Третья июньская политическая система (1907—1914) — история России

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Третья июньская политическая система (1907—1914) - история России

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря из­бирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала пол­ностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержа­вие было ограничено парламентом, а реально — оставалось неограни­ченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем.

В III Думе действовал так называ­емый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских за­конов. Этот механизм позволял правительству П. А.

Столыпина при­нимать любые необходимые ему законы.

Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших пос­та в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Он был убежденным монархистом и противником ре­волюции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и рефор­мы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутрен­него и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.

Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.

  1. Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: «Сначала успокое­ние, потом реформы»), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном по­рядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. чело­век). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций).
  2. Аграрная реформа — основная из реформ П. А. Столыпина:
  • решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Сто­лыпин преследовал сразу несколько целей:
  • экономические — увеличить производство сельскохозяйствен­ной продукции и освоить пустовавшие земли;
  • политические — снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьян­ства из центра России (во избежание их участия в революции);
  • социальные — решить проблему малоземелья в перенаселенных центр&#

Источник: http://sochineniye.ru/treteiyunskaya-monarhiya-1907-1914-deyatelnost-p-a-stolypina/

2.Третьеиюньская политическая система: цели и сущность, причины ее кризиса

20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее поло-жение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест.

Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, полу-чили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%).

В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов.

В начале марта в Думе выступил председатель Совета мини-стров Столыпин с правительственной декларацией о прове-дении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновен-ности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и рань-ше, центральным был аграрный вопрос.

Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали ради-кального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избиратель-ный закон.

Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присы-лать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так со-здавалась видимость «народного гласа». В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая прово-кация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в под-готовке государственного переворота.

Правительство потре-бовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.

3 июня 1907 г. II Госу-дарственная дума была досрочно распушена, а некоторые чле-ны социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.

Изменение избирательного закона в Думу было про-ведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го ок-тября, и потому акт 3-го июня был воспринят как «государственный переворот».

Новым избирательным законом было сильно урезано представительство в Думе от окраин государства: Польша должна была вместо 36 посылать 14 депутатов (в том числе 2 от русского населения), Кав-каз вместо 29 — десять. Средняя Азия была вовсе лишена думского представительства.

В европейской России при избрании выборщиков в губернские избирательные собра-ния курии землевладельцев было предоставлено преобла-дание над другими куриями: в 34 губерниях из 52-х съезды землевладельцев выбирали в губернские избирательные собрания абсолютное большинство выборщиков; в общей сложности курия землевладельцев избрала 50,5% выбор-щиков (вместо 31%), крестьянская курия — 22,5% (вме-сто 42%); городская курия избирала по-прежнему 27% выборщиков, но теперь городские избиратели были раз-делены на две курии, причем первой (“цензовой”) было предоставлено большинство выборщиков. Бородин А.П. Усиление позиции объединенного дворянства в Государственном Совете в 1907-1914 гг. / Вопросы истории, 1977, № 2.

Рабочая курия сохранилась лишь в 6-ти наиболее про-мышленных губерниях. От каждой курии губернские из-бирательные собрания непременно должны были избрать в Думу по одному представителю, остальные депутаты могли быть избраны из любой курии.

Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество из-бирателей сохранялось, однако крестьянское представитель-ство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число де-путатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.

Выборы в 3-ю Думу происходили осенью 1907 года в обстановке тер-рора и разгула реакции. Правительство су-мело на этот раз обеспечить по-слушный состав Думы. Большинство о ней имели помещики и буржуазия. Од-нако абсолютного большинства не имела ни одна партия, и дали сле-дующий состав: правых 50, “умеренно-правых” 71, националистов 26 (всего правых 147), октябристов (центр.

Читайте также:  Статья 13. Права объединения работодателей

) 154; налево от октябристов: прогресси-стов 28, к.-д. 54, трудовиков 13, с.-д. 20, поляков и литовцев 18, мусульман 8 (всего 141). Главную роль в третьей Думе играла фракция октябристов; из их среды были и председатели Думы, сначала Н. А. Хомяков, потом Д. И. Гучков. “Столыпинское” большинство в Думе со-ставляли октябристы, на-ционалисты и умеренно-пра-вые.

