Статья 34. зоны охраны объектов культурного наследия

Получить консультацию

Цель проекта зон охраны – cоблюдение баланса между сохранением объектов культурного наследия в исторической среде и устойчивым развитием территорий.

Институт Генплана Москвы – один из ведущих разработчиков проектов зон охраны объектов культурного наследия в России. Мы выполняем сложнейшие проекты по всей стране, в масштабах города или целого региона, с использованием современных методик и оборудования. Работаем с объектами любой сложности, в том числе с объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

1

Помогаем заказчику с формулированием задачи, участвуем в конкурсе.

2

Самостоятельно собираем исходные данные в органах власти и специализированных организациях. Оперативно формируем картографическую основу. Работаем с любыми существующими архивами.

3

Разрабатываем проект и готовим материалы по обоснованию на основе собранных данных и проведенных исследований. Срок разработки – 50 рабочих дней.

4

Экспертиза проводится тремя экспертами, заключение оформляется в электронном формате в виде акта и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Мы берем на себя формирование экспертной комиссии и обеспечиваем получение положительного заключения ГИКЭ. Сопровождаем акт ГИКЭ на этапе общественного обсуждения. Срок проведения экспертизы – 20 рабочих дней.

Срок согласования экспертизы в органе охраны объектов культурного наследия – 45 рабочих дней.

5

Работа над проектом сопровождается до выпуска нормативно-правового (распорядительного) акта органом охраны.

6

Подготовка XML-схем для внесения границ зон охраны объектов культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости. Заключаем субподрядный договор с кадастровым инженером, который формирует XML. Срок подготовки XML-схем – 10 рабочих дней.

В зависимости от объема работ понадобится 3-4 месяца на разработку проекта и проведение экспертизы. От начала проекта до внесения данных о зонах охраны в Единый государственный реестр недвижимости обычно проходит не менее 1 года.

Проект зон охраны объектов культурного наследия состоит из текстовых файлов, фотоматериалов, чертежей, таблиц, карт или схем и имеет две основные части: утверждаемую часть и обосновывающие материалы.

Материалы проекта

  • – Границы зон охраны объекта культурного наследия – Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам
  • – Текстовое и координатное описание границ зон охраны

Материалы по обоснованию

  1. – Историко-культурные исследования – Натурные исследования – Визуально-ландшафтный анализ
  2. – Анализ градостроительной ситуации территории
  3. К проекту прилагается акт государственной историко-культурной экспертизы в электронном виде.


Технологии

Работаем с использованием современного оборудования и методик, включая формирование единого электронного пространства проекта, доступного заказчику, использование аэрофотосъемки, панорамных камер, высокоточного GNSS-оборудования и RTK-съемки.

Компетенции конкурсных процедур

В Институте есть тендерный отдел, ведущий подготовку конкурсных заявок. Количество выполненных проектов и штат опытных сотрудников позволяют нам получать устойчиво высокие оценки по соответствующим критериям в закупочных процедурах.

Институт является одним из ведущих разработчиков проектов зон охраны в России. Мастерская планирования и анализа исторических территорий в составе Института работает с 2001 года.

Разработкой проектов занимаются сотрудники, имеющие профильное высшее образование (МАрхИ, ВШЭ, МГУ) и опыт работы в органах охраны объектов культурного наследия и общественных организациях.

Работаем по всей России, на сложных территориях, в том числе на Сахалине, в Дагестане. Мы выполняли наиболее сложные и масштабные проекты зон охраны последних лет.

  • Новодевичий монастырь
  • Церковь Вознесения в Коломенском
  • Московский Кремль
  • Церковь Покрова на Нерли (1165)
  • Проекты Достопримечательного места — Дудергофские высоты и Петергофская дорога

Основные масштабные проекты:

  • Тула
  • Казань
  • Клин
  • Сахалинская область
  • Москва (в границах исторического Камер-Коллежского вала)
  • Села Кахиб и Гоор (Дагестан)

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия
Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

Кахиб и Гоор

Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории сел старый Кахиб и Гоор Шамильского района Республики Дагестан

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

Сахалин и Курилы

Комплексные работы на 76 объектах культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Сахалинской области

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

Архангельское

Новый проект зон охраны объекта культурного наследия государственного музея-усадьбы «Архангельское»

Защитные зоны в силу действия ст. 34.1 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» отменяются после внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны объектов культурного наследия.

