Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Государство в ст. 16 Закона об ОРД гарантировало должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, социальную и правовую защиту, которая призвана реально способствовать более эффективному выполнению ими профессиональных обязанностей.

Социальная и правовая защита сотрудников органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, распространяется только на должностных лиц, осуществляющих ОРД и состоящих в штате указанных органов.

Законодатель указывает, что на должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяется два вида защиты — социальная и правовая.

В общепринятом понимании социальная защита — это комплекс различных льгот и средств материального и иного стимулирования, связанного с привилегиями в бытовом, медицинском обеспечении, а также государственным страхованием жизни, здоровья и имущества, досрочного пенсионного обеспечения и т. п.

Правовая защита представляет из себя совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права.

Так, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность (ст. 317 УК РФ), оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и др.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), лицу, осуществляющему государственный контроль (ст. 19.4 КоАП РФ) и др.

Кроме того, законодательством предусмотрены и специальные меры правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к которым следует отнести предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 1995 г.

№ 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» обеспечение личной охраны, охрану жилища и имущества; выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замену документов, изменение внешности.

В ч. 2 ст. 16 Закона об ОРД законодатель закрепил определенную самостоятельность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, указав, что никто не вправе вмешиваться в законные действия указанных лиц и органов, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

При этом следует учитывать, что вмешательство не допускается лишь в законные действия должностных лиц.

Что же касается противоправных, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а пресечение данных действий должно осуществляться в соответствии с законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).

Отдельного рассмотрения требует вопрос вмешательства руководителя в законные действия подчиненных ему оперативных подразделений и их сотрудников.

Особенность оперативно-розыскной деятельности такова, что большинство своих действий оперативный сотрудник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальником, а ряд мероприятий проводить только с их разрешения (например, проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение). Могут возникать ситуации, когда начальник, руководствуясь тактическими соображениями, требует от оперативного сотрудника прекратить проведение какого-либо оперативно-розыскного мероприятия и др. В данной ситуации требования руководителя не противоречат закону, и оперативный сотрудник обязан выполнить указание, хотя за ним сохраняется право на обжалование данного решения вышестоящему прямому начальнику.

В случае получения оперативным сотрудником приказа или указания, противоречащего закону, и в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона об ОРД, последний должен руководствоваться законом.

Закон об ОРД допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам сотрудником оперативного подразделения либо лицом, оказывающим ему содействие, при правомерном выполнении служебного или общественного долга по защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Иными словами, Закон об ОРД допускает совершение оперативными сотрудниками и лицами, оказывающими им содействие, действий, являющихся противоправными.

Вред может считаться вынужденным, когда он причиняется как ответная мера либо мера, направленная на пресечение противоправных действий, предотвращение их общественно опасных последствий.

Вынужденным может считаться и вред, причиненный объекту оперативно-розыскного мероприятия в случаях реальной угрозы его преступных действий, которые могут причинить ущерб интересам личности, общества и государства.

При этом возникшая ситуация ставит должностных лиц или лиц, оказывающих им содействие, в такие условия, при которых они причиняют вред для предотвращения более тяжких последствий, когда иными мерами его предотвратить при конкретных обстоятельствах невозможно либо крайне затруднительно.

В ряде случаев должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих лиц, интересам общества и государства. Например, прослушивание телефонных переговоров предполагает ограничение права на тайну телефонных переговоров, как объекта мероприятия, так и иных лиц, в том числе не представляющих оперативного интереса, которые могут вести переговоры по телефону, поставленному на прослушивание.

От действий, допускающих вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, необходимо отличать действия оперативных сотрудников по имитации преступной деятельности.

Подобные действия сопровождают такие оперативно-розыскные мероприятия, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др. Их принципиальное отличие состоит в том, что они не нарушают охраняемых законом прав и интересов личности, общества и государства.

Как правило, подобные действия заключаются в демонстрации орудий преступления, наркотиков, продаже вещей и т. п.

Одной из мер социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предусмотренной Законом об ОРД, является возможность льготного исчисления выслуги указанным лицам для назначения пенсии, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников.