— Бюджетные права Думы давали ей боль-шое вли-яние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой.

3-я Дума приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала ре-организацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. В то же время она поддерживала националистический курс, ус-военный с 1909 г. министерством Столыпина.

Она при-няла законы об огра-ничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства, с преобладанием русского элемента, о выде-лении Холм-ской области в особую губернию (иронически названное “четвертым разде-лом Польши”). Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ, 1998. С.342

Главным архитектором “третьеиюньской” политической си-стемы яв-лялся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энер-гичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внут-ренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.

Отсутствие в Думе какого-либо однопартийного боль-шинства заранее предопределялось новым избиратель-ным законом и отражало интересы царизма. “В III Думе с самого начала были два большинства” (Ленин В. И. Полное собр. соч., т. 20, с- 374) — черносотенно-октябристское и октябристско-кадетское.

Лавирование между ними для сохранения основ самодержавия и подавления рево-люции вылилось в политику бонапартизма. “Бонапар-тизм есть лавирование монархии, потерявшей свою Ста-рую, патриархальную или феодальную… опору,—писал В.

И, Ленин,—монархии, которая принуждена эквилибрировать, чтобы не упасть,—заигрывать, чтобы управлять… Бонапартизм есть объективно неизбежная, прослежен-ная Марксом и Энгельсом… эволюция монархии во вся-кой буржуазной стране” (Полн. собр. соч., т. 17, с. 273—274). После революции 1905 г.

царизм понял, что рассчитывать на крестьянство нельзя, а дворянство не могло быть достаточно прочной социальной опорой. Поэтому самодержавие установило союз с буржуазией, которая и сама стремилась в лагерь реакции из страха перед революционным народом.

Важнейшим проявле-нием бонапартизма, таким образом, было заигрывание с буржуазией. Одновременно важная черта этой полити-ки—жестокая расправа с революционным народом.

Реакционная, черносотенная Дума охотно поддержи-вала правительство в его борьбе с революцией. Вся стра-на управлялась на основе “Положения об усиленной и чрезвычайной охране”. Полицейские репрессии обруши-лись на демократическую печать, профсоюзы, культурно-просветительные общества рабочих.

Особым преследо-ваниям подверглась партия пролетариата. В.И. Ленин, вернувшийся в Россию в ноябре 1905 г., вынужден был в декабре 1907 г. уехать во вторую эмиграцию. Многих большевиков казнили, отправили в ссылку или на каторгу. Всюду действовали военно-полевые суды.

Цель правительства состояла в том, чтобы задушить револю-цию физически и идейно. Для этого использовали не только правительственный террор, но и идеологические диверсии. Самодержавию в этом активно помогала бур-жуазия.

Она принялась оплевывать революционные традиции, чернить революционеров; началась активная проповедь поповщины и идеализма. усилилась критика марксизма. Упадочничество и реакция в области идеоло-гии свидетельствовали об окончательном переходе либеральной буржуазии в лагерь черносотенцев и самодер-жавия.

Правительство охраняло буржуазию и власть капитала с помощью штыков. Буржуазия поддерживала финансовую, национальную и аграрную политику са-модержавия. Таков был идейно-политический итог раз-вития российского либерализма.

Третья Государственная дума стала первой, проработав-шей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность де-путатского корпуса была законодательно сокращена.

Из 442 мест 146 получили правые, 155—октябристы и близкие им группы, 108 — кадеты и сочувствующие, 13 — трудо-вики и 20 — социал-демократы. Думским центром оказа-лась партия “Союз 17 октября”, а председателем был из-бран октябрист Н.А. Хомяков. В марте 1910 г его сменил лидер партии А.И.

Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем пред-седателем и Четвертой думы (1912—1917).

Третьедумский период— время поисков модели сосуще-ствования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жиз-ни, между правительством и депутатским корпусом.

