о научных степенях и учёных званиях гражданина), ФНС России (о постановке на налоговый учёт), Росморречфлот (о выданных паспортов моряка), государственные внебюджетные фонды, Минтруд (о постановке на учёт в службах занятости) и т.п. Реестр ведётся в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, по мнению авторов законопроекта никакие новые данные, помимо тех, которые уже имеются у государства, собирать не придётся, а основная цель — объединить данные на гражданина в одном месте.

Это в свою очередь должно упростить общение гражданина с гос.органами.

Оператор ЕИР должен обеспечить защиту сведений этой системы в соответствии с требованиями законодательства об информационных технологиях и о защите информации и законодательства в области персональных данных. 

Авторы законопроекта считают, что введение ЕИР позволит:

  • повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления;
  • обеспечить достоверность и актуальность информации о населении;
  • сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
  • обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц; 
  • повысить эффективность реализации государственной политики, решения вопросов социально-экономического развития, составления и реализации государственных и муниципальных программ, бюджетов бюджетной системы страны;
  • обеспечить повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Безусловно, прописанные цели законопроекта выглядят скорее как благие , но от себя отметим, что на наш взгляд ключевой момент в принятии рассматриваемого законопроекта — получить реестр имущества и доходов на каждого гражданина в целях борьбы с  «серыми зарплатами», «обеления» экономики и т.п., то есть в конечном счёте для повышения собираемости налогов.

Что на самом деле закреплено в законопроекте? 

Согласно статье 2 проекта закона, ЕИР представляет собой совокупность сведений  о населении РФ. Таким образом, в эту категорию автоматически включаются люди, пребывающие на территории нашей страны, в том числе иностранцы и апатриды.

Использование сведений из ЕИР допускается для предоставления государственных услуг, защиты прав и свобод граждан (естественно), статистического учёта граждан, бюджетного планирования. Сведения из ЕИР будут использоваться также избирательными комиссиями всех уровней и нотариусами. 

В ЕИР будут содержаться если не все, то очень многие сведения о физических лицах, включая данные ЗАГСов, миграционных сведений об иностранцах, сведений о наличии профиля в сервисе «Госуслуги» (по ЕСИА — единой системе идентификации и аутентификации), о занятости, об образовании, о воинском учёте, сведения о семье (о детях, родителях и супругах гражданина). Подробно о том, какие органы предоставляют в ЕИР те или иные сведения прописано в ст.10 будущего закона.

 В законопроекте мы не нашли указания на то, что в ЕИР попадут сведения, например, о судимости гражданина или о привлечении к административной ответственности, о пересечении границы гражданами РФ, об электронных трудовых книжках и медицинских картах, о недвижимом имуществе гражданина, о транспортных средствах. 

Важно отметить и то, что хотя сейчас в законопроекте установлен закрытый перечень данных в ЕИР, ничто не препятствует вносить в уже принятый закон изменения в сторону расширения категорий данных.

Ведение ЕИР возложено на Федеральную налоговую службу России, которая и является оператором данных реестра. Не это ли подтверждение конечной цели законопроекта — увеличение собираемости налогов с физических лиц? 

ФНС России создаёт  и эксплуатирует ЕИР, а также обрабатывает сведения, содержащихся там; обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование системы; осуществляет защиту данных; подтверждает подлинность и целостность записей, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей.

Таким образом за сбой ЕИР, потерю данных, несанкционированный доступ к персональным данным, их утерю и распространение несет ответственность именно ФНС России.

В ЕИР не допускается использование сведений, составляющих государственную тайну. Государство всё-таки решило в этом отношении подстраховаться.

Дополнительно отмечено, что в целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц (#всежевсепонимают ) в ЕИР может вестись обособленный учет отдельных сведений.

Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений в ЕИР определяются Президентом Российской Федерации. Законопроект об ЕИР будет допускать и ведения перечня обезличенных персональных данных, который будет определен Правительством РФ. Расшифровки этих полномочий мы на настоящий момент не нашли.

Видимо, уже после принятия и вступления в силу закона на этот счёт нам следует ожидать Постановления Правительства и акты Президента РФ. 

Сведения об одном физическом лице в ЕИР образуют одну запись, которая идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории РФ номером. То есть в базе данных ЕИР каждый гражданин будет иметь один уникальный и неизменяемый номер.

