Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне

Ограничения выезда за границу оговаривается в трудовом договоре, с которым знакомится сотрудник спецслужб, потом ставит свою подпись. Срок ограничения на выезд за рубеж действует в течение определённого времени после увольнения из органов.

Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне

Государственная тайна – это комплексное понятие, которое включает в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения может нанести ущерб интересам государства.

Поступая на службу на оборонное предприятие либо устраиваясь по контракту в ФСБ, ФСО либо МВД, кандидат должен знать, что в случае зачисления его в ряды сотрудников, ему будет оформлен допуск к государственным тайнам.

  • Данный допуск является проявлением доверия, за которое нужно платить.
  • Читайте на нашем сайте: правила выезда за границу сотрудникам МВД.
  • Доступ к гостайне получает гражданин РФ, который занимается следующими видами деятельности:
  • оперативно-розыскной;
  • разведывательной;
  • экономической;
  • контрразведывательной;
  • внешнеполитической;
  • военной.

Более подробную информацию можно получить, изучив закон «О государственной тайне» с изменениями от 30 декабря 2020 года.

Об основных принципах можно прочитать по ссылке.

Какие ограничения связаны с допуском секретности

Основные ограничения:

  • выезд за границу (ознакомиться с правилами выезда госслужащих можете на нашем сайте);
  • распространение секретной информации;
  • права на неприкосновенность частной жизни.

Если перед номером приказа не было нулей, то это было предназначено для общего пользования.

Например: приказ номер 123. Такие приказы публиковались в печати и эфире. Например, приказ о призыве и демобилизации.

Есть документы, которые предназначаются только для служебного пользования (обозначение ДСП). Этот гриф ставится на не секретные документы органов государственной власти. Ограничение распространения их продиктовано служебными причинами.

Такие приказы никаких секретных сведений не несут, но используются только в рабочее время. В основном такие приказы даются для несения внутренней службы. Например, приказ заступить в наряд, или приказ на отправку на какие-нибудь работы.

Если в номере документа пишется ноль (0123), то ставится гриф “Секретно”.

Если перед приказом значится два нуля (00123), то ставится гриф «Совершенно Секретно». Если перед приказом значится три нуля (000123) или ОВ, то ставится гриф: «Документы особой важности».

За нарушение режима секретности при работе с документами с нулями или Особой Важности наступает уголовная ответственность.

Ограничения выезда за границу

Существует 3 формы допуска секретности:

  • 1-я (000 или ОВ);
  • 2-я (00);
  • 3-я (0).

Более подробную информацию можно получить здесь.

1 форма допуска

1 уровень допуска секретности позволяет работать с секретными сведениями особой важности. Имеются в виду данные, разглашение которых может причинить ущерб обороноспособности страны, разведке/контрразведке и науке.

Информация особой важности носит конкретный характер. В случае её обнародования под угрозу ставится безопасность всей державы.

1 форма допуска оформляется:

  • сотрудникам прокуратуры;
  • силовикам;
  • сотрудникам особых армейских подразделений;
  • некоторым научным организациям.

2 форма допуска

2 форма допуска секретности предполагает работу со сведениями, которые находятся под грифом «Совершенно секретно».

Она оформляется сотрудникам:

  • органов законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • научно-исследовательских институтов;
  • организаций, связанных с оборонным производством;
  • научно-исследовательских институтов.

А также 2 степень оформляется руководству компаний, работающих с государственными заказами, которые предполагают знакомство с секретными данными.

3 форма допуска

3 форма считается самой низкой степенью допуска и позволяет работать с документами под грифом “Секретно”. Её оформление в 90% случаев является формальностью.

Большей части сотрудников она требуется для знакомства с документами, которые имеют гриф «Для служебного пользования», и их применения.

Каким образом налагается ограничение и запрет выезда

Человек, имеющий 1 форму допуска, не имеет права на выезд за границу в течение 5 лет. Если сотрудник работает с очень важными сведениями, то продолжительность запрета может быть увеличена ещё на 5 лет. Общий срок при этом составляет 10 лет.

Также был принят Федеральный закон 16.12.2019 № 433-ФЗ, по которому бывшие сотрудники ФСБ не могут выезжать в течение 5 лет за границу.