Боль-шинство избранников уже не смотрело на Совет министров как на “шайку преступников”, не воспринимало существую-щую государственную систему как “темное царство”, кото-рое надлежало разрушить до основания. Поиск взаимодей-ствия, изыскания форм конструктивного сотрудничества не были простыми и легкими.

Немало за это пятилетие было острых моментов, взаимного непонимания, отражавшего ста-рые предубеждения. Свой взгляд на работу законодательного органа сформулировал царь. Принимая 6 января 1908 г.

в Большом Царскосельском дворце 300 депутатов (группы пра-вых и центра), он сказал: “Помните, что вы созваны Мною для разработки нужных России законов и для содействия Мне в деле укрепления у нас порядка и правды.

Из всех законопроектов, внесенных по Моим указаниям в Думу, Я считаю наиболее важным законопроект об улучшении зе-мельного устройства крестьян и напоминаю о Своих неодно-кратных указаниях, что нарушение чьих-либо прав собствен-ности никогда не получит Моего одобрения; права собствен-ности должны быть священны н прочно обеспечены зако-ном».

Правительство подготовило целую серию законопроек-тов, которые и стали предметом обсуждения.

Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной сте-пени все стороны жизни страны и нацеленных на постепен-ное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острей-ший вопрос — аграрный.

Читайте также:  Статья 31. отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появилась мощная фигура Петра Аркадьевича Столыпина, ставшая ярким символом прави-тельственной власти в последнее десятилетие существова-ния монархии.

В сентябре 1911 г. Столыпин был убит в Киеве анар-хистом (который в то же время был агентом охранного отделения). Премьером был назначен министр, финансов В. Н. Коковцов.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/28641

Доклад: Третья июньская монархия в 1907 — 1914 гг

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ В 1907 — 1914 ГГ.

Изменения в характере политической власти. Новый закон от 3 июня 1907 г. сократил представительство от крестьян в 2 раза, от рабочих — в 3 раза, от Польши и Кавказа — в 3 раза. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 1/2 выборщиков, а крестьяне (90% избирателей) — 1/5.

Не имели избирательного права “инородцы” Зауральских регионов, военнослужащие, студенты, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность.

Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган — Сенат.

Крестьянские волостные суды, окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели — на определенный срок на основании имущественного ценза. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции, действовали Временные правила о союзах, допускались экономические стачки, отменена была цензура.

Но фактически свободы ограничивались инструкциями, циркулярами и др. подзаконными актами правительства. Кроме того, положение о чрезвычайной охране в 1907 г. действовало на 75% территории Европейской России.

Внутриполитический курс П.А. Столыпина.Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по успокоению страны оставались тщетными. При этом государство допускало только те преобразования, которые считались неизбежными.

Речь шла о сложном лавировании между интересами различных классов и групп, но главным ориентиром оставалось сохранение “твердых монархических устоев” самодержавно- бюрократического государства. Премьер-министр П.А. Столыпин (1862-1911), занимавший, кроме того, пост министра внутренних дел выступал главным проводником такой политики правительства.

После назначения премьером он стал одним из инициаторов создания военно-полевых судов. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государственный строй.

На первом этапе столыпинской аграрной реформы (1906-1910) произошел некоторый подъем крестьянского движения (1908 г. — 855, 1910 г. — свыше 1000). На втором этапе реформы (1911-1914 гг.

), после прекращения принуждения, переориентации правительства на землеустройство с целью создания широкого слоя крепких сельских хозяев, а также под воздействием первых экономических успехов крестьянское движение резко снизило свою активность. Приступив к подготовке “рабочих” законов, правительство продолжало политику “успокоения” в отношении рабочего движения.

Половину всех арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. Предписывалось закрывать культурно- просветительские общества и профсоюзы, замеченные в “политической пропаганде”, разгонялись профсоюзы.

В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, осуществлению жесткого контроля над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания много раз выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также обращал особое внимание на вопрос о рабочем законодательстве. Однако правое большинство III Думы в течение 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение внесенных правительством законопроектов. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней. Местное самоуправление по замыслу Столыпина реорганизовать не удалось.