  1. Получить сведения их ЕИР могут: 
  2. -органы власти всех уровней, включая органы управления государственными внебюджетными фондами; МФЦ в части сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг;
  3. -избирательные комиссии;
  4. -нотариусы;
  5. -физическое лицо или его законный представитель в части сведений, составленных в отношении этого лица.
  6. Сведения предоставляются в электронном виде и бесплатно.
  7. Сведения, содержащиеся в ЕИР в целях статистического учёта, бюджетного планирования, а также формирования социально-экономической политики предоставляются обезличенными.
  8. ФНС России обязана предоставлять сведения из ЕИР по запросам суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов принудительного исполнения РФ, налоговых органов, МВД РФ, а также по запросам Росстата.
  9. Предоставление сведений из ЕИР физическим лицам осуществляется с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг после прохождения указанными лицами процедур идентификации и аутентификации в ЕСИА. 
  10. На последок отметим, что для полноценного перехода на ЕИР законодатель заложил срок — со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2025 года.

Итог

Рассмотренный законопроект — один из фундаментальных законов, который определяет совершенно новый порядок нашей будущей жизни. 

Подчеркнём, что данный закон не предусматривает наличие в ЕИР информации о гражданах, которой до этого у государства не было. Просто теперь все данные решено объединить в одном месте. 

Такой опыт уже имеется в некоторых европейских странах (например, в Швеции).

С 2025 года, когда закон будет действовать в полном объеме, скорость решения многих вопросов между гражданами и государственными органами увеличится в несколько раз. Сами органы власти будут обмениваться информацией между собой практически мгновенно. Конечно, с одной стороны, это упростит жизнь и решение многих вопросов. 

Но у нас как всегда остаются вопросы к безопасности баз данных, к защите от несанкционированного доступа к данным, к добросовестности государственных служащих, которые будут отвечать за ЕИР.

В СМИ то и дело регулярно появляются новости о том, что данные из различных государственных органах продаются или просто «утекли» в интернет. Но это были данные узкой направленности. Теперь же риск на много больше, так как на каждого человека в одном месте будут  сосредоточены совокупность данных о гражданине, некоторые из которых являются сугубо конфиденциальными.

Перепись населения – афера, прикрывающая геноцид!

avn_msk

Что есть перепись населения осенью этого года (да и предыдущих годов)? В чем смысл этой акции? Изложу по возможности кратко:

1. После бурных катаклизмов — большая война, цунами, наводнения и т.д., необходим учёт населения, дабы посчитать потери, распределить материальные ресурсы на оставшихся, учесть в денежном выражении затраты на восстановление и затраты на потери.

К тому же, в мирных условиях это требовалось для более точного планирования экономики. И чем более объективной информацией будет владеть государство, тем более полно оно сможет обеспечить всех и каждого товарами и услугами.

Тогда я с переписью согласен, как говорится, на все 100.

2. Если учесть, что каждый гражданин России имеет паспорт с пропиской (за чем внимательно следят органы МВД), имеет ИНН (за это отвечают налоговые органы), от 16 до 45 лет учёт в военкомате, от 7 до 17 лет учёт в школе.

В принципе, меня могут переписать ТРИ (кроме собственно ЗАГСа) независимые друг от друга организации, которые сверив свои данные, должны быстро определить (без катаклизмов и форсмажоров в спокойной обстановке) сколько граждан, с учетом возраста, пола и доходов проживает в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Ну, может за исключением некоторого ничтожного процента, который, кстати, не исключается и при ручной переписи.

3. Вопрос юридический — кому это сегодня выгодно? Раньше, однозначно государству, а значит и всем нам. Сегодня — сколько на этом заработают чиновники?

Итак, чего мы ждем?

Для чего это делалось раньше? Всё просто: бюрократическая «бумажная» машина работала сравнительно медленно, накапливая неизбежные ошибки. Как случайные, так и намеренные (правда, в сравнении с сегодняшним днём их можно увидеть разве что, под микроскопом). И вот ручной пересчёт (как на выборах) эту ситуацию выправлял.   

Сегодня положение другое. Ежедневно данные о количестве людей по соответствующим адресам уходят «наверх». Это процесс постоянный. Осуществляемый мгновенно, за счёт усовершенствования систем передачи данных. Постобработка включает в себя всякую статистическую второстепенность вроде национальностей, количества высших образований и т.п.

На первый взгляд получается, что задача у государства такая же —  выправить ошибки. Но, как легко убедиться на нижеследующем материале, оно вместо этого их ПЛОДИТ! Преднамеренно и систематически искажая данные. Вот что пишут сами люди, занимающиеся или занимавшиеся в прошлый раз переписью. Не могут же они все так согласованно врать.