  1. Решение по данному вопросу принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
  2. Наличие 1 степени допуска не означает, что сотрудник «автоматом» лишается возможности путешествовать.
  3. Решение об ограничении может быть принято с учётом следующих факторов:
  • страна, которую сотрудник выбирает для заграничной поездки;
  • сроки путешествия и его цель;
  • уровень секретности сведений на момент подачи заявления.
  • Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5–10 лет.
  • Срок ограничения на заграничные поездки действует не с момента оформления допуска, а тогда, когда сотрудник начинает работать с секретными данными.
  • Ограничения при 1 и 2 уровне допуска выглядят так:
  • оформляется загранпаспорт в УФМС только после согласования с ФСБ;
  • если ФСБ не разрешает сотруднику покидать Россию, то загранпаспорт ему не выдаётся;
  • срок оформления паспорта при одобрении ФСБ – до 2 мес.

У сотрудников, имеющих 3 форму допуска, практически нет ограничений, связанных с выездом за рубеж. Одновременно они обязаны предупреждать о стремлении выехать за границу своего нанимателя, либо режимный отдел.

Читайте также:  Статья 8. Здания, строения, сооружения, помещения, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности

Дополнительно такой сотрудник обязан:

  • быть готовым к тому, что во время проверки, которая следует перед поездкой за границу, сотрудниками ФСБ будут изучаться факты его личной жизни, период проверки зависит от того, где именно работает человек, и чем он занимается;
  • соблюдать правила работы с секретной информацией.

Ограничения, касающиеся распространения секретной информации

Ограничения касаются только сотрудников, имеющих 1 и 2 форму допуска. Им запрещается разглашать секретные сведения, а также использовать их по своему усмотрению.

Запрещено также перевозить и применять по собственному усмотрению образцы изобретений, на которые распространяется режим государственной тайны.

Это касается:

  • прототипов;
  • моделей;
  • чертежей.

Приборы, которые предназначаются для секретных разработок, вообще не разрешено применять вне служебного помещения.

Сотрудник не может оперировать секретными данными в ходе диспута или использовать их в своих докладах и научных работах.

Ограничения, связанные с личной жизнью

Когда человек поступает на работу, его анкетные данные поступают на изучение в ФСБ.

Сотрудники службы безопасности направляют запросы в следующие организации:

  • школу;
  • вуз;
  • ЗАГС;
  • полицию.

Это требуется для проверки всех поступивших сведений. Проверяется не только претендент на допуск, но и все члены его семьи. А также сотрудники ФСБ получают информацию о банковских операциях и о различных сделках.

Определённые ограничения актуальны только во время проверки. В остальное время частная жизнь сотрудника является неприкосновенной.

Заключение

Когда человек расторгает контракт с нанимателем или уходит на пенсию, допуск к государственной тайне прекращается.

Но также гражданину отказывают в допуске к государственной тайне в том случае, если он становится недееспособным, или имеет другие серьёзные отклонения в здоровье. Ещё одна причина отказа в допуске – нахождение под следствием или под стражей.

Оцените пост Загрузка…

Кс рф: истец по делу о гостайне может заменить представителя

1 марта 2021 в 16:37

Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне

В Конституционный Суд с попыткой оспорить конституционность некоторых положений закона РФ «О государственной тайне» обратился гражданин германии Йоханнес Рор. Им оспаривались ст. 21 и ст. 211 , регулирующие допуск к государственной тайне в ходе судебного разбирательства.

Запрет на въезд

Йоханнесу Рору запрещён въезд в Россию: такое решение было принято должностными лицами ФСБ России в связи с предоставленными им полномочиями по защите национальной безопасности и с соблюдением в отношении административного истца процедурных гарантий, установленных законом. Гражданин ФРГ попытался оспорить решение, однако Московский городской суд отказал в удовлетворении искового заявления.

Также представителю Й.

Рора — гражданину России, имеющему высшее юридическое образование — было отказано в ознакомлении со сведениями, составляющими государственную тайну, которые подтверждали обоснованность запрета на въезд Рора на территорию России. Отказ обоснован тем, что представитель истца не обладает полномочиями, позволяющими ему изучить данные сведения, ввиду отсутствия у него статуса адвоката.

При этом суд указал на то, что у Йоханнеса Рора была возможность заменить представителя на адвоката, обладающего необходимыми полномочиями. Рор всё же не воспользовался этой возможностью.

