Статья 2. правовое регулирование отношений в сфере архивного дела в российской федерации

Правовые основы архивного дела в Российской Федерации

Оглавление

Введение

Актуальность данной темы заключается в следующем. Архивы во всем цивилизованном мире — это государственное дело. В каждом государстве ведется архивное дело, и архивы имеют большую значимость.

Во-первых, они сохраняют документы, то есть сохраняют национальную историю, национальную память.

Во-вторых, обновляют эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Эти три или два процента от общего объема документов должны быть репрезентативны, отражать все основные события, которые происходят в стране, чтобы потом можно было судить о главных событиях, которые происходят сейчас.

В-третьих, документы объединяются в справочно-поисковые системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию. Граждане должны иметь доступ к ним и использовать их при необходимости.

Главное направление государственной политики заключается в создании условий для того, чтобы можно было хранить эти документы в нормальных условиях в соответствии с установленными требованиями. Реализует государственную политику государство через нормативные акты, в которых и закрепляются правовые основы архивного дела.

Документы как 
государственных, так и частных 
архивов служат юридическим основанием при установлении и регулировании 
отношений между гражданином и государством, между гражданами, а также иными субъектами права.

Без документа, наделенного определенным правовым статусом, не могут осуществляться как доказательственные функции при судебном разбирательстве, так и управленческие действия в публичных или гражданских отношениях.

Цель работы – изучение правовых основ архивного дела в Российской Федерации.

Задачи:

  1. рассмотреть понятие «архивное дело», «архивный документ»;
  2. проанализировать конституционные основы архивного дела;
  3. изучить другие нормативно-правовые акты, регулирующие архивное дело.

Вопросы данной темы разрабатывались в диссертациях Беловой С.И.1 и Беликовой С.В.2. Белова С.И. подробно рассматривает правовое обеспечение архивного дела в РФ и правовые формы административных производств по архивным делам.  Беликова С.В.

отметила, что фактически архивное законодательство в современных условиях развивается по пути формирования комплексной отрасли законодательства. Беликова С.В.

предложила классификацию норм права архивного законодательства на 5 уровней системы архивного законодательства РФ (Конституционный, международный, федеральный, региональный и местный).

Диссертация И.Г. Асфандиаровой рассматривает развитие правовых основ архивного дела в субъектах РФ, анализирует правовые проблемы, стоящие перед органами исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, а также в органах муниципального самоуправления3.

Система нормативно-правового регулирования архивного дела в РФ стали предметом научного исследования работ  Алексеевой Е.В.4, Артизова А.Г.5, Асфандияровой И.Г.6, Козлова В.П.7, Телегиной Т.И.8, Тюнеева В.А.9, Шестаковой Н.К. 10 и др.

Названные авторы обращаются к теоретическим и практическим проблемам формирования федерального и регионального законодательства об архивных фондах и архивах, анализа тех его положений, обеспечивающих доступ к архивным документам, касаются вопросов изменения правового сознания в архивной среде.

В основу данной работы было положено рассмотрение таких нормативно-правых актов как, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российском государственном историческом архиве»и др.

1. Понятие архивного дела

Согласно Федеральному закону от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в 
Российской Федерации» архивное дело в РФ – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов.

В свою очередь архивный документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства11. Документ Архивного фонда РФ — архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.

  • Архивный фонд РФ — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.
  • В состав Архивного 
    фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
  • Архивные документы 
    включаются в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов.

2. Нормативно-правовое регулирование архивного дела

  1. Все законодательные 
    и нормативно-методические акты, касающиеся архивной сферы, подразделяются по тематическому 
    признаку на три самостоятельные группы:
  2. 1) акты фундаментальные, 
    регламентирующие весь комплекс 
    вопросов, относящихся к компетенции 
    архивной сферы;
  3. 2) акты, регламентирующие 
    процессы комплектования, хранения, учета и вывоза архивных документов;
  4. 3) акты, регламентирующие 
    доступ к архивным документам и их использование.

Первую группу представляют главный архивный закон 
страны – «Об архивном деле в 
Российской Федерации» и «Положение об Архивном фонде Российской Федерации». К ним примыкают и законы об архивном деле субъектов Российской Федерации.