Смысл-то какой в этом? И пишут об одном и том же:

Ушакова Мария — 15.10.2010 09:22:12

«Меня назначили переписчицей на 12 участке, района Тропарево-Никулино г. Москвы. Мне попался хороший дом, где большая часть проживающих согласна переписаться. У меня квартиры с 1 по 147. Я переписала примерно 40 квартир с номерами от 1 до 147 (1,5,6,25,45,147…

) Когда вернулась на участок с документами, заведующая участком сказала, что у нас есть норма 20 квартир в день, причем не любых, а именно 1,2,3..20.

Если в первый день мне открыли 1,5,6,15,19, то есть всего 5 из 20, при этом большинство просто было на работе, то за остальных проживающих из первых 20 квартир, то есть за 15 квартир, мы должны составить (причем или карандашом или даже ручкой!) переписные документы. Как нам выразились проявить фантазию…

Что за фигня?? …Почему официально должно считаться, что все граждане открыли нам двери? Где прописано, какую ответственность и кто несет, если не все граждане опрошены? Наша заведующая сказала, что понимает, что все это неправильно, но ей так сказали в управе…

Почему руками переписчика, неважно в какой мере — в конце на небольшое количество квартир или как у нас в начале на много, должна составляться, как мне кажется, натуральная фикция, и когда перепись населения теряет всякий смысл. Сегодня с другими переписчиками днем попробуем сходить в управу, может нам разъяснят. Но за первый день, пусть и карандашом, нас заставили написать то, что люди нам не говорили. Что делать?»

Сергей — 15.10.2010 10:19:58

«Может, кто знает….. Работал переписчиком в прошлый раз, когда перепись закончилась — было дано указание — каждый должен придумать из головы и дописать еще по 50 человек. Переписчиков было примерно 20-25 человек. И это на одном участке.

Удивились, но поручение исполнили… В этот раз совсем в другом городе работает на переписи сестра.

И вот то же самое — пришло указание сверху придумать и дописать 1000 человек на участок!!! А сколько таких участков в стране? Интересно, кому и, главное, зачем это нужно???????»

Ветеран переписи — 15.10.2010 10:41:51

«Я тоже в конце прошлой переписи дописывал жильцов квартир, в которых никто не открыл или в которые я сам не пошёл по соображениям безопасности. Сказали, что чем больше населения будет в населенном пункте или районе, тем больше денег будут выделять сверху в качестве дотаций».

Сергей — 15.10.2010 10:53:04.

«Так дело не в том открыли или нет. Те, кто не открыли, нам тоже дали доступ к архиву паспортного стола и их переписывали по бумажкам. А потом начальник переписного участка сказала, есть распоряжение, каждому к уже переписанным придумать 50 человек. Например, живет одна бабуля — вписать ей 2 сыновей… ну и т.д. Тогда студентами были — нам какой-то бонус, по-моему, за это даже дали.

Если посчитать, в стране 615.000 переписчиков, если каждый из них допишет по 50 человек, получится, население РФ возрастает на 30 с лишним миллионов».

Док – 15.10.2010 15:38:42

«2002 год. Питер. Нас, тогда еще курсантов, привлекают к переписи (за узкосимволические деньги — основной плюс был в том, что работали мы с девчонками из педиатрички).

Через три дня упорного обхождения квартир, выяснилось, что далеко не все дома заселены на 100%. Квартиры пустуют. Работали с 19-00 до 22-00 (в течение недели), чтобы всяко застать кого-нибудь дома.

На моем участке отсутствовало порядка 30% людей (на других участках бывало и больше). В итоге «бригадирша» принесла диск с паспортной базой данных, и мы вбивали недостающие семьи «мертвыми душами». Кстати, это не ее придумка — ей в свою очередь спустили указивку сверху.

  • Какова мораль?
  • Чтобы узнать, каково население России по состоянию на 2002 год — берите официальную цифру и смело убирайте 30% от нее.
  • Думаю, история переписи повторяется.
  • А если мне кто не верит — спросите тех, кто работает сейчас или работал тогда».

Источник: www.perepis-2010.ru/forum/index.php

Сразу возникает вопрос: зачем эти приписки при переписи? Сходу напрашиваются 3 варианта:

1. Увеличить число населения.

2. Получить дотации.

3. Исправить национальную пропорцию населения.

