Столица РФ – г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва – государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва – город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города.
Таким образом, Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект и как центр всей России, ее государственная столица. Особенность статуса столицы состоит в том, что она выступает как бы лицом всей РФ в международных отношениях.
- Государственный язык РФ – русский язык.
- РФ является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского языка, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствующего народа России.
- Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций.
- РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы: 1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку; 2) создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков; 3) иные нарушения законодательства РФ о языках народов России.
В РФ действует ряд принципов сохранения языковнародов России: 1) языки народов РФ являются национальным достоянием РФ; 2) языки народов РФ находятся под защитой государства; 3) государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.
Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие,т. е. все народы России вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка.
Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от их численности и их отдельным представителям независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Гарантии защиты языковнародов РФ: 1) языки народов РФ пользуются защитой государства, т. е.
органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ призваны гарантировать и обеспечивать социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ; 2) социальная защита языков обеспечивается проведением научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на всей территории России; 3) экономическая защита языков включает в себя целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов РФ, а также проведение в этих целях льготной налоговой политики; 4) юридическая защита языков – это обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства РФ о языках народов России.
РФ вне зависимости от знания национального языка гарантирует гражданам РФ осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав, т. е. на территории отдельных субъектов не могут устанавливаться ограничения в зависимости от знания или незнания языка, а нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.
Закон о статусе столицы российской федерации
Статья
1. Столица Российской Федерации
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации столицей Российской Федерации
является город Москва.
Столица Российской
Федерации — место нахождения федеральных
органов государственной власти Российской
Федерации, представительств республик
в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев,
областей, города Санкт-Петербурга, а
также дипломатических представительств
иностранных государств в Российской
Федерации.
-
Территорией
столицы Российской Федерации является
территория города Москвы. -
Статья
2. Понятие статуса столицы Российской
Федерации -
Под
статусом столицы Российской Федерации
понимается правовое положение города
Москвы, обусловленное установленными
настоящим Законом особенностями прав
и обязанностей федеральных органов
государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти города Москвы в связи с
осуществлением городом Москвой функций
столицы Российской Федерации. -
Статья
З. Правовое регулирование статуса
столицы Российской Федерации -
Статус
столицы Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации устанавливается настоящим
Законом.
Федеральные
органы государственной власти Российской
Федерации по соглашению с органами
государственной власти города Москвы
могут передавать этим органам осуществление
части своих полномочий, установленных
настоящим Законом. Органы государственной
власти города Москвы по соглашению с
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации могут
передавать им осуществление части своих
полномочий, установленных настоящим
Законом.
-
Не
урегулированные настоящим Законом
отношения между федеральными органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти города Москвы, возникающие в
связи с осуществлением городом Москвой
функций столицы Российской Федерации,
регулируются договорами, заключаемыми
между указанными органами. -
Статья
4. Полномочия органов государственной
власти города Москвы в связи с
осуществлением городом Москвой функций
столицы Российской Федерации -
В
связи с осуществлением городом Москвой
функций столицы Российской Федерации
органы государственной власти города
Москвы: -
предоставляют
в установленном законом порядке
федеральным органам государственной
власти Российской Федерации,
представительствам республик в составе
Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев,
областей, города Санкт-Петербурга, а
также дипломатическим представительствам
иностранных государств в Российской
Федерации земельные участки, здания,
строения, сооружения и помещения,
жилищный фонд, жилищно-коммунальные,
транспортные и иные услуги; -
обеспечивают
необходимые условия для проведения
общегосударственных и международных
мероприятий; -
участвуют
в разработке и осуществлении целевых
федеральных программ развития города
Москвы — столицы Российской Федерации; -
участвуют
в содержании и развитии систем связи,
федеральных автомобильных дорог общего
пользования и иных транспортных систем
на территории города Москвы; -
согласовывают
проект генерального плана развития
города Москвы с федеральными органами
государственной власти Российской
Федерации. -
Статья
5. Содействие органов государственной
власти Московской области в осуществлении
городом Москвой функций столицы