Как информация о зонах охраны будет внесена в ПЗЗ и Генплан?

Согласно ст. 23 и 30 Градостроительного кодекса (№190-ФЗ), зоны охраны ОКН отображаются в материалах ПЗЗ и Генплана. Действие новых зон охраны и ограничений внутри них не зависит от того, внесены они или нет в ПЗЗ. Порядок внесения этой информации в ПЗЗ обычно соблюдается органами власти в рамках стандартной процедуры актуализации ПЗЗ и не требует участия заинтересованной стороны.

Когда сведения о границах зон охраны отобразятся в ГПЗУ?

Сведения о зонах охраны будут отражены в ГПЗУ после их внесения в Правила землепользования и застройки и (или) в ИСОГД.

Возможна ли актуализация действующих зон охраны ОКН?

В отдельных случаях действующие зоны охраны установлены в соответствии с законодательством, которое значительно изменилось и не соответствует современным положениям.

Кроме того, за продолжительное время выявляются новые объекты культурного наследия, в границах прежних зон охраны.

Учитывая изменения в законодательстве и градостроительной ситуации, необходимо разработать новый проект зон охраны.

Как проверить, не попадает ли земельный участок в охранную зону?

Прочитала недавно статью о том, как люди десятилетиями жили в поселке, а потом его территорию включили в национальный парк «Самарская Лука». Теперь жители не могут нормально оформить свои дома, говорят, что даже новый забор нужно согласовывать.

Я хочу купить участок где-нибудь в Карелии. Но пишут, что там тоже много зон с особыми условиями, где нельзя строиться. Вплоть до того, что если звери ходят на водопой по определенной тропе, то там тоже могут ввести особую зону.

Как проверить, не попадает ли земля в охраняемую зону и что на ней можно строить?

Вы правы, что хотите проверить участок заранее и подстраховаться. В зонах с особыми условиями использования территории — сокращенно их называют ЗОУИТ — могут действовать разные ограничения: например, нельзя вообще строить дома или можно строить только определенной высоты.

На первый взгляд, кажется, что все просто: нужно проверить по ЕГРН, есть ли на участке ограничения. Но проблема в том, что ЗОУИТ может быть не зарегистрирована в Росреестре, а значит, таких данных там не будет.

И даже если участок сейчас не попадает в ЗОУИТ, но располагается, например, рядом с заповедником, границы могут расширить — и участок включат в особую зону.

Поэтому надо не только смотреть уже существующие ограничения на участке в Росреестре, но и провести дополнительные проверки. Расскажу, как это сделать.

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

На территориях ЗОУИТ действует особый режим. Например, есть участки, где нельзя размещать дома. Такие участки лучше не покупать: построить дом на них все равно не получится.

А если и построите, то в лучшем случае будете просто пользоваться домом, но не сможете его согласовать, а в худшем — его обяжут снести как самовольную постройку.

Читайте также:  Статья 3. Правовое регулирование статуса столицы Российской Федерации

Даже если дом уже зарегистрирован в Росреестре, но установленный для ЗОУИТ режим не соблюдается, такой дом тоже могут снести по решению суда.

Вот список основных ЗОУИТ, в которых запрещено размещать дома:

  1. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов.
  2. Охранные зоны кабелей, газопроводов всех давлений, водопроводов, канализации.
  3. Особо охраняемые природные территории.
  4. Первый пояс и зона строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
  5. Береговая полоса.
  6. Подзона 7 приаэродромной территории — это зона, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями.
  7. Санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

На практике могут встречаться исключения. Так, чаще всего в санитарно-защитных зонах дом построить можно.

Но в любой момент разрешения на строительство могут перестать выдавать, и оспорить это не получится, ведь по закону строить в таких зонах в принципе нельзя. Иногда можно увидеть дома рядом с высоковольтными ЛЭП. Это тоже частные случаи.

Строить в охранной зоне высоковольток можно, если владелец ЛЭП дал на это согласие. Но пока нет критериев, по которым такое согласие реально получить.

