Раздел V АПК РФ. Производство по делам с участием иностранных лиц (действующая редакция)

27.06.2017
 3478

Раздел V АПК РФ. Производство по делам с участием иностранных лиц (действующая редакция)

Пленум Верховного суда РФ на своем заседании 27 июня принял постановление о рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом.

Этот документ обсуждался на предыдущем заседании Пленума, и в его текст внесены некоторые важные изменения. В частности, как рассказала судья ВС Наталья Павлова, рабочая группа решила отказаться от наименования «международный элемент» при характеристике споров с участием иностранных граждан и юрлиц. Также очерчена компетенция арбитражных судов при рассмотрении данных дел.

В абзаце 4 п. 1 отмечается, что указанные споры рассматриваются арбитражным судом по правилам и в пределах полномочий, установленных АПК РФ, с особенностями, предусмотренными разделом V АПК РФ («Производство по делам с участием иностранных лиц»), если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 253, 256.1 АПК РФ).

Претерпели изменения и п. 2 и 3 постановления.

Из них исключили упоминание международных договоров, таких, например, как Киевское соглашение 1992 года о специальных правилах определения компетентного суда по спорам с участием хозяйствующих субъектов государств-участников СНГ, которыми арбитражные суды должны руководствоваться при разрешении споров с иностранным элементом, ограничившись упоминанием, что специальный международный договор подлежит приоритетному применению независимо от круга его участников и времени принятия, если нормами международных договоров не установлено иное.

Скорректирован оказался и п. 19 постановления: в него добавлен новый абзац, поясняющий, что юридический статус иностранной организации определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву (ст. 1202, 1203 ГК РФ), если иное не предусмотрено нормами федерального закона.

Билет №66. Производство по делам с участием иностранных лиц в российском процессуальном законодательстве

  • Иностранные лица имеют право обращаться в суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
  • При этом они пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.
  • Иностранные лицаиностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации.
  • Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц определяется:

1) личным законом, т. е.

правом страны, гражданство которой гражданин имеет

  1. a. если лицо имеет российское и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право;
  2. b. если лицо имеет гражданство нескольких иностранных государств, его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства;
  3. c. личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

d. лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным.

Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в РФ определяется по общим правилам, предусмотренным ГПК РФ, т. е. суды РФ могут рассматривать дела с участием иностранных лиц, если ответчик имеет место жительства в РФ или находится на территории РФ.

  • Местом жительства гражданина – место, где он постоянно или временно проживает.
  • Суды вправе также рассматривать дела, если:
  • 2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории РФ;
  • 3) ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ;
  • 4) проходящий по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в РФ;
  • 5) по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РФ или истец имеет место жительства в РФ;
  • 6) по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ;
  1. 7) иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;
  2. 8) иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;
  3. 9) проходящий по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в РФ или хотя бы один из супругов является российским гражданином;
  4. 10) проходящий по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в РФ.
  5. Также возможно применение правил альтернативной подсудности – стороны выбирают, где рассматривается спор.
  6. Возможно также применение правил исключительной подсудности. К исключительной подсудности относятся:
  7. 1) дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ;
  8. 2) дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ;
  9. 3) дела о расторжении брака российских граждан с иностраннымигражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в РФ.

Билет № 67. Нотариат в МЧП.

  • Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариальных органов в России, являются Основы законодательства РФ о нотариате 1993 г.
  • Каких-либо ограничений для иностранных граждан и юридических лиц при их обращении к нотариусам не имеется.
  • В функции нотариальных контор входят:
  • 1. удостоверение документов, предназначенных для их действия за границей (в частности, доверенностей);
  • 2. принятие документов, составленных за границей;
  • 3. осуществление действий, связанных с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина России;

4. обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, и т.д.

В Основах законодательства РФ о нотариате предусмотрена возможность применения нотариусами норм иностранного права.

Нотариусы принимают документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ(ст. 104).

