Статья 13. обязанности учреждений, исполняющих наказания

Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуется правами в пределах их компетенции, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания.

Сотрудники в соответствии с этим имеют право осуществлять, контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним, осуществлять оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, применять к нарушителям закона меры воздействия и принуждения, применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие, производить административное задержание и применять другие меры административного воздействия, производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств на территории учреждений, исполняющих наказания, и прилегающих территорий, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, осуществлять регистрацию осужденных, проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя или наркотиков, при проведении операций по задержанию бежавших или уклоняющихся от отбывания наказания осужденных в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов, использовать безвозмездно средства массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег, привлекать осужденных к труду, осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.

Сотрудники обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, правопорядок и законность, безопасность осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории, обеспечить охрану здоровья осужденных, оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Важной обязанностью сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязанность на территории России, независимо от занимаемой должности, времени суток и места нахождения, в случае обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.

Особым условием является право сотрудников на применение физической силы, специальных средств и оружия. Применение физической силы включает в себя также применение боевых приемов борьбы (самбо, каратэ, дзюдо и др.).

В качестве специальных средств могут применяться резиновые палки, наручники или подручные средства связывания, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки.

Может применяться также газовое и огнестрельное оружие.

При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны: предупредить о намерении использовать эти средства, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда медлить с применением указанных средств не предоставляется возможным (могут наступить тяжкие последствия) или когда предупреждение в данной ситуации неуместно либо невозможно.

Сотрудники обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, и в случае необходимости предоставление медицинской помощи. О каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудники обязаны докладывать непосредственному начальнику. В случае ранения или смерти осужденных или иных лиц; начальники учреждений сообщают об этом прокурору

Обязательным требованием при применении физической силы, специальных средств и оружия является требование применять их как крайнее средство, когда другими средствами невозможно обеспечить выполнение законных требований администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Статья 13. Обязанности учреждений, исполняющих наказания

Огнестрельное оружие применяется для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или работников уголовно-исполнительной системы, для освобождения заложников, для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление администрации. Кроме того, оно может применяться для остановки транспорта, с использованием которого совершается побег осужденного, для подачи сигналов тревоги и вызова помощи.

Огнестрельное оружие может применяться без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, при побеге с оружием или с помощью транспортных средств. При попытке осужденного приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрельным или холодным оружием, сократив при этом указанное сотрудником расстояние, а также при попытке прикоснуться к его оружию.

При применении специальных средств и оружия в отношении беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних сотрудники должны руководствоваться правилами крайней необходимости. Это означает, что применять специальные средства и оружие против этих лиц можно только тогда, когда иного способа прекратить их вооруженное сопротивление либо групповое нападение с угрозой жизни и здоровью граждан нет.

Следует также иметь в виду, что речь идет о лицах, чья инвалидность, беременность или несовершеннолетие очевидны для сотрудника, применяющего спецсредства или оружие против этих лиц.

Сотрудники учреждений, исполняющих уголовные наказания, находятся под защитой государства. Неприкосновенность их личности, честь и достоинство охраняются законом. Никто кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не имеет права вмешиваться в служебную деятельность персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Закон гарантирует сотрудникам и членам их семей личную безопасность. Сотрудники обеспечиваются оружием и специальными средствами индивидуальной защиты.

Сведения о месте их службы и ее прохождении, а также месте жительства сотрудников и их семей не обнародуются в средствах массовой информации и предоставляются только с разрешения начальника учреждения, исполняющего наказание.

В случае смерти (гибели) или увечья сотрудников или рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, действует система страхования и возмещения ущерба.

Сотрудники имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, которые должны предоставляться им в течение трех лет. А на этот период им предоставляется общежитие или выплачивается денежная компенсация.

Персонал учреждений, исполняющих наказания, имеет ряд льгот, надбавок к зарплате в зависимости от выслуги лет, вида учреждения, численности осужденных, режима в учреждениях, исполняющих наказания.

Таким образом закон обеспечивает правовую и социальную защиту персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Вместе с тем сотрудники исправительных учреждений и других исправительных органов, исполняющих наказания, несут уголовную либо дисциплинарную ответственность, если допускают жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия по отношению к осужденным. В случае вынесения в течение года повторного дисциплинарного взыскания за такие действия, сотрудник подлежит увольнению.