  • Во второй группе основное место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых 
    других министерств и ведомств, в 
    тексте которых упоминаются условия 
    функционирования их собственных архивов (главным образом, право на долговременное и депозитарное хранение архивных документов).
  • Особенностью 
    третьей группы является то, что 
    входящие в нее акты регламентируют не только и даже не столько доступ к архивным документам и правила 
    их использования, сколько рассматривают 
    более общие проблемы защиты прав и интересов гражданина, обеспечение информационной открытости общества, соблюдение тайны личной жизни, а также коммерческой и государственной тайны.
  • Среди современных 
    тенденций развития архивного законодательства можно выделить:
  • 1) усиление внимания вопросам информатизации и защите информации;
  • 2) усиление внимания 
    формированию новых фондов и 
    сохранению уже имеющихся;
  • 3) рассмотрение 
    вопросов международного сотрудничества 
    с точки зрения архивного права;
  • 4) усиление ответственности 
    за нарушение архивного законодательства12.

2.1 Конституционные основы архивного дела

Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Ч.4 ст. 29 Конституции 
РФ провозглашает право каждого 
свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом13.

В соответствии со ст. 44 Конституции 
РФ граждане обладают правом на участие 
в культурной жизни и пользование 
достижениями культуры, доступа к 
культурным ценностям.

Это обеспечивается общедоступностью ценностей, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети бесплатных архивных учреждений, музеев и библиотек14.

Также в этой статье закреплены обязанности человека и гражданина  заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Конституция РФ не выделила архивное дело в отдельный 
предмет ведения, но, рассматривая содержание ч.1 п. «д» (охрана памятников истории и культуры) и п. «е» (общие вопросы науки, культуры) ст.72, архивное дело можно отнести к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся также «защита прав и свобод человека и гражданина» (п. «б» ст.72).

   Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (ст.

18 Конституции РФ), в том числе  уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, муниципальных архивов и других архивных учреждений. 

Ст.

23  Конституции РФ гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, означающее предоставление человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера, которые могут содержаться в различных документах. Конституция в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица устанавливает согласие этого лица. В соответствии со ст.

24 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Также ст. 29 Конституции РФ устанавливает ограничение на действие с информацией, составляющей государственную тайну.

2.2 Федеральное архивное законодательство

Правовые нормы 
федерального законодательства призваны обеспечить соблюдение на всей территории Российской Федерации единых принципов 
организации архивного дела, хранения, использования, комплектования и учета архивных документов.

Архивы в своей деятельности используют Федеральный закон «Об 
архивном деле в Российской Федерации», «Правила организации хранения,  
комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», «Положение об Архивном фонде Российской Федерации», другие нормативные акты федеральных органов государственной власти и субъектов государственной власти, а также нормативные акты, если они по законодательству имеют непосредственное отношение к деятельности архивов и хранимой документации.

Читайте также:  Статья 2. Понятие статуса столицы Российской Федерации

В ст. 5, 6 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» определен состав и порядок включения архивных документов в состав Архивного фонда РФ. Данный закон четко определяет порядок разграничения собственности на архивные документы внутри самого государства, какие документы являются федеральной собственностью, а какие – собственностью субъектов РФ.

Необходимо также отметить, что п. 2 ст.10 ФЗ № 125-ФЗ имеет отсылочную норму на законодательство субъекта РФ и муниципальные правовые акты при решении вопроса о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности в собственность РФ, других субъектов РФ и (или) муниципальных образований15. 

ФЗ № 125-ФЗ посвятил проблемам доступа к архивным документам главу 6, в которой определено, что  пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (норма дана в развитии и в соответствии с Конституцией РФ).

В соответствии со ст.

25 доступ может быть ограничен в соответствии с международным договором РФ, распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности, а также содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую тайну.

Устанавливается ограничение 
на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливаются на срок 75 лет со дня создания указанных документов.

В ст. 26 ФЗ № 125-ФЗ констатируется, что государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки обеспечивают пользователю архивными документами условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов.

Также необходимо отметить норму права об обязанности госорганов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающих их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ16.

Правовое регулирование архивного дела

Общественные отношения, возникающие при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации регулируются институтом архивного дела. Согласно ст.

1 Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» под архивным делом понимается деятельность по организации хранения, учета и использования архивных документов.

Правовую основу этого института составляют следующие информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации: ч. 4 ст. 29, ст. 44, ст. 33, ч. 2 ст. 24. Указанные нормы нашли развитие в нормативных актах института архивного дела.

К таким актам относятся Основы законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», а также соответствующие законы республик в составе РФ, иные правовые акты РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Основные объекты информационных правоотношений института архивного дела перечислены в ст. 1 Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». Такими объектами являются:

  • 1) Архивный фонд Российской Федерации — совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации;
  • 2) архивный документ — документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника;
  • 3) архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;
  • 4) архив — совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей;
  • 5) тайный архив — архив, о котором не заявлено публично.