Не случайно в данной норме сделан акцент именно на организованной преступной группе, поскольку она предполагает не любое ситуативное объединение лиц для совершения преступления, а именно группу, обладающую признаком устойчивости или сплоченности. Указанное обстоятельство существенно повышает степень ее общественной опасности, определяет практический смысл внедрения в такую группу в целях выявления ее участников, создания условий для их привлечения к уголовной ответственности.

Помимо указанной меры социальной защиты, Закон об ОРД позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Данная возможность предоставлена в целях закрепления кадров в определенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения своих функциональных обязанностей и др.

Указанные органы полномочны принять решение о социальной защите должностных лиц оперативных подразделений исходя из местной обстановки, а также при наличии достаточных материальных и денежных ресурсов.

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность                                                   Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона об ОРД «На должностных лиц органов осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят».

Социальная и правовая защита должностных лиц, участвующих в борьбе с преступностью, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.

Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.

Нужно заметить, что меры социальной защиты определены в федеральных законах, регламентирующих деятельность органов, осуществляющих ОРД (например, в Федеральных законах «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «О внешней разведке» и др.), и ведомственных нормативных актах.

Читайте также:  Статья 20. Изменения действующего законодательства

Правовая защита представляет собой совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права.

Так, например, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст. 317), за оскорбление представителя власти (ст.

319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), клевета в отношении лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 298) и др.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению работника полиции (ст. 19.3), невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25) и др.

Существуют и другие нормативные акты, определяющие гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, согласно Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 г. № 424-ФЗ) можно отнести:

  • ü предоставление личной охраны, охраны жилища и имущества;
  • ü выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
  • ü временное помещение в безопасное место;
  • ü обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
  • ü перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы);
  • ü переселение на другое место жительства;

ü замена документов, изменение внешности и т.д.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона об ОРД «Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом».

Таким нормативным закреплением комментируемый Закон предоставляет органам, осуществляющим ОРД, и их должностным лицам определенную оперативно-разыскную самостоятельность. Хотя положения ч. 2 и 3 ст.

16 Федерального закона об ОРД не определяют достаточно четко пределы самостоятельности субъектов ОРД, все-таки их анализ позволяет заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных подразделений и их жесткой дисциплинарной подчиненностью.

При этом никто (имеется ввиду ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом), не вправе вмешиваться (т.е. давать какие-либо указания, поручения, препятствовать выполнению действий и др.) в законные действия должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

Но если действия этих лиц носят незаконный характер, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а пресечение таких противоправных действий осуществляется в соответствии с действующим законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).

В комментируемой статье сложным, с практической точки зрения, остается вопрос о вмешательстве начальников в законные действия им подчиненных сотрудников и оперативных подразделений.

С одной стороны, специфика ОРД такова, что большинство своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальником, а ряд мероприятий (например, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др.) проводить только с их разрешения.

С другой стороны, на практике нередко возникают ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления каких-либо ОРМ, проводимых на законных основаниях. В таких случаях он может руководствоваться, например, тактическими соображениями.

Поэтому, если требования начальника не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним и остается право обжаловать действия вышестоящему прямому начальнику. Если же начальник отдает приказ или указание, противоречащие закону, то оперативный работник должен руководствоваться законом. При этом не имеет значения в какой форме, устной или письменной, поступил приказ или указание.

Исходя из этого можно сделать вывод, что оперативный работник по отношению к своему прямому или непосредственному начальнику обладает ограниченной самостоятельностью в принятии решений или осуществлении отдельных ОРМ.

Согласно ч. 3 ст.

16 Федерального закона об ОРД «При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга». Иными словами, Закон об ОРД допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно правомерными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен не только в Законе об ОРД, но и в других нормативных актах. Так, согласно п. 9 ст. 18 Закона «О полиции» сотрудники полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный гражданам и организациям при применении в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Законодатель, регулируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, особо обращает внимание правоприменителей на возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям. Например, принимая во внимание повышенную общественную опасность терроризма законодатель в ст.

22 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму» считает, что лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными. Соответственно лица, допустившие вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также другим правоохраняемым интересам освобождаются от ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Названные правовые положения находятся в полном соответствии с уголовным законодательством и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37 УК РФ), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ), обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) и др.

Федеральный закон об ОРД предусматривает возможность льготного исчисления выслуги для назначения пенсии должностным лицам, осуществляющим ОРД. Так, согласно ч. 5 ст.