Еще одно частое заблуждение покупателей: если в выписке из ЕГРН нет ограничений, а в жизни они есть, но не внесены в ЕГРН, то покупатель виноват не будет. Увы, такой подход не работает.

Публичная кадастровая карта. Чтобы понять, какие ЗОУИТ вблизи участка, который вы хотите купить, есть в ЕГРН, нужно открыть публичную кадастровую карту. Далее на карте, в разделе меню «Слои» включить «ЗОУИТ» — они отобразятся зеленым цветом.

Чтобы узнать, какого вида ЗОУИТ наложилась на участок или находится вблизи него, нужно в меню карты «Поиск» ввести «ЗОУИТ», затем перейти в основном меню к «Все объекты в точке». Далее надо листать пункты открывающегося окна, пока ЗОУИТ не загорится желтым цветом.

Вот, например, ЗОУИТ вблизи Петрозаводска. На публичной кадастровой карте видны только те ЗОУИТ, которые внесены в ЕГРН. Это максимум 50% от того, что может быть фактически

Например, тут видно, что зона минимальных расстояний магистрального газопровода наложилась на жилую застройку, поэтому возможны негативные последствия

Правила землепользования и застройки муниципального образования и его генплан. Правила и генплан поселения можно найти на официальном сайте муниципального образования. Обычно правила состоят из нескольких частей — текстовой и графической.

В текстовой части можно изучить градостроительный регламент территориальной — функциональной — зоны места, где будет находиться дом. В регламенте вы найдете такую информацию:

  1. Какие основные виды разрешенного использования земельных участков есть в поселении. Например, для садоводства, ИЖС, ЛПХ в черте поселения и т. д.
  2. Допустимый процент застройки. Обычно для ИЖС это 40%.
  3. Минимальные отступы дома от границ участка. Чаще всего это 3 метра.

В графической части правил землепользования и застройки в дополнение к публичной кадастровой карте вы найдете одну или несколько карт ЗОУИТ. На этих картах могут быть изображены планируемые к строительству автомобильные и железные дороги, а также санитарно-защитные зоны коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

Фрагмент карты ЗОУИТ ПЗЗ г. о. Истра, где можно увидеть, что еще планируется сделать

На тематических картах генплана можно посмотреть, какие объекты местного значения планируются, какие участки изымут для государственных и муниципальных нужд, а также план развития инженерных сетей.

Генеральный план поселения — это документ большей силы, чем правила землепользования и застройки. Поэтому схема градостроительного зонирования по генплану имеет приоритет перед такой же схемой в правилах. Хотя так сложилось, что правила сейчас в муниципалитетах есть почти всегда, а актуального генплана, который соответствует этим правилам, может и не быть.

Информацию, которую вы получите из публичной кадастровой карты и правил землепользования и застройки, можно отнести в первую очередь к юридическим рискам. Так вы можете узнать о возможных ограничениях и запретах.

Этого недостаточно, чтобы по-настоящему почувствовать место расположения будущего дома. Необходимо продолжить анализ — использовать различные карты местности: лесов, рельефа, радиоактивного загрязнения, магнитных аномалий, погодные, экологические и т. п. Вам могут пригодиться, например, Wikimapia, Etomesto и другие интернет-ресурсы.

Если рядом с рассматриваемым домом есть что-то плохое, об этом кто-нибудь когда-нибудь обязательно написал. Поэтому лучше посмотреть местные форумы, группы в соцсетях и просто пошерстить интернет. А если боитесь, что рядом окажется тропа, где ходят на водопой животные, расспросите охотников или местных жителей. Они точно знают все о своих соседях.