Классы и партии в 1907 — 1914 гг.

Источник: https://superbotanik.net/referati/referaty-po-istorii/doklad-tretya-iyunskaya-monarhiya-v-1907—1914-gg

Политическая жизнь в 1907-1914 годах

Нововведение в избирательном процессе подчеркивало неравность классов один голос помещика был равен 65 голосам представителей мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 рабочих. Количество кандидатов в депутаты от Польши и Кавказа сокращалось в 2 раза.

Такие регионы, как Сибирь и Средняя Азия вообще лишались своих представителей в парламенте император открыто заявил, что культурный и социальный уровень развития жителей этих территорий еще не позволяет им назваться полноценным гражданским обществом.

III Государственная Дума

В составе 3-ей Государственной Думы, выборы которой проводились уже по новому законодательству, абсолютное большинство принадлежало крупным землевладельцам — 242 депутатских места. Депутатский корпус состоял из октябристов, монархистов и социал — демократов.

Эсеры, которые имели все шансы пройти в парламент, выборы демонстративно проигнорировали. За время работы Думы третьего созыва, было сменено три председателя, однако все они принадлежали к фракции октябристов.

В политической жизни государства III Государственная Дума сыграла важную роль именно за ней оставалось последнее слово в принятие решений, которые касались внедрения аграрной реформы.

Ужесточение национальной политики

Идеологической основой реформ Столыпина, было создание культа единого русского народа. Такая политика нашла поддержку, как в народе, так и среди депутатов Думы. В октябре 1909 года в парламенте была создана фракция националистов, члены которой открыто заявляли о необходимости борьбы с «инородцами».

Ответственность за революционные события 1905 года была повешена на народы окраин, которые де факто вступили в борьбу одними из последних и никак не могли быть организаторами восстаний. Националисты и октябристы были верными соратниками Столыпина и несколько лет всячески поддерживали его реформы.

Читайте также:  Федеральный закон от 25.07.1998 n 128-фз (ред. от 13.07.2020) "о государственной дактилоскопической регистрации в российской федерации"

Тем не менее, после ужесточения национальной политики, некоторые народы Российской империи начали возвращаться к антиправительственным акциям, которые носили явный революционный характер. Члены фракций отказались вести дальнейшую политику национализации, так как боялись вспышки восстаний на национальных окраинах.

Положение министра ухудшилось, когда от национальной политики всеобщей русификации отказался сам император, которого также начали пугать нарастающие национально-освободительные движения в Империи. Со временем все больше становилось понятным, что министра-реформатора ждет скорая отставка.

1 сентября 1991 Столыпин был убит одним из активистов революционного движения возле оперного театра в Киеве. Убийство приобрело широкий резонанс в обществе — многие считали, что убийца был оплаченным агентом Николая II.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Социально-экономическое развитие 1907-1914 годов: реформы Столыпина
Следующая тема:   Серебряный век русской культуры: развитие литературы, образования и науки

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/politicheskaya-zhizn-1907-1914

Россия в 1907-1914 гг. Режим третьеиюньской монархии

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13Следующая ⇒

Политическая сущность режима третьеиюньской монархии. Столыпинская аграрная реформа и ее итоги.

Политический режим, установившийся в России после поражения первой русской революции, получил название режима третьеиюньской монархии. При подготовке этой темы необходимо выявить его сущность и показать заложенные в нем противоречия (сочетание реформаторской и реакционно-консервативной тенденций); проанализировать причины его неустойчивости.

Сущность режима третьеиюньской монархи – это особая политика лавирования правительства между различными политическими силами в рамках парламентской системы и с учетом расстановки сил по новому избирательному закону 3 июня 1907 г. При этом правительство сохраняло полную самостоятельность своего политического курса, но действовало с учетом новой политической обстановки, сложившейся после революции.

