Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

  • Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
  • Субъекты судебно-экспертной деятельности.
  • Субъектами судебно-экспертной деятельности являются
  • 1.органы и лица, назначающие экспертизу,
  • 2.судебно-экспертные учреждения в лице их руководителей,организующих производство судебной экспертизы,

3.судебные эксперты, производящие ее.

Процессуальные права и обязанности руководителя экспертного подразделения

обязан:

*по получении постановления или определения о назначении суд. э. поручить ее производство конкретному э-рту или комиссии эксп-тов данного учре-ния, которые обладают спец. знаниями.

*разъяснить эксперту обязанности и права;

*предупредить э. об угол. ответс-ти если будут ложные показыния.

* контроль за соблюдением сроков производства суд. э., полнотой.

*по окончании исследо-ий направить заключение э., объекты исслед-ий и материалы дела в орган или лицу, которые назначили суд. э.;

  1. *не разглашать сведения, которые стали ему известны
  2. +
  3. *наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
  4. Вправе:
  5. *возвратить без исполн-ия постано-ние, если в данном учрежд-ии нет э. конкретной специа-ости, необходимой материально-технической базы либо спец-ых условий для проведения исследований;

*ходатайствовать о включении в состав комиссии э-в лиц, не работающих в данном учреждении, если их специ-ые знания необходимы для дачи заключения;

*организовывать произ-тво суд. эксп-изы с участием других учреж-ий, указанных в постав-ии о назначении суд. э.;

  • *передавать часть обязан-тей и прав, своему заместителю;
  • *требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов.
  • Объекты судебно-экспертной деятельности.
  • Объекты:
  • — вещественные доказательства,
  • — документы,
  • — предметы,
  • — животные,
  • — трупы и их части,
  • — образцы для сравнительного исследования,
  • — материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
  • Исследования проводятся также в отношении живых лиц .

При проведении исследований вещественные доказа-ства и документы с разрешения органа или лица, назначивших суд-ую эксп-изу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соотв-ующем письме.

8. Системы судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации.

Гос. судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исп. власти, органов исп. власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства суде-ой эксп-зы.

  1. Существуют подразделения и отделы.
  2. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Минист-тва юстиции и Минист-тва здравоох-ния
  3. МВД — Государ-ное учреждение Экспертно-криминал-ческий центр (ГУ ЭКЦ) МВД России (управление или отдел) – дактилоскопия, трасология, подчерков.
  4. Минюст -Центр судеб-ой экспе-изы – изуч вешеств. Док-ва, баллистика, трасология
  5. Здравоохранение -судебно-медицинская экспертиза
  6. судебно-психиатрические экспертные комиссии
  7. Правовые основы судебно-экспертной деятельности

Правовой основой госуд-ной судебно-экспертной деяте-сти являются К РФ, ФЗ «о гос-й судебно-экспер д-сти», ГПК РФ, АПК , УПК, Кодекс об админ. право-ениях, законода-ство РФ о таможенном деле, Налоговый кодекс, законо-тво РФ о здравоохранении, другие ФЗ, + НПА федеральных органов исполн-ной власти, регулирующие организацию и производство суд. экс..

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Перспективы развития судебно-экспертной деятельности

1. Отказ от термина «государс-нное судебно-экспертное учреждение». Законопроект определяет виды судебно-экспертных организаций: государс-нные и негосудар-енные судебно-экспертные организации. При этом в качестве негосудар-енной экспертной организации может выступать только некоммерческая организация, основным видом деятельности которой будет являться суде-но-экс-тная деятел-ость.

2. Введение общих требований для осуществления судебно-экспертной деятел-ости. Для унификации уровня квалификации и подготовки суде-ых эксп-тов вводится механизм сертификации компете-ости суде-х экс-тов. ( 1 раз в 5 лет- только для госу-х, а негос-х добровольно)

3. Регламентирование требований к негосуда-енным суде-м экспе-ам. 4. Четкое законодате-е регулирование.

Цели, основания и порядок назначения судебной экспертизы

Цель экспертизы состоит в установл-ии фактиче-их данных, которые имеют значение для правильного разрешения дела. В результате суд-й экспе-зы, эксперт составляет заключение, которое является источником доказате-тв в соотве-ии с законом, а самими доказат-твами – являются факти-ские данные, содержащиеся в заключение суд. экс-изы.

Основанием назн-ения суд. эксп-зы является потребность органа рассл-вания в испол-овании спец-х знаний в форме проведения исследования для установ-ия обстоят-льств расслед-ого события.

В соответ-вии со ст.

195 УПК э-тиза назначается -, когда при произв-стве дознания, предвари-ного следствия и при суде-ом разбирате-тве необходимы спец-ые познания в науке, технике, искусстве или ремесле.

Понятие и сущность специальных знаний.

Специальные знания — система сведений, полученных в результате научной и практ-кой деятельности в определенных отраслях (медицина, бухгалтерия, автотехника и т.п.) и зафиксированных в научной литературе, методических пособиях, наставлениях, инструкциях и т. п. Источником приобретения знаний — является специ-ая подготовка и професси-альная деятельность.