Российской Федерации -
Органы
государственной власти Московской
области содействуют в осуществлении
городом Москвой функций столицы
Российской Федерации путем участия: -
в
разработке и реализации целевых
федеральных программ развития города
Москвы — столицы Российской Федерации,
действие которых распространяется на
территорию Московской области; -
в
строительстве, реконструкции и содержании
на территории области объектов,
необходимых для осуществления городом
Москвой функций столицы Российской
Федерации в соответствии с договорами,
заключаемыми с органами государственной
власти города Москвы; -
в
содержании и развитии систем связи,
федеральных автомобильных дорог общего
пользования и иных транспортных систем
на территории Московской области,
связанных с осуществлением городом
Москвой функций столицы Российской
Федерации; -
в
развитии объектов коммунального
назначения, обслуживающих общие
потребности города Москвы и Московской
области; -
в
проведении совместных природоохранных
мероприятий в городе Москве и Московской
области. -
Статья
7. Особенности перспективного планирования
развития города Москвы — столицы
Российской Федерации -
Проект
генерального плана развития города
Москвы, разрабатываемый администрацией
города Москвы, согласовывается с
Правительством Российской Федерации
в части осуществления городом Москвой
функций столицы Российской Федерации
и вносится на утверждение Совета народных
депутатов города Москвы. -
Споры,
возникающие по вопросам перспективного
планирования развития города Москвы,
разрешаются согласительными комиссиями,
создаваемыми заинтересованными органами
государственной власти на паритетной
основе. -
Статья
8. Здания, строения, сооружения, помещения,
земельные участки, находящиеся в
федеральной собственности -
Здания,
строения, сооружения, находящиеся на
территории города Москвы, и помещения,
в которых размещены высшие органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти Российской Федерации,
Генеральная прокуратура Российской
Федерации, Центральный банк Российской
Федерации, Пенсионный фонд Российской
Федерации находятся в федеральной
собственности. -
Земельные
участки, на которых расположены указанные
в части первой настоящей статьи здания,
строения, сооружения, а также земельные
участки, которые расположены на территории
города Москвы и право собственности
Российской Федерации на которые признано
федеральными законами или возникло при
разграничении государственной
собственности на землю либо которые
приобретены Российской Федерацией по
предусмотренным гражданским
законодательством основаниям, находятся
в федеральной собственности. -
Статья
9. Особенности предоставления федеральным
органам государственной власти Российской
Федерации земельных участков, находящихся
в собственности города Москвы
Земельные
участки, находящиеся в собственности
города Москвы, предоставляются органами
государственной власти города Москвы
для размещения зданий, строений и
сооружений, необходимых для выполнения
полномочий федеральными органами
государственной власти Российской
Федерации, в соответствии с перечнем,
формируемым Правительством Российской
Федерации. Указанные земельные участки
в установленном законом порядке
приобретаются федеральными органами
государственной власти Российской
Федерации в федеральную собственность
Российской Федерации или предоставляются
им в аренду в соответствии с Генеральным
планом развития города Москвы и
программами развития отдельных городских
территорий.
Статья
10. Предоставление в аренду зданий,
строений, сооружений и помещений,
находящихся в собственности города
Москвы, федеральным органам государственной
власти Российской Федерации,
представительствам субъектов Российской
Федерации, а также дипломатическим
представительствам иностранных
государств в Российской Федерации
Здания,
строения, сооружения и помещения,
находящиеся в собственности города
Москвы, предоставляются органами
государственной власти города Москвы
федеральным органам государственной
власти Российской Федерации,
представительствам республик в составе
Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев,
областей, города Санкт-Петербурга в
аренду в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
В
таком же порядке предоставляются в
аренду находящиеся в собственности
города Москвы здания, строения, сооружения
и помещения дипломатическим
представительствам иностранных
государств в Российской Федерации, если
иное не установлено международными
договорами Российской Федерации.
В
решении вопросов о предоставлении в
аренду указанных зданий, строений,
сооружений и помещений интересы
дипломатических представительств
иностранных государств в Российской
Федерации в отношениях с органами
государственной власти города Москвы
представляют органы, уполномоченные
Правительством Российской Федерации.
-
Статья
11. Проведение собраний, митингов,
демонстраций, шествий, пикетирований
и иных публичных мероприятий в городе
Москве — столице Российской Федерации -
Собрания,
митинги, демонстрации, шествия,
пикетирования и иные публичные мероприятия
в городе Москве — столице Российской
Федерации проводятся в соответствии с
Федеральным законом «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях». -
Статья
12. Особенности принятия и изменения
Устава города Москвы — столицы Российской
Федерации
Устав
города Москвы — столицы Российской
Федерации принимается Советом народных
депутатов города Москвы.
Проект устава
в части осуществления городом Москвой
функций столицы Российской Федерации
согласовывается с Верховным Советом
Российской Федерации и Президентом
Российской Федерации.
Порядок этого
согласования устанавливается Верховным
Советом Российской Федерации. В том же
порядке в Устав вносятся изменения и
дополнения.
