Статья 3. Правовое регулирование статуса столицы Российской Федерации

Столица РФ – г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва – государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва – город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города.

Таким образом, Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект и как центр всей России, ее государственная столица. Особенность статуса столицы состоит в том, что она выступает как бы лицом всей РФ в международных отношениях.

  • Государственный язык РФ – русский язык.
  • РФ является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского языка, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствующего народа России.
  • Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций.
  • РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы: 1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку; 2) создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков; 3) иные нарушения законодательства РФ о языках народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения языковнародов России: 1) языки народов РФ являются национальным достоянием РФ; 2) языки народов РФ находятся под защитой государства; 3) государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие,т. е. все народы России вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка.

Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от их численности и их отдельным представителям независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Гарантии защиты языковнародов РФ: 1) языки народов РФ пользуются защитой государства, т. е.

органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ призваны гарантировать и обеспечивать социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ; 2) социальная защита языков обеспечивается проведением научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на всей территории России; 3) экономическая защита языков включает в себя целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов РФ, а также проведение в этих целях льготной налоговой политики; 4) юридическая защита языков – это обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства РФ о языках народов России.

РФ вне зависимости от знания национального языка гарантирует гражданам РФ осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав, т. е. на территории отдельных субъектов не могут устанавливаться ограничения в зависимости от знания или незнания языка, а нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.

Закон о статусе столицы российской федерации

Статья
1. Столица Российской Федерации

В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации столицей Российской Федерации
является город Москва.

Столица Российской
Федерации — место нахождения федеральных
органов государственной власти Российской
Федерации, представительств республик
в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев,
областей, города Санкт-Петербурга, а
также дипломатических представительств
иностранных государств в Российской
Федерации.

  • Территорией
    столицы Российской Федерации является
    территория города Москвы.
  • Статья
    2. Понятие статуса столицы Российской
    Федерации
  • Под
    статусом столицы Российской Федерации
    понимается правовое положение города
    Москвы, обусловленное установленными
    настоящим Законом особенностями прав
    и обязанностей федеральных органов
    государственной власти Российской
    Федерации и органов государственной
    власти города Москвы в связи с
    осуществлением городом Москвой функций
    столицы Российской Федерации.
  • Статья
    З. Правовое регулирование статуса
    столицы Российской Федерации
  • Статус
    столицы Российской Федерации в
    соответствии с Конституцией Российской
    Федерации устанавливается настоящим
    Законом.

Федеральные
органы государственной власти Российской
Федерации по соглашению с органами
государственной власти города Москвы
могут передавать этим органам осуществление
части своих полномочий, установленных
настоящим Законом. Органы государственной
власти города Москвы по соглашению с
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации могут
передавать им осуществление части своих
полномочий, установленных настоящим
Законом.

  1. Не
    урегулированные настоящим Законом
    отношения между федеральными органами
    государственной власти Российской
    Федерации и органами государственной
    власти города Москвы, возникающие в
    связи с осуществлением городом Москвой
    функций столицы Российской Федерации,
    регулируются договорами, заключаемыми
    между указанными органами.
  2. Статья
    4. Полномочия органов государственной
    власти города Москвы в связи с
    осуществлением городом Москвой функций
    столицы Российской Федерации
  3. В
    связи с осуществлением городом Москвой
    функций столицы Российской Федерации
    органы государственной власти города
    Москвы:
  4. предоставляют
    в установленном законом порядке
    федеральным органам государственной
    власти Российской Федерации,
    представительствам республик в составе
    Российской Федерации, автономной
    области, автономных округов, краев,
    областей, города Санкт-Петербурга, а
    также дипломатическим представительствам
    иностранных государств в Российской
    Федерации земельные участки, здания,
    строения, сооружения и помещения,
    жилищный фонд, жилищно-коммунальные,
    транспортные и иные услуги;
  5. обеспечивают
    необходимые условия для проведения
    общегосударственных и международных
    мероприятий;
  6. участвуют
    в разработке и осуществлении целевых
    федеральных программ развития города
    Москвы — столицы Российской Федерации;
  7. участвуют
    в содержании и развитии систем связи,
    федеральных автомобильных дорог общего
    пользования и иных транспортных систем
    на территории города Москвы;
  8. согласовывают
    проект генерального плана развития
    города Москвы с федеральными органами
    государственной власти Российской
    Федерации.
  9. Статья
    5. Содействие органов государственной
    власти Московской области в осуществлении
    городом Москвой функций столицы
    Российской Федерации
  10. Органы
    государственной власти Московской
    области содействуют в осуществлении
    городом Москвой функций столицы
    Российской Федерации путем участия:
  11. в
    разработке и реализации целевых
    федеральных программ развития города
    Москвы — столицы Российской Федерации,
    действие которых распространяется на
    территорию Московской области;
  12. в
    строительстве, реконструкции и содержании
    на территории области объектов,
    необходимых для осуществления городом
    Москвой функций столицы Российской
    Федерации в соответствии с договорами,
    заключаемыми с органами государственной
    власти города Москвы;
  13. в
    содержании и развитии систем связи,
    федеральных автомобильных дорог общего
    пользования и иных транспортных систем
    на территории Московской области,
    связанных с осуществлением городом
    Москвой функций столицы Российской
    Федерации;
  14. в
    развитии объектов коммунального
    назначения, обслуживающих общие
    потребности города Москвы и Московской
    области;
  15. в
    проведении совместных природоохранных
    мероприятий в городе Москве и Московской
    области.
  16. Статья
    7. Особенности перспективного планирования
    развития города Москвы — столицы
    Российской Федерации
  17. Проект
    генерального плана развития города
    Москвы, разрабатываемый администрацией
    города Москвы, согласовывается с
    Правительством Российской Федерации
    в части осуществления городом Москвой
    функций столицы Российской Федерации
    и вносится на утверждение Совета народных
    депутатов города Москвы.
  18. Споры,
    возникающие по вопросам перспективного
    планирования развития города Москвы,
    разрешаются согласительными комиссиями,
    создаваемыми заинтересованными органами
    государственной власти на паритетной
    основе.
  19. Статья
    8. Здания, строения, сооружения, помещения,
    земельные участки, находящиеся в
    федеральной собственности
  20. Здания,
    строения, сооружения, находящиеся на
    территории города Москвы, и помещения,
    в которых размещены высшие органы
    законодательной, исполнительной и
    судебной власти Российской Федерации,
    Генеральная прокуратура Российской
    Федерации, Центральный банк Российской
    Федерации, Пенсионный фонд Российской
    Федерации находятся в федеральной
    собственности.
  21. Земельные
    участки, на которых расположены указанные
    в части первой настоящей статьи здания,
    строения, сооружения, а также земельные
    участки, которые расположены на территории
    города Москвы и право собственности
    Российской Федерации на которые признано
    федеральными законами или возникло при
    разграничении государственной
    собственности на землю либо которые
    приобретены Российской Федерацией по
    предусмотренным гражданским
    законодательством основаниям, находятся
    в федеральной собственности.
  22. Статья
    9. Особенности предоставления федеральным
    органам государственной власти Российской
    Федерации земельных участков, находящихся
    в собственности города Москвы
Читайте также:  Глава 28.2 АПК РФ. Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц (действующая редакция)

Земельные
участки, находящиеся в собственности
города Москвы, предоставляются органами
государственной власти города Москвы
для размещения зданий, строений и
сооружений, необходимых для выполнения
полномочий федеральными органами
государственной власти Российской
Федерации, в соответствии с перечнем,
формируемым Правительством Российской
Федерации. Указанные земельные участки
в установленном законом порядке
приобретаются федеральными органами
государственной власти Российской
Федерации в федеральную собственность
Российской Федерации или предоставляются
им в аренду в соответствии с Генеральным
планом развития города Москвы и
программами развития отдельных городских
территорий.

Статья
10. Предоставление в аренду зданий,
строений, сооружений и помещений,
находящихся в собственности города
Москвы, федеральным органам государственной
власти Российской Федерации,
представительствам субъектов Российской
Федерации, а также дипломатическим
представительствам иностранных
государств в Российской Федерации

Здания,
строения, сооружения и помещения,
находящиеся в собственности города
Москвы, предоставляются органами
государственной власти города Москвы
федеральным органам государственной
власти Российской Федерации,
представительствам республик в составе
Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев,
областей, города Санкт-Петербурга в
аренду в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

В
таком же порядке предоставляются в
аренду находящиеся в собственности
города Москвы здания, строения, сооружения
и помещения дипломатическим
представительствам иностранных
государств в Российской Федерации, если
иное не установлено международными
договорами Российской Федерации.

В
решении вопросов о предоставлении в
аренду указанных зданий, строений,
сооружений и помещений интересы
дипломатических представительств
иностранных государств в Российской
Федерации в отношениях с органами
государственной власти города Москвы
представляют органы, уполномоченные
Правительством Российской Федерации.

  • Статья
    11. Проведение собраний, митингов,
    демонстраций, шествий, пикетирований
    и иных публичных мероприятий в городе
    Москве — столице Российской Федерации
  • Собрания,
    митинги, демонстрации, шествия,
    пикетирования и иные публичные мероприятия
    в городе Москве — столице Российской
    Федерации проводятся в соответствии с
    Федеральным законом «О собраниях,
    митингах, демонстрациях, шествиях и
    пикетированиях».
  • Статья
    12. Особенности принятия и изменения
    Устава города Москвы — столицы Российской
    Федерации

Устав
города Москвы — столицы Российской
Федерации принимается Советом народных
депутатов города Москвы.

Проект устава
в части осуществления городом Москвой
функций столицы Российской Федерации
согласовывается с Верховным Советом
Российской Федерации и Президентом
Российской Федерации.