Комментарий к СТ 13 УИК РФ

Статья 13 УИК РФ. Право осужденных на личную безопасность

Читайте также:  Законодательство в сфере информатизации - советы юриста

Комментарий к статье 13 УИК РФ:

1. Конституция РФ (ст.

1) провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, которому присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство рассматривает человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы в качестве высшей ценности, считает признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью. Государство гарантирует обеспечение безопасности и таким его гражданам, которые отбывают наказания.

2. Установленное в ст. 13 УИК РФ право осужденных на безопасность гарантируется обязанностью учреждений, исполняющих наказания, это право обеспечить (ст. 13 Закона РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 19 Федерального закона 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

3.

Обеспечение безопасности осужденных осуществляется всеми доступными для государства средствами: во-первых, нормами Конституции РФ, закрепляющими правовой статус гражданина и провозглашающими его защиту главной обязанностью государства; во-вторых, нормами трудового законодательства, предусматривающими гарантии и меры безопасности участников трудового процесса; в-третьих, нормами уголовного законодательства, устанавливающими уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека; в-четвертых, нормами уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивающими безопасность осужденных во время отбывания наказания.

4. Обеспечение безопасности осужденных — важная задача для всех учреждений и органов, исполняющих наказания. В то же время особую актуальность она приобретает для тех из них, которые исполняют наказания, связанные с изоляцией от общества.

Администрация этих учреждений обязана обеспечивать безопасность осужденных различными средствами, среди которых следует выделить: охрану и надзор; меры воспитательного воздействия, включая применение мер взыскания и поощрения; оперативно-розыскные мероприятия; меры безопасности; охрану здоровья осужденных; перевод осужденных в безопасное место.

5. Закон обязывает любое должностное лицо учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, к которому обратился осужденный с просьбой об обеспечении личной безопасности, незамедлительно принять исчерпывающие меры для ликвидации угрозы.

Информация об опасности представителям администрации может поступить из разных источников: от сотрудников, осуществляющих надзор за осужденными, от оперативных аппаратов учреждений, от самих осужденных.

6. Решение о предотвращении угрожающей осужденному опасности принимает начальник учреждения. В экстренных случаях меры безопасности должны быть приняты и в его отсутствие, но с последующим принятием им решения самостоятельно.

При реальности и серьезности личной безопасности осужденного со стороны других осужденных или иных лиц начальник учреждения по его заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место.

В качестве такого места, как установлено в ст. 173 ПВР ИУ, помимо других помещений, могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и ЕПКТ. Перевод в безопасное место производится на срок до 90 суток.

7. В том случае, когда осужденный является участником уголовного судопроизводства, например свидетелем, начальник учреждения принимает решение об обеспечении личной безопасности по мотивированному постановлению (определению) лица, в производстве которого находится дело. В соответствии со ст. ст.

6, 14 Федерального закона 2004 г.

«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» для обеспечения безопасности лица, находящегося под стражей или осужденного, начальник учреждения вправе принять следующие меры: 1) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 2) замена документов; 3) изменение внешности; 4) временное помещение в безопасное место; 5) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации; 6) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое; 7) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия; 8) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Содержание обязанностей и прав персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Рассмотрим отдельные вопросы правового положения персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, на примере сотрудников УИС.

Правовое положение персонала УИС определяется не только спецификой исполняемых уголовных наказаний, но и особенностями ее деятельности, материально-экономическими условиями функционирования учреждений, фактическим положением персонала в обществе, а также рядом иных факторов.

Сотрудники учреждений осуществляют государственно-управленческие функции по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний.

Они исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

На территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток они обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.

Работники УИС имеют правовую и социальную защищенность.

Предусматривается ряд направлений их правовой защиты:

  • • персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства;
  • • неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом;
  • • законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами;
  • • никто, кроме соответствующих государственных органов и должностных лиц, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала;
  • • работники УИС имеют гарантии личной безопасности, выражающиеся в следующем: личная безопасность сотрудников УИС и членов их семей гарантируется законодательством РФ; в интересах обеспечения личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей не допускается обнародование в СМИ сведений о месте их жительства; сведения о прохождении службы сотрудниками УИС могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов; федеральный орган УИС обязан обеспечивать сотрудников УИС оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством РФ.
Читайте также:  Глава 28.2 АПК РФ. Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц (действующая редакция)

В области социальной поддержки работников УИС предусматриваются:

  • • государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания;
  • • выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей;
  • • предоставление социальных гарантий персоналу;
  • • социально-бытовое обеспечение сотрудников УИС.