Перечень терминов в области делопроизводства и архивного дела содержится в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

В состав Архивного фонда Российской Федерации согласно ст.

5 Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации производится на основании экспертизы их ценности в порядке, устанавливаемом Федеральной архивной службой России.

В соответствии со ст.

6 Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» государственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью . К федеральной собственности относятся архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов и центров хранения документации, архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Центрального банка РФ и других банков, отнесенных к федеральной собственности, а также учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности, архивные фонды и архивные документы, полученные в установленном порядке от общественных и религиозных объединений и организаций, юридических и физических лиц.

Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отделения церкви от государства — в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории Российской Федерации, или в частной собственности и представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность.

Субъектами информационных отношений в области архивного дела выступают органы государственной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов, образуемые ими органы управления архивным делом, Федеральная архивная служба России и ее система, ее органы и учреждения, граждане, учреждения, организации и предприятия, общественные и религиозные объединения и организации — потребители архивной информации.

Правовой режим архивов регулируется нормами Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».

Так, согласно ст. 7 юридическим и физическим лицам Российской Федерации гарантируется право на создание архивов.

Не допускается создание тайных архивов из документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации, а также содержащих документы, отнесенные в установленном порядке к категории особо ценных и уникальных, либо создание тайных архивов, затрагивающих права и законные интересы граждан.

В соответствии со ст.

8 Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» передача права собственности другим лицам на архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов и центров хранения документации, а также архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

  1. Передача права собственности другим лицам на архивные фонды и архивные документы, находящиеся на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и являющиеся федеральной собственностью, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется органами представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с Федеральной архивной службой России.
  2. Передача права собственности другим лицам на архивные фонды и архивные документы, являющиеся государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью, осуществляется в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации и иными правовыми актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  3. Архивные фонды и архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, не могут быть объектом купли-продажи или иных сделок, кроме случаев, когда передача права собственности на указанные фонды и документы осуществляется в соответствии с частями первой, второй и третьей настоящей статьи, а также на основании судебного решения.
Читайте также:  Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации

Право собственника архива независимо от формы собственности согласно ст. 9 Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» охраняется законодательством Российской Федерации.

Ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им органа или лица изъят иначе как на основании судебного решения.

Архивы, архивные фонды и архивные документы, находящиеся в незаконном владении, передаются законным собственникам в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями с участием Российской Федерации.

Государственное управление архивным делом в Российской Федерации также регулируется нормами Основ законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».

Так, в ст.

10 отмечено, что государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов через образуемые ими органы управления архивным делом.

Статьей 11 ведение архивного дела возлагается на центральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области архивного дела — Федеральную архивную службу России, ее органы и учреждения.

В систему Федеральной архивной службы России согласно п. 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной архивной службе России» входят федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе России, а также органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения.

  • Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений системы Федеральной архивной службы России осуществляются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых бюджетов краев, областных бюджетов областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов и районных бюджетов районов, а также за счет внебюджетных средств.
  • Органы государственной власти, государственные учреждения, организации и предприятия обеспечивают соответствующие государственные архивы зданиями и помещениями, отвечающими установленным требованиям сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации.
  • По просьбе собственников негосударственных архивов и архивных документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, государство через органы и учреждения системы Государственной архивной службы России оказывает содействие в сохранении, комплектовании и использовании их архивов.
  • Собственники негосударственных архивов и архивных документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, имеют право на передачу их по соглашению на хранение в государственные архивы, право на создание их страховых копий, а также на их реставрацию и использование.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах осуществляется органами представительной власти и прокуратуры.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах осуществляется органами исполнительной власти, а также органами управления архивным делом системы Государственной архивной службы России.

Общественные и религиозные объединения и организации могут содействовать решению задач развития и совершенствования архивного дела, руководствуясь настоящими Основами, законами республик в составе Российской Федерации, другими нормативными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

34. Понятие информационной безопасности.

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества, государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты. Это могут быть организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.

Вопросы информационной безопасности касаются как субъектов, интересы и права которых подлежат защите, так и субъектов, обеспечивающих такую защиту.

Практически это все субъекты, о которых говорилось выше в областях информационной сферы: органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию; органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения; организации, предприятия, учреждения, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие потребителям информацию из них, государственные структуры и должностные лица, обеспечивающие информационную безопасность.