  1. Проверьте, находится ли участок в ЗОУИТ. Самый быстрый способ — по публичной кадастровой карте. Еще можно проверить по правилам землепользования и застройки и генплану поселения.
  2. Закажите на свое имя расширенную выписку из ЕГРН. Официально она называется «О характеристиках объекта недвижимости». Выписка «Об основных характеристиках объекта недвижимости» не подойдет.
  3. Если участок в ЗОУИТ, оцените, насколько серьезны ограничения. Если место в фокусе внимания экологов, историков, археологов, посмотрите, нет ли планов организовать здесь новую ЗОУИТ.
  4. Учитывайте санитарно-защитные зоны, например, закрытых сельских кладбищ, мемориальных захоронений, а также ферм, птицефабрик и т. п. Сегодня они могут не работать, а завтра их снова откроют.
  5. Хороший способ уменьшить риски — получить от продавца градостроительный план земельного участка до сделки. Если на участке уже есть дом, то из плана вы узнаете, можно его реконструировать или строить новый.
  6. Если хотите строить жилой или садовый дом, можно попросить продавца подать до сделки уведомление о строительстве с нужными вам характеристиками и получить от администрации муниципалитета ответ, что все соответствует требованиям.
  7. Если есть сомнения, можно обратиться к специалистам: экспертам, адвокатам по земельным вопросам, риелторам по загородной недвижимости, кадастровым инженерам и др.

Дополнительные ограничения в отношении застройки территорий, прилегающих к объектам культурного наследия

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 3 октября 2016 г. вступают в силу изменения в законодательство об объектах культурного наследия, в соответствии с которыми вводится запрет на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства вблизи объектов культурного наследия.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.

2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» создается новый вид территории с особым регулированием – защитные зоны объектов культурного наследия. В границах создаваемых защитных зон запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов*.

  Введение защитной зоны представляет собой временную меру, направленную на создание упрощенного механизма защиты историко-культурных территорий, в отношении которых отсутствуют утвержденные зоны охраны. Так, защитная зона прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны такого объекта культурного наследия (п. 6 ст. 34.1 Закона об ОКН в новой ред.).

Напомним, что в настоящий момент законодательство для целей охраны объектов культурного наследия в их исторической среде предусматривает возможность установления специальных зон охраны: (а) охранной зоны, (б) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, и (в) зоны охраняемого природного ландшафта. 

Указанные зоны охраны представляют собой территории, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий возможные виды осуществляемой деятельности.

При этом состав (границы территории, конкретный режим) зон охраны устанавливаются уполномоченными органами на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия, которые разрабатываются на основании материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с учетом результатов общественного обсуждения (п. 1, 4 ст. 34 Закона об ОКН, Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ**).

Читайте также:  Статья 23. Спасатели

  Комментарий ПГ: Как видим, порядок установления зон охраны объектов культурного наследия представляет собой достаточно трудоемкую и длительную процедуру.

В свою очередь защитные зоны устанавливаются автоматически со дня вступления в силу акта о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее – «Реестр»), а для ранее включенных объектов – с даты вступления в силу изменений в Закон об ОКН, т.е. с 3 октября 2016 г.

В соответствии с внесенными в Закон об ОКН изменениями границы защитных зон устанавливаются в зависимости от вида объекта культурного наследия (памятник или ансамбль), его нахождения на территории населенного пункта или за его пределами, и в зависимости от того, утверждены ли границы его (объекта) территории. Так границы защитных зон устанавливаются на расстоянии от 100 до 300 метров от внешних границ территории объекта культурного наследия (или его стен / общего контура).

В то же время законодатель определяет и объекты, в отношении которых защитная зона не устанавливается: 

  • объекты археологического наследия;
  • некрополи захоронения, расположенные в их границах);
  • произведения монументального искусства;
  • объекты культурного наследия, включенные в реестр, но находящихся в границах зон охраны другого объекта либо в границах объединенной зоны охраны объекта;
  • памятники и ансамбли в границах достопримечательных мест, для которых уже установлены требования к осуществлению деятельности.

В Пояснительной записке к законопроекту об установлении защитных зон его авторы указали на то, что в настоящее время только около 15% от общего числа объектов культурного наследия обеспечено зонами охраны***. Если обратиться к сведениям общедоступной базы объектов культурного наследия, то в одной только Москве расположено более 6 000 объектов культурного наследия, внесенных в Реестр****. Принимая это во внимание сложно переоценить масштаб последствий данных изменений.

О чем подумать / что сделать

Для владельцев объектов недвижимости вблизи объектов культурного наследия, намеревающихся в ближайшее время проводить строительные (реконструктивные) работы, но пока по каким-либо причинам еще не оформивших разрешительную документацию, установление подобных ограничений делает затруднительным реализацию намеченных проектов. Представляется, что принятые изменения допускают два способа исключения запрета на проведение работ:

  • самостоятельная разработка и согласование с уполномоченными органами проекта зоны охраны соответствующего (соответствующих) объектов культурного наследия;
  • согласование с уполномоченными органами индивидуального изменения границ автоматически установленной защитной зоны (на основании историко-культурной экспертизы). 

