19 сентября 2013 г. 19:42
1 сентября 2013 года вступили в силу Федеральные законы № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В журнале «Приход» (№ 5, 2013) опубликованы наиболее важные для религиозных организаций положения данных законодательных актов с пояснениями руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги).
Особое внимание следует обратить на то, что с 1 сентября 2013 года учащиеся духовных учебных заведений, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности, вправе получить отсрочку от призыва на военную службу в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе. Данное право не зависит от того, реализует или не реализует духовная образовательная организация образовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию.
Документы об образовании и (или) о квалификации в соответствии со ст. 60, ч. 2 Закона об образовании будут заверяться печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Печати с изображением Государственного герба РФ не будут применяться.
Закрепляется право Учебного комитета Русской Православной Церкви участвовать в учебно-методическом обеспечении предметов в области теологии.
Конфессиональная экспертиза примерных программ в области теологии, которая будет осуществляться Учебным комитетом Русской Православной Церкви в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, определенном Министерством образования и науки РФ.
Данные программы должны учитываться духовными образовательными организациями высшего образования при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ по направлениям подготовки в области теологии.
Для духовных образовательных организаций в соответствии со ст. 87, ч. 9 предусматривается возможность реализовывать:
- не подлежащие государственной аккредитации программы профессионального религиозного образования;
- подлежащие государственной аккредитации образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (например, программы в области теологии).
Примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются Учебным комитетом, который осуществляет также учебно-методическое обеспечение таких программ.
Закрепляется право духовных образовательных организаций устанавливать специфические (основанные на внутренних установлениях) условия приема (отчисления) учащихся и их права и обязанности (ст. 87, ч. 11).
При лицензировании и государственной аккредитации духовных образовательных организаций должны учитываться сведения не только о педагогах, имеющих ученые степени и звания, подтвержденные документами государственного образца, но также сведения о педагогах, имеющих богословские степени и звания. Министерство образования и науки РФ установит в подзаконных актах особенности лицензионных требований и аккредитационной экспертизы, предъявляемых к духовным образовательным организациям.
Обращаем внимание, что ранее необходимым условием лицензирования или аккредитации духовной образовательной организации было наличие у нее имущества на праве собственности или аренды.
При этом право безвозмездного пользования, характерное для большинства духовных учебных заведений, не принималось в расчет.
Теперь закон позволяет духовным образовательным организациям иметь имущество на любом имущественном праве, в том числе на праве безвозмездного пользования (ст. 102, ч. 1).
- Законом № 185-ФЗ «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в таблице приведены разъяснения внесенных изменений).
- Поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (таблица)
- Патриархия.ru
ДУХОВНО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
ДУХОВНО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — специализированные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают богословское образование.
Разделяются на три категории.
К высшим духовным учебным заведениям относятся теологические (богословские) университеты и институты, академии; к средним – духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи (христианские), медресе (бывают также высшими), иешиботы и иешивы (иудаистские) и др.; к низшим — Духовно-учебным-заведениям различных наименований.
Первые Духовно-учебные-заведения возникли при храмах Древнего Египта и Древней Вавилонии (II-е тысячелетие до н. э.). В I-м тысячелетии до н. э.
в Индии существовали особые школы брахманов, чья деятельность была связана с подготовкой к исполнению ритуальных действий.
С распространением буддизма в Индии, а позднее и в странах Центральной и Юго-Восточной Азии роль Духовно-учебных-заведений была воспринята монастырями, осуществляющими её поныне (например, в Тибете, Монголии).
С возникновением христианства появились Духовно-учебные-заведения нового типа: в Александрии (Египет) — первая катехизическая школа (конец II века), в Иерусалиме, Риме и других городах Римской империи — епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного Писания).
Постепенно сложилась система христианских Духовно-учебных-заведений: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях.
С организацией в Западной Европе университетов (XII век) в них стали учреждаться богословские факультеты.
Католическая церковь создала сеть теологических университетов — в Сорбонне, Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др.
Позднее сложились следующие типы Духовно-учебных-заведений: богословские университеты и академии, теологические факультеты при светских университетах, семинарии, колледжи, коллегиумы.
В Риме были основаны Григорианский (XVI век), Урбанианский (XVII век) и другие университеты, Папская Академия наук (1603 год), Церковная академия (1701 год).
На Руси первое упоминание о Духовно-учебных-заведениях относится ко времени правления Ярослава Владимировича Мудрого. В последующие столетия подготовка клириков осуществлялась при монастырях и архиерейских дворах, а совторой половины XVI века в братских школах.
В первой половине XVII века появляется первая богословская школа — Киевская духовная академия. В конце XVII века в Москве основана Славяно-греко-латинская академия. Во второй четверти XVIII века архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями.
С конца XVIII века подготовка служителей культа осуществлялась в Санкт-Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797 году). С 1814 года стала действовать Московская духовная академия.
В 1913 году функционировали 4 академии (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия и Казанская духовная академия), 57 духовных семинарий, 186 духовных училищ.
До 1917 года в России существовали римско-католическая академия, католические коллегии и семинарии, а также протестантский богословский факультет Юрьевского университета.
В начале XXI века в РПЦ действуют 5 духовных академий (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия, Минская духовная академия, Кишинёвская духовная академия; срок обучения 4 года), 2 богословских университета (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Иоанно-Богословский православный университет; Москва, срок обучения 6 лет), 37 семинарий (срок обучения 4 года), 38 духовных училищ (срок обучения от 2 до 4 лет), одни пастырские курсы (срок обучения 2 года).
За рубежом православных служителей культа готовят в Высшей богословской школе на острове Халки, на богословских факультетах университетов (Афины, Салоники) и в семинариях; в Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в Ливане — Бельментская семинария в Триполи, на Кипре — семинария в Никосии, в США — греческая богословская школа в Бруклине, православный богословский институт в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле. Кроме того, под юрисдикцией Константинопольского патриархата действует ряд Духовно-учебных-заведений: на Крите — Высшая церковная школа в Ираклионе, Православная академия Крита (в Калимбари); Православный Свято-Сергиевский богословский институт в Париже; в Американской архиепископии — богословский колледж Святого Креста (Бруклин, Массачусетс), Греческий колледж (Бруклин, Массачусетс); в Австралийском архиепископии — колледж Апостола Андрея (Сидней); при Мюнхенском университете существует отдел православного богословия; при Православном центре Вселенского патриархата в Шамбези (Женева, Швейцария) действует аспирантура православного богословия; в Милане — Институт православных исследований Святого Григория Паламы; при Канадской митрополии — Православная богословская академия (Торонто).
В начале XXI века самую большую сеть Духовно-учебных-заведений всех типов имеет католическая церковь: семинарии и лицеи; теологические университеты и факультеты при государственных университетах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное с принятием сана; папские академии и учебные заведения специального (высшего) типа, готовящие прелатов высшего ранга, церковных дипломатов, руководящие и научные кадры Церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа — Ватикан, где действуют 11 богословских папских университетов и институтов. Наиболее известны папские университеты: Григорианский, Урбанианский, Латеранский. В Ватикане 9 понтификальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа. Во многих учебных заведениях ведётся подготовка миссионеров. Кроме того, в Италии более 60 Духовно-учебных-заведений различных монашеских орденов, десятки монастырских школ и региональных семинарий.
В начале XXI века в России существует высшая католическая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов» (основана в 1993 году в Москве, с 1995 года — в Санкт-Петербурге), целью которой является подготовка к священству кандидатов из 4 российских католических епархий, а также из других католических епархий и монашеских орденов и конгрегаций (срок обучения 6 лет). Кроме того, в Москве действует Институт философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского, готовящий специалистов в области религиоведения (срок обучения 5,5 лет).
В конце XX века протестантские церкви имели Духовно-учебные-заведения различных типов: в Западной Европе насчитывалось свыше 100 духовных семинарий, теологических колледжей, богословских училищ и школ, до 70 духовных академий, университетов и теологических факультетов.
Первые упоминания о мусульм. Духовно-учебных-заведений (медресе) относятся к IX веку. Система образования в медресе в течение многих веков включает как теологические, языковые и религиозно-юридические предметы, так и философию, прикладные науки.
В ряде стран имеются исламские университеты: Азхар (Египет) и Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства для многих арабских стран Африки; Алигархский (Индия), Пенджабский (Пакистан), Анкарский (Турция) и др.
В ряде национальных университетов существуют исламские теологические факультеты, специальные факультеты по изучению исламских догматов, вероучения шариата, философии и религиозной мысли.
В начале XXI века в России сложились 2 основных типа медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, и начально-религиозного.
В России зарегистрировано 130 мусульманских духовных образовательных учреждений (2005).
Московский исламский университет готовит специалистов в области теологии и лингвистики (срок обучения 4 года).
В начале XXI в России, США, некоторых странах Западной Европы и Ближнего Востока существуют иешиботы и иешивы, готовящие служителей иудейского культа и учёных-талмудистов.
В число наиболее известных еврейских Духовно-учебных-заведений входят также иешива «Мир» (Иерусалим) и иешива в городн Лейквуд (Нью-Джерси, США).
С 1990 года в Москве действует иешива «Торат Хаим», готовящая раввинов и специалистов-теологов (срок обучения 4 года).
В странах буддийской духовной традиции (прежде всего Тибет, Монголия, а также Бутан, Непал и др.
) духовное образование реализуется преимущественно в буддийских монастырях и включает «пять больших наук» (логику, тибетскую культуру и искусство, санскрит, медицину, философию) и «пять малых наук» (поэзию, музыку, драматическое искусство, астрологию и словесность). Начальный период образования (с 6 лет) включает изучение тибетской грамматики, основ буддийской религиозной традиции. После освоения этих предметов поступившие в монастырь обращаются к изучению более сложных дисциплин, что совпадает с переходом поступивших (гецулы) в собственно монашеский статус (гелонги).
В России система буддийского духовного образования возрождается лишь с конца 1990-х годов.
Крупными центрами буддийской учёности являются Элиста (Калмыкия), где действуют школа по подготовке лам, а также один из крупнейших центров тибетской медицины, и дацаны Бурятии (Иволгинский и др.).
В начале XXI система буддийского духовного образования в России следует канонам и перенимает структуру духовных школ Тибета и Монголии.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Туччи Дж. Религии Тибета. СПб., 2005
- Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 дек. 2006 г. М., 2007
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
Комментарий к статье 87
Предметом комментируемой статьи являются особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, а также особенности получения теологического и религиозного образования.
В соответствии с ч.
1 комментируемой статьи в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы (курсы, дисциплины, модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий.
При этом право выбора одного из учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями обучающихся или их законными представителями.
Так, например, регламент выбора в родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен в образовательные организации в качестве рекомендаций Письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»[1]).
Особенностью изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации является установленное ч.
3 комментируемой статьи требование экспертизы примерных основных образовательных программ в части учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий. Имеется в виду экспертиза образовательной программы, проводимая в соответствии с ч. 11 ст. 12 комментируемого закона (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»).
Экспертиза учебных курсов проходит в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.
Понятие централизованной религиозной организации содержится в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[2]. В ст.
8 этого Закона определено, что религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
На образовательные организации высшего образования, которые реализуют основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, имеющие государственную аккредитацию, возлагается обязанность при разработке этих образовательных программ учитывать прошедшие экспертизу примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии (ч. 4 комментируемой статьи).
Важной особенностью преподавания учебных предметов в области теологии является процедура рекомендации педагогических работников соответствующей централизованной религиозной организацией (ч. 5 комментируемой статьи).
Наряду с экспертизой образовательных программ, рекомендацией педагогических работников, еще одним направлением сотрудничества государственных образовательных организаций с централизованными религиозными организациями являются их привлечение к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий, а также учебных предметов в области теологии (ч. 6 комментируемой статьи).
Части 7 – 12 касаются частных образовательных организаций. За ними, в частности, закрепляется право включать в ту часть основных образовательных программ, которая формируется участниками образовательного процесса, учебные предметы, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).
Используемое в комментируемой статье понятие «религиозное образование» определяется ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В ней, в частности, закреплено право каждого имеет на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, а также то, что воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Сами религиозные организации наделяются правом в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.
Устанавливается норма (п. 4 ст.
5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), в соответствии с которой по письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. При этом законодатель особо оговаривает, что обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.
Особой разновидностью частных образовательных организаций являются духовные образовательные организации. Понятие «духовная образовательная организация» раскрывается в ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В ней, в частности, закреплено, что централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Законодателем установлено также, что духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.
- Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций. Такими программами могут быть:
- — образовательные программы среднего профессионального образования,
- — образовательные программы высшего образования.
Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, выдают документы об образовании и о квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается этими организациями.
Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования.
Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, вправе выдавать лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, документы об образовании или о квалификации образца, установленного в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям, наряду с правами, предусмотренными ч. 8 ст. 60 комментируемого закона, осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования.
- Особенностями осуществления религиозного образования являются установленные законодателем требования, в соответствии с которыми:
- — примерные образовательные программы в части религиозной компоненты, а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией;
- — учебно-методическое обеспечение религиозной компоненты, а также примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией;
- — частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, и духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации;
- — образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации ими теологического или религиозного образования могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях.
- В части общественной аккредитации законодатель устанавливает в комментируемой статье, что, во-первых, порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией, а, во-вторых, что общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства.
Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.
Закон о Просвещении или цензура государственного образования
Три чтения в Государственной Думе прошли поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Изменения нарекли «Законом о просветительской деятельности».
По своему объёму правки занимают около двух страниц форматом А4, однако по своему содержанию документ вынуждает говорить много, долго, с вкраплениями злости и печали.
При этом у некоторых прочитавших документ (или, наоборот, — непрочитавших) сложилось совсем ложное и слишком тираническое представление о правках. Давайте разберёмся, где кислород перекрыли, а где ещё можно дышать спокойно.
Коротко о том, что правки меняют:
Закон (называть его уже будем так????) вступит в силу с 1 июня 2021 года (в случае прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ). Он вводит определение понятия «просветительская деятельность».
Нарушая логические законы, определение повторяет термин, то есть выглядит следующим образом: просветительская деятельность, по мнению законодателей, это деятельность (но так в Думе любят делать часто, так что скажем «в лучших традициях»).
Далее, к просветительской деятельности отнесено всё мыслимое и немыслимое, что не связано с аккредитованными в образовательных учреждениях программами, а именно: распространение знаний, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Также очень хочется отметить формулировку, возвышающую Конституцию до пределов совершенства. Итак, «не допускается побуждение к действиям, противоречащим Конституции РФ».
А это значит, что преподователь должен знать все положения Конституции и не допускать мысли, что в ней могут быть изменения, а если такие изменения когда-нибудь случатся, то он должен знать, что теперь Конституция стала только лучше.
То есть просветительская деятельность — это любые активности, направленные на передачу знаний. Закон утверждает, что просветительской деятельностью может заниматься как юридическое, так и физическое лицо, а также ИП. Это означает, что в любой организационно-правовой форме, желая заниматься просвещением, вы подлежите регулированию по новым правилам.
- Допустим, ввели определение, ну а что это меняет?
- Соль в том, что лицо (юридическое, физическое, ИП) может начать просвещать в образовательной организации только если программа «просвещения» согласована с федеральными органами исполнительной власти (наверное, это будет Рособразование), то есть сначала одобрение властей, потом договор с образовательной организацией, и уже потом само преподавание.
- Если чиновнику в государственном органе не понравится содержание преподнесённой программы, то осуществлять её вы не сможете, поскольку образовательная организация просто не подпишет договор.
- А теперь о самих неприятностях
Просвещение по сути своей – целое культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли. Именно просвещение лежит в основе эволюционного развития общества: от тёмного средневековья к целой эпохе Просвещения, от феодализма к капитализму и так далее.
Кант в статье «Что такое просвещение?» дал хороший ответ, указав, что просвещение – это выход человека из своего несовершеннолетия. Далее он потребовал для просвещения только одного – свободы, и привёл примеры, как эту свободу душат. Посмотрите-ка, какой знакомый сценарий(!): офицер говорит – «не рассуждайте, а упражняйтесь», советник министерства финансов – «не рассуждайте, а платите».
Депутаты РФ дружно в голос заявили обществу: «согласовывайте, о чем вы хотите рассуждать».
В Интернете куча вопросов, люди заранее переживают: «А что именно мне надо будет согласовывать?», «А как я буду читать лекции?», «А как же мои образовательные онлайн курсы?».
Действительно, закон вводит понятие просветительской деятельности и хочет/пытается её регламентировать, но на самом деле регулированию подлежат только те программы, которые будут «завязаны» на образовательную организацию.
То есть согласование упадёт на голову тем, кто захочет в школе или университете вести факультатив, тем, кто пожелает прочитать в альма-матер авторскую лекцию, тем, кто захочет предоставить на базе образовательных организаций онлайн курс.
Возможно, что согласование ждёт и тех, кто захочет выпустить учебник, не «обязательный», не рекомендованный государственными органами к образовательной программе, а независимый и основанный на собственных долгих научных изысканиях, и такой учебник планирует находится в какой-нибудь школьной библиотеке.
В законе нет чёткой нормы, указывающей, что любая деятельность по преподаванию будет согласовываться с органами исполнительной власти. То есть на независимых площадках автор остаётся независим в своём исполнении.
При этом сразу оговоримся, это не значит, что на него не действуют нормы административной, уголовной ответственности за разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена юридическая ответственность.
В Законе присутствует указание, что Правительство установит порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности.
Скорее всего, Правительство на уровне Министерства Просвещения предложит определённую форму, по которой лектор, желающий выступить на базе образовательной организации по договору, цензурит свою программу, ну и конечно утвердит порядок «слежки» за потенциальным лектором.
Кто-нибудь из власти сможет посетить лекцию в образовательном учреждении и соотнести сказанное с утвержденным планом перед заключением договора.
Вопросы без очевидного ответа
Законодатель от переполняемых благих намерений научить людей прекрасному и избавить от всякого рода неурядиц совсем забыл пояснить, по какой норме закона будут наказывать тех, кто просто не согласовал свою программу, но выступил? И еще более интересно, что будет считаться разжиганием расовой или религиозной розни?
Ведь судебное разбирательство Юлии Цветковой показывает, что богатое воображение чиновников и представителей судебной власти позволяет в женском половом органе видеть кощунственную порнографию…
Оттого наверняка, теперь в образовательных учреждениях лекции с названиями «ку-клукс-клан» или соотношении «священной войны» с «крестовыми походами» будет чем-то почти табуированным.
Смельчаков, которые пожелают поговорить на темы с неоднозначной исторической подоплёкой, философов, считающих присоединение Крыма несправедливостью, выселяют на территорию инакомыслящих – то есть куда-то вне школ и ВУЗов.
Инакомыслию не место в образовательных организациях
Все давно понимают, что в школах и образовательных учреждениях, особенно на предметах самых «спорных» наук по типу философии или истории, ведущий – то есть преподаватель, лицо далеко не свободное (наверное, от этого детям порой бывает скучно).
Преподаватель является представителем государственного учреждения и пускает в массы мысль, обязательную к изложению, то есть программную.
Альтернативой получения «невыверенных» знаний, лишенных всякой идеологии, было факультативное преподавание, где в основе лежит именно рассуждение между публикой и преподавателем.
Рассуждение рождается постольку, поскольку преподаватель ограничивается только собственной мыслью, а обучающиеся оказываются не в регулируемом потоке, а в свободном плавании.
Когда такие уроки или лекции случались, то преподаватель мог знать, что он сейчас дышит свободным воздухом, а слушатели у него действительно вольные, поскольку никто не надзирает за услышанным, никто потом от них не потребует ответить словами лектора. Теперь свободное море закрыто. Желается и предполагается, что всё произнесённое лектором на базе образовательных учреждений нашей страны – заранее выверенный сценарий, за которым стоит чье-то чиновничье «согласовано».
Корень зла — в чётком прицеле на школьную и студенческую среду. Так что правки в очередной раз нацелены на то, чтобы в уши подрастающего поколения шла исключительно фильтрованная кабинетными слугами информация.
Законодатель четко переиначивает сказанную однажды Монтескьё мысль: «не следует достигать законами того, что можно достигнуть улучшением нравов»…
Духовное образование в 19-20 веках
В самом начале 19 века духовная школа была реформирована. Духовное образование затем еще несколько раз подвергалось реформам, но все последующие уже не имели такого принципиального значения, — строй духовного образования, каким он сложился в начале 19 века оставался в основных своих чертах неизменным до революции, до крушения старой Российской Империи. Что же было реформировано?
Прежняя духовная школа была единой школой, которая давала полное образование. Иначе говоря, не было разделения на образование среднее и высшее. В нее были включены даже элементы начального, низшего образования.
Так что cеминария и академия, какими они были в 18-м столетии, отличались не тем, что академия выстраивалась над семинарией, но обозначение духовных школ академией было просто свидетельством ее высокого ранга, а классы были одни и те же, с теми же самыми названиями, что в семинарии. Одни и те же учебные планы, принципиально одни и те же программы.
Конечно, в академиях были лучшие педагогические, ученые силы, поэтому уровень образования в Киевской и Московской духовных академиях, был, естественно, выше, чем в провинциальных семинариях.
В 1808 году училищная комиссия, в которую входили как государственные сановники: статс-секретарь Сперанский, обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын, так и другие высокопоставленные иерархи: митрополит Амвросий (Подобедов), который тогда был первенствующим членом Синода, митрополит Платон, архиепископ Феофилакт (Русанов), — эта комиссия выработала проект нового устройства системы духовного образования. Оно было разделено на несколько ступеней: приходское училище, дающее начальное образование, затем духовное училище (образование, которое оно давало, можно назвать неполным средним), затем духовные семинарии и наконец духовные академии. По сути дела, учебные планы и программы старых семинарий и академий одинаково были признанными, достаточными или более-менее соответствующими тому, что стало тогда средним богословским образованием или семинарским, а уже академическое образование должно было выстраиваться над ним. В результате этого в реформированные духовные академии могли поступать только те, кто это полное образование получил. Этот опыт было решено воплотить в жизнь (начиная с 1809 года) в Петербургской академии, и уже в 1814 году успехи были очевидными. Надо сказать, что учебные планы и программы духовных академий, новых, реформированных академий, ориентировались отчасти на новые европейские богословские факультеты, в особенно Германии, в то время, как строй образования нашей старой семинарии 18-го столетия, (он таким же был и в академии) все таки оставался более связан с католическими школами эпохи контрреформации.
При решении вопроса о характере духовного образования и необходимых изменениях ставилась такая актуальная проблема, как язык преподавания. Хотя, были и сторонники перехода на русский язык в обучении, но все-таки большинство членов комиссии сочли тогда такой шаг слишком радикальным.
Митрополит Платон, в частности, отстаивал необходимость сохранения преподавания на латинском языке. Тем не менее, хотя решение о переходе на русский язык обучения принято не было, когда разрабатывалась реформа, путь к такому постепенном переходу на русский язык был открыт, и фактически в 20-30 годы этот переход был осуществлен.
С тех пор латинский язык оставался языком, которому обучали, которому придавалось немалое значение, но само преподавание велось уже на русском.
Развивая эту тему, можно сказать следующее: конечно, с одной стороны в этом была необходимость, потому что наука европейская и богословская наука были в основном на латинском языке, святые отцы переведены были на славянский язык только во фрагментах, греческие тексты отцов были малодоступны, потому что уже в России в конце 17-го века было очень и очень мало, и это были, в основном, выходцы из Киева, кто знал греческий язык, но ученые монахи знали латинский язык и поэтому, они могли научить и многих других. Таким образом, серьезное изучение святых отцов могло тогда быть только на латинском языке. Другое дело, что база была подготовлена и появились научные силы, которые могли осуществить перевод святоотеческих творений на язык русский. Но с другой стороны преподавание на латинском языке отрывало богословское школьное мышление учащихся студентов от реальной церковной жизни. Латинский язык — это ведь не просто иностранный язык, иностранный язык можно, занимаясь им с юности, с детства, занимаясь усердно, особенно если жить в иноязычной среде, освоить так, как знают свой родной язык, но латинский язык – это то, что называется, мертвым языком. На латинском языке постепенно перестали говорить в первом тысячелетии от Рождества Христова, он трансформировался в итальянский, испанский, французский язык. Нигде в Европе не рождался латиноговорящий – матери, няни, отцы с детьми говорили на национальных языках. Так что это был исключительно школьный язык, язык Католической церкви, и он стал языком богословской науки в России. Поэтому свободно богословски мыслить, все-таки, на языке, даже хорошо освоенном, но не родном было затруднительно. Сама богословская мысль поневоле встраивалась в какие-то заученные формулы, и это сковывало богословскую мысль, тем более затрудняло проповедь Евангелия пастве на родном языке. Вот такая проблема постепенно стала решаться.
Говоря о самом характере духовного образования, нам надо сказать, что оно в основах своих мало изменилось в девятнадцатом веке, потому что дальнейшие реформы имели частное значение. Приходские училища, которые тогда решено было устроить, они, можно так сказать, не очень привились, потому что те приходские училища – это совсем не приходские школы кон. 19-го – нач. 20-го века.
Приходские школы конца девятнадцатого, начала двадцатого века – это школы для крестьянских детей, которые существовали параллельно земским школам. Приходские же училища, планировавшиеся в начале 19-го столетия, отчасти были открыты для выходцев из других сословий, но понимались как начальные школы для детей духовенства.
По традиции начальное образование дети духовенства получали в основном дома, и поэтому училища более-менее зачахли. Таким образом, по-настоящему духовное образование школьное для большинства детей духовенства начиналось с поступления в духовное училище. Так продолжалось и в ту пору, когда приходские школы существовали.
Как правило, священники вели Закон Божий, иногда и другие предметы в приходской школе, но своих детей они в приходскую школу почти никогда не отдавали, потому что уровень знаний, требуемый от поступающего в духовное училище был значительно выше, чем преподаваемый в приходских или земских школах.
Между начальным образованием в России и средним образованием, во всех его формах, будь то гимназия, реальное училище, духовное училище, — лежала пропасть.
Получивший образование в земской или приходской школе обычно был не в состоянии сдать вступительный экзамен (он должен был написать текст на две-три странички, сделав не более трех- четырех ошибок, чтобы его приняли в духовное училище, показать достаточно твердые знания Закона Божьего, умения читать по-славянски).
Это обстоятельство косвенным образом способствовало тому явлению, что духовная школа, хотя она формально не обозначалась как школа исключительно сословная, кастовая, для детей духовенства, но фактически, даже после того, как возможность поступления в нее, в ходе реформ шестидесятых годов, для иносословных лиц была расширена, она оставалась все-таки школой для детей духовенства.
В связи с этим возникала очень серьезная проблема, негативно влиявшая на духовно-нравственную обстановку в семинарии или училище. Дело в том, что священнослужители до реформ 60-х годов формально были в высшей степени ограничены в возможности отдавать детей, скажем, в гимназию; после реформ они смогли свободно отдавать детей в гимназию, но гимназия предполагала плату, которая была не доступна обычному сельскому священнику. Поэтому, если даже дети духовенства, не собирались в будущем становиться священниками, они получали среднее образование в семинарии.
Таким образом, в семинарии, может быть, половина учащихся собиралась идти по стопам своих отцов – служить Богу и Церкви священниками, другая же половина этого делать не собиралась.
Конечно, среди этой другой половины были люди, склонные к разного рода наукам и усердно занимавшиеся химией, физикой, историей, филологией и чем-то в этом роде, это — «слава Богу».
Но был и элемент, в общем-то, весьма мало определившийся относительно своего будущего, и вот этот элемент составлял такую очень удобную почву для всякого рода антигосударственной и антицерковной пропаганды, это был «бродильный» элемент в семинарии.
Поэтому, в конце 19-го века, начале 20-го века все более и более осознавалась необходимость реформы всей системы духовного образования. Эти мысли, которые тогда в церковной среде обсуждались и развивались, они наилучшим образом отразились в отзывах епархиальных архиереев на материалы Предсоборного Присутствия.
Дело в том, что в 1905 году началась практическая подготовка Поместного Собора. Императорским манифестом, было открыто Предсоборное Присутствие, вырабатывались проекты решений предстоящего Собора и эти материалы рассылались по епархиям, ну а от правящих архиереев затребованы были отзывы.
Эти отзывы иные архиереи сами составляли, иные поручали священнослужителям, способным ученым, церковно-общественным деятелям своих епархий, и эти отзывы отражают церковную мысль по самым разным вопросам церковной жизни, какой она была тогда, в начале 20-го века.
Что касается духовного образования, то идея была более или менее единодушно выражена: нужно, чтобы духовная школа перестала решать две разных задачи: давать среднее образование детям духовенства на льготных условиях, и одновременно с этим — быть школой пастырской, готовить кандидатов в священство.
Поскольку это разные задачи, то и целесообразно было, высказывались в своих отзывах архиереи, разделить эти задачи на школы разных типов.
Однако каждая реформа, для того чтобы быть осуществленной, должна иметь финансовое обеспечение, а в казне российской не было средств для создания многих новых школ.
Для такого разделения, для того чтобы вместо прежней семинарии, которая обычно было в каждой епархии, открыть и еще одну гимназию (а гимназия тоже, обычно, в таких провинциях было не много больше, чем одна), да еще и пастырскую школу отдельно, — это требовало средств, которыми казна не располагала.
Поэтому эти здравые, выношенные из опыта жизни идеи осуществлены не были до самой революции, катастрофы старой Российской Империи.
Было упомянуто, что проводились разного рода частные реформы в 19-го века. Так в конце 30-х годов по инициативе обер-прокурора Протасова проведена была некоторая коррекция учебных планов.
Протасов считал, что в семинариях слишком много теоретических предметов, и самые предметы, которые необходимы, слишком перегружены теоретическим материалом — это касалось как общеобразовательных, так и специально-богословских дисциплин.
Ему возражал, и отчасти не без успеха, митрополит Филарет, который считал недопустимым значительное снижение общеобразовательного уровня в семинариях.
Конечно, он соглашался, что незнание богословия догматического, в том объеме, в каком его дает семинария, незнание общеобразовательных предметов, например философии, — прямым образом сельскому священнику в его проповедническом служении, в его духовничестве,- не нужно, потому что на эти темы ему не с кем разговаривать в своем приходе.
Но святитель считал, что так или иначе, богословско-образовательный уровень священника все равно сказывается, проявляясь в его пастырском служении, имеет значение и тогда, когда приходится обсуждать темы, которые ему хорошо известны.
Но ставился этот вопрос святителем Филаретом и в более практической плоскости.
Он говорил, что выпускник семинарии — это абитуриент академии, а академия должна готовить богословов, церковных ученых, и если в семинарии он не получит надлежащей фундаментальной базы, то он будет затруднен в получении образования, уже в стенах духовной академии. Надо сказать, что эти проблемы до сих пор остаются актуальными и живыми.
В шестидесятые годы 19-го века реформа затронула и семинарию, и академию, может быть, в особенности академию. В академию тогда были введены элементы специализации, кроме того, был значительно поднят уровень требования к диссертациям.
Если раньше магистры богословия получали свою степень просто на том основании, что они были лучшими выпускниками по учебным успехам, то с конца шестидесятых годов, эти учебные успехи давали только звание магистранта, то есть право написания магистерской диссертации без дополнительной сдачи экзамена, в то время как выпускники духовных академий, обычные кандидаты богословия, чтобы потом писать магистерскую диссертацию должны были сдать дополнительные экзамены.
Во время революции духовное образование в России было фундаментально разрушено, после издания декрета об отделении Церкви от государства прекратилось финансирование духовных школ, которые раньше содержались из казны. В условиях разрухи, нищеты, царивших в стране во время гражданской войны, не на что было эти школы содержать.
Какие-то опыты продолжения образования в частном порядке предпринимались, но они не состоялись. Затем очень скоро начались репрессии против профессоров и студентов. Фактически, к концу гражданской войны не было в России больше ни семинарий, ни академий.
Правда, в двадцатые годы существовал Богословский институт, а потом пастырские курсы в Петербурге, Петрограде, но и этот опыт имел кратковременное существование.
По-настоящему возрождение духовного образования началось с конца войны, когда были приняты принципиальные решения на этот счет, собственно, уже в 1943 году, а фактически после войны. В начале созданы были пастырские курсы, Богословский институт, которые существовали в Москве, на территории Ново-Девичьего монастыря.
В основание этих духовных школ были положены идеи, высказанные в отзывах епархиальных архиереев в начале двадцатого века, конечно, применительно уже к совсем-совсем другой реальности. Затем переименовали пастырские курсы в духовную семинарию, Богословский институт в духовную академию, которые переведены были в Лавру.
Открылась еще духовная академия и семинария в Питере, тогда Ленинграде, и в послевоенные годы у нас существовало восемь семинарий, большая часть из них была закрыта во времена хрущевских гонений.
Так вот, с тремя семинариями и двумя академиями и существовала Русская Церковь от начала шестидесятых, до конца восьмидесятых, в течение тридцати лет.
Совершенно новый период в истории Церкви, духовного образования, как и в истории страны в целом, начался на рубеже восьмидесятых. Сейчас мы имеем вполне достаточное число духовных академий, их у нас даже больше чем было в дореволюционное время – пять.
Надо сказать, несмотря на грандиозные усилия, успех, который мы имеем, нельзя сказать, что уровень духовных академий вполне сравним с уровнем духовных академий дореволюционного времени.
Но возможность восстановить, хотя с учетом обстоятельств совсем другого времени, тот уровень реально существует, и мы действительно к ней приближаемся.
Семинарий у нас сейчас в два раза меньше, чем было в дореволюционной России, но, в общем, изрядное число, — примерно тридцать, а так же духовные училища. Так что, общее число духовных школ приближается к сотне.
Сейчас наша система духовного образования переживает реформу. Семинария, семинарское образование в основных своих чертах реформировано. Если семинария, возобновленная в послевоенные годы, была четырехлетней школой, то теперь это пятилетняя школа.
Мы полагаем, что наша духовная семинария является полноценным, высшим, специальным, богословским учебным заведением.
В самом таком процессе реформирования наша духовная академия, главные идеи той реформы, которая осуществляется, уже второе десятилетие началось, заключается еще и в том, что духовная академия должна стать специализированной богословской школой, школой, которая впрямую готовит церковных ученых.
Поэтому как раз в этом году, когда заканчивают уже реформированную академию первые студенты, обучавшиеся по новым учебным планам, мы собираемся значительно поднять требование к кандидатским диссертациям, которые они пишут при завершении обучения. Уже сейчас у нас в Московской духовной академии существует четыре специализации: богословская, библейская, церковно-историческая и церковно-практическая.