16 комментируемого Закона «Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определенном Правительством РФ».

В настоящее время отсутствуют какие-либо постановления Правительства РФ, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах.

Читайте также:  Статья 10. Полномочия назначенного на должность главы администрации, исполняющего обязанности главы администрации

Вместе с тем, учитывая повышенную общественную опасность организованной преступности, коррупции, терроризма, экстремизма и связанных с ними криминальных проявлений, законодатель предусмотрел дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, экстремизмом и терроризмом.

Так, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г.

№ 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 417) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за один и одну треть месяца в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, – с 6 сентября 2008 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 125); один день службы за три дня – время непосредственного участия в контртеррористической операции – на основании приказов, издаваемых начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или утвержденных руководителем контртеррористической операции (пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 651); один день службы за полтора дня

53 Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно‑розыскную деятельность

Гарантии
правовой и социальной защиты! долж‑но‑стных
лиц органов, осуществляющих ОРД, призваны
обеспечивать эффективное выполнение
ими стоящих перед ними задач.

Социальная
защита включает в себя систему льгот,
материального обеспечения и обслуживания
сотрудников оперативных подразделений
и членов их семей во время службы и при
выходе на пенсию, в старости, в случае
болезни, утраты трудоспособности, гибели
и др.

Правовая
защита представляет совокупность
правовых норм, обеспечивающих безопасность
жизни, здоровья, охрану чести и достоинства
должностных лиц органов, осуществляющих
ОРД, и членов их семей в связи с выполнением
указанными должностными лицами своих
профессиональных обязанностей.

На
должностных лиц органов, осуществляющих
ОРД, распространяются гарантии социальной
и правовой защиты сотрудников тех
органов, в штаты которых указанные лица
входят. Никто не вправе вмешиваться в
законные действия должностных лиц и
органов, осуществляющих ОРД, за исключением
лиц, прямо уполномоченных на то федеральным
законом (ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной
деятельности»).

Должностное
лицо, уполномоченное на осуществление
ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется
только непосредственному и прямому
начальнику. При получении приказа или
указания, противоречащего закону,
указанное должностное лицо обязано
руководствоваться законом (ч. 3 ст.
16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной
деятельности»).

Согласно
ч. 4 ст.

16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной
деятельности» при защите жизни и здоровья
граждан, их конституционных прав и
законных интересов, а также для обеспечения
безопасности общества и государства
от преступных посягательств допускается
вынужденное причинение вреда
правоохраняемым интересам должностным
лицом органа, осуществляющего
оперативно‑розыскную деятельность,
либо лицом, оказывающим ему содействие,
совершаемое при правомерном выполнении
указанным лицом своего служебного или
общественного долга.

Время
выполнения должностными лицами органов,
осуществляющих ОРД, специальных заданий
в организованных преступных группах,
а также время их службы в должностях
штатных негласных сотрудников указанных
органов подлежит зачету в выслугу лет
для назначения пенсии в льготном
исчислении в порядке, определяемом
Правительством РФ (ч. 5 ст. 16 ФЗ «Об
оперативно‑розыскной деятельности»).

Согласно
ч. 6 ст. 16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной
деятельности» органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления вправе устанавливать
дополнительные виды социальной защиты
для должностных лиц органов, осуществляющих
ОРД.

54 Структурные подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно‑розыскную деятельность

В
структуре органов внутренних дел ОРД
в пределах компетенции осуществляют:

1) подразделения
уголовного розыска. Организация розыскной
работы в органах внутренних дел
регламентируется нормативными правовыми
актами МВД России. Подразделения
уголовного розыска осуществляют розыск
лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда или уклоняющихся от
уголовного наказания.

Деятельность
подразделений уголовного розыска
контролируется Департаментом уголовного
розыска МВД РФ. Вся информация о розыске
указанной категории граждан
сосредотачивается в базе данных
федерального розыска ГИЦ МВД России.