Однако если для первого способа уже действуют регламентирующие нормативные акты (см. выше), то в отношении альтернативного способа какой-либо порядок еще не утвержден.

  Тем не менее, представляется, что реализация обоих способов может повлечь существенные временные и финансовые затраты, что может повлиять на сроки реализации и прибыльность девелоперских проектов. 

В указанных обстоятельствах возрастает важность проведения соответствующей проверки приобретаемого объекта, а также необходимость учитывать возможные будущие расходы на согласования при структурировании сделки по приобретению объекта или планировании затрат на реализацию проекта.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую помощь по проведению полноценной юридической проверки приобретаемого актива (due diligence), включающую оценку как вопросов градостроительных ограничений, так и иных обстоятельств, которые могут повлиять на привлекательность реализации проекта. Мы также готовы оказать помощь в структурировании сделок с учетом результатов проведенной проверки и подготовку необходимых документов.

Наши специалисты обладают большим опытом сопровождения сделок, оказывая весь спектр квалифицированной юридической помощи.

——

* В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – «Закон об ОКН») (в новой ред.).

Защитные зоны объектов культурного наследия

Библиографическая ссылка на статью:
Мирошниченко К.И. Защитные зоны объектов культурного наследия // Современная техника и технологии. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2017/07/13702 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель – Русинова Наталия Владимировна
Поволжский государственный технологический университет, канд. техн. наук, доцент

Действующая до 3 октября 2016 г.

редакция Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает установление зон охраны объекта культурного наследия – охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта [1]. Нормативных размеров таких зон нет, они должны разрабатываться и утверждаться индивидуально применительно к каждому объекту культурного наследия. Это достаточно трудоемкий процесс, поэтому лишь небольшое количество памятников истории и культуры имеют утвержденные зоны охраны.

Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» введено понятие защитной зоны объектов культурного наследия.

Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям, и в границах которых, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей, запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением высоты, количества этажей, площади, за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. Данный запрет не распространяется на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в соответствии с разрешениями на строительство, которые выданы до 3 октября 2016 г., в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика [1].

  • Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:
  • 1) для памятников в границах населенного пункта – 100 м от внешних границ территории памятника;
  • 2) для памятника вне границ населенного пункта – 200 м от внешних границ территории памятника;
  • 3) для ансамбля в населенном пункте – 150 м от внешних границ ансамбля;
  • 4) для ансамбля вне границ населенного пункта – 250 м от внешних границ памятника;
  • 5) для объекта культурного наследия в границах населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта – 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля;
  • 6) для объекта культурного наследия вне границ населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта – 250 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.
Читайте также:  Статья 103.12. Выдача выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата

Вместе с тем, на основании заключения историко-культурной экспертизы региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона.

То есть процедура по изменению параметров защитной зоны практически ничем не отличается от процедуры разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия.

Можно сделать вывод о том, что целесообразней разрабатывать проект зоны охраны, а не изменять расстояние, на котором устанавливается защитная зона.

В отношении защитной зоны объекта культурного наследия должен быть проведен в обязательном порядке государственный кадастровый учет, для этого органы охраны культурного наследия должны направлять в орган кадастрового учета документы о защитной зоне объекта культурного наследия, необходимые для внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны такого объекта. Иными словами, установление защитной зоны объекта культурного наследия планируется как временная мера до утверждения «индивидуальной» зоны охраны.

Защитная зона объекта культурного наследия по своим параметрам может быть больше предполагаемой зоны охраны, что приводит к наложению ограничений на земельные участки, которые не будут входить в зону охраны, но вошли в защитную зону. Правила, действующие в зоне охраны мягче, чем в защитной зоне.

Получается, что правообладатели до установления зоны охраны не смогут предпринять каких-либо мер по реконструкции, сносу или строительству здания.

В связи с тем, что для разработки проекта зоны охраны требуется много времени, то проще устанавливать защитную зону объекта культурного наследия, которая имеет уже точные размеры.