Одной из составляющих правового положения сотрудников исправительных учреждений является их ответственность.

Специфика службы в УИС состоит в том, что дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и гражданская ответственность рядового и начальствующего состава регулируется специальными нормами права.

Уголовное законодательство не содержит специальной нормы в отношении сотрудников УИС, поэтому их уголовная ответственность наступает на общих основаниях.

Сотрудники исправительных учреждений являются представителями власти, поэтому могут привлекаться к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки, служебный подлог и другие преступления, предусмотренные УК РФ.

Сотрудники УИС несут также гражданскую ответственность за совершение гражданского правонарушения. При этом к ним применяются санкции, преимущественно материального характера – возлагается обязанность возместить вред физическим (частным) лицам, причем ущерб взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия.

Статья 1070 ГК РФ устанавливает гражданскую ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и основные требования к нему

Для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, необходимы квалифицированные, профессионально грамот­ные люди.

Прежде чем говорить о правовых вопросах рассматриваемой проблемы, следует отметить, что слово «персонал» — иностранного про­исхождения, в русском языке означает личный состав какого-либо уч­реждения, предприятия или часть этого состава, представляющую собой группу по профессиональным или иным признакам. Применительно к нашей теме понятие «персонал» охватывает всех лиц, работающих в уч­реждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Согласно ст. 24 гл. IV Закона РФ от 21 июля 1993 г.

«Об учреждени­ях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды», к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполни­тельной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих на­казания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйствен­ной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его террито­риальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, на­учно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных уч­реждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

В свою очередь, работники уголовно-исполнительной системы (как сотрудники, имеющие специальные звания, так и служащие, рабочие), состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объедине­ний учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 24 Закона РФ

  • 324
  • «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
  • К персоналу не относятся работники центральных и территориаль­ных органов управления УИС, иных учреждений и органов, входящих в уголовно-исполнительную систему, но созданных в большей степени для обеспечения функционирования УИС и непосредственно не ис­полняющих наказания.

До принятия Положения о службе в УИС или иного подобного нор­мативного акта1 порядок и условия прохождения государственной служ­бы сотрудниками уголовно-исполнительной системы определяются в соответствии со ст.

1 Положения о службе в органах внутренних дел Рос­сийской Федерации: «Сотрудниками органов внутренних дел являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установлен­ном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»2.

Перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего на­чальствующего состава и соответствующие этим должностям специаль­ные звания утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствую­щие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом Российской Федерации.

Порядок реализации в уголовно-исполнитель­ной системе Положения о службе в органах внутренних дел Россий­ской Федерации устанавливается приказом Минюста России от 26 апре­ля 2002 г.

№ 117 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Мини­стерства юстиции Российской Федерации».

Действие нормативных актов, регулирующих деятельность сотруд­ников, на рабочих и служащих (вольнонаемный состав) не распростра­няется.

Порядок и условия их работы определяются прежде всего тру­довым законодательством Российской Федерации, частично — УИК РФ, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими подзаконными актами.

Права, обязанности, социальные гарантии, предусмотренные для со­трудников УИС, распространяются на рабочих и служащих только в строго определенных нормативными актами случаях.

  1. Таким образом, «работники», «сотрудники», «рабочие и служа­щие», «персонал» — это самостоятельные понятия, обозначающие раз­ные категории работающих в УИС России.
  2. 325
  3. Уголовно-исполнительное право

Глава 11. Персонал учреждений и органов…

Требования, предъявляемые к персоналу учреждений и органов УИС, исполняющих наказания

Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, свя­зана с реализацией их сотрудниками властных полномочий и необхо­димостью применять меры государственного принуждения, что влечет за собой повышенную ответственность за последствия принимаемых ими решений и осуществляемых действий. Сотрудникам уголовно-испол­нительной системы приходится постоянно сталкиваться с различными формами противодействия их служебной деятельности со стороны как отдельных личностей, так и учреждений, организаций.

Читайте также:  Статья 32.4. утратила силу с 1 января 2019 года. - федеральный закон от 29.07.2018 n 251-фз.

Для успешного преодоления такого противодействия необходимо уметь действовать в экстремальных обстоятельствах, противостоять раз­личного рода негативным воздействиям, обладать твердой убежденно­стью в социальной значимости избранной профессии.