В
нее помещается другая оперативная
информация, в связи с чем указанная база
закрыта для свободного пользования
гражданами и используется только
сотрудниками правоохранительных
органов;

2) подразделения
Федеральной службы по борьбе с
экономическими преступлениями. Руководит
данной службой Департамент экономической
безопасности Министерства внутренних
дел РФ, являющийся самостоятельным
структурным подразделением центрального
аппарата МВД РФ. Департамент является
оперативным подразделением криминальной
милиции и осуществляет ОРД в соответствии
с законодательством РФ;

  • 3) подразделения
    по борьбе с организованной преступностью;
  • 4) подразделения
    по борьбе с незаконным оборотом
    наркотиков;
  • 5) подразделения
    по борьбе с преступными посягательствами
    на грузы органов внутренних дел на
    транспорте. Контроль и регулирование
    данных подразделений осуществляются
    департаментом обеспечения безопасности
    дорожного движения;
  • 6) обеспечения
    собственной безопасности;

7) оперативные
подразделения Национального центрального
бюро Интерпола в России.

НЦБ Интерпола
работает исключительно в сфере борьбы
с уголовными преступлениями, не затрагивая
преступлений, носящих политический,
военный, религиозный или расовый
характер.

Деятельность НЦБ Интерпола
осуществляется в круглосуточном режиме.
По каналам Интерпола осуществляется
розыск лиц, обвиняемых в совершении
особо тяжких и тяжких преступлений, а
так‑же преступлений средней тяжести;

  1. 8) подразделения
    оперативного поиска;
  2. 9) оперативно‑технические
    подразделения;
  3. 10) подразделения
    по борьбе с преступлениями в сфере новых
    технологий;
  4. 11) оперативные
    подразделения милиции общественной
    безопасности.

Правовая и социальная защита должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Введение.

Федеральный закон 
«Об оперативно-розыскной деятельности»  статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

«На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться 
в законные действия должностных 
лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную 
деятельность, за исключением лиц, прямо 
уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной 
деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных 
мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому 
начальнику. При получении приказа 
или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано 
руководствоваться законом.

  • При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и 
    законных интересов, а также для 
    обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств 
    допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам 
    должностным лицом органа, осуществляющего 
    оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном 
    выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.
  • Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную 
    деятельность, специальных заданий 
    в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников 
    указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  • Органы государственной 
    власти субъектов Российской Федерации 
    и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных 
    лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».

Гарантии социальной и 
правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФСНП и др.), распространяются лишь на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и входящих в штат этих органов.

Под должностными лицами в данном случае следует понимать штатных (гласных и негласных) сотрудников органов, осуществляющих ОРД и наделенных властными полномочиями. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения закона.

Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются другими статьями Закона об ОРД, а также иными нормативными актами.

В ч. 1 комментируемой статьи указывается на два вида защиты должностных 
лиц, осуществляющих ОРД: социальную и 
правовую.

Социальная защита включает в себя систему льгот, материального 
обеспечения и обслуживания сотрудников 
оперативных подразделений и 
членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др. Заметим, что меры социальной защиты определены в законах, регулирующих деятельность органов, осуществляющих ОРД, и ведомственных нормативных 
актах.

Читайте также:  Статья 9.2. Обеспечение размещения информации о предоставлении прав, льгот и выплат Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, членам их семей

Правовая защита представляет совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных 
лиц органов, осуществляющих ОРД, и 
членов их семей в связи с выполнением 
указанными должностными лицами своих 
профессиональных обязанностей.

Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права.

Так, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие 
ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность1, оскорбление представителя власти2, разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа3, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание4, угроза или насильственные действия в отношении него5, клевета6 и др.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. (Статья 19.3)

К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», согласно которому для обеспечения их безопасности могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности7. В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия.

Существуют и другие нормативные 
акты, определяющие гарантии социально-правовой защищенности оперативных работников. Они касаются, как правило, отдельных 
субъектов оперативно-розыскной 
деятельности.

Так, в соответствии с 
Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по закреплению кадров в 
органах Федеральной службы безопасности» разрешено выплачивать военнослужащим органов ФСБ, принимавшим непосредственное участие в разработке и осуществлении 
оперативно-розыскных мероприятий 
по борьбе с преступностью, единовременное денежное вознаграждение до 20-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Учитывая повышенную общественную опасность терроризма и связанных 
с ним криминальных проявлений, законодатель предусмотрел дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных 
лиц правоохранительных органов, участвующих 
в борьбе с терроризмом.

Так, согласно Федерального закона «О противодействии терроризму» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня8.