Характерная черта – опора на двойное большинство в III и IV Государственных думах (правооктябристское и октябристско-кадетское), в результате чего правительство, сохраняя парламентскую систему, могла принять практически любой законопроект, как консервативной (правооктябристское большинство), так и либеральной направленности (октябристско-кадетское большинство). В результате складывалась видимость парламентаризма и законности, что несколько успокаивало либеральное общественное мнение, хотя на деле правительство подчинялось только императору, Государственная дума никакого влияния на него не оказывала.

Главное направление внутренней политики этого периода – это сочетание карательных мер против революционеров («военно-полевые суды» и т.д.) с попыткой решить наиболее животрепещущие вопросы, прежде всего аграрный (реформа Столыпина).

Столыпинская аграрная реформа. Цели реформы:

политические: сформировать новую социальную опору режима в лице крестьян-собственников;

экономические: увеличить производство с/х продукции, чему препятствовало общинное землевладение (укажите почему?);

социальные: решить проблему перенаселенности центральных районов и проблему малоземелья, не затрагивая помещичье землевладение.

Основные мероприятия реформы:

1. Разрешение крестьянам свободного выхода из общины с закреплением надельной земли в собственность, при этом поощрялся переход на отрубные и хуторные хозяйства на праве частной собственности.

Отруб – это сведение всех наделов крестьянина в одно единое владение, при этом сам крестьянин оставался жить в деревне.

Хутор – то же самое, но при этом крестьянин переезжал жить в свое новое владение.

2. Реорганизация Крестьянского банка: крестьянам, переходившим на отруба и хутора, а также переселенцам выдавались ссуды на льготных условиях. Кроме того, банку были переданы большие массивы государственных и дворцовых (удельных) земель для продажи по льготным расценкам.

3. Организация переселения всех желающих на окраины (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия).

Итоги реформы: крайне противоречивы. С точки зрения развития экономики – они положительны (увеличение почти в 2 раза экспорта пшеницы); реформа стала одной из причин промышленного подъема 1909-1913 гг.

Однако политические и социальные цели решены не были: из общин вышло примерно 20 % крестьян, из них только половина перешла на хутора и отруба; другая половина крестьян продала наделы и уехала в города, еще более усугубив проблему безработицы, то есть новая массовая социальная опора создана не была. Не была решена и проблема малоземелья (переселилось на окраины ок. 2 млн. человек, но почти ¼ из них вернулись обратно), хотя уровень экономического развития окраин значительно возрос.

К тому же реформа часто проводилась насильственными методами, был нарушен принцип добровольного выхода из общины, что привело к росту недовольства среди населения и ненависти к вышедшим из общины.

В целом же итоги оказались не совсем такими, которые прогнозировал Столыпин. После его гибели в 1911 г. темпы реформ резко снизились.

Ключевые даты:

3 июня 1907 г. – новый избирательный закон (резко сократилось представительство крестьян, увеличилось представительство от крупной буржуазии и дворянства).

1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г. – III Государственная думам (ни у одной партии не было абсолютного большинства; на первом месте – октябристы, на втором – правые, на третьем – кадеты; председатель – Гучков).

1907-1910 гг. – спад рабочего движения.

9 ноября 1906 г. – указы об отмене выкупных платежей с 1907 г.

и о праве свободного выхода из общины и создания хозяйств на праве частной собственности – начало столыпинской аграрной реформы (инициатор ее проведения: П.А. Столыпин – глава правительства в 1906-1911 гг.).

Указ 1906 г. стал законом после одобрения Государственной думы 14 июня 1910 г. (с некоторыми изменениями).

15 ноября 1912 г. – 25 февраля 1917 г. –IV Государственная дума (до августа 1915 г. расстановка сил в ней такая же, как и в III ГД), председатель – Родзянко.

1912-1914 гг. – рост стачечной борьбы и активизация деятельности революционных партий (особенно в связи с Ленским расстрелом 4 апреля 1912 г.); общее обострение ситуации в стране, складывание новой революционной ситуации, прерванное началом I мировой войны.

Август 1915 г

Источник: https://lektsia.com/1x8b5.html

Ссылка на основную публикацию