Большинству сотрудников УИС по долгу службы приходится общаться с людьми разного социального положения, возраста, образования и т. д.

Поэтому они должны обладать достаточным уровнем общего развития, широ­ким кругозором, разносторонними познаниями, быть коммуника­бельными.

  • Таким образом, специфика уголовно-исполнительной системы обус­ловливает требования к профессиональным и личным качествам ее ра­ботников, в том числе персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • Все эти требования можно разделить на две большие группы: 1) тре­бования, закрепленные международными актами в сфере борьбы с пре­ступностью и обращения с осужденными; 2) требования, закрепленные в российском законодательстве, а также вытекающие из принципов и функций уголовно-исполнительной системы.
  • Требования международных актов
  • К числу таких актов необходимо отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчело­вечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила обращения с заключенны­ми (1955), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержа­нию или заключению в какой бы то ни было форме (1988)3, а также соответствующие документы Совета Европы4: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейскую конвенцию по пре­дупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
  • 326
  • обращения или наказания (1987), Декларацию о полиции (1979), Ев­ропейские пенитенциарные правила (1987).
  • Перечисленные международные акты содержат два вида правовых норм5: нормы-принципы и нормы-рекомендации.

Нормы-принципы — это нормы общего характера, которые не до­пускают каких-либо отступлений от них как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов (ст. 30 Всеобщей декларации прав человека и гражданина и ст.

5 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Эти нормы охватывают все основные права чело­века, носят межгосударственный характер, ратифицированы большин­ством стран — членов ООН, стабильны и, следовательно, являются ори­ентиром для развития этой отрасли права и правоприменительной прак­тики.

Нормы-рекомендации не являются обязательными для государств, их ратифицировавших, хотя должны максимально учитываться в право­творческой деятельности.

Так, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками 30 ав­густа 1955 г.

(далее — Минимальные стандартные правила), и Европей­ские пенитенциарные правила, принятые Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г., не имеют обязательной юридической силы.

Несмотря на это, они получили широкое международное признание как кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению заключенных. Не случай­но одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в его члены, состоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнитель­ного законодательства этого государства в его основу были положены принципы и стандарты Совета Европы6.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Ге­неральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. и ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 г.

, является уни­версальным международным актом общего характера, обязательным для исполнения ратифицировавшими его государствами в любой сфере де­ятельности, в том числе в уголовно-исполнительной.

Под пыткой в дан­ном документе подразумевается любое действие, умышленно причиня­ющее какому-либо лицу сильную боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого подозревается, а также чтобы запугать его или третье лицо или принудить к чему-либо, или по иной причине,

Уголовно-исполнительное право

Глава 11. Персонал учреждений и органов…

основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрека­тельству, или с их ведома или молчаливого согласия7.

Не могут служить оправданием пыток никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, а также приказ вышестоя­щего начальника или государственной власти.

Информация относитель­но запрещения применения пытокдолжнавключаться в программы под­готовки персонала правоприменительных органов и других лиц, кото­рые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заклю­чения, или обращению с ними (ст. 10 Конвенции).

Недопущение пы­ток в отношении осужденных, правовой статус которых ограничен, -одно из основополагающих требований к деятельности персонала уго­ловно-исполнительной системы.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловеч­ного или унижающего достоинство обращения или наказания, приня­тая в Страсбурге 26 ноября 1987 г.8, во многом дублирует положения Конвенции ООН.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопоряд­ка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.

9 (да­лее — Кодекс), относится в большей степени к лицам, непосредственно занимающимся поддержанием правопорядка, то есть обладающим «по­лицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей» (ст.

1), однако его требования являются своеобраз­ным сводом моральных правил для всех лиц, работающих в сфере право­применения, в том числе в уголовно-исполнительной системе.

  1. Кодекс устанавливает следующие основные требования к поведению должностных лиц по поддержанию правопорядка.
  2. При исполнении обязанностей следует уважать и защищать челове­ческое достоинство, права и свободы любого человека.
  3. Применять силу можно только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения должностных обязан­ностей.
  4. Нужно сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, полученные при осуществлении своих полномочий, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного.
  5. При осуществлении полномочий недопустимы пытки, бесчеловеч­ные или унижающие достоинство виды обращения или наказания.
  6. 328
  7. Необходимо обеспечить полную охрану здоровья задержанных лиц и, в частности, принятие немедленных мер по оказанию им медицин­ской помощи.
Ссылка на основную публикацию