Верховный Суд РФ в апелляционном определении указал, что неучастие представителя административного истца в исследовании материалов, содержащих государственную тайну, без оформления требуемого допуска не влечет отмену обжалованного судебного решения, поскольку представитель не подтвердил наличие у него статуса адвоката.

Жалоба в Конституционный Суд

В связи с этим Йоханнес Рор направил жалобу в Конституционный Суд РФ, в которой заявил, что статьи 21 и 211 противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 48 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяют суду отстранять от участия в исследовании материалов административного дела, связанных с государственной тайной, представителя административного истца – гражданина Российской Федерации, имеющего высшее юридическое образование, но не являющегося адвокатом.

Конституционный Суд в определении отметил, что ранее обращался к вопросу допуска адвоката к материалам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну. В Постановлении от 27 марта 1996 года указано, что установленный ст.

21 Закона «О государственной тайне» порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, носит характер общего правила, не исключающего возможности использования иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны, само существование которых обусловлено, в частности, особенностями правового статуса отдельных категорий лиц, вытекающего из Конституции или непосредственно предусмотренного законом. С учетом этого Конституционный Суд признал, что отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у того допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, неправомерно ограничивают право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48, ч. 1, Конституции РФ) и право на самостоятельный выбор защитника.

Опираясь на Кодекс административного судопроизводства (ч. 2, 6-10 ст. 11; ч.1 ст.2; ч.1, 4 ст.4; ч.1 ст.54; ч.1 ст.55; ст.6; ст.

14), Конституционный Суд пришёл к выводу, что участие представителя стороны административного судопроизводства в исследовании доказательств по делу, связанных с государственной тайной, обусловлено наличием у такого представителя статуса адвоката или допуска к государственной тайне.

Читайте также:  Раздел I. Основы и организация обороны

Особый статус адвоката является гарантом того, что представляемое лицо получит квалифицированную помощь, а сведения, составляющие государственную тайну, не будут разглашены, что обеспечивается законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

В свою очередь лицо, являющееся участником по делу, которое связано с государственной тайной, имеет полное право выбрать в качестве представителя адвоката или другое лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Также лицо может воспользоваться правом замены представителя.

  • Так, Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы Рора Йоханнеса.
  • Читайте далее:
  • Какие законы вступают в силу с первого марта?
  • Как из-за открытого доступа к аккаунту можно лишиться прав?
  • «Хочу работать!» ВС защитил право заключенного на труд

Особый порядок допуска к государственной тайне

Особый порядок допуска к государственной тайне

Статьей 21.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» особым порядком к гостайне допускаются:

  • члены Совета Федерации;
  • депутаты Государственной Думы;

— судьи на период исполнения ими своих полномочий;

— адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.

Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона «О государственной тайне».

Они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц законом.

Также особым порядком допускаются к государственной тайне лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне:

  • Председатель Правительства Российской Федерации,
  • Генеральный прокурор Российской Федерации,
  • Руководитель Администрации Президента Российской Федерации,
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации,
  • Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации,
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации,
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации,
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации,
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации,
  • Федеральный министр,
  • Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации,
  • Президент Российской академии наук,
  • Руководитель (директор) федеральной службы,
  • Руководитель (директор) федерального агентства,
  • Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субьекта Российской Федерации,
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
  • Руководитель организации, наделенный в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности.

При оформлении карточки на допуск (форма 1) лицам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Президента Российской Федерации об утверждении данного перечня.

При оформлении допуска к государственной тайне судьям на период исполнения ими своих полномочий режимно-секретное подразделение оформляет карточку (форма 1), в позиции 7 которой делается отметка «В соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» проверочные мероприятия не проводились».

Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации.

После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, карточка (форма 1) не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается.

Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела.

После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ.

В нашем интернет магазине вы можете приобрести руководство по подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне

Читайте также:  Статья 18. возврат пая выходящему члену кооператива

Секретная миссия: к гостайне не допустят обвиняемых в преступлениях

Законодательство, касающееся работы граждан с секретными документами, может серьезно ужесточиться.

Теперь в доступе к гостайне может быть отказано не только гражданам, которых обвинили в тяжких преступлениях, но и в любых других, относящихся к категории умышленных, включая, например, побои.