-
Установление
и изменение структуры администрации
города Москвы и компетенции ее структурных
подразделений производятся Советом
народных депутатов города Москвы по
представлению администрации города
Москвы. -
Статья
13. Особенности территориального деления
города Москвы -
Территория
города Москвы может включать в себя
территории районов в городе (муниципальных
районов), других административно-территориальных
единиц, а также внутригородские территории
административного управления. -
Правовое
положение указанных административно-территориальных
единиц и территорий регулируется Уставом
города Москвы.
Основы правового статуса столицы Российской Федерации
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Основы правового статуса столицы Российской Федерации |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции город Москва является столицей Российской Федерации.
Несмотря на свою многостатусность, Москва не является особой территориальной единицей, чей правовой статус отличался бы от статуса других публично-правовых образований, поскольку Конституцией установлен принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации.
Между тем, в иных федеративных государствах, например, США, Мексике, Бразилии в структуре территориальной организации предусмотрены федеральные округа – административно-территориальные единицы с располагающимися на них столицами этих государств.
Следует иметь в виду, что созданные в России Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 федеральные округа не имеют ничего общего с округами – столицами в зарубежных федеративных государствах.
Выделение федеральных округов имеет политические цели и цели обеспечения внутренней безопасности. Столица – это всегда в определенном смысле ʼʼвывескаʼʼ, ʼʼлицоʼʼ государства, которому необходимо особое положение, особый имидж.
В тоже самое время столица – наиболее уязвимое с политической точки зрения место в стране.[77]
Статус города Москвы как столицы РФ установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1.[78] Вопросы осуществления Москвой столичных функций регулируются также Уставом города (глава 11).
Статья 1 Закона РФ ʼʼО статусе столицы Российской Федерацииʼʼ дает определение столицы Российской Федерации – это место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.
Это определение расшифровывает широко используемое в законодательстве понятие ʼʼстоличные функцииʼʼ, которые в наиболее общем виде сводятся к обеспечению функционирования высших органов государственной власти, созданию условий для взаимодействия между этими органами и важнейшими социальными институтами российского общества и обеспечению их контактов с представителями иностранных государств.[79]
Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными Законом РФ ʼʼО статусе столицы Российской Федерацииʼʼ особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации (ст. 2 Закона).
Основы правового статуса столицы Российской Федерации — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Основы правового статуса столицы Российской Федерации» 2015, 2017-2018.
Конституционно-правовой статус РФ
Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов ее субъектов.
РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РФ является ее территориальное единство.
РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория РФ является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.
Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства РФ регулируются ее Конституцией, Федеральным конституционным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». РФ определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства.
Защита прав граждан РФ за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.
Конституционно-правовой статус РФ означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти.
Россия имеет президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в России. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
К системе права РФ относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству России.
Составной частью системы права РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные РФ международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В число федеральных нормативных правовых актов входят Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий РФ ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием собственности РФ.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы.
Денежная система РФ включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г.
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль.
Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
- К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности РФ.
- РФ определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.
- К числу основных элементов конституционно-правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое он представляет и защищает как интересы всей РФ в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Существенным элементом конституционно-правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч. 1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.
В РФ принят закон от 25 октября 1991 г. «О языках РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 г., согласно которому русский язык является основным средством межнационального обращения РФ.
Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ; особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований; желательность овладения языком межнационального общения и другими языками народов РФ, проживающих на одной территории.
Важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы — Государственный флаг, Государственный герб и государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица — город Москва.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 70) государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге РФ» Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г.
«О государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона.
Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» Государственный гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом. Автором музыки является А.В. Александров. Слова гимна написаны С.В. Михалковым.
РФ имеет свою столицу. Согласно Конституции России (ч. 2 ст. 70) столицей РФ является город Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».
Столица РФ — место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в РФ.
Территорией столицы РФ является территория города Москвы.
Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами ее государственной власти. Под предметами ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).
В сфере государственного строительства к предметам ведения исключительно РФ относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
РФ устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.
В исключительном ведении РФ находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
РФ устанавливает государственные награды и почетные звания России. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития РФ.
В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении РФ находятся Федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ.
РФ определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. РФ устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
РФ устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющая материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
- К предметам исключительного ведения РФ принадлежит метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
- В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета РФ ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.
- К ведению РФ относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
- На РФ возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
- Все другие имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы.
Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Конституция РФ устанавливает также (ст. 79), что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.