Данное положение включено в Основы законодательства о нотариатев интересах развития международного делового сотрудничества, так как принимаемый нотариусом в соответствии с указанной нормой документ, а также порядок совершения им соответствующих удостоверительных надписей могут существенно отличаться по форме и содержанию от документов и порядка, используемых внутри России.

Таким образом, нотариусы осуществляют существенные функции в области наследования, поскольку они выдают свидетельства о праве на наследство, принимают меры по охране наследственного имущества, что особенно важно в случаях, когда наследодателем или наследником является иностранец.

Другое направление деятельности нотариусов связано с ведением дел в судах и в иных органах за рубежом. На нотариуса возложено обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств.

Порядок сношения российских нотариусов с органами юстиции зарубежных государств определяется законодательством и международными договорами РФ.

В соответствии с нормами указанных документов нотариусы обращаются к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий и исполняют аналогичные поручения, передаваемые им в установленном порядке (как правило, через МИД России) из-за рубежа.

На территории иностранных государств нотариальные действия от имени Российской Федерации осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреждений России.

2. Документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусами и другими российскими органами при условии их легализации органом Министерства иностранных дел РФ.

Существенное значение имеет на практике решение вопроса о легализации документов (от лат. слова lex — закон). Под легализаций, таким образом, понимается удостоверение составленного в России документа определенным компетентным органом, точно так же как удостоверение документа, составленного в иностранном государстве компетентным органом этого государства.

Например, предназначенная для действия за границей составленная в России доверенность должна быть оформлена надлежащим образом (подписана уполномоченным на это лицом от имени юридического лица, снабжена печатью, засвидетельствована нотариусом, легализована Министерством юстиции, а затем Консульским департаментом Министерства иностранных дел).

Требование легализации предъявляется не только к документам, нуждающимся в совершении определенных нотариальных действий, но и к целому ряду других актов государственных органов: свидетельствам о регистрации актов гражданского состояния, судебным решениям, архивным справкам, административным документам и т.д.

Акт консульской легализации имеет два основных последствия.

1. Во-первых, он представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписей иностранных должностных лиц на документе или акте.

2. Во-вторых, легализуя документ или акт, консул устанавливает и свидетельствует его соответствие законам соответствующего иностранного государства.

Отмена требования консульской легализации возможна, в частности, в соответствии с предписаниями международных договоров.

Наиболее важной является Гаагская конвенция 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. В настоящее время участниками этого международно-правового соглашения являются 87 государств мира, включая Россию и другие государства СНГ. Конвенция вступила в силу для России в 1992 г.

Читайте также:  Статья 6. полномочия правительства российской федерации

Смысл Конвенции заключается в освобождении от легализации официальных документов, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. К таким документам, согласно ст. 1 Конвенции, относятся:

  1. 1. документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
  2. 2. административные документы
  3. 3. нотариальные акты;
  4. 4. официальные пометки, такие как отметки о регистрации;

5. визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, а также на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной деятельности.

В соответствии с Конвенцией 1961 г.

единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление специальной удостоверительной отметкиапостиля (ст. 3).

В Российской Федерации апостиль проставляется Министерством юстиции, МВД, прокуратурой и Архивным ведомством на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.

Значение Конвенции состоит в том, что она облегчает и упрощает процедуру оформления тех документов, касающихся прав граждан, которые должны представляться в зарубежные организации.

Как указывается в ст. 3 Конвенции 1961 г., проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают эту процедуру или освобождают документ от легализации.

В Минской конвенции 1993 г. и в Кишиневской конвенции 2002 г.

предусмотрено правило о том, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.

Согласно заключенному сторонами СНГ многостороннему Соглашению о гарантиях прав граждан в области выплат социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 г.

(вступило в силу для Российской Федерации 12 апреля 1992 г.

) соответствующие документы, выданные на территории одной страны, или их заверенные копии принимаются на территории другой стороны без легализации.

Раздел V. Производство по делам с участием иностранных лиц

  • Глава 32. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц
  • Статья 247. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц
  • Статья 248. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц

Статья 248.1.

Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера

Статья 248.2. Запрет инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера

  1. Статья 249. Соглашение об определении компетенции арбитражных судов в Российской Федерации
  2. Статья 250. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по применению обеспечительных мер по делам с участием иностранных лиц
  3. Статья 251. Судебный иммунитет международных организаций
  4. Статья 252. Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям
  5. Глава 33. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  6. Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  7. Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц
  8. Статья 255. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения
  9. Статья 256. Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий

Глава 33.1. Производство по делам с участием иностранного государства

Статья 256.1. Производство по делам с участием иностранного государства

Статья 256.2. Компетенция арбитражных судов по делам с участием иностранного государства

Статья 256.3. Юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства, представительство

Статья 256.4. Подача искового заявления

Статья 256.5. Особенности применения мер по обеспечению иска

Статья 256.6. Направление и вручение иностранному государству извещений и иных процессуальных документов

Статья 256.7. Особенности предварительного судебного заседания и прекращения производства по делу

Статья 256.8. Участие в деле государственных органов

Статья 256.9. Применение принципа взаимности

Статья 256.10. Рассмотрение дела в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком

Статья 256.11. Привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства

Статья 256.12. Порядок исполнения судебных актов арбитражного суда в отношении иностранного государства

Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Раздел V. Производство по делам с участием иностранных лиц

ФНС России от 24.03.2015 N СА-4-7/4709@

Таким образом, налоговые органы не лишены возможности обратиться в арбитражный суд Российской Федерации с иском о взыскании задолженности налогоплательщика с его иностранного основного или зависимого общества, если подача такого заявления возможна в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, международными договорами и с разделом V Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Арбитражный процесс

Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, предусмотренными главой 32, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне ее пределов, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства.

В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — не более чем на шесть месяцев.

Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.

Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае их непредставления арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.

Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.

Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

  • Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
  • Арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие).
  • Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:
  1. исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;
  2. исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
  3. не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
  1. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в установленном законном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  2. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.
  3. Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
  4. Вопросы признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства.
  5. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается стороной в споре, в пользу которой состоялось решение (далее — взыскатель), в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
  6. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем. В нем должны быть указаны:
  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. наименование и место нахождения иностранного суда либо наименование и состав третейского суда или международного коммерческого арбитража, место его нахождения;
  3. наименование взыскателя, его место нахождения или место жительства;
  4. наименование должника, его место нахождения или место жительства;
  5. сведения о решении иностранного суда или об иностранном арбитражном решении, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует взыскатель;
  6. ходатайство взыскателя о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения;
  7. перечень прилагаемых документов.
Читайте также:  Статья 15. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений

В заявлении о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты взыскателя, должника, их представителей и иные сведения.

К заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда прилагаются:

  1. удостоверенная надлежащим образом копия решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует взыскатель;
  2. документ, удостоверенный надлежащим образом и подтверждающий вступление решения иностранного суда в законную силу, если это не указано в тексте самого решения;
  3. документ, удостоверенный надлежащим образом и подтверждающий, что должник был своевременно и в надлежащей форме извещен о разбирательстве дела в иностранном суде, о признании и приведении в исполнение решения которого ходатайствует взыскатель;
  4. доверенность или иной документ, удостоверенные надлежащим образом и подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление в арбитражный суд;
  5. документ, подтверждающий направление должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;
  6. заверенный надлежащим образом перевод указанных в п. 1-5 документов на русский язык.

К заявлению о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное, прилагаются:

  1. надлежащим образом заверенное подлинное иностранное арбитражное решение или его надлежащим образом заверенная копия;
  2. подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;
  3. надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов, указанных в п. 1 и 2.

К заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения прилагается также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом для уплаты государственной пошлины при подаче в арбитражный суд заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Документы, указанные выше, признаются удостоверенными надлежащим образом, если они соответствуют требованиям ст. 255 АПК РФ, т.е. при наличии легализации указанных документов или проставления апостиля.

Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения рассматривается в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд.

Арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, предусмотренных ст. 244 АПК РФ, путем исследования представленных в арбитражный суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений.

При рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу.

Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части в следующих случаях:

  • решение по закону государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу;
  • сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения;
  • рассмотрение дела в соответствии с международным договором Российской Федерации или федеральным законом относится к исключительной компетенции суда в Российской Федерации;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • на рассмотрении суда в Российской Федерации находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или суд в Российской Федерации первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению, и этот срок не восстановлен арбитражным судом;
  • исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Российской Федерации.

Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение полностью или в части иностранного арбитражного решения по основаниям, указанным п. 7 ч. 1 ст. 244 и ч. 4 ст.

239 АПК РФ (для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения арбитражный суд выносит определение по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ для принятия решения. В этом определении должны содержаться:

  1. наименование и место нахождения иностранного суда либо наименование и состав третейского суда или международного коммерческого арбитража, принявших решение;
  2. наименования взыскателя и должника;
  3. сведения о решении иностранного суда или об иностранном арбитражном решении, о признании и приведении в исполнение которого ходатайствовал взыскатель;
  4. указание на признание и приведение в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения либо на отказ в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.

Определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его вынесения.

Принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, вынесшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ и федеральным законом об исполнительном производстве.

Читайте также:  Третья июньская политическая система (1907—1914) - история России

Решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня вступления его в законную силу. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству взыскателя.

О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением положений арбитражного процессуального кодекса российской федерации по делам с участием иностранных лиц

Рассмотрение дел с участием иностранных лиц ставит ряд вопросов, с которыми не приходится сталкиваться в случаях, когда участниками процесса являются исключительно российские юридические и физические лица.

Это вопросы компетенции суда и подведомственности российскому суду спора с участием иностранных лиц, соблюдения порядка извещения иностранных лиц о судебном разбирательстве, идентификации иностранных лиц — участников арбитражного процесса, соблюдения требований к представляемым в суд документам, составленным на территории иностранных государств, обеспечения лицам, не владеющим языком судопроизводства, права пользоваться услугами переводчика, и другие.

Непосредственно производству по делам с участием иностранных лиц посвящены главы 32 и 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) «Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц» и «Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц». Кроме того, отдельные нормы, касающиеся данной категории дел (статьи 12, 14, часть 5 статьи 27, статья 57, статьи 107, 109, 121 АПК РФ), содержатся в разделе I АПК РФ «Общие положения».

Однако сложность подобных дел связана в первую очередь с тем, что правовое регулирование судопроизводства по ним не ограничивается нормами АПК РФ: особое значение при разрешении таких споров имеет знание и правильное применение международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 253 АПК РФ дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам названного Кодекса с особенностями, предусмотренными главой 33, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Отсылки к международным договорам Российской Федерации содержатся и во многих других статьях АПК РФ, касающихся рассмотрения дел с участием иностранных лиц.

  • Таким образом, при рассмотрении данной категории дел необходимо обращаться к международным договорам, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над нормами национального законодательства.
  • С учетом того, что в настоящее время Российская Федерация участвует в нескольких десятках международных соглашений (двусторонних и многосторонних) в области международного гражданского процесса, многие из которых имеют сходный предмет регулирования, определение подлежащей применению к конкретному правоотношению нормы международного права не всегда является легкой задачей.
  • Анализ судебной практики Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) позволил выявить наиболее актуальные вопросы, с которыми сталкиваются суды при рассмотрении дел с участием иностранных лиц.
  • Порядок извещения иностранного лица
  • о судебном разбирательстве
  1. При рассмотрении данной категории дел, как правило, возникает вопрос о соблюдении порядка направления судебных документов участвующему в деле иностранному лицу.
  2. В соответствии с частью 5 статьи 121 АПК РФ иностранные лица извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия по общим правилам, если иное не предусмотрено названным Кодексом или международным договором Российской Федерации.
  3. Анализ положений статьи 253 АПК РФ позволяет выделить два варианта направления судебных документов участвующему в деле иностранному лицу:
  4. 1) в случае если иностранные лица, их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, применяется обычный порядок уведомления, определенный главой 12 АПК РФ;
  5. 2) если иностранные лица находятся или проживают за границей, у них нет на территории Российской Федерации органов управления, филиалов, представительств либо представителей, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства.