Исходя и вышесказанного много собственников земельных участков попадут под ограничения, что приведет к последствиям в виде судебных разбирательств и пересмотру введенного понятия защитной зоны объекта культурного наследия.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». [Электронный ресурс]/ http://base.garant.ru/12127232/ (дата обращения 22.11.2016).

Правовое регулирование зоны объекта культурного наследия

Понятие защитной зоны объектов культурного наследия

Статья 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закрепляет понятие защитных зон для объектов культурного наследия (далее ОКН) и критерии их установления.

Под защитной зоной следует понимать территории, которые прилегают к памятникам и ансамблям, включённым в Единый государственный реестр ОКН. Перечень объектов культурного наследия можно найти на сайте (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn).

Границы защитных зон

Вид ОКН В границах населенного пункта Вне границ населенного пункта При отсутствии утвержденных границ территории ОКН, в границах населенного пункта При отсутствии утвержденных границ территории ОКН, вне границ населенного пункта
Памятник 100 м. от внешних границ территории памятника 200 м от внешних границ территории памятника 200 м. от внешней стены памятника 300 м. от внешней стены памятника
Ансамбль 150 м. от внешних границ территории ансамбля 250 м. от внешних границ территории ансамбля 200 м. от линии общего контура ансамбля 300 м. от линии общего контура ансамбля

Земельный участок попадает в границы защитной зоны (зон)

Разрешено Запрещено
Строительство и реконструкция линейных объектов (водопровод, газопровод, канализация, линии электропередач, связи, автомобильные дороги и др.) Строительство объектов капитального строительства (торговый центр, жилой дом)
Строительство некапитальных строений, сооружений (гараж, теплица, баня) Реконструкция объектов капитального строительства, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади).
Текущий (устранение мелких неисправностей, работы по предохранению здания от преждевременного износа) и капитальный ремонт (работы по замене кровли, водопровода, отопления, замена перегородок и т.п.) объектов капитального строительства. (Письмо Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08).

Строительство и реконструкция объекта капитального строительства на земельном участке попадающего под защитную зону ОКН

Статья 34.1 Закона об ОКН не позволяет строить или реконструировать (с изменением параметров высоты, количества этажей, площади) здание, строение, сооружение в пределах защитной зоны ОКН. С 3 октября 2016 г.

защитные зоны были введены автоматически с момента включения ОКН в Реестр. В связи с чем, стали чаще возникать ситуации невозможности строительства или реконструкции на земельном участке, попадающего под защитную зону ОКН.

Из подобной ситуации возможно два выхода:

  1. Изменить границы защитной зоны на основании решения регионального органа охраны ОКН (например, Главное управление культурного наследия Московской области).
  2. Самостоятельно разработать и согласовать охранную зону с соответствующим органом, границы которой будут меньше.

1)Изменение границ защитной зоны происходит следующим образом:

  • Узнать в местной администрации и региональном органе охраны ОКН, под какие защитные и охранные зоны попадает земельный участок;
  • Обратиться с запросом в региональный орган охраны ОКН, о возможности изменения границ защитной зоны;
  • Обратиться в специализированную организацию за разработкой заключения историко-культурной экспертизы;
  • Согласовать заключение историко-культурной экспертизы с региональным органом охраны ОКН.

2) Разработка и согласование охранной зоны происходит следующим образом:

  • Узнать в местной администрации и региональном органе охраны ОКН, под какие защитные и охранные зоны попадает земельный участок;
  • Обратиться с запросом в региональный орган охраны ОКН, о возможности установления границ охранной зоны;
  • Обратиться в специализированную организацию за разработкой проекта зоны охраны объекта ОКН;
  • Согласовать проект зоны охраны объекта ОКН с соответствующим органом (см. Письмо Министерства культуры РФ № 67-01-39/12-ГП от 09.04.2014 г. «О порядке разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон»).

Ответственность

В случае строительства на земельном участке, попадающего под защитную или охранную зону ОКН, предусмотрена ответственность. Так ст. 7.13 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства по охране ОКН. В соответствии со ст. 222 ГК РФ такое здание, строение или сооружение признается самовольной постройкой и суд может обязать лицо ее снести.

Ссылка на основную публикацию