  • Область применения сводится к потребностям, возникающим при осуществлении правосудия, и точнее к интересам уголовного судопроизводства.
  • Понятие и сущность специальных знаний следует трактовать как в широком, так и узком смысле.
  • В широком смысле где нормоприменяющий субъект обнаруживает, что его познания, во-первых, недостаточны, во-вторых, и что главное, его суждения не могут быть положены в основу принятия решения, поскольку соответствующие правила, инструкции, подзаконные акты, законы требуют квалифицированного мнения именно специалиста в данной конкретной области знания.

В узком смысле специ-ные знания наиболее востребованы в раскрытии и расслед-ии преступлений.

К специальным в этом же смысле относят познания в судебной медицине, судебной химии, физике, пожарном деле, автоделе, а также любые иные познания (педагоги-ие, лингвист-ские, математ-еские и др.

), использование которых необходимо для полного, всестороннего и объективного расследо-ния преступ-ий».

  1. Методы судебной экспертизы
  2. Метод экспертизы (экспертного исследования) — система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом.
  3. Виды:

1.Общенаучные методы – это методы, используемые во всех (или, во всяком случае, в очень многих) науках и сферах практической деятельности. Общие методы отличаются универсальностью, то есть могут использоваться во всех экспертных исследованиях. В свою очередь общенаучные методы подразделяются на:

  • 1) чувственно-рациональные:· наблюдение;· описание;· сравнение;· эксперимент;· моделирование.
  • 2) Математические:· измерение;· математическое моделирование.
  • 2.Специальные методы — измерительные;· микроскопические;· фотографические;· физико-технические;
  • · спектральные;· рентгенографические;· хромотографические;· электрохимические (физико-химические);
  • 14. Классификация судебных экспертизМожно классифицировать по организационно-процессуальным, научно-методическим и другим основаниям на 12 классов:1 – криминалистические; 2 – медицинские и психофизиологические; 3 – инженерно-технические; 4 – инженерно-транспортные; 5 – инженерно-технологические; 6 – экономические; 7 – биологические; 8 – почвоведческие; 9 – сельскохозяйственные; 10 – пищевых продуктов; 11 – экологические;
  • 12 – искусствоведческие
Читайте также:  Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

15. Порядок проведения судебной экспертизы * Эксп-иза провод-тся эксп-ами судебно-экспертных учреждений по поручению руков-ителей этих учреж-й или иными эксп-тами, которым она поручена судом.

* Экспе-иза провод-тся в суде-ом заседа-и или вне засед-ния, если это необходимо по характеру исслед-ний либо при невозмоз-ти или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании.

* Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

О государственной судебно-экспертной деятельности в российской федерации. глава 1. | ассоциация лингвистов-экспертов юга россии

  • «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31 мая 2001 г.
  • Федеральный закон
  • от 31 мая 2001 г.  № 73-ФЗ
  • (с изменениями и дополнениями)
  • Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно — экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
  • Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная судебно — экспертная деятельность.

Государственная судебно — экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно — экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно — экспертной деятельности.

Задачей государственной судебно — экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно — экспертной деятельности.

Правовой основой государственной судебно — экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Статья 4. Принципы государственной судебно — экспертной деятельности.

Государственная судебно — экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно — экспертной деятельности.

Государственная судебно — экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно — экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно — экспертной деятельности.

  1. Государственная судебно — экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
  2. Судебно — экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
  3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно — экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  4. Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

  • Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
  • Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований
  • Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
  • Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

  1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: медицинский стационар — государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов;
  2. психиатрический стационар — государственное психиатрическое учреждение, а равно психиатрическое отделение государственного медицинского учреждения, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов, — разновидность медицинского стационара;
  3. судебно — психиатрический экспертный стационар — психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно — психиатрической экспертизы;
  4. руководитель государственного судебно — экспертного учреждения (далее также — руководитель) — директор или начальник (заведующий) государственного судебно — экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;
  5. судопроизводство — регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия;
  6. судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
  7. заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;
  8. образцы для сравнительного исследования — объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;
  9. повреждение объекта исследования — изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.
  10. Статья 10. Объекты исследований
  11. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
  12. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).
Читайте также:  Статья 18.1. Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно — экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно — экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 11. Государственные судебно — экспертные учреждения.

Государственными судебно — экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно — экспертные учреждения.

Государственные судебно — экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно — экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно — психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно — экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно — методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно — экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно — экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно — экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно — экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно — экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 12. Государственный судебный эксперт.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно — экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту.

Должность эксперта в государственных судебно — экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно — квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

  • Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года
  • Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года
  • Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
  • Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Читайте также:  Статья 4. суды в российской федерации

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

  1. Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
  2. Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
  3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  • Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
  • медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, — медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;
  • медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, — медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;
  • судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация — медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы;
  • руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также — руководитель) — директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;
  • судопроизводство — регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия;
  • судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
  • заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;
  • образцы для сравнительного исследования — объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;
  • повреждение объекта исследования — изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.

Статья 10. Объекты исследований

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию