Статья 13. Рассмотрение споров

Статья 13. Рассмотрение споров

Президиумы Верховного суда и Совета судей в апреле 2020 г. рекомендовали судам проводить заседания в онлайн-режиме (Постановление от 08.04.2020 № 821). Это означает, что участники процесса не присутствуют очно в суде. На момент написания статьи техническая возможность проведения онлайн-споров по арбитражным делам доступна в 98 судах.

Какие категории дел могут рассматриваться онлайн?

Отметим, что удаленно, помимо арбитражных споров, также могут рассматриваться и уголовные дела. В том случае, если подсудимый находится в СИЗО, то подключаться к онлайн-процессу он сможет из следственного изолятора. Сейчас это возможно в случаях, требующего безотлагательного рассмотрения и при наличии технических возможностей.

Банкротные дела, а также сложные экономические споры, где большой объем доказательной базы, пока редко рассматриваются в режиме онлайн.

Что представляет собой онлайн-процесс?

При онлайн-процессе все судебные заседания проводятся дистанционно через Интернет. К участию в судебном онлайн-заседании допускаются только пользователи с подтвержденными учетными записями на госуслугах.

Участие в онлайн-процессе ведется с помощью информационной системы «Картотека арбитражных дел».

1 этап. Сначала нужно подать ходатайство об участии в онлайн-заседании через «Мой арбитр». Для этого необходимо:

  • авторизоваться в системе под подтвержденной учетной записью;
  • на главной странице системы в разделе «Документы по делам» выбрать «Заявления и ходатайства»;
  • на вкладке «Начало» ввести номер дела и заполнить данные заявителя;
  • на вкладке «Вид обращения» в блоке «Арбитражные заседания в онлайн и ВКС режиме» выбрать «Ходатайство об участии в онлайн-заседании»;
  • на вкладке «Суд» выбрать суд.
  • В случае если выбран суд, которого нет в списке судов, участвующих в пилотном проекте, отобразится информационное сообщение.
  • Как уже было отмечено, пока 98 судов могут работать в онлайн-режиме.
  • А далее во вкладке «Документы» нужно загрузить само ходатайство, а также копии паспорта, диплома о высшем юридическом образовании, доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия о представлении интересов участника.

2 этап. Судья, рассматривающий дело, согласовывает ходатайство и направляет уведомление, содержащее дату и время заседания. После одобрения ходатайства на вкладке «Онлайн-заседания» появится информация:

  • о запланированном заседании;
  • одобренных ходатайствах;
  • представителях, которые планируют участвовать в заседании.

3 этап. Старт онлайн-заседания.

В назначенное время на вкладке «Онлайн-заседания» необходимо нажать опцию «Онлайн-заседание идет» для участия в заседании.

Необходимые технические требования к оборудованию, браузеру подробно описаны на сайтах судов.

В сервисе «Мой арбитр» есть возможность протестировать видеоконференцию, проверить качество изображения, звук и т.п.

Само проведение онлайн-процесса по своей сути не отличается от обычного судебного заседания. Также судья проверяет явку лиц, которые участвуют в деле, уточняет полномочия лиц, зачитывает права и обязанности сторон. Но только за всеми действиями можно наблюдать не в судебном зале, а в режиме видеоконференции.

Чем отличаются онлайн-заседания от ВКС (видеоконференц-связь)?

Начнем с того, что возможность использования ВКС прописана в законе уже давно – ст.153.1 АПК РФ, ст.155.1 ГПК РФ. А возможность проведения судебных онлайн-заседаний содержится только в постановлении Президиума Верховного суда и Совета судей. То есть — это рекомендация на период пандемии коронавируса.

Само проведение онлайн-процессов проще чем ВКС.

Например, не во всех судах есть техническая возможность использования ВКС, поэтому в проведении такого процесса участвуют два суда: суд, в котором рассматривается спор и суд, который имеет техническую возможность участия в другом городе. При онлайн-процессах принимает участие только один суд, ведь подключиться к заседанию можно из любой точки мира, где есть Интернет.

Для участия в ВКС не нужна подтвержденная учетная запись на портале госуслуг.

В законодательстве не предусмотрен перечень оснований для отказа в проведении онлайн-заседаний. Суды отказывают в проведении онлайн-заседаний по своему усмотрению.

Использование ВКС не допускается в судебном заседании, в котором исследуются доказательства, составляющие государственную тайну. Это прямо предусмотрено законом (п. 5 ст. 153.1 АПК РФ)

Плюсы и минусы онлайн-процесса

Самым большим плюсом онлайн-заседаний является экономия времени и затрат всех участников судебных баталий. Юристу не нужно сидеть в судах, ожидая своей очереди, экономятся деньги и время на командировки, если судебные слушания проходят в другом городе.

В ходе онлайн-процесса юрист может параллельно заниматься другими задачами. С медицинской точки зрения такие заседания намного безопаснее, чем очные баталии в судах.

Как уже было отмечено, пока нет закона, регламентирующего порядок проведения онлайн-заседаний, поэтому многие вопросы суды решают на свое усмотрение.

Недостатком онлайн-заседаний, как и всех дистанционных процессов, является недостаточное техническое оснащение. Да и внеплановое отключение электроэнергии во время проведения заседания, к сожалению, не редкость.

Поэтому сложные судебные баталии пока не проходят в онлайн-режиме.

Статья 13. Рассмотрение споров. Комментарий к Федеральному закону Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих

Статья 13. Рассмотрение споров

Анализ положений комментируемого Закона позволяет отметить, что споры, связанные с обязательным государственным страхованием, не однозначны по своей природе.

Общность оснований возникновения в то же время не исключают возможность разграничения их по субъекту участия, что, в свою очередь, влияет на выбор правовых норм, определяющих порядок разрешения спора.

Все споры, связанные с обязательным государственным страхованием, условно можно разделить на споры, возникающие между:

  • страховщиком и страхователем;
  • страховщиком и застрахованным лицом (выгодоприобретателем);
  • страхователем и застрахованным лицом (выгодоприобретателем).

Рассмотрение указанных споров осуществляется с соблюдением правил подсудности и подведомственности дел. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Принимая во внимание, что в роли страховщика и страхователя выступают юридические лица, разрешение спора между ними должно осуществляться по правилам, установленном действующим Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).

В остальных случаях разрешение спора осуществляется в соответствии с требованиями норм Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

  1. Общие правила подведомственности спора в судах общей юрисдикции сформулированы в ст. 22 ГПК РФ, согласно которой суды рассматривают и разрешают:
  2. 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  3. 2) дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  4. 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;
  5. 4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
  6. 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  7. 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Дела, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции, рассматриваются: мировыми судьями, районными судами, военными и иными специализированными судами, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области, судами автономных округов, Верховным Судом РФ, по правилам подсудности дел, установленных в гл. 3 ГПК РФ.

Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.

Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков. Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика.

Читайте также:  Выдающиеся исторические деятели xx века - история России

Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. Выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Иск в суд общей юрисдикции предъявляется по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда. Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

  • Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В исковом заявлении должны быть указаны:
  • 1) наименование суда, в который подается заявление;
  • 2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • 3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
  • 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • 6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • 7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
  • 8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
  • В свою очередь в исковом заявлении поданным в арбитражный суд должны быть указаны:
  • 1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • 2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • 4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  • 5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • 6) цена иска, если иск подлежит оценке;
  • 7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • 8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • 9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • 10) перечень прилагаемых документов.
  • К исковому заявлению прилагаются:
  • его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
  • доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
  • Вопрос о принятии искового заявления к производству решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления.
  • Судья возвращает исковое заявление, в случае если:
  • 1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;
  • 2) дело неподсудно данному суду;
  • 3) исковое заявление подано недееспособным лицом;
  • 4) исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
  • 5) в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • 6) до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.

О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела.

Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.

В случае если предметом спора является решение, принятое представителем страхователя от имени органа государственной власти, то его оспаривание осуществляется в порядке, установленном для рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ).

Заявление подается в суд с соблюдением правил подсудности. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям, с учетом особенностей, установленных соответствующим порядком оспаривания. В заявлении должны быть также указаны:

  1. 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  2. 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  3. 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  4. 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  5. 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Читайте также:  Продолжительность предпраздничного дня - советы юриста

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Кс рф обязал арбитражные суды проверять законность применяемых нормативных правовых актов

В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. В случаях, предусмотренных федеральным законом, арбитражные суды применяют обычаи делового оборота.

Если правоотношения, из которых возник спор, регулируются не только федеральным законом, но и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (в т.ч.

региональными и (или) муниципальными), при рассмотрении дела может возникнуть вопрос о соответствии таких нормативных правовых актов федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Если лицо, участвующее в деле, полагает, что подлежащий применению при разрешении дела нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющем большую юридическую силу, оно имеет в своем распоряжении два способа защиты.

Первый способ предусмотрен абз.

6 статьи 12 и статьей 13 ГК РФ и состоит в судебном оспаривании подлежащего применению нормативного правового акта в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ или главой 23 АПК РФ (если судебный нормоконтроль осуществляется Судом по интеллектуальным правам). Производство по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, в этом случае подлежит приостановлению на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.

Реализация этого способа защиты осложняется двумя моментами. Во-первых, рассмотрение абсолютного большинства дел об оспаривании нормативных правовых актов отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции (глава 21 КАС РФ).

Во-вторых, если на момент обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим этот нормативный акт прекратил свое действие (например, вследствие его отмены принявшим органом), суд отказывает в принятии административного искового заявления на основании части 1 статьи 210 КАС РФ, а если этот нормативный правовой акт утратил силу, был отменен или изменен после возбуждения дела, — прекращает производство на основании пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ (подробнее см. здесь).

Второй способ предусмотрен абз. 13 статьи 12 ГК РФ и состоит в том, чтобы поставить вопрос о соответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, при рассмотрении дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Разъясняя порядок применения абз. 13 статьи 12 ГК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.

2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» отметил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Тем не менее достаточно часто арбитражные суды отклоняют доводы лиц, участвующих в деле, о несоответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по мотиву того, что такой нормативный правовой акт не признан недействующим в установленном законом порядке. Иногда при этом арбитражные суды ссылаются на то, что не вправе оценивать законность подлежащих применению нормативных правовых актов, поскольку решение таких вопросов отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

***

Именно с такой проблемой столкнулся предприниматель Жуков В.Г., к которому Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области предъявил иск о взыскании долга и пени по договору аренды земельного участка.

Исковые требования Комитета были основаны на Решении Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, установившем коэффициент для определения арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,4 процента от их кадастровой стоимости.

Полагая, что это Решение противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, предприниматель обратился в Саратовский областной суд с административным иском о признании его недействующим, однако определением от 28.01.

2016 областной суд прекратил производство по административному делу, указав, что оспариваемое Решение было отменено принявшим его органом в период производства по делу и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Верховный Суд разъяснил некоторые вопросы применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора

3 Августа 2020

     Верховным Судом РФ в Обзоре от 22.07.2020 проведено обобщение судебной практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора. В частности, Судом разъяснено следующее.
      

     1. Законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по требованию об обращении взыскания на заложенное имущество.

     2. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по требованию о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в силу ч.5 ст.4 АПК РФ является обязательным.

     3. Положениями ч.5 ст.4 АПК РФ не предусмотрена обязанность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по требованию о возмещении вреда (гл.59 ГК РФ).

     4. Досудебный порядок считается соблюденным в случае направления претензии в том числе по адресу, указанному в договоре.

     5. Направление претензии по адресу электронной почты ответчика в случае, если такой порядок явно и недвусмысленно установлен в договоре, свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

     6. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ч.5 ст.4 АПК РФ, при предъявлении страховщиком суброгационного иска не требуется в случае, если такой порядок был соблюден страхователем.

     7. Соблюдение цессионарием досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ч.5 ст.4 АПК РФ, не требуется, если такой порядок был соблюден первоначальным кредитором до уведомления должника о состоявшейся уступке права.

     8. Арбитражному суду следует возвратить исковое заявление на основании п.5 ч.1 ст.

129 АПК РФ, если ко дню обращения лица в суд (направление искового заявления по почте, подача документов в канцелярию суда, подача документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») не истек установленный законом или договором срок досудебного порядка урегулирования спора и отсутствует ответ на претензию.

     9. Направление досудебной претензии исключительно ценным письмом с описью вложения не является обязательным, если иное не предусмотрено законом или договором.

     10. Если законодательством установлены лишь минимальный и максимальный пределы компенсации за нарушение исключительных прав, которая может быть взыскана судом, то досудебный порядок по требованию о взыскании такой компенсации считается соблюденным, если в претензии содержатся указание на подлежащий урегулированию материально-правовой спор и предложение по его урегулированию.

     11. Несовпадение суммы основного долга, сумм неустойки, процентов, указанных в претензии и в исковом заявлении, вызванное в том числе арифметической ошибкой, не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора.

     12. Использование переговоров, медиации или иной примирительной процедуры свидетельствует о принятии сторонами предусмотренных ч.5 ст.4 АПК РФ мер по досудебному урегулированию спора только в том случае, если договором был установлен порядок досудебного урегулирования спора путем проведения соответствующей примирительной процедуры.

Читайте также:  Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

     13. Непредставление с исковым заявлением документов, подтверждающих соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, при наличии в исковом заявлении сведений о таких документах является основанием для оставления искового заявления без движения.

     14. Течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении).

Непоступление ответа на претензию в течение 30 дней (ч.5 ст.

4 АПК РФ) либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором.

     Правило п.4 ст.202 ГК РФ о продлении срока исковой давности до шести месяцев касается тех обстоятельств, которые перечислены в п.1 ст.202 ГК РФ.

     15. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по требованиям, которые были изменены после подачи иска в порядке ст.

49 АПК РФ, например в случае частичного погашения ответчиком образовавшейся задолженности, увеличения размера требований путем добавления нового расчетного периода либо в связи с увеличением количества дней просрочки, не требуется, если такой порядок был соблюден в отношении первоначально заявленных требований.

     16. В случае вступления в дело надлежащего ответчика либо привлечения к участию в деле соответчика (второго ответчика) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ч.5 ст.4 АПК РФ, в отношении данных лиц не требуется.