  1. Информационная безопасность РФ находится под пристальным вниманием государства, в связи с чем Президентом РФ утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. Она служит основой для:
  2. формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;
  3. подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ;
  4. разработки, целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ.
  5. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере.
  6. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
  7. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
  8. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Правовое регулирование общественных отношений в области архивного дела и архивов

Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности, так как в связи с накоплением документам потребовалось специальное место для хранения.

До принятия христианства в Киевской Руси сосредоточением правительственной документации князя был княжий двор. А с принятием христианства архивы стали возникать в церквях и монастырях и получили название сокровищниц (ризниц), в которых документы хранились вместе с различными принадлежностями культа.

В конце XV в., после окончательного оформления централизованного государства, начинается отделение документов от казны и формирование Государева архива, положившего начало формированию первоначальной сети архивов Московской Руси.

В связи с увеличением и усложнением функций государственного аппарата возникает потребность в создании новой системы исполнительных органов управления, которые ведали бы отдельными отраслями государственного регулирования, — так появляются приказы.

Петровские реформы коснулись всех сфер общественной жизни, не стало исключением и архивное дело: в соответствии с Генеральным регламентом 1720 г.

, впервые официально было введено понятие «архивы», произошло их отделение от канцелярий в самостоятельные структурные части учреждений, которым передавались не нужные для повседневной оперативной деятельности, но необходимые для справок бумаги из делопроизводственных подразделений. Лица, заведующие ими, были названы «архивариусами».

Считается, что именно с этого момента начинается история архивного дела в России. Генеральный регламент стал фактически первым законодательным актом в России, регулирующим вопросы работы с документами в центральных государственных учреждениях.

В начале XIX в. в России снова начинается период административных реформ (при Александре I в 1811 г. был принят Закон «Общее учреждение министерств»), которые приводят к реорганизации государственных структур и замене коллегий министерствами.

При каждом министерстве и департаменте создавался свой архив, что в итоге повлекло за собой образование дробной сети архивов и децентрализацию архивного дела в общем.

Такая система показала свою непригодность, так как очень затрудняла обеспечение сохранности и использование архивных документов, и уже во второй четверти XIX в., департаментские и министерские архивы начинают концентрироваться в общие.

Важным в истории архивного дела стал 1812 г., когда не были приняты во время меры по спасению ценных исторических источников от разграбления и уничтожения французскими солдатами.

Во второй половине XIX в. в России вновь началась эпоха реформаторской деятельности, которая затронула все сферы развития русского общества. Главной проблемой архивного дела становится преодоление бумажного вала, необходимость реставрации многих древних документов и упорядочивания дел.

В 1869 г. известный ученый, архивовед Н. В. Калачев сформулировал действующие и поныне направления рационально организованной работы архивов. Он предложил разделение архивов на частные, общественные или правительственные, правила отбора документов на хранение и уничтожение, об их классификации и т. д.

Значительный вклад в оформление идеи централизации архивного дела России внес созданный во главе с академиком А. С. Лаппо-Дани- левским в марте 1917 г. Союз российских архивных деятелей.

Именно Союз российских архивных деятелей и приступил к подготовке коренной реформы управления архивным делом в «направлении его централизации».

Читайте также:  Статья 33. порядок осуществления ревизии и оказания сопутствующих ревизии услуг

Можно считать, что только в 1918 г., с принятием декрета СНК РСФСР от 01.06.1918 «О реорганизации и централизации архивного дела», появилось архивное законодательство.

Декрет провозгласил государственную собственность на документы царских и советских учреждений и централизацию управления архивным делом. Все архивы правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные учреждения.

Хранившиеся в них документы образовали Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ) Советской республики.

Оценивая значение Декрета 1918 г.

, можно констатировать, что Декрет впервые определил архивное дело как самостоятельную отрасль общегосударственной деятельности, для руководства которой была создана специальная государственная организация, ввел принципиально новое научное и юридическое понятие «Государственный архивный фонд», которое порождало применительно к входящим в него архивным документам определенные права и обязанности.

Декрет СНК РСФСР от 31.03.1919 «О хранении и уничтожении архивных дел» определил порядок хранения и уничтожения архивных дел в советских учреждениях и организациях, а также взаимоотношения учреждений с архивными органами.

Правовое регулирование использования архивных документов в муниципальных архивах

Мясникова, М. А. Правовое регулирование использования архивных документов в муниципальных архивах / М. А. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44421/ (дата обращения: 06.06.2021).



Использование архивных документов — применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан [1].

Организация использования архивных документов является частью научно-информационной деятельности архивов, которая направлена на предоставление организациям и гражданам ретроспективной информации.

Доступ к архивным документам, независимо от формы их собственности, их использование определяется закрепленными в нормативно-правовых актах условиями, которые являются неотъемлемой частью организации деятельности архивных учреждений.

Деятельность муниципальных архивов по использованию архивных документах основывается на тех же принципах, закрепленных в законодательных и нормативно-правовых актах, на которых основываются в своей деятельности и государственные архивные учреждения.

  • В структуру законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс использования архивных документов, в том числе и в муниципальных архивах, входят:
  • – Конституция Российской Федерации;
  • – Федеральные законы Российской Федерации;
  • – Подзаконные правовые акты.

Конституция Российской Федерации является основным правовым актом, устанавливающим право гражданина на получение информации, закрепленной в архивных документах. А именно, в статье 29 устанавливается право гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Право на доступ к информации также содержит Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]. Статья 3 Закона устанавливает свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Основным законодательным актом в области архивного дела является Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» [3]. Федеральный закон решает вопросы, связанные с разграничением федеральной, региональной и муниципальной собственности на архивы, разделением прав и обязанностей в области архивного дела.

В соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», муниципальный архив — это структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов. Статьей 4 Федерального закона определяются полномочия муниципальных архивов, а именно хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов [3].

Что касается вопросов использования архивных документов, то в данном законе использованию архивных документов посвящена отдельная глава 6 «Доступ к архивным документам и их использование», в которой отражены права пользователей архивных документов использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом и обязанности архивных учреждений в обеспечении пользователей архивными документами условиями, необходимыми для поиска и изучения архивных документов. Архивы обеспечивают доступ пользователей к открытым документам путем предоставления справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в электронной форме; путем предоставления подлинников (копий) необходимых документов, в том числе документов в электронной форме, а также путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети Интернет, с возможностью их копирования.

Помимо этого архивные учреждения предоставляют пользователям архивную информацию и копии архивных документов, публикуют и организуют выставки архивных документов, готовят справочно-информационные издания о составе и содержании хранящихся в них документов.

Практические моменты, касающиеся деятельности государственных и муниципальных архивов, в том числе по использованию архивных документов, регулируются Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук [4]. В разделе V «Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архиве» отражены общие нормы доступа и ограничений по доступу к архивным документам, изложены требования к созданию информационно-поисковых систем к документам архивов и к описанию архивных документов, охарактеризованы формы использования архивных документов.

  1. Правилами устанавливаются следующие формы использования архивных документов:
  2. 1) информационное обеспечение пользователей в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;
  3. 2) предоставление архивных документов пользователям в читальном зале архива;
  4. 3) экспонирование архивных документов на выставках;
  5. 4) использование архивных документов в средствах массовой информации;
  6. 5) проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием архивных документов;
  7. 6) публикация архивных документов [4].
  8. Еще одним немаловажным нормативным документов, регулирующим вопросы использования архивных документов являются Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях [5]. Использованию архивных документов посвящен раздел 5 «Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов организации», в котором определяются следующие формы использования архивных документов:
  9. – информационное обеспечение работников организации;

– исполнение запросов пользователей, в т. ч. запросов граждан социально-правового характера;

– выдача документов и дел во временное пользование, предоставление копий архивных документов по запросам пользователей, в т. ч. в форме электронных документов [5].

Особый интерес в области регламентирования использования архивных документов представляет Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации [6].

Данный порядок регулирует отношения в части организации работы пользователей в читальных залах государственных и муниципальных архивов: процедуры допуска пользователей в читальные залы архивов, права, обязанности и ответственность пользователей, порядок выдачи дел, документов, копий документов.

Что касается деятельности муниципальных архивных учреждений, то органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7].

Принципы использования архивных документов в муниципальных архивах в полной мере отражены во всех вышеперечисленных законодательных и нормативно-правовых актах. Помимо этого, деятельность муниципальных архивов по использованию архивных документов регламентируется на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне муниципалитета.

Также на локальном уровне архивные учреждения разрабатывают методические документы, касающиеся вопросов использования архивных документов в архиве, например: правила работы читального зала архива, методические рекомендации по исполнению запросов, методические рекомендации по проведению выставок и экспонированию документов и т. д.

Литература:

  1. Основные правила работы архивов организаций. М.: ФАС России, ВНИИДАД, 2002.
Ссылка на основную публикацию