От поражения в правах таких граждан не спасет даже амнистия: получить работу, связанную с секретной документацией, будет практически невозможно. Юристы считают, что новый закон необходим, но с его правоприменением могут возникнуть проблемы.

В правительство поступил проект постановления «О внесении изменений в «Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

Новые поправки в законодательство были разработаны специалистами ФСБ при участии экспертов Минобороны и других силовых ведомств.

В документе (есть в распоряжении «Известий») говорится, что доступа к секретам будут лишать граждан, обвиняемых «по уголовному делу о совершении по неосторожности преступления против государственной власти или об умышленном преступлении».

Сейчас допуск к секретным документам запрещают гражданам, которых заподозрили в совершении преступлений против госвласти.

К ним относятся шпионаж, госизмена, вооруженный мятеж, насильственная попытка захвата власти, организация экстремистского сообщества и совершение диверсии.

 Также к таким преступлениям относится превышение и присвоение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств и внебюджетных фондов, незаконное участие в предпринимательской деятельности, подлог, халатность, дача или получение взятки и ряд других. 

Законодательство ужесточится

Теперь законодательство может серьезно ужесточиться, рассказал «Известиям» федеральный судья в отставке, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин.

— Документ расширяет категорию граждан, которых нельзя допускать к гостайне, — рассказал Сергей Пашин. — Теперь к секретным документам не получит доступа тот, кто обвиняется в любых умышленных уголовных преступлениях — даже в побоях.

В случае закрытия уголовного дела по амнистии граждане также не смогут получить работу, связанную с секретной документацией, если со дня его прекращения не истекло время, «равное сроку давности за совершение таких преступлений», — это от двух до 15 и более лет в зависимости от статьи УК.

Затронет миллионы россиян

Допуск к гостайне имеет широкий круг лиц. Среди них — военнослужащие, судьи, сотрудники силовых структур, госслужащие, а также сотрудники оборонно-промышленного комплекса. В больших  корпорациях, например в РЖД, есть структуры, которые отвечают за мобилизационные мероприятия, — эти сведения также являются государственной тайной. Всего же речь идет о нескольких миллионах россиян.

Новый закон будет способствовать сохранению госсекретов, считает экс-начальник аналитического управления КГБ СССР и бывший заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Рубанов.

— Само слово «тайна» подразумевает, что ее надо кому-то доверять, — сказал «Известиям» Владимир Рубанов. — А человек, совершивший умышленное преступление, автоматически выходит из доверия. В то же время за правоприменением этого закона надо установить строгий контроль, чтобы люди не теряли работу из-за необоснованных обвинений.

По мнению управляющего партнера юридической компании BMS Law Firm Алима Бишенова, логика с точки зрения сохранения в тайне национальных секретов в таком решении есть. 

— Преступник, действующий с умыслом, несет угрозу общественной безопасности, и допускать его к секретным документам нельзя, — считает он.

Трудности применения

В то же время юристы полагают, что с принятием законопроекта может быть нарушено понятие презумпции невиновности. На практике применить закон будет не так-то просто, говорит учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— До решения суда гражданина нельзя считать виновным в совершении преступления, — рассказал «Известиям» Олег Жердев. — Получается, что без приговора человеку смогут отказать в реализации его конституционных прав.

Кроме того, сам факт отмены доступа к государственной тайне может обернуться против подсудимого. Обвинение сможет на суде указать, что госорганы отказались человеку оформлять доступ к секретным документам, что, безусловно, будет его характеризовать не с самой лучшей стороны, отмечает эксперт.

В теории запрет на допуск к секретам гражданин может опротестовать в суде, отметил Алим Бишенов.

— Как будет складываться эта правоприменительная практика, сейчас спрогнозировать трудно, — отметил эксперт. — Надо ждать судебных процессов.

Под грифом «секретно»

Система классификации документов устанавливается законом «О государственной тайне», который очерчивает круг сведений, подлежащих засекречиванию, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты гостайны.

Сейчас устанавливаются три степени секретности сведений, имеющие соответствующие грифы — «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Документы с грифом «особой важности» содержат сведения в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам государства.

Пометку «совершенно секретно» получают документы, содержащие важные сведения о деятельности министерств или отраслей. Утечка бумаг с грифом «секретно» может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-разыскной деятельности.

Ссылка на основную публикацию