     При этом, если суд установит, что истец, будучи осведомленным о надлежащем ответчике, намеренно недобросовестно обратился в суд с требованиями к иному ответчику, пытаясь извлечь из этого какие-либо необоснованные преимущества, либо вновь привлеченным (вступившим в дело) ответчиком будет доказано, что он имел намерение урегулировать спор в досудебной процедуре, но был лишен такой возможности, то суд вправе отнести на истца все судебные расходы вне зависимости от результатов рассмотрения дела на основании ст.111 АПК РФ.

     17. Если встречное исковое требование основано на тех же правоотношениях, что и первоначальный иск, и из содержания ответа на претензию по первоначальному иску усматривается существо предъявленного встречного требования, то возможно принятие судом встречного иска без соблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ч.5 ст.4 АПК РФ.

     18. Если в арбитражном суде первой инстанции ответчик не заявлял довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, то данный довод не может быть рассмотрен в качестве основания для отмены судебных актов в арбитражном суде апелляционной или кассационной инстанции.

Административные споры — виды, примеры, решения

Административного спора — это установление законности всех действий, которые совершаются административным органом в отношении граждан.

Данные споры возникают в случае административных правонарушений выявленных со стороны органов власти, физических и юридических лиц. Споры по административным вопросам делятся на две группы, связанные с обжалованием постановлений о назначении административных наказаний и с признанием недействительными ненормативных актов государственных органов.

Проверка законности действий государственных органов осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения споров о праве между гражданами и административными органами. В рубрике административные споры рассмотрены основные судебные разбирательства в рамках Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как возникает административно правовой спор

В повседневной жизни и предпринимательской деятельности часто приходится иметь дело с государственными структурами: налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами внутренних дел (в том числе, ГИБДД) и многими другими.

Одним из самых распространенных вопросов граждан является определение подведомственности дел, то есть разграничение их между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Другой не менее важной для заявителей задачей является правильное определение закона, на который следует ссылаться, обращаясь в суд, т.к.

правовые отношения в этой области регламентируются большим количеством законодательных актов.

Правила рассмотрения административных дел установлены Арбитражно-процессуальным кодексом (далее — АПК РФ), Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ) или Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП), а иногда и Гражданско-процессуальным кодексом (далее – ГПК РФ).

Способы урегулирования споров по договору

Процесс решения споров между сторонами договора можно разделить на следующие этапы: мировое в споре, претензионный порядок, суд. Для начала наши опытные юристы советуют сторонам разрешить свои вопросы в мирном порядке, без обращения в суд или другие государственные структуры:

  1. Например, разрешение споров между сторонами договора можно провести посредством личных переговоров. Это можно считать первым этапом выхода из ситуации. Причем есть возможность прекратить процесс в устном порядке, придя к обоюдному согласию.
  2. Также посредством направления юриста, представляющего интересы одной из сторон договора, данный метод эффективен и зачастую применяется при урегулирование споров по договору оказания услуг, а такжекогда происходит разрешение споров по договору купли продажи, при этом одной из сторон договора является потребитель. Кроме того, посредством встречи сторон непосредственно в офисе юриста для разрешения их разногласий без обращения в судебные органы.
  3. Путем переписки и телефонных переговоров между сторонами.
  4. Имеется ряд случаев, когда от данных разногласий помогает правовая экспертиза проектов договоров, проводимая нашим юристом по договорным отношениям (смотрите видео по теме).

Стороны административных споров

Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

  1. стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту;
  2. стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
  3. наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
  4. субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик«, а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица»

Порядок разрешения административных споров

В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 (четыре) основных категории административных споров:

1. споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями органов государственной власти и местного самоуправления; 2.

споры по поводу правомерности (законности) назначения административных наказаний; 3. споры, возникающие из избирательных правоотношений; 4.

в связи с защитой избирательных прав;споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти.

Виды административных споров

  1. о привлечении к административной ответственности;
  2. о привлечении к дисциплинарной ответственности
  3. о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  4. по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
  5. по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
  6. по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
  7. по спорам между субъектами Российской Федерации;
  8. по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
  9. о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
  10. по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Причина любого правового спора лежит в убеждении одной из спорящих сторон, что поведение другой стороны неправомерно. Орган, наделенный полномочиями по разрешению такого спора, обязан дать юридическую оценку основанию возникновения спора, и это является его основной задачей. В настоящий момент административные поры рассматриваются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Внесудебный порядок рассмотрения административных споров

Внесудебный порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В компетенцию уполномоченного по правам человека входит рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.

Но здесь же отметим, что жалоба рассматривается Уполномоченным уже после прохождения судебного или административного порядка, если гражданин не согласен с принятым по делу решением.

Во внесудебном порядке административно правовые споры разрешаются также посредством применения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылка на основную публикацию