Рассмотрим первую ситуацию. Если в материалах дела имеются данные, что у иностранного лица есть представитель по доверенности, проживающий на территории Российской Федерации, то иностранное лицо извещается судом через такого представителя.

Возможность извещения иностранного лица через представителя вполне согласуется с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 25.03.2004 N 27 , в соответствии с пунктом 3.21 которой в случае, если на территории Российской Федерации находится представитель иностранного лица, уполномоченный на получение судебных документов, последние направляются по адресу представителя.

  • Судебная практика исходит из того, что направление судебных документов по адресу проживающего на территории Российской Федерации представителя иностранного лица является надлежащим способом извещения такого лица о времени и месте судебного заседания.
  • По одному из дел гражданин — акционер закрытого акционерного общества обратился в арбитражный суд с иском к данному закрытому акционерному обществу и норвежской компании о признании недействительными заключенных между ними договоров.
  • Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены.
  • В кассационной жалобе норвежская компания, в частности, сослалась на то, что суд апелляционной инстанции не известил ее надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Кассационная инстанция отклонила данный довод жалобы как необоснованный, указав следующее.

По смыслу части 2 статьи 253 АПК РФ участвующее в деле иностранное лицо может быть извещено о времени и месте судебного разбирательства через его представителей, уполномоченных на ведение дела, в соответствии с общими нормами АПК РФ, если эти представители находятся или проживают на территории Российской Федерации.

Кассационную и апелляционную жалобы от имени норвежской компании подписывал ее представитель, действовавший на основании доверенности, выданной на ведение данного дела, — гражданин С., который проживает в городе Архангельске. Из материалов дела следует, что гражданин С. извещался о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Таким образом, суд апелляционной инстанции известил о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащее лицо, уполномоченное на ведение дела от норвежской компании, в соответствии с нормами АПК РФ.

Следовательно, суд не нарушил нормы процессуального права, регулирующие порядок извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства (Постановление ФАС СЗО от 06.06.

2005 по делу N А05-3013/04-23 ) .

В судебной практике встречаются также примеры, когда надлежащим уведомлением иностранного лица признается уведомление его органа управления, находящегося на территории Российской Федерации.

Так, по одному из дел кассационная инстанция указала на неосновательность доводов кассационной жалобы о ненадлежащем уведомлении третьего лица — иностранной компании о времени и месте судебного заседания, поскольку в деле имеются доказательства того, что директором данной иностранной компании является гражданин П., с указанием адреса его проживания в Российской Федерации, по которому он надлежащим образом уведомлен о дне слушания дела в суде (Постановление ФАС СЗО от 06.08.2004 по делу N А56-35119/02) .

Вместе с тем в специальной литературе по данному вопросу приводятся сведения, что извещение только филиала или представительства иностранной организации, без направления документов предусмотренным соответствующим международным договором образом основной организации в ряде случаев приводит к отказу в признании и приведении в исполнение решения российского суда в иностранном государстве .

———————————

Морозова Ю.Г. Многосторонние и двусторонние конвенции о правовой помощи // Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. Сборник / Под общ. ред. Т.Н. Нешатаевой. М., 2002. С. 21.

Другая ситуация с порядком уведомлений иностранных лиц возникает, если иностранное лицо находится или проживает за границей, у него нет на территории Российской Федерации органов управления, филиалов, представительств либо представителей.

В этом случае порядок направления судебных документов в зависимости от того, в каком государстве находится иностранное лицо, может регулироваться следующими международно-правовыми актами:

а) Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, заключенной в Гааге 15.11.65 (далее — Гаагская конвенция 1965 года);

Ссылка на основную публикацию