При выполнении оперативными работниками специальных заданий 
в районах боевых действий на них 
распространяются льготы, установленные 
для сотрудников, привлекаемых для 
решения подобных задач.

Кроме того, в ведомственных 
нормативных актах содержатся другие предписания, касающиеся социальной и 
правовой защиты сотрудников оперативных 
служб.

Части 2 и 3 комментируемой статьи указывают на определенную оперативно-розыскную 
самостоятельность как органов, так и должностных лиц, осуществляющих ОРД.

Хотя здесь и не названы достаточно четко пределы самостоятельности 
субъектов оперативно-розыскной 
деятельности, однако анализ позволяет 
заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных 
подразделений и их дисциплинарной подчиненностью.

Часть 2 данной статьи указывает, что никто (ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо 
не уполномоченные на то федеральным 
законом) не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.

) лишь в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД.

Что касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а их пресечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).

Сложным является вопрос о 
вмешательстве начальников в 
законные действия подчиненных оперативных 
подразделений и их сотрудников. Специфика оперативно-розыскной 
деятельности такова, что большинство 
своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальниками, а ряд мероприятий 
проводить только с их разрешения.

На практике могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует 
от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления 
каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, или 
принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В 
данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним остается право обжаловать указанные действия вышестоящему прямому начальнику. В случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом, причем, не имеет значения, в какой форме устной или письменной — поступило указание.

Со стороны органа, осуществляющего 
ОРД, а также лиц, оказывающих 
ему содействие, допускается вынужденное 
причинение вреда правоохраняемым 
интересам, совершаемое при правомерном 
выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга.

Иными словами, Закон об ОРД допускает 
совершение оперативными работниками 
и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно противоправными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен 
не только в комментируемом Законе, но и других нормативных актах.

Так, согласно Закону «О полиции» сотрудники полиции (а таковыми являются должностные лица всех оперативных подразделений органов внутренних дел) не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Аналогичные правовые нормы присутствуют и в законах, регламентирующих деятельность других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Кроме того, законодатель, регулируя 
деятельность правоохранительных органов 
по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, также устанавливает 
возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям.

Так, в 
соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам9.

При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Названные установления адекватны 
положениям уголовного законодательства и согласуются с такими уголовно-правовыми 
институтами, как необходимая оборона10, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление11 и крайняя необходимость12. Например, ст.

38 УК РФ гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.

Это положение (хотя и в иной редакции) воспроизводится и в ст. 22 Федерального закона «О противодействии терроризму».

В ряде случаев должностные 
лица оперативных подразделений 
при осуществлении оперативно-розыскных 
мероприятий по предотвращению или 
раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему 
на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих 
лиц, интересам общества и государства.

Например, для изучения и исследования каких-либо документов, содержащих следы 
преступления, производится их негласное 
изъятие. По внешнему проявлению это 
может напоминать тайное хищение 
чужого имущества.

Однако в подобных ситуациях при оценке действий сотрудников 
органов, осуществляющих ОРД, следует 
руководствоваться положением ст. 39 УК, согласно которой не является преступлением 
причинение вреда охраняемым законом 
интересам в состоянии крайней необходимости, т.е.

для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами.

От действий, допускающих 
вынужденное причинение вреда правоохраняемым 
интересам, следует отличать действия оперативных работников по имитации преступной деятельности.

Подобные действия сопровождают такие оперативно-розыскные 
мероприятия, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др. Их принципиальное отличие состоит 
в том, что они не нарушают охраняемых законом прав и интересов личности, общества и государства.

Как правило, подобные действия заключаются в 
демонстрации орудий преступления (отмычек, оружия), наркотиков, продаже вещей 
и т.п.

Закон предусматривает возможность 
льготного исчисления выслуги лет 
для назначения пенсии должностным 
лицам органов, осуществляющих ОРД, выполняющим специальные задания 
в организованных преступных группах, а также во время их службы в 
должностях штатных негласных сотрудников.

Выполнение оперативным работником специальных заданий в организованных преступных группах сопровождается приказом и заведением соответствующих 
дел оперативного учета, поэтому такое участие имеет документальное подтверждение и реальные результаты.

Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо постановления Правительства, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах.

Ссылка на основную публикацию