Порядок этого
согласования устанавливается Верховным
Советом Российской Федерации. В том же
порядке в Устав вносятся изменения и
дополнения.

  1. Установление
    и изменение структуры администрации
    города Москвы и компетенции ее структурных
    подразделений производятся Советом
    народных депутатов города Москвы по
    представлению администрации города
    Москвы.
  2. Статья
    13. Особенности территориального деления
    города Москвы
  3. Территория
    города Москвы может включать в себя
    территории районов в городе (муниципальных
    районов), других административно-территориальных
    единиц, а также внутригородские территории
    административного управления.
  4. Правовое
    положение указанных административно-территориальных
    единиц и территорий регулируется Уставом
    города Москвы.

Основы правового статуса столицы Российской Федерации

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Основы правового статуса столицы Российской Федерации
Рубрика (тематическая категория) Право

Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции город Москва является столицей Российской Федерации.

Несмотря на свою многостатусность, Москва не является особой территориальной единицей, чей правовой статус отличался бы от статуса других публично-правовых образований, поскольку Конституцией установлен принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации.

Между тем, в иных федеративных государствах, например, США, Мексике, Бразилии в структуре территориальной организации предусмотрены федеральные округа – административно-территориальные единицы с располагающимися на них столицами этих государств.

Следует иметь в виду, что созданные в России Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 федеральные округа не имеют ничего общего с округами – столицами в зарубежных федеративных государствах.

Выделение федеральных округов имеет политические цели и цели обеспечения внутренней безопасности. Столица – это всегда в определенном смысле ʼʼвывескаʼʼ, ʼʼлицоʼʼ государства, которому необходимо особое положение, особый имидж.

В тоже самое время столица – наиболее уязвимое с политической точки зрения место в стране.[77]

Статус города Москвы как столицы РФ установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1.[78] Вопросы осуществления Москвой столичных функций регулируются также Уставом города (глава 11).

Статья 1 Закона РФ ʼʼО статусе столицы Российской Федерацииʼʼ дает определение столицы Российской Федерации – это место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Читайте также:  Административные изменения. попытки экономических реформ - история России

Это определение расшифровывает широко используемое в законодательстве понятие ʼʼстоличные функцииʼʼ, которые в наиболее общем виде сводятся к обеспечению функционирования высших органов государственной власти, созданию условий для взаимодействия между этими органами и важнейшими социальными институтами российского общества и обеспечению их контактов с представителями иностранных государств.[79]

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными Законом РФ ʼʼО статусе столицы Российской Федерацииʼʼ особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации (ст. 2 Закона).

Основы правового статуса столицы Российской Федерации — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Основы правового статуса столицы Российской Федерации» 2015, 2017-2018.

Конституционно-правовой статус РФ

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов ее субъектов.

РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РФ является ее территориальное единство.

РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория РФ является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.

Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства РФ регулируются ее Конституцией, Федеральным конституционным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». РФ определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства.

Защита прав граждан РФ за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Конституционно-правовой статус РФ означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти.

Россия имеет президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в России. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К системе права РФ относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству России.

Составной частью системы права РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные РФ международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В число федеральных нормативных правовых актов входят Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий РФ ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием собственности РФ.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы.

Денежная система РФ включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г.

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль.

Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

  • К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности РФ.
  • РФ определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.
  • К числу основных элементов конституционно-правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое он представляет и защищает как интересы всей РФ в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

Существенным элементом конституционно-правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч. 1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

В РФ принят закон от 25 октября 1991 г. «О языках РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 г., согласно которому русский язык является основным средством межнационального обращения РФ.

Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ; особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований; желательность овладения языком межнационального общения и другими языками народов РФ, проживающих на одной территории.

Важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы — Государственный флаг, Государственный герб и государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица — город Москва.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 70) государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Читайте также:  Глава XX.2. Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе. Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге РФ» Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г.

«О государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона.

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» Государственный гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом. Автором музыки является А.В. Александров. Слова гимна написаны С.В. Михалковым.

РФ имеет свою столицу. Согласно Конституции России (ч. 2 ст. 70) столицей РФ является город Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».

Столица РФ — место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в РФ.

Территорией столицы РФ является территория города Москвы.

Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами ее государственной власти. Под предметами ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.

Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

В сфере государственного строительства к предметам ведения исключительно РФ относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

РФ устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.

В исключительном ведении РФ находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

РФ устанавливает государственные награды и почетные звания России. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития РФ.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении РФ находятся Федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ.

РФ определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. РФ устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

РФ устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющая материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

  1. К предметам исключительного ведения РФ принадлежит метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
  2. В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета РФ ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.
  3. К ведению РФ относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
  4. На РФ возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
  5. Все другие имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Конституция РФ устанавливает также (ст. 79), что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Ссылка на основную публикацию