Обратимся сначала к официальной статистике:

Итоги переписи населения 2002 года

Население страны составило 145 млн. человек, уменьшившись по сравнению с 1989 годом на 2 млн. человек.

  1. Доля проживающих в городах составила 73%, практически не изменившись с 1989 года.
  2. Почти 80% опрошенных заявили, что они по национальности русские.
  3. По половому балансу на 1000 мужчин приходилось 1147 женщин.
  4. Высшее образование получили 160 человек на 1000 в возрасте старше 15 лет.
  5. В браке состояли почти 600 человек на 1000 в возрасте 16 и более лет.
  6. Среднее специальное образование получили 270 человек на 1000.

Английским языком владели 7 млн. человек, немецким – почти 3 млн. человек.

Татарским языком владели более 5 млн. человек.

Доход от трудовой деятельности имели 62 млн. человек.

Доход от подсобного хозяйства получали 18 млн. человек.

Стипендию получали 3 млн. человек.

На пенсию жили 32 млн. человек.

На пособия жили 16,5 млн. человек.

Заметили интересную вещь? Из трёх вопросов сходу пришедших мне в голову по их значимости, мне отвечают сразу же в первой строчке. И про численность и про убыль. Значит, для власти этот вопрос тоже стоит на первом месте. Почему? А потому, что этот вопрос самый важный для всех. По нему люди оценивают власть. И она сразу же спешит всех успокоить, типа всё нормально, ребята… Так ли это??

Вот этот самый главный вопрос о численности, мы немного и рассмотрим. Мне право же, на этом фоне, мало интересно число владеющих татарским языком. Я не знаю, много это или мало 5 млн., хорошо или плохо. Владеют, и ради бога… Итак, численность. Чтобы понять, насколько ложны данные о ней, проведём сперва такой эксперимент.

Оглянитесь вокруг и посмотрите внимательно, сколько людей ушло из вашего окружения за последние 20 лет. Родственники, друзья, знакомые, коллеги и т.д. Да, человек смертен, но я немного не о том. Сколько народа пришло им на смену, кого они за собой оставили? Вы увидите огромную разницу. Они ушли без следа, по самым разным причинам.

И старики не составили ощутимого большинства. Это конечно, чистая эмпирика, но общее представление получить можно (цифры будут потом). А нас пытаются уверить в том, что «естественная» убыль составила примерно 1,5%! Т.е. уверяют в том, что из 150 чел. умерло всего двое. Остальные оставили наследников. И они, вроде как, живут среди нас.

К чему тогда непрерывно льющиеся слёзы о демографии, ссылки на Европу, где вот тоже всё хреново с этим и высокомудрые рассуждения о том, что мол, вот-вот и будет нас, как китайцев? О чём беспокоиться, если всё так прекрасно? С другой стороны, нас тут же, даже официально уверяют, что мы вымираем по 700 тыс. в год.

Ну, и где же эти потери – не вижу! Где разница в 12 млн.?

Таким образом, нам просто втирают очки. И прежде всего, насчёт численности народонаселения. Оно понятно, в государстве, где идеологии, по сути нет, потому что власть считает по одному, в то время, как народ совершенно по-другому, больше козырять нечем.

Ну, а попутно, можно порешать более мелкие частные вопросы чиновникам «на местах». О «мёртвых душах» ещё Гоголь писал и не мне с ним равняться. Однако, могу дополнить теми проблемами, которых в его время не существовало.

За счёт всего этого можно вполне прилично закрыть ещё кучу школ и больниц, изменить численность русского населения, вплоть до того, что признать государство не моно-, а многонациональным, да и вообще… Вы чиновник управы или муниципалитета, знаете о том, что на вашей территории пустуют допустим, 100 квартир.

Никто там не живёт по факту, умерли. Но у вас-то записано, что там живут люди. Остальное пояснять ни к чему, все и так грамотные. В общем, да – эти квартиры уже ваши… с откатом, кому надо.

Да, так что же с нашей численностью?       

А вот что. Все вышеприведённые собеседники, как переписчики, так и экс-, дают хоть и не одинаковые числа, но одинаковый их порядок. От 30 млн. до 30%.

То есть, даже с таким разбросом они разнятся всего на треть от официально заявленной цифры. Тут уже мелочи не очень важны, главное – это цена вопроса.

Вот ещё одна информация, опубликованная тогда, когда ещё ни о какой переписи и речи не было:

«Екатерина Улитина, 15-08-2010

Ссылка на основную публикацию